Доклад на тему "Поддержание интереса студентов к содержанию учебного материала"
материал на тему

У современных студентов мы наблюдаем снижение интереса к получению знаний . Единственный выход – заинтересовать студентов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное

учреждение высшего образования

«КРЫМСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. В.И. Вернадского»

(ФГАОУ ВО «КФУ им. В. И. Вернадского»)

Техникум мелиорации и механизации сельского хозяйства

(филиал)

ФГАОУ ВО «КФУ ИМ. В. И. ВЕРНАДСКОГО»  

в пгт. Советский

СООБЩЕНИЕ НА ТЕМУ

« Поддержание интереса студентов к содержанию учебного материала»

                                                                   

                                                                  Подготовила:

                                                                                     Преподаватель спец.дисциплин

                                                                                      Кузнецова О. В.

        

Поддержание устойчивости мотивации к изучению предмета чрезвычайно актуально. У современных студентов мы наблюдаем снижение интереса к получению знаний . Единственный выход – заинтересовать студентов.

Среди многочисленных способов поддержания интереса к содержанию учебного материала отмечаем следующие:

- интересны для студентов исторические сведения, показывающие им историю развития , смену технологий во времени;

- примеры , иллюстрирующие теоретический материал, привлекают внимание в том случае, если они свежие, новые;

- научность материла. Студентов привлекает приведение различных точек зрения на один и тот же предмет. Интерес студентов стимулирует вопрос « А какой точки зрения придерживались бы вы, будь вы ученным»?;

- интересно студентам  и подбирать примеры самостоятельно как в процессе лекций, так и в качестве домашней работы. Традиционным заданием  стал подбор студентами мероприятий по восстановлению нарушенных либо деградированных земель.

Особое значение имеет внимание студентов. Оно связано с интересами, склонностями, призванием человека, от его особенностей зависят и такие качества личности, как наблюдательность, способность отмечать в предметах и явлениях малозаметные, но существенные признаки.

Свойства внимания делятся на первичные и вторичные. К первичным относятся объем, устойчивость, интенсивность, концентрация, распределение внимания, к вторичным – колебания и переключение внимания.

Объем внимания – это количество объектов  воспринимаемых одновременно с достаточной ясностью и отчетливостью.

С возрастом объем внимания расширяется. Объем внимания взрослого человека составляет от четырех до семи объектов одновременно.

Устойчивость внимания  – это длительность удержания внимания к одному и тому же предмету или деятельности.

По степени волевого контроля различают непроизвольное, произвольное и послепроизвольное внимание.

Некоторые объекты как бы сами «притягивают» наше внимание, а для сосредоточения на других нужно прилагать определенные усилия. Первое внимание называется непроизвольным («пассивным»). Оно может быть вызвано или особенностями раздражителя (его силой, яркостью, громкостью и пр.) или же связью между объектом и потребностями человека.

Второй вид внимания – произвольное (его еще называют «активным»), контролируется волевым усилием. В этом случае человек концентрирует внимание на объекте, даже если он ему не интересен, но нужен для достижения цели. Данный вид внимания может быть усилен за счет ряда факторов: включения в процесс внимания практических действий, удаления отвлекающих раздражителей.

Послепроизвольное внимание занимает промежуточный характер – сначала оно требует волевых усилий, а затем, по мере того, как человек начинает интересоваться процессом, за которым наблюдает, переходит в непроизвольное.

В педагогическом процессе необходимо уметь использовать непроизвольное внимание и содействовать развитию произвольного. Для возбуждения в поддержания непроизвольного внимания можно использовать эмоциональные факторы: возбудить интерес, внести известную эмоциональную насыщенность. При этом заинтересованность должна быть связана с самим предметом обучения или трудовой деятельности.

Основываясь на слабости произвольного внимания у студентов, ряд педагогов, рекомендовали целиком строить педагогический процесс на основе непроизвольного внимания. Педагог должен овладевать вниманием студентов и приковывать его. Для этого он должен всегда стремиться к тому, чтобы давать яркий, эмоционально насыщенный материал, избегая всякой скучной учебы. Безусловно, весьма важно, чтобы педагог умел заинтересовать студентов и мог строить педагогический процесс на непроизвольном внимании, обусловленном непосредственной заинтересованностью.

Постоянно требовать напряженного произвольного внимания у студентов, не давая никакой для него опоры, это, быть может, самый верный путь для того, чтобы не добиться внимания. Однако строить обучение только на непроизвольном внимании ошибочно. Это по существу и невозможно. Каждое, даже самое захватывающее, дело включает в себя звенья, которые не могут представлять непосредственный интерес и вызывать непроизвольное внимание. Поэтому в педагогическом процессе необходимо уметь:

1) использовать непроизвольное внимание;
2) содействовать развитию произвольного.

Для возбуждения и поддержания непроизвольного внимания можно использовать эмоциональные факторы: возбудить интерес, внести известную эмоциональную насыщенность. Заинтересованность должна быть связана с самим предметом обучения или трудовой деятельности; эмоциональностью должны быть насыщены ее основные звенья. Она должна быть связана с осознанием значения того дела, которое делается.

Для поддержания внимания студентов на занятиях я применяю разнообразные формы и методы обучения, такие как:

развивающее обучение;

концентрированное обучение;

использование информационных технологий (поиск информации в сети Internet, применение электронных презентаций, …);

проектная деятельность;

нетрадиционные формы проведения занятий;

использование самостоятельной работы студентов, развивающие ключевые и профессиональные компетенции: готовность к решению проблем, коммуникативную компетенцию, навыки работы с информацией и др.

Также для поддержания внимания необходимо применять и речевые приемы удержания внимания.

Практика показывает, что сухое деловое выступление, сводимое к передаче «голой» информации аудитории, как правило, остается без внимания, а нередко вызывает скуку. Как бы неинтересна была тема, внимание аудитории со временем притупляется. Его необходимо поддерживать с помощью следующих ораторских приемов:

вопросно-ответный прием: преподаватель ставит вопросы и сам на них отвечает, выдвигает возможные сомнения и возражения, выясняет их и приходит к определенным выводам;

переход от монолога к диалогу: позволяет приобщить к процессу обсуждения отдельных студентов, активизировать тем самым их интерес;

прием новизны информации, гипотез: заставляет аудиторию предполагать, размышлять;

опора на личный опыт, мнения, которые всегда интересны слушателям;

демонстрация практической значимости информации;

замедление с одновременным понижением силы голоса: способно привлечь внимание к ответственным местам урока (прием «тихий голос»);

При монотонной лекции внимание студентов очень быстро переключается на другие виды деятельности, мешающие учебному процессу. При переключении внимания с одного вида деятельности на другой при применении различных средств и методов обучения позволяет сосредоточить внимание студентов на изучаемых вопросах.

Применяемая методика обучения дает положительные результаты. В ходе обучения, применяя разнообразные формы, методы и средства обучения удается сконцентрировать внимание студентов и поддерживать его на протяжении всего занятия на высоком уровне.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: Развитие творческих и интеллектуальных способностей студентов на занятиях учебной практики.

Доклад на тему: Развитие творческих и интеллектуальных способностей студентов на занятиях учебной практики....

Как лучше усвоить учебный материал: основы рациональной работы с текстом. Методическое пособие для студентов.

В методическом пособии в краткой форме раскрываются основы рациональной работы с учебными, научными и нормативными текстами, базовые умения и апробированные способы качественного усвоения учебного мат...

Профессиональный интерес студентов к выбранной специальности

Министерство образования и молодёжной политики Ставропольского краяГБПОУ   СПО«Пятигорский техникум торговли, технологий и сервиса»Д О К Л А Д« Профессиональный интерес сту...

Развитие познавательного интереса студентов через внеаудиторную работу

Статья о развитии познавательного интереса через  самостоятельную работу студентов...