Конспект урока литературы на тему: Жизнь и творчество О.Э.Мандельштама
план-конспект урока

Бекарюченко Галина

Обзор жизни и творчества поэта серебряного века О.Э. Мандельштама (кратко)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл o.e.mandelshtam.docx98.1 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока

по русской литературе 11 класс

Тема урока: «Жизнь и творчество О.Э.Мандельштама»

Цель  урока:

  1. Обзорно изучить творчество О.Э. Мандельштама,  определить высокие художественные искания и трагизм творческой биографии поэта.
  2. Развитие самостоятельности при изучении учебного материала.
  3. Воспитание чувства прекрасного, конкретной образности.

Тип урока – изучение нового материала.

Оборудование:ТСО-презентации о поэте (жизнь, творчество) Рабочий материал учителя к уроку.

Этапы урока

Организация совместной деятельности учителя и учащихся

  1. Орг. момент

  • Приветствие
  • С каким настроением пришли на урок литературы?
  • Сегодня мы знакомимся обзорно с творчеством выдающегося поэта серебряного века О.Э. Мандельштамом.

Наша задача: познакомиться с личностью поэта, его жизнью и творчеством.

Учитель: В конце урока мы должны ответить на главный вопрос: какова индивидуальная поэтическая система О.Э. Мандельштама?

Думаю, что предварительное д/з и работа на уроке поможет нам это сделать. (запись в тетрадях темы даты)

  1. Изучение нового материала

Беседа

Работа в парах

Работа в группах с учебником

Итог.  

Рефлексия.

Оценивание

Домашнее задание

  1. Вступительное слово учителя:

  • Не первый год отмечается странное явление-ученики не любят читать стихи Мандельштама, тем более анализировать, не принимают их, при этом говорят: «Не понять о чем пишет?» Как то само собой сложилась репутация «трудного поэта», заумного поэта.

  • Какое мнение сложилось у вас при самостоятельной подготовке жизни и творчества поэта?

  • Попробуем во всем разобраться.

  • Сначала нужно понять, как же сложилась судьба и жизнь Мандельштама?

И так, Я предлагаю на данном этапе следующую работу «Остановись, мгновенье!»

Учитель: (учебная ситуация №1)

  • Ваша задача посмотреть на фотографию  и с помощью нее определить: время событий, состояние, настроение поэта, внутренний мир. Что можно сказать о личности?
  • Действительно, жизнь у этого человека сложилась не просто.

Описание: C:\Documents and Settings\GoncharovaTV\Рабочий стол\Мандельштам\Фотографии\mandelstam_1.jpg

Презентация о биографии поэта (2 ученика выполняли опережающие задание).

Учитель:

Остановимся на том, что еще в студенческие годы Мандельштам заинтересовался богатейшими традициями прошлого. Его интересовала литичная культура Древней Греции и Рима. Это был источник вдохновения.

Учебная ситуация № 2

Внимательно прочтите стихотворение «Бессоница». Гомер тугие паруса.

  • Назовите основные образы
  • Что показалось необычным?
  • К чему привлекает внимание сам автор?
  • Какой образ, на ваш взгляд, мы лучше всего видем?

– Докажите, асоциативность лирики (можно на приемере другого стихотворения)

  • Звукопись. (в движении нет стремительности)

Шестистопный ямб. Это самая длинная из употребительных в русском стихосложении ямбических строк. Из-за протяженности мы слышим интонации раздумья, созерцания. Этот размер применяется в философской и медитативной лирике. Глаголы поставлены в конце предложения – (инверсия), теряют свою силу. Мандельштам – романтик. Но все же ближе поэту оказался аксиеизм. Ученик готовил сообщение «Мандельштам и аксиеизм».

Учебная ситуация №3

Стратегия ключевых слов.  

І. Как отражаются трагические страницы истории в лирике поэта? (Чтение на изусть стихотворения «Мы смерти ждем как, сказочного волка»)

ІІ. В чем своеобразие лирики Мандельштама 30-х годов? (Чтение наизусть «Мне на плечи кидается век-волкодав»)

ІІІ гр. Раскажите о последнем периоде творчества поэта. (чтение учащихся наизусть стихотворения: «мы живем под собою не чуя страны»)

В тетрадь выписываем только ключевые слова и фразы, а затем делаем вывод.

Итак отвечаем на вопрос урока какова индивидуальная поэтическая система О.Э. Мандельштама?

  • Изменилось ваше мнение о творчестве поэта?
  • Что не удалось на уроке?
  • Что получилось хорошо?

Я повторил (а) уже хорошо известное мне

Я узнал новое

  • Комментарий учителя (учитывается активность участия каждого ученика)

Конспект жизнь и творчества М.М. Зощенко.

Прочитать расказы М.М.Зощенко

Попробуйте составить опорную схему: «Стилевые особенности писателя»

Дифференцированно рассмотреть  вопросы 1 гр 1-5; 2 гр 6-11 (устно)

                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка урока по теме: «Жизнь и творчество. Жанр сказки в творчестве писателя»

цель данного урока активизации познавательной   деятельности обучающихся на уроках русского языка и литературы...

Конспект урока литературы по теме "Мысль семейная в романе Л.Н. Толстого "Война и мир"

Конспект урока литературы по теме "Мысль семейноя в романе Л.Н. Толстого "Война и мир". Урок предназначен для старшеклассников и студентов СПО.Цели урока:-...

Высокое Возрождение.Идеи гуманизма в истории и литературе на примере жизни и творчества английского драматурга и поэта У Шекспира

Сценарий интегрированного урока по дисциплинам История, Литература , Иностранный язык...

Конспект урока литературы по теме "А.Н. Островский, пьеса «Гроза». История создания, особенности жанра и композиции"

Конспект урока литературы по теме "А.Н. Островский, пьеса «Гроза». История создания, особенности жанра и композиции"...

Презентация по литературе на тему "Жизнь и творчество Николая Гумилева"

Презентация по литературе для обучающихся I-II курсов для лучшего усвоения нового материала...

Презентация по литературе на тему "Жизнь и творчество Льва Николаевича Толстого"

Презентация по литературе на тему "Жизнь и творчество Льва Николаевича Толстого"...