Материалы по специальности 38.02.05 «Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров».По учебной дисциплине «Метрология и стандартизация»
методическая разработка на тему

мильяшенко ольга николаевна

Рабочая программа.  Декомпозиция ОПОР по учебной дисциплине «Метрология и стандартизация». МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по учебной дисциплине «Метрология и стандартизация».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Рабочая программа188.5 КБ
Microsoft Office document icon dekompozitsiya_tv.doc37 КБ
Microsoft Office document icon vsr_tv.doc590.5 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

НОВОКУЗНЕЦКИЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ

(ГОУ СПО НТЭТ)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«МЕТРОЛОГИЯ И СТАНДАРТИЗАЦИЯ»

Специальность:

38.02.05 «Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров».

2014 г.

Одобрено

ЦМК механических

дисциплин

Протокол №    от                   201    г

Председатель ЦМК

                    С.В.Левченко

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора по УР

«       »                    201    г

                      Е.Д. Турбина 

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 38.02.05 «Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.07.2014 № 835.

Организация-разработчик: ГОУ СПО НТЭТ

Разработчик: Мильяшенко О.Н. - преподаватель высшей квалификационной категории


СОДЕРЖАНИЕ

стр.

1.

ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «МЕТРОЛОГИЯ И СТАНДАРТИЗАЦИЯ»

4

2.

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6

3.

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

10

4.

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

12


1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «МЕТРОЛОГИЯ И СТАНДАРТИЗАЦИЯ»

  1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины «Метрология и стандартизация» является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом по специальности среднего профессионального образования 38.02.05 «Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров».

Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании: повышения  квалификации руководителей среднего звена, рабочих, специалистов, профессиональной переподготовки рабочих и служащих: кассир торгового зала, кладовщик, комплектовщик товаров, лаборант химико-бактериологического анализа, приемщик товаров, продавец продовольственных товаров, продавец непродовольственных товаров, агент по закупкам, агент по снабжению, агент торговый, коммивояжер, экспедитор по перевозке грузов.

  1.  Место дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена:

Дисциплина «Метрология и стандартизация» входит в профессиональный учебный цикл.

  1.  Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины студент должен уметь:

- применять требования нормативных документов к основным видам продукции, товаров, услуг и процессов;

- оформлять техническую документацию в соответствии с действующей нормативной базой;

- использовать в профессиональной деятельности документацию систем качества;

- приводить несистемные величины измерений в соответствии с действующими стандартами и международной системой единиц СИ;

В результате освоения дисциплины студент должен знать:

- основные понятия метрологии;

- задачи стандартизации, ее экономическую эффективность;

- формы подтверждения соответствия;

- основные положения систем (комплексов) общетехнических и организационно - методических стандартов;

- терминологию и единицы измерения величин в соответствии с действующими стандартами и международной системой единиц СИ.

Результатом освоения программы дисциплины является усвоение знания и приобретенные студентами умения, которые направлены на формирование профессиональных и общих компетенций.

ПК 1.1. Выявлять потребность в товарах.

ПК 1.2. Осуществлять связи с поставщиками и потребителями продукции.

ПК 1.3. Управлять товарными запасами и потоками.

ПК 1.4. Оформлять документацию на поставку и реализацию товаров.

ПК 2.1. Идентифицировать товары по ассортиментной принадлежности.

ПК 2.2. Организовывать и проводить оценку качества товаров.

ПК 2.3. Выполнять задания эксперта более высокой квалификации при проведении товароведной экспертизы.

ПК 3.1. Участвовать в планировании основных показателей деятельности организации.

ПК 3.2. Планировать выполнение работ исполнителями.

ПК 3.3. Организовывать работу трудового коллектива.

ПК 3.4. Контролировать ход и оценивать результаты выполнения работ исполнителями.

ПК 3.5. Оформлять учетно-отчетную документацию.

OK 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

  1.  Количество часов на освоение программы дисциплины: максимальной учебной нагрузки студента 48 часа, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки студента 32 часов; самостоятельной работы студента 16 часов


2 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «МЕТРОЛОГИЯ И СТАНДАРТИЗАЦИЯ»

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

48

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

32

в том числе:

практические занятия

8

Самостоятельная работа студента (всего)

16

в том числе:

Проектное задание

Решение ситуационных задач.

Выполнение заданий в рабочей тетради «Метрология, стандартизация, сертификация»

6

4

6

Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Метрология и стандартизация»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа студента

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1 Основы метрологии

10

Тема 1.1 . Общие сведения о метрологии

Содержание учебного материала

2

2

1

Основные понятия метрологии. Задачи метрологии. Нормативно-

правовая основа метрологического обеспечения точности. Применение

знаний основ метрологии в области реализации потребительских товаров.

2

Тема 1.2 Объекты и субъекты метрологии

Содержание учебного материала

2

1

Терминология и единицы измерений величин в соответствии с

действующими стандартами и международной системой единиц СИ.

Единство измерений и единообразие средств измерений.

Метрологическая служба. Международные организации по метрологии.

2

3

Практическое занятие№1

2

Перевод несистемных величин измерений в соответствии с действующими стандартами и международной системой единиц (СИ)

2

Тема 1.3 Средства, методы и погрешность измерения

Содержание учебного материала

2

2

1

Средства и методы измерений: классификация, назначения. Выбор средств измерения и контроля. Поверочные клейма и свидетельства. Погрешность измерения. Причины их возникновения, способы обнаружения пути их устранения.

2

Самостоятельная работа студентов

2

1

Выполнение заданий раздела 1 «Метрология» рабочей тетради «Метрология, стандартизация, сертификации».

2

Раздел 2 Основы стандартизации

22

Тема 2.1 Система стандартизации

Содержание учебного материала

4

1

Задачи и цели стандартизации, основные направления развития. Объекты

и субъекты стандартизации. Экономическая эффективность стандартизации.

2

2

2

2

Основные положения систем (комплексов) общетехнических и организационно-методических стандартов. Система стандартизации в РФ, перечень стандартов, входящих в систему.

2

2

Самостоятельная работа студентов

6

2

Проектное задание

6

Тема 2.2. Средства стандартизации и технического регулирования.

Содержание учебного материала

6

2

1

Нормативные документы в области стандартизации, понятия, виды,

определения. Технические регламенты.

2

2

2

Стандарты: категории и виды. Правила разработки и утверждения стандартов. Требования к структуре и содержание стандартов.

2

2

3

Модель системы качества, установленная на основе принципа

«процессного» подхода. Процессы жизненного цикла продукции.

2

3

Практическое занятие №2

2

Оформление технической документации в соответствии с действующей нормативной базой

2

Практическое занятие №3

2

Соблюдение требований нормативных документов к основным видам продукции, товаров, услуг и процессов при решении ситуационных задач.

2

Самостоятельная работа студентов

2

3

Заполнение рабочей тетради «Метрология, стандартизация, сертификации».

Выполнение заданий раздела 2 «Стандартизация».

2

Раздел 3. Оценка подтверждения соответствия продукции и услуг

16

Тема 3.1 Оценка подтверждения соответствия

Содержание учебного материала

6

2

1

Оценка подтверждения соответствия. Формы подтверждения соответствия:

понятие, виды деятельности, формы.

2

2

2

Сертификация соответствия. Декларация соответствия. Структурные

элементы сертификации: цели, задачи, принципы, виды, объекты, субъекты.

2

2

3

Правила проведения сертификации и декларирования продовольственного и непродовольственного сырья: формы и порядок проведения сертификации. Основания для выдачи сертификатов и деклараций. Схема сертификации Государственный инспекционный контроль за соблюдением обязательной сертификации. Правила заполнения бланков сертификатов.

2

3

Практическое занятие№4

2

Использование в профессиональной деятельности документации систем качества» при решении ситуационных задач.

2

Самостоятельная работа студентов

2

Решение ситуационных задач по особенностям проведения сертификации товаров. Решение ситуационных задач по соблюдению требований к заполнению бланков сертификатов.

2

Тема 3.2 Знаки соответствия

Содержание учебного материала

2

2

1

Условные обозначения, закодированные в виде знаков соответствия и эко-

знаков. Защита копий сертификатов соответствия.

2

Самостоятельная работа студентов

4

Решение ситуационных задач по расшифровке условных обозначений, кодированию информации, по определению подлинности копий сертификата

2

4

Выполнение заданий раздела 3 «Сертификация» рабочей тетради «Метрология, стандартизация, сертификации».

2

Всего:

48


3 .УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ «МЕТРОЛОГИЯ И СТАНДАРТИЗАЦИЯ»

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета Метрологии и стандартизации.

Оборудование учебного кабинета:

  • мебель для организации рабочего места преподавателя,
  • мебель для организации рабочих мест студентов,
  • мебель для рационального размещения и хранения учебного оборудования,
  • мебель для организации использования аппаратуры.

Технические средства обучения:

  • компьютер с лицензионным программным обеспечением;
  • мультимедийный проектор.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Нормативно-правовые источники:

1 О техническом регулировании, [электронный ресурс] : Фед. Закон от 27 декабря 2002 г. № 184-73 : по состоянию 01.09.2013 г.- Режим доступа : http : // consultant.ru /, свободный – Заглавие с экрана.

2 Об обеспечении единства измерений, [электронный ресурс] : Фед. Закон от 27 апреля 1993 г. № 4871-1 : по состоянию 01.09.2013 г.- Режим доступа : http : // consultant.ru /, свободный – Заглавие с экрана.

3 О защите прав потребителей, [электронный ресурс] : Фед. Закон от 07 февраля 2002 г. № 2300-1 : по состоянию 01.09.2013 г.- Режим доступа : http : // consultant.ru /, свободный – Заглавие с экрана.

4 О качестве и безопасности пищевых продуктов, [электронный ресурс] : Фед. Закон от 02 января 2000 г. № 184-73 : по состоянию 01.09.2013 г.- Режим доступа : http : // consultant.ru /, свободный – Заглавие с экрана.

Основные источники:

1 Дубовой, Н.Д. Основы метрологии, стандартизации и сертификации [Текст] : учеб. для студ. образ. учреждений сред. проф. образов. / Н.Д.Дубовой, Е.М. Портнов.- Москва: Форум- Инфра-М, 2013.- 256 с.: ил.

2 Лифиц, И. М., Стандартизация, метрология и сертификация [Текст]: учебник для студ. образоват. учреждений СПО. / И. М. Лифиц – М. : Юрайт-Издат, 2010. – 345 с.

3 Мильяшенко, О.Н. Метрология, стандартизация, сертификация : [Текст] учебное пособие / О.Н. Мильяшенко, С.В. Левченко – Н. : 2012. – 154с.

4 Шишмарев, В.Ю. Метрология, стандартизация, сертификация и техническое регулирование [Текст] : учеб. для студ. образ. учреждений сред. проф. образов. / В.Ю. Шишмарев.- 2-е изд., стер.- Москва: Академия, 2012 .- 320 с.

Дополнительные источники:

1 Радченко , Л.А. Основы метрологии, стандартизации и сертификации в общественном питании [Текст] : учеб. пос.  для студ. образ. учреждений сред. проф. образов. / Л.А. Радченко. – Изд. 2-е., доп.  и исп. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2009. – 347с.

2 Николаева, М.А. Основы метрологии: Конспект лекций  [ Текст] : конспект лекций. - Москва: ОЦПКРТ, 2008. - 78 с.

3 Герасимов,Е.Б. Метрология, стандартизация и сертификация [ Текст] : учеб. пособие для студ. образ. учреждений среднего проф. образования. - Москва: Форум,2008

4 Алексеев, В.В. Метрология, стандартизация и сертификация  [ Текст] : учебник для студентов высших учебных заведений/ В.В. Алексеев.- Москва: Академия, 2007.- 384 с.

5 Крылова, Г.Д. Основы стандартизации, сертификации и метрологии. - 3- е изд., перераб. и доп.- Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. - 671 с.

6 Лифиц, И.М. Основы стандартизации, метрологии и сертификации [ Текст] : учебник для студентов высших учебных заведений - 7-е изд., перераб. и доп.- Москва: Юрайт-Издат, 2007.-399 с.

Интернет – ресурсы:

1 Каталог электронных образовательных ресурсов [Электронный ресурс]: портал. – Электрон. дан. – Режим доступа: fcior.edu.ru. – Загл. с экрана.

2 Каталог электронных гуманитарных книг [Электронный ресурс]: портал. –Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.gumer.info. – Загл. с экрана.

3 Метрология, стандартизация и сертификация [Электронный ресурс]: портал. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://cngh.narod.ru – Загл. с экрана.

4 Журнал «Стандарты и качество» [Электронный ресурс]: портал. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://ria-stk.ru. – Загл. с экрана.

5 Бессонова , Л.П. Метрология, стандартизация и сертификация продуктов животного происхождения [Электронный ресурс]: учебник/ Бессонова Л.П., Антипова Л.В.— Электрон. текстовые данные.— СПб.: ГИОРД, 2014.— 592 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/20181.— ЭБС «IPRbooks», по паролю

Голуб, О.В.

6 Стандартизация, метрология и сертификация [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Голуб О.В., Сурков И.В., Позняковский В.М.— Электрон. текстовые данные.— Саратов: Вузовское образование, 2014.— 334 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/4151.— ЭБС «IPRbooks», по паролю


4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «МЕТРОЛОГИЯ И СТАНДАРТИЗАЦИЯ»

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения студентами индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания)

Коды формируемых

ПК и ОК

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Освоенные умения:

применять требования нормативных документов к основным видам продукции, товаров, услуг и процессов

ПК 1.1, ПК 2.1, ПК2.3,

ПК 3.1,

ПК 3.3,

ПК 3.4, ПК 3.5

ОК 1, ОК 3, ОК 4, ОК 5, ОК 6, ОК 7, ОК 9

Анализ и оценка результатов выполнения практической работы № 3

(К.Т. № 6)

оформлять техническую документацию в соответствии с действующей нормативной базой

ПК 1.2, ПК 2.3

ПК 3.1,

ПК 3.3,

ПК 3.4, ПК 3.5

ОК 1, ОК 3, ОК 4, ОК 5, ОК 6, ОК 7, ОК 9

Анализ и оценка результатов выполнения практической работы № 2

(К.Т. № 5)

использовать в профессиональной деятельности документацию систем качества

ПК 1.3, ПК 1.4

ПК 2.1, ПК2.3, ПК 3.1,

ПК 3.3, ПК3.4,

ПК 3.5

ОК 1, ОК 3, ОК 4, ОК 5, ОК 6, ОК 7, ОК 9

Анализ и оценка результатов выполнения практической работы №4

(К.Т. № 7)

приводить несистемные величины измерений в соответствии с действующими стандартами и международной системой единиц СИ

ПК 2.2, ПК 2.3

ПК 3.5

ОК 1, ОК 2, ОК 3, ОК 4, ОК 5, ОК 6, ОК 7, ОК 10

Анализ и оценка результатов выполнения практической работы №1

(К.Т. № 1)

Усвоенные знания:

основные понятия метрологии

ПК 3.5

ОК 1, ОК 2, ОК 8

Оценка заполнения рабочей тетради «Метрология, стандартизация, сертификации»,

выполнение заданий

раздела 1 «Метрология»

(К.Т. № 2)

задачи стандартизации, ее экономическую эффективность

ПК 3.5

ОК 1, ОК 2, ОК 4, ОК 8, ОК 9

Оценка заполнения рабочей тетради «Метрология, стандартизация, сертификации»,

выполнение заданий

раздела 2 «Стандартизация» (К.Т. № 3)

формы подтверждения соответствия

ПК2.1, ПК3.5

ОК 1, ОК 2, ОК 3, ОК 4, ОК 5, ОК 8, ОК 9

Оценка заполнения рабочей тетради «Метрология, стандартизация, сертификации»,

выполнение заданий

раздела 3 «Сертификация» (К.Т. № 8) 

основные положения систем (комплексов) общетехнических и организационно - методических стандартов

ПК 3.2, ПК 3.5

ОК 1, ОК 2, ОК 4, ОК 7, ОК 8, ОК 9

Оценка заполнения рабочей тетради «Метрология, стандартизация, сертификации»,

выполнение заданий

раздела 2 «Стандартизация» (К.Т. № 3)

терминологию и единицы измерения величин в соответствии с действующими стандартами и международной системой единиц СИ

ПК 3.2

ОК 1, ОК 2, ОК 3, ОК 4, ОК 8, ОК 9

Оценка заполнения рабочей тетради «Метрология, стандартизация, сертификации»,

выполнение заданий

раздела 1 «Метрология»

(К.Т. № 2)

Дифференцированный зачет

Тестирование



Предварительный просмотр:

Приложение 1

Декомпозиция ОПОР по учебной дисциплине «Метрология и стандартизация»

Специальности: 38.02.05 «Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров»

Наименование элементов умений

Формы контроля

(контрольные точки)

Наименование элементов знаний

Формы контроля (контрольные точки)

применять требования нормативных документов к основным видам продукции, товаров, услуг и процессов

Анализ и оценка результатов выполнения практической работы № 3

(К.Т. № 6)

основные понятия метрологии

Оценка заполнения рабочей тетради «Метрология, стандартизация, сертификации»,

выполнение заданий

раздела 1 «Метрология»

(К.Т. № 2)

оформлять техническую документацию в соответствии с действующей нормативной базой

Анализ и оценка результатов выполнения практической работы № 2

(К.Т. № 5)

задачи стандартизации, ее экономическую эффективность

Оценка заполнения рабочей тетради «Метрология, стандартизация, сертификации»,

выполнение заданий

раздела 2 «Стандартизация» (К.Т. № 3)

использовать в профессиональной деятельности документацию систем качества

Анализ и оценка результатов выполнения практической работы №4

(К.Т. № 7)

формы подтверждения соответствия

Оценка заполнения рабочей тетради «Метрология, стандартизация, сертификации»,

выполнение заданий

раздела 3 «Сертификация» (К.Т. № 4)

 

приводить несистемные величины измерений в соответствии с действующими стандартами и международной системой единиц СИ

Анализ и оценка результатов выполнения практической работы №1 (

К.Т. № 1)

основные положения систем (комплексов) общетехнических и организационно - методических стандартов

Оценка заполнения рабочей тетради «Метрология, стандартизация, сертификации»,

выполнение заданий

раздела 2 «Стандартизация» (К.Т. № 3)

терминологию и единицы измерения величин в соответствии с действующими стандартами и международной системой единиц СИ

Оценка заполнения рабочей тетради «Метрология, стандартизация, сертификации»,

выполнение заданий

раздела 1 «Метрология»

(К.Т. № 2)



Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

НОВОКУЗНЕЦКИЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ

(ГОУ СПО НТЭТ)

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы

по учебной дисциплине «Метрология и стандартизация»

для специальности:

38.02.05 «Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров»

2013г.

Рассмотрено и одобрено

ЦМК товароведно-коммерческих дисциплин

Протокол №      от                  2013 г

Председатель ЦМК                      Т.А.Беляеева

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора по МР

«       »                    201   г

                      А.М.Кортелева

Методические рекомендации составлены на основании Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования: 38.02.05 «Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров», утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.07.2014 № 835, Рабочей программы учебной дисциплины «Метрология и стандартизация», утвержденной заместителем директора по УР ГОУ СПО НТЭТ.

Организация-разработчик: ГОУ СПО НТЭТ

Разработчик: Мильяшенко О.Н. - преподаватель высшей квалификационной категории


Содержание:

стр.

Пояснительная записка…………………………………………………………

4

Тематический план ВСР………………………………………………………...

5

Раздел 1. Проектное задание …………………………………………………...

6

Раздел 2. Решение ситуационных задач……………………………………….

8

Раздел 3. Выполнение заданий в рабочей тетради «Метрология, стандартизация, сертификация»……………………………………………………..

12

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы…………………………………………………………

13


Пояснительная записка

Учебная дисциплина «Метрология и стандартизация» играет важную роль в подготовке студентов к самостоятельной профессиональной деятельности, обеспечивающей формирование профессиональной компетентности будущих специалистов.

Самостоятельная работа состоит в изучении теоретических основ учебной дисциплины, нормативных документов на прием товаров по качеству и отпуску их при реализации, разработка и оформление мультимедийных презентаций.

В настоящих методических указаниях приводятся основные сведения по организации самостоятельной работы студентов при изучении учебной дисциплины «Метрология и стандартизация».

Целью самостоятельной работы студентов является организация систематического изучения учебной дисциплины: «Метрология и стандартизация» в течение семестра, закрепление и углубление полученных знаний и умений, подготовка к предстоящим занятиям, а также формирование культуры умственного труда и самостоятельности в поиске и приобретении новых знаний. Отведенное для самостоятельной работы время регламентируется рабочей программой по специальности 28.02.05 «Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров» в которой из максимальной учебной нагрузки 48 часов на внеаудиторные самостоятельные работы выделяется 16 часов.


Тематический план ВСР

по учебной дисциплине

«Метрология и стандартизация»

№ темы

Задание для самостоятельной работы

Кол-во часов

1.3

Выполнение заданий раздела 1 «Метрология» рабочей тетради «Метрология, стандартизация, сертификации» (ВСР №1)

2

2.1

Проектное задание (ВСР №2)

6

2.2

Выполнение заданий раздела 2 «Стандартизация» рабочей тетради «Метрология, стандартизация, сертификации» (ВСР №3)

2

3.1

Решение ситуационных задач по особенностям проведения сертификации товаров. Решение ситуационных задач по соблюдению заполнения бланков сертификатов.

2

3.2

Решение ситуационных задач по расшифровке условных обозначений, кодированию информации, о подлинности копий сертификата.

3

3.2

Выполнение заданий раздела 3 «Сертификация» рабочей тетради «Метрология, стандартизация, сертификации» (ВСР №4)

2

Итого

17


Раздел 1. Проектное задание

Задание ВСР № 2: Используя подручные материалы, изготовить изделия. Составить пояснительную записку.

Контроль ВСР: защита проектного задания.

Темы для проектного задания:

  1. Подставка под горячее (из любого материала)
  2. Указка
  3. Декоративная подставка для канцтоваров
  4. Полка для книг
  5. Подставка для цветов
  6. Панно
  7. Декоративная шкатулка
  8. Вазы, кувшины
  9.  Видеоролик
  10.  Видеофильм
  11. Наглядные материалы и т.д.

Студент может предложить собственный вариант проектного задания.

Алгоритм работы студента.

  1. Необходимым условием является – изготовление изделия собственноручно студентом.
  2. Проект может быть индивидуальным или групповым. При групповом проекте оценивается вклад каждого студента.
  3. Проектное задание должно сопровождаться пояснительной запиской.
  4. Пояснительная записка выполняется в соответствии с требования СТО ГОУ СПО НТЭТ 1.0 – 2012.
  5. Структура пояснительной записки:

Титульный лист

Содержание

Введение

1 Общая часть

2 Практическая часть

Заключение

Список использованных источников

Приложения

6 Содержание пояснительной записки:

В содержании перечисляются наименования разделов и подразделов (начиная с введения), список использованных источников, приложения и их наименования, а также указываются номера листов, с которых они начинаются.

Во введении раскрывается актуальность выбора задания, формируются компоненты: объект, предмет, проблема, цели, задачи проекта и др.

Состав основной части определяется самим студентом. Значение метрологии, стандартизации и сертификации в профессиональной деятельности студента; выбор материала изделия, с указанием стандартов на используемые материалы.

В практической части описывается алгоритм изготовления проектного задания.

В заключении должна содержаться оценка результатов работы, а также выводы и рекомендации относительно возможностей практического применения данного изделия в учебных и практических целях.

Раздел «Список использованных источников» должен содержать сведения об источниках, использованных при выполнении проектного задания. Количество источников должно быть не менее 5-7. Литература должна быть издано не ранее 2009 года.

Приложения не являются обязательным разделом ПЗ. В приложениях помещают материал, дополняющий текст пояснительной записки (стандарты, рисунки, таблицы)

Критерии оценки:

Критерии ответа

Оценка уровня подготовки

балл (отметка)

вербальный аналог

Проектное задание выполнено собственноручно и сопровождается необходимыми пояснениями:

- обоснованность выбора материала, из которого изготовлено изделие;

- обоснованность и логичность при составлении пояснительной записки;

- аргументированность области применения изделия и длительность его использования при правильной эксплуатации;

- обоснованность и аргументированность при изложении области применения изделия в учебных целях.

При групповом проекте оценен вклад каждого участника.

5

отлично

Проектное задание выполнено собственноручно и сопровождается необходимыми пояснениями, которые не достаточно обоснованы и аргументированы.

При групповом проекте не оценен вклад каждого участника.

4

хорошо

Проектное задание выполнено собственноручно, но не сопровождается необходимыми пояснениями.

3

удовлетворительно

Проектное задание не выполнено.

2

неудовлетворительно


Раздел 2. Решение ситуационных задач

Тема: Оценка подтверждения соответствия

Задание: Решение ситуационных задач по особенностям проведения сертификации товаров. Решение ситуационных задач по соблюдению заполнения бланков сертификатов.

Контроль ВСР: проверка и обсуждение решения ситуационных задач со студентами

Алгоритм работы студента

Задача № 1

Выберите и обоснуйте схему сертификации следующих объектов, учитывая специфику производства (объем, периодичность выпуска, технологию):

- партии импортных пищевых продуктов;

- ювелирных изделий из золота;

- игрушек на стадии освоения, на стадии массового производства;

- малочисленной партии образцов для одноразового использования;

- стиральных машин отечественного производства;

- скоропортящихся пищевых продуктов.

Задача № 2

Изучить «Основные положения и порядок сертификации услуг», в частности схемы сертификации услуг (приложение). Выберите и обоснуйте схему сертификации следующих объектов:

- мастерской по ремонту;

- городского экскурсбюро;

- организация торговли;

- туристической фирмы, организующей поездки за границу;

- пятизвездного отеля;

- организация автосервиса;

- комбината массового питания;

- трансагенства.

Заполнить бланк сертификата соответствия на продукцию или услугу из задачи №1, №2.

Тема: Знаки соответствия

Задание: Решение ситуационных задач по расшифровке условных обозначений, кодированию информации, о подлинности копий сертификата

Контроль ВСР: проверка и обсуждение решения ситуационных задач со студентами

Задача №1: Опишите какими знаками соответствия и эко-знаками маркирован конкретный образец продукции из варианта. Каково назначение этих знаков.

Вариант 1: Кондитерская продукция

Вариант 2: Рыба, нерыбные объекты промысла и продукты их переработки

Вариант 3: Соки и соковая продукция

Вариант 4: Масложировая продукция

Вариант 5: Табачная продукция

Вариант 6: Парфюмерно-косметическая продукция

Задача №2: Определить подлинность товара по штрих коду (ШК) Международного Евростандарта EAN-13.

         

              

Задача №2: Удостовериться в подлинности копий сертификата (приложение Д)

Сертификат имеет свой номер, в верхней части сертификата соответствия указана информация об органе по сертификации, которым был выдан документ. Соответственно, указаны и контактные данные органа по сертификации (http://www.rospromtest.ru/question.php?id=1632).

Это зависит от вида сертификата соответствия.

  • Подлинность сертификата соответствия ТС можно проверить по Единому реестру выданных сертификатов соответствия Таможенного союза;
  • Сертификат соответствия Техническому регламенту, выданный на территории Российской Федерации, можно проверить по Единому реестру выданных сертификатов соответствия в РФ;
  • Добровольный или обязательный сертификат (или декларацию о соответствии) в системе ГОСТ Р можно проверить двумя способами:

1. обратившись в сертификационный орган, в котором и состоялась выдача сертификата;

2. обратившись с запросом в Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии с просьбой предоставить сведения о выданном сертификате соответствия из единого реестра выданных сертификатов на территории РФ. Стоимость данной услуги составляет 26 рублей, и она утверждена Постановлением Правительства РФ №201 от 10 апреля 2006г.


Раздел 3. Выполнение заданий в рабочей тетради «Метрология, стандартизация, сертификация»

Тема: Средства, методы и погрешность измерения

Задание ВСР №1: Выполнить задания раздела 1 «Метрология» рабочей тетради «Метрология, стандартизация, сертификации»

Контроль ВСР: проверка тетради.

Критерии оценивания

За правильный ответ на вопросы или верное решение задачи выставляется положительная оценка – 1 балл.

За не правильный ответ на вопросы или неверное решение задачи выставляется отрицательная оценка – 0 баллов.

Тема: Средства, методы стандартизации

Задание ВСР №3: Выполнить задания раздела 2 «Стандартизация» рабочей тетради «Метрология, стандартизация, сертификации»

Контроль ВСР: проверка тетради.

Критерии оценивания

За правильный ответ на вопросы или верное решение задачи выставляется положительная оценка – 1 балл.

За не правильный ответ на вопросы или неверное решение задачи выставляется отрицательная оценка – 0 баллов.

Тема: Оценка подтверждения соответствия

Задание ВСР №4: Выполнить задания раздела 3 «Сертификация» рабочей тетради «Метрология, стандартизация, сертификации»

Контроль ВСР: проверка тетради

Критерии оценивания

За правильный ответ на вопросы или верное решение задачи выставляется положительная оценка – 1 балл.

За не правильный ответ на вопросы или неверное решение задачи выставляется отрицательная оценка – 0 баллов.

Критерии оценки:

Критерии ответа

Оценка уровня подготовки

балл (отметка)

вербальный аналог

90 ÷ 100 (9-10)

5

отлично

80 ÷ 89 (8)

4

хорошо

70 ÷ 79 (7)

3

удовлетворительно

менее 70 (6 и менее)

2

неудовлетворительно


Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Нормативно-правовые источники:

1 О техническом регулировании, [электронный ресурс] : Фед. Закон от 27 декабря 2002 г. № 184-73 : по состоянию 01.09.2013 г.- Режим доступа : http : // consultant.ru /, свободный – Заглавие с экрана.

2 Об обеспечении единства измерений, [электронный ресурс] : Фед. Закон от 27 апреля 1993 г. № 4871-1 : по состоянию 01.09.2013 г.- Режим доступа : http : // consultant.ru /, свободный – Заглавие с экрана.

3 О защите прав потребителей, [электронный ресурс] : Фед. Закон от 07 февраля 2002 г. № 2300-1 : по состоянию 01.09.2013 г.- Режим доступа : http : // consultant.ru /, свободный – Заглавие с экрана.

4 О качестве и безопасности пищевых продуктов, [электронный ресурс] : Фед. Закон от 02 января 2000 г. № 184-73 : по состоянию 01.09.2013 г.- Режим доступа : http : // consultant.ru /, свободный – Заглавие с экрана.

Основные источники:

1 Лифиц, И. М., Стандартизация, метрология и сертификация [Текст]: учебник для студ. образоват. учреждений СПО. / И. М. Лифиц – М. : Юрайт-Издат, 2010. – 345 с.

2 Мильяшенко, О.Н. Метрология, стандартизация, сертификация : [Текст] учебное пособие / О.Н. Мильяшенко, С.В. Левченко – Новокузнецк. : 2012. – 154с.

Дополнительные источники:

1 Козлова, А. В. Стандартизация, метрология, сертификация в общественном питании [Текст] / А. В. Козлова – М.: Мастерство, 2001. – 278 с.

2 Козловский, Н.С. Основы стандартизации, допуски и посадки, технические измерения: [Текст] Учебник для студентов техникумов / Н. С. Козловский, А. Н. Виноградов – М.: Машиностроение, 1979. – 224 с.

3 Крылова, Г.Д. Основы стандартизации, сертификации, метрологии: [Текст] Учебное пособие  для студентов ВПО / Г. Д. Крылова – М: Аудит, ЮНИТИ, 2005 г. – 480 с.

Интернет – ресурсы:

1 Каталог электронных образовательных ресурсов [Электронный ресурс]: портал. – Электрон. дан. – Режим доступа: fcior.edu.ru. – Загл. с экрана.

2 Каталог электронных гуманитарных книг [Электронный ресурс]: портал. –Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.gumer.info. – Загл. с экрана.

3 Метрология, стандартизация и сертификация [Электронный ресурс]: портал. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://cngh.narod.ru – Загл. с экрана.

4 Журнал «Стандарты и качество» [Электронный ресурс]: портал. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://ria-stk.ru. – Загл. с экрана.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОП.04. Информационные технологии в профессиональной деятельности Контрольно- измерительные материалы для специальности 38.02.05. «Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров»

Контрольно-измерительный материал по дисциплине ОП.04.Информационные технологии в профессиональной деятельности разработан в соответствии с ФГОС СПО по специальности 38.02.05. Товароведение и эксперти...

Открытый интегрированный урок по дисциплинам: Технология производства потребительских товаров - Экологические основы природопользования для специальности 38.02.05 Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров

Сегодня мы поговорим именно о проблеме загрязнения продуктов питания и наш урок необычный – он интегрированный (это особый тип урока, объединяющий в себе обучение одновременно по нескольким дисциплина...

Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы Товароведение продовольственных товаров по дисциплине/ профессиональному модулю по специальности 38.02.05 Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров по специальн

К современному специалисту общество предъявляет широкий перечень требований, среди которых немаловажное значение имеет умените самостоятельно добывать знания из источников, систематизировать полученну...

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «МАТЕМАТИКА» для специальности 38.02.05 «Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров»

Учебно-методические материалы по выполнению самостоятельных работпо дисциплине "Математика" для студентов специальности 38.02.05 2Товароведение и экспертиза потребительских товаров"...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ ПО ПМ 02 ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ЭКСПЕРТИЗЫ И ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ТОВАРОВ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ: 38.02. 05 ТОВАРОВЕДЕНИЕ И ЭКСПЕРТИЗА КАЧЕСТВА ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ТОВАРОВ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ ПО ПМ 02 ОРГАНИЗАЦИЯ  И ПРОВЕДЕНИЕ ЭКСПЕРТИЗЫ И ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ТОВАРОВ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ:  38.02. 05  ТОВАРОВЕДЕНИЕ И ЭКСПЕРТИЗА КАЧЕСТВА ПОТРЕБИТЕЛЬС...

Комплект оценочных средств для проведения текущего контроля знаний и промежуточной аттестации в форме экзамена по ОП.08 Метрология и стандартизация по специальности: 38.02.05 Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров

Комплект контрольно-оценочных средств для проведения текущего контроля знаний и промежуточной аттестации в форме экзамена по ОП.08 Метрология и стандартизация, в рамках профессиональной образовательно...

Календарно-тематический план по дисциплине ОП 08 Метрология и стандартизация для специальности 38.02.05 Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров

Данная учебная дисциплина относится к профессиональному циклу как общепрофессиональная дисциплина в структуре основной профессиональной образовательной программы.  Данный курс предполагает изучен...