Теоретическое занятие "Лекарственные формы заводского производства"
методическая разработка

Сухова Людмила Павловна

Методическая разработка теоретического занятия для преподавателя по МДК 02.01 «Технология изготовления лекарственных форм» «Лекарственные формы заводского производства» предназначена для проведения теоретического занятия на специальности «Фармация». Данная тема является актуальной в связи с тем, что в настоящее время ассортимент лекарственных форм промышленного производства очень разнообразен. Работникам аптек приходится работать с такими препаратами повседневно, поэтому данная тема важна для понимания и освоения ПМ 02 « Изготовление лекарственных форм и проведение обязательных видов внутриаптечного контроля»  и квалификации «Фармацевт».  Методическая разработка может применяться при проведении теоретического занятия как по очной, так и очно-заочной (вечерней) форме получения образования. Разработка содержит организационно-методический блок, блок учебной информации, контроля.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 59._sovrem_lf.doc112.5 КБ
Microsoft Office document icon 57-58._tabl.gran_.drazhe.doc80 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство здравоохранения  Амурской области

Государственное автономное учреждение Амурской области

профессиональная образовательная организация

Амурский медицинский колледж

Методическая разработка

теоретического занятия для преподавателя

Тема: « Современные и пролонгированные лекарственные формы»

П.М. 02. « Изготовление лекарственных форм и проведение обязательных видов внутриаптечного контроля»

МДК 02.01 «Технология изготовления лекарственных форм»

Специальность: 33.02.01 «Фармация»

Уровень подготовки: базовый

Курс:  3

                                                                                               Составлена: Суховой Л.П.,

                                                                                               преподавателем технологии

                                                                                                изготовления лекарственных

                                                                                             форм в  соответствии с   требованиями

                                                                                                Федерального государственного  

                                                                                                образовательного стандарта

                                                                                                среднего профессионального

                                                                                                образования

г. Благовещенск

2017 г.

 Тема: Современные и пролонгированные лекарственные формы 

Цели занятия:

Методическая цель – создать условия для формирования знаний

Образовательная цель – сформировать у студентов теоретические знания о современных и пролонгированных лекарственных формах

Воспитательная цель – воспитать внимательность, организованность, чувство профессионализма

Развивающая цель – развивать интерес, мышление

В результате обучения студент должен овладеть общими компетенциями:

- ОК.1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии

- ОК.2. Организовывать собственную деятельность

- ОК.5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности

- ОК.6.Уметь работать в коллективе

Студент должен овладеть профессиональными компетенциями:

- ПК.2.3. Владеть обязательными видами внутриаптечного контроля лекарственных средств

- ПК.2.4. Соблюдать правила санитарно-гигиенического режима, охраны труда, техники безопасности и противопожарной безопасности

- ПК.2.5. Оформлять документы первичного учета

Студенты должны знать:

- Номенклатуру современных лекарственных форм промышленного производства

- Номенклатуру пролонгированных лекарственных форм

Студенты должны уметь:

- Обеспечивать условия хранения лекарственных форм промышленного производства согласно нормативным документам и их отпуск

Вид занятия: теоретическое

Тип занятия: урок передачи и усвоения новых знаний

Уровень усвоения: 1

Место проведения: кабинет технологии изготовления лекарственных форм

Материально-техническое обеспечение:

Методическое обеспечение: методическая разработка теоретического занятия для преподавателя.

Технические средства обучения: компьютер, телевизор, презентация.

Внутрипредметные связи:

- Классификация лекарственных форм

Межпредметные связи:

- латинский язык

- фармакология (правила выписывания рецептов)

- контроль качества лекарственных средств

Литература:

- Интернет - источники

Структура занятия

  I. Организационная часть  -                      2 мин.

 II. Целевая установка  -                             4 мин.

 III. Актуализация базовых знаний -         5 мин.

 IV. Блок учебной информации -               70 мин.

 V. Закрепление  –                                       5 мин.

 VI. Задание на дом -                                   2 мин.

 VII. Подведение итогов -                           2 мин.

Содержание занятия

№ п/п

Этапы занятия

Цель

Описание деятельности

Время

преподавателя

студента

1

Организация начала занятия

Обеспечить готовность к занятию, создать рабочее настроение

Проверяет готовность аудитории, внешний вид студентов, наличие письменных принадлежностей, отмечает отсутствующих

Староста перечисляет отсутствующих, называет причину отсутствия

2 мин

2

Целевая установка

Раскрыть практическое значение темы, необходимость применения полученных знаний в профессиональной деятельности

Знакомит студентов с планом занятия. Четко и ясно объявляет поставленные цели. Объясняет, что студенты должны изучить в процессе занятия

Слушают преподавателя, записывают тему, план

4 мин

3

Актуализация базовых знаний

Восстановить в памяти студентов ранее усвоенные знания, которые потребуются для понимания и усвоения нового материала

Проводит устный (письменный) фронтальный опрос (приложение № 1)

Отвечают на поставленные вопросы, исправляют или дополняют ответы других студентов

5 мин

4

Основная часть

Сформировать у студентов знания о современных и пролонгированных лекарственных формах

Излагает новый материал, отмечая значение данной темы в практической деятельности фармацевта (приложение № 2)

Внимательно слушают преподавателя, составляют конспект

70 мин

5

Закрепление материала

Закрепить полученные знания по основным вопросам

Проводит устный фронтальный опрос (приложение № 3)

Отвечают на поставленные вопросы

5 мин

6

Задание на дом

Сосредоточить внимание на основные вопросы темы

Обращает внимание студентов на основные вопросы, необходимые для повторения  (приложение № 4)

Записывают домашнее задание

2 мин

7

Подведение итогов

Стимулировать интерес к учебному процессу

Отмечает положительные, отрицательные моменты в ответах студентов, в их поведении, выставляет оценки

Слушают, анализируют слова преподавателя, запоминают замечания

2 мин

                                                               

                                                                                                                                    Приложение № 1

Актуализация базовых знаний:

  1. Что собой представляют таблетки как лекарственная форма?

Ответ: Таблетки – твердая дозированная лекарственная форма, получаемая прессованием или формованием и предназначенная для внутреннего, наружного, сублингвального или парентерального применения.

  1. Что собой представляют драже как лекарственная форма?

Ответ: Драже – твердая дозированная лекарственная форма для внутреннего применения, получаемая путем многократного наслаивания лекарственных и вспомогательных веществ на сахарные гранулы (крупинки). Имеют правильную шаровидную форму.

  1. Что собой представляют гранулы как лекарственная форма?

Ответ: Гранулы – лекарственная форма для внутреннего применения в виде крупинок круглой, цилиндрической или неправильной формы, содержащих смесь лекарственных и вспомогательных веществ.

  1. Что собой представляют капсулы как лекарственная форма?

Ответ: Капсулы  – дозированная лекарственная форма, состоящая из лекарственного средства, заключенного в оболочку и назначаемая чаще внутрь, реже ректально, вагинально и др.

  1. Что собой представляют аэрозоли как лекарственная форма?

Ответ: Аэрозоли – официальная лекарственная форма, в которой лекарственные и вспомогательные вещества находятся под давлением газа-вытеснителя (пропеллента) в аэрозольном баллоне, герметически закрытом клапаном.

                                                                                                                                 Приложение № 2                                                                                                    

Блок учебной информации:

План:

- Основные направления развития технологии лекарственных форм

- Виды современных  лекарственных форм

- Пролонгированные лекарственные формы - определение, общая характеристика

Перед современной технологией лекарственных форм поставлен ряд вопросов,

решение которых позволит качественно изменить подход к созданию

лекарственных препаратов. Уже не лекарственное вещество, а препарат стал

объектом изучения и окончательной оценки. Особая роль при этом отводится лекарственной форме. Давайте вспомним еще раз – что такое лекарственная форма?

К современным лекарственным формам (кроме ниже перечисленных) могут быть отнесены и традиционные (таблетки, мази и т.д), если они обеспечивают рациональную фармакотерапию.

 Основным направлением в развитии технологии лекарственных форм является совершенствование регулируемости и направленности действия биологически активных веществ. Разработаны системы с регулируемым высвобождением действующих веществ, которые обеспечивают быстрое достижение эффекта и длительное удержание веществ на постоянном уровне терапевтической концентрации в плазме крови. Применение лекарственных форм этого типа дает возможность уменьшить курсовую дозу, устранить раздражающее действие лекарственных веществ на ЖКТ, уменьшить частоту проявления побочных эффектов. Выбор лекарственной формы, пути ее введения в организм — важная задача фармакотерапии. Неправильно выбранная лекарственная форма может стать причиной повышенной или ослабленной активности или даже полной ее неэффективности.  В 54% случаев отказ больного от приема лекарства обусловлен неудобным способом введения.

Традиционные лекарственные формы (таблетки, мази, суппозитории, растворы для инъекций, порошки и др.) в настоящее время уступают место новым лекарственным формам, доставляющим лекарственные вещества в пораженный участок организма в точно регулируемых количествах. К ним относятся микрокапсулы, иммобилизованные препараты, пролонгированные лекарственные формы, твердые дисперсные системы, терапевтические системы, а также лекарственные формы целевого назначения: липосомы, магнитоуправляемые системы и др.

За последние десятилетия среди лекарственных форм сменилось несколько поколений.

1. Традиционные лекарственные формы —это таблетки, мази, суппозитории, инъекционные растворы и другие препараты с короткой биофармацевтической фазой,  их биодоступность  неудовлетворительная;  кроме того, они характеризуются разовым применением.

2. Пролонгированные  лекарственные формы — это медленно растворяющиеся таблетки, инъекционные растворы с комплексо-образователем, масляные растворы и др. Они медленно высвобождают действующие вещества и, следовательно, оказывают терапевтический эффект более длительно, создают депо препарата в организме.

3. Лекарственные формы с контролируемым высвобождением действующих веществТакие формы необходимы для лекарств, употребляющихся длительно (недели, месяцы, годы), что особенно важно для лечения хронических заболеваний.

Для лекарственных форм третьего поколения характерны:

— непрерывная, длительная подача ЛВ (от нескольких недель до нескольких месяцев);

— возможность выбора скорости высвобождения ЛВ;

— возможность подачи в организм минимальных количеств действующих веществ, что уменьшает их расход;

— лекарственные вещества изолированы от внутренней среды организма, что значительно снижает их побочное действие.

Лекарственные формы третьего поколения делят на две группы: 1 — системы-резервуары с программным высвобождением лекарственных веществ (С-1); 2 — системы для направленной доставки лекарственных веществ (С-2).

Системы С-1 обеспечивают стабильное снабжение организма лекарственными веществами, уменьшение их побочных эффектов, содержат определенное количество лекарственных веществ, высвобождаемых из С-1 на протяжении заданного периода времени.

С-1 по механизму действия делят на системы общего действия (для перорального, трансдермального и парентерального путей введения) и на системы локального действия (для введения в глаза, матку, ректальный и внутриполостной путь введения).

С-2 — системы направленной доставка ЛВ — создают хорошие перспективы в области лекарственной терапии, связанной с направленной доставкой лекарственных веществ к заданному органу (ткани ) – мишени, что позволяет значительно снизить токсичность ЛВ и экономно их расходовать (т. к. около 90% применяемых лекарственных средств не достигают цели), снижает побочное действие и уменьшает дозу вводимых лекарств. С-2 — это липосомы, наночастицы, нанокапсулы.

С помощью специальных систем ЛВ может быть доставлено:

— в заданный орган (легкие, печень);

— специфические клетки органа (эндотелиальные клетки и органы);

— в специфические структуры клетки (лизосомы, цитоплазму и т. д.).

Наибольшее внимание среди лекарственных форм с регулируемой скоростью высвобождения ЛВ заслуживают терапевтические системы.

Терапевтическими системами (ТС) называются приспособления или дозированная лекарственная форма, высвобождающая лекарственную субстанцию с запрограммированной скоростью через определенные промежутки времени. Время высвобождения ЛВ зависит от вида терапевтической системы, оно может составлять несколько часов или даже несколько суток.

В зависимости от пути введения ТС можно классифицировать на системы:

— пероральные;

— трансдермалъные (чрезкожные);

— внутриглазные;

— внутриполостные (внутриматочные, ректальные и др.);

— имплантационные (силиконовые);

— инфузионные.

    Пероральные ТС - представляют собой таблетки, покрытые оболочкой, с отверстиями. Их еще называют элементарным осмотическим насосом.

 Трансдермальные терапевтические системы - лекарственные формы дозированного, непрерывного введения ЛВ в кровоток через кожный покров, минуя ЖКТ и избегая недостатков инъекционного введения. По способу приготовления ТТС подразделяются на 2 группы:

1 — многослойные пластыри, состоящие из отдельных слоев

2 - многослойный пластырь, но слой резервуара и мембрана соединены в один общий слой

Примеры - перцовый пластырь, ТТС с тринитроглицерином (накладывается  в области грудной клетки или плеч).

 Глазные терапевтические системы (глазные пленки)

 Имплантационные терапевтические системы (применяются в виде капсул, шариков, карандашей).  Производят ИТС с трийодтирозинон, антитоксином, атропином и стероидами

 Инфузионные терапевтические системы (ИТС) - могут находиться в организме (вживляться под кожу) и помещаться наружно (в области предплечья или в окружности грудной клетки).

Пролонгированные лекарственные формы – позволяющие создавать в организме терапевтическую концентрацию лекарственного вещества и равномерно поддерживать ее в течение длительного времени.

1) В зависимости от пути введения:

   - лекарственные формы ретард;

   - лекарственные формы депо («Модитен депо»-периодичность приема 15-35 дней; «Клопиксол Депо» - 14-28 дней );

2) С учётом кинетики процесса:

- с периодическим высвобождением - это пролонгированные лекарственные формы, при введении которых в организм лекарственное вещество высвобождается порциями. Они обеспечивают повторное действие лекарственного средства. Доза лекарственного вещества может высвобождаться либо через заданное время независимо от локализации препарата в желудочно-кишечном тракте, либо в определённое время в необходимом отделе пищеварительного тракта.К лекарственным формам с периодическим высвобождением относятся таблетки двуслойные и таблетки многослойные.

- непрерывным высвобождением - это пролонгированные лекарственные формы, при введении в организм которых высвобождается начальная доза лекарственного вещества, а остальные (поддерживающие) дозы высвобождаются с постоянной скоростью, соответствующей скорости элиминации и обеспечивающей постоянство желаемой терапевтической концентрации. Обеспечивают поддерживающее действие лекарственного средства. Они являются более эффективными.К лекарственным формам с непрерывным высвобождением относятся таблетки каркасные, таблетки и капсулы с микроформами и другие.

- отсроченным высвобождением - это пролонгированные лекарственные формы, при введении которых в организм высвобождение лекарственного вещества начинается позже и длится дольше, чем из обычной лекарственной формы. Они обеспечивают замедленное начало действия лекарственного вещества. Примером данных форм могут служить суспензии ультралонг, ультраленте с инсулином.

Лекарственные формы депо - это пролонгированные лекарственные формы для инъекций и имплантаций, обеспечивающие создание в организме запаса лекарственного средства и его последующее медленное высвобождение.

 Лекарственные формы ретард - это пролонгированные лекарственные формы,   обеспечивающие в организме запас лекарственного вещества и его последующее медленное высвобождение. Данные лекарственные формы применяются преимущественно перорально, однако иногда используются и для ректального введения.

К лекарственным формам ретард относятся гранулы кишечнорастворимые, драже ретард, драже с покрытием кишечнорастворимым, капсулы ретард и ретард форте, капсулы с покрытием кишечнорастворимым, раствор ретард, раствор рапид ретард, суспензия ретард, таблетки двухслойные, таблетки кишечнорастворимые, таблетки каркасные, таблетки многослойные, таблетки ретард, рапид ретард, ретард форте, ретард мите и ультраретард, таблетки с покрытием многофазным, таблетки с покрытием плёночным и т.д.

       1. Таблетки пролонгированного действия:

Таблетки имплантируемые - это стерильные тритурационные таблетки с пролонгированным высвобождением высокоочищенных лекарственных веществ для введения под кожу. Имеет форму очень маленького диска или цилиндра. Данные таблетки изготавливаются без наполнителей. Данная лекарственная форма является очень распространённой для введения стероидных гормонов. В зарубежной литературе также используется термин "пеллеты". Примеры - Дисульфирам, Долтард, Эспераль.

Таблетки ретард - это пероральные таблетки с пролонгированным (в основном с периодическим) высвобождением лекарственных веществ. Обычно представляют собой микрогранулы лекарственного вещества, окруженные биополимерной матрицей (основой). Они послойно растворяются, высвобождая очередную порцию лекарственного вещества.

Существуют также таблетки ретард отсроченным, непрерывным и равномерно продлённым высвобождением. Разновидностями таблеток ретард являются таблетки "дуплекс", таблетки структурные. К ним относят Калий-нормин, Кетонал, Кордафлекс, Трамал, Претард.

Репетабс - это таблетки с многослойным покрытием, обеспечивающие повторное действие лекарственного вещества. Они состоят из наружного слоя с лекарственным веществом, который предназначен для быстрого высвобождения, внутренней оболочки с ограниченной проницаемостью и ядра, которое содержит ещё одну дозу лекарственного вещества.

Многослойные (слоистые) таблетки дают возможность сочетать лекарственные вещества, несовместимые по физико-химическим свойствам, пролонгировать действие лекарственных веществ, регулировать последовательность всасывания лекарственных веществ в определенные промежутки времени. В форме таких таблеток выпускаются антагонисты кальция (нифедипин, фелодипин, дилтиазем), нитраты (изосорбида динитрат, изосорбида мононитрат), бета-адреноблокаторы (метопролол, окспренолол) и др.

Таблетки каркасные (син. Дурулы, таблетки дурулес, таблетки матричные, таблетки пористые, таблетки скелетные, таблетки с нерастворимым каркасом) - это таблетки с непрерывным, равномерно продлённым высвобождением и поддерживающим действием лекарственных веществ.

Спейстабс - это таблетки с лекарственным веществом, включённым в твёрдую жировую матрицу, которая не распадается, а медленно диспергируется с поверхности.

Лонтабс - это таблетки с пролонгированным высвобождением лекарственных веществ. Ядро этих таблеток представляет собой смесь лекарственного вещества с высокомолекулярными восками. В желудочно-кишечном тракте не распадаются, а медленно растворяются с поверхности.

         2. Нанокапсулы - липосомы (контейнеры для доставки лекарственных средств) нетоксичны, при определенных условиях могут поглощаться клетками. Мембрана липосомы может сливаться с клеточной мембраной, что приводит к внутриклеточной доставке их содержимого. Липосомы могут использоваться для транспортировки как гидрофильных, так и гидрофобных лекарственных веществ.

        3. Капсулы для перорального использования:

• капсулы с модифицированным высвобождением пролонгированного действия

• капсулы с микросферами

• спансулы (твердые желатиновые капсулы, наполненные микрокапсулами или микродраже)

       4. Иммобилизованные препараты – лекарственное вещество физически или химически связано с твердым носителем (матрицей) с целью его стабилизации и пролонгирования действия. Эти препараты способны адсорбировать токсические вещества. Разработаны для ферментов, гормонов, мукополисахаридов, интерферона.

                                                                                                                                  Приложение № 3

Закрепление материала:

Итак, сегодня на занятии вы получили представление о современных и пролонгированных лекарственных формах, но это конечно, не все, т.к наука не стоит на месте. Давайте теперь закрепим основные моменты:

1. Какие лекарственные формы можно отнести к современным?

2. Какие лекарственные формы называют пролонгированными?

3. В чем преимущества использования пролонгированных лекарственных форм?

         

                                                                                                                                    Приложение № 4       

Задание на дом:

       Подготовить рефераты по теме:

1. Трансдермальные терапевтические системы – характеристика, номенклатура

2. Наносферы как современная лекарственная форма

3. Глазные лекарственные формы пролонгированного действия

Литература для самоподготовки:

1. Алексеев К.В., Суслина С.Н. Фармацевтическая технология. Феникс. 2016 г.

2. Гаврилов А.С. Фармацевтическая технология. Изготовление лекарственных препаратов. ГЭОТАР-Медиа, 2016 г.

3. Краснюк И.И., Михайлова Г.В. Фармацевтическая технология. ГЭОТАР-Медиа, 2015 г.

4. Интернет – ресурсы



Предварительный просмотр:

Министерство здравоохранения  Амурской области

Государственное автономное учреждение Амурской области

профессиональная образовательная организация

Амурский медицинский колледж

Методическая разработка

теоретического занятия для преподавателя

Тема: « Лекарственные формы заводского производства»

Междисциплинарный курс: «Технология изготовления лекарственных форм»

П.М. 02. « Изготовление лекарственных форм и проведение обязательных видов внутриаптечного контроля»

Специальность: 33.02.01 «Фармация»

                                                                                                     Составлена: Суховой Л.П.,

                                                                                                     преподавателем технологии

                                                                                                     изготовления лекарственных

                                                                                                     форм

г. Благовещенск

2015г.

     

Тема: Лекарственные формы заводского производства

Время занятия: 90 минут.

Вид занятия: теоретическое

Тип занятия: урок передачи и усвоения новых знаний

Цель занятия:

- Сформировать у студентов теоретические знания о лекарственных формах заводского производства

Задачи:

- Дать представление о номенклатуре лекарственных форм заводского производства и их характеристику

- Развивать мышление, логику

- Воспитывать организованность, внимательность

Место проведения: кабинет технологии изготовления лекарственных форм

Дидактическое оснащение:

 - методическая разработка теоретического занятия для преподавателя

- презентация

Студенты должны знать:

- Номенклатуру лекарственных форм промышленного производства

- Характеристику лекарственных форм промышленного производства

Студенты должны уметь:

- Давать определение различным лекарственным формам промышленного производства

- Обеспечивать условия хранения лекарственных форм промышленного производства согласно нормативным документам

- В результате обучения студент должен овладеть общими компетенциями:

- ОК.1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии

- ОК.2. Организовывать собственную деятельность

- ОК.5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности

- ОК.6.Уметь работать в коллективе

 Студент должен овладеть профессиональными компетенциями:

- ПК.2.3. Владеть обязательными видами внутриаптечного контроля лекарственных средств

- ПК.2.4. Соблюдать правила санитарно-гигиенического режима, охраны труда, техники безопасности и противопожарной безопасности

- ПК.2.5. Оформлять документы первичного учета

Межпредметные связи:

- латинский язык ( перевод рецептов)

- фармакология (правила выписывания рецептов)

- контроль качества лекарственных средств

Литература:

  1. Погорелов В.И. Фармацевтическая технология. Феникс. 2002г.
  2. Краснюк И.И., Михайлова Г.В. Фармацевтическая технология. М. 2004г.

Структура занятия

 1. Организационный момент                                                -  3 мин.

 2. Изучение нового материала с элементами повторения -  80мин                                    

.3. Закрепление изученного материала                                 - 5мин.

 4. Задание на дом                                                                   - 2 мин.

Содержание занятия

I . Организационный момент. Преподаватель отмечает отсутствующих, опоздавших студентов, готовность аудитории к занятию. Сообщает тему и  план занятия:

- Таблетки – определение, характеристика

- Гранулы – определение, характеристика

- Драже – определение, характеристика

- Аэрозоли – определение, характеристика

- Капсулы, микрокапсулы – определение, характеристика

II. Изучение нового материала. Преподаватель  излагает новый материал в сочетании с актуализацией базовых знаний  по изученным темам смежных дисциплинарных курсов (приложение 1)

III. Закрепление изученного материала: С целью актуализации опорных моментов темы, выяснения степени усвоения нового материала преподаватель проводит фронтальный опрос (приложение № 2)

IV. Задание на дом:

Преподаватель обращает внимание студентов на основные вопросы, необходимые для повторения к следующему занятию (приложение № 3)

                                                                                                                          Приложение № 1                                                                                                    

Содержание нового материала:

Таблетки – твердая дозированная лекарственная форма, получаемая прессованием лекарственных веществ, смеси лекарственных и вспомогательных веществ или формованием специальных масс и предназначенная для внутреннего, наружного, сублингвального или парентерального применения.

По способу получения таблетки подразделяют на прессованные и тритурационные. Благодаря наличию ряда положительных качеств таблетки получили широкое распространение и составляют большую часть общего объема готовых лекарственных форм.

Преимущества таблеток:

- точность дозирования

- возможность регулирования всасывания лекарственных веществ по месту локализации и во времени

- возможность сочетания несовместимых лекарственных веществ

- комфортность приема

- полная механизация и автоматизация производства

- компактность

- устойчивость к воздействию неблагоприятных факторов

- удобство транспортировки, хранения, отпуска

- продолжительный срок годности

Наряду с ростом производства таблеток совершенствуются их технология и методы контроля качества. Большое внимание уделяется биофармацевтическим исследованиям – влиянию фармацевтических факторов на эффективность таблеток и разработку их рациональной технологии. В настоящее время созданы таблетки пролонгированного действия, с регулируемой скоростью высвобождения лекарственного вещества.

Классификация таблеток в зависимости от назначения и способа применения:

- пероральные, всасываются слизистой оболочкой желудка или кишечника

- сублингвальные, всасываются слизистой оболочкой полости рта

- асептически изготовленные, используются для получения инъекционных растворов и для имплантаций

- таблетки, используемые для приготовления растворов наружного применения

- уретральные, вагинальные, ректальные

Кроме действующего вещества, в состав таблеток входят и дополнительные (вспомогательные) вещества.

                                          Вспомогательные вещества:

Разбавители                            Разрыхлители                      Связывающие

                           Скользящие                               Красители

       Нормативной документацией предусмотрен выпуск таблеток разных форм, размеров и масс. Наиболее распространенной является круглая форма с плоской или двояковыпуклой торцевой поверхностью.

Размер таблеток - от 3 до 25 мм в диаметре, масса – 0,05 – 0,6 грамм. Таблетки диаметром более 25 мм называют брикетами. Наиболее часто выпускают таблетки диаметром от 7 до 14 мм. Таблетки d > 9мм имеют одну или две риски, позволяющие разделить таблетку на две или четыре части. Производство таблеток представляет собой сложный процесс, состоящий из нескольких этапов, а каждый этап – из нескольких стадий и операций. Для упаковки таблеток применяют картонные конвалюты, стеклянные пробирки, банки и флаконы, трубки и металлические пеналы, пленочные упаковки из целлофана, полиэтилена и др.

Драже – твердая дозированная лекарственная форма для внутреннего применения, получаемая путем многократного наслаивания лекарственных и вспомогательных веществ на сахарные гранулы (крупинки). Имеют правильную шаровидную форму, масса от 0,1 до 0,5 г. Нередко драже придают определенную окраску в зависимости от дозы или лекарственного вещества. Они должны быть правильной шарообразной формы, с ровной и гладкой поверхностью, массой не более 1,0 (плюс, минус 10 %). Чаще всего в виде драже выпускают витамины. Достоинства и недостатки драже:

- в них можно выпускать трудно таблетируемые лекарственные вещества

- позволяют скрыть неприятный вкус лекарственных веществ и уменьшить их раздражающее действие

- устойчивы к воздействию внешних факторов

- трудность обеспечения точности дозирования, распадаемости в требуемые сроки

- длительное высвобождение лекарственных веществ

В связи с этим, драже не рекомендуются детям, и поэтому данная лекарственная форма не является перспективной. Выпускают драже чаще в стеклянных или пластмассовых флаконах (банках) с навинчивающимися крышками.

Гранулы – лекарственная форма для внутреннего применения в виде крупинок круглой, цилиндрической или неправильной формы, содержащих смесь лекарственных и вспомогательных веществ. Положительные стороны:

- возможность сочетания несовместимых лекарственных веществ

- маскировка вкуса

- устойчивость к факторам внешней среды

- хорошая распадаемость

- биологическая доступность

- удобство приема

Это дает возможность применения их в педиатрической практике. Они также широко применяются в гомеопатии. Выпускаются гранулы в полиэтиленовых пакетах, стеклянных банках. В домашних условиях препараты дозируют ложками, стаканчиками. Некоторые препараты выпускают в пакетиках с разовой дозой. Хранятся гранулы в сухом, и если необходимо, прохладном, защищенном от света месте.

 Аэрозоли – лекарственная форма, в которой лекарственные и вспомогательные вещества находятся под давлением газа-вытеснителя (пропеллента) в аэрозольном баллоне, герметически закрытом клапаном.  С физико - химической точки зрения аэрозоли – дисперсные системы с газообразной дисперсионной средой и с твердой или жидкой дисперсной фазой. Лекарственные и вспомогательные вещества могут находиться в растворенном, эмульгированном или суспендированном виде. Классическим примером аэрозолей служат туман, пыль, дым. Лекарственные средства в аэрозольной упаковке удобны в применении, портативны, компактны. Упаковка предохраняет от разрушающего действия света, влаги и кислорода воздуха, исключает загрязнение препарата и механическое раздражение при нанесении, позволяет длительно хранить его.

Требования к упаковке: прочность, легкость, красивый внешний вид. равномерная толщина стенок баллона, оптимальная конфигурация, высокая химическая и термическая стойкость.

На баллоне указывают условия хранения и предупредительные надписи: «Хранить вдали от отопительной системы и прямых солнечных лучей», «Баллон не вскрывать», «Предохранять от падения и ударов», «Беречь от детей», регистрационное удостоверение, номер серии, срок годности, цену и другие надписи, предусмотренные нормативной документацией. Хранят при температуре 0 – 35 С, если нет других указаний в частных статьях. При хранении и использовании аэрозолей следует соблюдать меры предосторожности: беречь от ударов, хранить вдали от нагревательных приборов и прямых солнечных лучей, не направлять струю в пламя или на нагретые предметы (газ может воспламениться или разложиться с образованием ядовитых продуктов), избегать попадания в глаза, не ремонтировать в домашних условиях, выбрасывать после полного использования содержимого баллона, вспучивание донышка.

Преимущества аэрозолей:

- быстрый терапевтический эффект

- более быстрое всасывание лекарственных веществ

- возможность применения лекарственных веществ при невозможности другого способа введения

- отсутствие опасности загрязнения препарата извне

- сохранение стерильности

- обеспечение точной дозировки при использовании дозирующих клапанов

- экономия в лекарственных средствах, бинтах, ваты

- возможность использования при экстренной профилактике значительному количеству людей

- удобный, быстрый и эффективный способ применения

Естественно, эта лекарственная форма, как и другие, имеет и свои недостатки. Это сравнительно высокая стоимость (что иногда ограничивает спрос даже на ингаляционные аэрозоли), возможность взрыва баллона при ударе, загрязнение воздуха помещения. Однако эти недостатки не умаляют преимуществ аэрозолей и не могут считаться непреодолимым препятствием для их широкого внедрения в практику здравоохранения. Более того, применение аэрозолей должно считаться прогрессивным явлением в лекарственном обслуживании населения. В медицинской практике применяют                                        2 группы аэрозолей

                /                           \

   Ингаляционные                   аэрозоли наружного применения

                                                           /                |                           \

                                           душирующие    пенные      пленкообразующие

Аэрозоли наружного применения широко используются в дерматологии, гинекологии, хирургии, проктологии путем нанесения на кожу, слизистые оболочки, раневые и ожоговые поверхности.

Капсулы  (от лат. Capsula-футляр, оболочка) – дозированная лекарственная форма, состоящая из лекарственного средства, заключенного в оболочку и назначаемая чаще внутрь, реже ректально, вагинально и др.

За последние годы эта лекарственная форма получила широкое распространение, что объясняется рядом ее особенностей:

- точность дозирования

- маскировка вкуса, запаха

- защищенность от воздействия света, воздуха, влаги

- хороший внешний вид и удобство приема

- высокая биологическая доступность

- механизация и автоматизация производства

Основным сырьем для получения капсул является желатин.

     Различают                2 вида капсул

                                         /                   \

      Твердые, с крышечками           Мягкие, с цельной оболочкой

Твердые капсулы предназначены для дозирования сыпучих порошкообразных и гранулированных веществ. Имеют форму цилиндра с полусферическими концами и состоят из корпуса и крышечки.

Мягкие капсулы имеют сферическую, яйцевидную, продолговатую или цилиндрическую форму с полусферическими концами, бывают разных размеров (вместимость до 1,5 мл), со швом или без него. В них капсулируют жидкие и пастообразные лекарственные вещества.

Капсулы вместимостью 0,1 – 0,2 мл, наполненные маслянистыми жидкостями, называют «жемчужины» или перлы, а с удлиненной шейкой – тубатины, из которых лекарственное вещество выдавливается.

Микрокапсулы – мельчайшие частицы твердого, жидкого или газообразного вещества, покрытые оболочкой из полимерного или другого подходящего материала. Размеры от 1 до 500 мкм. Формы – шаровидная, овальная, неправильная геометрическая.

Основные цели микрокапсулирования:

-  маскировка вкуса и запаха

- предохранение от воздействия внешних факторов

- предотвращение несовместимости

- возможность выпуска газообразных и жидких веществ в удобной готовой лекарственной форме

- направленность действия препарата и регулируемая скорость высвобождения лекарственного вещества

В качестве сырья для получения микрокапсул используют желатин, крахмал, каучук, силиконы, полиэтилен и др. материалы.

IV. Закрепление изученного материала:                                                      Приложение № 2

Итак, сегодня на занятии вы узнали виды лекарственных форм заводского производства, но это конечно, не все. Давайте теперь закрепим основные моменты:

1. Что собой представляют таблетки как лекарственная форма?

2. Какими преимуществами обладают таблетки по сравнению с другими лекарственными формами?

3. Какие виды таблеток существуют по назначению и применению?

4. Почему применение драже не рекомендуется в детской практике?

5. Что собой представляют гранулы как лекарственная форма ?

6. Какие меры предосторожности нужно соблюдать при использовании аэрозолей?

7. Какие виды капсул бывают?

V. Задание на дом: Повторить:                                                                       Приложение № 3

  1. Определение таблеток как лекарственной формы, их достоинства и классификацию.
  2. Что собой представляют драже как лекарственная форма?
  3. Что собой представляют гранулы как лекарственная форма?
  4. Что собой представляют аэрозоли как лекарственная форма?
  5. Что собой представляю капсулы как лекарственная форма?
  6. Что собой представляют микрокапсулы как лекарственная форма?

             Рекомендуемая литература:

  1. Погорелов В.И. Фармацевтическая технология. Феникс. 2015г.
  2. Краснюк И.И., Михайлова Г.В. Фармацевтическая технология. М. 2016г.
  3. Лекционный материал
  4. Дополнительные источники


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лекция "Теоретические основы тепловлажностной обработки бетона" по профессиональному модулю «Эксплуатация теплотехнического оборудования производства неметаллических строительных изделий и конструкций»

ПМ.02 «Эксплуатация теплотехнического оборудования производства неметаллических строительных изделий и конструкций» по специальности 270809 «Производство неметаллических строительных изделий и констру...

Контроль качества жидких лекарственных форм промышленного производства

Презентация к теоретическому занятию по МДК "Контроль качества лекарственных средств"...

Программа волонтерского движения МКОУ Заводская СОШ "Забота"

Процесс воспитания активности должен строится на основе сотрудничества, взаимного уважения и доверия взрослых и детей.На самом деле детская социальная инициатива-это всегда инициатива взрослых, поддер...

Тест по теме: Формы организации производства

Тест по теме: Формы организации производства. МДК 02.01. Планирование и организация работы структурного подразделения. Спец. 15.02.08...

Технологическая карта занятия по ПМ.01 «Теоретические основы производства электроэнергии, подготовки воды, топлива и смазочных материалов на тепловых электростанциях»

Технологическая карта занятия по ПМ.01 «Теоретические основы производства электроэнергии, подготовки воды, топлива и смазочных материалов на тепловых электростанциях» по специальности...

Теоретическое занятие Технология лекарственных форм. Термины. Классификация лекарственных форм

Разработка теоретического занятия "Технология лекарственных форм. Термины. Классификация лекарственных форм"  специальности 33.02.01 Фармация...

Теоретический материал по одной из форм работы на уроках литературного чтения. «Литературная игра как форма работы».

Одним из средств воспитания на уроках чтения являются литературные игры.  В методическом аспекте литературные игры – это словесные, ролевые, драматические игры, построенные на литературном ...