Программа волонтерского движения МКОУ Заводская СОШ "Забота"
материал на тему

Федулова Ирина Анатольевна

Процесс воспитания активности должен строится на основе сотрудничества, взаимного уважения и доверия взрослых и детей.

На самом деле детская социальная инициатива-это всегда инициатива взрослых, поддержанная ребятами, увлекшая ребят. Благодаря помощи и руководству взрослых дети взрослеют.

Участниками программы могут стать подростки не только старшего и среднего, но и младшего возраста, причем содержания проектов, входящих в Программу, таково, что способствует формированию активной гражданской позиции и создает мотивацию на принятие активной социальной роли даже тех ребят, которые в силу ряда причин не имеют ярко выраженных лидерских способностей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗАВОДСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

КАЛАЧЕЕВСКОГО РАЙОНА ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

Программа

волонтерского движения

МКОУ Заводская СОШ

 Пояснительная записка

Детство – время активного социального “развертывания” растущего человека и освоения им социокультурных достижений и ценностей, период пробы и самоопределения в постоянно расширяющихся и усложняющихся контактах.

В настоящее время в России рассматривается как стратегический ресурс государственно-общественного развития. Современные модели взаимодействия “Общество-государство”  предусматривает, в основном, пассивное участие детей и молодых людей в мероприятиях, организуемых социальными институтами.

В то же время воспитательное значение примера социальной инициативы, глубина ее воздействия на самого инициатора и его ближайшее окружение могут оказывать моральное и духовное влияние, сопоставимое с эффективностью специально организованной воспитательной работы образовательных учреждений, профессиональных педагогов, семьи.

В подростковом возрасте складываются способности к свободному мышлению и самостоятельности, а творческая деятельность, в том числе социальная, становится реальной личностной потребностью.

Процесс воспитания активности должен строится на основе сотрудничества, взаимного уважения и доверия взрослых и детей.

На самом деле детская социальная инициатива-это всегда инициатива взрослых, поддержанная ребятами, увлекшая ребят. Благодаря помощи и руководству взрослых дети взрослеют.

Участниками программы могут стать подростки не только старшего и среднего, но и младшего возраста, причем содержания проектов, входящих в Программу, таково, что способствует формированию активной гражданской позиции и создает мотивацию на принятие активной социальной роли даже тех ребят, которые в силу ряда причин не имеют ярко выраженных лидерских способностей.

Программа волонтерского движения  предполагает изучение основ ЗОЖ, активную пропаганду и распространение полученных знаний среди сверстников и учащихся других возрастов. Программа,  состоящая из 10 наиболее актуальных на данный момент тем, рассчитана на 70 часов (2 часа занятий в неделю).

Цель: 

воспитание сознательного и ответственного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих; формирование полезных навыков и привычек, способствующих:

 - укреплению здоровья человека;
- повышению его работоспособности;
- гармоничному развитию;
- творческому долголетию.

Задачи: 

  • пропаганда идей ЗОЖ через активные формы и методы работы;
  • творческая подача изучаемого материала (выпуск информационных бюллетеней, анкетирование, подготовка и проведение игровых познавательных программ, викторин, конкурсов и т.д.);
  • воспитание негативного отношения к вредным привычкам;
  • формирование позитивного отношения к ЗОЖ и активной жизненной позиции по его сохранению.

В начале работы агитбригады ее членам можно предложить заполнить для себя программу волонтерской деятельности, а по окончании курса, при подведении итогов, провести самоанализ и составить резюме. 

Программа волонтерской деятельности

Ф.И.О.  

Место волонтерской практики

Адрес организации

Руководитель бригады

Формы волонтерской работы

Основные задачи

Задачи личностного саморазвития

Форма итогового проекта

Время деятельности

Подпись волонтера

Дата заполнения

Изучение этих документов позволит руководителю и членам бригады увидеть положительные стороны своей работы, учесть недостатки, внести необходимые изменения и скорректировать дальнейшую пропагандистскую деятельность. Не секрет, что любые знания ребенок лучше воспринимает и усваивает, если:

  1. они предлагаются в нетрадиционной, активной форме (сюжетно-ролевая, познавательная игра, викторина, КВН, театрализованное представление и т.д.);
  2. знаниями делятся сверстники либо учащиеся старшего возраста;
    ребенок сам вовлечен в процесс изучения и передачи информации друзьям.

Все эти положения и задачи успешно решаются через данную программу, в результате реализации которой у ребенка формируются понятие о здоровье как о величайшей ценности в жизни человека, чувство сознательного и ответственного отношения к здоровью; развиваются умения  и навыки по соблюдению правил ЗОЖ.
Параллельно происходит развитие творческих способностей учащихся, повышается их самооценка, расширяется кругозор, формируется благоприятный микроклимат внутри классов и возрастных групп.
Занятия агитбригады насыщены творческими заданиями, для успешного решения которых привлекаются школьная медсестра, психолог, социальный педагог, преподаватели биологии, ОБЖ, искусства, технологии, литературы, музыки и др. дисциплин.
Таким образом, курс является интегрированным, что позволяет повышать уровень интеллекта детей, развивать самостоятельность мышления, формировать активную жизненную позицию.
Пропагандируя ЗОЖ, ребята учатся проводить научно-практические семинары, тематические вечера, викторины, презентации и др.
В настоящее время такие формы работы являются социально ориентированными, что весьма актуально в современном воспитательно-образовательном процессе.
При этом учащиеся сознают ценность мероприятий, охотно участвуют в их проведении и подготовке, что благотворно сказывается на их психоэмоциональном состоянии.

Успех реализации программы обеспечивается следующими обязательными условиями:

  • готовностью педагога к воспитанию у детей основ ЗОЖ;
  • личностноориентированным взаимодействием учащихся разного возраста в процессе освоения программы и координирующими действиями педагога;
  • наличием необходимой теоретической и материальной базы для подготовки и проведения творческих внеклассных мероприятий.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Раздел 1

Гигиена и здоровье – 23 часа

Тема 1. Правила личной гигиены  для детей и подростков – 10 часов

Индивидуальные и возрастные особенности кожи. Микрофлора кожных покровов. Уход за кожей лица, рук и ног. Уход за ногтями. Правила выбора гигиенических средств  для ухода за телом.
Типы волос. Уход за волосами. Школьные и вечерние прически для детей и подростков. Конкурс вечерних причесок для учеников разного возраста. Выпуск информационного бюллетеня «Коса – девичья краса».
Средства гигиены полости рта. Выбор зубной щетки и пасты. Профилактика заболеваний зубов и десен. Выпуск информационного бюллетеня «Королева Зубная щетка. Гигиена полости рта».
Подготовка и проведение игровой программы для младших школьников «Откуда берутся грязнули?».

Тема 2. Гигиена труда и отдыха – 7 часов

Биологические ритмы организма: суточные, недельные, сезонные. Периоды работоспособности. Режим учебы, отдыха и сна. Инсценировка стихотворения В.Маяковского «История Власа, лентяя и лоботряса».
Переутомление, его субъективные и объективные причины. Индивидуальный режим физических и умственных нагрузок. Оптимальные условия труда, микроклимат в классе и квартире.
Анкетирование «Режим дня современного школьника» для учащихся 7–9-х классов, его анализ.
Выпуск информационного бюллетеня «Режим дня современного школьника» по итогам анкетирования.

Тема 3. Профилактика простудных и инфекционных заболеваний среди детей и подростков – 6 часов

Причины возникновения простудных заболеваний, их лечение и профилактика. Закаливание детей и подростков. Фитоигра «Чай-чай, выручай!».
Причины возникновения инфекционных заболеваний. Пути передачи инфекций. Защита организма – иммунитет, способы его повышения. Вакцинация населения.
Ответственность за распространение инфекций. Инфекции, передаваемые половым путем. Туберкулез и его предупреждение.
Выпуск листовок с целью формирования позитивного отношения к вакцинации.

Учащиеся должны знать:

  • правила личной гигиены;
  • правила гигиены труда и отдыха;
  • о причинах возникновения простудных заболеваний и мерах по их профилактике;
  • о причинах возникновения и путях передачи инфекционных заболеваний, иметь четкое понятие о вакцинации как одном из способов повышения иммунитета.

Учащиеся должны уметь:

  • ухаживать за своим телом, пользоваться на практике современными средствами и способами гигиены;
  • составлять индивидуальный режим физических и умственных нагрузок в соответствии с режимом дня;
  • подбирать необходимый материал для выпуска тематических информационных бюллетеней;
  • проводить анкетирование и обрабатывать его результаты;
  • составлять игровые программы, используя разные источники, в том числе свои идеи, для распространения знаний и формирования позитивного отношения к ЗОЖ.

Раздел 2

Питание и здоровье – 16 часов

Тема 4. Питание – основа жизни – 13 часов

Группы пищевых продуктов. Основные блюда и их значение. Составление индивидуального меню, анализ результатов питания современного подростка.
«Не все то полезно, что в рот полезло» – дискуссия для учащихся 7–8-х классов «Соки против фруктов».
Подготовка и проведение игровой программы для младших школьников «Путешествие по овощной грядке».
Подготовка и проведение игровой программы для учащихся младших классов «Яблочный денек».
Энергетическая ценность питания, физиологические нормы и потребности в основных пищевых продуктах и энергии. Режим питания современного школьника и его анализ (по результатам анкетирования учащихся школы). Выпуск информационного бюллетеня «Режим питания современного школьника».
Продукты питания в разных культурах. Традиции национальной кухни.
Пищевые риски, опасные для здоровья. Ядовитые грибы и растения. Познавательная игра для учеников 5–6-х классов «Угадай-ка».

Тема 5. Гигиена питания – 3 часа

Болезни, передаваемые через пищу. Правила хранения продуктов и готовых блюд.
Сервировка стола и оформление блюд. Конкурсная программа для учащихся 6–7-х классов «Добро пожаловать, или Приглашаем всех к столу!».

Учащиеся должны знать:

  • основные группы пищевых продуктов, их энергетическую ценность, а также физиологические нормы и потребности для людей разных возрастных категорий;
  • о национальных особенностях и традициях в питании народов разных стран;
  • о ядовитых растениях и грибах, болезнях, передающихся через продукты, и других пищевых рисках;
  • правила хранения продуктов и готовых блюд;
  • простейшие правила сервировки и оформления повседневного и праздничного стола.

Учащиеся должны уметь:

  • составлять индивидуальное меню с учетом возрастных и сезонных потребностей человека;
  • анализировать пищевые пристрастия и режим питания подростков по результатам анкетирования;
  • подготавливать и проводить мероприятия по изученному материалу в форме дискуссий, игровых, конкурсных или иных программ с целью активной пропаганды основ здорового питания и традиций национальной кухни, а также развития коммуникативных навыков и творческих способностей детей.

Раздел 3

Основы личной безопасности – 15 часов

Тема 6. Бытовой и уличный травматизм – 9 часов

Пиротехнические средства и правила техники безопасности при их использовании.
Ожоги, их виды. Оказание первой помощи при ожогах. Обморожения, оказание первой помощи при обморожениях.
Тепловой и солнечный удары, их предупреждение. Оказание первой помощи при тепловом и солнечном ударах. Выпуск информационного бюллетеня «Правила безопасности современного школьника».
Правила личной безопасности на экскурсиях, в походах. Экипировка туриста. Походная аптечка. Правила безопасности при обращении с открытым огнем.
Конкурсная программа для учеников 7–8 -х классов «Айболит спешит на помощь».
Подготовка и проведение игровой программы для младших школьников «Как найти дорожку...».

Тема 7. Безопасное поведение на дорогах – 6 часов

Ситуации самостоятельного движения ребенка по улице. Пересечение улицы по пешеходному переходу или на перекрестке без светофора.
Переход улицы на регулируемом перекрестке. Конкурс рисунка для учащихся 5–6-х классов «Мой приятель светофор».
Конкурс роллеров и велосипедистов для учеников начальной школы.
Ожидание на «островке безопасности». Транспорт – зона повышенного риска, правила поведения в транспорте. Посадка в троллейбус, автобус, трамвай; правила выхода из них. Опасность движения группой.
Внимание: на дороге велосипед! Правила движения велосипедиста. Участие в организации и проведении игры «Безопасное колесо».

Учащиеся должны знать:

  • правила личной безопасности при использовании пиротехнических средств, при обращении с открытым огнем и бытовыми приборами;
  • правила поведения и личной безопасности в общественных местах, транспорте, на экскурсиях, в походах и т.д.

Учащиеся должны уметь:

  • ориентироваться в лесу, незнакомом населенном пункте;
  • владеть навыками оказания 1-й помощи при обморожениях, ожогах, тепловых и солнечных ударах, ушибах, переломах и кровотечениях;
  • владеть навыками организации и проведения конкурсных и игровых программ, пропагандировать знания основ личной безопасности, развития коммуникативных навыков, чувства товарищества, сопереживания и взаимовыручки.

Раздел 4

Культура потребления медицинских услуг – 4 часа

Тема 8. Выбор медицинских услуг – 3 часа

Когда, куда и как обращаться за медицинской помощью. Типы медицинских учреждений и специалисты, оказывающие медицинскую помощь. Обязательное медицинское страхование.

Альтернативная и народная медицина, ее влияние на организм человека. Выпуск информационного бюллетеня «Альтернативная медицина».

Тема 9. Обращение с лекарственными препаратами – 1 час

Врач, рецепт, аптека. Лекарство. Правила употребления лекарственных препаратов. Опасность самолечения. Злоупотребление лекарствами, их побочные действия. Безопасное хранение лекарственных средств.

Учащиеся должны знать:

  • виды медицинских учреждений и врачей-специалистов, оказывающих медицинскую помощь;
  • основные лекарственные препараты, используемые в быту, правила их хранения и употребления;
  • об альтернативной и народной медицине;
  • об обязательном медицинском страховании.

Учащиеся должны уметь:

  • собрать простейшую медицинскую аптечку;
  • рассказать об опасности самолечения, передозировки и злоупотребления лекарственными препаратами;
  • в доступной форме пропагандировать идеи ЗОЖ, а именно: лечение без лекарств, использование рецептов народной и альтернативной медицины, укрепление здоровья с помощью занятий спортом, общеукрепляющих физических упражнений, закаливающих процедур для развития силы, выносливости и укрепления физического и психоэмоционального состояния человека.

Раздел 5

Предупреждение   употребления психоактивных  веществ – 12 часов

Тема 10. Легальные и нелегальные психоактивные вещества – 12 часов

История распространения табака, алкоголя и наркотиков. Жизненный стиль человека, зависимого от ПАВ. Ложные представления о допустимости употребления ПАВ. Выпуск информационного бюллетеня «Из истории распространения алкоголя, табака и наркотиков; вред, наносимый ПАВ организму подростка».
Зависимость от ПАВ: социальная, групповая, индивидуальная, физиологическая и психологическая. Побочные действия при употреблении психоактивных веществ.
Болезни человека, связанные с употреблением наркотиков, алкоголя и табака. Изменение поведения человека, связанное с употреблением психоактивных веществ.
Анкетирование учащихся старших классов «Портрет курильщика» и обработка результатов.
Игровая программа «Сок-шоу» для учащихся 9–11-х классов.
Сценическая композиция для старшеклассников «Стоп, наркотик!».

Учащиеся должны знать:

  • историю распространения табака, алкоголя и наркотиков в России;
  • виды зависимости от психоактивных веществ;
  • о вредном влиянии алкоголя, табака и наркотиков на организм человека;
  • о болезнях, связанных с употреблением наркотических веществ, алкоголя и табака, и изменении поведения человека в связи с их применением.

Учащиеся должны уметь:

  • проводить анкетирование, анализировать результаты, делать выводы;
  • подбирать необходимую литературу и выпускать информационные бюллетени, листовки, плакаты, соответствующие заданной тематике;

  • вести агитационную работу среди молодежи и подростков, пропагандируя идеи ЗОЖ, отказ от вредных привычек, используя различные формы и способы деятельности, а именно: игровые, сюжетно-ролевые программы, сценические постановки, диспуты, дискуссии, акции и т.д.

Итоговое занятие. Подведение итогов работы агитбригады «Будь здоров!» в форме игры «Цветок желаний».

Планируемый результат

1.Увеличение числа участников добровольческого движения.

2.Повышение социально-психологической компетентности участников

   программы.

3.Участие волонтёров в проведении  акций.

4.Организация волонтерами мероприятий профилактической направленности

   внутри своего образовательного учреждения.

Использованная литература:

1. Педагогика здоровья: Программа и методическое руководство для учителей начальной школы/ Под ред. В.Н. Касаткина. – М.: Линка-Пресс, 1999.
2. Физкультурно-оздоровительные занятия для 9-11 классов школ, гимназий, лицеев: Нетрадиционные методы индивидуального оздоровления на уроках. - Казань, 2003.
3. Обухова Л.А., Лемяскина Н.А. Тридцать уроков здоровья для первоклассников. – М.: Сфера, 2009
4. Степанова О.А. Игра и оздоровительная работа в начальной школе. – Сфера, 2009.

5.Богуславский М.В. Русские скауты: кто они? // Воспитание школьников –

   1991 - № 5.

6.Будем работать вместе / Под ред. А.В. Волохова. – М., 1996.

7.Детское движение. Информационно-методические материалы. – М., Вып. 1

  2002;Вып. 2 – 2002; Вып. 3 – 2003.

8.Молодежные ведомости. Сборник Национального Совета молодежных и

   детских объединений России. – М., 2002 – 2005. Журнал «Вожатый века»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение информационно-коммуникативных технологий на уроках музыкально-теоретического цикла в ДШИ ( из опыта работы МКОУ ДОД «Краснополянская ДШИ»)

Данная статья была напечатана в сборнике  материалов межрегиональной научно-практической конференции "Художественное образование в условиях реализации Федерального Государственного образовательно...

Публичный доклад МКОУ ДОД Кумылженской за ДЮСШ 2013 год

Публичный доклад  содержит информацию об основных направлениях деятельности и результатах работы за 2013 год муниципального казённого образовательного учреждения дополнительного образования...

Публичный доклад МКОУ ДОД Кумылженской ДЮСШ за 2015 год

Публичный доклад  содержит информацию об основных направлениях деятельности и результатах работы за 2014 – 2015 учебный год Муниципального казённого образовательного учреждения дополнительн...

Работа службы постинтернатного сопровождения в МКОУ "Детский дом "Семья" г.Ноябрьск

Описание работы службы постинтернатного сопровождения выпускников МКОУ "Детский дом "Семья" муниципального образования город Ноябрьск ЯНАО. Помощь выпускникам детского дома в социализации и интеграции...

«Организация инновационной деятельности в МКОУ ДОД «СЮТ»

В современных условиях  особенно актуальной становится  задача создания условий для инновационной и экспериментальной деятельности в учреждении дополнительного образования детей по развитию ...

Теоретическое занятие "Лекарственные формы заводского производства"

Методическая разработка теоретического занятия для преподавателя по МДК 02.01 «Технология изготовления лекарственных форм» «Лекарственные формы заводского производства» предназ...