Мир чувств и эмоций (классный час для 1-2 курсов СПО)
классный час на тему

Головина Полина Евгеньевна

Целью данного занятия является развитие  мотиватиции к позитивным изменениям личности. В ходе занятия решаются следующие задачи:

1. развить умение выражать свои эмоции и принимать эмоции окружающих;

2. организовать психологически комфортную ситуацию для самораскрытия и творческого самовыражения студентов;

3. обогатить эмоциональную сферу позитивными переживаниями;

4. познакомить с приёмами саморегуляции настроения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл emotsii_i_chuvstva.docx27.67 КБ
Файл emotsii_i_chuvstva.pptx97.81 КБ

Предварительный просмотр:

Мир чувств и эмоций (слайд 1)

Цель: развитие мотивации к позитивным изменениям личности.
Задачи:

  • развить умения выражать свои эмоции и принимать эмоции окружающих;
  • организовать психологически комфортную ситуацию для самораскрытия и творческого самовыражения студентов;
  • обогатить эмоциональную сферу позитивными переживаниями;
  • познакомить с приемами саморегуляции настроения.

Ход  занятия:

Вводная часть


Эмоции – язык нашего внутреннего мира. Эмоции выступают как язык общения. Именно через эмоции происходит контакт матери с ребенком еще не умеющим говорить. Эмоции и чувства составляют существенную часть нашего внутреннего мира. Понимать себя – это во многом значит разбираться в тех эмоциональных состояниях, которые мы переживаем. Как вы понимаете “Чувство – это цвет мысли. Без них наши мысли – сухие безжизненные контуры, но не картины” (Н. Шелгунов). (слайд 2)

Ч. Дарвин в работе “О выражении ощущений у человека и животных” писал, что эмоции необходимы для выживания. Страх помогает избежать опасности. Гнев и агрессия готовит к схватке, борьбе за пищу и место под солнцем. Сначала было Чувство. А уже потом - Мысль, Слово…

-Как вы понимаете термин - культура общения?

-Что мы с вами знаем об этом и что необходимо человеку, чтобы овладеть искусством общения? Постараемся выделить основные составляющие процесса общения. Как вы думайте, выражение своих эмоций и чувств помогают взаимодействию или препятствуют ему? Можно ли и нужно ли открыто выражать свои чувства? Когда их необходимо сдерживать?

Эмоции – это реакции человека на различные воздействия, проявляющиеся в виде удовольствия или неудовольствия, возбуждения или успокоенности, напряжения или расслабления.
Чувства – это особый вид эмоций, носящих отчётливо выраженный характер и отличающихся устойчивостью. Чувства связаны с представлением о некотором объекте. Например: любовь к человеку и т. п. (слайд 3)

Практическая часть

 1.Игра "Изобрази и угадай эмоцию”.  (Работа с пиктограммами). (слайд 4)
На столе картинкой вниз раскладываются схематические изображения эмоций. Студенты по очереди берут любую карточку, не показывая, ее остальным. Задача – узнать эмоцию и изобразить ее с помощью мимики, пантомимики, голосовых интонаций.
Остальные должны угадать, какую эмоцию изображает студент, что происходит в его мини-сценке.

2. Эксперимент. (слайд 5)
Проведем эксперимент. Пожалуйста, приглашаю  к доске 2 учеников. Каждый из вас получает задание изобразить то, что написано у вас на листочках.
(1. Изобрази продавца, который чем-то недоволен, расстроен и поэтому злится на всех. Изобразить с помощью мимики. 2. Изобрази веселого, доброжелательного продавца, с широкой улыбкой на лице. Изобразить  с помощью мимики.)
-  Пока ребята готовятся, выберем покупателя, который пришел в магазин купить хлеба. К какому продавцу он подойдет? (Покупатель подходит к доброжелательному продавцу.) Почему? (Обсуждение). С этим  продавцом легче общаться.
- Продолжим эксперимент. Следующие два ученика выходят к доске. Изобразите то, что написано на листочке. Готовьтесь.  (1.Вы прохожий, у которого хорошее настроение,  вы радуетесь  весенней погоде, теплому солнышку. Изобразить это состояние  с помощью мимики.  2. Изобразите уставшего  прохожего, который бредет домой.)
- Пока ребята готовятся, выберем студента, которому срочно нужно узнать, который час. К какому прохожему он подойдет.
- Так с какими же людьми хочется общаться? (Обсуждение).
С доброжелательными людьми.

Человек имеет право на любую эмоцию (и на положительную, и на отрицательную), имеет право чувствовать и выражать свои чувства, но всегда ли это право необходимо использовать? (обсуждение с примерами).

Вопрос. Что делать если вами овладела сильная эмоция? (слайд 6)

Если вами овладела сильная эмоция: (слайд 7)

  • Попросите помощи.
  • Сядьте и поплачьте (дайте выход эмоциям).
  • Сделайте перерыв, посчитайте про себя, подумайте о чём-либо приятном.
  • Побегайте, дайте себе физическую нагрузку.
  • Внушайте себе, что всё не так плохо.
  • Выясните, как успокаивают себя в этом случае другие, и попробуйте делать то же самое.

Задание “Мой эмоциональный опыт” (слайд 8)

Учащиеся на листах записывают по очереди слова, обозначающие разные эмоции. Это своеобразный словарь, отражающий эмоциональный опыт ребят. Затем, проводится обсуждение: какое из названных чувств тебе нравится больше других, какое самое неприятное чувство, какое из названных чувств тебе знакомо лучше (хуже) всего, как изменяется при этом ваше настроение. Приведите конкретные примеры.

Задание 2. “Мой портрет в лучах солнца” (слайд 9)

Нарисуйте солнце, в центре солнечного круга, напишите свое имя или нарисуйте свой портрет. Затем вдоль лучей напишите все свои достоинства, все хорошее, что вы о себе знаете. Постарайтесь, чтобы было как больше лучей.

Научный факт (слайд 10)

Группа медиков, изучая связь между поведением, эмоциями и здоровьем человека, пришли к выводу, что люди несдержанные, вспыльчивые, не умеющие налаживать контакт имеют сердечно-сосудистые заболевания, неврозы, страдают гипертонией. Общение с ними является фактором риска и провоцирует заболевания у окружающих.

Вывод: сердечно-сосудистые заболевания – это болезни образа жизни!

Бессердечье к себе – это тоже увечье. (слайд 11)

Не пора ли тебе отдохнуть?

Прояви, наконец, сам к себе человечность.

Сам с собою побудь…

Е. Евтушенко

-Как вы понимаете, в чем смысл этого стихотворения?

Сила эмоции (слайд 12)

Уровень эмоциональности индивидуален – от эмоциональной холодности до сверхчувствительности, при которой легко передаются эмоции собеседника:

  • Полисмен увидел человека, который собирался прыгнуть с моста. «Проблемы с деньгами?», - спросил полицейский. «Нет». «Проблемы в семье?» Тот снова покачал головой. «Тогда в чем же дело?» «Меня волнуют мировые проблемы», - ответил самоубийца. «Послушай, все не так уж плохо, давай прогуляемся по мосту и все обсудим», – сказал полисмен. Они около часа бродили взад и вперед, обсуждая мировые проблемы. Потом прыгнули оба.

Эмоции, как любая инфекция, легче всего распространяются при большом скоплении народа. Недовольный, раздражительный, агрессивный человек способен принести больше вреда, чем больной заразной болезнью. Очень часто в толпе вспыхивают ссоры, переходящие в драки. Поводом для инцидента может быть нечаянный толчок, язвительное замечание, даже неодобрительный взгляд. А причина в том, что окружающие «настроены» на ту же волну, что и возмутитель спокойствия, и поэтому заводятся с полуоборота, делая наблюдателей – соучастниками.

Задание.

1. Охарактеризуйте человека, которому принадлежат эти слова. (слайд 13)

«Я очень силен в спорах. Спросите у любого из моих оставшихся друзей. Я могу одержать верх в споре на любую тему, против любого оппонента. Люди это знают и сторонятся меня на вечеринках. Часто, в знак большого уважения, они меня даже не приглашают».

2. Согласны ли вы с этим высказыванием? (слайд 14)

«Эмоции не только играют роль важнейших факторов в жизни отдельной личности, но они вообще самые могущественные из известных нам природных сил. Каждая страница истории – как целых народов, так и отдельных лиц – доказывает их непреодолимую власть. Бури страстей погубили больше человеческих жизней, опустошили больше стран, чем ураганы. Их поток разрушил больше городов, чем наводнения». К.Г. Ланге.

Рекомендации по управлению эмоциями и чувствами (своими и других людей) (слайд 15)

  • Уважайте выражение чувств других.
  • Проявите терпимость к переживаемой кем-то бурной эмоции.
  • Поощряйте в других желаемое для вас поведение.
  • Откажитесь от негативной борьбы за лидерство (конфликтов, грубости, агрессии).
  • Нейтрализуйте желание отомстить.
  • Избегайте упрёков и критики.

Рекомендации по управлению эмоциями и чувствами (своими и других людей)

  • Уважайте выражение чувств других.
  • Проявите терпимость к переживаемой кем-то бурной эмоции.
  • Поощряйте в других желаемое для вас поведение.
  • Откажитесь от негативной борьбы за лидерство (конфликтов, грубости, агрессии).
  • Нейтрализуйте желание отомстить.
  • Избегайте упрёков и критики.

Рекомендации по управлению эмоциями и чувствами (своими и других людей)

  • Уважайте выражение чувств других.
  • Проявите терпимость к переживаемой кем-то бурной эмоции.
  • Поощряйте в других желаемое для вас поведение.
  • Откажитесь от негативной борьбы за лидерство (конфликтов, грубости, агрессии).
  • Нейтрализуйте желание отомстить.
  • Избегайте упрёков и критики.

Рекомендации по управлению эмоциями и чувствами (своими и других людей)

  • Уважайте выражение чувств других.
  • Проявите терпимость к переживаемой кем-то бурной эмоции.
  • Поощряйте в других желаемое для вас поведение.
  • Откажитесь от негативной борьбы за лидерство (конфликтов, грубости, агрессии).
  • Нейтрализуйте желание отомстить.
  • Избегайте упрёков и критики.

Рекомендации по управлению эмоциями и чувствами (своими и других людей)

  • Уважайте выражение чувств других.
  • Проявите терпимость к переживаемой кем-то бурной эмоции.
  • Поощряйте в других желаемое для вас поведение.
  • Откажитесь от негативной борьбы за лидерство (конфликтов, грубости, агрессии).
  • Нейтрализуйте желание отомстить.
  • Избегайте упрёков и критики.

Рекомендации по управлению эмоциями и чувствами (своими и других людей)

  • Уважайте выражение чувств других.
  • Проявите терпимость к переживаемой кем-то бурной эмоции.
  • Поощряйте в других желаемое для вас поведение.
  • Откажитесь от негативной борьбы за лидерство (конфликтов, грубости, агрессии).
  • Нейтрализуйте желание отомстить.
  • Избегайте упрёков и критики.

1. Изобрази продавца, который чем-то недоволен, расстроен и поэтому злится на всех. Изобразить с помощью мимики.

 2. Изобрази веселого, доброжелательного продавца, с широкой улыбкой на лице. Изобразить  с помощью мимики.)

1.Вы прохожий, у которого хорошее настроение,  вы радуетесь  весенней погоде, теплому солнышку. Изобразить это состояние  с помощью мимики. 

 2. Изобразите уставшего  прохожего, который бредет домой.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мир чувств и эмоций Педагог-психолог П.Е.Головина

Слайд 2

“Чувство – это цвет мысли. Без них наши мысли – сухие безжизненные контуры, но не картины ” (Н. Шелгунов)

Слайд 3

Эмоции – это реакции человека на различные воздействия, проявляющиеся в виде удовольствия или неудовольствия, возбуждения или успокоенности, напряжения или расслабления. Чувства – это особый вид эмоций, носящих отчётливо выраженный характер и отличающихся устойчивостью. Чувства связаны с представлением о некотором объекте. Например: любовь к человеку и т. п.

Слайд 4

Игра "Изобрази и угадай эмоцию”

Слайд 5

Эксперимент

Слайд 6

Если вами овладела сильная эмоция: Попросите помощи ; Сядьте и поплачьте (дайте выход эмоциям ); Сделайте перерыв, посчитайте про себя, подумайте о чём-либо приятном ; Побегайте, дайте себе физическую нагрузку. Внушайте себе, что всё не так плохо ; Выясните, как успокаивают себя в этом случае другие, и попробуйте делать то же самое.

Слайд 7

Задание 1. “Мой эмоциональный опыт”

Слайд 8

Задание 2. “Мой портрет в лучах солнца”

Слайд 9

Научный факт Сердечно-сосудистые заболевания – это болезни образа жизни !!

Слайд 10

Бессердечье к себе – это тоже увечье. Не пора ли тебе отдохнуть? Прояви, наконец, сам к себе человечность. Сам с собою побудь… Е. Евтушенко

Слайд 11

Сила эмоции Полисмен увидел человека, который собирался прыгнуть с моста. «Проблемы с деньгами?», - спросил полицейский. «Нет». «Проблемы в семье?» Тот снова покачал головой. «Тогда в чем же дело?» «Меня волнуют мировые проблемы», - ответил самоубийца. «Послушай, все не так уж плохо, давай прогуляемся по мосту и все обсудим», – сказал полисмен. Они около часа бродили взад и вперед, обсуждая мировые проблемы. Потом прыгнули оба.

Слайд 12

Задание 3. Охарактеризуйте человека, которому принадлежат эти слова

Слайд 13

Задание 4. Согласны ли вы с высказыванием?

Слайд 14

Рекомендации по управлению эмоциями и чувствами Уважайте выражение чувств других. Проявите терпимость к переживаемой кем-то бурной эмоции. Поощряйте в других желаемое для вас поведение. Откажитесь от негативной борьбы за лидерство (конфликтов, грубости, агрессии). Нейтрализуйте желание отомстить. Избегайте упрёков и критики.

Слайд 15

СПАСИБО!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематика классных часов для студентов первого курса (База 9 классов) специальность Физическая культура

Представлена тематика классных часов по следующим направлениям: Компетентция гражданственностиКомпетенция самосовершенсвованиКомпетенция смвсловой ориентации в миреКомпетенция здоровьес...

Материалы для проведения классных часов на 1-х курсах техникума, колледжа

Материалы для проведения классных часов на первых курсах техникума, колледжа, способствующих успешной адаптации студентов: "Как правильно организовать своё время", "Как сделать свою жизнь интересней",...

Классный час для студентов 1 курса «Безопасность на летних каникулах»

Цель: обобщить знания учащихся по правилам поведения на летних каникулах.Задачи:1. Убедить учащихся в необходимости ведения здорового образа жизни.2. Расширить их знания о правилах безопасности.3. Раз...

Методическая разработка классного часа для студентов 1 курса на тему: «Семья и семейные ценности» с презентацией

Методическая разработка классного часа для студентов 1 курса на тему: «Семья и семейные ценности»Форма проведения - круглый стол. Для создания необходимой эмоциональной атмосферы использованы:1 В...

План-конспект классного часа в группах 1 курса Тема: «Береги здоровье смолоду!»

План-конспект классного часа в группах 1 курсаТема: «Береги здоровье смолоду!»...

Классный час для обучающихся третьего курса СПО "Будь уверен в себе"

Данный классный час проводится с обучающимися третьего курса. В нем рассматриваются методы определения самооценки личности, тренингги для выработки уверенности в себе....

Влияние чувств и эмоций на успешность процесса

Достаточно сложно представить человека, у которого не было бы эмоций и чувств, ведь они сопровождают нас всю жизнь....