«Аппликация - как эффективное средство развития детей 2-3 лет».
проект на тему

Петрова Елена Сергеевна

 Каждый вид изобразительной деятельности, кроме общего эстетического влияния, имеет свое специфическое воздействие на ребенка. Аппликация имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Она способствует формированию и развитию многих личностных качеств личности, ее психических и эстетических возможностей. В современных педагогических и психологических исследованиях доказывается необходимость занятий изобразительным творчеством для умственного, эстетического развития детей в дошкольном возрасте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bou_dpo.docx70.56 КБ

Предварительный просмотр:

БОУ ДПО (ПК) С «Чувашский республиканский институт образования»

Минобразования Чувашии

Кафедра дошкольного образования

ПРОЕКТ

Тема

«Аппликация - как эффективное средство

 развития детей 2-3 лет».

                                                                                 Выполнила:

                                                             Петрова Е.С. слушатель курсов

                       повышения квалификации воспитателей

                                    02.04.-13.04.2012 г.

                                                                   «Формирование базиса личностной

                                                                 культуры ребёнка-дошкольника»

                                                     Научный руководитель:

                                     Васильева Л.Г.,

                                                   Канд. пед. наук, доцент

                                                                           Кафедры дошкольного образования

Чебоксары – 2012 г.

Структура проекта

Введение

  1. Анализ внешней среды
  2. Анализ внутренней среды
  3. Проблематика
  1. Основная часть
  1. Концептуализация проекта
  2. Целеполагание
  3. Ожидаемые результаты
  4. Реализация проекта
  1. Этапы работы над проектом
  2. План действий по реализации проекта
  3. Ресурсное обеспечение
  1. Мониторинг проекта, сроки реализации и объект мониторинга

3. Заключение

Список литературы

Приложение

Введение

                              « Искусство полезно лишь в том случае,

если оно развивает ум, а не отвлекает его».

                                                                                                                      Сенека

Изобразительная деятельность имеет большое значение в решении задач эстетического воспитания, так как по своему характеру является художественной деятельностью. Специфика занятий изобразительным творчеством дает широкие возможности для познания прекрасного, для развития у детей эмоционально-эстетического отношения к действительности.

 Каждый вид изобразительной деятельности, кроме общего эстетического влияния, имеет свое специфическое воздействие на ребенка. Аппликация имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Она способствует формированию и развитию многих личностных качеств личности, ее психических и эстетических возможностей.

В современных педагогических и психологических исследованиях доказывается необходимость занятий изобразительным творчеством для умственного, эстетического развития детей в дошкольном возрасте. 

1.1 Анализ внешней среды

В наше время ситуация коренным образом изменилась. Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. Если учесть тот факт, что доля умственного труда почти во всех профессиях постоянно растет, а все большая часть исполнительской деятельности перекладывается на машины, то становиться очевидным, что творческие способности человека следует признать самой существенной частью его интеллекта и задачу их развития – одной из важнейших задач в воспитании современного человека. Ведь все культурные ценности, накопленные человечеством – результат творческой деятельности людей. И то, насколько продвинется вперед человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения и, следовательно, есть огромная необходимость, в настоящее время, уделить большое внимание развитию творческих способностей дошкольников.

Положительные факторы влияния на объект

Отрицательные факторы влияния на объект

Тенденции изменения образовательной системы в стране, в республике, в городе позволяют  строить собственную траекторию развития, концепцию детского сада.

 Способность ДОУ к установлению продуктивных и взаимовыгодных контактов с разными социальными институтами города, отношений социального партнерства с ними существенно повышает общий потенциал детского сада, способствует росту престижа, рейтинга, улучшению имиджа ДОУ.

Общий уровень социальной нестабильности, социальной занятости оказывает влияние на расслоение населения.

Характер национально-этнических проблем и взаимоотношений  также оказывает влияние на развитие детского сада, но в меньшей степени, нежели раньше.

         Состояние экономики страны влияет на состояние образовательных потребностей граждан, что отражается на социальном заказе ДОУ родителей.:

Недостаточное финансирование  бюджетной образовательной сферы.  
         Снижение престижности профессии педагога.

 Низкая заработная плата и социальная незащищенность.

Снижение культурного уровня общества, широкое распространение массовой культуры затрудняет решение детским садом образовательных задач

Вступление страны в рыночную экономику ставит детский сад перед задачей выживания и конкурентоспособности. Недостаток бюджетного финансирования заставляет зарабатывать внебюджетные средства и оказывать платные услуги.

Рассогласование некоторых нормативных документов и положений затрудняет деятельность детского сада не только по развитию, но и функционированию.

Положительные последствия

Угрозы, ограничения

Способность ДОУ к установлению продуктивных и взаимовыгодных контактов с разными социальными институтами города, отношений социального партнерства с ними существенно повышает общий потенциал детского сада, способствует росту престижа, репутации, улучшению имиджа ДОУ.

Недостаточная сформированность имиджевой политики в городской образовательной системе существенно влияет на общий потенциал образовательных учреждений.

Наличие разветвленной сети специализированных социальных институтов, организаций, с которыми устанавливает контакты ДОУ в решении своих задач является одним из  значимых элементов широкой внешней среды.

В рамках образовательного пространства возникает конкуренция между образовательными системами, что требует поиска собственной ниши на рынке образовательных услуг и создания конкурентных преимуществ.

Детский сад должен готовить детей к здоровому образу жизни и обучению в школе.

Рассогласование некоторых нормативных документов и положений затрудняет деятельность детского сада не только по развитию, но и функционированию.

Педагоги и семьи многих детей попадают в число социально незащищенных групп населения.

А что делать нам?

Детский сад, как организация культуросберегающая и культуросозидающая, вынуждена преобразовать себя не только в центр учебной деятельности, но и культурно- досуговой, спортивной и противостоять снижению уровня духовно-нравственной культуры.

Повышать  правовую грамотность всех членов коллектива, обеспечивающих инновационную деятельность. Реально действующие нормы и правила, образ и стиль жизни разных слоев требуют от педагогов перехода от методов нравоучений к способности предлагать детям такие нормы и образцы деятельности, поведения, человеческого общения, которые помогли бы сформировать индивидуальную культуру и сохранить чувство собственного достоинства.

Перечисленные выше факторы внешней среды влияют на развитие детского сада и определяют ее образовательную политику, стратегию и тактику позитивных изменений.

1.2 Анализ внутренней среды

Ранний возраст - период, когда становление всех органов и систем организма идет очень быстрыми темпами. Поэтому очень важно своевременно заложить основы полноценного развития.

В дошкольных учреждениях с целью обучения детей 2-3 года жизни традиционно проводятся занятия по развитию речи, ознакомлению с окружающим, развитию движений, музыкальные занятия, дидактические игры по сенсорному развитию, занятия по конструктивной и изобразитель ной деятельности. На протяжении длительного времени я наблюдала за детьми и пришла к выводу, что хорошо организованная деятельность с готовыми формами полезна для детей, но каким образом можно организовать обучение, я пока затруднялась, т.к. в принципе отсутствовали практические рекомендации, пособия, которые могли бы предложить практический материал. Также я не владела данными о результатах исследований ученых последнего времени о возможностях ребенка раннего возраста в аппликационной деятельности.

Тем не менее, я не останавливала свои поиски и наблюдения за детьми своей группы. Я изучала все новинки литературы по раннему возрасту в поисках материала, который сочетался бы с моими запросами и практическим опытом на обучение и развитие детей раннего возраста;

Помог бы мне более глубоко и подробно вникнуть в суть изучаемого вопроса; подсказал бы, каким образом можно организовать процесс обучения: формы организации, методику проведения, содержание занятий.

Ответы на свои вопросы я нашла в методическом пособии для педагогов дошкольных учреждений «Аппликация для самых маленьких» автора В.А.Силивона. Я внимательно изучила содержание, методику проведения различных по форме занятий и решила, что предлагаемый материал могу использовать в своей работе, т.к. он отвечает моим запросам и соответствует возможностям детей раннего возраста.

Сильные стороны

Слабые стороны

Полная реализация поставленных целей и задач.

Гибкая система планирования    работы  ДОУ.

Организация наблюдения педагогического процесса проходит через все  виды контроля.

Эффективное распределение  функциональных обязанностей между всеми членами коллектива ДОУ.

Система мониторинга  осуществляется с помощью информационных технологий.

Осуществление деятельности ДОУ ведется на основе полного пакета  нормативно-правовой документации.

Степень удовлетворённости родителей работой ДОУ хорошая. По результатам анкетирования  получены следующие показатели: дали высокую оценку работы детского сада – 93,2 % родителей, хорошую оценку – 4,8% родителей, внесли ряд предложений по улучшению работы  - 2% родителей.

Слабая  имиджевая политика.

Учебно-воспитательный процесс выстроен на основе грамотного сочетания базисных программ развития, ряда парциальных и авторских программ, педагогических технологий.  

Программы, реализуемые в ДОУ, имеют структуру, содержание, технологии, образцы контролируемых материалов, соответствуют примерному государственному образовательному  стандарту, заявленным целям и задачам.

В ДОУ  используются инновационные и развивающие технологии. Качество ЗУН, уровень их сформированности по возрастам, а также  степень усвоения образовательных программ высокая (97%).

Результаты готовности детей к школе высокая (94,3%).

Социальный статус каждого ребенка в коллективе группы высокий.

Степень интеграции и взаимодействия  педагогов хорошая.

Слабая эффективность  работы с родителями воспитанников ДОУ.

Улучшение качества питания.

Чередование  активных видов деятельности в режиме дня.

Внедрение  нетрадиционных методов  и приемов оздоровления.

Оснащение спортивной площадки  и групповых прогулочных площадок необходимым оборудованием для развития основных движений на 95%.

Диагностика физического развития детей показывает хорошие результаты (75%).

Посещаемость детей детского сада 74% от списка.

Недостаточность оснащения спортивным оборудованием и МАФами.

Отсутствие  регулярного сбалансированного питания детей дома.

Повышение  пропусков по болезни на 3 д/дня (ветряная оспа).

Эффективное использование традиционных и нетрадиционных  методов преподавания.

Использование инновационных технологий.

Слабая  взаимосвязь педагогов  с родителями по сформированности у детей знаний по НРК.

Слабое участие детей в конкурсах различного уровня.

Систематическое повышение квалификации педагогических кадров через обучение на курсах, в ВУЗах.

Стабильность педагогического коллектива.

Возросла активность педагогов в профессиональных конкурсах.

Низкая заработная плата.

Несовершенство системы стимулирования педагогических кадров.

Низкий уровень профессионального образования педагогов .

Малое количество педагогов с 1 кв. категорией ..

Заболеваемость сотрудников.

 Средний уровень владения информационными технологиям среди педагогических кадров.

Наличие пакета учредительных документов и  нормативно-правовой базы учреждения.

Соответствие материально-технической базы ДОУ современным требованиям и темпам развития.

Укомплектованность ДОУ всем необходимым для осуществления воспитательно-образовательного  процесса и оздоровления детей в соответствии с ГОСТом и САНПИНом.

Соблюдение прав воспитанников и персонала в соответствии с законодательством и требованиями СЭС и ОГПС.

Эффективная система документооборота, делопроизводства.

Недостаток ресурсов для  стимулирования трудовой активности педагогических работников

Ограниченность возможностей руководителя в установлении существенных персональных доплат за успехи в педагогической деятельности;

Недостаток финансирования для развития материально-технической базы ДОУ.

 Муниципальное бюджетное  дошкольное образовательное учреждение имеет следующий пакет документов:

Свидетельство о государственной аккредитации.

Лицензия на право ведения образовательной деятельности.

Устав  МБДОУ «Детский сад №7 комбинированного вида» г. Канаш  

Свидетельство о постановке на учет Российской организации в налоговом органе по месту нахождения на территории Российской федерации

Свидетельство о государственной регистрации юридического лица

Свидетельство о государственной регистрации права Нормативно-правовая база соответствует гос. требованиям.

Снижение уровня материально-технической базы и её износ.  

Снижение эффективности выполнения требований.

Возможности

Угрозы

Участие в конкурсах различного уровня.

Участие в  республиканских и Всероссийских конкурсах. Результативность в конкурсах  регионального уровня.

Гранты различного уровня.

Повышение рейтинга ДОУ в муниципальной системе

Слабая  имиджевая  политика и не позволит повысить рейтинг ДОУ.

Презентация деятельности ДОУ через  СМИ и информационные издания города, республики.

Участие в конкурсах и грантах  республиканского и федерального уровня.

Повышение рейтинга ДОУ.

 Результативность  участия в детских конкурсах - средняя.

Падение спроса на дополнительные образовательные услуги

Внедрение новых методов оздоровления детей.

Привлечение родителей к открытию спортивных кружков, секций на базе ДОУ. Туризм.

Проведение практикумов для родителей по профилактике вредных привычек.

Оснащение спортивной и прогулочных площадок всем необходимым оборудованием для развития основных движений детей.

Высокий % заболеваемости детей.

Неблагоприятная ситуация в социуме (табакокурение, алкоголизм).

Карьерный рост.

Рост заработной платы с повышением квалификационного уровня.

 Участие в конкурсах и грантах республиканского и федерального уровня.

Рост  исследовательской и инновационной деятельности педагогов.

Текучесть кадров.

Снижение эффективности работы ДОУ.

Создание современной, функциональной обстановки для осуществления воспитательно-образовательного процесса  и плодотворной деятельности педагогов.

Снижение уровня материально-технической базы и её износ при невозможности ей обновления.

Отсутствие возможности своевременно выполнять работы по ремонту, восстановлению и модернизации здания, помещений, оборудования, коммуникаций, мебели и технических средств обучения.

Снижение эффективности выполнения требований.

ДОУ взаимодействует со школами №8, №5, с художественной школой ,  с Канашским педагогическим колледжем, с ЦГБ, ДМШ, с другими ДОУ города.

Слабая связь с другими ДОУ в разных городах ЧР и РФ.

Ограниченность  распространения педагогического опыта

А что нужно делать?

Расширять спектр своих услуг, Повышать компетентность педагогического состава. Расширение возможностей социального взаимодействия с  другими организациями и ДОУ в других городах  ЧР и  РФ.

1.3 Проблематика

В процессе выполнения проекта возникли следующие проблемы:

           1. Каким образом можно организовать обучение, я пока затруднялась, т.к. в принципе отсутствовали практические рекомендации, пособия, которые могли бы предложить практический материал. Также я не владела данными о результатах исследований ученых последнего времени о возможностях ребенка раннего возраста в аппликационной деятельности.

 2. Работа по аппликации в современных условиях педагогического процесса вынесена за рамки занятий, и практикуется в виде совместной или самостоятельной деятельности детей,  что не способствует формированию и развитию у детей основных ЗУН по аппликации.

2. Основная часть

 2.1 Концептуализация проекта.

Н.К.Крупская писала: «...Очень рано ребенок начинает стремиться. самым разнообразным образом выразить полученные им впечатления: движением, словами, мимикой. Надо дать возможность ему расширить область выражения складывающихся у него образов. Надо дать ему материал и научить, как обращаться с этим материалом. Материальное выражение сложившихся образов служит прекрасным средством проверки и обогащения их. Надо всячески поощрять детское творчество, в какой бы форме оно не выразилось».

Аппликация - наиболее простой и доступный вид изобразительной деятельности, а также способ создания художественных работ, при котором сохраняется реалистическая основа самого изображения. Это дает возможность широко использовать аппликацию не только в оформительских целях (при изготовлении наглядных пособий, пособий к различным играм, игрушек, флажков, сувениров к праздничным датам, оформление стенгазет, выставок, помещений д/с), но и в создании картин, орнаментов и т.д.

  Овладевая им, дети приобретают возможность создавать изображения предметов и явлений действительности. А это позволяет активно, творчески выражать впечатления от жизни, свое понимание, свое отношение к ним.

Раньше считалось, что аппликация недоступна для детей 2-3 года жизни. Эта деятельность предусматривает работу с мелкими плоскостными изображениями и формами, владение навыками намазывания, наклеивания и т.д. Деятельность, в общем-то, действительно, нелегкая, но нелегкая не значит бесполезная.

Разностороннее и гармоничное развитие детей 2-3 лет в процессе специально организованного обучения аппликативной деятельности.

Основные формы реализации проекта.

Игры-занятия, оснащение предметно-развивающей среды, взаимодействие с родителями.

Перспективы и возможности использования проекта. При использовании проекта необходимо соблюдать следующее:

  • Занятия проводить в игровой и занимательной форме.
  • Использовать операционный материал, который должен отвечать следующим требованиям:

1. Привлекательность.

2. Выразительность и ясность.

3. Прочность.

4. Безопасность.

5. Вариативность операционного материала.

Проводить повторные варианты занятий с целью более качественного овладения детьми определенных умений, при этом желательно использовать вариативную повторяемость (изменение в правилах игры, смена игровых персонажей, работа на малом, затем на большом пространстве листа и т.д.)

Стремится к созданию в группе и на самом занятии атмосферы взаимной эмпатии и восхищения любыми успехами детей. Чередовать индивидуальные и фронтальные формы обучения при проведении занятий учитывать специфику возраста детей и использовать соответствующие методы обучения: поисковый, репродуктивный, игровой и метод упражнений.

Деление на подгруппы осуществлять не по возрасту, а по уровню развития детей. Поощрять любые попытки общения детей с воспитателем или друг другом. Поощрять любое стремление к совместным действиям и создавать условия для накопления детьми первого опыта совместной работы.

2.2 Целеполагание.

1. Выяснение места и роли использования готовых плоскостных форм и изображений в развитии детей данного возраста.

2. Апробирование на практике форм организации, методики проведения занятий по аппликации, предложенных В.А.Силивоном.

3. Определение конкретного содержания занятий аппликацией в условиях детского сада.

2.3 Ожидаемые результаты.

1.Овладение практическими приёмами работы с бумагой.

2. Овладение простейшими навыками намазывания и наклеивания.

3. У воспитанников формируются первоначальные навыки поисковой деятельности, а также умение работать осознанно и целенаправленно.

4.Дети ориентируются в размерах и формах.

5. Дети стали лучше управлять движениями руки – движения стали более чёткими, уверенными, точными.

6. В процессе коллективных занятий у них будут сформированы простейшие навыки совместной работы.

2.4 Реализация проекта:

2.4.1 Этапы работы над проектом

Первый этап. Подготовительный:

1.Провести анализ опыта работы  педагогов исследователей по изучаемой проблеме.

2. Выявить основные компоненты развития творческих способностей детей дошкольного возраста на основе анализа методико-педагогической литературы.

3.Определить основные направления и педагогические задачи по развитию творческих способностей в дошкольном возрасте. Я достаточно работаю с детьми от двух до трех лет. Сенсорное развитие детей данного возраста всегда было и остается определяющим, игры с цветом, формой, величиной являются обязательными в развитии этих детей и вызывают большой интерес у них. Поэтому я давно уже организовывала небольшие по длительности игры и упражнения с готовыми плоскостными формами, надеясь на то, что у воспитанников быстрее будут формироваться сенсорные навыки, лучше будет развиваться мелкая мускулатура пальцев, повысится произвольность и координированность движений руки, осознанность действий.

Второй этап. Организационный:

1. Подобрать дидактические и методические пособия. Мною был выполнен большой объем работы по изготовлению дидактического материала. В основном это плоскостные геометрические фигуры разного цвета, величины и формы; предметные, сюжетные фигурки, состоящие из нескольких частей и передающие внешние особенности реальных предметов; разноцветные листы картона разного размера в виде аквариума, домика. Были сделаны следующие дидактические игры:

 «Летят самолеты»; «Цветы на лужайке»; «Цветные шарики»; «Пляшут девочки и мальчики»; «Путешествие семьи воздушных шариков»; «Расскажите сказку «Репка»; и др.

2. Составить перспективный план занятий по аппликации с детьми 2-3 года жизни.

Перспективное планирование занятий по аппликации с детьми 2-3 года жизни

Темы

Программное содержание

Сентябрь

Диагностика «Помоги яблоку найти свою половинку».

Определить уровень сенсорного  развития  ребенка, его способности анализировать, сравнивать, находить одинаковое по форме, цвету, составлять целое из частей, плотно  приставляя, их друг к другу.

«Цветы на лужайке»

Формировать умение ритмично располагать однородные элементы по всей плоскости листа. Способствовать различению и называнию цветов: красный, желтый, зеленый, синий.

Вариативное повторение. «Красивые коврики из листьев».

Закрепить опыт размещения однородных элементов по всей плоскости листа. Способствовать различению и называнию цветов. Формировать умение включаться в игровую ситуацию. Побуждать к совместным действиям.

Октябрь

«Путешествие семьи шариков».

Повышать у детей произвольность действий - выкладывание круглых форм в одном направлении, в порядке уменьшения их по величине, плотно приставляя одну к другой. Способствовать различению и запоминанию основных цветов.

Вариативное повторение. «Тучки по небу гуляют».

Повышать у детей произвольность

- выкладывать неправильные формы в одном направлении, плотно приставляя одну деталь к  другой; располагать элементы по всему пространству листа. Развивать способность ориентироваться, находить «верх», «низ». Формировать навыки совместной работы.

 Выкладывание сказки «Репка».

Повышать произвольность действий - выкладывать персонажи сказки в порядке следования текста, плотно приставляя их друг и другу. Закрепить знание текста сказки.

Ноябрь

«Мы сидим на лесенке и поем песенки».

Побуждать детей к самостоятельному нахождению разных способов выкладывания лесенки из прямоугольных форм, разных по цвету и величине. Продолжать упражнять в плотном присоединении одного элемента к другому. Формировать умение включаться в игровую ситуацию.

«Путешествие на воздушных шариках».

Формировать умение подбирать шары и прикладывать их к ниточкам заданного цвета. Повышать точность движения руки и глаза. Упражнять в произношении звуков "Ш", "С", побуждать детей к пластической передаче поведения насекомых: жуков, бабочек и т.д.

Декабрь

«История про котенка и птичку».

Продолжать развивать способность ориентироваться на всей плоскости как большого, так и маленького листа; находить «верх», «низ», «под», «вверху», «рядом». Побуждать к активной разговорной речи.

«Пляшут девочки и мальчики, пляшут белочки и зайчики».

Формировать умение располагать фигурки напротив друг друга, плотно приставляя, их друг к другу, чтобы держались за руки. Побуждать к совместным действиям. Упражнять в произвольном переключении внимания с одной деятельности на другую.

Январь

Диагностика. «Собери листочки».

Определить уровень сенсорного развития ребенка, его способность анализировать, сравнивать сопоставлять, находить одинаковое по форме, цвету; составлять целое из частей, плотно приставляя их друг к другу.

«Детки на ветке».

Упражнять в составлении целого

из отдельных частей; подбирать листики соответствующего веточке цвета. Упражнять в различении и назывании цветов. Продолжать развивать точность произвольных движений руки: прикладывать листики точно к намеченным стебелькам. Замечать действия соседа, в случае необходимости помогать ему

Февраль

«Выросли грибы на полянке».

Формировать умение составлять целое из двух разных частей, стремясь соотносить их по размеру. Продолжать формировать умение работать сообща на большом листе, быстро ориентироваться на его пространстве. Побуждать находить соседу нужные детали.

Вариативное повторение. «Матрешки на прогулке».

Упражнять в составлении целого из двух разных частей, стремясь соотносить их по размеру, плотно приставляя, их друг к другу. Закрепить названия цветов. Продолжать формировать умение работать вместе на большом листе бумаги. Побуждать находить соседу нужные детали.

«Чаепитие с игрушками».

Упражнять в составлении целого из двух разных частей, а также составлять части и составлять целое. Упражнять в соотнесении частей изображений по размеру и расцветке. Продолжать учить работать вместе на однлм листе, быстро ориентироваться на этом пространстве. Формировать умение включаться в игровую ситуацию.

Март

«С нами играют пирамидки».

Формировать умение составлять целое изображение, ориентируясь на образец. Развивать точность зрительного восприятия и способность к воспроизведению образца. Воспитывать внимательность, целенаправленность и произвольность действий.

Вариативное повторение. «Строим новые дома».

Продолжать работу над умением составлять целое, ориентируясь на образец, а именно на последовательность расположения полосок по цвету, по вертикали и горизонтали. Закрепить названия цветов, воспитывать внимательность, целенаправленность, произвольность действий. Закрепить знание текста сказки.

«Построим домики для зверей».

Формировать умение в установлении связей и зависимости величины и конфигурации от специально заданного условия. Упражнять в плотном присоединении деталей друг к другу. Побуждать к активной разговорной речи.

Вариативное повторение. «Кто уложил котенка спать?»

Продолжать формировать умение устанавливать связи и зависимости величины и конфигурации от специально заданных условий. Способствовать нахождению способа выполнения заданий путем проб и ошибок. Упражнять в плотном присоединении деталей друг к другу. Побуждать к активной разговорной речи, пению знакомых песенок или сочинению собственных.

Апрель

«Коврик для котят».

Формировать умение намазывать клей на изображение и наклеивать. Упражнять в выкладывании разноцветных обрезков бумаги равномерно по всей плоскости большого листа.  Приобщать к совместным действия.

«Плывут кораблики по волнам».

Закрепить навык работы на большом пространстве листа. Формировать умение намазывать и склеивать отдельные части в целое. Продолжать формировать навыки совместных действий: ожидать завершения действий соседа, не торопить его, не мешать.

Вариативное повторение. «Мастерская игрушек».

Продолжать работу над умением намазывать и склеивать отдельные части в целое. Уточнить знания детей о строении и отличительных особенностях частей тела некоторых животных. Закреплять навыки совместных действий.

 Май

«Весна – красна!»

Закрепит разнообразные, индивидуальные умения детей в нахождении одинаковых частей и составлении из них целого, а также навыки намазывания, наклеивания, пользования салфеткой. Продолжать формировать навыки совместных действий.

Вариативное повторение. «Цветы и бабочки».

Упражнять в намазывании, наклеивании, а также составлении целого из нескольких частей. Развивать точность зрительного восприятия.

Диагностика.  «Прятки».

Определить уровень сенсорного развития ребёнка, его способность анализироват, сравнивать, сопоставлять, находить одинаковое по форме, цвету; составлять целое из частей.

3. Разработать конспекты занятий (Приложение 1).

4.  Определить  место занятий: один раз в две недели, а всего 18 игр-занятий в год, в виде образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов

5. Проведение консультации и родительского собрания по теме проекта (Приложение 2).

Третий этап. Практический:

Формы организации предполагают как индивидуальные, так и фронтальные занятия с небольшой подгруппой детей. Большая часть предложенных занятий повторяет те игры и упражнения, которые давно используются в практике. Данные игры и упражнения ставят те же цели и задачи: формирование сенсорных эталонов, развитие мелкой мускулатуры пальцев рук, повышение произвольности и координированности движений рук, формирование осознанности действий.

Но вместе с тем ставятся другие обучающие задачи, в основе которых лежат продолжительные исследования оптимальных возможностей 2-3 летних детей в изобразительной деятельности:

  • накопление детьми элементарного опыта в составлении целого из частей;
  • формирование простейших приемов работы с бумагой: выкладывание, точное присоединение одной детали к другой;
  • формирование умения работать на разных по размеру листах бумаги коллективно и индивидуально.
  • Создать условия, благоприятные для развития творческих способностей детей дошкольного возраста
  • Способствовать развитию творческих способностей у детей через аппликативную деятельность. 

К основным методам обучения аппликационной деятельности детей раннего возраста можно отнести следующие: поисковый, репродуктивный, игровой и метод упражнений. После апробирования данных методов в условиях нашей группы могу сказать, что их использование основывается и диктуется особенностями психофизического развития детей раннего периода детства, а также целями и задачами конкретных занятий, поисковый метод эффективен при создании образовательных ситуаций, которые побуждают детей к самостоятельной поисковой деятельности и нахождению способа выполнения задания путем проб и ошибок.

Использование поискового метода побудило малышей к активным поисковым действиям. Дети самостоятельно действовали путем сравнения, сопоставления и добивались нужного результата. Репродуктивный метод применялся мною на ранних этапах обучения детей, когда они только овладевали механизмом выкладывания и составления целого из отдельных частей.

Использование репродуктивного метода в данных случаях способствовало формированию у детей сознательных и произвольных действий, связанных с аналитическим процессом познания. Метод упражнений тоже был использован, да и до сих пор используется на занятиях по аппликативной деятельности.

Четвёртый этап. Итоговый:

1. Определить эффективность работы традиционных методик дошкольного воспитания в отношении развития творческих способностей дошкольников.

2. Осуществить анализ полученных результатов.

3. Выявить эффективность форм, методов  развития креативных способностей на основе анализа проделанной работы.

4. Развивать у детей навыки самоанализа, необходимых для оценки собственных и чужих работ.

5. Организовать творческие выставки детских работ.

6. Провести мониторинг творческих способностей дошкольников.

Дети успешно овладевают техническими навыками аппликационных операций: выкладывают, составляют из отдельных частей целое, упражняются в равномерном размещении элементов по площади листа, успешно овладевают сенсорными эталонами; приобретают первоначальные навыки поисковой деятельности; усваивают простейшие навыки совместной работы; активно общаются друг с другом и воспитателем.

Полученный детьми в раннем возрасте опыт по составлению предметных или сюжетных изображений с помощью готовых форм обеспечивает развитие образного видения, а также формирование предпосылок сюжетного рисунка и развитие связной речи на более ранних возрастных этапах.

2.4.2 План действий по реализации проекта

1. Выбор творческого названия;

 2. Постановка основополагающего и проблемного вопросов.

3. Поиск материала по выбранной теме;

4. Проведение исследований; представление полученных результатов;        

5. Выполнение творческих  заданий;

5. Организация открытых занятий, выставки детских работ.

2.4.3 Ресурсное обеспечение

1.Цифровой фотоаппарат, компьютер, сеть Интернет.

2. Канцелярские товары, бумага, краски, кисти, маркеры и т.д.

3.Материалы на печатной основе:

4.Таблица «Аппликация»

5.Другие ресурсы: родители

  1. Мониторинг проекта, сроки реализации и объект мониторинга.

Детское творчество, которое рассматривается как процесс, приводящий к созданию субъективно нового продукта, изучается, как правило, в русле исследования именно той деятельности, в которой оно формируется (П.М.Якобсон, Н.А.Ветлугина, К.В.Тарасова, О.С.Ушакова, А.Г.Тамбовцева (Арушанова), Т. В. Кудрявцев и др.). Отсюда вытекают и специфические показатели развития творчества, связанные, прежде всего с анализом продукта деятельности.

При определении уровня  знаний, умений, навыков следует руководствоваться следующими условиями:

  • Диагностика проводиться в знакомой для детей обстановке;
  • Используются игровые задания;
  • В исследовании участвуют дети, посещающие группу не менее года;
  • Исследователь знаком детям;
  • В процессе исследования используется целый комплекс методов диагностики (беседы с педагогами и родителями, наблюдение и анализ работы аппликативной деятельности с воспитанниками данной группы; анализ предметно-развивающей среды и результатов детской деятельности).

Перечисленные методы имеют специфику использования на различных этапах диагностики:

1 этап – изучение особенностей структуры деятельности воспитанников данной группы в процессе  аппликативной деятельности.

2 этап – изучение условий, способствующих развитию детей в данном виде деятельности.

Владение приемами работы с бумагой.

Высокий - У ребенка отмечается большой интерес к процессу создания аппликативного изображения путем выкладывания на бумаге предметных и сюжетных изображений. Ребенок в состоянии выполнить без помощи взрослого аппликационные операции: выкладывание, составление целого путём прикладывания, присоединения одной части к другой, намазывание клеем, приклеивание, прижимание тряпочкой. Ребенок способен увлеченно заниматься деятельностью 15 минут и более.

Средний - Ребенка можно заинтересовать процессом выкладывания готовых форм и изображений путем вовлечения в совместную с воспитателем деятельность. Ребенок с помощью взрослого выполняет следующие операции: выкладывание и присоединение одной части к другой.

Низкий - Ребенок проявляет к данной деятельности интерес, но интерес носит ситуативный характер. Ребенок может присоединять, приставлять одну часть к другой, но после неоднократного показа и объяснений взрослого.

Способность к самостоятельной поисковой деятельности.

Высокий - Ребенок самостоятельно выполняет задание по нахождению половинок изображений разного цвета, размера, формы и составляет из них целые изображения, используя способ проб и ошибок. Действует осознанно и целенаправленно.

Средний - Ребенок выполняет задание по нахождению половинок изображений с помощью объяснений и уточнений взрослого или после одного-двух показов выполнения упражнений. Действия носят осознанный характер.

Низкий - Действия ребенка по нахождению одинаковых частей носят бессмысленный, хаотичный характер. Интерес к деятельности ситуативен.

Овладение навыками совместной работы со сверстниками.

Высокий - Выполнение заданий на большом листе бумаги стимулирует ребенка к речевым контактам со сверстниками. Ребенок может комментировать действия других детей  и свои собственные, ребёнок замечает действия соседа, может подсказать, помочь ему, проявляет терпение и выдержку.

Средний -  Во время выполнения задания ребенок больше сконцентрирован на себе, но в состоянии вступить в речевой контакт по поводу деятельности, помогает другим в нахождении нужных деталей, проявляет нетерпимость по отношению к сверстникам, бывает вспыльчивым.

Низкий - Ребенок идет на речевой контакт с другими детьми, но при активной поддержке взрослого. В процессе совместной работы невыдержан, импульсивен, задирист.

Произвольность и координированность движений руки.

Высокий - Движения руки точные, целенаправленные. Ребенок способен быстро и точно соединять, прикладывать детали одна к другой.

Средний - Движения руки целенаправленные, но сразу присоединить, точно приставить детали одну к другой ребенок не может - ему требуется несколько дополнительных движений, чтобы достичь положительного результата.

Низкий - Ребенок делает много дополнительных движений. Рука неустойчива, непослушна.

Продолжительность проекта. Годовой.

           


3. Заключение

На сегодняшний день творчество перестает быть неким таинством, в которое, по мнению ряда ученых (А. Бакушинский, Е. Флёрина, В. Глоцер, Б.Джефферсон, и др.), нельзя вторгаться и которым нельзя управлять; допустимо лишь создавать для него соответствующие условия. Психологическая наука приоткрыла завесу над этим таинством и показала фундаментальное значение деятельностного подхода к формированию творчества (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, А.В.Запорожец, С.Л.Рубинштейн, В.В.Давыдов, Д.Б.Богоявленская, Н.Н.Поддьяков, А.В.Брушлинский и др.).

Занятия аппликацией при правильном руководстве и при использовании соответствующих возрасту методов и приемов дают большой обучающий и развивающий эффект.

Дети овладели некоторыми практическими приемами работы с бумагой: выкладывают и составляют целое из частей, точно присоединяют одну часть к другой. Некоторые дети овладевают простейшими навыками намазывания и наклеивания.

Дети успешно выполняют задания по выкладыванию предметных изображений, несложных сюжетов на разных по размеру листах бумаги. При этом у большинства детей наблюдаются навыки правильного расположения фигурок относительно друг друга.

У воспитанников сформировались  первоначальные навыки поисковой деятельности, а также умения работать осознанно и целенаправленно. Занятия аппликацией помогли детям быстрее запомнить названия цветов. Малыши лучше ориентируются в размерах и формах.

Дети довольно быстро справляются с заданиями по выкладыванию несложных сюжетных изображений, выкладыванию целого из частей за счет сформированности зрительно-двигательных связей. Дети стали лучше управлять движениями руки - движения стали более четкими, уверенными, точными.

Во время занятий дети с удовольствием разговаривают по поводу деятельности, обмениваются репликами. В процессе коллективных занятий у детей сформированы простейшие навыки совместной работы: дети ждут друг друга, уступают место, замечают действия соседа и т.д.

Сравнивая результаты констатирующего и итогового экспериментов можно сделать вывод о том, что при целенаправленном, систематичном, поэтапном обучении у детей улучшились показатели проявления интереса к теме и содержанию, увлеченности процессом работы, оригинальности замысла, проявление творчества и воображения.

Таким образом, выдвинутая гипотеза в начале исследования подтвердилась, поставленные задачи работы осуществлены, а  проделанная  работа показала, что аппликация – это эффективное средство ускоренного умственного, нравственного, речевого развития детей двух - трёх лет.

Значит, формирование творческой личности – одна из важнейших задач педагогической теории и практики на современном этапе. Человек будущего должен быть созидателем, с развитым чувством красоты и активным творческим началом.   В настоящий момент педагогу необходимо так организовать образовательный процесс, чтобы он полно отвечал возрастным и индивидуальным особенностям детей, способствовал развитию  творческих способностей дошкольника.


Список литературы:

1. Арапова С.В. Обучение изобразительному искусству. Интеграция художественного и логического. – СПб.: КАРО, 2004. – (Модернизация общего образования).

2.  Барчан Т.А. "Вот какие шарики"- М.: Карапуз, 2010г

3. Гусакова М.А. Аппликация: Учебное пособие для учащихся пед. училищ по специальности № 2002 «Дошкольное воспитание» и № 2010 «Воспитание в дошкольных учреждениях». – М.: Просвещение, 1997.

 4. Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 1998.

 5. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. – М.: 1999

6. Косминская В.Б., Халезова Н.Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельности детей: Лаб. практикум: Учебное пособие для студентов пед. Институтов по специальности № 2110 «Педагогика и психология» (дошк.) - М.: Просвещение, 1987.

7. Лыкова И.А. "Аппли-аппликация": Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет», - М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2007.

8. Петрова И.М. «Овечка» // Дошкольная педагогика. – 2002. - № 5 (9).

9. Печора Н.Л., Пантюхина Г.В., Голубева А.Г. "Дети дошкольного возраста в дошкольном учреждении"; М., 1986г.

10. Программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» / под ред. Веракса , М. А. Васильевой,  В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. - М.: Мозаика-Синтез, 2010.

11. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. / Под ред. Р.Г. Казаковой. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – (серия «Вместе с детьми»).

12. Селиван В.А. "Аппликация для самых маленьких": Пособие для педагогов дошкольных учреждений, - М.: «В. М. Скакун», 2000 г.

13. Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству: Пособие для педагогов дошк. учреждений. - М.: Гуманит изд. Центр ВЛАДОС, 2001.

 14. Художественно–эстетическое развитие дошкольников. Интегрированные занятия: музыка, рисование, литература, развитие речи.» (сост. Е.П. Климова) – Волгоград: Учитель, 2005.

 15. Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений (Е.А. Дубровская, Т.Г. Казакова, Н.Н. Юрина и др. / Под ред. Е.А. Дубровской, С.А. Козловой. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра как средство развития фонематического восприятия детей дошкольного возраста

В пособии подобран комплекс игр и игровых упражнений, направленных на формирование фонематического восприятия детей дошкольного возраста.Данные игры направлены на узнавание и различение неречевых звук...

Условия эффективного применения ролевых игр как средства развития навыков диалогической речи на уроках иностранного языка

Условия эффективного применения ролевых игр как средства развития навыков диалогической речи на уроках иностранного языка...

Информационно-коммуникационные технологии как средство развития детей дошкольного возраста

Подробно описано использование логопедического пособия "Игры для Тигры"...

Предметные средства - эффективный фактор развития самостоятельности студентов

В представленной статье раскрывается технология развития самостоятельности у студентов на уроках по дисциплине "Практикум по художественной обработке материалов"...

РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ВКР

Важность развития речи у детей старшего дошкольного возраста связана с тем, что речь обеспечивает необходимое общение с взрослыми, получение информации, приобщение к деятельности, овладение нормами по...