Исследовательская деятельность Тема: «Конфликты и их разрешения» направление: валеология.
методическая разработка на тему

Рубец Татьяна Викторовна

Как показывает практика - бесконфликтное сосуществование людей встречается как исключительно редкое явление. Конфликты всегда оказывали существенное влияние на жизнь отдельного человека, развитие социальных групп различного масштаба, историю государства и человечества в целом. Возникновение большого числа конфликтов различного масштаба, чрезвычайная сложность их регулирования вызывают в последнее время повышенный интерес не только к его теоретическим, но и к практическим аспектам. Эта работа рассказывает о том, как можно в  тренинге  с помощью игровых технологий легко и непринуждённо научиться эффективно общаться.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie.docx16.48 КБ
Office presentation icon konflikty.ppt2.51 МБ
Файл svidetelstvo.docx197.77 КБ
Файл vystuplenie.docx16.48 КБ

Предварительный просмотр:

Как показывает практика - бесконфликтное сосуществование людей встречается как исключительно редкое явление. Конфликты всегда оказывали существенное влияние на жизнь отдельного человека, развитие социальных групп различного масштаба, историю государства и человечества в целом. Возникновение большого числа конфликтов различного масштаба, чрезвычайная сложность их регулирования вызывают в последнее время повышенный интерес не только к его теоретическим, но и к практическим аспектам.

Конфликты происходят в различных сферах жизнедеятельности, не исключением являются и конфликты в условиях подростковой среды.

Подростковая среда - это серьезный этап личностного становления человека, это бесценный опыт в общении, формирование собственного поведения во взаимоотношениях с окружающими.

Сегодня проблема конфликтов в подростковой среде весьма велика, а путей решения этой проблемы найдено еще недостаточно. Поэтому, так важно создание специализированной психолого-педагогической программы преодоления конфликтов в подростковой среде, предназначенной для работы психологов и педагогов.

Основная цель нашего опытно-экспериментального исследования заключается в проведении ранней диагностики и выявлении причин конфликтного поведения подростков, в разработке психолого-педагогической программы по профилактике и преодолению конфликтов в подростковой среде, а также в определении эффективности этой программы.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

1). Провести диагностическое обследование подростков по выявлению причин конфликтов в подростковой среде, определение уровня конфликтности личности подростка и общего уровня конфликтности класса, определение степени благоприятности психолого-психологического климата класса, исследование особенностей реагирования подростков в конфликтных ситуациях.

2). Разработать психолого-педагогическую программу по профилактике и преодолению конфликтов в подростковой среде.

3). Проверить эффективность разработанной программы.

Опытно-экспериментальное исследование проводилось с учащимися 11  класса. В обследовании приняли участие 16 человек. Исследование проводилось в 3 этапа: констатирующий, формирующий и контрольный. В ходе диагностики мы использовали несколько методик.

Полученные нами результаты, в процессе констатирующего эксперимента, позволили сделать выводы о том, что основной причиной конфликтов в подростковой среде является напряженность во взаимоотношениях; уровень конфликтности в классе высокий; показатель степени благоприятности социально - психологического климата низкий; наиболее часто встречающиеся способы реагирования в конфликтной ситуации в группе - это соперничество и приспособление. Мы также выяснили, что такие способы реагирования в конфликте, как соперничество, приспособление и избегание, не относятся к конструктивным способам преодоления конфликтов. Поэтому нами была разработана психолого-педагогической программа по преодолению конфликтов в подростковой среде.

При разработке психолого - педагогической программы по преодолению конфликтов в подростковой среде мы основывались на трудах О.Г.Кузьминой, Е.Ю.Красовой, С.В.Кривцова, Е.А.Мухаматулина, Т.С. Сулимовой, Дж.Бертона и др.

Данная психолого-педагогическая программа направлена на развитие у подростков недостающих им навыков социального общения, внутригруппового социального взаимодействия, на обсуждение с ними проблем отношений с людьми, проблем конфликтов, на развитие способности понимать и чувствовать других людей, на снятие излишней конфликтности, на обучение навыкам конструктивного разрешения конфликтов.

Цель программы: профилактика и преодоление конфликтов в подростковой среде.

Для достижения этой цели мы поставили пред собой следующие задачи: развивать у учащихся умения и навыки внутригруппового социального взаимодействия, повысить уровень благоприятности социально – психологического климата в группе, помочь участникам скорректировать свое поведение в сторону снижения его конфликтогенности (снизить уровень конфликтности в группе), обучить подростков навыкам конструктивного разрешения конфликтов. Используемые средства в реализации программы: практические упражнения, групповые дискуссии, ролевые игры, самоанализ, беседы, упражнения на развитие интенсивного социального взаимодействия, упражнение на сплочение класса.

Таким образом, результаты экспериментального исследования показали, что благодаря разработанной нами психолого-педагогической программы, уровень конфликтности подростков, как в отдельности, так и в классе в целом, был снижен, степень благоприятности социально-психологического климата в классе повысилась, произошли изменения в тактике поведения, выбираемой подростками в конфликтной ситуации, относящихся к конструктивным тактикам.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Районная конференция молодых исследователей «Шаг в будущее» Подготовили: Кузьмина Ирина Тихонова Мария учащиеся 11 класса МКОУ «Мегрегская СОШ» Направление «Валеология» Конфликты и способы их разрешения

Слайд 2

Актуальность В 2013 году произошла реорганизация нашей школы. В 10 класс «Мегрегской СОШ» пришли учащиеся из трёх поселений, это Мегрега, Куйтежа, Михайловское. Соответственно, все подростки попытались установить дружественные отношения, Но в силу разных взглядов, личностных качеств, позиций, самооценки этого не произошло. 2

Слайд 3

Цель: исследования конфликтов, причин их возникновения и способов их разрешения. Задачи исследования: 1) Выявить причины конфликтов. 2) Исследовать конфликтную ситуацию в классе. 3) Показать способы разрешения конфликтов, используя программу «Бесконфликтное общение» 4) Дать общие рекомендации по предотвращению конфликтов в коллективе.

Слайд 4

Объект исследования : поведение старшеклассников в конфликте Гипотеза исследования: заключается в предположении о том, что реализация программы «Бесконфликтное общение» является значимой для формирования у старшеклассников эффективного поведения в конфликте . Предмет исследования: условия формирования эффективного поведения старшеклассников в конфликте.

Слайд 5

Конфликт – неизбежное явление социальной жизни. Как решить проблему возникающих и назревающих конфликтов, как предотвратить их, как управлять им – вот вопрос, стоящий перед современным человеком, особенно перед нами, т.к. мы решили провести исследование конфликта в 10 классе.

Слайд 6

Результаты практического исследования Первый этап состоял в проведении беседы и диагностики эмоционального отношения к конфликтам, преобладающих стратегий поведения в конфликте у старшеклассников. Второй этап состоял из реализации программы «Бесконфликтное общение». Третий этап - проведение беседы с целью получения обратной связи по результатам проведённой программы и повторная диагностика преобладающих стратегий поведения в конфликте у старшеклассников.

Слайд 7

Первый этап Подготовительная беседа была направлена на решение следующих задач: 1. Установить доверительные отношения участников исследования, способствующих повышению эффективности совместной работы; 2. Определить теоретическое овладение материалом по теме «конфликт» и поведение в конфликте старшеклассников; 3. Провести мини-семинар на тему «Конструктивное и деструктивное поведение в конфликте».

Слайд 8

Второй этап Ролевые игры: Упражнение «Испорченный телефон» Упражнение «И тут вы ему говорите» Упражнение «АХ-ХА»

Слайд 9

Третий этап Был сделан анализ ситуации взаимодействия с конфликтом на входе, т.е. перед проведением тренинга и на выходе, после проведения тренинга. Динамика стилей поведения в конфликте по Экспресс тесту

Слайд 10

Динамика стилей поведения в конфликте по тесту Томаса-Килмана

Слайд 11

Вывод Большинство старшеклассников ни на уровне теории, ни в практике решения трудных жизненных коллизий не готовы к конструктивному решению конфликта и не обладают знаниями, пониманием проблемы и умением ее разрешать. Программа «Бесконфликтное общения» даёт возможность учащимся освоить практические навыки поведения в условиях конфликта, выбрать для себя наиболее соответствующие ситуации и получить позитивный опыт.

Слайд 12

Заключение Предлагаемая программа развития эффективного поведения в конфликте способствует повышению способности старшеклассников находить выходы из трудных жизненных ситуаций, реализации их личностного потенциала, пониманию личностной ответственности за организацию конструктивного взаимодействия с другими людьми.

Слайд 13



Предварительный просмотр:



Предварительный просмотр:

Как показывает практика - бесконфликтное сосуществование людей встречается как исключительно редкое явление. Конфликты всегда оказывали существенное влияние на жизнь отдельного человека, развитие социальных групп различного масштаба, историю государства и человечества в целом. Возникновение большого числа конфликтов различного масштаба, чрезвычайная сложность их регулирования вызывают в последнее время повышенный интерес не только к его теоретическим, но и к практическим аспектам.

Конфликты происходят в различных сферах жизнедеятельности, не исключением являются и конфликты в условиях подростковой среды.

Подростковая среда - это серьезный этап личностного становления человека, это бесценный опыт в общении, формирование собственного поведения во взаимоотношениях с окружающими.

Сегодня проблема конфликтов в подростковой среде весьма велика, а путей решения этой проблемы найдено еще недостаточно. Поэтому, так важно создание специализированной психолого-педагогической программы преодоления конфликтов в подростковой среде, предназначенной для работы психологов и педагогов.

Основная цель нашего опытно-экспериментального исследования заключается в проведении ранней диагностики и выявлении причин конфликтного поведения подростков, в разработке психолого-педагогической программы по профилактике и преодолению конфликтов в подростковой среде, а также в определении эффективности этой программы.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

1). Провести диагностическое обследование подростков по выявлению причин конфликтов в подростковой среде, определение уровня конфликтности личности подростка и общего уровня конфликтности класса, определение степени благоприятности психолого-психологического климата класса, исследование особенностей реагирования подростков в конфликтных ситуациях.

2). Разработать психолого-педагогическую программу по профилактике и преодолению конфликтов в подростковой среде.

3). Проверить эффективность разработанной программы.

Опытно-экспериментальное исследование проводилось с учащимися 11  класса. В обследовании приняли участие 16 человек. Исследование проводилось в 3 этапа: констатирующий, формирующий и контрольный. В ходе диагностики мы использовали несколько методик.

Полученные нами результаты, в процессе констатирующего эксперимента, позволили сделать выводы о том, что основной причиной конфликтов в подростковой среде является напряженность во взаимоотношениях; уровень конфликтности в классе высокий; показатель степени благоприятности социально - психологического климата низкий; наиболее часто встречающиеся способы реагирования в конфликтной ситуации в группе - это соперничество и приспособление. Мы также выяснили, что такие способы реагирования в конфликте, как соперничество, приспособление и избегание, не относятся к конструктивным способам преодоления конфликтов. Поэтому нами была разработана психолого-педагогической программа по преодолению конфликтов в подростковой среде.

При разработке психолого - педагогической программы по преодолению конфликтов в подростковой среде мы основывались на трудах О.Г.Кузьминой, Е.Ю.Красовой, С.В.Кривцова, Е.А.Мухаматулина, Т.С. Сулимовой, Дж.Бертона и др.

Данная психолого-педагогическая программа направлена на развитие у подростков недостающих им навыков социального общения, внутригруппового социального взаимодействия, на обсуждение с ними проблем отношений с людьми, проблем конфликтов, на развитие способности понимать и чувствовать других людей, на снятие излишней конфликтности, на обучение навыкам конструктивного разрешения конфликтов.

Цель программы: профилактика и преодоление конфликтов в подростковой среде.

Для достижения этой цели мы поставили пред собой следующие задачи: развивать у учащихся умения и навыки внутригруппового социального взаимодействия, повысить уровень благоприятности социально – психологического климата в группе, помочь участникам скорректировать свое поведение в сторону снижения его конфликтогенности (снизить уровень конфликтности в группе), обучить подростков навыкам конструктивного разрешения конфликтов. Используемые средства в реализации программы: практические упражнения, групповые дискуссии, ролевые игры, самоанализ, беседы, упражнения на развитие интенсивного социального взаимодействия, упражнение на сплочение класса.

Таким образом, результаты экспериментального исследования показали, что благодаря разработанной нами психолого-педагогической программы, уровень конфликтности подростков, как в отдельности, так и в классе в целом, был снижен, степень благоприятности социально-психологического климата в классе повысилась, произошли изменения в тактике поведения, выбираемой подростками в конфликтной ситуации, относящихся к конструктивным тактикам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конфликты и их разрешения

Рассмотриваются различные виды конфликтов, которые могут произойти в танцевальном коллективе, и методы их разрешения. Способы, как избежать конфликта....

Зачетная работа по курсам повышения квалификации по теме ВБ "Психология управления". Статья (с практической частью) на тему "Техника разрешения конфликтов"

Конфликты сопровождают человека на протяжении всей его жизни. Часто люди, связанные узами совместной деловой активности, сталкиваются в своих интересах, и тогда происходит конфликт, он дезорганизует л...

«Техника разрешения конфликтов»

Конфликты сопровождают человека на протяжении всей его жизни. Часто люди, связанные узами совместной деловой активности, сталкиваются в своих интересах, и тогда происходит конфликт, он дезорганизует л...

Занятие- тренинг с подростками : «Психологическая природа конфликта. Основные виды поведения в конфликте и его разрешение».

Цели: дать определение конфликта, его структуру, сферу, динамику; ознакомить с причинами конфликтов; дать представления о видах поведения в конфликте, отработать выбор определенного стиля поведе...

Понятие конфликта в сфере управления, методы по упреждению и разрешению управленческих конфликтов

Раскрытие понятия "конфликт", типология и виды конфликтов, способы прогнозирования и разрешения управленческих конфликтов....

Методическая разработка открытого урока «Понятие о конфликте. Модели его разрешения» по учебной дисциплине ОП.01 Основы деловой культуры

Изложена методика проведения урока изучения нового материала «Понятие о конфликте. Модели его разрешения», которая направлена формирование у студентов представления о конфликтах, их разнов...