Формирование навыков связных высказываний детей с ОНР на занятиях подготовительного этапа обучения.
методическая разработка по теме

Касьянова Елена Александровна

 Основное условие  коммуникативности  любой формы речи - связность.  Для овладения этой важнейшей стороной речи требуется специальное развитие у детей навыков составления связных высказываний.

Также следует отметить, что овладение связной речью возможно только при наличии определенного уровня сформированности словаря и грамматического строя речи. Поэтому на решение задач формирования связной речи ребенка должна быть направлена и речевая работа по развитию лексических и грамматических средств языка.

В статью включено  комплексное исследование  связной речи. А так же этапы коррекционного обучения и воспитания детей с ОНР  с практическими рекомендациями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование навыков связных высказываний детей с ОНР на занятиях подготовительного этапа обучения.

Касьянова Е.А.

Учитель-логопед д/с 1950

Слайд 1. Вне  зависимости от формы речи (монологической, диалогической) основное условие ее коммуникативности - связность.  Для овладения этой важнейшей стороной речи требуется специальное развитие у детей навыков составления связных высказываний.

Также следует отметить, что овладение связной речью возможно только при наличии определенного уровня сформированности словаря и грамматического строя речи. Поэтому на решение задач формирования связной речи ребенка должна быть направлена и речевая работа по развитию лексических и грамматических средств языка.

Слайд 2. В целях комплексного исследования  связной речи детей используется серия заданий, которая включает:

   (1)составление предложений по отдельным ситуационным картинкам;

   (2) составление предложения по трем картинкам, связанным по смыслу;

   (3) пересказ текста (знакомой сказки или короткого рассказа);

   (4) составление рассказа по картинке или серии сюжетных картинок;

   (5) сочинение рассказа из личного опыта;

   (6) составление рассказа-описания.

Для выявления степени сформированности у детей навыков употребления отдельных (фразовых) высказываний используются первые два задания.

Первое из них используется для определения способности ребенка к составлению адекватного законченного высказывания на уровне фразы (по изображенному на картинке действию). Ему предлагается поочередно несколько (5-6) картинок следующего примерного содержания:   ”Мальчик поливает цветы" и т.п. При предъявлении каждой картинки ребенку задается вопрос-инструкция: "Скажи, что здесь нарисовано?". При отсутствии самостоятельного фразового высказывания ребенка задается второй - вспомогательный вопрос ("Что делает мальчик / девочка?"). При анализе результатов отмечаются особенности составленных фраз (смысловое соответствие, грамматическая правильность, наличие пауз, характер наблюдаемого аграмматизма и др.).

        Второе задание - составление предложения по трем картинкам, например: "девочка", "корзинка", "лес", направлено на выявление способности детей к установлению логико-смысловых отношений между предметами и вербализации их в виде законченной фразы-высказывания. Ребенку предлагается назвать картинки, а затем составить предложение так, чтобы в нем говорилось о всех трех предметах. Для облегчения задания дается вспомогательный вопрос: "Что сделала девочка?" Если ребенок составил предложение с учетом только двух или даже одной картинки (например: "Девочка гуляла в лесу"), инструкция повторяется с указанием на пропущенную картинку. При оценке результатов учитываются: наличие фразы, адекватной предложенному заданию; особенности этой фразы (семантическая "наполненность",  синтаксическая структура, аграмматизмы и др.); характер оказываемой ребенку помощи.

Последующие задания (3-8) предназначаются для изучения уровня сформированности и особенностей связной монологической речи детей в доступных для данного возраста видах (пересказ, рассказы по наглядной опоре и из личного опыта, рассказывание с элементами творчества).

Слайд 3 Ошибки на уровне фразы:  

─ составление фраз-высказываний подменяется простым перечислением изображенных предметов или действий,

─   для составления фразы требуется дополнительный вопрос,

─   наличие пауз с поиском нужного слова,

─ ошибки в употреблении словоформ, нарушающие связь слов в предложении.

Именно поэтому формирование связного высказывания у детей 5 лет с ОНР необходимо начинать с развития навыков правильного построения предложений.

В программе коррекционного обучения и воспитания детей с ОНР и методических указаниях к ней приводятся рекомендации по формированию связной речи детей в соответствии с периодами обучения:

Слайд 4.   I период первого года обучения (сентябрь – ноябрь),

                 II период (декабрь – март),  III периоде (апрель – июнь).

В I периоде первого года обучения (сентябрь - ноябрь месяцы), который является подготовительным периодом обучения, дети должны овладеть навыками составления простых предложений по вопросам, демонстрируемым действиям и по картинам, с последующим составлением коротких рассказов.

Слайд 5.  Итак, цель этой работы - достижение уровня речевого и языкового развития, необходимого для составления разных видов развернутых высказываний.

        В задачи подготовительного этапа обучения входит:

•   развитие направленного восприятия речи педагога и внимания к речи других детей;

• формирование установки на активное использование фразовой речи при ответах на вопросы педагога; закрепление навыков в составлении ответов на вопросы в виде развернутых предложений;

• формирование умений адекватно передавать в речи изображенные на картинках простые действия;

• усвоение ряда языковых средств, прежде всего лексических (слова-определения, глагольная лексика и др.), необходимых для составления речевых высказываний;

• практическое овладение простыми синтаксическими моделями фраз, составляемых на основе непосредственного восприятия и имеющихся представлений; формирование умственных операций, связанных с овладением фразовой речью - умений соотносить содержание фразы-высказывания с предметом и темой высказывания (правильно ли определен субъект и объект действия, названо выполняемое действие, отражено то или иное качество предмета и т.д.).

Реализация указанных задач осуществляется на логопедических занятиях в ходе упражнений на составление высказываний по демонстрируемым действиям, ситуационным и сюжетным картинкам, специально подобранных речевых игр и упражнений, подготовительной работы к описанию предметов.

Слайд 6.  Речевое развитие на подготовительном этапе обучения проходит по следующим коррекционным направлениям:

1.  Развитие восприятия и понимания речи, а именно:

а) понимание постепенно усложняющихся инструкций, например «Поставь стул. Возьми деревянный стул и поставь его около стола»

б) понимание бытовых и игровых ситуаций, игра «Магазин», «Больница», «На прогулке»

в) понимание грамматических конструкций, словосочетаний, фраз, элементарных текстов, например, игра «Назови ласково», «Сосчитай до пяти со словом…»

г) расширение пассивного словарного запаса в соответствии с общепринятыми лексическими темами: «Игрушки», «Мебель», «Профессии», «Овощи», «Фрукты» и т. д.

2. Развитие экспрессивной речи вне зависимости от состояния фонетической стороны и сформированности грамматического строя, направленное на решение главной задачи — пробудить у детей желание речевого общения. Педагог стимулирует ребёнка, используя игрушки, картинки, мяч. Например, бросая ребёнку мяч, и, прося его назвать предмет ласково, ребёнок уже вовлечён в процесс общения в доступной для него форме.

3. Подготовка речевого аппарата к коррекции звукопроизношения:

а) развитие артикуляционной моторики — артикуляционная гимнастика;

б) формирование фонематического восприятия и первоначальных навыков звукового анализа.

4. Формирование фразы, являющейся первым шагом к овладению связной речью, в определенной последовательности:

а)  договаривание предложений по предметным картинкам; по образцу, данному логопедом: «На диване спит … (кот)»;

б) составление предложений по демонстрации действия с помощью вопросов. Педагог показывает картинку кота и показывает движение «идёт», задаёт вопрос «Что делает кот?»;

в) составление предложений сначала по 1-фигурным затем многофигурным сюжетным картинкам с помощью вопросов; по опорным словам, по образцу и самостоятельно «Девочка укладывает куклу спать.- Маша укладывает куклу спать, Паша катает машину.

г) заучивание и воспроизведение 2–3 предложений, составленных по сюжетной картинке, связанных по смыслу. Например, картинка «Дети на прогулке»: Катя и Петя вышли на прогулку. У Кати кукла. У Пети мяч.

Также в подготовительный период необходимо уделять внимание развитию мышления, т.к.  овладение мыслительными операциями способствует формированию связанных с мышлением других познавательных процессов (восприятия, памяти, внимания), что косвенно влияет на развитие речи (обогащение лексики, усвоение грамматических форм).  Педагог может использовать знакомые игры «Четвёртый лишний», «Что изменилось?».

Рассмотрим  упражнения  коррекционных направлений.

Слайд 7.  Развитие направленного восприятия речи педагога и внимания к речи других детей.

Игра «Накроем на стол». Цель: Развитие направленного восприятия речи педагога,  обучение детей классификации предметов по определенным признакам.

Ход игры. Воспитатель или логопед объясняет правила игры: «Дети, сегодня мы будем играть в игру «Накроем на стол». Вы знаете, что обычно ставят на стол, когда приходят гости? Я буду называть разные предметы, а вы внимательно слушайте. Если я назову то, что нужно для праздничного стола, вы ответите словом «да», если же предмет не нужен, вы скажете слово «нет». Кто ошибется, тот проиграет». Воспитатель задаёт вопросы, а дети на них отвечают.

Игра «Что нужно для огорода?» Цель: Развитие направленного восприятия речи педагога,  обучение детей классификации предметов по определенным признакам (по месту их произрастания).

Ход игры. Воспитатель или логопед объясняет правила игры: «Дети, сегодня мы будем играть в игру «Что сажают в огороде». Вы знаете, что сажают? Я буду называть разные предметы, а вы внимательно слушайте. Если я назову то, что нужно для огорода, вы ответите словом «да», если же предмет не нужен, вы скажете слово «нет». Кто ошибется, тот проиграет». Воспитатель задаёт вопросы, а дети на них отвечают. Если кто-то поспешит и ответит неправильно, воспитатель может сказать: «Поспешишь — людей насмешишь. Будь внимателен!»

Упражнение «Угадай, кто?» Цель: Побуждать детей вспоминать признаки предметов без опоры на образец.

Описание упражнения. Логопед вспоминает: «Однажды в детский сад пришел гость. Одет он был в красивую шубу, шапку, валенки. У него была длинная белая борода, белые усы, брови. Глаза добрые. В руках он держал мешок. Как вы думаете, кто был нашим гостем? Что у гостя в мешке? Какой был праздник в детском саду?» Ребята отгадывают, кто это, а потом сами повторяют, во что был одет гость. Такие разговоры-загадки и воспитатель может вести о разных предметах.

Упражнение «Разложи предметы» Цель: Формирование навыка классификации предметов по величине, по цвету.

Игровой материал. Палочки, камешки, листья, куличики, ленты, многоугольники, пластилин. Описание упражнения: 1) На прогулке воспитатель просит разложить палочки по возрастанию длины; 2) предлагает детям камешки, листья, а также куличики из песка выстроить по величине; 3) даёт задание детям разложить ленты по уменьшению ширины; 4) просит детей разложить многоугольники в порядке увеличения или уменьшения числа углов; 5) предлагает детям разложить картинки по цвету (по степени сгущения или осветления цвета, по степени добавления, примешивания другого цвета); 6) предлагает вылепить и положить на кусочки картона шарики, колбаски, бараночки, косички, крендельки, разложив их по возрастанию величины.

Упражнение «Что подарили мишке?» Цель: Побуждать детей рассматривать предметы, вспоминать качества тех предметов, которые ребенок в данный момент не видит.

Описание упражнения. Логопед рассказывает: «Прислала бабушка мишке подарок. Смотрит мишка, лежит в корзиночке что-то круглое, гладенькое, зеленое, с одного бока красное, откусишь его — вкусное, сочное. Растет на дереве. «Забыл, как это называется», — подумал мишка. Дети, кто поможет ему вспомнить, как называется подарок бабушки?» Дети отгадывают и сами повторяют, какое яблоко.

Слайд 8. Упражнение на составление высказываний по демонстрируемым действиям. (Эпизод занятия).

Дети сидят полукругом около игрового уголка. Логопед предлагает всем смотреть внимательно на то, что сейчас произойдет. В помещение входят мальчик и девочка, с которыми логопед оговорил заранее, какие действия необходимо им произвести. Мальчик берет кубики и строит башню на ковре. Девочка кормит куклу. Когда дети просмотрели выполненные мальчиком и девочкой действия, логопед задает вопросы, на которые просит отвечать полно и точно:

— Кто вошел в группу?

— Что взял Ян? — Что взяла Катя?

— Что строил Ян? — Кого кормила Катя?

(Вопрос что делал? в начале обучения вызывает сложности у детей данной категории.)

Проводится словарная  работа.  Логопед объясняет, что сейчас ребята будут подбирать слова и за каждое правильно сказанное слово они получат звездочку. Далее говорит: «Ян выстроил башню, а что еще можно строить?»

Дети подбирают слова: строят дом (гараж, дачу, магазин, аптеку и т. п.).

Логопед продолжает: «Катя кормила куклу, а что еще можно делать с куклой?» (Логопед помогает детям жестами, подсказывающими словами и т. п.)

Проводится динамическая пауза, после которой логопед напоминает детям о том, что делали в кукольном уголке Ян и Катя, затем дает образец рассказа. Не торопясь, четко, громко и выразительно логопед рассказывает:

— Ян и Катя вошли в группу. Ян взял кубики. Катя взяла куклу. Ян строил башню. Катя кормила куклу. Дети играли.

Логопед просит детей самих рассказать о том, что они видели.

Слайд 9. Составление рассказа по следам демонстрируемого действия. Наглядность и план высказывания аналогичны используемым на предыдущем этапе; усложнение достигается за счет отсутствия образца рассказа, что, кроме того, позволяет разнообразить лексическое и грамматическое наполнение связной речи.

Игра «Повтори за мной». Дети встают около своих стульчиков. Логопед читает стихотворение, содержащее словесные команды. Ребята совершают соответствующие действия, после чего логопед спрашивает детей, какие действия они совершали. Например:

 Девочки и мальчики прыгают, как мячики,

Ножками топают, ручками хлопают,

Головкой кивают, все вместе отдыхают.

 Слайд 10. Составление связных высказываний по ситуационным и сюжетным картинкам. В этом виде рассказывания непосредственные действия с предметами и объектами заменяются действиями с предметными картинками; план рассказывания обеспечивается порядком картинок, последовательно выставляемых на фланелеграфе, доске, компьютере. Для упражнений используются картинки двух видов: 1) картинки, на которых можно выделить субъект и выполняемое им действие. Например, «Мальчик бежит»; «Дети сажают деревья»; субъект - действие - объект «Девочка читает книгу»;        субъект- действие - объект - орудие действия «Мальчик забивает гвоздь молотком».

2) картинки с изображением одного или нескольких персонажей и четко обозначенного места действия. Например, «Дети  играют в песочнице»; «Мальчики катаются с горки на санках», «Ребята собирают грибы в лесу».

При подборе картинок следует также учитывать упражнения в составлении ряда последовательных предложений путем распространения начальной структуры, Например:

Мальчик пишет - Мальчик пишет письмо;

Девочка рисует - Девочка рисует домик - Девочка рисует домик красками.

В начале работы с данным видом картинок, а также в дальнейшем - при затруднениях в построении фразы, используется постановка соответствующих вопросов к картинкам и образец ответа. В случае необходимости называется первое слово фразы или его начальный слог.

Могут быть применены и такие приемы:

- совместное составление предложения двумя- тремя детьми (один из них составляет начало фразы, другие продолжают);

- составление предложений по картинкам с использованием фишек: ребенок произносит фразу и после каждого слова убирает одну из расположенных перед ним фишек.

Слайд 11. В дальнейшем предусматривается переход к составлению предложений более сложной структуры, например с однородными сказуемыми:  "Дедушка сидит в кресле и читает газету" - с употреблением вспомогательного вопроса: "Где сидит дедушка и что он делает?"; сложносочиненные конструкции из двух симметричных частей, где вторая часть по структуре дублирует первую "Заяц любит морковку, а белка любит орехи" и т.п. Упражнения в составлении таких предложений можно проводить на основе разнообразных дидактических игр (например, "Кто что любит?" о домашних и диких животных и др. ).

Упражнение «Кто что любит?» «Кто где живет?»

Описание упражнения. Дети  составляют предложения по картинкам. «Заяц любит морковку, а белка любит орехи», «Корова любит траву, а собака любит косточку», «Медведь живет в берлоге, а белка живет в дупле».

Упражнение «Будь внимателен»

Описание упражнения. Дети "по цепочке" составляют ряд предложений, различающихся какой-либо деталью; от детей требуется заметить это отличие и внести соответствующие изменения в ответ, составленный предыдущим ребенком.

Мальчик взял машину

Мальчик взял мячик

Мальчик взял кубики

Слайд 12. Упражнение «Кто что делает?»

Описание упражнения. Один ребенок составляет предложения по нескольким картинкам, объединенным общим действующим лицом, а второй, используя цветовые сигналы, контролирует правильность даваемого ответа. При составлении предложений по другим картинкам они меняются ролями.

Девочка идет. Девочка стоит.

При этом уделяется внимание формированию у детей некоторых грамматических обобщений и противопоставлений.  Например:

Утка летит.            - Лебедь плавает.

Мальчик стоит.      - Девочка бежит.

Пингвин стоит.       - Дельфин плавает.

После рассматривания пары картинок («Утка летит» — «Лебедь плавает»), логопед, указывает на картинку «Утка летит», даёт образец вопросов к ней:

Кто это? Кто летит? Что делает утка?

Ко второй картинке из этой пары («Лебедь плавает») дети по данному выше образцу сами задают вопросы: Кто это? Кто плавает? Что делает лебедь?

Далее две картинки из пары сопоставляются, что дает возможность усложнения вопросов, трансформации их по типу сопоставления по образцу:

Кто летит, а кто плавает? Что делает утка и что делает лебедь?

По данной модели проводится работа с каждой последующей парой.

Так же, при составлении предложений по парным картинкам с изображением одного или нескольких действующих лиц,  обращается внимание на дифференциацию форм единственного и множественного числа глаголов. Например:

 «Девочка бежит. Девочки бегут.» и т.д.

В процессе подготовительной работы обращается внимание на формирование и закрепление у детей практических навыков в составлении ответа на вопросы в виде развернутых фраз (в 3-4 и более слов ).

Слайд 13. Упражнение «Спроси, у меня» Цель: Постановка серии репродуктивных вопросов к группе усложненных сюжетных картинок (предмет — действие — объект) с одним изменяющимся предметом:

мальчик держит кубик;

мальчик держит мяч;

мальчик бросает мяч;

девочка бросает  мяч.

Описание упражнения. а) Рассматривается первая и вторая картинки, называются действия мальчика на них с установкой на запоминание. Картинки переворачиваются. Детям предлагается вспомнить действия мальчика на каждой картинке и спросить о них у логопеда или детей.

Что делает мальчик? (первая картинка) — Мальчик держит кубик .

Что делает мальчик? (вторая картинка) — Мальчик держит мяч.

б) Логопед закрывает кубик и мяч (они «спрятались») и просит поставить вопрос так, чтобы у мальчика вновь появились «спрятавшиеся» кубик и мяч:

Что держит мальчик? - Мальчик держит мяч. Мальчик держит кубик.

в) В заключение проводится перекрестный экспресс-опрос — дети припоминают и задают вопросы к обеим картинкам в форме соревнования «Кто больше задаст вопросов»

Для формирования и закрепления навыков составления вопросов,  используются ситуации, возникающие в ходе режимных моментов, например, можно использовать инструкции-задания типа: "Саша, спроси у Миши, где лежит / стоит...  ( название игрового предмета )?"; "Ваня, спроси у Лены, где Мишка?" ( мячик, кукла ).

Развитие навыков речевого общения предполагает формирование умения вступать в контакт, вести диалог на заданную тему, выполнять активную роль в диалоге и др. Уделяется внимание формированию навыков участия в коллективной беседе, способности к ее восприятию, умению включаться в диалог по указанию педагога. В целях развития навыков ведения диалога логопед и воспитатель организуют беседы на близкие детям темы (из личного и коллективного опыта), а также сюжетно-ролевые и дидактические игры: "В нашем детском саду",  "На приеме у врача", "Магазин игрушек", "Поезд", "У куклы Тани День рождения" и др.

 Может быть использован вариант, когда до начала игры детям предлагается выбрать себе ту или иную роль. При этом с помощью педагога определяется, как будет выглядеть каждый ребенок, во что он будет одет, что будет говорить, какие действия выполнять и т.д. В качестве примера приведу краткое описание одной их таких игр.

Игра «Веселое путешествие» или  «На трамвае».

В игре могут участвовать несколько детей (6-8 чел.). Посередине игровой комнаты (игрового уголка) устанавливаются стулья (парами, как в трамвае) или лавочки, между ними делается проход для "кондуктора". "Кондуктор" продает билеты, спрашивая, до какой остановки едет каждый пассажир. Дети -"пассажиры" отвечают ему. Предварительно каждый ребенок совместно с педагогом должен определить, до какой остановки он едет и с какой целью. По пути дети выходят на разных остановках, где их могут ждать различные игры и упражнения, соответствующие названию остановки ("Детская площадка", "Стадион", "Почта", "Парк" и т.п.). На обратном пути "пассажиры" вновь занимают свои места в "трамвае". Педагог ("кондуктор", "экскурсовод") организует обмен впечатлениями о том, чем занимались дети "в течение дня" и др.

Рекомендуется включать в игровую ситуацию диалога какого-либо сказочного персонажа: «Петрушка в гостях у ребят»,

Упражнение «Петрушка в гостях у ребят»

Примерный перечень реплик - обращений и вопросов, используемых в диалогах: «Давай познакомимся. Меня зовут "Петрушка", а тебя? Где ты живешь? ( Как называется город, где ты живешь? ). А на какой улице ты  живешь? Как она называется?... Как зовут твою маму / твоего папу / сестру?" и т.д.). Подобные игры-беседы могут проводиться по темам: "Как мы играем", "На нашем участке", "Двор, где я живу", "Наш живой уголок", а также на основе впечатлений от прогулок, экскурсий в зоосад, посещения выставок детского творчества и др.

Слайд 14. Дополнительные речевые игры и упражнения, направленные на активизацию речемыслительной деятельности детей, закрепление навыков составления фразовых высказываний, формирование словесного творчества и развитие чувства языка. К числу таких упражнений можно отнести следующие.

Лексические упражнения:

Упражнение «Узнай, о чем это», дети по данным педагогом словам-определениям должны узнать объект, к характеристике которого эти слова подходят.

Предлагаемые слова           Картинки с изображением предметов

  • деревянный ( каменный ),                                        

  одноэтажный                                    д о м

  • деревянный, красный                   к а р а н д а ш
  • деревянная, длинная                    у д о ч к а
  • круглый, резиновый                         м я ч    
  • круглый, большой, зеленый          а р б у з

    круглое, румяное                          я б л о к о   и т.д.

Упражнение "Скажи по-другому".  Детям дается задание подобрать слова-синонимы к произносимым логопедом словам-определениям. Предлагаемые слова:

    (а) прилагательные:  невеселый (грустный), небольшой (маленький),  храбрый 

     (смелый);

    (б) наречия: скоро (быстро), недалеко (близко), нелегко (тяжело), опять (снова ) и т.д.

(в) к данным словосочетаниям (характеристика предмета) по образцу педагога детям предлагается подобрать синонимы, например:

    невысокое дерево  -  низкое дерево;  неширокая тропинка  -  узкая тропинка.                                                                                                                

(г) составляемые синонимические пары: нехороший - плохой (поступок), нетрудная - легкая  (работа, задача), неглубокий (ое) - мелкий (ое) (ручей, озеро), недоброе - злое (лицо, дело) и т.д.

Упражнение "Скажи наоборот". Предлагаемые слова:

    (а) слова-определения (признаки): горячий(ая)/холодный, ледяной, первый /последний/;  мягкий /жесткий/; бедный/богатый;

    (б) слова-наименования (обозначающие явления и состояния ):  ночь, утро, холод;

    (в) глагольная лексика: потерять, ломать, закрыть, вошел /вышел/, снять /повесить/;

    (г) наречия: холодно, высоко, далеко, горячо, вверху, впереди, спереди и т.д.

Упражнение: "Определи, о ком так можно сказать" (с использованием соответствующих предметных картинок ).                                      

     Предлагаемые пары слов:

     храбрый - трусливый ( лев - заяц );

     большой (ая) - маленькая (ий) / слон - мышь;  ворона- воробей /;

     хитрая - глупый (лиса - волк );

     ловкий - неуклюжий (кот - медведь )  и  т.д.

Слайд 15. Лексико-грамматические упражнения.

Упражнение  «Закончи фразу». Дополнение предложений нужным по смыслу словом (лексемой, словоформой). Вариант, когда дети договаривают нужное слово по его первому звуку, слогу.

(1) "В лесу растут г... и  я..."; "На клумбе выросли красивые ц... ";

(2) "Цветы растут на/ в ... "; "Кошка спряталась за / в ..."; Могут быть использованы предметные или ситуационные картинки

(3) "Цветы стоят в... ( в вазе )";  "Ваза с цветами стоит...  ( на столе )"; "Папа ходил в магазин "Одежда". Там он купил... ( шарф, ботинки и шапку )"; “Девочка расчесывается. Она взяла... ( зеркало и расческу )".

(4) "Наступила осень. С деревьев падают...  Небо закрыто низкими темными... Часто идет... Дует холодный сильный...  Ночи становятся...  , а дни... Выходя на улицу, люди одевают теплую..." и т.п. (листья, тучами, ветер, длиннее, короче, одежду).

Упражнение «Предложение»

(1) составление словосочетаний из данных двух слов. Речевой образец: "Стакан, молоко. Стакан чего? - Молока. Стакан молока.  

    Составляемые словосочетания: стакан чая / кефира, сока;   бутылка молока / воды, сока;   кусок сыра / торта, мыла и т.д.  Во второй части задания детям предлагается составить предложения, используя данные словосочетания, например: "Мама купила бутылку молока"; " Саша выпил стакан сока" и др.;

(2) в составлении предложений по данному слову (предложно-падежной конструкции ): "Под деревом" - "на дереве"; "В воде" - "над водой" и т.д. (Используются соответствующие предметные картинки, например: "скамейка" и "гнездо"  или  "гамак" и "птица"; "рыбки" и "бабочки" и др. ).

Слайд 16. Упражнение «Подумай и ответь». Составление предложений-ответов на вопросы. Предлагаемые вопросы:

    "Куда можно повесить пальто?"

(Образец ответа);  "Пальто можно повесить в / на... ");

    "Куда можно положить книги?";  "Куда кладут  обувь?";  

    "Кого можно увидеть в зоопарке?"  и т.д.

Упражнение «Собери  предложения». Восстановление различного рода деформированных предложений, когда слова даны в разбивку  (живет, в, лиса, лесу, густом); одно, или несколько, или все слова употреблены в начальных грамматических формах (жить, в, лиса, лес, густой); имеется пропуск слов. (Лиса... в густом лесу.); отсутствует начало (...живет в густом лесу) или конец предложения (Лиса живет в густом...) и  предложения со смысловой деформацией. (Мальчик режет бумагу резиновыми ножницами;  Дул сильный ветер, потому что дети надели шапки).

Упражнение «Расскажем вместе веселые стихи». Упражнение для развития "поэтического слуха",  в т.ч. в подборе рифмующихся слов к незаконченной стихотворной фразе  нужными по смыслу словами-антонимами. В качестве речевого материала можно использовать стихотворение Д.Чиарди "Другое эхо".

«А нам с тобой пришел черед            Скажу я слово

 Сыграть в игру “Наоборот.                  “потерял”.

 Скажу я слово “высоко”,                      Ответишь ты...

  А ты ответишь... (н и з к о).               (Нашел!)                                                             

  Потом скажу я: “Далеко”,                   Теперь: “Начало”,

  И ты ответишь... (б л и з к о).             - я скажу,                                                          

 “Скажу теперь я: “Потолок”,            “Нет,- скажешь ты...    

  А ты ответишь... (п о л).                    (Конец!)»                                                                                                

Таким образом, на первом (подготовительном) этапе обучения дети упражняются в составлении фраз-высказываний по наглядной опоре, по имеющимся представлениям, усваивают ряд языковых (лексических, синтаксических) средств построения речевых высказываний. У детей формируются установки на активное употребление фразовой речи, внимание к речи педагога, к собственным высказываниям. Это является основой для последующего перехода к овладению различными видами монологических высказываний (пересказ, рассказ-описание, рассказывание по картинам и др.).

Слайд 17. Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование навыков игры на виолончели на начальном этапе обучения

Методические рекомендации для преподавателей детских школ искусств...

Использование ИКТ для формирования лексических навыков на начальном этапе обучения

В статье описан процесс формирования лексических навыков при помощи информационно-коммуникационных технологий, в частностипрограммы Smart notebook. Предложенные задания рассчитаны на младших школьнико...

План-конспект урока: "Формирование навыка чтения нот с листа на начальном этапе обучения"

План-конспект урока "Фопрмирование навыка чтения нот с листа на начальном этапе обучения"...

Система работы по формированию навыков диалогической речи детей с особыми образовательными потребностями. Методическое пособие для педагогов школ I-II вида.

Методическое пособие предназначено для педагогов школ I-II. В работе рассматриваются виды диалогов, основные функции диалогов, представлены примерные виды диалогических единств и  многое другое....

Методическая разработка «Сонористические приёмы, как элемент доречевой коммуникации, в формировании звукообразовательных навыков на начальном этапе обучения в хоровом классе»

Человеческий голос – самый древний уникальный музыкальный инструмент. История возникновения вокальных навыков лежит в далёком прошлом, в первобытном обществе. Если истоки развития музыкальных ин...

Формирование навыков словообразования у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи посредством дидактических игр и упражнений.

Формирование навыков словообразования у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи посредством  дидактических игр и упражнений....