Развитие лексического навыка дошкольников в процессе музыкальной деятельности
учебно-методический материал на тему

Жаринова Елена Григорьевна

Развитие лексического навыка дошкольников в процессе музыкальной деятельности

В работе рекомендованы для работы педагогов "Методические рекомендации по развитию лексического навыка в процессе музыкальной деятельности"

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

 КГБПОУ «Барнаульский государственный педагогический колледж»

Творческая работа

по теме: Развитие лексического навыка дошкольников в процессе музыкальной деятельности.

разработчик Жаринова Елена Григорьевна

преподаватель

                                                         Барнаул

2016

                           

Содержание:

  1. Актуальность исследования                                                                        4                
  2. Показатели развития музыкальных способностей                                    5
  3. Анализ и обобщение литературных  источников по теме                        6
  4. Методы и приёмы формирования основ

музыкальной культуры детей                                                                      7

  1. Формирование возможностей речевого общения                                      8
  2. Методические рекомендации по развитию лексического навыка в процессе музыкальной деятельности.                                                       10
  3. Список использованной литературы                                                         11          

2

Цель – определение методов развития лексического навыка дошкольников в процессе музыкальной деятельности.  

         

Задачи:

    1) Обозначить место и роль лексического навыка в процессе музыкальной деятельности.

    2) Определить методы развития лексического навыка дошкольников в процессе музыкальной деятельности.

    3) Изучить творческий потенциал развития дошкольников.

    4) Разработать методические рекомендации по развитию лексического навыка в процессе музыкальной деятельности.

3

Актуальность исследования

определяется той уникальной ролью, которую играет родной язык в становлении личности ребенка-дошкольника.

Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сензитивный период развития.

4

Выразительность языка музыки во многом сходна с выразительностью речи. Между музыкой и речью много общего. Интонационная окраска в речи передаётся с помощью тембра, высоты, силы голоса, темпа речи, акцентов, пауз. Музыкальная интонация обладает теми же выразительными возможностями.

Музыкальная деятельность развивает не только музыкальные, но и общие способности. Развиваются мышление, речь, эмоции, воспитывается творческое воображение, укрепляется воля, способность удерживать произвольное внимание.

    Показатели развития музыкальных способностей предъявляют такие требования к речевой подготовке ребёнка, как:

- умение точно, чётко сформулировать свою мысль;

- при ответе на вопрос адекватно подбирать языковые средства;

- осознанно относиться к речи как к средству общения и предмету изучения.

5

Анализ и обобщение литературных источников, практической деятельности (Л.С. Выготский, Д.Б, Эльконин, А.А. Леонтьев, Ф.А. Сохин, А.М. Шахнарович, О.С. Ушакова) говорят о том, что в процессе освоения связного монологического высказывания основную трудность дети дошкольного возраста испытывают, в первую очередь, на этапе подбора лексических единиц, а затем уже в процессе их конструирования.

Недостаточная сформированность лексического навыка препятствует обогащению музыкального тезауруса, подавляет развитие творческого потенциала дошкольника.

Таким образом, важным фактором развития творческих способностей в области музыкальной, художественной, духовной, культуры, является гармоничное развитие всех сторон речи.

6

В своей работе я применяю различные Методы и приёмы формирования основ музыкальной культуры детей:

1) Метод контрастных сопоставлений:

Игры: «Тихие   - громкие ладошки», «Ходим, бегаем, летаем», «Солнышко и дождик». 

2) Метод уподобления характеру звучания.

Двигательное, словесное, полихудожественное и прочее уподобление музыке способствует своеобразной подстройке к звучанию, нахождению «Эмоционального унисона».

3) Моторно-двигательное уподобление эмоционально – образному содержанию музыки:

- Мы полетаем с вами как «Бабочки» Куперена;

- Как шелестят листочки и кружатся на ветру?

4) Вокальное уподобление:

Использую попевки  и распевки:

- «Я пою, хорошо пою»; «Андрей – воробей»; «Петя и горошина»;

- канон «У кота – воркота» и т.д.

3) Мимическое уподобление:

Проявление значимости для взрослого ценности и красоты музыкального искусства способствует пониманию его значимости ребёнком, который «заражается» отношением к музыке взрослого, его чувствами.

4) Цветовое уподобление (полисенсорные ассоциации):

Этот приём позволяет усвоить и применить новое слово – образ, высказаться о характере музыки в занимательной, игровой форме.

5) Словесное уподобление:

Прослушивание музыкальных сказок, разыгрывание сказочных сюжетов.

Соединение всех этих видов происходит в развлечениях и праздниках. Использую классическую музыку, несколько песен и танцев написала сама.

Все дети принимают активное участие, педагоги и родители.

7

    Формирование возможностей речевого общения дошкольников предполагает включение в жизнь ребенка в детском саду специально спроектированных ситуаций общения, в которых педагог ставит определенные задачи развития речи, а ребенок участвует в свободном общении. Эти задачи могут быть успешно реализованы на музыкальных занятиях. В этих ситуациях расширяется словарь, накапливаются способы выражения замысла, создаются условия для совершенствования понимания речи. Особое внимание в своей работе уделяю формированию словарного запаса, обогащению словаря детей, овладению богатствами родного языка.

   

 Эффективно, познавательно и интересно проходят постановки музыкальных спектаклей, опер, где сказочные герои  сами дети, «рассказывают» о многозначных словах, фразеологизмах. Такие «Скучные шаблоны» так увлекают в сказку. Именно поэтому, я включаю их в свою работу (музыкально - театральные сценки «Волк и семеро козлят», «Три поросёнка», «Кот Барсик идёт в школу» и т.д).

Подготовка к показу детской оперы «Гуси – лебеди» (автор Г.Е. Селезнёва) шла серьёзная – рисовались и расклеивались афиши, рассылались и раздавались пригласительные билеты, готовились декорации и костюмы. Всё прошло замечательно, дети были очень довольны своим выступлением!

 Итак, детская опера вошла в мою работу, жизнь и даже учёбу. На экзамене по методике музыкального воспитания наша дружная группа  педфакультета БГПУ показала детскую оперу, и сдала на «отлично»  

Спустя какое-то время, я задумалась о сочинении детской оперы. Нашла только текст, а музыку сочинила я сама. Так появилась моя первая опера «Удивительный Крючок». Это незатейливая, лёгкая, но очень познавательная, развивающая детская сказка о многозначных словах для старшего дошкольного возраста.  

8

 Процесс подготовки к новой премьере захватывает и объединяет всех: педагогов, детей, родителей, бабушек, дедушек.
   Наша единая задача – воспитание гармонично развитой личности, и мы стремимся, чтобы взаимодействие было плодотворным, а педагогический процесс эффективным, познавательным и преобразовательным. Мы уважаем, ценим и гордимся проделанной работой.

9

Методические рекомендации по развитию лексического навыка в процессе музыкальной деятельности:

     1) Обогащать словарный запас многозначными словами, фразеологизмами в процессе музыкальной деятельности.

     2) Осуществлять алгоритм:

- уточнение представлений о том, что слово имеет значение (или много значений);

- подбор словосочетаний к заданному многозначному слову (острый… нож, перец);

- построение предложений с многозначным словом (мальчик бьет ногой мяч, часы бьют, посуда разбилась);

- составление рассказа (сказки) на заданную взрослым тему;

- пропевание составленного словосочетания, рассказа.

     3) Широко использовать разнообразные приемы работы над словом:

- рисование на тему многозначного слова;

- составление загадок, игр соревновательного типа;

- эмоциональное пропевание составленного словосочетания, предложения;

- использование методов уподобления характеру звучания.

     4) Вырабатывать четко координированные движения детей во взаимосвязи с речью.

     5) Развивать слуховое внимание, ритмический слух, зрительную и двигательную память.

10

Список использованной литературы

  1. Асафьев Б. В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. ── М., 1973. ─ 200 с.
  2. Ветлугина Н. А. Музыкальное воспитание в детском саду. ─ М., 1981.
  3. Выготский Л. С. Воображение и творчество в дошкольном возрасте. ─ М., 1967.
  4. Давидович Л. А. Правильно ли говорит Ваш воспитанник? // Дошкольное воспитание, №8 , 1998.

  1. Казюк Н. В. Задачи лексико-семантического развития детей дошкольного возраста в системе работы по развитию речи // Психолого-педагогические аспекты совершенствования дошкольного образования. ─ Пермь, 1996.

  1. Казюк Н. В. Развитие лексических возможностей детей дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие для студентов педагогического факультета, обучающихся по специальности «Дошкольная педагогика и психология», и педагогов дошкольного образования. ─ Барнаул: Изд-во БГПУ, 2002. ─ 107 с.

7) Козлова С. А. Дошкольная педагогика: учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. − 6-е изд., испр. – М.: Академия, 2006. – 416 с.

  1. Костина Э. П. Камертон: программа музыкального образования детей раннего и дошкольного возраста. ─ М.: Линка – Пресс, 2008. ─ 320 с.
  2. Морева Н. А. Вопросы музыкального воспитания в психолого – педагогической теории // Дошкольное воспитание № 2, 1998.
  3. Музыкальное воспитание дошкольников: Учеб. для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / О.П. Радынова, А.И. Катинене, М.Л. Палавандишвили ─ 3-е изд., стереотип. ─ М.: Академия, 2000. ─ 240 с.

11

  1. Петрова Е. В. Театрализованные игры // Дошкольное воспитание №4, 2001.
  2.  Попов А. И. Белкин домик // Музыкальный руководитель №3, 2006.

13) Психология личности в трудах отечественных психологов / сост. Л.В. Куликов. − СПб: Питер, 2000. − 480с.

  1. Ражников В. Г. О программе эмоционально – эстетического развития детей «Маленький Эмо» // Дошкольное воспитание №9, 1996.
  2. Радынова О. П. Музыкальные шедевры: Авторская программа и методические рекомендации. ─ М.: Гном и Д, 2000. ─ 80 с.
  3. Рокитянская Т. А. Воспитание звуком: Музыкальные занятия с детьми от 3 до 9 лет. ─ Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2002. ─ 128 с.
  4. Селезнёва Г. Е. Гуси – лебеди // Музыкальный руководитель №3, 2006.
  5. Сохин Ф. А. Психолого – педагогические условия развития речи дошкольников в детском саду // Повышение эффективности воспитательно-образовательной работы в дошкольных учреждениях. ─ М., 1988.
  6. Сохин Ф. А., Ушакова О. С. Связь развития речи с умственным, эстетическим, нравственным воспитанием в процессе обучения родному языку // Развитие речи дошкольника / под ред. О. С. Ушаковой. ─ М.: Издательство АПНСССР, 1990, с. 52.
  7. Зимняя И.А. Педагогическая психология. Учебник для вузов. – М.: Логос, 2002. – 384 с.

12


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дипломная работа по дисциплине дошкольное образование " Развитие певческих способностей детей старшего дошкольного возраста процессе музыкальной деятельности"

Представляю дипломную работу по дисциплине дошкольное образование на тему " Развитие певческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе музыкальной деятельности". В это йработе упом...

ПОСОБИЕ ПО РАЗВИТИЮ ЛЕКСИЧЕСКИХ НАВЫКОВ (АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК)

Роль лексики для овладения иностранным языком настолько же важна, как и роль грамматики. Содержимое пособия ориентировано на развитие лексических навыков и умений и характеризуется коммуникативной нап...

Развитие певческих навыков дошкольников

Презентация к лекции по МДК 02.05 Теория и методика музыкального воспитания с практикумом на тему: "Развитие певческих навыков дошкольников"...

Развитие творческих способностей дошкольников в музыкальной деятельности

Презентация к материалам лекции по МДК 02.05 Теория и методика музыкального воспитания с практикумом на тему: "Развитие творческих способностей дошкольников в музыкальной деятельности"...

ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ДОШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (выпускная квалификационная работа – магистерская диссертация)

ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ДОШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (выпускная квалификационная работа – магистерская диссертация...