Критерии профессиональной деятельности и проведение самооценки профессиональной деятельности педагогического работника
статья на тему

Карьялайнен (Лимаренко) Алена Александровна

Преподаватель должен знать не только свой предмет, но и иметь знания в близлежащих научных областях, различных сферах общественной жизни, ориентироваться в современно политике, экономике и др. Педагог должен учиться всему постоянно, потому что в лице его учеников перед ним каждый год сменяются временные этапы, углубляются и даже меняются представления об окружающем мире. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Критерии профессиональной деятельности и проведение

самооценки профессиональной деятельности

педагогического работника

А.А. Лимаренко,

методист ГБПОУ «УИ ТЛТУ»

Общество всегда предъявляло и будет предъявлять к педагогу самые высокие требования. Для того, чтобы учить детей нужно знать больше, чем все остальные. Преподаватель должен знать не только свой предмет, но и иметь знания в близлежащих научных областях, различных сферах общественной жизни, ориентироваться в современно политике, экономике и др. Педагог должен учиться всему постоянно, потому что в лице его учеников перед ним каждый год сменяются временные этапы, углубляются и даже меняются представления об окружающем мире.

В таких условиях особое значение придается состоянию профессиональной деятельности, уровню компетентности педагогов, повышению их квалификации, стремлению к самообразованию, самосовершенствованию.

Определим критерии профессиональной компетентности педагога.

  1. Компетентность  в педагогической деятельности:

Педагогическая деятельность требует оперирования профессиональными знаниями, на основе которых преподаватель вырабатывает собственное практическое решение; в связи с этим педагогу необходимо владеть следующими группами умений:

-  постановка и решение педагогических задач;

- организация учебной деятельности обучающихся;

- осуществление педагогической рефлексии.

 Постановка и решение педагогических задач предполагает умение педагога

  • ориентироваться на ученика, как на активного участника образовательного процесса;
  • изучать педагогическую ситуацию и принимать решения;
  • объединять обучающие, воспитательные и развивающие задачи;
  • осуществлять краткосрочное и долгосрочное прогнозирование;
  • владеть педагогическими технологиями, т.е. подчинять выбор средств целям развития обучающихся;
  • строить содержание урока как систему познавательных задач.

 Организация учебной деятельности обучающихся отвечает на вопросы: чему учить, кого учить и как учить.

Что предполагает умение

Чему учить:

  • выделять ключевые идеи учебного предмета;
  • формировать общеучебные и специальные умения и навыки;
  • осуществлять межпредметные связи;

Кого учить:

  • знать возрастные, психологические и индивидуальные особенности обучающихся, выявлять зону ближайшего развития школьников, условия перехода с одного уровня на другой, предвидеть возможные и учитывать типичные затруднения;
  • учитывать мотивацию детей при планировании и организации образовательного процесса;
  • строить программу своего педагогического труда с учётом возможных изменений.

Как учить:

  • применять наиболее оптимальные в данной педагогической ситуации сочетания приёмов и форм обучения и воспитания;
  • сравнивать и обобщать педагогические ситуации, комбинировать приёмы;
  • применять дифференциированный и индивидуальный подход, организовывать самостоятельную учебную деятельность, находить разные способы решения образовательных и воспитательных задач.

Осуществление педагогической рефлексии:

Педагогическая рефлексия предполагает педагогический самоанализ, предвидение себя в педагогической ситуации и обоснование решения с учётом вышеперечисленного.

  1. Компетентность в сфере педагогического общения.

Компетентность педагога в сфере педагогического общения включает этапы общения, умение ориентироваться в ситуации общения, проявление инициативы (коммуникативная атака), осуществление общения, анализ его результатов.

Для этого педагогу потребуются следующие умения:

- Постановка задач общения: взаимообмен информацией преподавателя и обучающихся, взаимопознание друг друга и взаимокоррекция поведения, мобилизация резервов участников общения, разумное, педагогически целесообразное самовыражение личности педагога.

- Владение приёмами организации взаимодействия, общения с учениками, что включает  преимущественное использование организующих (по сравнению с оценивающими и дисциплинирующими) воздействий;  преобладание демократического стиля общения (в отличие от авторитарного и либерального); способность занимать разные позиции в общении и гибко его перестраивать по мере изменения ситуации; умение слушать ученика, воздействовать на него не прямо, а косвенно, создавая условия для появления желаемого качества.

Компетентность в общении не сводится к набору средств общения, а предполагает также опору на субъективный опыт общения.

  1. Профессиональная зрелость личности педагога.

Профессиональная зрелость личности преподавателя выражается в умении: 

- занимать четкую и действенную гражданскую позицию;

- проявлять следующие педагогические способности: перцептивные (понимать и изучать другого человека, сопереживать ему, вставать на его точку зрения); управленческие (воздействовать не только на поведение и поступки ученика, но и на его мотивы, цели.);

- управлять своим эмоциональным состоянием, придавая  конструктивный  разрушающий характер;

- определять особенности своего стиля и использовать природные данные;

- воспринимать позитивные возможности обучающихся;

- осуществлять творческий поиск, переходить от уровня мастерства к собственно новаторскому уровню.

Определим структуру профессиональной компетентности педагога. Она включает три компонента: мотивационный, когнитивный, действеено-операционный.

Структура профессиональной компетентности преподавателя

Профессиональная компетентность

Мотивационный

компонент

Когнитивный

компонент

Действенно-операционный

компонент

  • Осознание необходимости развития исследовательской компетентности, профессиональных знаний и умений, медиа-образованности как компонентов мастерства преподавателя;
  • потребность в самосовершенствовании;
  • избирательное отношение к медиа-информации, к имеющимся педагогическим теориям и опыту.
  • Знание сути и назначения педагогического мониторинга; педагогической рефлексии;
  • знание сущности медиа-образования;
  • знание механизмов организации педагогического процесса, распространение прогрессивных идей и педагогического опыта посредством массовой коммуникации, а также  в результате собственной исследовательской деятельности.
  • Умение изучать, анализировать, прогнозировать педагогические явления и факты; быстро реагировать на происходящие изменения в социуме, в педагогической науке и практике;
  • умение воспринимать, понимать, создавать, сохранять, передавать информацию с помощью различных средств;
  • умение планировать и организовывать педагогический процесс на основе передового педагогического опыта  и  собственных исследований.

Успешность как интегративный показатель профессионального развития педагога

Об успешности профессионального развития педагога можно судить, если проанализировать организуемый им образовательный процесс.

Прежде всего - определение реального места данного урока в системе жизненных приоритетов, ценностей и планов детей.

Педагог должен включать в содержании урока значимые для обучающихся данного возраста проблемы, межпредметные связи изучаемого материала, учитывать увлечения обучающихся в сфере внеучебной деятельности, их жизненные планы, намерения.

Следующее проявление педагогического мастерства преподавателя – усвоение обучающимися основных элементов содержания образования:

– качество знаний (системность, осознанность, готовность к переносу, сформированность понятий и др.);

– эффективность способов деятельности (рациональность, рефлексированность, автоматизированностьи прочее);

– уровень творчества (самостоятельность, новизна, эвристичность и др.);

– проявления личности, востребованные данной ситуацией (личностные функции – избирательность, поиск смысла идей и ценностей, раскрываемых на уроке, самостоятельное оценивание достигнутых на уроке результатов с позиций своих личных критериев и притязаний, креативность, ответственность и др.).

Формирование у обучающихся опыта самоорганизации, культуры труда, что предполагает показ учащимся на уроке образцов организации учебной деятельности, ее способов, техники, приемов самоконтроля, сотрудничества с партнерами.

4. Умение структурировать образовательное пространство учебного занятия.

К критериям мастерства преподавателя следует отнести также умение структурировать образовательное пространство учебного занятия, что предполагает целесообразное сочетание репродуктивной и продуктивной деятельности обучающихся, продуманную последовательность этапов учебной работы, благодаря чему оптимально распределяется содержание, поддерживается уровень активности обучающихся на протяжении всего занятия, обеспечивается сочетание воспроизводящей и творческой, коллективной и индивидуальной работы.

Также современное учебное занятие предполагает непрерывное мотивационное обеспечение деятельности обучающихся. Это достигается учителем благодаря:

– специальной подборке материала (новизна, историзм, практическая направленность, показ новейших научных проблем);

– композиции методов обучения (проблемность, самостоятельность, творчество, исследовательский подход, диалог, игра);

– эмоционально-смысловому контакту участников образовательного процесса (эмоциональный тонус, взаимопринятие, оптимизм, поддержка, достижения, проявления индивидуальности).

После того как выявлена общая функциональная эффективность (или неэффективность) учебного занятия, можно проанализировать, насколько целесообразно был построен сам процесс проектировочной деятельности педагога, его подготовка к занятию, что включает диагностику возможностей класса, целеполагание, отбор содержания, логику урока, набор деятельностей и методическую оснащенность урока, технологичность, удельный вес интерактивных методов, реализацию учителем своего индивидуально-авторского потенциала.

Радикальное обновление системы образования предусматривает повышение профессиональной самостоятельности педагогов, предоставление им права на конструирование содержания образования, выбор форм и методов обучения и контроля. Всё это увеличивает степень ответственности педагогов перед обществом, учащимися, родителями за конечные результаты образовательного процесса. В данных обстоятельствах возрастает роль методического сопровождения в совершенствовании профессиональной компетентности педагогов, подготовке  к работе в новой образовательной ситуации, в создании условий для их развития и сомореализации.

Самооценка не простое удовлетворение генетически обусловленного любопытства. Движущим мотивом здесь служит мотив самосовершенствования, здоровое чувство самолюбия и стремление к успеху. Ведь человеческая жизнь - не блиц-турнир. Это скорее затяжная борьба с самим собой.

Самооценка - процедура нелицеприятная. У тех, кто не махнул на себя рукой, при самооценке появляется возможность поразмышлять о самом неопознанном объекте на планете - о самом себе.

Американский психолог У. Джемс предложил формулу для самооценки: Самооценка = Успех / Уровень притязаний.

Успех - факт достижения определенных результатов, выполнение определенной программы действий, отражающих уровень притязаний.

Уровень притязаний — уровень, которого индивид стремится достичь в различных сферах жизнедеятельности (карьера, статус, благосостояние и т.п.), идеальная цель своих будущих действий. Из формулы видно, что самооценку можно повысить либо, снижая уровень притязаний, либо повышая результативность своих действий.

Самооценка может быть адекватной, завышенной и заниженной. При сильных отклонениях от адекватной самооценки личность может испытывать психологический дискомфорт и внутренние конфликты. Печальнее всего то, что сам человек зачастую не осознает истинных причин этих явлений и ищет причины вне себя.

При явно завышенной самооценке человек:

- приобретает комплекс превосходства («я самый правильный»), или комплекс ребенка («я лучше всех»);

- имеет идеализированное представление: о себе, о своих способностях и возможностях, о своей значимости для дела и для окружающих людей (стараясь жить согласно этому идеальному «Я», часто порождает ничем не оправданные трения с другими людьми);

- игнорирует свои неудачи ради поддержания своего психологического комфорта, сохранения привычного для себя высокого самомнения; отталкивает все, что мешает сложившемуся представлению о себе;

- истолковывает свои слабые стороны как сильные, выдавая обычные агрессивность и упрямство за волю и решительность;

- становится недосягаемым для других, «душевно глухим», теряет обратную связь с окружающими, не прислушивается к чужому мнению;

- свой неуспех связывает с внешними факторами, чужими происками, кознями, обстоятельствами - с чем угодно, но только не с собственными ошибками;

- к критической оценке со стороны других относится с явным недоверием, относя все это к придиркам и зависти;

- как правило, ставит перед собой невыполнимые цели;

- имеет уровень притязаний, превышающий его реальные возможности;

- легко приобретает такие черты, как высокомерие, зазнайство, стремление к превосходству, грубость, агрессивность, жесткость, неуживчивость;

- ведет себя подчеркнуто независимо, что воспринимается окружающими как высокомерие и пренебрежительность (отсюда и скрытое или явное негативное отношение к нему окружающих);

- подвержен преследованию невротических и даже истерических проявлений («я способнее, умнее, практичнее, красивее, добрее большинства людей; но я самый несчастный и невезучий»);

- прогнозируем, имеет стабильные стандарты поведения;

- имеет характерный внешний вид: прямая осанка, высокое положение головы, прямой и продолжительный взгляд, командные нотки в голосе.

При явно заниженной самооценке человек:

- обладает преимущественно тревожным, застревающим, педантичным типом акцентуации характера, что и составляет психологическую базу низкой самооценки;

- как правило, не уверен в себе, застенчив, нерешителен, чрезмерно осторожен;

- более остро нуждается в поддержке и одобрении окружающих, зависит от них;

- легко поддается влиянию других людей, необдуманно идет у них на поводу;

- страдая комплексом неполноценности, стремится самоутвердиться, самореализоваться (иногда — любой ценой, что приводит его к неразборчивости в средствах достижения своих целей), лихорадочно наверстать упущенное, доказать всем (и прежде всего самому себе) свою значимость, что он чего-то стоит;

- ставит перед собой более низкие цели, чем может достигнуть;

- нередко уходит в свои неприятности и неудачи, преувеличивая их роль в своей жизни;

- слишком требователен к себе и окружающим, чрезмерно самокритичен, что приводит нередко к замкнутости, зависти, подозрительности, мстительности и даже жестокости;

- становится часто занудой, доводит окружающих мелочами, вызывая конфликты как в семье, так и на работе;

- имеет характерный внешний вид: голова чуть втянута в плечи, походка нерешительная, как бы вкрадчивая, при разговоре часто глаза отводит в сторону.

Адекватность самооценки определяется соотношением двух противоположных психических процессов в человеке:

- познавательного, способствующего адекватности;

- защитного, действующего в направлении, обратном действительности.

Защитный процесс объясняется тем, что в любом человеке заложено чувство самосохранения, которое в ситуациях самооценки действует в направлении самооправдания своего поведения и самозащиты своего внутреннего психологического комфорта.

Определившись с видом самооценки, можно перейти к оцениванию педагогической деятельнеости.

Самооценка относится к наиболее устойчивым психологическим характеристикам человеческой личности. Ее трудно изменить. Она складывается в раннем детстве и зависит как от врожденных факторов, так и от обстоятельств жизни. Наибольшее влияние на самооценку индивида оказывает отношение окружающих. Ведь самооценка формируется благодаря непрерывному сравнению себя с другими людьми. Чтобы научиться преодолевать себя, необходимо:

- бросить смелый и трезвый взгляд внутрь себя;

- изучить свои характер, темперамент и ряд других психологических свойств, особенно тех, которые важны для взаимодействия с другими людьми;

- постоянно копаться в себе, выискивать «психологический мусор», стараясь либо выбросить его (волевое преодоление), либо упрятать за фасад (формирование своего положительного имиджа).

Самооценка связана также с самоуважением. От себя не убежишь и не скроешься, поэтому каждый из нас должен видеть себя со стороны: кто я такой; чего ждут от меня другие; в чем совпадают и расходятся наши интересы. Уважающие себя люди имеют и свою линию поведения: они более уравновешенны, не столь агрессивны, более независимы.

Профессиональная деятельность педагога одна из самых важных и сложных. Для того чтобы больше узнать о том, какие приемы и способы Вы используете в своей работе, следует провести самооценку, которая будет содействовать Вашему профессиональному развитию.

Самооценка проводится по следующим базовым педагогическим компетенциям:

1. Компетентность в области личностных качеств:

- эмпатийность и социорефлексия;

- самоорганизованность;

- общая культура.

2. Компетентность в области постановки целей и задач педагогической

деятельности:

- умение ставить цели и задачи в соответствии с возрастными и

индивидуальными особенностями обучающихся;

- умение перевести тему урока в педагогическую задачу;

- умение вовлечь обучающихся в процесс формулирования целей и задач.

3. Компетентность в области мотивации учебной деятельности.

- умение создавать ситуации, обеспечивающие успех в учебной деятельности;

- умение создавать условия обеспечения позитивной мотивации обучающихся;

- умение создавать условия для самомотивирования обучающихся.

4. Компетентность в области обеспечения информационной основы

деятельности:

- компетентность в методах преподавания;

- компетентность в предмете преподавания;

- компетентность в субъективных условиях деятельности.

5. Компетентность в области разработки программы деятельности и

принятия педагогических решений:

- умение выбрать и реализовать образовательную программы;

- умение разработать собственные программные, методические и дидактические материалы;

- умение принимать решения в педагогических ситуациях.

6. Компетентность в области организации учебной деятельности:

- умение устанавливать субъект-субъектные отношения;

- умение организовать учебную деятельность обучающихся;

- умение реализовать педагогическое оценивание.

С анкетами для проведения самооценки педагогической деятельности можно познакомиться в приложении 1.

При обработке данных самооценки следует учитывать, что в методике использованы как прямые, так и обратные шкалы. Прямые параметры означают, что значение параметра находится в прямой зависимости от уровня выраженности соответствующей компетентности – чем больше значение оценки, тем более представлена у педагога данная компетентность. Обратные параметры, напротив, находятся в обратной зависимости с уровнем развития соответствующей компетентности.

Проведя самоанализ Вы сможете по достоинству оценить собственные сильные стороны, выявить резервы для дальнейшего профессионального роста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СТАТЬЯ ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - КАК ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ, ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО РАБОТНИКА

Карпова Елена Вячеславовна ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - КАК ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ, ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО РАБОТНИКА Федеральное государственное бюджетное образователь...

Результаты профессиональной деятельности педагогического работника, учителя музыки МАОУ СОШ № 8 г. Холмска Сахалинской области

Результаты профессиональной деятельности педагогического работника, учителя музыки МАОУ СОШ № 8 г. Холмска Сахалинской области....