Занятия с подростками по программе: "Арт-терапия"
статья на тему

Антонова Ольга Петровна

Метод арт-терапии позволяет каждому человеку творить свою жизнь в буквальном смысле слова: лепить счастье, рисовать печаль, писать о конфликтах и танцевать настроение. Реализовать свой потенциал и прийти в результате к гармонии с собой по силам каждому – для занятий арт-терапией не требуется специальной подготовки. Огромное преимущество, арт-терапии заключается в свободе проявлений, высказываний и действий, которые люди чаще всего не позволяют себе в жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл art-terapiya.docx19.82 КБ

Предварительный просмотр:

Московский образовательный комплекс имени Виктора Талалихина

Антонова Ольга Петровна,

руководитель структурного подразделения по учебно-воспитательной работе

«Способность творчества есть великий дар природы; акт творчества в душе творящей есть великое таинство; минута творчества есть минута великого священнодействия».
В. Белинский

Очень часто подростковые проблемы никому не интересны, кроме самих подростков. Родители заняты работой или собой, друзей или нет, или не хочется посвящать в самое сокровенное. И остаются подростки со своими заботами одни.

Часто проблемы подростков кажутся взрослым надуманными, и это создает опасную ситуацию неоказания своевременной помощи. Хотя достаточно небольшого совета или вообще просто внимательно выслушать подростков, и проблемы разрешаются сами собой.

Жизнь каждого подростка наполнена противоречиями. Несмотря на то, что подростки считают себя взрослым, реальные их силы соответствуют детским. Одно из утверждений, которое вы можете услышать от подростков, как ничто другое отражает главное противоречие этого периода, звучит приблизительно так: «Я уже взрослый, потому взрослым не доверяю». Это противоречие порождает ряд других.

Самое большое желание подростков – быть принятыми в ту или иную компанию, быть ее полноправной частью, жить по ее правилам. Но как не парадоксально, именно подростковые группы являются наиболее замкнутыми, новичкам очень трудно попасть в них, что часто становиться причиной чувства одиночества, которое окружает подростков с трудностями в общении.

Еще одним противоречием в подростках являются их желание быть «ни на кого не похожими», которое уживается со стремлением быть «как все». Для них важно стремление к уникальности и индивидуальности, и за свое право быть таковым они готовы бороться. Именно в этот период, им, как никогда необходима поддержка близкого взрослого человека, который будет верить в них и направлять уникальность подростков в «нужное» русло.

Подростки находятся в стадии наибольших изменений, и именно эти изменения становятся причиной их поведения. Они очень быстро растут, но сами стесняется своего быстрого роста. Быстро меняются во всех отношениях, но сами чувствуют дискомфорт от постоянных изменений как вокруг них, так и в них самих, потому так нуждаются в незыблемом убежище понимания и любви старших. В данный период развития, взрослые могут поддержать подростков, очень просто. Всего лишь рассказать о своем опыте, о своих переживаниях, когда сами взрослые были в подростковом возрасте.

Собрав все эти утверждения в единое целое, можно увидеть совокупный портрет подростков, хотя список подобных тезисов можно продолжать еще очень долго. Самое неприятное, на наш взгляд, заключается в том, что мало кто из «адекватных» взрослых может дать истинную поддержку и заботу нужную подросткам. А что тогда говорить о подростках из малообеспеченных, и ведущих аморальный образ жизни семей. В таких семьях ситуация ухудшается в разы, а то и в десятки раз. Подростки из таких семей не только лишены эмоциональной поддержки и всякой заботы, а часто являются «заложниками» собственной семьи. Дети из данной категории семей, часто подвержены эмоциональному и как бы это страшно не звучало, и физическому насилию. И что в результате получает подросток, проживающий в неблагополучной семье:

- эмоциональные переживания собственной материальной неполноценности (стыд, чувство беспомощности, гнев на родителей, агрессия на сверстников);

- беспокойство за собственное будущее (страхи, тревога, доходящие до уровня неврозов);

- трудности в полноценности времяпрепровождения (ограниченные возможности в отдыхе, занятиям по интересам и т.д.);

- трудности в общении с ровесниками (так или иначе, иерархия по материальному статусу существует), низкий социометрический статус в группе.

Исходя из вышесказанного, собственного опыта, опыта наших  коллег, и серьезностью и глобальностью рассматриваемой проблемы, можно сделать следующий вывод, что подростки нуждаются как в групповых и индивидуальных занятиях. Особое внимание  я уделяю занятиям по арт-терапии.

Метод арт-терапии позволяет каждому человеку творить свою жизнь в буквальном смысле слова: лепить счастье, рисовать печаль, писать о конфликтах и танцевать настроение. Реализовать свой потенциал и прийти в результате к гармонии с собой по силам каждому – для занятий арт-терапией не требуется специальной подготовки. Огромное преимущество, арт-терапии заключается в свободе проявлений, высказываний и действий, которые люди чаще всего не позволяют себе в жизни.

Терапия искусством опирается на позиции психоанализа, согласно которым создаваемые нами художественные образы отражают процессы, протекающие в бессознательном. Этот символический язык позволяет свободно выражать свои страхи, желания, внутренние конфликты, воспоминания детства, нереализованные мечты. Заново переживая их, таким образом, мы получаем возможность исследовать их и экспериментировать с ними. С помощью искусства, глубинные переживания выражаются свободнее и легче, чем во время рациональной психотерапии. Они не вытесняются, а сублимируются (переводятся) в творчество. Возможно, поэтому нередко искусство оказывается единственным инструментом, проясняющим неосознаваемые чувства и переживания.

У тех, кто впервые сталкивается с арт-терапией, нередко возникает вопрос: чем отличаются эти занятия от уроков в театральной студии или литературной мастерской? Между арт-терапией и художественным творчеством существует четкая граница. Для участников психотерапевтических групп искусство не является самоцелью, оно лишь средство, которое помогает лучше понять себя. Эти занятия ориентированы не на результат, а прежде всего на процесс. На специальных же занятиях, например, живописью или лепкой, все силы направляются на создание максимально совершенного произведения искусства. Одна из задач арт-терапии – помочь человеку узнать и научиться выражать собственные чувства, а артефакты, возникающие в ходе этого процесса, имеют лишь прикладное значение – служат материалом для анализа переживаний, их породивших.

На занятиях  я использую такие методы и технологии как рисование, лепка из глины и пластилина, аппликация, конструирование, изготовление коллажей, создание скульптур, прослушивание музыки, беседы, самопрезентации. Работа направлена на развитие процесса восприятия, активизацию творческих процессов и самовыражения, развитие системы саморегуляции, коммуникативных навыков.

В плане заявлено часть занятий, посвященных отдельно цвету («Фиолетовый цвет», «Белый цвет», «Желтый цвет» и т.д), занятия, которые предполагают работу с цветом, с целью использования ресурса цветотерапии – это метод, учитывающий, что воздействие цветом способно восстановить душевное равновесие.

Так же дети рисуют свои эмоциональные состояния, делятся страхами, грустью, рассказывают о своем гневе на тематических занятиях  («Любимая сказка», «Моя семья», «Мой самый страшный страх»).

Арт-терапия помогает понять свой внутренний мир, осознать собственный потенциал и оценить возможность перемен. И когда проблемы становятся яснее, можно переходить на новый этап – создавать новый рисунок, спектакль или стихотворение на тему «Как будет выглядеть моя новая жизнь».

Арт-терапия – уникальный метод, который позволяет соприкоснуться с чем-то важным внутри нас, чему обычно мы не даем ни облика, ни голоса, но оно не только живо в нас, но и сильно влияет на наши выборы, желания, на качество нашей жизни.

В заключение мне хотелось бы напомнить одну притчу.

Однажды темной дождливой ночью молодому человеку необходимо было переплыть широкую реку. Старый рыбак дал ему свою лодку и указал на еле заметный огонек на противоположном берегу: «Греби на него, сынок, что есть силы, греби и не вздумай опустить весла». И молодой человек поплыл. Сильный ветер дул ему навстречу. Дождь застилал глаза, а он все греб и греб, удерживая ориентир перед собой. Каждый последующий гребок давался труднее предыдущего. И вдруг он увидел большой белый пароход, который плыл по течению. Он взглянул в темноту и увидел еще одно небольшое суденышко, плывущее по течению. И еще, и еще... Казалось, весь мир отдался во власть могучего потока реки. И ему захотелось вынуть из воды весла, но огонек продолжал мерцать перед его глазами, и он снова устремился к своей цели. А уже, будучи на берегу, он услышал непонятные звуки, которые при приближении к повороту русла реки становились все сильнее и сильнее… это был водопад...

Очень не хотелось бы, чтобы наши с вами дети плыли по течению. Очень хочется, чтобы у них были мудрые советчики: родители и педагоги, способные нацелить их на правильные жизненные ориентиры. А это возможно только с ситуации доверительного взаимодействия семьи и образовательной организации во благо самого подростка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

групповые занятия с подростками "группы риска"

групповые занятия с подростками "группы риска"...

Методическая разработка учебного занятия Тема: Анализ результатов лабораторных занятий. Прогнозирование затруднений учащихся-подростков в школьной жизни, путей их преодоления.

Пояснительная  записка Учебная дисциплина «Психолого-педагогический практикум»  предполагает  минимум  теоретических   занятий, а  основное  количество...

Методическая разработка. Занятие для подростков "Жизнь опытом учит"

Занятие с подростками «Жизнь опытом учит»Цели:1.Формирование культуры выбора у подростков в различных социальных ситуациях,2. Расширение знаний учащихся о себе, своих возможностях и способностях, форм...

Тренинговое занятие для подростков «Властелин ЭМОЦИЙ»

Информирование о структуре эмоциональных переживаний, обучение осознания своего эмоционального состояния....

Занятие- тренинг с подростками : «Психологическая природа конфликта. Основные виды поведения в конфликте и его разрешение».

Цели: дать определение конфликта, его структуру, сферу, динамику; ознакомить с причинами конфликтов; дать представления о видах поведения в конфликте, отработать выбор определенного стиля поведе...

Цикл тренинговых занятий с подростками "Жизнь стоит того, чтобы жить"

Цель: помочь подростку заглянуть в себя, осознать себя Личностью, осознать свои цели и смысл в жизни.Задачи: развивать у подростков способность к саморефлексии и содействовать осознанию их жизненных ц...

Занятость трудных подростков по итогам пятого этапа межведомственной профилактической акции "Подросток - 2015"

Материал представляет собой доклад на комиссии по делам несовершеннолетних о занятости трудных подростков в рамках операции "Подросток- 2015"...