Аналитический отчет педагога-психолога
методическая разработка на тему

Семакова Юлия Игоревна

 

 «Адаптация студентов I курса, через психологическое сопровождения». 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл attestatsiya_2.docx56.69 КБ

Предварительный просмотр:

Аналитический отчет

За межаттестационный период

С 2015-2016 год

Исполнитель:

Семакова Юлия Игоревна

Должность:

Педагог-психолог

Введение

Аспекты деятельности практического психолога, занимающегося проблемами подросткового и юношеского возраста, достаточно широки. В настоящее время одна из главных задач – помощь в конструктивной адаптации человека. Психологическая готовность к жизнедеятельности в новых социальных условиях сопряжена с развитием определенных личностных свойств и качеств, отраженных в некоторых операционных характеристиках. Проблема адаптации актуальна для системы образования. От успешной учебной адаптации на первых курсах колледжа во многом зависят дальнейшая профессиональная карьера и личностное развитие будущего специалиста.  

         Необходимо как можно раньше готовить человека к эффективному освоению новых для него социальных норм. Адаптация личности студентов является одной из наиболее значимых проблем. От того, как они будут подготовлены на первом этапе, зависит уровень их дальнейшей профессиональной подготовки и деятельности.
Начальный период обучения в колледже связан с социальными переменами, изменением прежних стереотипов, стрессовыми ситуациями и т. д. У ряда студентов это может привести к подмене реального чувства взрослости такими действиями, как свобода посещений занятий, внешние формы реализации своего «Я». Все это может перейти в нежелание учиться, посещать учебное заведение, участвовать в общественной жизни.

Целью моей педагогической деятельности  является  работа, направленная на психологическое сопровождение студентов колледжа.

Для реализации поставленной цели основными задачами моей работы является:

- Развитие индивидуальных интересов и потребностей студентов;

- Сохранение и укрепления психологического здоровья;

- Помощь в социальной адаптации, исследовать психологическое состояние студентов в процессе адаптации;

- Проведение психологических исследований с целью совершенствования учебного процесса и воспитательной работы в колледже;

- Проведение консультативно-просветительской работы среди студентов, педагогических работников, родителей;

- Проведение профилактической работы и пропаганда здорового образа жизни среди студентов, педагогов.

При реализации функциональных обязанностей я руководствуюсь  следующей нормативно-правовой базой:

- Законом 273-ФЗ «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 г.;

- Конституцией РФ от 12.12.93 г., глава 2;

- Положением о службе практической психологии в системе Министерства образования РФ от 22.10.1999г.;

- Постановлением правительства РФ от 07.02.2011 г. № 61 «О федеральной целевой программе развития образования на 2011-2015 годы»;

- Конвенция о правах ребенка. Принята Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.89 и ратифицирована Верховным Советом СССР 13.06.90. 

- Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в РФ." Принят Государственной Думой 03.07.98. Одобрен Советом Федерации 09.07.98 

- Уставом ГБПОУ СО «Талицкого лесотехнического колледжа им.Н.И.Кузнецова»

Для реализации функциональных обязанностей в моем  распоряжении имеется следующее ресурсное обеспечение:

- кабинет индивидуального консультирования (где предусмотрен зал ожиданий, с информационными стендами);

- персональный компьютер с доступом к сети Интернет;

- печатно-копировальный аппарат;

- библиотечный комплекс  ГБПОУ СО «Талицкого лесотехнического колледжа им.Н.И.Кузнецова»

I Анализ и общая часть

1.1. Теоретические основы

Категория адаптации относится к числу наиболее общих понятий, определяющих связь живого организма со средой. Введенное в 1865 г. Аубертом для обозначения изменения чувствительности при длительном воздействии адекватного раздражителя, оно стало одним из центральных понятий в науках о жизни: философии, физиологии, медицине, психологии. Существует много определений феномена адаптации. В обобщенном виде адаптация описывается как приспособление, необходимое для адекватного существования в изменяющихся условиях, а также, как процесс включения индивида в новую социальную среду, освоение им специфики новых условий.

Большинство исследователей специфику адаптации человека видят в его способности активного сознательного воздействия на окружающую среду, а мерой индивидуального здоровья считают свойство каждой живой системы адаптироваться к окружающим условиям. Исследователи валеологичекой ориентации И.И. Брехман и А.Г. Щедрина придерживаются мнения о здоровье, как индивидуальном качестве, которое определяется как способность «сохранять соответствующую возрасту устойчивость в условиях резких изменений количественных и качественных параметров потока сенсорной, вербальной, структурной информации».

По мнению академика М.К. Агаджаняна, здоровье или адаптация организма есть «устойчивый уровень активности взаимосвязи функциональных систем, органов и тканей, а также механизмов управления». Такой уровень обеспечивает нормальную жизнедеятельность организма.

По мнению М.А. Гилинского эффективность приспособления индивида к меняющимся условиям среды обеспечивается не только возможностями специфических систем организма, несущих бремя гомеостатических регуляций, но и «способностью центральных механизмов формировать на основе накопленного опыта оптимальную стратегию реагирования». Качество адаптивной реакции зависит от активности ряда систем мозга, выполняющих интегративные и регуляторные функции на пути от запускающего адаптационный процесс стрессора, до комплекса реакций. Необходимыми компонентами физиологических адаптаций являются также привыкание и фиксация адаптивного навыка. Привыканию отводится роль основного пути приспособления организма к среде. Существует гипотеза о наличии особой формы вегетативной памяти.

Успешность формирования адаптивных навыков в поведенческих моделях в высокой степени определяется эмоциогенностью предъявляемых раздражителей. Адаптация как процесс приспособления живых организмов к тем или иным условиям существования или к меняющимся условиям среды включает в себя все виды приспособительной деятельности организмов на клеточном, органном, системном и организменном уровнях.

По Ф.З. Меерсону фенотипическая адаптация есть процесс, в результате которого «организм получает возможность жить в условиях ранее не совместимых с жизнью или решать ранее неразрешимые задачи».

А.А. Ильюченок выделяет несколько важных аспектов участия эмоций в адаптации. Эмоция может компенсировать отсутствие специализированной реакции для достижения цели. Вместе с тем, эмоции могут форсировать течение не только энергетических, но и информационных процессов, ускоряя процедуру адекватной программы действий. Эмоции способствуют также запоминанию и использованию приобретаемой информации, формируя «метки» приоритетных сигналов.

Наконец, упоминается и дезорганизующая роль эмоций, благодаря которой могут пострадать целесообразные процессы. Любой новый раздражитель достаточной интенсивности приводит к появлению различных признаков стрессорной реакции. Изменения при эмоциональном стрессе активности катехоламинов, стероидов и гормонов белково-пептидной природы специфически влияет на процесс формирования системно-структурного следа, составляющего основу адаптации.

Потребность в адаптации у человека возникает тогда, когда он начинает взаимодействовать с какой-либо системой в условиях определенного рассогласования с ней, что порождает необходимость изменений. Эти изменения могут быть связаны с самим человеком или системой, с которой он взаимодействует, а также с характером взаимодействия между ними. То есть, пусковым механизмом процесса адаптации человека является смена окружающей его среды, при которой привычное для него поведение оказывается малоэффективным или вообще неэффективным, что порождает необходимость в преодолении затруднений, связанных именно с новизной условий.

1.2. Факторы исследования адаптации  студентов первых курсов обучения, применяемые методы и технологии работы.

Исследователи констатируют наличие многофакторной детерминированности процесса адаптации и то, что на разных этапах обучения он определяется структурной перестройкой психологических факторов, его обуславливающих. Каждому преподавателю учебного заведения из собственного опыта известно, что работа с учащимися первых курсов, педагогическое общение с первокурсниками имеет свои отличительные особенности. Это обусловлено как психофизиологическими особенностями возраста, так и социальными факторами.

Выделяют три блока факторов, оказывающих влияние на адаптацию к обучению в колледже: социологический, психологический и педагогический. К социологическим факторам относятся возраст студента, его социальное происхождение и тип образовательного учреждения, которое он уже закончил. Психологический блок содержит индивидуально-психологические, социально-психологические факторы: интеллект, направленность, личностный адаптационный потенциал, положение в группе. Педагогический блок факторов влияния на адаптацию включает в себя уровень педагогического мастерства, организацию среды, материально-техническую базу и др. 

          Основной целью деятельности педагога-психолога является обеспечение полноценного психического и личностного развития обучающихся в соответствии с их индивидуальными особенностями и возможностями, организация образовательной среды как единого воспитательного пространства таким образом, чтобы создать условия для развития общих компетенций обучающихся, активной жизнедеятельности, всестороннего развития, их самоопределения и самореализации, формирования профессионально значимых качеств будущего специалиста, для максимального удовлетворения потребностей обучающихся в интеллектуальном, социально-культурном и нравственном развитии.

Необходимо учитывать, что педагог-психолог в образовательном учреждении работает с обучающимися, с администрацией, педагогами, воспитателями, родителями.

Основными направлениями деятельности являются:

  • психодиагностическая работа;
  • коррекционно-развивающая работа;
  • консультативная работа;
  • просветительская работа;
  • экспертная работа;
  • методическая работа;
  • отчетная документация по всем видам деятельности.

Вся эта работа идет в плановом порядке.

Я как педагог-психолог  в выборе методов работы ориентируюсь на такие характеристики, которые обеспечивают:

  • быстроту решения задач во времени;
  • ясность, однозначность и (по возможности) мало затратность в процессе обработки собранных данных;
  • надежность и качественное, содержательное, соответствие используемых методов характеристикам решаемых задач;
  • доступность и безопасность используемых методов по отношению к субъектам – адресатам психолого-педагогического сопровождения.

Среди методов, наиболее часто применяемых в практике можно выделить следующие:

  1. Наблюдение  научный метод познания окружающего мира, состоящий в преднамеренном и целенаправленном восприятии явлений окружающей среды с целью сбора данных определенного рода. Мною  посещались открытые мероприятия, уроки с целью изучения поведения студентов, включая групповые процессы.
  2. Опрос – один из наиболее распространенных методов сбора первичной информации. Проводились аналитические беседы с преподавателями кураторами. С целью получения информации об объективных и (или) субъективных фактах со слов опрашиваемых (респондентов). С использованием анкет.
  3. Тест  это стандартизированный метод, используемый для измерения различных характеристик отдельных лиц, служащих объектами исследования. Тесты позволяют оценивать и сравнивать уровень развития интеллектуальных или перцептивных способностей, личностных особенностей, характер, темперамент и т. д. у разных объектов исследования, по данным исследований, проводимых в разное время. В практике применяла два основных вида тестов: опросники и проективные тесты.
  4. Анализ документов  это метод, применяю в социальных исследованиях, в основе которого лежит соответствующее использование информации.
  5. Индивидуальные консультации.
  6. Ролевая игра, тренинги.

1.3. Анализ работы по адаптации обучающихся первого курса обучения.

1. Диагностическая работа.

Цель: выявление индивидуальных психологических особенностей всех субъектов образовательного процесса.

Было проведено  сплошных диагностик: 5

Таблица 1. Проведенные диагностики

№ п/п

Наименование диагностики

Цель диагностики

Кол-во уч-ся

Результат (группа риска)

1

Диагностика акцентуаций характера

Выявление психологических особенностей вновь поступивших студентов

87

Высокая степень:

Гипертимная: 66 (33%)

Сензитивная: 10 (5%)

Дистимическая: 9 (5%)

Педантическая: 1 (0,5%)

Возбудимая: 5 (2,5%)

Эмотивная: 50 (25%)

Застревающая: 26 (13%)

Демонстративная: 11 (5,5%)

Циклотимическая: 31 (15%)

Экзальтированная: 3 (1,5%)

2

Диагностика уровня личностной и ситуативной тревожности

Выявление психологических особенностей вновь поступивших

89

Высокая тревожность: 15 (17%)

3

Определение ведущей учебной мотивации

Выявление психологических особенностей вновь поступивших студентов

82

Средний балл:

Познавательная: 43(5,2%)

Коммуникативная: 38(4,6%)

Эмоциональная: 38 (4,6%)

Саморазвития: 44 (5,4%)

Позиция студента: 49 (6%)

Достижения:44 (5,4%)

Внешняя: 42 (5,1%)

4

Диагностика степени адаптации обучающихся (первичная)

Выявление степени адаптации студентов

157

Низкая СПА - 14 уч-ся (9%)

5

Диагностика степени адаптации обучающихся

(вторичная)

Выявление степени адаптации студентов

148

Низкая СПА - 6 уч-ся (4%)

6

Диагностика степени адаптации обучающихся

(контрольная)

Выявление степени адаптации студентов

132

Низкая СПА - 2 уч-ся (2%)

Динамика процесса:

Диагностика степени адаптации

Студенты иногородней местности, приезжающие в город поставлены перед необходимостью овладения новыми нормами, ценностями, представлениями, правилами, ограничениями, охватывающими и регламентирующими практически все стороны их жизни.  У таких студентов на первом курсе происходит изменения привычного образа жизни, включая  отличия  свободного времени препровождения. По этой причине у не которых детей происходит низкая успеваемость, ощущают трудности в общении. Из-за резкого изменения образа жизни, вида деятельности возникает состояние психологической дезадаптации.

2. Коррекционно – развивающего работа.

Для благоприятного психологического климата, сплочение группы и построение эффективного командного взаимодействия  проводились  тренинги в группах первого курса.

- Тренинговое занятие  на знакомство и сплочения «Давайте познакомимся!»;

- Тренинговое занятие  на сплочение «Вместе весело шагать»;

- Тренинговое занятие  для проживающих в общежитии «Наше общее житие»;

Индивидуальное коррекционные беседы с обучающимися по запросам кураторов групп. Тип проблем: пропуски занятий без уважительной причины, низкая мотивация к учёбе, вопросы верности выбора специальности обучающихся нового набора;

Проведение индивидуальных консультаций для обучающихся по результатам проведенной психодиагностики;

Индивидуальные консультации с родителями по вопросам адаптации к новым условиям обучения их детей;

Консультирование классных руководителей, преподавателей и заведующих отделениями по вопросам относительно обучающихся нового набора: развитие сплоченности и позитивных отношений в группе, развитие учебной мотивации, знакомство обучающихся с будущей специальностью;

Всего проведено индивидуальных консультаций за 2015-2016 учебный год

168 консультаций из них:

Обучающиеся – 147  (76%),

с педагогами  - 18 (32%),

с родителями  - 11 (6%),

Причины обращения:

Педагоги: дисциплина и успеваемость обучающихся – 16 (89%),

                  другие – 2 (11%),

Родители: детско-родительское отношения – 5 (45%),

                   дисциплина обучающихся – 2 (18%),

                   неуспеваемость обучающихся – 4  (36%).

Обучающиеся: по результатам диагностики – 38 (26%),

                          по направлению третьих лиц – 53 (36%),

                          отношения в семье – 9 (6%),

                          отношения со сверстниками – 15(10%),

                          внутриличностные проблемы – 23 (16%),

                          другие – 9 (6%)

3. Психологическое просвещение.

Беседа на классном часе на тему «Психологический портрет группы», проводится, опираясь на данные диагностики.

Проведение групповых встреч с группами первого курса на тему «Я и моя группа»;

Выступление на заседании методического объединения кураторов групп на тему: «Психологические проблемы адаптации обучающихся нового набора»;

Выступление на общем собрании студентов приуроченное к 20 ноября по теме: «Телефон доверия», «Кто такой педагог-психолог»;

Выступление на заседании активов групп  по теме: «Я лидер»;

Подготовка и размещение информации по теме «Адаптация» стенда;

Разработка информационных буклетов по темам: «Кто такой педагог- психолог», «Информационный буклет для родителей.

4. Экспертная работа.

Участие в заседаниях малых  педагогических советов и советов по профилактике с участием студентов «группы риска» и их родителей по следующим вопросам: трудности в обучении, неуспеваемость и плохая посещаемость обучающихся нового набора.

2. Проектная часть.

Основной целью моей педагогической работы в следующий, межаттестационный период.

Цель: психологическое сопровождения участников образовательного процесса, обеспечение психологических условий.

Для того чтобы добиться желаемых результатов, я буду вести работу над совершенствованием материально-технического и дидактического оснащением.

Продолжу работу над проблемой адаптации студентов путем:

Введения в свою работу психологического проекта «Мы одна семья».

Планирую повышения профессионального уровня путем: самостоятельного изучения методической литературы,  обмена опыта, прохождения обучения на курсах повышения квалификации, участия в конкурсах, семинарах.

Заключение

Задачей учебного заведения является, прежде всего, не только дать профессиональные знания и сформировать умения, но и научить «вжиться», полюбить выбранную профессию, помочь будущему специалисту «войти» в реальные производственные условия.

Можно отметить, что уровень адаптации первокурсников достаточно высок, основное количество подростков имеют друзей в колледже, хороший контакт с одногруппниками, кураторами и педагогами.

Мною были  подготовлены методические материалы для диагностической, психокоррекционной, психопрофилактической, психопросветительской деятельности.

За 2015-2016 учебный год были подготовлены следующие материалы:

  1. Рекомендации по работе с обучающимися с низкой СПА
  2. Рекомендации по работе с учащимися с риском суицидального поведения
  3. Рекомендации для родителей
  4. Программа содействия социально-психологической адаптации
  5. Были составлены Тренинги « Улыбка», «Вместе весело шагать», «Я живу полной жизнью», «Здоровый образ жизни» и т.д.
  6. Были составлены информационные буклеты;
  7.  Оформлялись и обновлялись информационные стенды.

Список литературы

  1. Авдиенко Г.Ю. Влияние мероприятий психологической помощи студентам в начальный период обучения на успешность адаптации к образовательной среде // Вестник психотерапии. – 2007
  2. Алтынова Н.В., Панихина А.В., Анисимов Н.И., Шуканов А.А. Физиологический статус студентов-первокурсников в условиях адаптации к обучению // В мире научных открытий. - 2009. - № 3-2. - С. 99-103.
  3. Ананьев Б.Г. Личность, субъект деятельности, индивидуальность. - М.: Директ-Медиа, 2008.
  4. Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений. – М.: Аспект Пресс, 2003.
  5. Бисалиев Р.В., Куц О.А., Кузнецов И.А., Деманова И.Ф. Психологические и социальные аспекты адаптации студентов // Современные наукоемкие технологии. - 2007.
  6. Соловьева Н.Г. Социально-психологическая адаптация детей и подростков //Методические рекомендации. - Екатеринбург, 1998 – 53с.
  7. Энциклопедия психологических тестов. Личность, мотивация, потребность. М.: ООО “Издательство АСТ”, 1997.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационно-аналитический отчет о профессиональной деятельности преподавателя русского языка и литературы Куренковой Натальи Кирилловны

Информационно-аналитический отчет о результатах профессиональной деятельности преподавателя КГБОУ СПО "Хабаровский торгово-экономический техникум" Куренковой Натальи Кириллоовны. Формы, методы, приемы...

Информационно-аналитический отчет о динамике эффективности воспитательной деятельности образовательной организации и динамике результатов реализации цели и задач воспитательной программы образовательной организации по критериям и показателям эффективнос

Информационно-аналитический отчет о динамике  эффективности воспитательной деятельности образовательной организации и динамике результатов реализации цели и задач воспитательной программы образов...

Аналитический отчет за 2016-2021

Аналитический отчет на Левину Надежду Михайловну...

Аналитический отчет о работе за 2020-2021 год

Очёт о работе за год даёт представление о достигнутых успехах  и планировании пеоспектив,  целей к которым необходимо сстремиться....

Аналитической отчет о работе социального педагога по итогам 2021-2022 учебного года

Ежегодный итоговый отчет о проделанной работе за учебный год социального педагога АУ "Ханты-Мансийского технолого-педагогического колледжа"...

Отчет работы наставника учителя-логопеда с педагогом- психологом Шипиловой Т.Б.

Отчет  работы наставника учителя - логопеда Агеевой И.С. за 2022- 2023 учебный год...