Активные методы обучения как современный способ повышения качества профессионального образования
статья на тему

Турчанинова Галина Александровна

Активное обучение предполагает использование такой системы методов, которая направлена главным образом не на изложение преподавателем готовых знаний, их запоминание и воспроизведение студентом, а на самостоятельное овладение студентом знаниями и умениями в процессе активной познавательной и практической деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_amo.docx18.86 КБ

Предварительный просмотр:

Активные методы обучения как современный способ повышения качества профессионального образования

Турчанинова Г.А., преподаватель ГБПОУ «УИ ТЛТУ»

Современная система образования требует формирования у студентов среднего профессионального образования таких общих компетенций, как принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность, работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями, ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности с учётом возрастания требований общества к качеству и конкурентоспособности человеческих ресурсов. Поэтому современная ситуация в преподавании учебных дисциплин и профессиональных модулей  требует коренного изменения стратегии и тактики обучения. Главными характеристиками выпускника любого образовательного учреждения являются его компетентность, конкурентоспособность и мобильность. В этой связи акценты при изучении учебных дисциплин переносятся на процесс познания, эффективность которого полностью зависит от познавательной активности самого студента. Успешность достижения этой цели зависит не только от содержания обучения, но и от того, как усваивается: индивидуально или коллективно, в авторитарных или гуманистических условиях, с опорой на внимание, восприятие, память или на весь личностный потенциал человека, с помощью репродуктивных или активных методов обучения.

Активные методы обучения - это методы, которые побуждают студентов к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. Активное обучение предполагает использование такой системы методов, которая направлена главным образом не на изложение преподавателем готовых знаний, их запоминание и воспроизведение студентом, а на самостоятельное овладение студентом знаниями и умениями в процессе активной познавательной и практической деятельности [2].

Особенности активных методов обучения состоят в побуждении студентов к практической и мыслительной деятельности, без которой нет движения вперед в овладении знаниями.

В основе активных методов лежит диалог, как между преподавателем и студентами, так и между самими студентами. В процессе диалога развиваются коммуникативные способности, умение решать проблемы коллективно, развивается речь студентов. Активные методы обучения направлены на привлечение студентов к самостоятельной познавательной деятельности, вызывают личностный интерес к решению каких-либо познавательных задач, возможность применения студентами полученных знаний.

На занятиях учебных дисциплин Основы технической механики и Технические измерения применяю  методы активного обучения на различных этапах учебного процесса:

- первичное овладение знаниями. Это могут быть проблемная лекция, эвристическая беседа, лабораторная работа, практические занятия, учебная дискуссия и т.д.

- контроль знаний (закрепление), использую такие методы как коллективная мысли тельная деятельность, тестирование и т.д.

Формирование профессиональных умений, навыков на основе знаний и развитие творческих способностей, возможно использование моделированного обучения, игровые и неигровые методы .

В зависимости от направленности на формирование системы знаний или овладение умениями и навыками активные методы обучения делят на неимитационные и имитационные [3].

Имитационные предполагают, как правило, обучение профессиональным умениям и навыкам и связаны с моделированием профессиональной деятельности. При их применении имитируются как ситуации профессиональной деятельности, так и сама профессиональная деятельность.

 Имитационные методы, в свою очередь, делят на игровые (например, имитация деятельности на тренажере, разыгрывание ролей, деловая игра)  и неигровые (например, анализ конкретных производственных ситуации, решение ситуационных производственных задач, лабораторные и практические работы по инструкции, выполнение индивидуальных заданий в процессе производственной практики) в зависимости от принимаемых студентами условий, выполняемых ими ролей, взаимоотношений между ролями, устанавливаемых правил, наличия элементов состязательности при выполнении заданий.

К неимитационным можно отнести следующие виды занятий:  проблемная лекция, эвристическая беседа, учебная дискуссия, поисковая лабораторная работа, исследовательский метод, самостоятельная работа с обучающей программой (программированное обучение), самостоятельная работа с книгой.

Соответственно, суть активных методов обучения, направленных на формирование умений и навыков, состоит в том, чтобы обеспечить выполнение студентами тех задач в процессе решения, которых они самостоятельно овладевают общими компетенциями (согласно ФГОС СПО по каждой профессии или специальности). В основе учебного процесса должно лежать овладение способами приобретения знаний, а не просто их усвоение.

Таким образом, активные методы обучения создают необходимые условия для развития умений самостоятельно мыслить, ориентироваться в новой ситуации, находить свои подходы к решению проблем, устанавливать деловые контакты с аудиторией, оказывают большое влияние на подготовку студентов к будущей профессиональной деятельности. Развиваются творческие способности, устная речь учащихся, умения формулировать и высказывать свою точку зрения, активизируется мышление. В своей практике я применяю активные методы в процессе обучения, что способствует преодолению стереотипов в обучении, выработке новых подходов к профессиональным ситуациям, развитию творческих способностей студентов.

Литература:

1. Шумова И. В. Активные методы обучения как способ повышения качества профессионального образования [Текст] / И. В. Шумова // Педагогика: традиции и инновации: материалы междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г., Т. II.  — Челябинск: Два комсомольца, 2011. — С. 57-61.

2. Семушина Л.Г., Ярошенко Н.Г. Содержание и технологии обучения в средних специальных учебных заведениях: учеб. пособие для преп. учреждений сред. проф. образования. –– М.: Мастерство, 2001. – 272 с.

3. Смолкин А.М. Методы активного обучения. М.: Просвещение,1991.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активные методы обучения как современный способ повышения качества профессионального образования

Статья предназначена для педагогов, которые выбирают тактику преподавания учебных дисциплин (предметов) с точки зрения современных требований к занятию (уроку). Применение активных методов обучения сп...

"Комбинирование методов и приемов различных образовательных технологий с целью повышения качества профессионального образования в условиях реализации нового федерального образовательного стандарта второго поколения"

Концепция модернизации российского образования определяет приоритетные цели и задачи, решение которых требует высокого уровня качества образования. Сегодня общество заинтересовано в специалистах с раз...

Социальное партнерство как важнейший фактор повышения качества профессионального образования

Социальное партнерство является мощным средством повышения эффективности профессионального образования и обучения, обеспечивая связь образовательных услуг с экономической жизнью и сферой труда и необх...

«Взаимодействие с социальными партнёрами-заказчиками рабочих кадров, как способ совместного решения проблемы повышения качества профессионального образования»

В данной публикации рассматриваются вопросы взаимодействия с социальными партнёрами-заказчиками рабочих кадров, как способ совместного решения проблемы повышения качества профессионального образования...

Презентация " Повышение качества профессионального образования как результат реализации стандартов нового поколения."

Презентация предназначена для преподавателей профессионального цика для формирования общих и профессиональныых компетенций...

Повышение качества профессионального образования как результат реализации стандартов нового поколения

Предназначено для преподавателей профессиональных циклов при формировании общих и профессиональных компитенций...