Методические рекомендации по организации самостоятельной внеаудиторной работы студентов СПО по теме "Составление опорного конспекта с помощью майндмэппинга (технологии работы с ментальными картами) для закрепления учебного материала"
методическая разработка

Гольская Оксана Геннадьевна

Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!

Уважаемые студенты и преподаватели, пользователи сайта!

       Вашему вниманию предоставляются методические рекомендации по организации самостоятельной внеаудиторной работы студентов СПО разработаны в соответствии с ФЗ "Об образовании" №273-ФЗ и ФГОС СПО III поколения. Этот вид деятельности подразумевает минимизацию контакта с преподавателем на этапах выполнения. Самостоятельная работа студентов – это первые шаги в становлении самостоятельности, без которой не может состояться квалифицированный специалист. Самостоятельность вырабатывается в течение всего обучения в колледже, и на ее формирование нужно обратить самое серьезное внимание при подготовке студента. 

       Выражаю надежду на то, что предлагаемые технологические подходы в методических рекомендациях «Составление опорного конспекта с помощью майндмэппинга (технологии работы с ментальными картами) для закрепления учебного материала на уроках психолого-педагогического цикла» не только повысят компетентность студентов педагогического колледжа в решении проблем организации, выполнения и оценки различных форм самостоятельной работы, а также станут для будущих специалистов источником саморазвития, проектирования и преобразования собственных действий; формирования графической культуры, развития образного мышления и творческого воображения.

 

 

 

       Данные методические рекомендации помогут преподавателям колледжа и других учреждений СПО организовать самостоятельную деятельность студентов на основе деятельностного и компетентностного подходов к обучению и могут быть использованы для аудиторных занятий и внеаудиторной подготовки обучающихся, что соответствует требованиям ФГОС нового поколения.

 

Уважаемые студенты, на мой взгляд, это важно!

          Советую Вам пройти по разделам " Навигации" и почитать интересные статьи или посмотреть презентации, дидактические материалы по предметам (педагогика, методика развития детской речи, теоретические основы взаимодействия ДОУ и родителей); материал для подготовки к зачётам, контрольным работам, педагогической практике, экзаменам, курсовым и дипломным работам; организации мониторинга в ДОО. Буду рада, если информация, размещённая на моём сайте, поможет Вам в работе и учёбе.

 

P.S: УВАЖАЙТЕ ЧУЖОЙ ТРУД

          Если вы скопировали текст или фотографии и не указали источник - ЭТО ПЛАГИАТ (плагиат выражается в публикации под своим именем чужого произведения, а также в заимствовании фрагментов чужих произведений без указания источника заимствования).

       Сегодня цитирование или бесплатное использование отдельных элементов или отрывков произведения другого автора в собственной работе законодательство России допускает без какого-либо согласования с правообладателем. Вот цитата из 4-й части Гражданского кодекса РФ:

          Статья 1274. Свободное использование произведения в информационных, научных, учебных или культурных целях:

       «Допускается без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования..."

          ПОМНИТЕ!!! Ваша работа при использовании цитирования совершенно не утратит уникальности, скорее, наоборот, благодаря разнице в вашем мышлении и автора первоисточника.

       ВСЕГДА, КОГДА ИСПОЛЬЗУЕТЕ ЧУЖИЕ ТРУДЫ ИЛИ ИДЕИ НЕ ЗАБЫВАЙТЕ ДЕЛАТЬ ССЫЛКИ НА ИСТОЧНИКИ.

Благодарю Вас за то, что посетили мой сайт. Желаю всем творческих успехов.

                                                                                                                                                                           С уважением, О. Г. Гольская.

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема «Составление опорного конспекта с помощью майндмэппинга ( технологии работы с ментальными картами) для закрепления учебного материала на уроках психолого-педагогического цикла » РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ «АМУРСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ» (ГПОАУ АО АПК) Методические рекомендации по организации самостоятельной внеаудиторной работы студентов. Специальность 44.02.01 Дошкольное образование Преподаватель психолого – педагогических дисциплин, высшей квалификационной категории: Гольская Оксана Геннадьевна

Слайд 2

Цель самостоятельной работы: выработка умений и навыков грамотного изложения теории и практических вопросов в письменной форме в виде опорного конспекта. Составление опорного конспекта — представляет собой вид внеаудиторной самостоятельной работы студента по созданию краткой информационной структуры, обобщающей и отражающей суть материала лекции, темы учебника . Опорный конспект — это наилучшая форма подготовки к ответу и в про­цессе ответа.

Слайд 3

Ментальные карты (майндмэппинг, maindmapping, mind maps, они же «умственные карты», «карты разума», «карты мыслей», «интеллект-карты», «карты памяти », «ассоциативные карты», «майнд-карты», «майнд – мэпы» и др .) — удобный способ структурирования информации, где главная тема находится в центре листа, а связанные с ней понятия располагаются вокруг в виде древовидной схемы . Чтобы поток мыслей превратить во что-то более осмысленное и результативное создание ментальных карт происходит посредством упорядоченного плана, но не просто плана в виде разделов и пунктов, а в виде более интересных и плодотворных схем и рисунков. Термин "ментальная карта" был введен в 1974 году английским психологом, лектором и писателем То́ни Бьюзе́ном и с английского языка дословно переводится как "карта ума, мысли", а означает технику, благодаря которой возможно запоминать большие объемы информации.

Слайд 4

Автор методики ментальных карт Тони Бьюзен обнаружил, что проблема кроется в механизме работы человеческого мозга. Известно , что левое полушарие мозга отвечает за логические аспекты: речь, операции с последовательностями, линейным представлением информации, операции с перечнями, списками, числами. Правое же решает абстрактные задачи : пространственную ориентацию, целостность восприятия, воображение, восприятие цвета и чувство ритма.

Слайд 6

Преимущества и недостатки метода ментальных карт Преимущества Недостатки Представленная информация меньше по объему, ее легко фиксировать и анализировать. Человеку, не составляющему карту и увидевшему ее в первый раз достаточно трудно понять ее содержание При чтении карты видны взаимосвязи в каждом блоке, их структура и логика Карта полезна только для тех, кто ее разрабатывал При использовании метода развивается творческое и логическое мышление, воображение и память, поскольку используются оба полушария человеческого мозга При использовании ментальных карт мы задействуем творческие процессы и используем весь потенциал, так как используем оба полушария мозга. Мы запоминаем информацию сразу, более качественно и в больших объемах. Методу ментальных карт легко научиться.

Слайд 7

О тличительные черты ментальной карты: — объект внимания/изучения кристаллизован в центральном образе ; — основные темы, связанные с объектом внимания/изучения, расходятся от центрального образа в виде ветвей; — ветви, принимающие форму плавных линий, обозначаются и поясняются ключевыми словами или образами. Вторичные идеи также изображаются в виде ветвей, отходящих от ветвей более высокого порядка; то же справедливо для третичных идей и т. д .; — ветви формируют связанную узловую систему. Рис. . Пример вида ментальной карты, охватывающей весь курс преподаваемой дисциплины

Слайд 8

Техника составления ментальных карт Начало работы с картами — режим свободных ассоциаций или «мозговой штурм». Возьмите лист бумаги, начните обдумывать свою идею или проект. Записывайте абсолютно все мысли, связанные с проектом — не критикуйте и не огранивайте себя . Второй этап — непосредственно составление карты 1. В озьмите лист бумаги и нарисуйте в центре главную тему вашей карты. Л учше всего использовать яркий, запоминающийся образ вашей темы. 2. От главной темы проведите несколько ветвей. На каждой из них напишите одну идею (мысль, образ, понятие), связанных с главной темой из тех, что вы сгенерировали во время мозгового штурма. 3. К основным идеям также подведите несколько ветвей, который связаны с ними . Третий этап. Отложите вашу карту на период от 2 часов до двух дней. Таким образом карта «устоится» в вашем сознании.

Слайд 9

Четвертый этап. «Оживление» карты. Используйте как можно больше ассоциативных изображений и форм для предания карте эмоциональной выразительности .

Слайд 10

Пятый этап. Отложите вашу карту на период от двух часов до двух дней. Этот повторный «закрепительный» этап даст возможность что-либо дополнить или изменить в карте. После этого этапа ваша карта готова, и вы можете ее применять. С течением времени, возможно, вы будете совершенствовать ее, усложнять или упрощать, дополнять каким-либо новыми идеями. При дополнении пользуйтесь теми же правилами составления ментальных карт.

Слайд 11

1. Важно помещать слова на ветках. Ветки должны быть «живыми», гибкими. Рисование ментальной карты в стиле традиционной схемы полностью противоречит идее ментальных карт. Это сильно затруднит движение взгляда по ветвям и создаст много лишних, одинаковых, монотонных объектов . 2 . Пишите на каждой линии только одно ключевое слово. Каждое слово содержит тысячи возможных ассоциаций, поэтому «склеивание» слов уменьшает свободу мышления. Раздельное написание слов может привести к новым идеям . 3 . Длина линии равняется длине слова. Это экономнее и «чище ». 4 . Пишите печатными буквами как можно яснее и четче . Советы Тони Бьюзена к составлению карт

Слайд 12

5 . Варьируйте размер букв и толщину линий в зависимости от степени важности ключевого слова . 6. Обязательно используйте рисунки и символы (для центральной темы рисунок обязателен). В принципе, ментальная карта может вообще целиком состоять из рисунков . 7 . Старайтесь организовывать пространство, не оставляя пустого места и не размещать ветви слишком плотно. Для небольшой карты используйте лист А4, для большой темы — А3 . 8 . Разросшиеся ветви можно заключать в контуры, чтобы они не смешивались с соседними ветвями . 9 . Располагайте лист и слова горизонтально («альбомная ориентация»). Такую карту удобнее читать и нет необходимости крутить.

Слайд 13

Основные правила составления интеллект - карт — и спользуйте эмфазу; — в сегда используйте центральный образ; — для центрального образа используйте три и более цветов; — как можно чаще используйте графические образы; — чаще придавайте изображению объем, а также используйте выпуклые буквы; — пользуйтесь синестезией (комбинированием всех видов эмоционально-чувственного восприятия ); — в арьируйте размеры букв, толщину линий и масштаб графики; — стремитесь к тому, чтобы расстояние между элементами интеллект карты было соответствующим; — а ссоциируйте; — используйте стрелки, когда необходимо показать связи между элементами ментальных карт;

Слайд 14

— и спользуйте цвета ; — и спользуйте кодирование информации ; — с тремитесь к ясности в выражении мыслей; — и спользуйте печатные буквы; — размещайте ключевые слова над соответствующими линиями; — с оединяйте линии с другими линиями и следите за тем, чтобы главные ветви карты соединялись с центральным образом; — д елайте главные линии плавными и более жирными; — отграничивайте блоки важной информации с помощью линий; — следите за тем, чтобы ваши рисунки (образы) были предельно ясными ; — старайтесь все слова располагать горизонтально; — можно установить на компьютер программу для работы с ментальными картами или воспользоваться онлайн сервисами. В Интернете их несколько: как платных, так и бесплатных.

Слайд 15

Дополнительные рекомендации: — д обавляйте пустые линии; — з адавайте себе вопросы; — д ополняйте карту рисунками; — в сегда помните о безграничной ассоциативной способности вашего мозга; — с овершенствуйте достигнутое; — п ересматривайте свою интеллект-карту.

Слайд 16

Опорный конспект может быть представлен …

Слайд 17

Планируемые результаты самостоятельной работы: — способность студентов анализировать результаты научных исследований и применять их при решении конкретных образовательных и исследовательских задач ; — способность решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности.

Слайд 18

Выполнение задания : — изучить материалы темы, выбрать главное и второстепенное; — установить логическую связь между элементами темы; — представить характеристику элементов в краткой форме; выбрать опорные сигналы для акцентирования главной информа­ции и отобразить в структуре работы; — оформить работу и предоставить в установленный срок.

Слайд 19

Затраты времени при составлении опорного конспекта зависят от сложности материала по теме, индивидуальных особенностей студента и определяются преподавателем. Ориентировочное время на подготовку - 2 ч.

Слайд 20

Роль преподавателя: — помочь в выборе главных и дополнительных элементов темы; — консультировать при затруднениях; — периодически предоставлять возможность апробирования эффек­тивности конспекта в рамках занятия.

Слайд 21

Критерии оценки самостоятельной работы студентов по теме « Составление опорного конспекта для закрепления учебного материала с помощью майндмэппинга на уроках психолого-педагогического цикла » 1. Соответствие конспекта плану содержания источника: — конспект соответствует плану содержания; — конспект частично соответствует плану содержания ( не более 2 замечаний); — конспект частично соответствует плану содержания (3 и более замечаний); — конспект не соответствует плану содержания. Таблица № 2

Слайд 22

2. Отражение в конспекте основных положений источника и наличие выводов: — основные положения отражены, выводы представлены; — основные положения отражены, выводы не представлены; — основные положения отражены частично, выводы частично представлены; — основные положения не отражены, выводы не представлены. Продолжение таблицы № 2 Критерии оценки самостоятельной работы студентов.

Слайд 23

3. Ясность, лаконичность изложения : — изложение ясное и лаконичное; — изложение имеет не более 2 замечаний по указанным параметрам; — изложение имеет не более 3 замечаний по указанным параметрам; — по указанным параметрам изложение имеет 4 и более замечаний. Продолжение таблицы № 2 Критерии оценки самостоятельной работы студентов.

Слайд 24

4. Визуальный ряд: — визуальный ряд соответствует заданной теме; — визуальный ряд в основном соответствует заданной теме; — визуальный ряд частично соответствует заданной теме; — визуальный ряд не соответствует заданной теме, либо отсутствует. Продолжение таблицы № 2 Критерии оценки самостоятельной работы студентов.

Слайд 25

5. Соответствие дидактического материала требованиям оформления: — оформление опорного конспекта эстетично, аккуратно, присутствует единый стиль; — присутствуют недочеты в оформлении опорного конспекта; — оформление опорного конспекта недостаточно эстетично и аккуратно, нарушено единство стиля; — оформление буклета неэстетично, неаккуратно. О кончание таблицы № 2 Критерии оценки самостоятельной работы студентов.

Слайд 26

Источники Бьюзен Т. Карты памяти. Используй свою память на 100% [Текст]. – М . : Росмэн-Пресс, 2007. – 96 с. Бьюзен Т. Супермышление [Текст] / Т. Бьюзен, Б. Бьюзен. – Минск : ООО «Попурри», 2003. – 304 с. Гарипов Э. Применение ментальных карт для преподавания на примере Cisco CCNA Exploration [Электронный ресурс] // Харбахабр. – Режим доступа: http://habrahabr.ru/post/140644/ (дата обращения 11.03.2020). Загашев И.О., Заир — Бек С.И. Критическое мышление: технологии развития. Спб, 2003. Измайлова М.А. Организация внеаудиторной самостоятельной работы студентов: Методическое пособие. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2008. Ковалевский, И. Организация самостоятельной работы студента /И Ковалевский // Высшее образование в России №1. – 2000. – С.114-115 . Куклина, Е. Н. Организация самостоятельной работы студента: учебное пособие для вузов / Е. Н. Куклина, М. А. Мазниченко, И. А. Мушкина. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 235 с. — (Университеты России). — ISBN 978-5-534-06270-0. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/437654 (дата обращения: 29.03.2020 ). Литвинов В.А. Применение в учебном процессе ментальных карт [ Электронный ресурс] / В.А. Литвинов, Л.Г. Проскурина // Всероссийская научно-методическая конференция «Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры» (Ежегодная научнометодическая конференция ОГУ). – Режим доступа: http://conference.osu.ru/assets/files/conf_reports/conf9/671.doc (дата обращения 30.03.2020).

Слайд 27

Манько Н.Н. Когнитивная визуализация педагогических объектов в современных технологиях обучения [Электронный ресурс] // Информационно образовательный портал Республики Башкортостан. – Режим доступа: http://oprb.ru/data/partner/6/message/OK8N3U2t_2473.pdf (дата обращения 15.03.2020). Ментальные карты – подробная инструкция [Электронный ресурс] // Методики Дарова. – Режим доступа: http://darov.net/azbuka-razvitiya/kreativnietechniki/mentalnie-karti-podrobnaya-instruktsiya (дата обращения 30.03.2020). Ментальная карта «Что, если…» [Электронный ресурс] // Визуальное мышление : Mind mapping по-русски, MindManager по-русски. – Режим доступа: http://rumapping.ru/mind-maps/using/mentalnaya-karta-chto-esli/ (дата обращения 01.04.2020). Мюллер Х. Составление ментальных карт. Метод генерации и структурирования идей [Текст]. – М. : Омега-Л, 2007. – 126 с. Плотникова О. Самостоятельная работа студентов: деятельностный подход // Высшее образование в России. – 2005. – №1. – С. 140- 143. Росина Н. Организация СРС в контексте инновационного образования // Высшее образование в России. – 2006. – №7. – С.109-114. Сидоров С.В. Ментальные карты на лекции по педагогике [Электронный ресурс] // Сидоров С.В. Сайт педагога-исследователя. – Режим доступа: http://sv-sidorov.ucoz.com/blog/2013-03-05-35 (дата обращения: 18.03.2019). Черная , А.В. Организация самостоятельной работы студентов по психолого-педагогическим дисциплинам: электронный учебник [Электронный ресурс] / А.В.Черная, Е.А. Чекунова, Е.И. Погорелова.– Ростов-на-Дону: Южный федеральный университет, 2010. – 200 с.

Слайд 28

Понравилась презентация? Зайди в другие разделы сайта, чтобы по разделам " Навигации" почитать интересные статьи или посмотреть презентации, дидактические материалы по предметам (педагогика, методика развития детской речи, теоретические основы взаимодействия ДОУ и родителей); материал для подготовки к зачётам, контрольным работам, педагогической практике, экзаменам, курсовым и дипломным работам; организации мониторинга в ДОО. Гольская Оксана Геннадьевна | сайт преподавателя... URL: http: // nsportal.ru›golskaya-oksana Буду рада, если информация, размещённая на моём сайте, поможет Вам в работе и учёбе. Преподаватель ГПОАУ АО АПК: Гольская Оксана Геннадьевна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ (ВНЕАУДИТОРНОЙ) РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРИКЛАДНЫЕ АСПЕКТЫ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПЕДАГОГА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ

Методические рекомендации по выполнению внеаудиторных самостоятельных работ учебной дисциплины «Теоретические и прикладные аспекты методической работы педагога по физической культуре и спорту&ra...

Методические рекомендации по организации самостоятельной внеаудиторной работы студентов СПО по теме: «Подготовка резюме́ по трудоустройству студентами выпускных групп»

Уважаемые студенты и преподаватели, пользователи сайта![[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"19788067","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"width: 120px; height: 104px; f...