Происхождение и сущность профессиональной этики
материал на тему

Шарапова Лариса Львовна

В настоящее время развиваются и совершенствуются профессиональные нормы, изменяются общественные отношения. Однако, в любой профессии честное и отвественное исполнение своих обязанностей – показатель личной эффективности работника, а также его востребованностью на рынке занятости. Данные особенности также являются главнейшими правилами профессиональной этики. Этим обусловлена актуальность настоящей работы.

Цель настоящей работы – дать общую характеристику понятию «профессиональная этика».

В соответствии с целью, задачами настоящей работы стали:

  • рассмотреть происхождение понятия «профессиональная этика»;
  • дать определение понятию «профессиональная этика»;
  • рассмотреть основные особенности профессиональной этики.

Профессиональная этика – это одна из отраслей этической науки. Однако чаще всего, данный термин употребляется в значении «кодекса морали» – свода правил, которыми руководствуются представители определенных профессий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proishozhdenie_i_sushchnost_professionalnoy_etiki.doc84 КБ

Предварительный просмотр:

Происхождение и сущность профессиональной этики

Содержание

I. Введение………………………………………………………………….

§1. Происхождение термина «профессиональная этика»…….............

§2. Общая характеристика профессиональной этики….…………

III. Заключение…………………………………………………………………

IV. Список литературы……………………………………………………………


Введение

В настоящее время развиваются и совершенствуются профессиональные нормы, изменяются общественные отношения. Однако, в любой профессии честное и отвественное исполнение своих обязанностей – показатель личной эффективности работника, а также его востребованностью на рынке занятости. Данные особенности также являются главнейшими правилами профессиональной этики. Этим обусловлена актуальность настоящей работы.

Цель настоящей работы – дать общую характеристику понятию «профессиональная этика».

В соответствии с целью, задачами настоящей работы стали:

  • рассмотреть происхождение понятия «профессиональная этика»;
  • дать определение понятию «профессиональная этика»;
  • рассмотреть основные особенности профессиональной этики.

Профессиональная этика – это одна из отраслей этической науки. Однако чаще всего, данный термин употребляется в значении «кодекса морали» – свода правил, которыми руководствуются представители определенных профессий.


§1. Происхождение термина «профессиональная этика»

Э́тика — (греч. ἠθικόν, от др. греч. ἦθος — этос, «нрав, обычай») — философская наука, объектом изучения которой является мораль, нравственность как форма общественного сознания, как одна из важнейших сторон жизнедеятельности человека, специфическое явление общественно-исторической жизни.

Этика – философская наука, объектом изучения которой является мораль, нравственность как форма общественного сознания, как одна из важнейших сторон жизнедеятельности человека, специфическое явление общественно-исторической жизни. Этика выясняет место морали в системе других общественных отношений, анализирует её природу и внутреннюю структуру, изучает происхождение и историческое развитие нравственности, теоретически обосновывает ту или иную её систему.

Мораль (лат. moralis — нравственный, от mos, множественное число mores — обычаи, нравы, поведение) – нравственность, один из основных способов нормативной регуляции действий человека в обществе; особая форма общественного сознания и вид общественных отношений (моральные отношения); предмет специального изучения этики.

Содержание и характер деятельности людей в обществе обусловлены в конечном счёте объективными социально-историческими условиями их бытия и законами общественного развития. Но способы непосредственной детерминации действий человека, в которых эти условия и законы преломляются, могут быть самыми различными. Одним из таких способов является нормативная регуляция, в которой потребности совместной жизни людей в обществе и необходимость согласования их массовидных действий фиксируются в общих правилах (нормах) поведения, предписаниях и оценках.

Мораль принадлежит к числу основных типов нормативной регуляции, таких, как право, обычаи, традиции и др., пересекается с ними и в то же время существенно отличается от них.

Мораль выделяется из первоначально нерасчленённой нормативной регуляции в особую сферу отношений уже в родовом обществе, проходит длительную историю формирования и развития в доклассовом и классовом обществе, где её требования, принципы, идеалы и оценки приобретают в значительной мере классовый характер и смысл, хотя наряду с этим сохраняются и общечеловеческие моральные нормы, связанные с общими для всех эпох условиями человеческого общежития.

Мораль достигает высшего развития в социалистическом и коммунистическом обществе, где она становится единой в рамках этого общества и впоследствии всецело общечеловеческой нравственностью.

Профессиональная этика представляет собой систему моральных принципов, норм и правил поведения специалиста с учетом особенностей его профессиональной деятельности и конкретной ситуации.

Профессиональная этика – нравственные нормы, которые регулируют взаимоотношение людей в трудовой деятельности и отношение человека к своим профессиональным обязанностям, долгу.

Возникновение первых профессионально-этических кодексов относится к периоду ремесленного разделения труда в условиях становления средневековых цехов в ХI-ХII вв. Именно тогда впервые констатируют наличие в цеховых уставах ряда нравственных требований по отношению к профессии, характеру труда, соучастникам по труду.

Однако ряд профессий, имеющих жизненно-важное значение для всех членов общества, возникли в глубокой древности, и поэтому, такие профессионально-этические кодексы, как «Клятва Гиппократа», нравственные установления жрецов, исполнявших судебные функции, известны гораздо раньше.

Появление профессиональной этики во времени предшествовало созданию научных этических учений, теорий о ней.

Повседневный опыт, необходимость в регулировании взаимоотношений людей той или иной профессии приводили к осознанию и оформлению определенных требований профессиональной этики. Профессиональная этика зародилась в рамках конкретных видов деятельности, выступив в качестве нормативного начала в поведении специалистов. На основе тех вариантов личностных проявлений, которые профессиональное сознание трудовой группы признало наиболеепредпочтительными для данной деятельности,. профессиональная этика создает стандарты профессионального поведения, оформляемые в виде специфических документов – клятв, уставов, кодексов.

Профессиональная этика, возникнув как проявление повседневного морального сознания, зародилась в рамках конкретных видов деятельности, затем уже развивалась на основе обобщенной практики поведения представителей каждой профессиональной группы, выступив в качестве нормативного начала в поведении специалистов. Эти обобщения содержались как в писаных, так и неписаных правилах поведения.

Большую роль в становлении и усвоении новой профессиональной этики играет общественное мнение.

Различные виды профессиональной этики имеют свои традиции, что свидетельствует о преемственности основных этических норм, выработанных представителями той или иной профессии на протяжении столетий.


§2. Общая характеристика профессиональной этики

Как было установлено в предыдущей главе, под профессиональной этикой понимается система моральных принципов, норм и правил поведения специалиста с учетом особенностей его профессиональной деятельности и конкретной ситуации.

Предметом профессиональной этики выступают:

  • качества личности специалиста, необходимые для выполнения профессионального долга;
  • нравственные взаимоотношения специалистов и объектов/субъектов их деятельности (врач – пациент, преподаватель – студент и т.д.);
  • взаимоотношения коллектива организации с обществом;
  • взаимоотношения людей внутри трудового коллектива и нормы, которые их регулируют;
  • цели и методы профессионального обучения и воспитания.

Основным содержанием профессиональной этики выступают нормы поведения, предписывающие определенный тип нравственных отношений между людьми, необходимый для выполнения своего профессионального долга, а также обоснование, толкование кодексов, задач и целей профессии. При этом обоснование моральных отношений в сфере труда предполагает:

  • определение целей и мотивов трудовой деятельности;
  • выявление нормативов и средств реализации намеченной цели;
  • оценку результатов труда и их общественную значимость.

Содержание любой профессиональной этики складывается из общего и частного. Общие принципы профессиональной этики, базирующиеся на общечеловеческих нормах морали, предполагают:

  • профессиональную солидарность;
  • особое понимание долга и чести;
  • особую форму ответственности, обусловленную предметом и родом деятельности.

Частные принципы вытекают из конкретных условий, содержания и специфики той или иной профессии и выражаются, в основном, в моральных кодексах – требованиях по отношению к специалистам.

Профессиональные этики, как правило, касаются лишь тех видов профессиональной деятельности, в которых наличествует разного рода зависимость людей от действий профессионала, т.е. последствия или процессы этих действий оказывают особое влияние на жизнь и судьбы других людей или человечества.

В связи с этим выделяются традиционные виды профессиональной этики, такие, как педагогическая, медицинская, юридическая, этика ученого, и сравнительно новые, появление или актуализация которых связаны с возрастанием роли «человеческого фактора» в данном виде деятельности (инженерная этика) или усилением его влияния в обществе (журналистская этика, биоэтика).

Профессиональные виды этики – это те специфические особенности профессиональной деятельности, которые направлены непосредственно на человека в тех или иных условиях его жизни и деятельности в обществе.

Изучение видов профессиональной этики показывает многообразие, разносторонность моральных отношений. Для каждой профессии какое-то особое значение приобретают те или иные профессиональные моральные нормы. Профессиональные моральные нормы – это правила, образцы, порядок внутренней саморегуляции личности на основе этических идеалов.

Основными видами профессиональной этики являются:

  • врачебная этика;
  • этика журналиста;
  • этика менеджмента;
  • экономическая этика;
  • юридическая этика
  • педагогическая этика;
  • этика ученого;
  • актера;
  • художника;
  • предпринимателя;
  • инженера и др.

Каждый вид профессиональной этики определяется своеобразием профессиональной деятельности, имеет свои специфические требования в области морали.

Врачебная этика изложена в «Этическом кодексе Российского врача», принятом в 1994 г. Ассоциацией российских врачей. Ранее, в 1971 г., была создана присяга врача Советского Союза. Представление о высоком моральном облике и образце этического поведения врача связано с именем Гиппократа. Традиционная врачебная этика решает вопрос личного контакта и личных качеств взаимоотношений врача и пациента, а также гарантий врача не нанести вред конкретному индивиду.

Биомедицинская этика (биоэтика) представляет собой конкретную форму современной профессиональной этики врача, это система знаний о допустимых границах манипулирования жизнью и смертью человека Манипуляция должна регулироваться нравственно.

Биоэтика – это форма защиты биологической жизни человека.

Основная проблема биоэтики:

  • самоубийство,
  • эвтаназия,
  • определение смерти,
  • трансплантология.

Целью биоэтики является выработка соответствующих регламентаций для современной биомедицинской деятельности.

Профессиональная этика журналиста, подобно другим видам профессиональной этики, начала формироваться непосредственно в трудовой деятельности. Она проявила себя в ходе кодификации тех профессионально-нравственных представлений, которые стихийно сложились в рамках способа журналистской деятельности и так или иначе были зафиксированы профессиональным сознанием журналистского сообщества.

Появление первых кодексов означало завершение длительного процесса формирования профессиональной журналистской морали и одновременно открыло новый этап в ее развитии. Этот новый этап базировался на целенаправленном самопознании журналистской деятельности и практическом применении его результатов.

Этика менеджмента – наука, рассматривающая поступки и поведение человека, действующего в сфере управления, и функционирование организации как «совокупного менеджера» относительно своей внутренней и внешней среды в том аспекте, в каком действия менеджера и организации соотносятся с общечеловеческими этическими требованиями.

Экономическая этика – это совокупность норм поведения предпринимателя, требования, предъявляемые культурным обществом к его стилю работы, характеру общения между участниками бизнеса, их социальному облику.

Юридическая этика способствует правильному формированию сознания, взглядов работников юридической профессии, ориентируя их на неукоснительное соблюдение нравственных норм, обеспечение подлинной справедливости, защиту прав, свобод, чести и достоинства людей, охрану собственной чести и репутации.

Профессиональная этика изучает нравственно-общественный смысл профессии. Она показывает как в той или иной деятельности реализуются конкретные потребности и интересы общества и как к этим потребностям и интересам относится каждый работник и организации, фирмы, компании и пр. Здесь определяются цель профессиональной деятельности и её мотивация, выбор нормативных установок и средств реализации намечаемой цели, оценка результатов труда и их нравственно-общественного смысла.

Можно выделить ряд элементов, которые присущи всем видам профессиональной деятельности. Прежде всего, это отношение к общественному труду, к участникам трудового процесса, а также те моральные отношения, которые возникают в области непосредственного соприкосновения интересов профессиональных групп друг с другом и с обществом.

Профессиональная этика также рассматривает нравственные качества личности, которые являются необходимыми для выполнения их профессиональных функций. Нравственные качества должны выступать как основа, принципы и образцы внутренней самоорганизации личности специалиста конкретной профессии, как необходимые компоненты профессиональной компетенции. Как правило, эти качества формируются на основе характерных обязанностей и задач профессии, а также определяются общественным мнением. Моральные качества, требуемые от специалиста, находят свое воплощение в профессиональных кодексах. Обозначенные профессиональной нравственностью качества специалистов должны опираться на общие моральные нормы осуществления трудовых обязанностей. Несомненно, это долг, честность, требовательность к себе и своим коллегам, ответственность за результат труда, порядочность, обязательность. Здесь главными критерием практической деятельности становится высокая мера труда, отношение человека к делу.

Профессиональная этика изучает особенности нравственных взаимоотношений специалистов и людей, которые являются непосредственным объектом их профессиональной деятельности. Характер этих отношений также заложен в профессиональных кодексах и задается предписаниями, рекомендациями, запретами, общественным мнением. В этих взаимодействиях и отношениях конкретизируются общие моральные принципы с учетом специфики труда, всей совокупности отношений, характерных для конкретной профессии, а также оформляются своеобразные аспекты отношений, присущих только конкретному виду деятельности.

Профессиональная этика также рассматривает отношения внутри организаций и те специфические для данной профессии нормы, в которых нашли свое воплощение эти отношения. Существование специфических отношений между людьми в профессиональных группах порождает своеобразие нравственных норм, призванных регулировать эти отношения. При всем многообразии и своеобразии целей и задач той или иной профессии, которые порождаются разными социальными условиями, в них имеются и непреходящие элементы, вытекающие из самой природы профессиональной деятельности.

Содержание этих моральных требований к отношениям внутри организации представлено в корпоративных кодексах. Корпоративные кодексы наиболее действенны в бизнесе США. Специфика корпоративных кодексов заключается в том, что ориентированы они, в первую очередь, на нужды самой компании. Так, большинство американский корпоративных кодексов требуют от служащих ставить благо организации выше собственного, а в частной жизни сотрудники не имеют права предпринимать потенциально опасные для организации действия. Однако об обязательствах фирмы перед своими служащими упоминается в этих положениях крайне редко.

Помимо морального содержания отношений внутри организации в корпоративных кодексах, как и в профессиональных, содержатся положения о правилах поведения с клиентами, а также обосновываются принципы деловых контактов с партнерами, конкурентами и государством.

Согласно многим американским корпоративным кодексам, сотрудники подлежат наказанию за следующие нарушения:

  • предложение взятки и согласие ее принять, совет дать или принять взятку;
  • принятие дорогих подарков принятие решений или участие в принятие решений, отвечающих личным интересам, неуступчивость в конфликте интересов;
  • личное поведение, нанесшее вред репутации компании;
  • ведение противозаконной политической деятельности;
  • неоправданное завышение или занижение цены;
  • прямое или косвенное использование внутренней информации в личных целях;
  • фальсификация данных о положении дел в компании.

В качестве санкций за нарушение корпоративных кодексов очень часто используется увольнение.

Исходным для профессиональной этики является понятие профессионального долга.

Вообще долг означает совокупность нравственных обязанностей конкретного лица перед обществом. Особенностью морального долга является то, что сам человек осознает его объективное содержание и руководствуется им не по принуждению, а по велению совести, исполняющей роль внутреннего самоконтроля.

В зависимости от конкретных требований, предъявляемых к личности, а также от ее положения в обществе, содержание долга может меняться. Так, специфика профессионального долга определяется характером обязанностей, возлагаемых на представителя той или иной профессии.

Профессиональный долг осознается как нравственная необходимость и выполняется по убеждению. Именно осознание своего служебного долга побуждает представителей различных профессий относиться к своему делу с наибольшей ответственностью. Гарантией выполнения профессионального долга является нравственные качества – совесть, профессиональная и общественная репутация человека.

В свою очередь реализация профессионального долга может противоречить личным, а иногда общественным интересам. Выбирая тот или иной вариант поведения, человек или жертвует меньшим благом для достижения большего, или ищет пути для их гармоничного сочетания, если речь идет о равновеликих нравственных ценностях. Через понятие профессионального долга можно определить профессиональную этику, как совокупность моральных норм определяющих отношение человека к своему профессиональному долгу, а посредством его – к людям, с которыми он связан в силу характера своей профессии.

Также необходимо выделить понятия профессиональная честь и профессиональное достоинство. В понятии профессиональной чести находит свое выражение оценка значимости той или иной профессии для общества. Осознание этой значимости существенно для представителей многих профессий и составляет основу профессионального достоинства, самооценку своей деятельности. Эти понятия, взаимно дополняя друг друга, помогают поддерживать достаточно высокий уровень нравственности конкретного вида деятельности и отношений в его рамках.

Для целого ряда профессий (педагога, судьи и др.) необходимым понятием профессиональной этики является профессиональная справедливость. Прежде чем принять то или иное решение, определиться с конкретным действием, направленным на личность другого человека, необходимо всесторонне исследовать всю ситуацию, глубоко проанализировать все обстоятельства. Профессиональная справедливость отрицает действия по шаблону, по указки «сверху», «призывает на помощь» совесть, требует значительных напряжений при осуществлении нравственного выбора. Быть справедливым не так уж и просто.

Профессиональная этика имеет еще одно понятие, которое раскрывает смысл нравственных отношений к людям в процессе осуществления своей деятельности. Это понятие профессионального такта. Оно подразумевает понимание и соблюдение чувства меры в отношениях с людьми, без которого не может быть уважительного и доброжелательного отношения к людям.

В профессиональной этике находят свое воплощение некоторые принципы морального сознания.

Прежде всего, для любой профессии исходным является принцип гуманизма. Он требует уважительного отношения к личности человека, признания ее неповторимости и самодостаточной ценности. Этот принцип противостоит такому взгляду на личность, когда она рассматривается как средство для достижения каких-то, пусть очень важных целей.

Еще одним важным принципом профессиональной этики выступает принцип патриотизма. Он реализуется в высокой идее: служения своему Отечеству посредством реализации своего профессионального долга. Однако принцип патриотизма не должен сводиться к отрицанию достижений других наций, огульной критике чужих государств, неуважительного отношения к культуре и традициям других народов.

Принцип оптимизмареализуется в профессиональной нравственности через веру в людей, с которыми приходится иметь дело по долгу службы, желание видеть их счастливыми, здоровыми, развитыми. Без этой веры невозможным становится реализовать планы деятельности, а в целом, осознать смысл и высокое предназначение свой профессии.

Профессиональная мораль должна всегда рассматриваться в единстве с общепринятой системой морали. Только на основе принципов и норм общей морали возможно обобщение нового морального опыта в сфере труда, определение новых норм и запретов в профессиональной морали, преодоление отживших нравственных правил и оценок. В свою очередь, игнорирование или нарушение принципов и норм профессиональной нравственности сопровождается разрушением и общих моральных установок. Все это тем более важно, так как работник сферу туризма, гостеприимства имеет дело с познавательной функцией человеческого сознания. Следовательно, здесь изначально важен «человеческий фактор», поскольку клиент стремится расширить свой кругозор, он заинтересован в общении, пытается понять, как живут другие народы, каковы их достижения в искусстве, науке, технике, быте.

Безответственное отношение работника к своим профессиональным обязанностям представляет опасность для людей, включенных в систему отношений этого вида деятельности, и наносит ущерб обществу. В свою очередь происходит деградация личности самого специалиста, потеря им нравственной культуры деятельности, профессионализма в целом.

Заключение

По результатам настоящей работы установлено следующее.

Трудовая деятельность является основной сферой общественной жизни. От ее нравственных целей и содержания зависит благополучие многих людей. При этом в профессиональной деятельности существуют специфические (общие для представителей одной профессии) отношения людей друг к другу, к обществу, а также нравственные нормы, которые регулируют эти взаимоотношения.

Нравственные отношения людей в трудовой сфере регулирует профессиональная этика. Общество может нормально функционировать и развиваться только в результате непрерывного процесса производства материальных и ценностей.

Содержанием профессиональной этики являются кодексы поведения, предписывающие определенный тип нравственных взаимоотношений между людьми и способы обоснования данных кодексов.

Каждая профессия предъявляет к людям, которые ее выбрали, соответствующие моральные требования, порождает особые нравственные проблемы. Однако одни профессии не требуют существенных корректив обычных норм и правил поведения людей, а остальные настойчиво требуют этого. Прежде всего, это те области, в которых объектом воздействия является человек (образование, медицина, юриспруденция, сфера услуг).


Список литературы

  1. Бакштановский В., Согомонов, Ю. Этика профессии: миссия, кодекс, поступок. — Тюмень: Тюм. гос. нефтегаз. ун-т, НИИ прикл. этики, 2005. — 378 с.
  2. Балашова Е. Профессиональная этика и этикет: учебное пособие. – Геленджик: Сочинский гос. ун-т туризма и курортного дела, 2008. – 231 с.
  3. Белякова Г. К вопросу о понятии «профессиональная этика» // Культура: философско-исторические аспекты изучения и развития. – М., 2001. – Ч. 1. – С. 161-172.
  4. Глазунова Н.И. Государственное (административное) управление: учеб. – М.: Проспект, 2006. – 560 с.
  5. Прокофьева Т.А. Этика профессиональной деятельности: учебно-методическое пособие. – Самара: Самар. гуманит. акад., 2009. – 56 с.
  6. Профессиональная этика и этикет: учебное пособие. – Кемерово: ГУ КузГТУ, 2008. – 152 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебной дисциплины «Профессиональная этика и психология делового общения» для специальности СПО 034702 «Документационное обеспечение управления и архивоведение»

Целью учебной дисциплины «Профессиональная этика и психология делового общения» является ознакомление студентов с данной отраслью психологического знаний, формирование коммуникативной компетенции и на...

Рабочая программа учебной дисциплины ОП. 06 «Профессиональная этика и психология делового общения» для специальности 034702 «Документационное обеспечение управления и архивоведение»

Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 034702 «Документационное обеспечение упр...

«Профессиональная этика во взаимоотношениях с воспитанниками в условиях социально – реабилитационного центра для несовершеннолетних»

В основе взаимоотношений воспитанников социально -реабилитационного центра и педагогов этого учреждения лежат два мощных, во многом определяющих их специфику фактора. С одной стороны, это - остро пере...

конспект урока по предмету "Технология". Тема урока :"Профессиональная этика"

Предмет «Технология»                      .       преподаватель технологии...

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА по дисциплине «Профессиональная этика и психология делового общения» по специальности "Документационное обеспечение управления"

Контрольная работа по дисциплине «ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА И ПСИХОЛОГИЯ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ» по специальности "ДОКУМЕНТАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УПРАВЛЕНИЯ"...

ДОКЛАД "ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО РАБОТНИКА" на еженедельной конференции коллектива ГАУ "НПРЦ"

ДОКЛАД "ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО РАБОТНИКА" на еженедельной конференции коллектива ГАУ "НПРЦ"...

РАССМОТРЕНИЕ ВОПРОСОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИКИ В ХОДЕ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА «ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ» В УЧРЕЖДЕНИЯХ ОБЩЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье рассматриваются особенности изучения вопросов профессиональной этики в рамках курса "Основы философии". Особое внимание уделено постановке прерд студентами колледжа вопроса о соотно...