Сопровождение молодого педагога в использовании на уроках новых педагогических технологий (из опыта работы наставника)
статья на тему

Ковылина Анна Александровна

Современную школу невозможно представить без использования новых педагогических технологий. Молодые педагоги имеют теоретические знания в области педагогических технологий, но не умеют применять свои знания на практике. Столкнувшись с данной проблемой в работе с молодым специалистом, я представила свой опыт работы в данном направлении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon soprovozhdenie_molodogo_pedagoga.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

Сопровождение молодого педагога в использовании на уроках новых педагогических технологий

(из опыта работы наставника)

Ковылина А.А., учитель английского языка

МАОУ «СОШ №2», г. Колпашево

      Современную школу невозможно представить без использования новых педагогических технологий. Молодые педагоги имеют теоретические знания в области педагогических технологий, но не умеют применять свои знания на практике. Столкнувшись с данной проблемой в работе с молодым специалистом, я представила свой опыт работы в данном направлении.

     Моя педагогическая практика сложилась так, что на протяжении многих лет я работаю в различных классах с разной степенью готовности и уровнем способности обучающихся, что предполагает наличие гибкой методической системы, поиск новых форм обучения.

Моё кредо учителя – постоянный творческий поиск форм, методов и приёмов, которые дают положительные результаты обучения.

В наш век информационных технологий и компьютеризации процесса обучения сложно заинтересовать учащихся, мотивировать их на получение знаний. Особую роль в формировании мотивации играет актуальность и новизна получаемой информации. Только использование  современных  образовательных технологий, наличие элементов поисковой деятельности, познавательных мотивов и эмоциональное состояние учащихся обеспечит им выход из учебной среды в самообразовательную и творческую. Если детям интересно учиться, они легко преодолевают трудности, а наша задача помочь им.

В современной педагогике много различных технологий  и за годы школьной практики у меня сложилась своя система использования  их. Много лет я систематически  использую в своей педагогической практике игровые технологии для формирования мотивации при изучении ИЯ, здоровьесберегающие, так как успешность обучения в школе определяется, прежде всего, уровнем состояния здоровья школьников.  Считаю эффективной проектную методику, особенно часто использую её на промежуточном этапе обучения, когда требуется дополнительный стимул для изучения иностранного языка. Таким стимулом вполне может стать проектная работа, так как ученику представлена возможность использовать приобретённые языковые знания в новых реальных ситуациях. Пробовала использовать в работе и другие технологии, но вновь и вновь отдавала предпочтение технологии личностно – ориентированного обучения.  «Иностранному языку нельзя научить. Ему можно только научиться!» - девиз личностно – ориентированного обучения, с которым я полностью согласна. Назову несколько причин моего выбора:

1. Именно в этой технологии «ученик становится главной действующей фигурой всего образовательного процесса» по определению И.С. Якимской. И так должно быть, потому что я часто  ловлю себя на мысли, что в бесконечной гонке за выполнением программы, нехваткой времени  не всегда успеваю обсудить что-то с некоторыми детьми или объяснить им материал дополнительно. С применением данной технологии создала свою систему мониторинга, которая позволяет мне отслеживать оказание необходимой  помощи тем детям, которые в ней нуждаются.

2. Уровень знаний  всех детей разный, а в личностно – ориентированном обучении используется  разноуровневый подход – нужно  ориентироваться  на разный уровень сложности программного материала, доступного каждому ученику. Я всегда думала о том, что и слабые ученики имеют в запасе определённый багаж знаний, умений и навыков, им надо только помочь поверить в себя. Использование разноуровневого подхода позволяет  моим ученикам, включая слабых, понимать, что происходит на уроке.

Новую тему мы начинаем с просмотра всех её разделов и обсуждения, чему посвящён каждый из разделов. Каждую тему или раздел мы начинаем с обмена информации «Что ты знаешь о…?». Этот приём даёт возможность каждому ученику внести свой вклад в урок, заинтересовать его, продемонстрировать свои знания, обнадёжить слабых.  Ту же информацию иногда запрашиваю по – другому «Что ты не знаешь о…?». Подобная формулировка усложняет задачу, делает её более избирательной, придаёт чувство общности (каждый ученик, включая сильных, хоть что–нибудь да не знает). Иногда слабые учащиеся удивляют всех знанием какой-то информации, а это ещё один шанс для них повысить самооценку и заслужить уважение окружающих.

3. Личностно – ориентированное  обучение предполагает использование дифференцированного подхода – выделение групп детей: по знаниям, способностям. Я сторонник такого подхода, так как обучить иностранному языку легче именно в группе, где в диалоге, полилоге  от каждого ученика потребуется применение различных навыков и умений. В группах я разрешаю каждому ученику самому определить, какое задание выполнять и в каком режиме: индивидуально, в паре или группе. Цель подобного задания не только развитие различных навыков чтения, применение изученного, но и формирование навыков принятия решений при выборе задания и путей его решения. Очень радуюсь, когда слабый ученик начинает активно работать в группе, выполняя задание, которое ему казалось раньше очень сложным. Постоянно отслеживаю вклад учащихся в работу группы.

4. Индивидуальный подход – распределение детей по однородным группам: успеваемости, способностям, социальной направленности. Этот подход я тоже очень ценю в личностно – ориентированном обучении. Думаю, что в индивидуальном подходе нуждаются как сильные, так и слабые ученики. Часто, посещая уроки коллег, обращала внимание на то, что  пока учитель уделяет слишком много внимания слабым детям, сильные сидят и скучают или наоборот. Такое случалось и у меня. С применением индивидуального подхода я начала составлять поурочное планирование по–другому. Расписываю отдельные задания для отдельных учащихся. Конечно, это утомительно и занимает много времени, но оно того стоит! Мне не надо судорожно выдумывать дополнительное задание для «вундеркиндов», я их записываю на доске перед уроком и лишь проверяю их выполнение в конце. В ходе урока я по необходимости  консультирую сильных ребят, но у меня появилось больше времени для слабых, и никто не сидит без дела.

5. Субъектно - личностный подход – отношение к каждому ребёнку как к уникальности, несхожести, неповторимости. Даже нам, взрослым, хочется, чтобы окружающие относились к нам как– то по особенному. Трудно ответить почему? Наверное, потому что это – мы, а не кто–нибудь другой. Так почему бы нам не помнить об этом, обучая наших учеников? Создание благоприятных условий для проявления  индивидуальной избирательности  каждого учащегося способствует реализации положительных ожиданий ученика, ведь все они приходят в первый класс с желанием учиться хорошо. Субъектно – личностный подход помогает сохранить это желание, поддержать веру ученика в свои силы и достичь положительных результатов в учёбе, признания в ученической среде, проявить себя в творчестве, а затем уверенно шагать по жизни дальше. Целью обучения является развитие личности ребёнка, его индивидуальности и неповторимости. Отношения  «учитель – ученик» строятся на принципах сотрудничества и свободы выбора.

Я использую личностно – ориентированную технологию потому, что она существенно отличается от других существующих моделей и педагогических систем. В первую очередь тем, что она предоставляет ребёнку большую свободу выбора в процессе обучения. В её рамках не ученик подстраивается под сложившийся стиль учителя, а учитель, обладая разнообразным технологическим инструментарием, согласует свои приёмы и методы с познавательным стилем обучения ребёнка. Личностно – ориентированный урок в отличие от традиционного в первую очередь изменяет тип взаимодействия «ученик – учитель». От командного стиля  педагог переходит к сотрудничеству, ориентируясь на анализ не столько результатов, сколько процессуальной деятельности  ученика. Мне нравится, что изменилась позиция ученика – от прилежного исполнителя  к активному творчеству. Меняется и характер отношений на уроке. Я должна не только давать знания, но и создавать оптимальные условия для развития личности ученика. Я пытаюсь делать это. Используя данную технологию, я стараюсь заинтересовать своих учеников, а затем поддержать их интерес к изучению моего предмета. Благодаря применению личностно – ориентированной технологии, мои учащиеся – постоянные участники, победители и призёры различных академических, неакадемических олимпиад различного уровня, творческих конкурсов, внеклассных мероприятий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого – педагогическое сопровождение личностно – ориентированного урока истории и обществознания. (Из опыта работы Генкиной Т.Б.)

В данной статье раскрываются основные принципы и способы психолога-педагогического сопровождения личностно - ориентированного урока истории и обществознания. Автор опирается на конкретные примеры из л...

Из опыта работы наставника "Сопровождение профессиональной адаптации молодого специалиста"

Осуществление учителем в различных формах сопровождения профессиональной адаптации молодых учителей....

Использование рейтинговой накопительной системы в педагогическом процессе (из опыта работы преподавателя материаловедения)

Публикация содержит материал по обмену опытом использования рейтинговой накопительной системы при обучении студентов по дисциплине ОП.04 "Основы материаловедения"...

Модернизация традиционных форм работы и использование новых педагогических технологий в процессе обучения

Основные задачи, которые решаю на уроках физической культуры. Как они влияют на качество учебного процесса, как ивационные технологии влияют на формирование основздорового образа жизни...

«Применение новых педагогических технологий на уроках в начальной школе

laquo;Применение новых педагогических технологий на уроках в начальной школе...

Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ОВЗ в Санкт-Петербургском Профессионально- реабилитационном центре (из опыта работы).

В настоящее время проблема реализации прав инвалидов на образование является актуальной. В статье рассмотрены особенности работы одного из уникальных учебных заведений для инвалидов "Профессионал...

Описание педагогического опыта "Использование на уроках производственного обучения технологии "Метод проектов"

На уроках производственного обучения я использую образовательную технологию "Метод проектов". По моему мнению этот метод наиболее полно обеспечивает решение задач, поставленных перед професс...