Главные вкладки

    УЧЕБНОЕ ЗАНЯТИЕ ПО ЛИТЕРАТУРЕ НА ТЕМУ "С. ЕСЕНИН. БИОГРАФИЯ. ТВОРЧЕСТВО"
    план-конспект занятия на тему

    Тихонова Светлана Ханифовна

    Учебное занятие  на тему " С.Есенин. Биография. Творчество." содержит сценарий к занятию, вопросы викторины.. технологическую карту к учебному занятию. Материал предназначен для проведения занятия по литературе при изучении творчества С.Есенина в СПО.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    ПЕВЕЦ СТРАНЫ БЕРЁЗОВОГО СИТЦА…

    (сценарий к уроку с заранее подготовленным домашним заданием)

    ОТКРЫТЫЙ    УРОК «ЛИТЕРАТУРНАЯ ГОСТИНАЯ»

    ЗВУЧИТ    СТИХОТВОРЕНИЕ  ЕСЕНИНА:

    ПРЕПОДАВАТЕЛЬ:

    Край любимый! Сердцу снятся
    Скирды солнца в водах лонных.
    Я хотел бы затеряться
    В зеленях твоих стозвонных.
    По меже, на переметке,
    Резеда и риза кашки
    И вызванивают в четки
    Ивы - кроткие монашки.
    Курит облаком болото,
    Гарь в небесном коромысле.
    С тихой тайной для кого-то
    Затаил я в сердце мысли.
    Все встречаю, все приемлю,
    Рад и счастлив душу вынуть.
    Я пришел на эту землю,
    Чтоб скорей ее покинуть…

    Ведущий 1:

    “Я пришел на эту землю,
    Чтоб скорей ее покинуть…”

    Есенинская Русь – это страна “березового ситца”, “край любимый”, “Россия – мать”… Есенинская Русь – это березовая роща и затоны тростника, алый цвет заката, низкий дом с голубыми ставнями и под красным вязом крыльцо…

    Ведущий 2:

    Время не властно над поэзией Есенина.  Каждое новое поколение открывает для себя нечто близкое и дорогое, потому что его поэзия рождена любовью к человеку, любовью к стране березового ситца.

     Над окошком месяц. Под окошком ветер.
    Облетевший тополь серебрист и светел.
    Дальний плач тальянки, голос одинокий –
    И такой родимый, и такой далекий…

    Сергей Есенин. Автобиография.

    ГОВОРИТ ОБУЧАЮЩИЙСЯ  ( в роли С.Есенина):

    “Я родился в 1895 году 21 сентября в селе Константинове Кузьминской волости, Рязанской губернии и Рязанского уезда. Отец мой – крестьянин Александр Никитич Есенин, мать – Татьяна Федоровна. Первые мои воспоминания относятся к тому времени, когда мне было три – четыре года. Помню лес, большая канавистая дорога. Бабушка идет в Радовецкий монастырь, который от нас верстах в сорока. Я, ухватившись за ее палку, еле волочу от усталости ноги, а бабушка все приговаривает: “Иди, иди, ягодка, бог счастья даст”. Дедушка пел мне песни старые, такие тягучие, заунывные. По субботам и воскресеньям он рассказывал мне Библию и священную историю.   Когда мне сравнялось 12 лет, меня отдали учиться из сельской земской школы в учительскую школу. Родные хотели, чтоб из меня вышел сельский учитель. Надежды их простирались до института, к счастью моему, в который я не попал.   Стихи писать начал лет с 9, читать выучили в 5”.ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ПРЕДСТАВЛЯЕТ ПРЕЗЕНТАЦИЮ  (П Р Е З Е Н Т А Ц И Я (ДО 22 КАДРА))

    Стихотворение “Разбуди меня завтра рано…” читает обучающийся  

    Ведущий 1:

    Период активной литературной деятельности Есенина был очень коротким. В 1915 году он приехал в Петроград никому не известным начинающим поэтом, а через два месяца его стихи уже печатались в лучших петроградских газетах и журналах, его имя стало известно всему литературному Петрограду. С этих памятных месяцев до конца его жизни прошло всего десять лет…

    Ведущий 2:  

    1916 год…Выходит первая книга двадцатилетнего рязанского поэта - “Радуница”. Вот ее главная тема:

    Если крикнет рать святая:
    “Кинь ты Русь, живи в раю!”
    Я скажу: “Не надо рая,
    Дайте Родину мою”.

    Ведущий 1:

    1925 год…Выходит последняя книга поэта “Русь советская”.

    Но и тогда,
    Когда на всей планете
    Пройдет вражда племен,
    Исчезнет ложь и грусть,-
    Я буду воспевать
    Всем существом в поэте
    Шестую часть земли
    С названьем кратким “Русь”.

    Ведущий 2:

    “Моя лирика жива одной большой любовью,- говорил Есенин,- любовью к родине. Чувство родины – основное в моем творчестве”.

    Эта главная тема пронизывает все поэтическое десятилетие. Певец страны березового ситца имел, по его признанию, “нежность грустную русской души”. Вы сейчас услышите эти строки. И еще раз услышите поэтическое признание в любви и к отчему дому с голубыми ставнями, и к родимой стороне, родимой выти, укрытой дешевеньким ситцем.

    Стихотворение “Низкий дом с голубыми ставнями” читает обучающийся  

    ОБУЧАЮЩИЙСЯ:

    Время Есенина пересекалось величайшими историческими событиями – первая мировая война, крушение самодержавия, Великая Октябрьская революция, начало строительства первого в мире государства рабочих и крестьян. И путь Есенина – это постоянное размышление над главным вопросом: “Куда несет нас рок событий»?

    ОБУЧАЮЩИЙСЯ В РОЛИ С.ЕСЕНИНА:

    Строки из письма, датированного 1920 годом:

    “Ехали мы от Тихорецкой на Пятигорск, вдруг слышим крики, выглядываем в окно, и что же? Видим, за паровозом что есть силы скачет маленький жеребенок. Так скачет, что нам сразу стало ясно, что он почему-то вздумал обогнать его. Бежал он очень долго, но под конец стал уставать, а на какой-то станции его поймали.  Эпизод для кого-нибудь незначительный, а для меня он говорит очень много. Конь стальной победил коня живого. И этот маленький жеребенок был для меня наглядным, дорогим, вымирающим образом деревни”.

    ОБУЧАЮЩИЙСЯ:

    Видели ли вы,
    Как бежит по степям,
    В туманах озерных кроясь,
    Железной ноздрей храпя,
    На лапах чугунных поезд?
    А за ним
    По большой траве,
    Как на празднике отчаянных гонок,
    Тонкие ноги закидывая к голове
    Скачет красногривый жеребенок?
    Милый, милый, смешной дуралей,
    Ну куда он, куда он гонится?
    Неужель он не знает, что живых коней
    Победила стальная конница?

    Ведущий 1:

    Сложный путь поэта в революции, в ломке патриархального русского уклада, метания в “развороченном бурей быте” образно обозначены в поэтическом шедевре – в стихотворении “Письмо к женщине”. (ЗАПИСЬ  С. БЕЗРУКОВА)

    Ведущий 2:

    В начале двадцатых годов Есениным написаны произведения глубокого гражданского звучания: баллада о двадцати шести Бакинских комиссарах, поэма “Пугачев” и другие. Отрывки из поэмы “Пугачев” Есенин очень часто читал сам в различных аудиториях.

    Ведущий 1:

    Среди множества вопросов, на которые ищет ответы мятежный поэт есть и такой: Что ждет нас в будущем? Сумеют ли люди настоящего и будущего сохранить бесценные богатства, которыми наделила их природа – мать? Сумеют ли сберечь красоту ее, а значит и себя, и весь род человеческий? Поэзия Сергея Есенина – это прекрасный, светлый гимн Природе, которая предстает перед нами в неповторимом есенинском облике. Природа в стихах поэта всегда является очеловеченной – страдающей, ликующей, смеющейся, поющей, тоскующей. Его лирический герой сливается с природой. Стихи полны звуков, запахов, красок. Звенит девичий смех, раздается белый перезвон берез, вызванивают ивы, звенят удила, плачут глухари, играет тальянка, полыхают зори, спит ковыль…

    Стихотворение “Спит ковыль” читает обучающийся

    Ведущий 2:

    Для Есенина Природа – это вечная красота и вечная гармония. Природа врачует людские души, снимает напряжение земных перегрузок. Остановитесь хотя бы на мгновение! Оторвитесь от повседневной суеты! Посмотрите вокруг! Послушайте шелест трав, песнь ветра! Послушайте пенье птиц! Посмотрите на утреннюю зарю, на звездное небо… Оцените последние краски осени…Пожалуйста, вслушайтесь в эти образные маленькие поэтические шедевры, и вы без труда увидите, зримо представите эти осенние есенинские сюжеты…

    Чтецы:

    1.Здравствуй, златое затишье,
    С тенью березы в воде!
    Галочья стая на крыше
    Служит вечерню звезде.

    2.Закружилась листва золотая
    В розоватой воде на пруду,
    Словно бабочек легкая стая
    С замираньем летит на звезду.

    3.Грянул гром, чашка неба расколота,
    Тучи рваные кутают лес,
    На подвесках из легкого золота,
    Закачались лампадки небес.

    4.Отговорила роща золотая
    Березовым, веселым языком,
    И журавли, печально пролетая,
    Уж не жалеют больше ни о ком.

    Ведущий 1:

    Поэт ощущает себя частицей природы, видит в животных братьев наших меньших. Любовь к животным сохранена на всю жизнь. “Да, я очень люблю всякое зверье, - ГОВОРИЛ  Есенин задумчиво и тихо…

    Покатились глаза собачьи
    Золотыми звездами в снег, –СТРОКИ ИЗ ИЗВЕСТНОГО ЕГО СТИХОТВОРЕНИЯ

    Ведущий 2:

    В жизни Есенина были периоды тяжелых потрясений, душевных кризисов, упадка духа. Личная жизнь поэта не была безоблачной и счастливой. В воспоминаниях современников большое место занимает история его взаимоотношений с Айседорой Дункан, американской танцовщицей. По мнению Горького, эта знаменитая женщина, прославленная тысячами эстетов Европы, являлась олицетворением всего, что было поэту не нужно.

    И все же любовная лирика Есенина прекрасна.

    Сейчас мы услышим очень известное стихотворение “Шаганэ ты моя, Шаганэ…” из цикла “Персидские мотивы”.

    Звучит стихотворение “Шаганэ ты моя, Шаганэ…” ( запсиь С. БЕЗРУКОВ ЧИТАЕТ).

    Ведущий 1:

    Я помню, любимая, помню
    Сиянье твоих волос.
    Не радостно и не легко мне
    Покинуть тебя привелось.
    Я помню осенние ночи,
    Березовый шорох теней,
    Пусть дни тогда были короче,
    Луна нам светила длинней.
    Я помню, ты мне говорила:
    “Пройдут голубые года,
    И ты позабудешь, мой милый,
    С другою меня навсегда”.
    Сегодня цветущая липа
    Напомнила чувствам опять,
    Как нежно тогда я сыпал
    Цветы на кудрявую прядь.
    И сердце, остыть не готовясь
    И грустно другую любя,
    Как будто любимую повесть
    С другой вспоминает тебя.

    Героини строчек Есенина – они разные: счастливые, страдающие, гордые, красивые, усталые

    ОБУЧАЮЩИЙСЯ В РОЛИ С. ЕСЕНИНА:

    “Галя, милая! Повторяю Вам, что Вы очень и очень мне дороги. Да и сами Вы знаете, что без Вашего участия в моей судьбе было бы очень много плачевного…” –

    ВЕДУЩИЙ 2

    это слова Сергея Есенина из письма, адресованного Галине Артуровне Бениславской. Ее участие в жизни поэта было действительно очень ощутимым: она занималась издательскими делами Есенина, у нее жили сестры поэта, и он сам после разрыва с Дункан.

    Через год после смерти поэта Галина Артуровна покончила с собой на его могиле, оставив слова: “Здесь у меня все самое дорогое…” Прах Бениславской покоится ныне рядом с есенинским, и рядом с памятником Есенину выбиты строки: “Галя милая! Повторяю Вам, что Вы очень и очень мне дороги…”

    Ведущий 1

    Тысяча девятьсот двадцать пятый год…

    Последний год жизни Сергея Александровича Есенина…

    В этом году состоялось венчание Есенина и Софьи Андреевны Толстой. В1925 году Софье Андреевне было 25 лет. Выше среднего роста, сутуловатая, с небольшими серо-голубоватыми глазами, она очень походила на своего дедушку – Льва Николаевича Толстого.

    Казалось, в личной жизни поэта наступило долгожданное успокоение, семейное счастье. 1925 год был чрезвычайно насыщен Поэзией. Ничто не предвещало беды…

    Но вот в последней поэтической осени Есенина уже слышны грустные, печальные, тревожные нотки:

    ЧТЕЦЫ:

    Вечером синим, вечером лунным
    Был я когда-то красивым и юным.
    Неудержимо, неповторимо
    Все пролетело…далече…мимо…
    Сердце остыло, и выцвели очи…
    Синее счастье! Лунные ночи!



    Цветы мне говорят – прощай,
    Головками склоняясь ниже,
    Что я навеки не увижу
    Ее лицо и отчий край…



    Месяц умер,
    Синеет в окошко рассвет.
    Ах, ты, ночь!
    Что ты ночь наковеркала?
    Я в цилиндре стою.
    Никого со мной нет.
    Я один…
    И разбитое зеркало…

    Клен ты мой опавший, клен заледенелый,
    Что стоишь, нагнувшись, под метелью белой?

    Ведущий 2:

    До свиданья, друг мой, до свиданья.
    Милый мой, ты у меня в груди.
    Предназначенное расставанье
    Обещает встречу впереди.
    До свиданья, друг мой, без руки, без слова,
    Не грусти и не печаль бровей, -
    В этой жизни умирать не ново,
    Но и жить, конечно, не новей.

    Это последнее стихотворение Сергея Есенина. 24 декабря 1925 года Есенин из Москвы приехал в Ленинград и остановился в гостинице “Англетер”. (ПРЕЗЕНТАЦИЯ С 23 КАДРА).

    Ведущий 2:

    Из воспоминаний современников.(ЧТЕЦЫ):

    “Московские писатели пришли в Дом печати встретить прибывший из Ленинграда гроб с телом покойного. Был сырой зимний вечер. Подавленные бессмысленной смертью, молча стояли мы у гроба. А на здании Дома печати порывистый ветер колыхал длинный белый плакат, на котором крупными буквами было написано: “Умер великий русский поэт…”. Перед тем как отнести Есенина на Ваганьковское кладбище, мы обнесли гроб вокруг памятника Пушкину. Мы знали, что делали – это был достойный преемник Пушкинской славы”.

    * * *

    Ведущий 1:

    Все очевиднее сегодня непреходящее значение есенинской поэзии. Все явственнее становится справедливость слов поэта Николая Тихонова: “ЕСЕНИН – ЭТО ВЕЧНОЕ”.

    Еще ни одно поколение будет открывать для себя удивительный мир поэзии Сергея Есенина. И каждая осень – это и его осень, ведь родился поэт “в ночь осеннюю”.

    У Есенина - День рождения
    В звонком золоте – даль осенняя…
    Словно музыка вдохновения
    Над землей шумит листва..

    Звучит запись песни Е.Мартынова “У Есенина день рождения”

    ВИКТОРИНА ПО ТВОРЧЕСТВУ И БИОГРАФИИ ЕСЕНИНА

    РЕФЛЕКСИЯ : СИНКВЕЙН.

     



    Предварительный просмотр:

    Технологическая карта по учебной дисциплине «ЛИТЕРАТУРА»

    ФИО преподавателя: ТИХОНОВА СВЕТЛАНА ХАНИФОВНА        

    Группа: ПК-14 «Повар, кондитер»

    Дата:20.11 2015г                

    Тема: «Певец страны берёзового ситца…» Жизнь и творчество С.А.Есенина.        (1 урок)                                        

    Цель: Закрепить имеющиеся знания о жизни и творчестве Есенина через призму современных  педагогических методик.

    Задачи:

    - образовательная: обучить особенностям мировоззренческой концепции поэта,  развивать навыки говорения, восприятия информации, развивать навыки чтения по теме, расширить словарный запас.

    - развивающая: (ОК 6) развивать умение работать в коллективе и команде; (ОК 4) развивать умения поиска и использование информации

    - воспитательная: воспитывать чувство патриотического отношения к родине через творчество С.Есенина, способствовать совершенствованию навыков сотрудничества в ходе работы, формированию уважительного отношения к мнению других, расширению кругозора

    Оснащение урока: раздаточный материал (тексты), презентация, мультимедийное оборудование, аудиозаписи стихотворений Есенина, песня, посвящённая Есенину, «живой» голос Есенина.

    Этапы и время

    Деятельность преподавателя

    Деятельность обучающихся

    ОК

    Технологии, методы, и формы обучения

    Мотивационно-целеполагающий

    5 мин

    1) Создает эмоциональный настрой

    2) Создает ситуацию для определения темы, проверяет включенность в учебное занятие

    3) Помогает в формировании целеполагания обучающихся, проверяет включенность в учебное занятие и осмысленность

    1) Решают ситуационную задачу

    2) Формулируют цели для изучения темы

    ОК 2

    ОК 2

    Технология коллективного способа обучения

    М: наблюдение

    Ф: динамическая

    Деятельностный

    38 мин

    1) Организует работу с заранее подготовленным сценарием (проверка и оценивание подготовки домашнего задания –самостоятельная работа студентов)

    2) Организует работу над текстовым сценарием, сам принимает участие как ведущий, проверяет произношение и правильное построение предложений, организует демонстрацию презентации

    3) Организует демонстрацию стихотворений, песни

    4) Организует викторину

    1) Инсценируют,читают по одному, остальные делают пометки в тетради.

    2) Читают выразительно стихотворения, представляют презентацию по биографии Есенина.

    3) Воспринимают на слух, визуально.

    4) Отвечают на вопросы, которые обсуждались, были представлены на уроке

    ОК 2

    ОК 4

    ОК 6

    ОК 6

    ОК 4

    Технология КСО

    М: чтение,исценирование

    Ф: индивидуальная

    М: чтение ,инсценирование

    Ф: динамическая

    Т:синемология

    Т: синемология

    М: иллюстративный

    Ф: коллективная

    М: викторина

    Ф: индивидуальная

    Оценочно-рефлексивный

    2 мин

    1) Побуждает к высказыванию своего мнения, проверяет оценку деятельности обучающихся

    1) Анализируют работу , оценивают свою деятельность, оценивают достижение поставленных целей

    ОК 3

    Ф: индивидуальная

    Технологическая карта по учебной дисциплине «ЛИТЕРАТУРА»

    ФИО преподавателя: ТИХОНОВА СВЕТЛАНА ХАНИФОВНА        

    Группа: ПК-14 «Повар, кондитер»

    Дата:20.11 2015г                

    Тема: «Певец страны берёзового ситца…» Жизнь и творчество С.А.Есенина.        (2 урок, продолжение)                                        

    Цель: Закрепить имеющиеся знания о жизни и творчестве Есенина через призму современных  педагогических методик.

    Задачи:

    - образовательная: обучить особенностям мировоззренческой концепции поэта,  развивать навыки говорения, восприятия информации, развивать навыки чтения по теме, расширить словарный запас.

    - развивающая: (ОК 6) развивать умение работать в коллективе и команде; (ОК 4) развивать умения поиска и использование информации

    - воспитательная: воспитывать чувство патриотического отношения к родине через творчество С.Есенина, способствовать совершенствованию навыков сотрудничества в ходе работы, формированию уважительного отношения к мнению других, расширению кругозора

    Оснащение урока: раздаточный материал (тексты), презентация, мультимедийное оборудование, аудиозаписи стихотворений Есенина, песня, посвящённая Есенину.

    Этапы и время

    Деятельность преподавателя

    Деятельность обучающихся

    ОК

    Технологии, методы, и формы обучения

    Мотивационно-целеполагающий

    1 мин

    1) Создает эмоциональный настрой

    ОК 2

    ОК 2

    Технология коллективного способа обучения

    М: наблюдение

    Ф: динамическая

    Деятельностный

    30 мин

    1) Организует  практическую работу с поэтическими текстами Есенина

    .

    1) выполняют анализ стихотворений по плану (схеме)

    .

    ОК 4

    М: чтение

    Ф: индивидуальная

    Оценочно-рефлексивный

    9 мин

    1) Побуждает к высказыванию своего мнения, проверяет оценку деятельности обучающихся

    1) Анализируют работу , оценивают свою деятельность, оценивают достижение поставленных целей

    ОК 3

    М: Синквейн

    Ф: вариационная



    Предварительный просмотр:

    Викторина «Творчество Есенина» (с ответами)

    «Законченно русский поэт», по меткому выражению М.Горького, — Сергей Есенин – тонкий мастер, лирик, всё своё творчество посвятил родине — России.

    Викторина «Творчество Есенина» содержит 12 вопросов. На все вопросы даны ответы.

    1. Какие строки принадлежат перу Есенина?

    «Бегут часы и дни…ещё удел изгнанья

    Меня, как узника темница, тяготит,

    Но мне уж грезится блаженный миг свиданья,

    И голос ласковый о радостях твердит…»

    «Солнце грустно в тучи опустилось

    Не дрожит печальная осина,

    В мутной луже небо отразилось,

    И на всём знакомая кручина…»

    «Снова я вижу знакомый обрыв

    С красною глиной и сучьями ив,

    Грезит над озером рыжий овес,

    Пахнет ромашкой и мёдом от ос» +

    2. Какое дерево стало национальным поэтическим символом России, благодаря поэту Есенину?

    Ива       Черёмуха       Берёза +

    3. Какая главная стихия творчества Есенина?

    Природа +       Философия           Кавказ

    4. Как назывался первый поэтический сборник Есенина?

    «Радуница» +       «Трерядница»           «Преображение»

    5. Кто автор этих слов?

    «Сергей Есенин не столько человек, сколько орган, созданный природой исключительно для поэзии, для выражения неисчерпаемой «печали полей», любви ко всему живому в мире и милосердия.»

    Ответ: А.М. Горький

    6. В какие периоды времени Есенин входил в группу имажинистов?

    В 1919–1923 +     В 1916-1918         В 1920-1923

    7. Какие излюбленные деревья поэта?

    Рябина, липа, черемуха +        Верба, клен, сосна          Дуб, ольха, ель

    8. В каком периодическом издании были впервые опубликованы стихи Есенина?

    Ответ: В 1914 году в детском журнале «Мирок» впервые увидели свет стихотворения Есенина.

    9. Был ли присущ Есенину «антропоморфизм» (наделение человеческими качествами животных, предметов, явлений)

    Ответ: У Есенина складывался свой, особый, есенинский «антропоморфизм»:

    10. Приведите стихотворения Есенина, в названии которых присутствует слово «Русь»?

    Ответ: «О, Русь, взмахни крылами»

    «Русь советская»

    «Гой ты, Русь, моя родная»

    «Русь уходящая»

    11. Есенин с воодушевлением встретил революцию. Какие произведения, проникнутые радостным предчувствием «преображения» жизни, появляются у него в этот период?

    Ответ: «Иорданская голубица»         «Инония»           «Небесный барабанщик»

    12. Каковы основные направления лирики Есенина?

    Ответ: природа, Родина, деревня; фольклорные, общечеловеческие, философские, евангельские мотивы

       


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Презентация к уроку Литературы "С.А. Есенин. Жизнь и творчество"

    Данная презентация может быть использована на уроке Литературы в 11 классе и на первом курсе СПО....

    Презентация по музыкальной литературе "А.П. Бородин. Характеристика творчества".

    Презентация по музыкальной литературе "А.П. Бородин. Характеристика творчества"....

    Педагогический проект " Формирование ключевых компетенций на уроках литературы на основе технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо»".

    В "Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года" подчеркивается, что "роль образования на современном этапе развития России определяется задачами ее перехода к демократи...

    Сценарий урока по литературе на тему А.С. Пушкин:жизнь и творчество

    Представленный материал может быть использован для проведения открытого урока по литературе, а также как сценарий для проведения внеклассного мероприятия....

    Индивидуальный план повышения квалификации учителя русского языка и литературы на 2016-17 учебный год

    Индивидуальный план повышения квалификации учителя составлен на один год. В нём указана методическая тема учителя, цель, задачи, планируемые результаты и пути их достижения....

    Высокое Возрождение.Идеи гуманизма в истории и литературе на примере жизни и творчества английского драматурга и поэта У Шекспира

    Сценарий интегрированного урока по дисциплинам История, Литература , Иностранный язык...

    Конспект урока по обществознанию 5 класс на тему: «Труд и творчество»

    Конспект урока по обществознанию 5 класс на тему: «Труд и творчество»....