В помощь учителю
учебно-методический материал на тему

алиева светлана петровна

в помощь учителю в подготовке урока Роман И.Гончарова "Обломов"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл oblomov.docx15.73 КБ
Файл tema_rodiny_i_naroda_v_tvorchestve_n._nekrasova.docx29.47 КБ

Предварительный просмотр:

Роман «Обломов»

Замысел романа 
Этим романом писатель показал, как условия помещичьего быта и дворянского воспитания порождают в герое апатию, безволие, равнодушие. 
Главная тема романа 
Главная тема романа – судьба поколения, ищущего свое место в обществе, истории, но не сумевшего найти правильный путь. 
Идейная направленность 
«Я старался показать в «Обломове», как и отчего у нас люди превращаются прежде времени в ... кисель — климат, среда захолустья, дремотная жизнь и еще частные, индивидуальные у каждого обстоятельства».И.А.Гончаров 
В романе поставлены вопросы 
о подлинной дружбе, любви, о гуманизме, о равноправии женщины, о настоящем счастье, осуждает дворянский романтизм. 
Идейный стержень романа 
«Обломовщина» – это прежде всего отсутствие высокой цели жизни, пренебрежение к труду, стремление к покою, подмена живого дела мечтами, равнодушное отношение к общественной жизни . 
Понятие «обломовщина» 
Обломовка –созерцательное течение жизни, исполнение неги, любви, ласки, добра. Поэзия деревенской жизни лишена суеты, здесь царит барство. 
Обломов – «Нет у него таких пустых желаний и мыслей… лежит вот тут, сохраняя свое человеческое достоинство и свой покой». 
«обломовщина» - это понятие характеризует патриархальный уклад русской жизни, с ее и отрицательными, и глубоко поэтическими сторонами. 
Значение «Сна Обломова» в композиции романа 
Сон раскрывает представления героя об идеале. Детство формирует человека, закладывает нравственный фундамент, жизненные принципы. Дворянская усадьба – вот колыбель, в которой воспитывались праздные, апатичные, безвольные люди. Гончаров нанес удар по всей крепостной системе. 
Композиция романа 
показать условия, порождающие лень и апатию, проследить, как постепенно гаснет человек, превращаясь в мертвую душу. Все действия происходят вокруг главного героя — Ильи Ильича Обломова. Он объединяет вокруг себя всех действующих лиц. Действия в романе мало (особенно в первой части). Все внимание писателя сосредоточено на тончайшей отделке характеров. 
Место действия романа 
Петербург (только в IX главе «Сон Обломова» действие перенесено в Обломовку). 
Экспозиция романа 
Экспозицию составляют первая часть романа и две первые главы второй части. Такая большая экспозиция нужна писателю для того, чтобы полнее показать условия, в которых формировался Обломов как личность, чтобы проследить его эволюцию. 
Завязка романа 
В III и V гл. второй части завязывается узел события — знакомство Обломова с Ольгой, зарождающаяся любовь и составляет завязку. 
Развитие действия 
VI-XI главы этой части - развитие действия. Чувство Обломова к Ольге крепнет, но он сомневается, сможет ли он отрешиться от лени, о чем мы узнаем из его письма к Ольге. 
Кульминация романа 
Кульминация — XII глава третьей части. Илья Ильич объяснился в любви Ольге. Но он не может пожертвовать своим покоем, что приводит к быстрому разрыву. 
Развязка романа 
Этому посвящены XI-XII главы третьей части, которые составляют развязку. В них показана несостоятельность и банкротство Обломова. 
Постпозиция романа 
В четвертой части - дальнейшее угасание героя. Он находит идеальные условия жизни в доме Пшеницыной. Он снова в халате целыми днями лежит на диване. Герой терпит окончательное крушение. Это постпозиция. Параллельно показаны взаимоотношения Ольги и Штольца. 
Эпилог романа 
В эпилоге (XI гл. четвертой части) Гончаров говорит о смерти Обломова, судьбе Захара, Штольца, Ольги. Эта глава объясняет смысл «обломовщины». Таким образом, показывая последовательное увядание Обломова, превращение его в «мертвую душу», Гончаров показал главного героя в моменты взлетов и в дни падения, раскрыв его борьбу с самим собой. И все это дано в ярких картинах жизни, авторские рассуждения же сведены до минимума. 
Сюжет романа 
По поводу сюжета существуют две точки зрения. 
Сюжет романа 
Первая утверждает, что в романе две сюжетные линии: Обломов — Ольга и Штольц – Ольга . Ольга связывает обе линии воедино, но идейное противопоставление героев остается.Вторая точка зрения профессора А.Г. Цейтлина, считающего, что в романе одна сюжетная линия. В романе все события подчинены одной цели — показать постепенное превращение Обломова в «мертвую душу». Главы же, в которых воссоздаются отношения Штольца и Ольги, призваны оттенить судьбу Обломова. 
Язык романа 
Язык романа отличается легкостью и чистотой. Автор избегает украшающих эпитетов и метафор, лексика лишена архаизмов и диалектизмов, обогащена научно-публицистическими словами 40-50-х гг. 
Язык романа 
Ясен и выразителен язык в описании пейзажей, но к ним писатель обращается редко. (Летняя Обломовка, описание парка, где встречаются Обломов с Ольгой, оценка снегопада в день разрыва героев). Внеязыковая система романа направлена на решение вопроса: что такое обломовщина? 
Язык героев романа 
Своеобразен язык каждого героя. Обломов, Ольга и Штольц — люди образованные, говорят правильным, литературным языком. Но у каждого он связан с чертами внутреннего облика героев. 
Критические отклики 
В таланте Гончарова главную роль играет «изящность и тонкость кисти», «верность рисунка», преобладание художественного изображения над прямой авторской мыслью и приговором.В.Г. Белинский 
Критические отклики 
«Гончаров стремился изобразить национальную природу русского человека, народные его свойства независимо от того или иного общественного положения».А.Ф.Кони 



Предварительный просмотр:

         Урок литературы в 10 классе. Тема Родины и народа в творчестве Н.А. Некрасова.

       

           

ЦЕЛИ УРОКА:

  • раскрыть перед учащимися особенности той эпохи, когда жил и работал Н.А. Некрасова;
  •  охарактеризовать его произведения, написанные о народе и для народа;
  •  вызвать эмоциональный отклик на его стихи;

 

   ЗАДАЧИ:

  • увидеть художественные приемы, используемые писателем для создания психологических портретов героев;
  • наблюдая над текстами произведений, выявить авторское отношение к народной теме.

ХОД УРОКА

Слово учителя.

Сегодня мы ещё раз перелистаем страницы удивительной некрасовской поэзии, полной ненависти к угнетателям и огромной любви и сочувствия к простому народу.

Объявляю цель нашего урока.

Имя Н.А. Некрасова известно каждому человеку с детства. На сегодняшнем уроке мы узнаем те стихотворения поэта, которые вошли в сокровищницу русской классической поэзии. Урок будет проведён в форме лекции - вы будете помогать мне и одновременно работать в рабочих тетрадях, составляя хронологическую  таблицу жизни и творчества великого поэта, выразительно читать стихи, одно из них анализировать; рассказывать о той эпохе, которая формировала личность Н.А. Некрасова. На нашем сегодняшнем уроке присутствует историк (эту роль выполняет ученица), который будет давать исторические справки.

Оформляем страницу в рабочей тетради.

Николай Алексеевич Некрасов (28/XI-1821 – 27/XII-1877)

Запишем эпиграф:

Эпиграфом к нашему сегодняшнему разговору взяты слова из широко известного стихотворения Н.А. Некрасова «Элегия», с которым мы знакомились на прошлом уроке. Поэт писал об этих стихах: «Это самые мои задушевные и любимые из написанных мною в последние годы».

Учитель.

Записываем эпиграф:

Я лиру посвятил народу своему…

Быть может, я умру, неведомый ему,

Но я ему служил – и сердцем я спокоен…

О чем говорит эпиграф?  (Некрасов - величайший поэт России, посвятил все свои силы, талант, энергию служению народу, его счастью.)

Некрасов приходит к выводу, что после реформы 1861 года положение народа не стало лучше. А недовольство усиливается от того, что, страдая, народ все же бездействует в силу свой покорности и отсталости. Но поэт должен по-прежнему во весь голос заявлять о нуждах и надеждах народа. Некрасов считает себя поэтом-борцом, он завещает не забывать о предназначении поэта — звать народ к пробуждению.

Историческая справка. (Говорит ученица, выполняющая роль историка на уроке).

Итак, вторая половина XIX века. Эпоха, в которую началась литературная деятельность Некрасова, целиком определила характер его творчества. Искусство, личностное самовыражение уходило на второй план. На первом плане оказались проблемы социальные. От художника слова требовалась социальная польза доступность, простота. Среди проблем, которыми в то время была богата Россия, острейшей, давным-давно назревшей была необходимость освобождения народа от крепостной зависимости. Здесь переплелись и  нравственный, и социальный, и экономический аспекты. Узел затягивался все туже и тормозил развитие исстрадавшейся страны. Правительство никак не решалось на проведение демократических реформ, и «новые люди» видели смысл своей жизни в том, чтобы  этой реформы добиться. Целое поколение новых людей, демократов ощутили своё историческое предназначение. Их молодость пришлась на мрачное николаевское время, и смерть Николая I уже сама по себе стала для них освобождением, верой в то, что перемены не за горами. Они были бесконечно рады самой возможности сделать что-то для своего народа, трудиться на благо нации было для них счастьем.

Учитель.

Такой идеал избрал себе Некрасов.

Он был человеком одержимым, страстным. Всю жизнь отдал служению гуманистической идее, взял на себя роль народного защитника - и это стало его «пожизненным амплуа».

«Родина» — новаторское произведение. В нем впервые в русской поэзии раскрыт образ нового лирического героя: разночинца. В страстном лирическом монологе видны черты его социально-психологического облика, раскрыт деспотизм помещика, показана тяжелая доля крестьянина и трудная судьба женщины.

Чтение стихотворения «Родина» (1846) ученицей.

Дополнение учителя.

Была осень, скверная, холодная осень, пронизывающая до костей… На нем была дрянная шинелишка и саржевые панталоны. Горе так проняло его, что он закрыл лицо руками и плакал. Вдруг слышит шаги. Смотрит – нищий с мальчиком. «Подайте, Христа ради», - протянул мальчик, обращаясь к Некрасову. Он не собрался еще с мыслями, что сказать, как старик толкнул мальчика:

- Что ты? Не видишь разве, он сам к утру окоченеет. Эх, голова! Чего ты здесь? – продолжал старик.

- Ничего, - отвечал Некрасов.

- Ничего, ишь гордый! Приюту нет, видно. Пойдем с нами.

- Не пойду. Оставьте меня.

- Ну, не ломайся. Окоченеешь, говорю. Пойдем с нами, не бойсь, не обидим.

Делать нечего. Некрасов пошел. Пришли они на 17-ю линию Васильевского острова. Теперь этого места не узнаешь, всё застроено. А тогда был один деревянный домишко с забором, а кругом пустырь. Вошли они в большую комнату, полную нищими, бабами и детьми. В одном углу играли в три места. Старик подвёл его к играющим.

  • Вот грамотный, - сказал он, - а приютиться некуда.
  • Дайте ему водки, иззяб весь.

Некрасов выпил полрюмки. Одна старуха постлала ему постель, подложила под голову подушечку. Крепко и хорошо уснул он. Когда проснулся, в комнате никого не было, кроме старухи. Она обратилась к нему: «Напиши мне аттестат, а то без него плохо!» Он написал и получил 15 копеек.

- С ними пошёл разживаться, - сказал Некрасов.

«Петербургскими мытарствами» называют обычно этот период в жизни Некрасова. И в самом деле, неудач было много: провал на экзаменах в университет, неудача первого сборника подражательных, ученических стихов «Мечты и звуки» (1840), полуголодное существование, наконец, «подённая» черновая работа в столичных журналах, работа ради куска хлеба, не приносившая подчас никакого морального удовлетворения. Но одновременно формировался стойкий и мужественный характер: «хождение по мукам» и закалило поэта, и открыло перед ним жизнь петербургских низов, жизнь тех же мужиков, только не в деревенском, а в городском быту. В поисках заработка частенько приходил Некрасов на Сенную площадь, где собирался простой люд: торговали своими изделиями мастеровые, продавали овощи и молочные продукты крестьяне из окрестных сёл и деревень. За грошовую плату писал будущий поэт неграмотным мужикам прошения и жалобы и одновременно прислушивался к народной молве, узнавал сокровенные мысли и чувства, бродившие в умах и сердцах трудовой России. С накоплением жизненных впечатлений шло накопление литературных сил, опирающихся на глубокое понимание общественной несправедливости.

Ученица-«историк» даёт историческую справку.

Законопроект об освобождении крестьян был подписан Александром II 19 февраля 1861 года. Обнародован он был 5 марта. Это была несправедливая, грабительская реформа, которая разорила миллионы крестьянских семей. Крестьяне получили личную свободу, перестали быть крепостными, получили гражданские права, однако правительство сделало всё, чтобы затруднить крестьянам пользование «дарованными правами», власть помещика тяготела над крестьянами. Сохранились помещичьи землевладения, оброк и барщина, рекрутчина, политическое бесправие крестьян.

Ученица читает «В полном разгаре страда деревенская»

 Навсегда главной целью некрасовской музы, богини поэтического искусства, станет судьба русской женщины. Причем разных социальных слоев. В частности – женщины-крестьянки.

Тему женской доли продолжает еще одно известное стихотворение Некрасова, ставшее, впоследствии одним из самых любимых революционной молодёжью романсов.

       

        Ученица читает «Тройка».

Давайте проанализируем это стихотворение, написанное поэтом в 1846году.

Анализ:

1/-О чем же это стихотворение? Какова его тема?

-Оно о тяжелой судьбе русской крестьянки.

2/Какой изображается молодая крестьянка? Найдите слова и выражения, которые помогают автору нарисовать яркий образ девушки.

       а/Эпитеты: бьется игриво

                          из-под брови полукруглой

                          смотрит бойко

                          лукавый глазок

                          взгляд полный чар(полный обаяния, пленительности)

       б/олицетворение: бьется лента

       в/метафора: лицо вспыхнуло; зажигающих кровь

       г/сравнение: черных как ночь

       д/метонимия :лукавый глазок(вместо взгляд)

3/-На сколько частей можно разделить стихотворение? Как оно построено?

    -Можно разделить на две части. Вторая часть противопоставляется первой части. Стихотворение построено на антитезе.

4/-Какие слова и выражения помогают поэту создать безрадостную картину будущего крестьянки?

       а/Эпитеты: перетянешь уродливо

                          выражение тупого терпения

                          бессмысленный, вечный испуг

                          сон непробудный (длительный, непрерывный)

                          муж привередник(слишком  разборчивый, с капризами)

        

       б/Метафора: отцветешь, не успев расцвести

5/Какие строфы второй части стихотворения перекликаются с первыми двумя строфами?

-Первая строфа: Что ты жадно глядишь на дорогу…

Предпоследняя строфа :не гляди же с тоской на дорогу…

6 -Какую роль играет этот прием повтора?

-Образует кольцевую композицию.

7 -Каким размером написано стихотворение?

(Рассматриваем на примере предпоследней строфы)

Не гляди же с тоской на дорогу --!/--!/--!/-

И за тройкой во след не спеши,--!/--!/--!/

И тоскливую в сердце тревогу  --!/--!/--!/-

Поскорей навсегда заглуши!     --!/--!/--!/

-Четырехстопный анапест(--!/--!/--!/-)

6/Как они рифмованы?

-Женская рифма чередуется с мужской.

      …огу

      …ши           Перекрестная рифма

      …огу

      …ши

Вывод. -Какова тема стихотворения?

            (Тема тяжелой судьбы русской крестьянки.)

            -В чем заключается его основная мысль?

            -Вызывает сочувствие к несчастью других.

             В стихотворении чувствуется скрытый протест автора против несправедливостей общества.

Учитель: В 1858 году Некрасовым было написано стихотворение «Размышления у парадного подъезда», отрывок из которого вы учили в 7 классе.

Чтение стихотворения учителем.

- Какие композиционные особенности стихотворения вы можете выделить?

(Композиция этого стихотворения, как любого произведения, представляет особый интерес.)

Какую особенность можно отметить в этом стихотворении?

( Даже при беглом чтении становится ясно, что основной особенностью стихотворения является разительный контраст двух миров (с одной стороны – «владелец роскошных палат», с другой – обездоленные бедняки)).

Как расположены противопоставленные темы?

 (Противопоставленные темы чередуются в тексте стихотворения: описание пышного парадного подъезда предваряет сцену с мужиками, подошедшими к нему, не допущенными швейцаром и ушедшими обратно; далее сообщается о вельможе, его жизни и вероятной дальнейшей судьбе, и в это сообщение вклиниваются и развивают его на 2 части две строчки, напоминающие об ушедших мужиках; затем поэт возвращается к теме народных страданий и ею заканчивает стихотворение. Мысли о нищете проскальзывают подчас и в описаниях роскоши, в которой уповают сильные мира сего, но эти мысли не оформляются в виде самостоятельных тем – компонентов и , следовательно, не меняют общего композиционного плана. Переходы от одной темы к другой выполнены с помощью различных приемов, с разной степенью четкости).

Чтение стихотворения «Забытая деревня».        

О чем это стихотворение?

(Оно затрагивает одну из самых печальных тем русской литературы. Автор сожалеет о том, что после всех перемен крестьянам лучше не стало, хотя открыто чувств своих не выражает).

- Можно ли назвать это стихотворение лирическим?

(Его нельзя считать вполне лирическим: в нем нет лирического героя с его скорбью, негодованием, исповедальностью. Наоборот, интонация рассказчика ироническая, как бы он вообще никому не сочувствовал).

Между строк просматривается нечто грандиозное: забытая деревня – это вся Россия! За год до опубликования стихотворения (опубликовано оно было в 1856г.) умер Николай 1- старый барин, от которого народ не дождался ничего хорошего. Едва ли будет лучше при новом барине – Александре 2. Можно истолковать эти строки и так.)

Учитель: С 1865 года и до конца своих дней Некрасов работал над поэмой «Кому на Руси жить хорошо». По-прежнему пёстрой, горластой, разноголосой оставалась любимая им Русь, по которой шагают семь мужичков-правдоискателей. Но, в отличие от других произведений, здесь уверенно и бодро звучат оптимистические ноты:

Рать подымается

Неисчислимая.

Сила в ней скажется

Несокрушимая.

Свободной, гордой и счастливой видел свою Родину любящий её поэт.

Какой же вывод можно сделать из сегодняшнего урока?

- Показывая тяжелую жизнь народа, его страдания, поэт убеждает нас в одном: вечно так продолжаться не может, настанет время, не скоро, но настанет, когда народ «широкую ясную грудью дорогу проложит себе». Но сначала народ надо просветить, помочь ему осознать свою могучую силу, что и предстояло сделать народным заступникам.

- Как нельзя лучше об этом сказано Н.А. Некрасовым в его строках          

           Я лиру посвятил народу своему…

Быть может, я умру, неведомый ему,

Но я ему служил – и сердцем я спокоен…

Домашнее задание.

Сделать письменный анализ любого стихотворения на народную тему Н.А. Некрасова.

Индивидуально – Подготовить сообщение «Жанр и композиция поэмы «Кому на Руси жить хорошо».

«Мой университет - www.moi-mummi.ru»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья в сборник "Учитель учителю"

Комплексное применение дидактических материалов на занятиях производственного обучения...

Подросток и социальная сеть Мастер – класс на региональный конкурс "Год учителя закончился, век учителя настал"

    В педагогической литературе существует несколько десятков определений понятия «мастер-класс». При подготовке к конкурсному испытанию я опиралась на определение  М. М. Поташни...

В помощь учителю при изучении темы "Односоставные предложения" в 8 классе (презентация и материал для самостоятельной работы учащихся)

Презентация поможет учителю при модульном обучении темы "Односоставные предложения" . Материал для самостоятельной работы учащихся позволит учителю проверить знания, полученнные на уроках....

Представление учителя на конкурс: «Учитель года»

Сценарий представления преподавателя на конкурс "Учитель года" с участием учащихся....

Книга в помощь учителю (УМК "История святости и главные святыни земли Смоленской")

Книга представляет собой сборник статей, посвященных православной истории Смоленской земли. В книге собраны жития Смоленских святых, которым посвящены уроки курса «История святости и главные святыни з...

Книги для учителя математики. Проблема нехватки качественных учебно-методических материалов для учителей математики.

Описывается проблема нехватки качественных учебно-методических материалов для учителей математики и ее содержание....

Аннотация методической литературы для учителя математики серии "Книга для учителя (из опыта работы)".

Представлена аннотация к пособию для учителя "Рисунки, схемы и чертежи в начальном курсе математики" Левенберг Л. Ш. 1978 г....