Методическая разработка по предмету "Основы материаловедения и технология общеслесарных работ" по теме: "Нарезание крепежных резьб метчиками и плашками"
методическая разработка

Боталова Яна Викторовна

ПЛАН УРОКА

 

 

 

Группа №

Профессия Станочник широкого профиля

Мастер производственного обучения Боталова Я.В.

Тема программы: «Обработка деталей на токарно-винторезных станках»

Тема урока: «Нарезание крепежных резьб метчиками и плашками»

Цели урока:

обучающая:

  • закрепить знания обучающихся по технике безопасности;

  • сформировать у обучающихся понятия о «резьбах», «их изображении», «обозначении», «технологии нарезания резьб на типовых деталях»;

  • изучить требования стандартов на резьбы.

развивающая:

  • различать профиль резьбы, угол профиля, ход резьбы, шаг резьбы на крепежных деталях;

  • анализировать и устранять возможные причины брака при нарезании резьбы на крепежных деталях.

воспитательная

  • формировать осознанную потребность в труде;

  • воспитывать инициативу и самостоятельность в трудовой деятельности;

  • прививать навыки бережного отношения к инструменту и оборудованию;

  • формировать чувство коллективизма и взаимопомощи.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный с элементами беседы, практически-показательный.

Форма организации урока: групповая.

Межпредметная связь: материаловедение, допуски и посадки, общий курс токарное дело.

Материально-техническая база

  • оборудование (станки токарно-винторезные модели;

  • режущий инструмент;

  • контрольно-измерительный инструмент;

  • готовое изделие - эталон, заготовки.


 


 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_1.docx267.41 КБ

Предварительный просмотр:

Утверждаю:

Ст. мастер КСиПТ _______________  

«____» _________ 20___г.

ПЛАН УРОКА

Группа №        

Профессия Станочник широкого профиля

 Мастер производственного обучения Боталова Я.В.

Тема программы: «Обработка деталей на токарно-винторезных станках»

Тема урока: «Нарезание крепежных резьб метчиками и плашками»

Цели урока:         

обучающая:

  • закрепить знания обучающихся по технике безопасности;
  • сформировать у обучающихся  понятия о «резьбах», «их изображении», «обозначении», «технологии нарезания резьб на типовых деталях»;
  •  изучить требования стандартов на резьбы.

развивающая:

  • различать профиль резьбы, угол профиля, ход резьбы, шаг резьбы на крепежных деталях;
  • анализировать и устранять возможные причины брака при нарезании резьбы на крепежных деталях.        

воспитательная

  • формировать осознанную потребность в труде;
  • воспитывать инициативу и самостоятельность в трудовой деятельности;
  • прививать навыки бережного отношения к инструменту и оборудованию;
  • формировать чувство коллективизма и взаимопомощи.        

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный с элементами беседы, практически-показательный.

Форма организации урока: групповая.

Межпредметная связь: материаловедение, допуски и посадки, общий курс токарное дело.                        

Материально-техническая база

  • оборудование (станки токарно-винторезные модели;
  • режущий инструмент;
  • контрольно-измерительный инструмент;
  • готовое изделие - эталон, заготовки.

ХОД УРОКА

1.Организационная часть (5 минут).

1.1. Проверить по журналу явку обучающихся.

1.2. Проверить внешний вид обучающихся (спецодежду).

2.Вводный инструктаж (40 минут).

  1. Сообщить тему программы.
  2. Сообщить тему урока.
  3. Сообщить учебную цель урока.

2.4.Актуализация опорных знаний обучающихся.

  1. Провести опрос (фронтальная форма) по материалу, пройденному на предыдущих уроках:
  1. Каковы технические требования, предъявляемые к резьбовой поверхности и к детали?
  2. Какие виды резьбы, относятся к крепежной?
  3. Каково назначение резьбы?
  4. Каковы основные элементы резьбы?
  5. Как обозначается резьба на чертежах?
  6. Какие виды брака при нарезании резьбы резцами вы знаете?
  7. Как производится контроль резьбы?
  8. Расшифруйте обозначение резьбы на чертежах:
  • М20 – 7h 6h
  • M30 x 1, 5LH – 5H6H-25
  1. Виды резьбы по числу заходов по направлению витков?

2.5. Показ обучающимися приемов сверления отверстий на токарном станке.

2.6.Объяснение нового материала:

2.6.1.Рассказ с использованием информационных технологий.

Нарезание резьбы называется - образование резьбы снятием стружки наружных или внутренних поверхностей заготовок деталей.

Резьбы на деталях получают - нарезанием на сверлильных станках, токарных,

резьбонарезных и вручную. Внутреннюю резьбу нарезают метчиками, а наружную - плашками.

2.6.2.Для нарезания наружной резьбы используют плашки. Режущие кромки, образованные продольными отверстиями, в местах пересечения с профилем резьбы имеют форму клина и обеспечивают резание заготовки.

Для нарезания резьбы плашкой на стержне необходимо по таблице определить диаметр стержня и проточить заготовку на данный диаметр с обязательным снятием фаски.

Диаметр резьбы, мм

3

4

5

6

8

10

Диаметр стержня, мм

2,9

3,9

4,8

5,8

7.9

9,9

Схема нарезания резьбы плашкой на токарно-винтовом станке:
1 – трехкулачковый патрон; 2 – заготовка; 3 – плашкодержатель с плашкой;
4 – пиноль задней бабки; 5 – планка; 6 – резцедержатель

При нарезании резьбы плашкой на токарном станке необходимо установить корпус плашкодержателя в пиноль задней бабки и опереть рукоятку о поверхность верхней части суппорта; вращением маховичка задней бабки подавать плашку на вращающуюся деталь до тех пор, пока она полностью не навинтится на заготовку. Рекомендуется нарезать несколько ниток резьбы вручную и только потом включать станок.

Скорость резания должна составлять: для стали 3-4 м/мин; для чугуна — 2,5 м/мин; для латуни 9-5 м/мин. При нарезании необходимо применять соответствующие смазочно-охлаждающие жидкости.

2.6.2.Для нарезания внутренней резьбы применяются метчики. Метчики по назначению делят на ручные, машинные - ручные и машинные и состоит из рабочей и хвостовой части с прямыми и винтовыми канавками. Рабочая часть метчика состоит из заборной и калибрующей. Заборная часть в виде конуса делают основную работу. Калибрующая - направляет метчик в отверстие. Канавки -  углубление (для удаления и размещения стружки.)

http://tehinfor.ru/s_3/img/ris_234.jpghttp://tehinfor.ru/s_3/img/ris_235.jpg

Режущие кромки зубья имеют форму клина. Метчик - 1 (черновой); 2 (средний) и З (чистовой) на хвостовике указывают размер резьбы.  Комбинированные метчики состоят из 2 частей: 1 часть для предварительного, а 2 - окончательного (чистовая). Воротки (квадрат) регулируемый.

http://mgplm.org/_pu/0/36588679.jpg

Схема нарезания внутренней резьбы метчиком.

Подбор сверл для сверления отверстий под резьбу определяют по таблице После сверления заготовку закрепляют в тиски вертикально по угольнику, затем левой рукой прижимают вороток к метчику. Правой рукой поворачивают его                  вправо до тех пор, пока метчик не врежется на несколько ниток в металл и не займет устойчивое положение, после чего вороток берут за рукоятку двумя руками и вращают с перехватом рук через каждых пол оборота. Вращают 1-2 оборота вправо и 0,5 оборота влево (стружка ломается).

2.6.4.  Контроль резьбы. Шаг резьбы измеряют резьбовым шаблоном, представляющим собой пластину 2 , на которой нанесены зубцы с шагом резьбы, обозначаемым на плоскости шаблона. Набор шаблонов для метрической или дюймовой резьбы скрепляется в кассету 1. Резьбовыми шаблонами определяют только шаг резьбы.

http://www.autowelding.ru/img2/fas46.jpg

Правильность выполненной на детали внутренней и наружной резьбы комплексно оценивают с помощью резьбовых калибров.  Резьбовые калибры разделяют на проходные, имеющие полный профиль резьбы и являющиеся как бы прототипом детали резьбового соединения, и непроходные, контролирующие только средний диаметр резьбы и имеющие укороченный профиль.

http://tehinfor.ru/s_3/img/ris_230.jpg

Для измерения наружного, среднего, внутреннего диаметров и шага резьбы применяют резьбовые микрометры. Резьбовой микрометр имеет в шпинделе и пятке посадочные отверстия, в которые устанавливают комплекты сменных вставок, соответствующие измеряемым элементам резьбы. Для удобства измерений резьбовой микрометр закрепляют в стойке, а затем настраивают по шаблону или эталону.

Перед контролем проверяемые детали необходимо очистить от стружки и грязи. В процессе контроля следует осторожно обращаться с калибрами, чтобы на их рабочей резьбовой поверхности не появились забоины и царапины.

2.6.5.Безопасность труда при на резании резьбы. При нарезании резьбы  плашкой и метчиком на станке следует пользоваться правилами безопасности труда при работе на токарных станках. При поломки метчика, удаляют из отверстия плоскогубцами или ручными тисками вывертывают обломок. Стружку сметают только щеткой.

2.6.6. Демонстрация мастером производственного обучения трудовых приёмов нарезания наружной и внутренней резьбы, предупреждение возможных ошибок при выполнении работы:

  • последовательность наладки станка для нарезания наружной  и внутренней резьбы;
  • опасные зоны резания;
  • технология нарезания крепежной  резьбы;
  • приемы самоконтроля при изготовлении детали.

2.6.7. После показа и закрепления повторение ТБ:

Во время работы на токарном станке:

  • внимание уделяется режущему инструменту и приспособлениям;
  • особое внимание установленной скорости резания.

Работа проводится строго по требованиям технологического процесса и обязательно с охлаждением.

Необходимо бережное отношение к режущему и мерительному инструменту и к оборудованию.

2.6.8.Повторение пройденного материала (фронтальный опрос)

1. Где применяются резьбовые соединения?

2. Чем болт отличается от шпильки?

3. Какими инструментами нарезают наружную резьбу? Внутреннюю резьбу?

4. Что общего у плашки, метчика, резца, сверла?

5. Каково назначение канавок в плашке и метчике?

6. В какой последовательности вручную нарезают резьбу на стержне? В отверстии?

7. Почему место нарезания резьбы смазывают маслом?

8. С какой целью при нарезании резьбы плашку или метчик надо периодически возвращать на пол-оборота назад? 

2.6.8.1. Показ нарезания крепежных резьб обучаюшимися (1-2 чел.).

2.6.9.Организация работы в токарной мастерской.

  • выдача задания;
  • нормы времени на единицу изделия.

Критерии оценки (записаны на доске).

  1. Выполнение нормы.
  2. Качество и еще раз качество.
  3. Организация рабочего места.
  4. Соблюдение правил ТБ.
  5. Экономия материала.
  1. Текущий инструктаж – 300 мин.

Распределение обучающихся по рабочим местам.

Самостоятельная работа обучающихся.

  1. Целевые обходы рабочих мест обучающихся с целью выявления усвоения ими материала, проверки знаний и умений при нарезании крепежных резьб.
  2. Обратить особое внимание на слабых обучающихся.
  3. Проверка бережного отношения к оборудованию и инструменту.
  4. Контроль соблюдения обучающимися правил техники безопасности.
  5. Дополнительный инструктаж на рабочем месте.
  6. Приемка и оценивание работ.
  7. Уборка рабочих мест (контроль)

4. Заключительный инструктаж - 15 мин. 

  1. Подвести итоги работы за день.
  2. Рефлексия.
  3. Сообщить оценку качества работ каждого обучающегося.
  4. Отметить, кто из обучающихся добился отличного качества работы.
  5. Разобрать наиболее характерные недочеты в работе обучающихся.

4.6. Уборка рабочих мест.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа ОПД.02 Основы материаловедения и технология общеслесарных работ

Рабочая программа ОПД.02 Основы материаловедения и технология общеслесарных работ является частью ОПОП в соответсвии с ФГОС по профессии НПО 110800.02 Тракторист-машинист сельскохозяйственного произво...

Рабочая программа по ОП.02 «Основы материаловедения и технология общеслесарных работ» и КОС

Программа профессионального модуляразработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования(СПО)35.01.13....

Методическая разработка мастера производственного обучения по специальности "Станочник (металлообработка)" по теме: «Нарезание наружной треугольной резьбы»

ПЛАН УРОКА   Группа № Профессия_________________________________ Мастер производственного обучения Боталова Я.В.Тема программы: «Нарезание резьбы резцами»Тема урока: ...

Рабочая программа учебной дисциплины ОП 02. Основы материаловедения и технология общеслесарных работ

рабочая  программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии НПО 110800.02. Тракторист-машинист с/х производства...

Рабочая программа дисциплины ОП 03. Основы материаловедения и технология общеслесарных работ

разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта СПО среднего профессионального образования п программе подготовки квалифицированных рабочих, служащих по професии 3 5.01....

ОСНОВЫ МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ОБЩЕСЛЕСАРНЫХ РАБОТ

бюджетное профессиональное образовательное учреждениеОмской области "Павлоградский техникумсельскохозяйственных и перерабатывающих технологий"      СОГЛАСОВАНО:...