Здоровьесберегающие мероприятия.
материал на тему

Гордиенко Н.Д.

Умения и навыки, презентаия и видеоролик.

Скачать:


Предварительный просмотр:

1. Особенности формирования

двигательных навыков и умений

        Эффективность формирования двигательных навыков и умений достигается, как правило, комплексным применением различных, но всегда опирающихся на дидактические принципы средств (включая технические), пособий (в том числе наглядных), методических приёмов. Это позволяет учащимся не только лучше понять предстоящее дело, но и точнее воспроизвести упражнение и закрепить его.

        В процессе формирования двигательных умений используется наряду с системой подводящих упражнений метод расчленённого выполнения, что способствует лучшему освоению сложных по структуре двигательных навыков. Сущность этого приёма заключается в том, что при освоении целостного действия из него вычленяются для предварительной проработки некоторые основные элементы. Например, при изучении техники прыжка в длину вначале ученики знакомятся с особенностями отталкивания с одного, двух, трёх шагов, затем в сочетании разбега с отталкиванием, далее с фазой полёта и, наконец, с приземлением. Освоив эти элементы на нескольких уроках, ученики приступают к выполнению прыжка в целом.

          К числу подводящих упражнений относятся и вспомогательные движения типа многоскоков, бега с высоким подниманием бёдер, бега с доставлением высоких предметов. Наряду с ними целесообразно пользоваться и такими, которые служили бы одновременно общеразвивающими и содействовали развитию основных двигательных качеств.

        Навыки и умения формируются быстрее, когда педагог придерживается правила «от простого к сложному», используя при этом вспомогательные средства. Например, при разучивании кувырка назад можно подложить под гимнастический мат прыжковый мостик, при совершенствовании в технике бега провести линии, указывающие место постановки стоп, при метании обозначить коридор и т.д.  

Применяя все эти приёмы, педагог не забывает о необходимости повторения упражнения, соблюдая при этом оптимальную дозировку. Так, при обучении гимнастическим упражнениям на снарядах, а также элементам, требующим высокой точности, повторение движения может быть в среднем в пределах 5 -10 раз подряд на одном уроке.

Все методические приёмы, направленные на формирование умений и навыков, следует применять дифференцированно, в зависимости от возраста учащихся. На первом курсе преподаватель  чаще использует показ  упражнений,  сопровождая  его пояснениями, требуя  точности  в выполнении  элементарных  движений. Внимание  учащихся  старших курсов   акцентируется   на закономерностях   двигательных  действий, причем  педагог   старается   на   основе  межпредметных   связей  опираться   на   знания и умения,  полученные   учащимися на предыдущих курсах    на  уроках  физической   культуры    и  других    предметов.                                                                

У учащихся старших курсов  значение  приобретают  повторение и  совершенствования  ранее изученных  жизненно  важных  двигательных  навыков, формирование  умения  применять  усвоенное навыки в условиях   физического  и  психического  напряжения,  а также  в других  усложненных  условиях.  Это  особенно  важно  для   юношей.  Именно  поэтому   уроки   у учащихся старших курсов  должны   носить   отчасти   тренировочную   направленность  и   тем   самым   повышать   физическую    подготовленность   школьников.     При  этом  нельзя  забывать   о  специфике  физического  воспитания  девушек.  В уроки  для   них  надо  чаще  включать  упражнения, содействующие  формированию  изящности,  грациозности и пластичности  движений, а также  укреплению  мышц  брюшного  пресса  и  тазового  дна.

2. Особенности развития физических качеств

Развитие физических качеств является обязательным условием каждого урока и должно способствовать повышению двигательной подготовленности учащихся. В новой программе нет специального раздела по развитию физических качеств. Это объясняется тем, что способствующих их развитию упражнений беспредельно много. Поместить перечень таких упражнений в специальный раздел не представлялось возможным. Поэтому учителям следует подбирать их самим, исходя из знаний и опыта.

Хотя развитию физических качеств способствует любое упражнение программы, согласно содержанию и задачам данного урока надо включать в него и специальные упражнения, наиболее активно воздействующие на то или иное физическое качество. При выборе таких упражнений можно придерживаться следующих рекомендаций.

Чтобы достигнуть наилучших результатов в развитии у учащихся быстроты, следует включать в уроки упражнения, связанные с необходимостью мгновенно реагировать на различные сигналы, преодолевать короткие расстояния за минимальное время, а также те виды действий, где можно регулировать скорость движений.

К таким упражнениям относятся старты из различных положений, бег на короткие дистанции, прыжки через скакалку, подвижные и спортивные игры и т.п. все эти упражнения (исключая игры) лучше применять в начале основной части урока, когда организм ещё не утомлён. Разумеется, предварительно они должны быть разучены и в достаточной степени освоены.

Можно создавать и облегченные условия, например бег перед под уклон, метание лёгких по весу снарядов и др. Проявлению максимума скоростных возможностей содействует положительный эмоциональный фон. Поэтому полезно прибегать к игровым и соревновательным приёмам, к поощрительным и одобрительным оценкам.

Типичными для развития силы являются упражнения общеразвивающего характера, упражнения с предметами, с отягощениями, с сопротивлением партнёра, виды единоборства, лазанье, подтягивание, сгибание и разгибание рук в упоре лёжа, упражнения на гимнастических снарядах и т.д.

Педагогу следует подбирать соответствующие упражнения, учитывая возрастные и индивидуальные возможности учащихся, не исключая при этом необходимость использования их в домашних условиях.

При начальной подготовке не следует формировать прирост силы отдельных групп мышц, а надо стремиться к гармоническому развитию детей.

При средней подготовке увеличивается объём упражнений с отягощениями, в лазанье по вертикальному канату, подтягиванию, сгибанию и разгибанию рук в упоре лёжа, в простых и смешанных висах, упорах, в единоборстве. В этом возрасте начнет резко проявляться различие в двигательных функциях мальчиков и девочек. Поэтому нужно дифференцированно подходить при определении для них интенсивности и объема силовых упражнений.    

        У учащихся старших курсов это различие еще более увеличивается. Для юношей развитие силы становится одной из главных задач. Наиболее эффективны для этого такие виды упражнений, как единоборство, подтягивание и выход силой из виса в упор на перекладине, поднимание тяжестей. Для девушек используют упражнения, содействующие укреплению мышц живота и спины, малого таза. Силовые упражнения не должны вызывать сильные натуживания, затрудняющие дыхания.

           Выносливость, как и другие качества, надо развивать на каждом уроке, тем более что она в большей мере является  основой физической подготовленности учащихся, имеет огромное значение для жизнедеятельности человека и, следовательно, для работоспособности организма, для оптимального уровня производительности труда. Повышение выносливости можно достигнуть применением специальных упражнений, а также увеличением плотности и интенсивности занятий. В материале программы предусмотрены средства для выработки выносливости. Особенно эффективны беговые упражнения, передвижение на лыжах и коньках, плавание, кроссы, подвижные и  спортивные игры. Наиболее полезное средство-бег с различной скоростью и продолжительностью. Если у учащихся первого курса следует применять бег в медленном и равномерном темпе, то на занятиях с учащимися старших курсов целесообразно чередовать равномерный бег с повторным, переменным, интервальным.

              Не останавливаясь подробно на развитии ловкости, гибкости, вестибулярной устойчивости и некоторых других двигательных качеств, скажем, что развивать их нужно в ходе всех занятий, используя материалы урока и специальные упражнения. К примеру, развитию гибкости способствуют общеразвивающие упражнения с широкой, постепенно возрастающей амплитудой движения – махи руками, ногами, вращения туловища. Развитию ловкости хорошо помогают подвижные и спортивные игры, полосы препятствий, эстафеты с набором различных заданий. Учителю нельзя забывать также о развитии на уроках равновесия и вестибулярной устойчивости, поскольку эти качества чрезвычайно важны для овладения многими двигательными действиями профессионально – производственного характера.

              Особое внимание следует уделять подбору упражнений для учащихся, имеющих недостаточный уровень развития физических качеств. В этом отношении большую роль для них играют систематические домашние задания.

 

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающая образовательная среда в условиях СПО.

Одним  из важнейших направлений развития современного образования, является процесс гумманизации. Он подразумевает ориентацию образовательного процесса на сотрудничество учащихся и педагого...

Здоровьесберегающее образование в ГОУ СПО МО "ШМУ" как фактор конкурентоспособности будущих специалистов.

Тест-исследование: "Как вы относитесь к своему здоровью". Самооценка уровня бережного отношения к своему здоровью студентов училища на основе "Тест-исследования".  Определение конкурентоспособнос...

Статья о здоровьесберегающих технологиях

          В современном мире решающим фактором экономического, политического и социального развития является сохранение здоровья людей, и, прежде всего, здоровья подрас...

Формирование здоровьесберегающей среды в процессе педагогической деятельности.

Создание здоровьесберегающего образовательного пространства - одно из важнейших направлений в развитии российского образования....

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ОБЖ

Здоровье детей является одним из важнейших показателей, определяющих экономический, интеллектуальный и культурный потенциал страны. Поэтому забота о здоровье, физическом воспитании и развитии уч...

Использование здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях

Эффективность работы учащихся  на любом  этапе урока во многом зависит от умения учителя  разнообразить урок использованием интересного наглядного и дидактического материала, прим...

Реализация здоровьесберегающих технологий реализуемых в колледже

Укрепление и сохранение здоровья студента (ребенка), формирование здорового образа жизни в колледже, выступает как неотъемлемая часть воспитательного процесса....