ЗАВИСИМОСТЬ ОТ ПСИХОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ
методическая разработка на тему

Мастерова Ирина Евгеньевна

Употребление психоактивных веществ – актуальная проблема, тесно связанная с ВИЧ-инфицированием. Человек должен быть хорошо информированным о проблемах, связанных с ПАВ, и путях их преодоления для того, чтобы оставаться здоровым и независимым от наркотиков, токсических и лекарственных веществ. Ответственность за то, употреблять ПАВ или нет, это выбор каждого человека. Человек рожден свободным от патологической зависимости, его выбор, право и ответственность сохранять всегда эту свободу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zavisimost_-_metodichka.doc68 КБ

Предварительный просмотр:

ЗАВИСИМОСТЬ ОТ ПСИХОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ

Цель занятия: формирование глубокого понимания проблемы зависимости от ПАВ, осознание личной вовлеченности в проблему.

План работы.

Упражнение «Ворвись – вырвись из круга».

Цель: отработка навыков противостояния группе, умение убедить,  сказать «нет».

Необходимые материалы: не требуются

Описание: 

Все участники стоят в кругу, держась за руки. Один доброволец – вне круга или внутри круга. Его задача - любым способом вырваться из круга (если он внутри) или ворваться в круг (если он вне его), задача группы - не дать ему это сделать. Применимы любые методы, кроме нанесения физических и психических повреждений. Желательно, чтобы каждый участник имел возможность поучаствовать в качестве активного участника, врывающегося или вырывающегося из круга.

Работа по теме занятия.

Информация для педагога.

Зависеть – от кого, от чего, быть под властью, под полным влиянием, быть в  чьей- то воле (В.Даль. Толковый словарь.)

Зависимость (синдром зависимости) – (применительно к алкоголю, наркотикам)  - потребность в повторяющихся приемах алкоголя (наркотика) и других веществ, для того, чтобы получить приятные или избавиться от неприятных ощущений (ВОЗ – глоссарий алкогольных и наркотических терминов).

Психоактивное вещество -  любое вещество, которое при введении в организм человека  может изменять его восприятие, настроение, способность к познанию, поведение и двигательные функции. В повседневной жизни психоактивные вещества обычно именуются наркотиками. Однако к психоактивным веществам относятся не только наркотики, но и алкоголь, табак (никотин), кофеин и другие. Психоактивные вещества делятся на легальные и нелегальные.

        К легальным психоактивным веществам  относятся вещества, не запрещенные законом к употреблению, хранению и распространению (табак, все напитки, содержащие спирт, кофе, чай).

        К нелегальным психоактивным веществам  относятся вещества, употребление, распространение и хранение которых является противозаконным. К ним относятся:

1) производные дикорастущей конопли ( марихуана, гашиш, анаша и др.);

2) опиоиды (опий, героин, морфий и др.);

3) стимуляторы (эфедрон, экстази, кокаин, «винт», «первитин»);

4) галлюциногены (ЛСД, грибы определенного вида)

Наркотические средства – вещества синтетического или естественного происхождения, препараты, растения, включенные в Перечень  наркотических средств, подлежащих контролю в Российской Федерацией, в соответствии с договорами Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, в том числе Единой конвенцией о наркотических средствах 1961 года.

        Психоактивные вещества, вызывающие зависимость:

  • Алкоголь
  • Никотин
  • Кокаин  и его синтетический аналог - крэк
  • Каннабиоиды (гашиш, анаша, марихуана)
  • Опиаты (опий, морфин, героин, промедол, кодеин, метадон)
  • Седативно-снотворные и анксиолитические средства (барбитураты, транквилизаторы)
  • Галлюциногены (ЛСД, псилоцибин)
  • Стимулирующие средства (амфетамин, кофеин, первитин - «Винт», экстази)
  • Анаболические стероиды
  • Летучие вещества – ингалянты (пары пятновыводителей, ацетона, толуола, клея, лаков, красок)

В основе формирования зависимости от ПАВ лежит  ПРИВЫКАНИЕ – невозможность исключить наркотик из своей жизни в связи с постоянной потребностью в нем. ТОЛЕРАНТНОСТЬ – необходимость постоянно увеличивать дозу принимаемого препарата для достижения желаемого эффекта.

        Психологическими предпосылками начала употребления психоактивных веществ являются низкая самооценка, трудности в общении со сверстниками и взрослыми, отсутствие навыков решения личностных проблем, неумение противостоять давлению окружающих. Психологические проявления зависимости от психоактивных веществ - усиление негативных эмоций, отрицание наличия проблемы, изоляция.

        Социальными предпосылками употребления психоактивных веществ являются высокий уровень социальной проблематичности общества, экономическая выгода от продажи наркотиков, культурная приемлемость употребления некоторых веществ, неумение противостоять давлению общества и т.д. Проявление зависимости  от психоактивных веществ на социальном уровне – это криминальный путь, изоляция, вращение в социальной среде, где принято употребление, зависимость как семейное заболевание.

Критерии злоупотребления психоактивными веществами:

 Употребление вещества, ведущее к одному или более вариантам нарушения поведения, отмеченным в последние 12 месяцев:

      а) повторный прием вещества вызывает очевидное снижение адаптации в важных сферах социальной активности (прогулы, снижение успеваемости в учебе,  пренебрежение семейными обязанностями),

     б) повторный прием в ситуациях физической опасности для жизни (управление автомототранспортом, станком в состоянии интоксикации),

     в) повторные конфликты с законом в связи с обусловленными приемом веществ отклонениями поведения и противоправными актами,

     г) продолжающийся прием, несмотря на вызываемые или усиливаемые им постоянные межличностные проблемы (конфликты с супругом относительно последствий интоксикации и т.д.);

Выделяют:

I.Групповая психическая зависимость от психоактивных веществ – наблюдается у подростков и характеризуется   потребностью  в употреблении психоактивного вещества, возникающей при попадании в группу значимых  сверстников («своя компания»). Вне пределов группы, в которой происходило групповое употребление психоактивного вещества, потребность в употреблении исчезает. Существование этой  зависимости свидетельствует о наличии определенной ситуационной   предрасположенности к формированию заболевания и о большей вероятности его возникновения. Если на данном этапе профилактические меры позволяют прекратить контакты со «своей компанией», то, как правило, подросток прекращает употребление психоактивного вещества.

II.Индивидуальная психическая зависимость – патологическая потребность в употреблении психоактивного вещества с целью достижения психического комфорта в состоянии опъянения. Перерыв в употреблении психоактивного вещества вызывает чувство тревоги, напряжения, подавленного настроения. Субъективно отмечается постоянное стремление к повторному употреблению психоактивного вещества. Больной не тяготится влечением и не старается избавиться от него, предпринимает определенные действия, направленные на удовлетворение потребности.

Понятие саморазрушающего поведения.

        Психоактивные  вещества – ложная и разрушительная возможность заполнения духовного вакуума. Под саморазрушающим поведением понимается не только и не столько нанесение физического ущерба организму, сколько нарушение развития личности, трудновосполнимая утрата духовности, нравственности, приводящая в конечном счете к дисфункции личности и социальной дезадаптации различной степени.

Понятие созависимости:

Созависимость – стойкое, аномальное психологическое состояние, испытываемое близким родственником или другом зависимого человека, когда этот человек полностью поглощен проблемами, связанными с зависимостью,  и не отдает себе отчета, что и его жизнь тоже стала в определенном смысле неуправляемой и зависимой от этих проблем. Созависимый человек своими неадекватными действиями фактически не способствует избавлению от зависимости, как он на это претендует, а наоборот, неосознанно способствует ее сохранению.

Характеристики созависимого человека:

  • преувеличение собственной  силы, значимости или слабости, беспомощности;
  • внешний контроль поведения, как правило, фокус его на  зависимом от психоактивного вещества человеке;
  • “замороженные чувства”, неосознанность своих чувств, неконтролируемое их проявление в поведении;
  • низкая самооценка;
  • закрытое, манипулятивное общение;
  • социальная и эмоциональная изоляция;
  • слишком свободные или чрезмерно жесткие границы личности и семьи;
  • деструктивные роли в семье, как следствие алкоголизма или наркомании.

Ведущий должен сделать акцент на том, что легких наркотиков не бывает. Механизм развития зависимости у всех ПАВ сходен. Каждый наркотик имеет свои индивидуальные последствия употребления. Формируется привычка изменять свое внутреннее состояние, используя ПАВ.

 «Когда человек поддается своим влечениям, он именно поддается влечениям; это значит, что он свободно отрекается от свободы, чтобы найти оправдание своей несвободе....

Истинно человеческое начинается в человеке там, где он обретает свободу противостоять зависимости от собственного типа. Ибо только там, именно в этой свободе, в ощущении своего свободного и ответственного бытия возникает подлинный человек.»

Франкл В. Человек в поисках смысла: Сборник: Пер. С англ. и нем./ Общ. Ред. Л.Я. Гозмана и Д.А.Леонтьева; М.: Прогресс, 1990


Вариант 1. Дискуссия «Зачем люди употребляют психоактивные вещества?»

Цель: знакомство с объективной информацией о действии психоактивных веществ.

Необходимые материалы: не требуются

Описание:  Имеет смысл задать тон серьезного и открытого  разговора своим примером.

Вопросы для дискуссии:

  • Почему люди употребляют наркотики?
  • Последствия употребления?
  • «Плюсы» и «минусы» отказа от предложения попробовать наркотики?
  • Что такое зависимость от психоактивных веществ?
  • Что дает людям употребление наркотических веществ?
  • Какие вещества вызывают развитие зависимости?
  • Почему зависимость от психоактивных веществ - это хроническое неизлечимое и смертельное заболевание?

Резюме:  Психоактивные вещества, в том  числе и наркотики, вызывают психическую и физическую зависимость. Они чрезвычайно токсичны для организма и формируют хронические болезни. Человек рожден свободным от патологической зависимости, его выбор, право и ответственность сохранять всегда эту свободу.

Вариант 2. Ролевая игра «Давай дружить!»

Цель: осознание личной вовлеченности в проблему, формирование навыков противостояния давлению группы, осознание часто используемых молодежью стратегий поведения в ситуации давления и их модификация на более эффективные.

Необходимые материалы: не требуются

Описание:

Члены группы – компания друзей «благополучных» девочек и мальчиков. Одна из участниц – доброволец - играет роль выздоравливающей наркоманки, которая хочет подружиться и стать членом компании. Задача участников – проиграть ситуацию, как компания будет реагировать на ее попытки влиться в коллектив (для тренера: возможная реакция компании - приятие, неприятие, равнодушие и пр.)

Вопросы для обсуждения:

  • Что чувствовали участники?
  • Трудно ли было противостоять давлению группы?
  • Что стало решающим фактором для выбора той или иной стратегии поведения?
  • Как вы думаете, какая стратегия поведения в данной ситуации была бы более эффективной? Почему?

Вариант 3. Ролевая игра «Давай с нами!»

Цель: осознание личной вовлеченности в проблему, формирование навыков противостояния давлению группы, осознание используемых стратегий поведения в ситуации давления и их модификация на более эффективные.

Необходимые материалы: не требуются

Описание:

Члены группы изображают компанию подростков, собравшихся на вечеринке. В компании употребляют алкоголь. Участник(ца) – доброволец - изображает подростка, который пытается отказаться от употребления алкоголя. Задача группы – уговорить, задача добровольца – придумать как можно больше аргументов и способов, чтобы, не провоцируя конфликта в группе (сохранив дружеские отношения), отказаться от употребления.

Вопросы для обсуждения:

  • Что чувствовали участники?
  • Трудно ли было противостоять давлению группы?
  • Что стало решающим фактором для выбора той или иной стратегии поведения?
  • Как вы думаете, какая стратегия поведения в данной ситуации была бы более эффективной? Почему?

Резюме: будущее человека – в его собственных руках. У человека всегда есть возможность сказать «нет» тем, чьи предложения не соответствуют его жизненным позициям и убеждениям.

Завершение работы.

Цель: подведение итогов занятия.

Необходимые материалы: не требуются

Описание: Ведущий, подводя итоги, подчеркивает ответственность самого человека за вовлечение в употребление психоактивных веществ.

        Группа высказывается на тему:

  • Что нового произошло за время занятия?
  • Что удивило, оказалось неожиданным?

 Домашнее задание

Цель: вербализация опыта, полученного в ходе занятия.

Необходимые материалы: рабочая тетрадь

Описание: Участникам группы предлагается написать «Письмо другу, первый раз попробовавшему наркотики».

литература:

ПРОГРАММА ПЕРВИЧНОЙ ПРОФИЛАКТИКИ ВИЧ/СПИДА И РИСКОВАННОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА «ЛадьЯ» .Сирота Н.А. , Воробьева Т.В. , Ялтонская А.В. , Рыдалевская Е.Е. , Яцышин С.М. , Микляева А.В. , Кудрявцева Н.В. , Москва ,2009г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Буклет родителям "Общие признаки начала потребления психоактивных веществ подростками."

Общие признаки начала потребления психоактивных веществ подростками....

Патриотическое воспитание как методологическое направление в работе по предупреждению употребления психоактивных веществ

Н. В. АверинаСанкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное учреждение «Академии индустрии красоты «Локон»...

Безопасность обучающихся. Профилактика употребления психоактивных веществ.

В представленном материале раскрывается тема безопасности обучающихся. Даны рекомендации родителям об оказании помощи своим детям в случае приема психоактивных веществ, а также рассмотрены методы проф...

Методическая разработка тренинга «НЕзависимости» по профилактике немедицинского потребления психоактивных веществ старшими подростками

Цель тренинга - формирование у обучающихся негативного отношения к табакокурению, употреблению спиртных напиткови наркотиков, а также предотвращение возможных обстоятельств употребления запрещенных пс...

Предупреждение употребления психоактивных веществ несовершеннолетними

Уважаемые родители! Еще вчера ваш ребёнок был совсем маленьким, и вы носили его на руках, называли малышом. Для него не существовало никого, кроме вас, и самой главной вашей проблемой было вовремя пом...