Олимпийские игры Древней Греции
план-конспект урока на тему

Липецкая Любовь Тимофеевна

Целью своей работы считаю формирование мотивации и интереса к занятиям физической культурой и спортом, пропаганду и поощрение укрепления здоровья,  создание в колледже условий для развития практических навыков ведения здорового образа жизни. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл План-конспект урока510.52 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ,  НАУКИ И МОЛОДЕЖИ

РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

 ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

«АРМЯНСКИЙ КОЛЛЕДЖ ХИМИЧЕСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ»




План-конспект внеклассного  спортивного мероприятия

«Олимпийские игры Древней Греции»
(технологии)







Разработала:                                      преподаватель  физической культуры                                              

                                                              Липецкая Л.Т.    

г. Армянск

2015 г.

Введение

Спорт входит в жизнь современных детей почти с самого рождения – с первым мячиком, первыми кроссовками, скакалками. Потом в жизни ребенка появляются первые коньки, лыжи, велосипед. Мир спорта открыт для всех. Наша задача помочь преодолеть трудности и научить любить спорт. Физическая культура и спорт оказывают всестороннее воздействие на обучающихся. Для многих физкультурно-спортивная деятельность –единственная возможность восстановления здоровья, преодоления уже имеющихся отклонений от норм физического развития.

Для того,  чтобы быть красивым, необходим режим, ограничения, постоянные физические нагрузки, неукоснительное соблюдение гигиенических норм, применение средств закаливания и др. Для этого нужны воля, выдержка, терпение. Задача учителя физической культуры – дать на уроке и спортивной тренировке чувственно-конкретное представление о красоте человеческого тела и удивительных возможностях организма. Произведения искусства, реклама, фотографии, история спорта, биографии спортсменов прошлого и настоящего – самый разнообразный материал может прийти на помощь преподавателю, если он правильно осознает свои воспитательные функции.

Целью своей работы считаю формирование мотивации и интереса к занятиям физической культурой и спортом, пропаганду и поощрение укрепления здоровья,  создание в колледже условий для развития практических навыков ведения здорового образа жизни. Достижение цели осуществляется совершенствованием методики проведения уроков, индивидуальной и групповой работой с обучающимися, развитием способностей и природных задатков, проведением внеклассных спортивных мероприятий, реализующих здоровьесберегающие технологии и содействующие разностороннему физическому и  интеллектуальному развитию личности. Применение соревновательно- игрового метода в учебном процессе по физическому воспитанию обучающихся, по сравнению с общепринятыми методами, позволяет добиться более высоких показателей их физической подготовки при одинаковых затратах времени, а сами занятия сделать более интересными. Всё это приносит  удовольствие от процесса двигательной активности, развиваются их физические и интеллектуальные способности, память, внимание, мышление. Необходимость проведения таких мероприятий очевидна, потому что они вызывают живой интерес студентов не только к полученной информации, но и желание самим поучаствовать в их подготовке и проведении, а чередование умственного труда и физических упражнений благоприятно сказывается на здоровье обучающихся.

«Олимпийские игры Древней Греции»
Цели:

Обучающие:

  • Формирование знаний об олимпийском движении, об истории физической культуры  и спорта.
  • Развитие двигательных и координационных способностей.
  • Формирование у обучающихся представления о здоровом образе  жизни.

Развивающие:

  • Повышение интереса и мотивации обучающихся к занятиям физической культурой.  
  • Стимулирование роста творческой и познавательной деятельности.      
  • Гармоничное развитие в условиях благоприятного психологического климата.
  • Развитие  силы, ловкости, выносливости.

Воспитательные:

  • Воспитание чувства дружбы, коллективизма, стремление к здоровому образу жизни.
  • Формирование  единства физического, умственного и духовного развития обучающихся.
  • Воспитание  любви к занятиям физической культурой и спортом.

Методические:

  • Демонстрация приемов применения ИКТ на уроках физкультуры.
  • Совершенствование системы учебно-воспитательной работы со студентами.

Материальное обеспечение: 

  • плакат с названием спортивного мероприятия и приветствие участникам соревнований;
  • плакаты, отражающие символику, девиз олимпийских игр, олимпийский флаг;
  • компьютер;
  • мультимедиапроектор;
  • музыкальное сопровождение;
  • видеоролик о Греции;
  • презентация о Древней Греции;
  • презентация о программе игр;
  • презентация о символике Олимпийских игр;
  • «лавровые венки»;
  • грамоты, призы для команд  участников.

Ход мероприятия:

1.Организационный момент (фанфары).

Под музыку «Герои спорта» команды заходят в спортивный зал и строятся в шеренгу лицом к жюри.

Ведущий 1.

Сегодня здесь, в спортивном зале,

Мы спорт и знанья совместим,

Мы этот славный праздник с Вами

Всемирным играм посвятим.

Ведущий 2.

Должна быть доброй, умной сила,

Должна смекалка ловкой быть;

Чтоб душу радость окрылила,

Спорт, знанья надо полюбить!

Ведущий 1.

Тот победит в соревнованье,

Кто ловок, меток и силен;

Покажет физкультуры знанье,

Кто духом, телом закален.

Преподаватель физкультуры.

Ребята, сегодня у нас необычное мероприятие. Мы будем сегодня говорить об истории возникновения Олимпийских игр. Вернемся на много столетий назад,  окунемся с головою в прошлые события, традиции первых состязаний в Древней Греции, узнаем о первых Олимпийских играх, «О разрушающем зле» и о человеке, который возродил эти игры. Мы повторим в миниатюре все олимпийские виды соревнований.  Но об этом чуть позже. А  сейчас я хочу представить Вам наших гостей:

1. Наш почетный и уважаемый  гость – мастер спорта международного класса Кулик Любовь Васильевна;

2. Администрация нашего колледжа;

3.  Преподаватели, мастера.

Слово для открытия нашего мероприятия предоставляется нашей гостье Кулик Любови Васильевне. Поприветствуем   ее, ребята (выступление гостей).

Преподаватель физкультуры.

А сейчас мы с вами совершим увлекательное  путешествие в Древнюю Грецию к истокам зарождения Олимпийских игр.

2. История зарождения Олимпийских игр (демонстрируется видеоролик, звучит «Аве-Мария»).

Преподаватель физкультуры.

«Нет ничего благороднее солнца, дающего столько света и тепла.

  Так и люди прославляют те состязания, величественнее которых нет ничего, -          

                         Олимпийские игры»                                                                                                                                         Пиндар

   Эти слова древнегреческого поэта Пиндара, написанные два тысячелетия назад, не забыты по сей день. Не забыты потому, что олимпийские состязания, проводившиеся на заре цивилизации, продолжают  жить в памяти человечества.

Нет числа мифам – один прекраснее другого! – о возникновении Олимпийских игр. Их почетнейшими родоначальниками считают богов, царей, правителей и героев. Установлено с очевидной бесспорностью одно: первая известная нам олимпиада в древности проходила в 776 году до нашей эры. И вот уже более двух тысячелетий эхом откликается она на каждой олимпиаде во всех уголках земного шара.

В Древней Греции 28 веков назад стали устраивать состязания атлетов в силе, ловкости и быстроте. Самые крупные и знаменитые спортивные состязания получили название  –   «Олимпийские игры». Период между двумя Олимпийскими играми у Древних греков назывался олимпиадой. Счет времени по олимпиадам был введен около 264 г. до н.э. историком Тимеем. Началом первой Олимпиады считается 776 г. до н.э.        С этого года велись списки победителей и установлена нумерация Олимпиад. Хронологией по олимпиадам пользовались Полибий, Диодор Сицилийский, Дионисий, Галикарнассий и другие историки.

Олимпийские игры – древнейшие и наиболее популярные общегреческие празднества и состязания. Каждые олимпийские игры превращались для народа в своего рода конгресс для правителей и философов, конкурс для скульпторов и поэтов.

Центром олимпийского мира в древности считался священный округ  Зевса в Олимпии – роща вдоль реки Алфей при впадении в нее ручья Кладей  (во время рассказа демонстрируются слайды №21,22,23,24,12,14,17,18,19,20) .

В этом прекрасном городке Эллады почти 300 раз устраивались традиционные общегреческие состязания в честь бога-Громовержца. У холма Кронос раскинулась заповедная территория, тишину которой один раз в четыре  года нарушало олимпийское торжество.

Такова Олимпия, колыбель игр. О её былом величии напоминают ныне отнюдь не безмолвные руины, а  свидетельства античных авторов, находки раскопок, статуи и изображения на вазах и монетах, которые воссоздают картину олимпийских зрелищ. Возле священной Олимпии вырос в последствии одноименный городок в окружении апельсиновых и оливковых рощ (демонстрируются слайды № 5-6).

 Ныне Олимпия – типичный провинциальный городок, живущий туристами, что стекаются к олимпийским развалинам со всего света. В нем решительно все      олимпийское: от названия улиц до блюд в тавернах и сувениров в бесчисленных лавчонках. Достопримечателен же он своими музеями – археологическими и олимпийским, а если  перейти каменный мостик через ручей Кладий,  то по другую сторону – заповедная Олимпия. Стоит протянуть руку и дотронешься до ветви дикой оливы, какой венчали голову Олимпионика. Над головой простерли свои короны могучие сосны и дубы. А выше - голубизна неба, под шатром которого тут были воздвигнуты, величественные сооружения. Увы, их не пощадили ни землетрясения, ни разливы рек, ни время. Но как поразительны эти остатки былого величия!

 Своей поныне сохранившейся славой Олимпия всецело обязана Олимпийским играм, хотя проводились они там лишь раз в четыре года и длились считанные дни. В перерывах между играми пустовал огромный стадион, расположенный неподалеку, в котловине у холма Кроноса. Зарастали травой беговая дорожка стадиона и окаймлявшие арену откосы холма и насыпей, служившие трибуной для зрителей. Не раздавался стук копыт и грохот колесниц на ипподроме. Не было тренирующихся атлетов на окруженной статуями просторной площади гимнасия (демонстрируются слайды № 1,7,8) и в монументальном здании палестры (здание размером 66х66 м с помещениями для различных упражнений, игры в мяч, с банями, комнатами для отдыха и гигиенических процедур). Не слышались голоса в леонидайоне – гостинице для почетных гостей (демонстрируются слайды № 2,3,4).

Зато во время Олимпийских игр здесь бурлила жизнь. Десятки тысяч прибывающих атлетов и гостей до отказа заполняли грандиозные по тем временам спортивные сооружения. Их ансамбль по своему составу в основе мало отличался от современных спортивных комплексов. В те далекие времена на Олимпиадах выявлялись лишь победители в отдельных видах соревнований – Олимпионики. Говоря современным языком, никто не фиксировал абсолютные достижения атлетов. Совершенство мест соревнований поэтому мало кого интересовало. Всех больше занимала обрядовая сторона праздника, посвященная Зевсу.

3. Возникновение олимпийского стадиона (демонстрируются слайды                   № 9,10,11,13).

Как известно, древнегреческую историю с некоторой степенью достоверности отображает мифология. Один из поэтических мифов древней  Греции повествует о том, как возник олимпийский стадион. Если прислушаться к этой легенде, то его основатель − Геракл из Крита. Примерно в 17 веке до н.э. Геракл  и его четыре брата высадились на Пелопоннесском полуострове. Там, у холма с могилой титана Кроноса, согласно преданию побежденного в борьбе сыном Зевса, Геракл в честь победы своего отца над дедом организовал соревнования со своими братьями в беге. Для этого на площадке у подножия холма он отмерил расстояние в 11 стадий, которое соответствовало 600 его ступням. Импровизированная беговая дорожка длиной 192 м 27 см и послужила основой будущего Олимпийского стадиона. На протяжении трех столетий именно на  этой примитивной арене далеко не регулярно проходили игры, названные позднее Олимпийскими.

Постепенно Олимпиады завоевали признание всех государств, расположенных на Пелопонесском полуострове, а к 776 г. до н.э. приобрели общегреческий характер.

3. Демонстрируется презентация «Программа игр» (звучит музыкальный фрагмент «Сиртаки»).

4. Рассказ студента «Разрушающее зло» (звучит  музыкальный фрагмент «Время, вперёд»).

Как много сил, таланта, изобретательности вложили зодчие славной Эллады, чтобы возвести сооружения Олимпии для проведения Олимпиад. До сих пор они пленяют совершенством форм. Проходя мимо руин гимнасимуса, Филлипеона, Парламента, невольно останавливаешь взгляд на руинах стадиона: видны аккуратно распиленные бруски − остатки колонн, украшавших некогда гимнасимусы; остатки массивных стен, рассчитанных на века и поросших травой забвения; сбитые киркой и ломом ступени, которые вели к площадке, где чествовали олимпиоников. Какой же силы должно было быть зло разрушающее! (демонстрируются слайды № 15,16).

Всё это дело рук одного человека – Феодосия I (демонстрируется слайд с изображением  Феодосия). К счастью, жил он давно, шестнадцать веков назад, но имя своё увековечил. Что дорогого он сделал для своих соотечественников и для человечества вообще, это неизвестно никому. Зато все помнят, что сделал недоброго. Феодосий I, римский император, насильственно насаждавший христианство, усмотрев в Олимпийских играх языческий обряд, специальным указом запретил их проведение. Ему не нравилось, что молодёжь Эллады собиралась в Олимпии и состязалась в ловкости и силе, а знаменитые поэты слагали оды в честь самых искусных атлетов. Венценосный неулыба считал, что человек является на свет божий, чтобы совершенствовать душу и истязать тело – его греховное вместилище.

Был император человеком напористым и энергичным, какими часто бывают, увы, люди злобные и недалёкие. И немало сил положил, чтобы добиться своего. Печально знаменитый Герострат не сгодился бы ему в подмётки от сандалий: один только храм уничтожил – и всего-то? Сколько лет могли возводить храм – десять, пятнадцать, ну, положим, сорок. Всего-то? Олимпийские же игры «возводились» одиннадцать веков. Их идеи, распространившись далеко за пределы Греции, владели умами многих достойных мужей.

Добился-таки своего император! И чтобы закрепить в памяти поколений свой вклад в историю цивилизации, предложил подчиненным именовать себя Великим. Для того, чтобы выправить то, что сотворил этот «великий», человечеству понадобилось полтора тысячелетия. Олимпиады были восстановлены лишь в конце XIX века.

В течении 1168 лет в Олимпии регулярно раз в четыре года устраивались состязания античных атлетов. Было проведено 293 олимпиады.

5.  Возрождение Олимпийских игр (демонстрируются слайды  с изображением Пьера де Кубертена,  звучит музыкальный фрагмент  "Джордж Майкл").

Преподаватель физкультуры. 

С наступлением эпохи Ренессанса, восстановившей интерес к искусству Древней Греции, вспомнили про Олимпийские игры. Возродил Олимпийские игры французский общественный деятель, педагог, историк Пьер де Кубертен.  Он сказал: «Нужно сделать спорт интернациональным, нужно возродить олимпийские игры!». Был созван первый Международный конгресс, на котором был избран Олимпийский комитет, а также принята Олимпийская хартия. Пьер де Кубертен принял решение провести первые олимпийские игры в 1896 году в Греции.

6. Рассказ студента о символике Олимпийских игр (демонстрируются слайды с символикой, студент читает текст со слайдов).

7. Практическая часть.

Преподаватель физкультуры. 

Вот мы и закончили путешествие в Олимпию, но самое интересное у нас впереди. Сейчас мы с вами окунемся в мир спорта и олимпиад, и пройдем все те этапы пятиборья, которые были в Древней Греции. Команды, готовы? Отлично! Тогда начинаем! Всех участников нашего олимпийского пятиборья прошу занять свои места.

Ведущий 2. 

Спортсмены нашей страны вместе с другими спортсменами − участниками Олимпийских игр, а также судьи перед началом соревнований дают клятву, в которой обязуются соблюдать правила игр и честно бороться за первенство. Давайте и мы примем эту клятву.

Главный судья и один из участников соревнований зачитывают клятву судей и спортсменов.

Олимпийская клятва судей.

От имени всех судей и официальных лиц я обещаю, что мы будем выполнять наши обязанности на этих Олимпийских играх с полной беспристрастностью, уважая и соблюдая правила, по которым они проводятся, в истинно спортивном духе.

Олимпийская клятва спортсменов

От имени всех спортсменов я обещаю, что мы будем участвовать в этих Олимпийских играх, уважая и соблюдая правила, по которым они проводятся, в истинно спортивном духе, во славу спорта и во имя чести своих команд.

Ведущий 1.

Теперь команды выступают,

Их капитаны представляют.

Идет представление команд: название команды, ее девиз, команда показывает домашнее задание (перед каждым видом соревнований проводится показ слайдов с криптограммами видов Олимпийского пятиборья, каждый конкурсный этап сопровождается музыкальными фрагментами:

1. Бег (музыкальный фрагмент «12 стульев»).

2. Метание копья (дротиков)  (музыкальный фрагмент «Дробь 5»).

3. Метание диска (мяча) (музыкальный фрагмент «Ну, погоди»).

4. Прыжки в длину (музыкальный фрагмент «Джурджалялим»).

5. Борьба (музыкальный фрагмент «Макарена»).

7.1.  Линейная эстафета «Самые быстрые».

От каждой команды участвует 5 человек. Команды строятся в колонну по одному за волейбольной линией нападения. В руке у первого участника − эстафетная палка. По команде: «Марш!», - оббежать эстафетную стойку, находящуюся на лицевой линии, оббежать команду и передать эстафетную палку следующему участнику. Побеждает команда, первой закончившая эстафету.

7.2.  Вопросы по истории Олимпийских игр.

а) Какая страна является родиной Олимпийских игр?

Греция.

б) Когда состоялись первые Олимпийские игры?

В 776 г. до н. э.

в) Как назывался олимпийский чемпион в древности?

Олимпионик.

7.3. Прыжок в длину с места (эстафета).

От каждой команды участвует 5 человек. Команды строятся за лицевой волейбольной линией. По команде судьи каждый совершает прыжок в длину с места приземления предыдущего участника своей команды. Побеждает команда, оказавшаяся в сумме всех прыжков дальше всех.

7.4. Вопросы по истории Олимпийских игр.

а) Как называлось древнегреческое пятиборье?

Пентатлон.

б) Сколько было проведено Олимпийских игр в Древней Греции?

293 Олимпиады.

в) Кто и когда запретил проведение Олимпийских игр?

Император Феодосий I в 394 г. до н. э.

7.5. Ведущий 1.

Сейчас мальчишкам представляю

Возможность силу проявить.

Канат тянуть я их поставлю -

Здесь надо сильным, крепким быть!

К командам обращаюсь всем:

Мальчишек надо только семь!

Судья проводит соревнования по перетягиванию каната по круговой системе; объявляет победителя.

7.6. Вопросы по истории Олимпийских игр.

а) Где и как зажигается Олимпийский огонь?

В Греции в Олимпии от солнечных лучей.

б) Что такое стадий?

В Древней Греции бег на короткую дистанцию, длинной 192 м  27 см.

в) Назовите вид спорта, который ведет свою родословную от кулачных боев, воспетых еще Гомером?

Бокс.

7.7. Метание в цель.

Команда состоит из 5 человек. Каждый участник соревнований поочередно метает дротик. Результаты суммируются. Команда, набравшая большую сумму метров, побеждает в соревновании.

7.8. Вопросы по истории Олимпийских игр.

а) Чем награждался победитель Игр Древней Греции?

Лавровым венком.

б) Чему равна длина дистанции в марафонском беге?

42 км  195 м.

в) Назовите имя первого победителя Олимпийских игр?

Короб - повар из Эллады.

7.9. Борьба

От каждой команды вызывается по 5 человек. В круг заходят по одному участнику из разных команд. Участники убирают руки за спину и пытаются вытолкнуть друг друга из круга. Соревнование проводится по круговой системе. Побеждает команда, набравшая больше всех побед.

7.10. Вопросы по истории Олимпийских игр.

а) Как выглядит Олимпийский флаг?

Белое полотнище с пятью переплетенными кольцами.

б) Назовите цвета олимпийских колец? В какой последовательности они расположены?

Верхний ряд - синее, черное, красное; нижний ряд - желтое, зеленое.

в) Кто возродил Олимпийские Игры?

Французский педагог Пьер де Кубертен.

7.11. Бег колесниц (эстафета).

На старт вызывается по 3 человека от каждой команды. Два игрока берутся за руки (крест на крест), а третий участник команды присаживается им на руки. По команде «Марш!» они должны пересечь линию финиша, пробежав 1 круг по спортивному залу. Команды стартуют поочередно. Время прохождения дистанции определяется по секундомеру. Пока судьи подводят итоги спортивных состязаний, команды отдыхают

8. Построение команд. Главный судья объявляет итоги спортивного праздника. Вынос оливковых венков (звучит музыкальный фрагмент «Эра-Амено»).

9. Награждение победителей венками. Заключительное слово гостьи Кулик Любови Васильевны.

Ведущий 1. Юные друзья! Наш праздник завершен. Пройдет немного времени, и лучшие спортсмены нашей планеты соберутся для участия в Олимпийских играх. К этому времени мы проведем еще немало соревнований. Мы надеемся, что от этого спортивного праздника в Вас загорелся олимпийский дух, который поведет Вас дорогой физического, умственного и духовного совершенствования, и может кто-то из Вас достигнет высот Олимпийского пьедестала.

Ведущий 2.

Спасибо Вам и до свиданья!

До новых встреч в спортзале этом!

Соединяйте спорт и знанья!

И душу грейте добрым светом!

Под звуки спортивного марша «Герои спорта» участники спортивного праздника выходят из спортивного зала.

E:\фотографии\бурса открытый урок\P1010383.JPG

E:\фотографии\бурса открытый урок\P9101113.JPG


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Древнегреческие Олимпийские игры и их значение в жизни Древней Греции»

История олимпийских соревнований уходит своими корнями далеко в древность. Культура, созданная греческим народом, сыграла выдающуюся роль в развитии человечества. Произведения литературы и искусства, ...

Урок изучения нового материала "Цивилизация Древней Греции до греко - персидских войн"

1.      Основные характеристики античной цивилизации2.       Становление полисной цивилизации в Греции: географические и социальные предпосылки.3...

Методическое пособие для преподавателя по дисциплине: «История» по теме: «Древняя Греция»

Методическое пособие для преподавателя по дисциплине: «История» по теме: «Древняя Греция»...

Технологическая карта урока по истории древнего мира на тему "Олимпийские игры в древности".

5 класс. Всеобщая история. История Древнего мира. А.А. Вигасин, Г. И. Годер....

Презентация к занятию по дисциплине "Родной язык" на тему: "Риторика как наука.Риторика в Древней Греции и Древнем Риме"

Презентация предназначена для проведения учебных занятий по дисциплине "Родной язык" на тему: "Риторика как наука.Риторика в Древней Греции и Древнем Риме"...

Презентация на тему "Риторика как наука Риторика в Древней Греции и Древнем Риме"

Презентация на тему "Риторика как наукаРиторика в Древней Греции и Древнем Риме"...