Урок русского языка во 2 классе по теме "Согласные звуки"
план-конспект урока по теме

Цылева Татьяна Вениаминовна

Тема урока "Согласные звуки"

Создавать создать условия для организации деятельности учащихся по применению алгоритма проверки парных по звонкости-глухости согласных.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soglasnye_zvuki_2klass.docx36.23 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта

Учебный предмет

русский язык

Класс

2

Тип урока

урок закрепления и систематизации знаний / решение частной задачи

Технология построения урока

проблемно-диалогическая

Тема урока

Согласные звуки.

Цель деятельности учителя:

Создавать создать условия для организации деятельности учащихся по применению алгоритма проверки парных по звонкости-глухости согласных.

Планируемые результаты

Предметные  

  •  наблюдать за чередованием парных согласных звуков в конце слова.
  • формировать умение видеть орфограмму;
  • уметь применять знания об особенностях проверочных слов и способах проверки;
  • развивать орфографическую зоркость;
  • определять лексическое и грамматическое значения слов;
  • адекватно использовать средства устного общения.

Метапредметные

Личностные УУД:

  • проявлять положительное отношение к школе и учебной деятельности, иметь представление о причинах успеха в школе;
  • сохранять интерес к учебному материалу;
  • оценивать  усваиваемое содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей);
  • определять общие для всех правила поведения;
  • определять правила работы в парах, в группах;
  • устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Регулятивные УУД:

  • адекватно воспринимать оценку учителя, товарищей, при необходимости вносить коррективы в действия, выполнять учебные действия в устной и письменной речи;
  • учить планировать свою деятельность на уроке;
  • высказывать свое предположение на основе учебного материала;
  • отличать верно выполненное задание от неверного;
  • осуществлять самоконтроль;
  • совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке.

Познавательные УУД:

  • осуществлять поиск нужной информации в учебнике;
  • анализировать факты языка с выделением их отличительных признаков;
  • ориентироваться в учебнике, тетради;
  • строить речевое высказывание в устной форме;
  •  делать обобщение; искать и выделять необходимую информацию;

  Коммуникативные УУД:

  •  адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач;
  • слушать и понимать речь других;
  • формировать умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

Организация пространства

Формы работы

Средства обучения

Методы обучения

 По характеру учебно-познавательной деятельности: проблемно – поисковые.

По способу организации и осуществления познавательной деятельности: словесные, наглядные, практические.

По степени педагогического управления со стороны учителя: методы опосредованного управления учебно-познавательной деятельностью учащихся с помощью источников информации.

Технологии

исследовательская, технология ТРИЗ, технология интеллект-карта, здоровьесберегающие, обучение в сотрудничестве, развивающая, информационно-коммуникативные

Технология изучения

№ п/п

Этап урока

Цель этапа

Формирование УУД

Результат

Деятельность педагога

Деятельность учащихся

Оценка

Организационный момент

Создание условий для осознанного вхождения учащихся в пространство деятельности на уроке.

Разгадывание ребуса

Готовность к работе

Организует ситуацию настроя детей на работу

-Здравствуйте, ребята!

- Многое в жизни зависит от нас самих, например, в наших руках желание учиться, узнавать что-то новое, интересное.

- И сегодня ребята у нас будет особенный урок. Я желаю вам быть внимательными, активными, аккуратными. Надеюсь, что вы получите удовольствие от приобретённых знаний. Пусть урок пролетит, как одно мгновение, но оставит полезный след в ваших умных головках. 

 

- В ребусах загаданы предложения, прочитайте их.

Настраиваются на активную работу на уроке

Дети разгадывают ребус

Проверьте своё рабочее место. Всё ли готово у вас к уроку.

Словарная работа

Повторить имеющиеся у учащихся знания и умения.

Актуализация изученных способов действий, развитие мыслительных операций

- Запишите в тетради число и классная работа.

Работа со словарными словами. Интерактивная работа.

- На интерактивном тренажере прочитайте словарное слово, вставьте  пропущенную букву и запишите слово в тетрадь.

Работа  по интерактивному тренажеру.

Коллективная работа

Работа в тетрадях.

Проблемная ситуация для подведения к теме урока

Умение справиться с решением проблемной ситуации

Актуализация изученных способов действий, развитие мыслительных операций

Постановка проблемы

- Посмотрите, у меня возникла проблема -  в моих словах потерялись какие-то буквы,  и я не могу прочитать слова. Помогите мне найти нужные буквы.

Дети решают проблемную ситуацию, подводящую к теме урока.

Коллективная работа

Сообщение темы  и цели  урока

Уметь сформулировать тему и цель урока

Сформулировать тему и цели урока

Тема и цели урока

-Скажите, может вы уже догадались какая у нас сегодня тема урока?

- А какие цели урока, чему мы должны научиться?

Дети формулируют  тему и цели урока

Коллективная работа

Повторение теоретического материала о согласных звуках.

Зафиксировать практически полученные знания,   выявление и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности каждого.

Актуализация изученных способов действий, развитие мыслительных операций

-Работа с таблицей.

- Вспомните и распределите согласные по группам, заполните таблицу о согласных звуках (по звонкости и глухости, мягкости и твердости, парные и непарные)

Рассказывают о парных согласных, опираясь на ИК.

Учатся монологической речи с опорой на конспект (в данном случае ИК), вырабатывают навык доброжелательного и уважительного общения.

Составление интеллект-карты по теме «Парные согласные».

Практическая деятельность учащихся

Зафиксировать практически полученные знания,   выявление и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности каждого.

Актуализация изученных способов действий, развитие мыслительных операций

Развитие умения применять полученные знания.

Самостоятельная работа с проверкой на доске.

- Пользуясь, полученными знаниями о согласных звуках выполните транскрипцию слов.

Четыре ученика  у доски, остальные учащиеся работают в тетради

Самостоятельная работа с проверкой на доске.

Физминутка

Игра «Голосуем ногами и руками».

- Ребята, я вам задаю вопросы, если согласны со мной, то поднимаете руки вверх, если нет, то приседаете.

Звук д – звонкий? Й – зв.? Ж – гл.? А – согл.? К – гл.? л – зв.? С – гл. ? б – гл.? и т. д.

Дети, если согласны с высказыванием, то поднимают руки вверх, если нет, то приседают.

Дети выполняют движения в соответствии с текстом

Практическая деятельность учащихся

Зафиксировать практически полученные знания,   выявление и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности каждого.

Развитие умения работы в парах.

Работа  в паре

- Сейчас поработаем в парах. Давайте вспомним правила такой работы.

В нашем русском языке

“Ходят парами” бэ-пэ

вэ и эф, гэ- ка, дэ и тэ, жэ – ша, зэ-эс.

Эти пары у людей вызывают интерес.

Часто “хитрые подружки”

Подменить хотят друг дружку.

Как узнать писать какую –

Эту букву иль другую?

С толку сбить хотят ребят.

Но у нас не детский сад?

Мы решим проблему эту?

А расскажем всему свету?

Предстоит сегодня вам

Все расставить по местам.

А вот и «хитрые друзья» - парные согласные.

- Чтобы правильно написать сомнительную согласную в конце слова, о каком правиле надо вспомнить?

Работа в парах. Дети получают карточки.
Вставь нужную букву, запиши проверочное слово.

 

Учащиеся выполняют задание в парах пользуясь алгоритмом.

Алгоритм для проверки  буквы парного согласного в конце слова (составленный на предыдущих уроках)

1. Читаю слово …

2. В конце  слова слышу парный звук …

3. Проверяю …

4. Пишу букву…

5. Графически обозначаю орфограмму.

Работа в парах.

Осуществлять взаимоконтроль

Практическая деятельность учащихся

Зафиксировать практически полученные знания,   выявление и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности каждого.

Развитие умения работы в группах

Конкурс «Создай свою группу»

- У вас на партах лежат карточки со звуками. Возьмите себе одну карточку и выберите ту группу, к которой вы относитесь.

1группа: «Звонкие парные согласные»

2 группа: «Глухие парные согласные»

3 группа: «Звонкие непарные согласные»

4 группа: «Глухие непарные согласные»

-Давайте проверим, все ли справились?

Дети занимают свое место в нужной группе

Работа по группам

По мере необходимости исправляют, дополняют, уточняют выступления

Практическая деятельность учащихся

Создать условия для успешного запоминания текста и его воспроизведения

Уметь осуществлять анализ выполненных заданий

Работа с учебником. Письмо по памяти.

-Выполнить упражнение 183.

Прочитайте стихотворение, запомните и напишите по памяти.

-Проверьте по учебнику.

По мере необходимости исправляют, дополняют, уточняют выступления 

Контролируют правильность ответов обучающихся

Рефлексия

Подвести итоги урока. Самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей

Подводятся итоги урока. Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей)

Рефлексия. Игра «я начинаю, а ты продолжай».

- Чтобы правильно записать парную согласную в конце слова, __________________.

- Что было бы, если бы мы не знали этого правила? __________________________ .

- Мне эти знания нужны ____________________ .

- Мне было интересно _____________________ .

-Оцените себя и свои знания с помощью сигнальных карточек.

-Спасибо за работу.

Подводят итог урока. Самооценивание, оценивание товарищей.

Получают позитивный настрой от урока

Оборудование:

  • Учебник: «Русский язык» 2 класс, А.В Полякова,  Самара «Учебная литература», 2014 .
  • Карточками с заданиями и звуками.
  • Проектор, компьютер, документ-камера.

Список используемой литературы:

  1. Учебник: «Русский язык» 2 класс, А.В. Полякова, Самара «Учебная литература», 2014.
  2. «Русский язык». 2 класс: Поурочные планы по учебнику А.В. Поляковой, Волгоград, 2012 г..
  3. «Веселая грамматика», В. Волина, М.: Просвещение, 2004.
  4. «Учимся играя», В. Волина, М.: Просвещение, 2004.
  5.  «Сборник диктантов и творческих работ», Л.И. Тикунова, В.П. Канакина, М.: Просвещение, 2011

1группа: «Звонкие парные согласные»

2 группа: «Глухие парные согласные»

3 группа: «Звонкие непарные согласные»

4 группа: «Глухие непарные согласные»


Карточка 1

Прочитай алгоритм работы и выполни задание.

Вставь пропущенные буквы на карточке.

1. Читаю слово …

2. В конце  слова слышу парный звук …

3. Проверяю …

4. Пишу букву…

5. Графически обозначаю орфограмму.

Ду…                             автобу…

шар…                           заво…

холо...                          пиро...

голо…                          хле…

горо…                         огоро…

обе…

зу…

гла…

жу…

моро…  

Карточка 2

Прочитай алгоритм работы и выполни задание.

Вставь пропущенные буквы на карточке.

1. Читаю слово …

2. В конце  слова слышу парный звук …

3. Проверяю …

4. Пишу букву…

5. Графически обозначаю орфограмму.

Арбу…                            гара…

парово…                          сторо…

гри...                          

рука...

сугро…                          пару…

сне…                         колхо…

сапо…

тетра…ь

эта…

жира…

велосипе…

[б] [ш]

[щ] [ц]

[ч] [ж]

[в]   [г]

[д]  [з]

[п]  [ф]

[к]  [т]

[с]  [м]

[н]  [р]

[л]


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемно-диалогический урок. Русский язык. 1 класс.Обозначение мягкости согласных на письме мягким знаком.

На уроке используется проблемно-диалогический метод обучения. Создаётся проблемная ситуация, ученикам предъявляется противоречивый факт: дети по-разному на доске написали слово окунь. Вопросом"Кто пра...

Причастие. Причастный оборот.Презентация к уроку русского языка 7 классе

Презентация позволит в интересной форме повторить определение причастия, признаки прилагательного и глагола у причастия, синтаксическую роль причастий. Семикласники смогут вспомнят правила  поста...

Конспект урока русского языка. 4 класс. Спряжение глагола (Система РО Л.В. Занкова)

Цель:- создать условия для формирования понятия «спряжение глагола».Задачи:Обучающие:- формировать умение определять спряжение у глаголов с ударным окончанием; - закрепить знания о глаголе.Развив...

Урок русского языка 2 класс по теме:" Перенос слов".

Урок русского языка 2 класс по теме : "Перенос слов"...

Технологическая карта урока русского языка 5 класс

Технологическая карта к уроку русского языка в 5 классе....

Урок русского языка. 2 класс. Понимание текста: развитие умения формулировать простые выводы на основе информации, содержащейся в тексте.

Этапы урока:- мотивация (с помощью видеоролика);- актуализация знаний (обобщение признаков текста на основе);- работа с текстом (составление плана, подбор заголовка, ответы на вопросы по тексту,);- в ...

технологическая карта урока русского языка 2 класс Собственное и нарицательное имени существительного

технологическая карта урока русского языка 2 класс Собственное и нарицательное имени существительного...