Рабочая программа по МДК 01.02 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
рабочая программа на тему

Белоглазова Ирина Николаевна

В данной програмее представлены темы и определено содержание, а так же представлен перечень практических заданий для студеном и самостоятельная работа,  а так же прописаны домашние задания по данной дисциплине

Скачать:


Предварительный просмотр:

МДК 01.02.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Тема 1. Общие вопросы теории физического воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста.

1.1. Теоретические основы физического воспитания детей раннего и дошкольного возраста

Содержание

  1. Место и роль физической культуры в общей системе воспитания детей дошкольного возраста.
  1. Основные понятия теории физического воспитания: физическая культура, физическое воспитание, физическое развитие, физическая подготовленность, физическое образование, двигательная деятельность, спорт.
  1. Система физического воспитания в современных дошкольных учреждениях.
  1. Принципы построения системы физического воспитания.

Практическая работа:

Анализ системы физического воспитания

ребёнка в советский период и в царской России. (после вопроса №3)

Домашнее задание:

Составить педагогический  кроссворд, используя основные понятия физического воспитания. (после вопроса №2)

1.2 Задачи физического воспитания детей раннего и дошкольного возраста      

Содержание

1. Цель и задачи физического воспитания детей дошкольного возраста: оздоровительные, образовательные,     воспитательные; осуществление комплексного подхода к решению оздоровительных, образовательных, воспитательных задач.

2. Обусловленность задач физического воспитания детей дошкольного возраста анатомическими и психофизиологическими особенностями их организма,

Домашнее задание:

Подготовка сообщения по теме: «Роль сознания и эмоций при обучении детей дошкольного и раннего возраста движениям».

1.3 Средства физического воспитания

Содержание

  1. Общая характеристика средств физического воспитания и развития детей раннего и   дошкольного возраста: целостный двигательный режим, психогигиенические, эколого-природные факторы, движения, физические упражнения и др.
  1. Классификация физических упражнений.
  1. Развитие произвольных движений ребенка от рождения до 7 лет
  1. Характеристика методов и приёмов обучения физическим упражнениям

Практическая работа:

Заполнение таблицы «Методы обучения физическим упражнениям».

Домашнее задание:

Подготовка рекомендаций для родителей по профилактике  нарушений опорно-двигательного аппарата.

1.4  Анализ базисных и альтернативных программ по физическому воспитанию

Содержание

  1. Базисная программа  и ее структура
  1. Характеристика альтернативных парциальных программ по физическому воспитанию

Практическая работа:

Сравнительный анализ парциальных программ по физическому воспитанию.

Домашнее задание:

Оформление презентации по классификации альтернативных программ по физическому воспитанию для ДОУ ( по выбору студента).

1.5Развитие психофизических качеств и формирование двигательных действий

Содержание

1. Психофизические качества: сила, ловкость, координация движений, гибкость, выносливость, быстрота. Особенности из развития.

2. Оздоровительное влияние двигательной активности на организм ребенка.

3. Методы и приемы формирования двигательных действий

4. Методика развития психофизических качеств у детей дошкольного возраста

5. Ознакомление с этапами обучения физическим упражнениям.

Практическая работа:

1. Особенности развития психофизических качеств у детей разных возрастных групп

Домашнее задание:

Составить педагогический  кроссворд, используя информацию о  психофизических качествах детей дошкольного возраста.

1.6 Физическое воспитание и развитие ребенка раннего возраста

Содержание

1. Средства физического воспитания и развития  в раннем возрасте: пассивные, активные, активно-пассивные и рефлекторные упражнения, массаж

2. Формы работы по физическому воспитанию детей первого  года жизни: гимнастика, массаж, игровые упражнения и др.

3. Формы работы по физическому воспитанию детей второго года жизни: занятия по развитию движений, подвижные игры.

Домашнее задание:

Подбор подвижных игр   для детей раннего возраста.

Домашнее задание:

Освоение приемов массажа: поглаживание, растирание, разминание.

Тема 2. Освоение методов и  форм физического воспитания и развития дошкольника в процессе выполнения двигательного режима

2.1 Организация и выполнение двигательного режима в ДОУ.

Содержание 

1. Модель двигательного режима: учебная работа, физкультурно-оздоровительная работа, активный отдых, задания на дом, самостоятельная двигательная деятельность

2. Основные требования к двигательному режиму: физкультурно-оздоровительные рациональное сочетание разных видов занятий; введение дополнительных занятий; сочетание движений разной интенсивности; эффективная организация учебных занятий; учет индивидуальных особенностей двигательной активности детей и самостоятельной деятельности; дифференцированный подход с учетом индивидуального уровня двигательной активности детей; проведение коррекционной работы; организация активного отдыха детей; работа с родителями

Практическая работа:

Моделирование двигательного режима детей 4-5 лет в дошкольном учреждении.

Домашнее задание:

Проработка методических источников и подготовка сообщения по теме «Модели двигательного режима в ДОУ»

Оформление рекомендаций по определению двигательной активности дошкольника с учётом возрастных и индивидуальных  особенностей.

2.2Организация физкультурных занятий

Содержание 

1.Значение и место в режиме дня физкультурного занятия

2.Типы физкультурных занятий по содержанию и задачам обучения, методам обучения

3.Ознакомление с содержанием и структурой физкультурного занятия смешанного характера

Практические работы:

  1. Изучение способов организации детей при проведении основных видов движений.
  2. Анализ конспектов проведения физкультурных занятий в разных возрастных группах.

Домашнее задание:

1. Разработка конспекта физкультурного занятия с использованием нетрадиционного оборудования.

2. Составить схему организации детей на основные виды движений.

2.3 Организация утренней гимнастики в разных возрастных группах

Содержание

1. Требования к составлению  комплексов утренней  гимнастики, отбор упражнений

2. Ознакомление с особенностями организации и методики проведения утренней

гимнастики с детьми разных возрастных групп

3. Использование разных вариантов утренней гимнастики

Практические работы:

  1. Анализ планов-конспектов проведения утренней гимнастики в разных возрастных группах.
  2. Разработка планов-конспектов утренней гимнастики в разных возрастных группах.

Домашнее задание:

Разработать консультацию для родителей на тему «Значение утренней гимнастики для укрепления здоровья дошкольников»

2.4 Проведение закаливающих процедур в сочетании с физическими упражнениями

Содержание 

1.Значение закаливания в укреплении здоровья детей

2.Ознакомление с правилами и принципами проведения закаливающих процедур

3.Определение специфики бодрящей гимнастики после дневного сна

Домашнее задание:

1.Составление студентами планов-конспектов оздоровительной  гимнастики.

2.Проведение студентами разных форм физкультурно-оздоровительной работы для детей всех возрастных групп, обсуждение и анализ

2.5 Организация работы по физическому воспитанию в повседневной жизни

Содержание

1.Формы работы воспитателя по физическому воспитанию в повседневной жизни: подвижная игра, физкультминутка и физкультурная пауза

2.Значение подвижной игры как самостоятельной формы работы по физическому воспитанию

3.Освоение  особенностей методики проведения  подвижных игр  в различное время  (утреннее, вечернее) и в разное время года

4.Освоение методики организации физкультминуток и физкультурных пауз

Домашнее задание:

1.Планирование подвижных игр в разных возрастных группах.

2.Изучение особенностей русских народных подвижных игр.

Домашнее задание:

1.Подбор в педагогическую копилку художественного слова для утренней гимнастики,  физкультминуток.

2. Подбор в педагогическую копилку игр большой и малой подвижности для детей дошкольного возраста (возраст на выбор)

2.6 Организация самостоятельной двигательной деятельности и индивидуальной  работы с детьми по развитию движений

Содержание

1.Особенности организации и руководства самостоятельной двигательной активностью: создание условий, регулирование  физической нагрузки

2.Обеспечение страховки  и предупреждения  травм

3.Деятельность воспитателя по организации индивидуальной работа с детьми разных подгрупп

4.Освоение методики проведения  индивидуальной работы

Практические работы:

Разработка плана индивидуальной работы с ребёнком (задачи, методы, содержание работы). 

2.7 Организация активного отдыха дошкольников, физкультурных досугов и праздников

Содержание

1.Активный отдых дошкольников: физкультурный досуг и праздники, каникулы, дни здоровья

Значение разных форм активного отдыха в развитии детей.

2.Варианты досуга с использованием подвижных игр, музыки, спортивных соревнований и др.

3. Анализ методических рекомендаций к проведению физкультурных досугов и праздников

4.Организация взаимодействия с персоналом ДОУ и родителями при проведении физкультурных досугов и праздников

Домашняя работа:

1 Анализ сценариев проведения физкультурных досугов и праздников в разных возрастных группах.

2.Разработка сценария  физкультурного праздника в одной возрастной группе (по выбору преподавателя)

2.8 Формирование навыков правильной осанки

Содержание

1.Понятие об осанке, условия формирования правильной осанки. причины нарушения осанки и стопы.        

2. Причины нарушения осанки и стопы.        

Практические работы:

Применение  физических упражнений в формировании навыков правильной осанки

2.9 Использование спортивного инвентаря и оборудования в ходе образовательного процесса в ДОУ

Содержание 

1.Оборудование и инвентарь как средство  физического воспитания в ДОУ, требования СанПиН 2.4.1.2660-10 к  хранению спортивного инвентаря и оборудования  в ДОУ

2.Размещение спортивного инвентаря и оборудования  в физкультурном зале, групповых комнатах, физкультурной площадке и групповых участках

3.Изучение методики использования спортивного инвентаря и оборудования при проведении мероприятий двигательного режима в разных возрастных группах

Практическая работа:

Выбор спортивного инвентаря и оборудования в соответствии с видами физкультурных упражнений и возрастом детей – заполнение таблицы

Название  упражнения

Спортивный инвентарь

1 мл. гр.

2 мл. гр.

Ср. гр.

Ст. гр.

Подг. гр.

2.10Предупреждение детского травматизма в процессе воспитания физического

3.1 Планирование и учет работы по физическому воспитанию, их взаимосвязь

3.2 Диагностика физического развития, физической подготовленности детей как вид педагогического контроля

3.3 Определение уровня двигательной активности ребенка

Содержание: 

Проверка оборудования, материалов, инвентаря на пригодность использования в работе с детьми.

1. Контрольное тестирование по теме

Домашнее задание:

Описание имеющиеся в групповой комнате физкультурного инвентаря и оборудования, анализ их соответствия возрасту детей данной группы, педагогическим и гигиеническим требованиям.

Самостоятельная работа при изучении темы 2

Примерная тематика домашних заданий:

  1. Проработка методических источников и подготовка сообщения по теме «Модели двигательного режима в ДОУ»
  2. Оформление рекомендаций по определению двигательной активности дошкольника с учётом возрастных и индивидуальных  особенностей.
  3. Составление  тезисов методических рекомендаций по статье из журнала «Дошкольное образование» (по выбору).
  4. Составление схем, таблиц, конспектов вводной части физкультурного занятия
  5. Разработка конспекта физкультурного занятия с использованием нетрадиционного оборудования.
  6. Подготовка презентации по  организации физкультурных занятий на прогулке в ДОУ.
  7. Составление тезисов статьи по организации и проведению различных форм работы по физическому воспитанию (утренней   гимнастики, занятий, прогулок, закаливающих процедур).
  8. Разработка рекомендаций по эффективному руководству самостоятельной двигательной деятельностью детей.
  9. Подбор в педагогическую копилку художественного слова для утренней гимнастики и физкультминуток.
  10. Анализ проведения гимнастики после дневного сна
  11. Освоение приемов самомассажа.
  12. Отработка рекомендаций  по организации физических досугов  в программе Ю. Ф. Змановского «Здоровый дошкольник»
  13. Составление  плана-конспекта  физкультурного досуга к летней педагогической практике

14. Составление требований к нормативным показателям физкультурного оборудования к одной возрастной группе (по выбору студента).

15.Составление памятки по условиям хранения спортивного инвентаря в групповой комнате.

      16.Описание имеющиеся в групповой комнате физкультурного инвентаря и оборудования, анализ их соответствия возрасту детей данной группы, педагогическим и гигиеническим требованиям.

Тема 3 Планирование и диагностика в работе по физическому воспитанию и развитию детей раннего и дошкольного возраста.

Содержание 

1.Значение планирования  по физическому воспитанию, виды учета работы: исходный, текущий, итоговый

3. Учет состояния здоровья детей дошкольного возраста

4. Характеристики критериев (показателей) для выполнения анализа мероприятий по физическому воспитанию

Домашнее задание:

1 Разработка  календарного плана работы по физическому воспитанию  на одну неделю в одной возрастной группе (по выбору студента).

Содержание 

1. Ознакомление с диагностикой физического развития детей.

2.Методы исследования физического развития: тестирование, срезы, учет умений и навыков

3.Анализ нормативных показателей физического развития и физической подготовленности и их учет в динамике

Практические работы:

  1. Разработка рекомендаций для родителей по физическому воспитанию ребёнка в семье.

Содержание 

1.Оценка двигательной активности: вычисление общей и моторной плотности, шагометрия

2.Анализ технологии подсчета частоты сердечных сокращений (пульсометрия) и  распределение физической нагрузки в каждой части физкультурного занятия. Физиологическая кривая занятия

3.Изучение внешних признаков утомления как показателя физической нагрузки на ребёнка

Самостоятельная работа при изучении темы 3

Примерная тематика домашних заданий:

  • Разработка календарного плана на неделю по физическому воспитанию в разных возрастных группах
  • Разработка плана-конспекта мероприятия по физическому воспитанию (по выбору студента).
  • Подготовка рекомендаций для родителей по укреплению и сохранению здоровья детей в домашних условиях.
  • Подготовка протоколов для проверки уровня физической подготовленности детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест по МДК. 01.02 Теоретические и методические основы физического воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста специальность 44.02.01 Дошкольное образование

Тест по темам "Формирование у дошкольников двигательных умений и навыков в процессе обучения движениям", "Методы обучения дошкольников движениям"...

Тест по МДК. 01.02 Теоретические и методические основы физического воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста

графический тест по теме "Формирование культурно-гигиенических навыков у дошкольников"...

Методические рекомендации для студентов-заочников по освоению МДК 01.02 Теоретические и методические основы физического воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста (наименование учебной дисциплины)

Данное пособие разработано с целью оказания помощи в изучении курса «Теория и методика физического воспитания и развития ребенка».В процессе преподавания МДК раскрываются наиболее трудные ...

Конспект урока по МДК 01.02. «Теоретические и методические основы физического воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста» для студентов 821 группы по специальности 44.02.01 «Дошкольное образование» тема урока: «Классификация подвижных иг

Тема программы: Подвижные игры с правилами и спортивные игры. Тема урока: Классификация подвижных игр. Цель: 1. Формировать умение самостоятельно работать с учебником и интерес к будущей професс...

Методические указания по организации самостоятельной работы студентов в процессе изучения МДК.01.02. Теоретические и методические основы физического воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста

Методические указания включают некоторые содержательные аспекты практики работы по физическому воспитанию и развитию детей раннего и дошкольного возраста детей в ДОУ, формы и методы, ис...

Методические указания по организации и проведению практических занятий для студентов по МДК.01.02. Теоретические и методические основы физического воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста

Методические указания по организации и проведению практических занятий направлены на реализацию программы МДК. 01.02 Теоретические и методические основы физического воспитания и развити...