Методика преподавания физики по опорным конспектам
методическая разработка по теме
Представляемая работа предлагает методику преподавания физики с применением опорных конспектов, фонотеки лекций и физического домино. Данная методика апробирована в течение более десяти лет на обычных и открытых уроках физики в МАВИАТ им. Н.Н.Годовикова (Колледже им. Н.Н.Годовикова).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodika_raboti_po_o._k.docx | 21.61 КБ |
prilogenie_1_domino.docx | 18.2 КБ |
prilogenie_2_domino.pdf | 454.55 КБ |
prilogenie_3_domino.pdf | 272.84 КБ |
prilogenie_4_fonoteka.docx | 13.78 КБ |
prilozhenie_5_opornyy_konspekt_po_teme_kolebaniya.pdf | 279.55 КБ |
retsenziya_na_metodiku_prepodavaniya_po_opornym_konspektam.docx | 14.82 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение города Москвы
«Политехнический колледж им. Н.Н. Годовикова»
Методическая работа по теме «Методика работы по опорным конспектам».
Общеобразовательная дисциплина Физика
выступление на ПЦК
Специальность: 09.02.01 «Компьютерные системы и комплексы»
Автор (составитель): Сычев В.А..
Рассмотрено на заседании ПЦК
естественнонаучных дисциплин
Москва
2015г.
Методика преподавания физики по опорным конспектам
Опорные конспекты (О.К.) способствуют лучшему усвоению материала, так как конспект позволяет глубже разобраться в изучаемом материале, легче запомнить материал, грамотно и точно излагать материал при ответе, систематизировать полученные знания.
Использование опорных конспектов позволяет преподавателю наглядно представить весь изучаемый материал учащимся и сконцентрировать их внимание на наиболее трудных местах, многократно повторять изученное, провести оперативный контроль усвоения материала, привлечь к контролю знаний родителей.
Опорные сигналы решают самую сложную из педагогических проблем массового обучения: они позволяют проверять домашнюю работу ученика в свернутом виде. Каждый ученик работает систематически, каждый день, не надеясь на то, что его не вызовут и не спросят. Многократное повторение с включением трех видов памяти – зрительной, слуховой и моторный приводит к успешному усвоению учащимися изучаемого материала.
При изучении нового материала максимально использую демонстрационный и фронтальный эксперимент, технические средства обучения, аудиовизуальные средства. В конспект включается только тот материал, который должен быть обязательно усвоен учеником. Во время объяснения ученики не делают никаких записей. Главное для учеников на данном этапе – внимательно слушать объяснение, следить за объяснением по опорному конспекту, отвечать на вопросы, размышлять, разбираться в изучаемом материале, а задача учителя - добиться, чтобы каждый ученик понял каждую часть конспекта.
Учащиеся дома переписывают О.К. в тетрадь для выполнения домашних заданий, там же решают три задачи, заданные на дом. Данный вид работы диктуется необходимостью активизации моторной памяти. Опорные сигналы позволяют проверять домашнюю работу ученика в свернутом виде. Каждый ученик работает систематически, каждый день, не надеясь на то, что его не вызовут и не спросят, так как он получает оценку за домашнюю работу и за работу в классе.
На этапе проверки знаний стараюсь добиваться не простого запоминания конспекта (что прекрасно получается у учащихся с хорошо развитой зрительной памятью), а его глубокого осмысления и понимания. Для этого использую разнообразные формы контроля, такие как:
1. ответы учеников у доски (они пишут части опорного конспекта на доске, в то время когда остальные пишут по памяти опорные конспекты в классных тетрадях 10-15мин.). Когда тетради сданы, (их проверяют два лучших, за прошедшую неделю, ученика, они уже проверили домашние задания) ученики у доски устно отвечают свою часть написанного опорного конспекта. Их ответы оценивает вся группа, поднятием рук с нужным количеством открытых пальцев; если средняя оценка, поставленная учениками между 3-4, 2-3, то учитель просит того, кто ставил большую оценку, задать дополнительный вопрос из прошлого материала. В случае положительного ответа ставится большая оценка;
2. тихий опрос (рассказ у стола учителя во время написания классом опорного конспекта), его применяю для слабоуспевающих учеников;
3. физическое домино по пройденной теме (Приложение 1, 2, 3).
Ученики, не готовые к уроку ( по болезни или по лени), получают аудиоплейеры с записью последней лекции (Приложение 4) , (слушают ее и сверяют с О.К.) или физическое домино. Для этого в кабинете есть фонотека с записями всех лекций курса физики и несколько вариантов физического домино по всем темам.
Оценки выставляются в тетрадь учета успеваемости, а в журнал выставляются только через неделю, в течение которой ученик может улучшить оценку, ответив на дополнительных занятиях.
Одним из видов оперативного контроля усвоения теоретического материала являются физические диктанты, которые составлены мною в соответствии с материалом, изложенном в конспекте. Ученик обязан получить положительные оценки по всем диктантам, написанным в семестре. (пересдача диктантов проводится на дополнительных занятиях во внеурочное время)
Дальнейшая отработка материала проходит в ходе решения качественных и количественных задач, во время выполнения лабораторных работ, тестовых заданий, самостоятельных работ.
Методика работы учащихся по опорным конспектам, которые определяют четкость изложения, выделение главного в материале, изложение его небольшими порциями, удобными для усвоения и запоминания, обеспечивает ученикам успешность продвижения в усвоении системы физических знаний.
Литература:
1. Шаталов В.Ф. Педагогическая проза. - Архангельск: Северо-западное книжное издательство, 1990.
2. Шаталов В.Ф. Путь поиска. - С-Пб : Лань, 1996.
3. Шаталов В.Ф. Точка опоры. М.: Педагогика, 1990.
4. Беспалъко В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. М., 1995.
5. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М., 1989.
Предварительный просмотр:
Приложение 1
ФИЗИЧЕСКОЕ ДОМИНО ПО ТЕМЕ «МЕХАНИКА»
Кинети- ческая энергия | Потен-циальная энергия | mgh | Энергия сжатой пружины | Сила упру-гости | -kx | Ускоре-ние a | |||
Уравнение равноускор. движения | X=x0+v0∙t+ | Второй закон Ньютона | F = ma | Проекция скорости на ось X | V0x=v0 | Время подъема tпод | Высота подъема H | ||
Угловая скорость | ω= | Центростре- мительное ускорение | r | Сила трения | μN | Работа силы | F·S· | Мощность |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Приложение 4
РАБОТА С ФОНОТЕКОЙ
Применение магнитофона в процессе обучения предполагает наличие и постоянное обновление фонотеки. Фонотека состоит из аудиозаписей, объяснительной части всех уроков физики за первый и второй семестры.
Учащиеся пользуются фонотекой для индивидуального прослушивания на плейерах во время урока, если они к нему не готовы, или на дополнительных занятиях.
Учащиеся могут брать аудиозаписи домой, если они пропустили занятия, а также перед физическими диктантами и экзаменами для повторения отдельных тем.
ФОНОТЕКА I СЕМЕСТР ФОНОТЕКА II семестр
1 Физика наука о природе (2шт.) 1 Электромагнетизм (3шт.)
2 Солнечная система (4шт.) 2 Сила Ампера и сила Лоренца (4шт.)
3 МКТ (4шт.) 3 Работа М.П. (2шт.)
4 Тепловое расширение (3шт.) 4 Вещество в М.П. (4шт.)
5 Параметры молекул (5шт.) 5 Электромагнитная индукция ,
6 Кристаллы (7шт.) Самоиндукция (3шт.)
7 Жидкость (5шт.) 6 Переменный ток (3шт.)
8 Идеальный газ (7шт.) 7 Э.М.К. (4шт.)
9 Изопроцессы (7шт.) 8 Э.М.В. (3шт.)
10 Влажность (3шт.) 9 Свет (3шт.)
11 Первое начало термодинамики (6шт.) 10 Отражение света (3шт.)
12 Второе начало термодинамики (6шт.) 11 Преломление света (3шт.)
13 Тепловые процессы (7шт.) 12 Фотометрия (3 шт.)
14 Пар (3шт.) 13 Интерференция света (3шт.)
15 Электризация (5шт.) 14 Дифракция света (3шт.)
16 Напряженность Э.П. (10шт.) 15 Цвет света (3шт.)
17 Потенциал Э.П. (4шт.) 16 Спектры (3шт.)
18 Вещество в Э.П. (4шт.) 17 Рентгеновские лучи (2шт.)
19 Электроемкость (6шт.) 18 Квантовые свойства света (3шт.)
20 Электрический ток (5шт.) 19 Фотоэффект (3шт.)
21 Сила тока (3шт.) 20 Излучение и поглощение
22 Соединение потребителей (5шт.) энергии атомами (2шт.)
23 Работа электрического тока (6шт.) 21 Специальная теория
24 ТермоЭДС (4шт.) относительности (2шт.)
25 Электролиз (4шт.) 22 Радиоактивность (3шт.)
26 Электрический ток 23 Изотопы (2шт.)
в разреженных газах (3шт.) 24 Ядерные реакции деления и
27 Электрический ток в газах (3шт.) синтеза ядер атомов (2шт.)
28 Электрический ток в
полупроводниках (4 шт.) (2шт.)
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Рецензия
На методическую работу по физике. Тема «Методика работы по опорным конспектам». Для специальности 09.02.01 «Компьютерные системы и комплексы»
Автор Сычев В.А. преподаватель физики высшей категории ГБПОУ ПК им. Н.Н.Годовикова
Представленная на рецензию методическая работа написана в соответствии с рабочей программой учебной дисциплины «Физика» по специальности 09.02.01 «Компьютерные системы и комплексы»
Автор работы убедительно показал, что использование опорных конспектов позволяет преподавателю наглядно представить весь изучаемый материал учащимся и сконцентрировать их внимание на наиболее трудных местах, многократно повторять изученное, провести оперативный контроль усвоения материала, привлечь к контролю знаний родителей.
Впервые в своей практике я встретила применение фонотеки в процессе обучения. Фонотека состоит из аудиозаписей объяснительной части всех уроков физики за первый и второй семестры.
Учащиеся пользуются фонотекой для индивидуального прослушивания на плейерах во время урока, если они к нему не готовы, или на дополнительных занятиях.
Учащиеся могут брать аудиозаписи домой, если они пропустили занятия, а также перед физическими диктантами и экзаменами для повторения отдельных тем.
Оригинальным и полезным считаю применение на уроках и вне уроков физического домино по всем темам предмета. Этот дидактический прием позволяет, даже слабоуспевающим учащимся, получать положительные оценки; достаточно выучить формулы и законы по данной теме.
Все понятия и термины, применяемые автором в методической работе, употребляются в правильной форме, грамотно и четко сформулированы.
В заключение, следует отметить теоретическую и практическую значимость настоящей работы, в разработку которой автор вложил большой практический опыт и высокий профессионализм. Считаю, что данная методическая работа, при творческой переработке, может применяться не только преподавателями физики, но и преподавателями других дисциплин.
Преподаватель физики высшей категории
Политехнического колледжа №8 /Окунева З.Д./
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-методическое пособие "Опорные конспекты по Физике"
Настольная книга для учащихся школ, лицеев, колледжей, абитуриентов и преподавателей, в которой можно легко и быстро найти помощь в работе с тестовыми заданиями, в решении задач, понять суть воп...
Использование индивидуальных и групповых форм работы при изучении МДК 01.04 «Теоретические основы начального курса математики с методикой преподавания» (специальность 44.02.02 Преподавание в начальных классах)
Технологии группового обучения при организации учебного процесса в ССУЗе...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Разработка и применение опорного конспекта в процессе преподавания дисциплины: «Основы горного дела»
Актуальность методической разработки обусловлена глубокими преобразованиями, происходящими в настоящее время во всех сферах общества. Это в полной мере относится и к средней профессиональной школе: по...
Методическая разработка для преподавателей на тему: Преподавание иностранного языка: от истоков методики преподавания к современной методологии.
Обзор подходов и методов преподавания иностранного языка...
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПО МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОМУ КУРСУ МДК.01.05 Естествознание с методикой преподавания. по специальности: 44.02.02 Преподавание в начальных классах. ДЛЯ СТУДЕНТОВ ОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ
Учебно-методический комплекс по дисциплине Естествознание с методикой преподавания создан обучающимся в помощь для работы на занятиях, при выполнении домашнего задания и подготовки к текущему и итогов...
Конспект занятия по МДК.01.04. ТОНКМ с методикой преподавания
На данном уроке предусмотрена индивидуальная работа со студентами, испытывающими трудности в обучении...
Электронный конспект лекций в виде презентации по андрагогике и методике преподавания
Электронный конспект лекций в виде презентации предназначен для преподавателей при проведении занятий и для самостоятельного изучения при дистанционном обучении. Разработан с целью повышения эффективн...