Изучение истории родного края через поисково-краеведческую деятельность при Музее техникума
проект на тему

Главной особенностью Вурнарского музея техникума является то, что он имеет учебно – педагогическое назначение. Являясь результатом совместного коллективного труда преподавателей и студентов, музей всей своей деятельностью способствует улучшению учебно – воспитательной работы в Вурнарском сельскохозяйственном техникуме. Экспонаты в музее – это и учебно – наглядные пособия для уроков. Поэтому экспозиция строится так, чтобы удобно было проводить занятия, классные часы и т. д. Во вторых, уже бесспорно то, что сама организация музея является одной из форм проявления самодеятельности и инициативы студентов, а созданный музей становится поисково – краеведческой лабораторией, ведущий по пути приобщению их к исследовательской деятельности. В – третьих, музей техникума – это не только хранилище ценных документальных материалов, но и место научно – исследовательской работы.   

Организация музея техникума невозможно без больших поисков. Краеведческой работы по изучению края. Только так студенты свою работу по созданию музея будет считать высшей и необходимой, только тогда создание музея будет педагогически оправданным.

В 2010 году, в 90 летия техникума музей переехал в новое, просторное и удобное помещение. Благодаря собранному материалу для музея, в 2010 году нами была выпущена книга «Вурнарский сельскохозяйственный техникум». Немногие учебные заведения СПО и НПО имеют такое учебное пособие, где подробно изложена история техникума и родного края, вековой период.

По собранным фотографиям за 90 летний период, была составлена портретная галерея 30 знаменитых выпускников, одна из лучших в Республике среди учреждений профессионального образования. Об этих успехах было отмечено в мае 2008 года когда площадка техникума стала местом совещания методического объединения  Зам. директоров по ВР СПО ЧР; и в ноябре 2010 года, когда в техникуме прошло совещание методическое объединения преподавателей истории СПО Чувашской Республики.

Под музеем учебного заведения мы в Вурнарском сельскохозяйственном техникуме понимаем не просто музейные экспозиции, а многообразие формы деятельности студентов, будущих специалистов аграрного производства страны.

Создание условий для реализации творческого исторического потенциала студентов с учетом реализации Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2010 – 2015 годы, и откликаясь на послание главы Республики М. Игнатьева, что «…..здоровье нации зависит от нашего отношения к детям». 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tekst_raboty.doc94 КБ

Предварительный просмотр:


БОУ Чувашской Республики СПО «Вурнарский сельскохозяйственный техникум»

Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики

Изучение истории родного края через поисково-краеведческую деятельность при Музее техникума

Автор: Григорьев Олег Михайлович, учитель истории

тел:89278607910

429220, Чувашская Республика, пгт.Вурнары, ул. Студенческая, д.1

(83537)2-62-85

vur_tehn@mail.ru

2014 г.

 «Не зная прошлого,

 невозможно понять подлинный

смысл настоящего и цели

будущего!»

А.М. Горький

 

Главной особенностью Вурнарского музея техникума является то, что он имеет учебно – педагогическое назначение. Являясь результатом совместного коллективного труда преподавателей и студентов, музей всей своей деятельностью способствует улучшению учебно – воспитательной работы в Вурнарском сельскохозяйственном техникуме. Экспонаты в музее – это и учебно – наглядные пособия для уроков. Поэтому экспозиция строится так, чтобы удобно было проводить занятия, классные часы и т. д. Во вторых, уже бесспорно то, что сама организация музея является одной из форм проявления самодеятельности и инициативы студентов, а созданный музей становится поисково – краеведческой лабораторией, ведущий по пути приобщению их к исследовательской деятельности. В – третьих, музей техникума – это не только хранилище ценных документальных материалов, но и место научно – исследовательской работы.    

Организация музея техникума невозможно без больших поисков. Краеведческой работы по изучению края. Только так студенты свою работу по созданию музея будет считать высшей и необходимой, только тогда создание музея будет педагогически оправданным.

В 2010 году, в 90 летия техникума музей переехал в новое, просторное и удобное помещение. Благодаря собранному материалу для музея, в 2010 году нами была выпущена книга «Вурнарский сельскохозяйственный техникум». Немногие учебные заведения СПО и НПО имеют такое учебное пособие, где подробно изложена история техникума и родного края, вековой период.

По собранным фотографиям за 90 летний период, была составлена портретная галерея 30 знаменитых выпускников, одна из лучших в Республике среди учреждений профессионального образования. Об этих успехах было отмечено в мае 2008 года когда площадка техникума стала местом совещания методического объединения  Зам. директоров по ВР СПО ЧР; и в ноябре 2010 года, когда в техникуме прошло совещание методическое объединения преподавателей истории СПО Чувашской Республики.

Под музеем учебного заведения мы в Вурнарском сельскохозяйственном техникуме понимаем не просто музейные экспозиции, а многообразие формы деятельности студентов, будущих специалистов аграрного производства страны.

Создание условий для реализации творческого исторического потенциала студентов с учетом реализации Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2010 – 2015 годы, и откликаясь на послание главы Республики М. Игнатьева, что «…..здоровье нации зависит от нашего отношения к детям».

Основные направления работы по решению педагогических проблем в поисково- краеведческой деятельности:

- расширение общей эрудиции и кругозора;

- организация работы в микро-группах с учетом индивидуального подхода к личности;

- развитие коммуникативных способностей, осознание себя в коллективе;

- создание условий для дальнейшего развития творческих способностей развития – саморазвития;

- подготовка к принятию решения в ситуации выбора;

- развитие логического мышления;

- знакомство с некоторыми аспектами государственных структур.

Основные направление патриотического воспитания студентов в пассивно – краеведческой деятельности:

- консолидация студенческого коллектива на основе укрепления его духовно – нравственных основ, общественных идеалов;

- формирование самосознания студентов, их гражданских, активных, социально значимых качеств;

- укрепление исторической памяти;

- воспитание уважения других народов, их истории, долга, культуры;

- значение истории и культуры родного края, утверждение национального самосознания, национального достоинства;

- национально – семейное воспитание, восстановление семейных традиций, преемственность поколений.

Историческое краеведение является основной частью направления работы музея. Локальность научного исторического познания и сфера активной практической деятельности активистов музея направлена на направление и распространение знаний об истории края, учебного заведения и памятниках среди мировых слоев населения, пример в доступной и в увлеченной форме.

Названия функций историко – краеведческой деятельности с позиции студенческой жизни не есть нечто ответственное, а органически вписываются в нее. При этом коммуникативная является одним из средств, а познавательная – целью педагогического процесса в техникуме.

Вполне очевидно, что результаты воспитания и самовоспитания личности зависят от функций деятельности, в которую включены студенты, и от ее содержания.

Краеведение важный фактор исторического воспитания. Участие студента в историко – краеведческой деятельности способствует более углубленному изучению истории своей малой родины, познанию и пониманию законов общественного развития, их реального проявления в истории края.

 

частие в сборе информаций об «Александрийском женском монастыре», находящимся на территории техникума, краеведы музея составили паспорт.

Паспорт памятника истории включает в себя следующие разделы:

  1. Местонахождение монастыря;
  2. Название монастыря;
  3. Дата возникновения монастыря;
  4. Исторические события, связанные с монастырем;
  5. Источники, рассказывающие о монастыре;
  6. Используемая литература;
  7. Техническое и эстетическое состояние останков монастыря;
  8. Работа по охране памятника истории
  9. Автор оформления паспорта;
  10.  Дата оформления паспорта.

Нами было составлена Памятка краеведа:

  1. Изучай местные факты и источники, обычаи местного населения.
  2. Исследуй местную печать: газету, книги.
  3. изучай  материалы районных, областных, центральных архивов, где порою лежат ценные, не выявленные другими документы.
  4. Выявляй редкие исторические материалы, хранящиеся у старожилов, научных работников, краеведов – любителей.
  5. Записывай воспоминания бывших выпускников учебного заведения.
  6. Изучай архивные источники: всестороннее исследуй свой край, его историю, природу, хозяйственную жизнь, быт, культуру, общественное движение.
  7. Переписывайся с выпускниками, преподавателями, служащими, сторонниками.

Историческое краеведение на базе музея техникума является важным средством повышения качества знаний, формирования у студентов научного мировозрения и воспитание патриотизма.

Историческое краеведение в техникуме проводится на уроках, кружковых занятиях, во внеклассной работе. Одна из главных особенностей краеведческой работы состоит в том, что она включает в себя элементы исследования. Не надо ограничивать краеведческую работу только изложением на уроках готовых знаний о своем крае. Важная часть краеведческой работы – это непосредственное участие как преподавателя, так и студентов в поисково – исследовательской деятельности по изучению местной истории. Наши результаты свидетельствуют о том, что использование местного материала на занятиях как средства конкретизации не только не вызывает перегрузки студентов, а, наоборот, значительно облегчает усвоение систематического курса истории, делает знание студентов более прочными и более глубокими.

Кружковые занятия по краеведению в нашем учебном заведении сочетают в себе разные формы и методы. Они предусматривают организацию проведение экскурсий, встреч, походов, экспедиций, вечеров, конференций. В музее служащие кружка «Юный краевед» приобретают умение и навыки обрабатывать, паспортизировать, оформлять и экспонировать исторические материалы.

Внеклассная работа по историческому краеведению в техникуме состоит из массовой, групповой и индивидуальной. К массовым мы относим: экскурсии, походы, экспедиции, олимпиады, конференции, создание музея, встречи с замечательными людьми. Групповыми формами являются: деятельность кружка «Юный краевед», издание стенгазет, выпуск книги «Вурнарский сельскохозяйственный техникум». Наша индивидуальная работа предполагает чтение литературы по местной истории, работу с документальными материалами архива, вещественными памятниками музея, подготовку с исследовательскими работами во внутритехникумовских  и  Республиканских конференциях, запись воспоминаний, описание памятников истории и культуры. Индивидуальная работа является необходимым элементом для массовых и групповых занятий. В своей работе хочу остановится под такой формой музейно-педагогической работы как экскурсии, т.к. территория техникума является музеем под открытым небом. Это отличает нас от других учебных заведений.

Экскурсия. Как форма краеведческой работы предполагает изучение местных объектов в их естественной обстановке. Такими является экскурсии к историческим памятникам и памятным местам Вурнарского техникума. Педагогическое значение экскурсий очень велико. Во-первых, они дают возможность студентам знакомится с историко-краеведческими объектами в их естественных условиях. Во-вторых, в педагогическом отношении экскурсия очень продуктивна, так как в высшей степени предметна и конкретна. На экскурсиях преподаватель имеет возможность события прошлого, непосредственно связанного с конкретными историческими памятниками – немыми свидетелями тех событий, что помогает студентам создать более верные представления о далеком прошлом,  в нашем случае это история монастырей России и Чувашии, коллективизация 30-х годов, формировании воинских частей в годы войны (887 артиллерийский полк), становление средних специальных учебных заведений Чувашии. Экскурсия помогает студентам стать как бы современниками исторических событий прошлого. В-третьих, экскурсии всегда вызывают у студентов повышенный интерес.

Экскурсии в нашем учебном заведении делятся на учебные и внепрограммные; они бывают тематические и обзорные. Если учебные экскурсии исходят из требований программ и ограничены временем, то внепрограммные таких ограничений не имеют.

Экскурсия включает три основных этапа: подготовку, проведение и подведение итогов. Информационная часть – это рассказ, объяснение преподавателя в музее, на объекте. Рабочая часть – это исследовательская и регистрационная деятельность студентов. Об этом и о наших результатах в разделе музей и поисковая работа.

Музей и поисковая работа.

У поисково – исследовательской работы предела нет. Здесь нужно понимать, что поиск должен вестись планомерно и целенаправленно. Важно знать, что искать, как фиксировать найденный материал. Иными словами, должен быть так поисково – исследовательской работы.

План поисково – исследовательской работы ВСХТ.

  1. Какие материалы предполагается собрать.
  2. Характер и содержание конкретных заданий к поисковой группе.
  3. Где будет проводится сбор материала.
  4. Метод сбора материала.
  5. Срок  проведения поисковой работы.
  6. Ответственный руководитель.

Целью изучения могут быть события, которые происходили в учебном заведении, районе, республике, связь учебного заведения со всеми историческими событиями.

Схема поиска.

Итоги поисков краеведческой деятельности по истории Александрийского женского монастыря.

Данный монастырь открытый в 1898 году, стал после событий 1917 года базой для Вурнарского сельскохозяйственного техникума. Техникум в наши дни находится на месте бывшего монастыря. С 2000 по 2010 года при активном участии студенческого кружка «Юный краевед», руководитель Григорьев О.М. были сделаны следующие открытия.

Найдены останки мукомольной мельницы и обнаружены две деревянных помещения и место кузнецкой мастерской, которые относятся ко времени существования монастыря, останки двухэтажного дома с трапезной для монашек. На месте главной церкви, в 2005 году установили памятный крест. Данный крест стал местом паломничества верующих.  Установлено местонахождение монастырского кладбища. В 2008 году найден Святой источник монастыря, который был приведен в надлежащее соответствие и освящен митрополитом Варнавой. В 2010 году силами студентов и преподавателей был восстановлен главный монастырский колодец. Были изучены сохранившиеся части имущества монастыря, которые ныне хранятся в Вурнарском краеведческом музее. Проанализированы архивные материалы по монастырю,  хранящиеся в архивах района и республики.

Результаты поисково – исследовательской деятельности по истории Вурнарского сельскохозяйственного техникума.

История техникума это 90 – летний период, с 1920 – 2010 годы. В нашей работе мы добились больших результатов по следующим направлениям:

- довоенная история техникума;

- первые выпускники техникума;

- боевой путь 887 артиллерийского полка, который формировался на базе техникума в 1941 году и пришел путь более 2000 км. в составе 324стрелковой дивизии;

- биография выпускников техникума Героев Советского Союза Иванова Алексея Ивановича и Иванова Павла Ивановича, а также преподавателей техникума, ветеранов Великой Отечественной войны. Поисковой  группой к 65 летию Победы были собраны биографические данные с фотографиями о 94 ветеранах войны, о 34 тружеников тыла от производственной части техникума. Им были посвящены два стенда в учебном корпусе № 1. Был собран биографический материал о руководителях техникума за 90 летнию историю, всего 14 директоров в хронологическом порядке с 1920 – 2010 года. Собрали материалы о ветеранах педагогического труда техникум, всего 54 преподавателя. Огромная работа была проделана по сбору материалов о выпускниках техникума. Многие из них стали известными людьми: академик РАН Петров Ю.Р.; 20 докторов с/х наук, в т.ч. ректор ЧГСХА Кириллов Н.К.; 30 кандидатов наук, более 100 выпускников  получили почетные звания. Приходилось выезжать в районы Республики, открывать переписки с регионам Российской Федерации, где работают выпускники техникума. Весь материал был тщательно редактирован и издан тиражом в 300 экземпляров к августу 2010 года, в Чебоксарах, издательством «Новое время». Название книги «Вурнарский сельскохозяйственный техникум».

Итоги археологических поисков по

изучению территории вокруг техникума. 

Ежегодно весной – осенью члены кружка «Юный краевед», занимаются изучением окрестностей техникум. Особенно много материалов было собранно по истории древности. Представляем вам следующие находки в хронологическом порядке, которые ныне хранятся в нашем музее.

2001 год.

Изучаются окрестностей техникума и пос. Вурнары. В 25 – ом квартале Вурнарского лесничества, к югу от поселка выявлены следы пребывания людей, предположительно городской культуры, предположительно I – II тысячелетии до н.э. Отнесены к культурам лесной части Европейской зоны. Основной подъемный материал это керамика (осколки глиняной посуды ручной лепки, без применения гончарного круга). На керамике следов ретуширования и нанесения орнамента не наблюдается. Представлена осколками горловин, донышек и боковых частей сосудов. Также в подъемном материале встречаются огромное количество зубов жвачных – травоядных животных (сохранность хорошая) и разрозненных костей скелета животных разных возрастных групп. На одной из кости обнаружены следы механического воздействия (заточка кости), предполагающая применение данной кости в виде, какого – то режущего приспособления.

Обнаружены также так называемые пряслица (круглые, колесообразные с отверстием в центре из обожженной глины, ручной лепки) назначение которых не ясно. Место стоянки расположено на дне оврага, где протекает ручей. Наблюдается ежедневное вымывание остатков деятельности людей. Проявляются естественное разрушение под воздействием водной эрозии.

Изучение реки Вурнарки в границах 25 – го  квартала Вурнарского лесничества позволило выяснить осадочные слои юрской и меловой системы морского происхождения. Слои выражены преобладанием в них окаменевших органических остатков головоногих моллюсков аммонитов и белемнитов, двухстворчатых брахиопод двух видов. Возраст геологических отложений колеблются от 200 до 140 млн. лет до н.э.

2002 год.

Изучаются овражно – балочная системы реки Вурнарки с прилегающими территориям в лесной зоне квартала 25, 26, 35, 36 по карте Пензенской лесоустроительной экспедиции 1994 года, на наличие геологических, палеонтологических и археологических обнажений. Выявляются два места стоянок предположительно городской культуры с остатками керамики и остеологического материала. Слоистость не определена в связи с законодательством о проведении археологических разведок (запрет без наличия открытого листа).

Сбор фауны юрской и меловой систем на реке Вурнарке, выявление новых осадочных слоев с наличием представителей фауны моря указанных систем.  Поколение коллекций музея.

2003 год.

Изучение русла реки Малый Цивиль на наличие памятников археологии и геологических обнажений, общей протяженностью около 100 км. От насосной станции ВЗСП до моста дороги Вурнары – Мамалаево – Булатово. Обнажений археологического и палеонтологического характера не выявлено. Следов естественного разрушения памятников нет.

2004 год.

Поисковая работа сводится по сбору  подъемного материала археологического характера. Кварталы 25, 35.

2005 год.

Изучение юрского и меловой системы на реке Апнерка. Выявлены слои содержащие в своем составе остатки головоногих моллюсков (трубочки). Материалы сильно минерализированны (пиритизированны и ожелезнены). Длительному хранению без специальной обработки не подлежат в связи с естественным химическим разложением. Следов археологической направленности не выявлено.

2006 год.

Поисковая работа по руслу реки Апнерка выявляет остатки палеонтологической характера (зуб мамонта, бивень мамонта), относительный возраст около 40 – 45 тыс. лет до н.э. Мамонтовая фауна. Плейстоцен. Остатки обнаружены в областях член естественного смыва, при обвале берега после половодья.

2007 год.

Поисковая работа. Русло реки Апнерка, на месте находки остатков мамонта обнаруживается рог лося. Окаменение естественное. Возраст 40 – 45 тыс. лет до н.э. Мамонтовая фауна. Следов археологических памятников не выявлено.  

2008 год.

Изучение слоев на месте работы гидротехнического сооружения (плотины) к северу от деревни Кюстюмеры на реке Малый Цивиль. Изучение и сбор образцов юрской, меловой системы. Сбор образцов в отвалах осадочных пород.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Задания Республиканской дистанционной олимпиады по истории родного края «Во славу Отечества», посвященной 70-летию Победы в Великой Отечественной войне.

Дистанционная олимпиада проводилась в целях активизации творческой деятельности учащихся образовательных учреждений и студентов СПО Республики Калмыкия, направленной на возрождение интереса к героичес...

Доклад «Роль изучения истории родного края в гражданско – патриотическом воспитании учащейся молодежи»

Россия… Родина… С чего начинается? Где заканчивается? Или у нее вообще нет ни границ, ни пределов? Может, она живет в нас всегда, до тех пор, пока живем мы, где бы ни были, далеко ли, близко ли от дом...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины ОУД.17 «История родного края»» (наименование учебной дисциплины) Профессия 43.01.02 «Парикмахер»

Рабочая программа учебной дисциплины «История родного края» ОУД.17 «Парикмахер»разработана на основе:ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения допо...

статья "ПРИОБЩЕНИЕ К ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЕ РОДНОГО КРАЯ ЧЕРЕЗ УЧЕБНУЮ И ВНЕКЛАССНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ" в сборнике материалов Ежегодных Митррофановских церковно-исторических чтений (г. Борисоглебск, 7 декабря 2018 г.)

ПРИОБЩЕНИЕ К ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЕРОДНОГО КРАЯ ЧЕРЕЗ УЧЕБНУЮ И ВНЕКЛАССНУЮДЕЯТЕЛЬНОСТЬИ.З. Матвеева, Е.А. Лысенко, Е.А. АникушинаМКУ ДО «Студенокская детская школа искусств» Железногорског...

К 300-летию Кузбасса. Организация деятельности проектно-поисковой работы по изучению истории родного края (к 100-летию Кольчугинского восстания)

К 300-летию Кузбасса. Организация деятельности проектно-поисковой работы по изучению истории родного края  (к 100-летию Кольчугинского восстания)  ...

ОТКРЫТЫЙ УРОК по истории и английскому языку на тему: «История родного края. Чехов». «The history of native land.Chekhov ».

Как вы думаете для чего современному человеку нужно знать историю своего родного края на иностранном языке?                Мн...