МДК 01.02. | ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
|
Тема 1. Общие вопросы теории физического воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста. |
1.1. Теоретические основы физического воспитания детей раннего и дошкольного возраста | Содержание |
|
- Место и роль физической культуры в общей системе воспитания детей дошкольного возраста.
|
- Основные понятия теории физического воспитания: физическая культура, физическое воспитание, физическое развитие, физическая подготовленность, физическое образование, двигательная деятельность, спорт.
|
- Система физического воспитания в современных дошкольных учреждениях.
|
- Принципы построения системы физического воспитания.
|
Практическая работа: Анализ системы физического воспитания ребёнка в советский период и в царской России. (после вопроса №3) |
Домашнее задание: Составить педагогический кроссворд, используя основные понятия физического воспитания. (после вопроса №2) |
1.2 Задачи физического воспитания детей раннего и дошкольного возраста
| Содержание |
1. Цель и задачи физического воспитания детей дошкольного возраста: оздоровительные, образовательные, воспитательные; осуществление комплексного подхода к решению оздоровительных, образовательных, воспитательных задач. |
2. Обусловленность задач физического воспитания детей дошкольного возраста анатомическими и психофизиологическими особенностями их организма, |
Домашнее задание: Подготовка сообщения по теме: «Роль сознания и эмоций при обучении детей дошкольного и раннего возраста движениям». |
1.3 Средства физического воспитания
| Содержание |
- Общая характеристика средств физического воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста: целостный двигательный режим, психогигиенические, эколого-природные факторы, движения, физические упражнения и др.
|
- Классификация физических упражнений.
|
- Развитие произвольных движений ребенка от рождения до 7 лет
|
- Характеристика методов и приёмов обучения физическим упражнениям
|
Практическая работа: Заполнение таблицы «Методы обучения физическим упражнениям». |
Домашнее задание: Подготовка рекомендаций для родителей по профилактике нарушений опорно-двигательного аппарата. |
1.4 Анализ базисных и альтернативных программ по физическому воспитанию | Содержание |
- Базисная программа и ее структура
|
- Характеристика альтернативных парциальных программ по физическому воспитанию
|
Практическая работа: Сравнительный анализ парциальных программ по физическому воспитанию. |
Домашнее задание: Оформление презентации по классификации альтернативных программ по физическому воспитанию для ДОУ ( по выбору студента). |
1.5Развитие психофизических качеств и формирование двигательных действий
| Содержание |
1. Психофизические качества: сила, ловкость, координация движений, гибкость, выносливость, быстрота. Особенности из развития. |
2. Оздоровительное влияние двигательной активности на организм ребенка.
3. Методы и приемы формирования двигательных действий |
4. Методика развития психофизических качеств у детей дошкольного возраста |
5. Ознакомление с этапами обучения физическим упражнениям. |
Практическая работа: 1. Особенности развития психофизических качеств у детей разных возрастных групп |
Домашнее задание: Составить педагогический кроссворд, используя информацию о психофизических качествах детей дошкольного возраста. |
1.6 Физическое воспитание и развитие ребенка раннего возраста
| Содержание |
1. Средства физического воспитания и развития в раннем возрасте: пассивные, активные, активно-пассивные и рефлекторные упражнения, массаж |
2. Формы работы по физическому воспитанию детей первого года жизни: гимнастика, массаж, игровые упражнения и др. |
3. Формы работы по физическому воспитанию детей второго года жизни: занятия по развитию движений, подвижные игры. |
Домашнее задание: Подбор подвижных игр для детей раннего возраста. |
Домашнее задание: Освоение приемов массажа: поглаживание, растирание, разминание.
|
Тема 2. Освоение методов и форм физического воспитания и развития дошкольника в процессе выполнения двигательного режима |
2.1 Организация и выполнение двигательного режима в ДОУ.
| Содержание 1. Модель двигательного режима: учебная работа, физкультурно-оздоровительная работа, активный отдых, задания на дом, самостоятельная двигательная деятельность |
|
2. Основные требования к двигательному режиму: физкультурно-оздоровительные рациональное сочетание разных видов занятий; введение дополнительных занятий; сочетание движений разной интенсивности; эффективная организация учебных занятий; учет индивидуальных особенностей двигательной активности детей и самостоятельной деятельности; дифференцированный подход с учетом индивидуального уровня двигательной активности детей; проведение коррекционной работы; организация активного отдыха детей; работа с родителями |
Практическая работа: Моделирование двигательного режима детей 4-5 лет в дошкольном учреждении. |
Домашнее задание: Проработка методических источников и подготовка сообщения по теме «Модели двигательного режима в ДОУ» |
Оформление рекомендаций по определению двигательной активности дошкольника с учётом возрастных и индивидуальных особенностей. |
2.2Организация физкультурных занятий
| Содержание |
1.Значение и место в режиме дня физкультурного занятия |
2.Типы физкультурных занятий по содержанию и задачам обучения, методам обучения |
3.Ознакомление с содержанием и структурой физкультурного занятия смешанного характера |
Практические работы: - Изучение способов организации детей при проведении основных видов движений.
- Анализ конспектов проведения физкультурных занятий в разных возрастных группах.
|
Домашнее задание: 1. Разработка конспекта физкультурного занятия с использованием нетрадиционного оборудования. 2. Составить схему организации детей на основные виды движений.
|
2.3 Организация утренней гимнастики в разных возрастных группах | Содержание |
1. Требования к составлению комплексов утренней гимнастики, отбор упражнений |
2. Ознакомление с особенностями организации и методики проведения утренней гимнастики с детьми разных возрастных групп |
3. Использование разных вариантов утренней гимнастики |
Практические работы: - Анализ планов-конспектов проведения утренней гимнастики в разных возрастных группах.
- Разработка планов-конспектов утренней гимнастики в разных возрастных группах.
|
Домашнее задание: Разработать консультацию для родителей на тему «Значение утренней гимнастики для укрепления здоровья дошкольников» |
2.4 Проведение закаливающих процедур в сочетании с физическими упражнениями | Содержание |
1.Значение закаливания в укреплении здоровья детей |
2.Ознакомление с правилами и принципами проведения закаливающих процедур |
3.Определение специфики бодрящей гимнастики после дневного сна |
Домашнее задание: 1.Составление студентами планов-конспектов оздоровительной гимнастики. 2.Проведение студентами разных форм физкультурно-оздоровительной работы для детей всех возрастных групп, обсуждение и анализ |
2.5 Организация работы по физическому воспитанию в повседневной жизни
| Содержание |
1.Формы работы воспитателя по физическому воспитанию в повседневной жизни: подвижная игра, физкультминутка и физкультурная пауза |
2.Значение подвижной игры как самостоятельной формы работы по физическому воспитанию |
3.Освоение особенностей методики проведения подвижных игр в различное время (утреннее, вечернее) и в разное время года |
4.Освоение методики организации физкультминуток и физкультурных пауз |
Домашнее задание: 1.Планирование подвижных игр в разных возрастных группах. 2.Изучение особенностей русских народных подвижных игр. |
Домашнее задание: 1.Подбор в педагогическую копилку художественного слова для утренней гимнастики, физкультминуток. 2. Подбор в педагогическую копилку игр большой и малой подвижности для детей дошкольного возраста (возраст на выбор) |
2.6 Организация самостоятельной двигательной деятельности и индивидуальной работы с детьми по развитию движений
| Содержание |
1.Особенности организации и руководства самостоятельной двигательной активностью: создание условий, регулирование физической нагрузки |
2.Обеспечение страховки и предупреждения травм |
3.Деятельность воспитателя по организации индивидуальной работа с детьми разных подгрупп |
4.Освоение методики проведения индивидуальной работы |
Практические работы: Разработка плана индивидуальной работы с ребёнком (задачи, методы, содержание работы). |
2.7 Организация активного отдыха дошкольников, физкультурных досугов и праздников
| Содержание |
1.Активный отдых дошкольников: физкультурный досуг и праздники, каникулы, дни здоровья Значение разных форм активного отдыха в развитии детей. |
2.Варианты досуга с использованием подвижных игр, музыки, спортивных соревнований и др. |
3. Анализ методических рекомендаций к проведению физкультурных досугов и праздников |
4.Организация взаимодействия с персоналом ДОУ и родителями при проведении физкультурных досугов и праздников |
Домашняя работа: 1 Анализ сценариев проведения физкультурных досугов и праздников в разных возрастных группах. 2.Разработка сценария физкультурного праздника в одной возрастной группе (по выбору преподавателя) |
2.8 Формирование навыков правильной осанки
| Содержание |
1.Понятие об осанке, условия формирования правильной осанки. причины нарушения осанки и стопы. |
2. Причины нарушения осанки и стопы. |
Практические работы: Применение физических упражнений в формировании навыков правильной осанки |
2.9 Использование спортивного инвентаря и оборудования в ходе образовательного процесса в ДОУ
| Содержание 1.Оборудование и инвентарь как средство физического воспитания в ДОУ, требования СанПиН 2.4.1.2660-10 к хранению спортивного инвентаря и оборудования в ДОУ 2.Размещение спортивного инвентаря и оборудования в физкультурном зале, групповых комнатах, физкультурной площадке и групповых участках 3.Изучение методики использования спортивного инвентаря и оборудования при проведении мероприятий двигательного режима в разных возрастных группах
Практическая работа: Выбор спортивного инвентаря и оборудования в соответствии с видами физкультурных упражнений и возрастом детей – заполнение таблицы Название упражнения | Спортивный инвентарь | 1 мл. гр. | 2 мл. гр. | Ср. гр. | Ст. гр. | Подг. гр. |
|
|
|
|
|
|
|
2.10Предупреждение детского травматизма в процессе воспитания физического
3.1 Планирование и учет работы по физическому воспитанию, их взаимосвязь
3.2 Диагностика физического развития, физической подготовленности детей как вид педагогического контроля
3.3 Определение уровня двигательной активности ребенка
| Содержание: Проверка оборудования, материалов, инвентаря на пригодность использования в работе с детьми. 1. Контрольное тестирование по теме Домашнее задание: Описание имеющиеся в групповой комнате физкультурного инвентаря и оборудования, анализ их соответствия возрасту детей данной группы, педагогическим и гигиеническим требованиям.
Самостоятельная работа при изучении темы 2 Примерная тематика домашних заданий: - Проработка методических источников и подготовка сообщения по теме «Модели двигательного режима в ДОУ»
- Оформление рекомендаций по определению двигательной активности дошкольника с учётом возрастных и индивидуальных особенностей.
- Составление тезисов методических рекомендаций по статье из журнала «Дошкольное образование» (по выбору).
- Составление схем, таблиц, конспектов вводной части физкультурного занятия
- Разработка конспекта физкультурного занятия с использованием нетрадиционного оборудования.
- Подготовка презентации по организации физкультурных занятий на прогулке в ДОУ.
- Составление тезисов статьи по организации и проведению различных форм работы по физическому воспитанию (утренней гимнастики, занятий, прогулок, закаливающих процедур).
- Разработка рекомендаций по эффективному руководству самостоятельной двигательной деятельностью детей.
- Подбор в педагогическую копилку художественного слова для утренней гимнастики и физкультминуток.
- Анализ проведения гимнастики после дневного сна
- Освоение приемов самомассажа.
- Отработка рекомендаций по организации физических досугов в программе Ю. Ф. Змановского «Здоровый дошкольник»
- Составление плана-конспекта физкультурного досуга к летней педагогической практике
14. Составление требований к нормативным показателям физкультурного оборудования к одной возрастной группе (по выбору студента). 15.Составление памятки по условиям хранения спортивного инвентаря в групповой комнате. 16.Описание имеющиеся в групповой комнате физкультурного инвентаря и оборудования, анализ их соответствия возрасту детей данной группы, педагогическим и гигиеническим требованиям.
Тема 3 Планирование и диагностика в работе по физическому воспитанию и развитию детей раннего и дошкольного возраста.
Содержание 1.Значение планирования по физическому воспитанию, виды учета работы: исходный, текущий, итоговый 3. Учет состояния здоровья детей дошкольного возраста 4. Характеристики критериев (показателей) для выполнения анализа мероприятий по физическому воспитанию Домашнее задание: 1 Разработка календарного плана работы по физическому воспитанию на одну неделю в одной возрастной группе (по выбору студента).
Содержание 1. Ознакомление с диагностикой физического развития детей. 2.Методы исследования физического развития: тестирование, срезы, учет умений и навыков 3.Анализ нормативных показателей физического развития и физической подготовленности и их учет в динамике Практические работы: - Разработка рекомендаций для родителей по физическому воспитанию ребёнка в семье.
Содержание 1.Оценка двигательной активности: вычисление общей и моторной плотности, шагометрия 2.Анализ технологии подсчета частоты сердечных сокращений (пульсометрия) и распределение физической нагрузки в каждой части физкультурного занятия. Физиологическая кривая занятия 3.Изучение внешних признаков утомления как показателя физической нагрузки на ребёнка
Самостоятельная работа при изучении темы 3 Примерная тематика домашних заданий: - Разработка календарного плана на неделю по физическому воспитанию в разных возрастных группах
- Разработка плана-конспекта мероприятия по физическому воспитанию (по выбору студента).
- Подготовка рекомендаций для родителей по укреплению и сохранению здоровья детей в домашних условиях.
- Подготовка протоколов для проверки уровня физической подготовленности детей.
|