"Стандарты в образовании"
рабочая программа по теме

Шабля Иван Николаевич

Представлена рабочая программа дисциплины "Стандарты в образовании" для обучения магистрантов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rupd_standarty.docx64.33 КБ

Предварительный просмотр:

лого

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Дальневосточный федеральный университет»

(ДВФУ)

ШКОЛА ПЕДАГОГИКИ ДВФУ

Согласовано

Школа педагогики ДВФУ

«УТВЕРЖДАЮ»

Заведующая  кафедрой педагогики

Руководитель ОП

_____________  ___ __________

(подпись)            (Пишун В.К.)

______________  _ Шурухина Т.Н._____

(подпись)              (Ф.И.О. зав. каф.)

«26»     июня   2014 г.

26 июня 2014 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (РПУД)

СТАНДАРТЫ В ОБРАЗОВАНИИ

Направление— 050100.68 Педагогическое образование
Магистерская программа: Проектирование образовательных программ
Форма подготовки (очная)

кафедра педагогики

курс  1 семестр  1

лекции - 10 (час.)

практические занятия  - 30 (час.) 

семинарские занятия

лабораторные работы    

консультации  

всего часов аудиторной нагрузки - 40 (час.)

самостоятельная работа -  68 (час.)

реферативные работы (количество) – не предусмотрены

контрольные работы (количество) – не предусмотрены

зачет – 1 семестр

экзамен  - не предусмотрен

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (Приказ Министерства образования и науки РФ № 35 от 14 января 2010  г.).

Рабочая программа обсуждена  на заседании кафедры  педагогики,  протокол № 7 от «19»  марта 2014 г.

Заведующая кафедрой: _____________     Шурухина Т.Н. «___» _____________ 2014 г.

Составитель:         _____________ Шабля И.Н.


I. Рабочая программа пересмотрена на заседании кафедры:

Протокол от «_____» _________________ 2014 г.  № ______

Заведующий кафедрой _______________________   __________________

                                                          (подпись)                             (И.О. Фамилия)

II. Рабочая программа пересмотрена на заседании кафедры:

Протокол от «_____»  _________________ 2014  г.  № ______

Заведующий кафедрой _______________________   __________________

                                                          (подпись)                             (И.О. Фамилия)


АННОТАЦИЯ

Рабочая программа дисциплины «Стандарты в образовании» предназначена для студентов, обучающихся по направлению 050100.68 Педагогическое образование, магистерская программа «Проектирование образовательных программ».

 Дисциплина «Стандарты в образовании» относится к обязательным дисциплинам вариативной части общенаучного цикла. Изучение данной дисциплины базируется на освоении магистрантами следующих дисциплин базовой части профессионального цикла направления подготовки «Педагогическое образование» (бакалавриат): «Педагогика», «Психология». Дисциплина «Стандарты в образовании» предоставляет возможность студентам приобрести опыт теоретического и практического обоснования собственной педагогической деятельности в аспекте организации и осуществления учебной работы.  

В ходе преподавания дисциплины используются источники, раскрывающие проблемы стандартизации образования; внедрения новых образовательных стандартов в учебный процесс. Содержание данной дисциплины связано с содержанием следующих дисциплин: «Разработка программ развития образовательного учреждения»,  «Проектирование в образовании».  

Целью  изучения данной дисциплины является изменение и преобразование основных профессиональных компетенций, необходимых для организации и осуществления учебного процесса с учащимися различных ступеней обучения с учётом требований ФГОС.

Задачи дисциплины 

В ходе реализации программы будут решаться следующие задачи:

  • способствовать  развитию способности разрабатывать и реализовывать программы по отдельным учебным дисциплинам на различных ступенях обучения;
  • способствовать развитию способности обобщать, анализировать и переосмысливать собственную педагогическую деятельность;
  • способствовать развитию способности решать задачи обучения и развития учащихся  на различных ступенях обучения;
  • способствовать развитию умения применять современные методы и формы обучения, методы диагностирования достижений обучающихся;
  • развитие способности организовывать сотрудничество обучающихся, поддерживать их активность, инициативность и самостоятельность.

Требования к результатам освоения содержания дисциплины

В результате изучения дисциплины студенты должны знать:

  • основные тенденции модернизации отечественного образования;
  • основные подходы, лежащие в основе государственных образовательных стандартов;
  • специфику и особенности стандартов разных ступеней обучения;
  • виды и характерные особенности универсальных учебных действий;
  • характерные особенности планируемых результатов обучения на разных ступенях обучения;
  • структуру и основные особенности программы по учебному предмету;
  • структуру и основные особенности основной образовательной программы образовательного учреждения.

Уметь:

  • проектировать   результаты обучения в рамках своего предмета;
  • проектировать основные универсальные учебные действия для своего предмета;
  • отбирать, планировать и встраивать в структуру занятий активные методы обучения;
  • составлять фрагменты основной образовательной программы образовательного учреждения, относящиеся к сфере его профессиональной деятельности;
  • составлять рабочую программу по предмету с учетом требований стандарта.

Иметь навыки:

  • работы с нормативными актами, документами публичного доступа, а также текстами при определении существующих проблем  организации учебной деятельности с учащихся;
  • поиска, обработки и анализа информации, необходимой для осуществления учебного процесса с учащимися, а также подготовки предложений по их решению.

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

Выпускник должен обладать следующими общепрофессиональными компетенциями (ОПК):

  • способностью осуществлять профессиональное и личностное самообразование, проектировать дальнейший образовательный маршрут и профессиональную карьеру (ОПК-2);

Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):

  •   способностью применять современные методики и технологии организации и реализации образовательного процесса на различных образовательных ступенях в различных образовательных учреждениях (ПК-1);
  • готовностью использовать современные технологии диагностики и оценивания качества образовательного процесса (ПК-2);
  • готовностью к разработке и реализации методических моделей, методик, технологий и приемов обучения, к анализу результатов процесса их использования в образовательных заведениях различных типов (ПК-8);
  • готовностью к систематизации, обобщению и распространению методического опыта (отечественного и зарубежного) в профессиональной области (ПК-9); 
  • готовностью организовывать командную работу для решения задач развития образовательного учреждения, реализации опытно-экспериментальной работы (ПК-12);
  • готовностью использовать индивидуальные и групповые технологии принятия решений в управлении образовательным учреждением, опираясь на отечественный и зарубежный опыт (ПК-13).

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ЧАСТИ КУРСА

ЛЕКЦИИ (10 ЧАС)

РАЗДЕЛ 1 Основные тенденции модернизации образования (2 часа)

Образование как система, процесс, результат, ценность, общественное явление. Влияние общества на систему образования. Характеристика основных тенденций в образовании (стандартизация, регионализация, гуманизация, гуманитаризация). Основные нормативные документы, регламентирующие деятельность в системе образования (Закон, Стандарт, Концепции и др.).

РАЗДЕЛ 2 Структура и отличительные особенности ФГОС (4 часа)

 Сравнительная характеристика действующего и вводимого стандартов (цели, задачи, основные подходы и направления). Освещение полемики, развернувшейся на страницах педагогической литературы, о необходимости принятия стандартов. Результаты обучения в структуре стандартов и их характеристика.

РАЗДЕЛ 3   Характеристика подходов, лежащих в основе стандартов (4 часа)

 Компетентностный подход и его характеристика. Ключевые, общепредметные, предметные компетенции. Системно-деятельностный подход и его особенности. Личностно-ориентированное образование. Проблемное обучение и его особенности в рамках образовательных стандартов.

 

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ ЧАСТИ КУРСА

Практические занятия (30 час.)

 Практическое занятие 1-3:  Структура и отличительные особенности образовательных стандартов (6 час.)

Цель занятия:  на основе изученного материала способствовать развитию у студентов навыков обобщения и систематизации материала; публичного выступления по проблемам образования.

Вопросы и задания для обсуждения:

  1.  Стандарт дошкольного образования и его особенности.
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования и его особенности.
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования и его особенности.  
  4. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования и его особенности.
  5. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 педагогическое образование и его особенности.

Практические задания к теме:

1. Составьте сравнительную таблицу «Характеристика стандарта общего образования». При ее составлении отразите особенности целей, задач, принципов, положенных в основание стандарта на ступени начального, основного и полного образования.

2. Составьте  таблицу, в которой нужно проследить преемственность всех этапов обучения ребенка (дошкольное образование, среднее образование, профессиональное образование). Подготовьтесь к публичной защите полученных результатов.

3. Проанализируйте стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100. На основе анализа дайте характеристику компетенциям, которые должны быть сформированы у выпускника по этому направлению. Оцените, сформированы ли у вас данные компетенции.

4. Подготовьтесь к участию в дискуссии на тему: «Так ли нужны новые образовательные стандарты?»

Практическое занятие 4: Характеристика подходов, лежащих в основе ФГОС (2 час.)

Цель занятия:  Обобщить и систематизировать знания об основных  образовательных подходах, лежащих в основе стандартов; способствовать развитию навыков критического анализа и сопоставления; навыков работы с литературными источниками.

Вопросы и задания для обсуждения:

1. Компетентностный подход и его характеристика.  

2. Системно-деятельностный подход и его особенности.

3. Личностно-ориентированное образование и его особенности.

4. Проблемное обучение и его особенности в рамках ФГОС.

Практические задания к теме:

1. Составьте сравнительную таблицу, в которой необходимо отразить достоинства и недостатки каждого из образовательных подходов. Подготовьтесь к публичному выступлению по проведенной работе.

 2. Составьте аннотированный список источников (не менее 5 работ) по каждому из подходов. Подготовьтесь к выступлению по проделанной работе.

3. Проанализируйте, как в рамках вашей собственной педагогической деятельности вы используете/могли бы использовать идеи, представленные в каждом из подходов.

Практическое занятие 5-6:  Общее представление об универсальных учебных действиях на ступени общего образования (4 час.)

Цель занятия:   систематизировать знания и представления об основных универсальных учебных действиях; способствовать развитию навыков обобщения материала, публичного выступления по заданной теме.

Вопросы и задания для обсуждения:

1. Понятие универсальное учебное действие (УУД).

2. Виды УУД (личностные, познавательные, коммуникативные, регулятивные) и их характеристика.

3. Соотношение планируемых результатов обучения и УУД.

Практические задания к теме:

1. Составьте аннотированный список источников (не менее 5 работ) характеризующий каждый из видов УУД. Подготовьтесь к выступлению по проделанной работе.

2. Составьте общую карту УУД для вашего предмета. Представьте результаты вашей работы своим коллегам.

Практическое занятие 7-9:  Сравнительная характеристика универсальных учебных действий на всех этапах общего образования (6 час.)

Цель занятия: систематизировать представления о видах универсальных учебных действий, формируемых на всех этапах общего образования; способствовать развитию навыков сравнения, обобщения и классификации материала; способствовать формированию умения распространять собственный методический опыт по решению задач обучения.

Вопросы и задания для обсуждения:

1. Специфика и особенности личностных УУД в начальной, средней и основной школе.

2. Специфика и особенности регулятивных УУД в начальной, средней и основной  школе.

3. Специфика и особенности познавательных УУД (общеучебные, логические, действия по постановке и решению проблемных ситуаций) в начальной, средней и основной школе.

4. Коммуникативные учебные действия и их особенности в начальной, средней и основной школе.

5. Специфика, методика и проблемы оценивания каждой группы УУД.

Практические задания к теме:

1. Составьте сравнительные таблицы, в которых будет прослеживаться развитие каждой из четырех групп УУД в начальной, средней и основной школе.

2. Перечислите УУД, формируемые в рамках преподавания вашей учебной дисциплины. Представьте и обсудите их со своими коллегами.

3. Составьте программу развития УУД в рамках вашей дисциплины. Защитите данную программу перед своими коллегами.

4. Изучите методики и технологии оценки каждой группы УУД. Подберите 2-3 методики, которые вы могли бы использовать в собственной педагогической деятельности для оценки каждой из групп УУД.

5. Перечислите активные методы и формы обучения с помощью которых вы развиваете/могли бы развивать основные УУД у учащихся. Обсудите выбранные активные методы и формы обучения со своими коллегами.

Практическое занятие 10-11: Структура и особенности основной образовательной программы образовательного учреждения (4 час.)

Цель занятия: сформировать представление об основной образовательной программе образовательного учреждения; способствовать развитию навыков сравнения, обобщения и классификации материала; навыков составления собственных планов и программ; способствовать формированию умения распространять собственный методический опыт по решению задач обучения.

Вопросы и задания для обсуждения:

1. Общее представление об ООП.

2. Целевой компонент программы и его характеристика.

3. Содержательный компонент программы и его характеристика.

4.  Ресурсный компонент программы и его характеристика. Требования, предъявляемые к ресурсам.

Практические задания к теме:

1. Изучите требования, предъявляемые к структуре ООП в рамках стандартов. Проанализируйте, соответствует ли ваше образовательное учреждение данным требованиям.

2. Работая в группах, составьте пояснительные записки для разных типов ООП (дошкольное образование, начальное образование, основное образование, среднее образование, профессиональное образование). Представьте полученные пояснительные записки. Найдите общие черты и отличительные особенности для каждого типа пояснительной записки.

3. Работая в группах, составьте целевой компонент программы для разных типов ООП (дошкольное образование, начальное образование, основное образование, среднее образование, профессиональное образование). Подготовьтесь к выступлению по результатам проделанной работы.

4. Проанализируйте, соответствует ли оснащение помещения, в котором вы осуществляете педагогическую деятельность, требованиям стандарта. Наметьте пути и способы устранения недостатков в аспекте ресурсного обеспечения.

Практическое занятие 11-15: Структура и особенности  программ по учебным предметам (8 час.)

Цель занятия:   сформировать представление о структуре и основных особенностях программ по учебным дисциплинам; способствовать развитию  навыков составления собственных планов и программ; способствовать формированию умения распространять собственный методический опыт по решению задач обучения учащихся.

Вопросы и задания для обсуждения:

1. Программа по учебному предмету как компонент ООП.

2. Основные разделы программ по учебному предмету и их характеристика:

1) Пояснительная записка;

2) Общая характеристика учебного предмета, курса;

3) Описание места учебного предмета, курса в учебном плане;

4) Результаты освоения конкретного учебного предмета, курса;

5)  Содержание учебного предмета, курса;

6) Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности;  

7) Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса;

8) Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса.  

Практические задания к теме:

 1. Составьте карту планируемых результатов обучения с учетом специфика вашего учебного предмета. Охарактеризуйте планируемые результаты обучения в соответствии со спецификой вашей педагогической деятельности.

2. Составьте пояснительную записку для вашего учебного предмета с учетом требований Стандарта.

3. Представьте в виде таблицы основное содержание по вашей учебной дисциплине. Обсудите его на занятии со своими коллегами.

4. Опишите учебно-методическое и материально-техническое обеспечение вашей педагогической деятельности. Наметьте пути и способы его совершенствования.

5. Перечислите активные методы и формы обучения с помощью которых вы осуществляете собственную педагогическую деятельность. Обсудите выбранные активные методы и формы обучения со своими коллегами.

III. КОНТРОЛЬ ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛЕЙ КУРСА

Работа студентов в семестре предполагает текущий контроль, который проводится на каждом занятии (см. практические задания к каждому из занятий). Планируемые формы контроля позволяют вести мониторинг знаний, умений и навыков, приобретаемых студентами. Показателем качества овладения дисциплиной являются  компетенции студентов, демонстрируемые ими в течение семестра на практических занятиях.  

В качестве промежуточной аттестации студентам предлагается составить, в соответствии с требования Стандарта,  программу по учебному предмету (должны быть представлены все структурные элементы).

В конце семестра проходит итоговая аттестация в форме зачета. Ответы на вопросы предполагают демонстрацию как теоретических знаний, так и практических навыков, полученных в ходе изучения материала учебной дисциплины.  

Примерный перечень вопросов и заданий к зачету:

1. Дайте характеристику подходам, лежащим в основе построения новых образовательных стандартов.

2. Перечислите параметры, по которым новые образовательные стандарты отличаются от ранее существующих.

3. Дайте характеристику параметрам, по которым оцениваются результаты обучения в рамках новых стандартов.

4. Дайте характеристику понятию «универсальное учебное действие». В чем его принципиальное отличие от понятия «умение».

5. Охарактеризуйте основные виды универсальных учебных действий (коммуникативные, познавательные, регулятивные, личностные).

6. Приведите примеры того, как средствами вашего предмета можно формировать у учащихся основные универсальные учебные действия.

7. Проследите логику развития каждой из групп универсальных учебных действий на всех ступенях обучения.

8. Охарактеризуйте структурные элементы основной образовательной программы образовательного учреждения.

9. Приведите примеры того, как ваша учебная дисциплина вносит вклад в программу образовательного учреждения.

10. Охарактеризуйте структурные элементы программы по учебному предмету.

11. Приведите примеры каждого из структурных элементов по вашей учебной дисциплине.

12. Приведите примеры активных методов и форм организации обучении, которые вы используете в рамках педагогической деятельности.

IV. ТЕМАТИКА И ПЕРЕЧЕНЬ КУРСОВЫХ РАБОТ И РЕФЕРАТОВ

Курсовые работы и рефераты не предусмотрены.

V. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Основная литература:

1. Краевский В.В. Основы обучения. Дидактика и методика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.В. Краевский, А.В. Хуторской. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 352 с.

2. Краевский В.В. Предметное и общепредметное в образовательных стандартах / В.В. Краевский, А.В. Хуторской // Педагогика. – 2003.  – № 2. – С. 3–10.

3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – М.: Просвещение, 2011. – 33 с.

4. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. – М.: Просвещение, 2013. – 48 с.

5. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования. – М.: Просвещение, 2013. – 63 с.

6. Фундаментальное ядро содержания общего образования / Под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. – М.: Просвещение, 2011. – 79 с.

Дополнительная литература:

1. Батрова О.Ф. Перспективы внедрения компетентностного подхода в отечественную систему педагогического образования // Преподаватель XXI век. – 2007. – № 1. – С. 3–8.

2. Государственные образовательные стандарты в системе общего образования. Теория и практика / Под ред. В.С. Леднева, Н.Д. Никандрова, М.В. Рыжакова. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2002. – 384 с.

3. Греханкина Л.Ф. Региональный компонент в структуре содержания образования / Л.Ф. Греханкина // Педагогика. – 1999. – №8. – С. 30–34.

4. Данилюк А.Я. Принципы модернизации педагогического образования / А.Я. Данилюк // Педагогика. – 2010. – № 5. – С. 37–46.

5. Загвязинский В.И. Теория обучения: Современная интерпретация: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.И. Загвязинский. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 192 с.

6. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие дл учителя / Под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2011. – 152 с.

7. Леднев В.С. Содержание образования: сущность, структура, перспективы: монография / В.С. Леднев. – М. Высш. шк., 1991. – 224 с.

8. Педагогическое образование в государствах-участниках СНГ: современные проблемы, концепции, теория и практика: сб. науч. статей Международной научно-практической конференции (Санкт-Петербург, 11–12 октября 2011 г.) / Под общей редакцией И.И. Соколовой. – СПб.: Учреждение РАО ИПО, 2011. – 320 с.

9. Розов Н.Х. Инновации в общеобразовательной школе и педагогическом образовании Н.Х. Розов // Вестник МГУ. Сер. 20. Педагогическое образование. –  2009. – № 3. – С. 3–15.

10. Рубцов В.В. Психолого-педагогическая подготовка кадров для новой школы / В.В. Рубцов // Педагогика. – 2010. – № 5. – С. 55–59.

11. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли / Под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2011. – 159 с.

Электронные ресурсы:

1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 января 2011 г. № 46 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 педагогическое образование (квалификация (степень) «бакалавр»)» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.zakonprost.ru/content/base/part/726999

2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВИТАГЕННЫЙ ОПЫТ КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА НОВЫЕ СТАНДАРТЫ ОБРАЗОВАНИЯ

Разнообразие педагогических технологий, применяемых в учебном процессе, не всегда позволяет достичь целей обучения. Учебный процесс при этом стоит рассматривать как сложную динамическую систему, в кот...

Программа курсов повышения квалификации "Современные методики и технологии начального общего образования в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования"

Программа курса «Современные методики и технологии начального общего образования» (в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования) разработа...

Анализ профессионального стандарта «Преподаватель профессионального образования, профессионального обучения и дополнительного профессионального образования»

Законодательно обязательность использования данного профессионального стандарта установлена в части определения требований к квалификации педагогических работников (статью 195.3 Трудового кодекса Росс...

«Педагогическая деятельность учителя начальных классов в условиях перехода на федеральные государственные образовательные стандарты общего образования».

«Педагогическая деятельность учителя начальных классов в условиях перехода на федеральные государственные образовательные стандарты общего образования». Технологическая карта урока объяснения новых зн...

Методология внедрения профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования (в соавторстве)

В настоящее время для работников всех сфер деятельности России актуальным является вопрос внедрения профессиональных стандартов....

Отличительные особенности варианта Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования 2021года, в сравнении с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования 2010 года.

Отличительные особенности варианта Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования 2021года,в сравнениис Федеральным государственным образовательным стандартом ос...

Отличительные особенности варианта Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования 2021года, в сравнении с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования 2010 года.

Отличительные особенности варианта Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования 2021года,в сравнениис Федеральным государственным образовательным стандартом ос...