Роль учебного предмета «Право» (базовый уровень) в формировании правосознания обучающихся среднего общего образования
статья на тему

Верещагина Ирина Васильевна

Необходимым условием построения правового государства является повышение уровня правосознания его граждан. Достижение этих целей возможно при должном внимании со стороны государства к правовому просвещению и правовому информированию граждан; развитию правового образования и воспитания подрастающего поколения в образовательных учреждениях различного уровня посредством внедрения в образовательный процесс учебных курсов, программ, учебно-методических материалов, обеспечивающих получение знаний в области права.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moya_statya_rol_prava_na_pravosoznanie_obuchayushchihsya.docx22.31 КБ

Предварительный просмотр:


Роль учебного предмета «Право» (базовый уровень) в формировании правосознания обучающихся среднего общего образования

Преподаватель правовых дисциплин КГБ ПОУ ХТЭТ (Краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Хабаровский торгово-экономический техникум») И. В. Верещагина

Необходимым условием построения правового государства является повышение уровня правосознания его граждан. Достижение этих целей возможно при должном внимании со стороны государства к правовому просвещению и правовому информированию граждан; развитию правового образования и воспитания подрастающего поколения в образовательных учреждениях различного уровня посредством внедрения в образовательный процесс учебных курсов, программ, учебно-методических материалов, обеспечивающих получение знаний в области права[1].

Для реализации Основ государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан Министерством образования и науки Российской Федерации был утвержден Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (ФГОС СОО), который направлен на обеспечение преемственности основных образовательных программ дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего, профессионального образования.

Именно такой системно-комплексный подход, сохранение преемственности и непрерывности в получении правовых знаний способствует эффективному формированию личности гражданина в правовом государстве. В свою очередь, специфика правового сознания в том и состоит, что оно воспринимает юридические явления через нравственные представления, требования о добром и справедливом. «Усвоение правовых ценностей, правовых норм, стандартов правового поведения идет в течение всей жизни. Даже в самом раннем возрасте человек «с молоком матери» впитывает первые элементы правовой культуры. Он приобретает навыки и усваивает стандарты нормативного поведения, получает первые юридические представления из сказок, в ролевых играх приобретает понятия о функциях права, постепенно формирует хотя и примитивную, детскую, но собственную картину правовой жизни» [2]. Ведь, очевидно, чем раньше человеку начинают прививать правовые знания, тем более сформированной потребностью к соблюдению закона характеризуется этот человек.

Роль учебного предмета «Право» определяется его местом в системе учебных дисциплин. Так, ФГОС СОО относит «Право» к предметной области «Общественные науки», изучение которой должно обеспечить сформированность мировоззренческой, ценностно-смысловой сферы обучающихся, российской гражданской идентичности, поликультурности, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным Конституцией Российской Федерации.

Проведенное автором статьи исследование по формированию правосознания студентов одного из вузов г. Хабаровска, показало отсутствие прямой зависимости между уровнем правовых знаний и соблюдением правовых норм в жизни. На вопрос: « Как вы считаете,  из-за чего в России чаще нарушаются законы»,- 48 человек (24%) из 200 опрошенных ответили так: «Из-за того, что плохи сами законы». Подавляющее большинство респондентов (76%) в качестве причины нарушения закона называют не законопослушность самих граждан. При этом результаты обработки ответов на вопрос: «Перейдете ли вы дорогу на красный свет при отсутствии транспортных средств и инспекторов ГИБДД,» - показали, что перейдут дорогу 88 человек (44%). Дождутся, когда загорится зеленый свет, и только тогда перейдут 112 человек (56%). Однако, на вопрос: «Считаете ли вы себя законопослушным гражданином»,-128 человек (64%) дали положительный ответ. Сопоставление ответов на данные вопросы и обсуждение результатов в фокус-группах показало, что опрошенные студенты склонны рассматривать противоправное деяние в качестве правонарушения лишь в случаях наступления вредных последствий. Высокий процент респондентов не только допускают на оценочном (эмоциональном) уровне (ведь ничего страшного не произойдет) совершение малозначительных на их взгляд правонарушений, но и совершают их сами.

Полученные в ходе анкетирования данные свидетельствуют о том, что на сознательном уровне респонденты склонны руководствоваться стереотипами общественного мнения. Однако, в ходе интервью, дискуссий, мозгового штурма, проведенных в фокус-группах, респонденты выражали другую позицию. Субъект позволяет себе свободную интерпретацию правовой нормы, ее толкование «под себя». В результате мы имеем ситуативную модель поведения: если осознаю и чувствую внешний контроль, неизбежность наказания - буду соблюдать правовую норму, в противном случае - нет. Подобная тенденция была выявлена автором статьи при анкетировании студентов техникума, освоивших дисциплину «Право».

Таким образом, не всегда знание правовых норм субъектом является залогом его правомерного поведения. Результаты исследования выявили необходимость в процессе преподавания правовых дисциплин уделять должное внимание воспитательному аспекту, формированию у студентов уважительного отношения к закону, мотивации на правомерность поведения. [3].

Одной из причин выявленной тенденции можно назвать достаточно позднее получение квалифицированной правовой информации респондентами и отсутствие сформированной установки на неукоснительное соблюдение закона. Ведь зачастую правовые знания в школе давали учителя-историки, а не юристы. Отсюда вытекает вывод о необходимости преподавания учебного предмета «Право» специалистами в области юриспруденции. Это подтверждается требованиями к предметным результатам освоения базового курса права, предусмотренными ФГОС СОО. Среди них:  сформированность представлений о понятии государства, его функциях, механизме и формах; владение знаниями о понятии права, источниках и нормах права, законности, правоотношениях; владение знаниями о правонарушениях и юридической ответственности; сформированность представлений о Конституции Российской Федерации как основном законе государства, владение знаниями об основах правового статуса личности в Российской Федерации; сформированность общих представлений о разных видах судопроизводства, правилах применения права, разрешения конфликтов правовыми способами; сформированность основ правового мышления; сформированность знаний об основах административного, гражданского, трудового, уголовного права; понимание юридической деятельности; ознакомление со спецификой основных юридических профессий; сформированность умений применять правовые знания для оценивания конкретных правовых норм с точки зрения их соответствия законодательству Российской Федерации. [4]

Весь процесс изучения студентами дисциплины «Право» должен быть направлен на формирование у них уважительного отношения к самой букве закона, понимания того, что право-это сложная социальная система, находящаяся в постоянном развитии.

Чтобы замотивировать учащихся на получение правовых знаний в рамках учебного процесса, преподаватель должен сделать интересным этот процесс. Целью урока в условиях введения ФГОС должно стать развитие личности. Следует понять, что ученик выступает не объектом, а субъектом учебной деятельности. Необходимо создать комфортные психологические условия на уроке, использовать дифференцированный подход к обучающимся, учитывая их способности и создавая ситуацию успеха.

Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования  предполагает формирование у обучающихся   универсальных учебных действий, компетенций. В силу такого подхода ведущими типами деятельности должны стать исследовательский, продуктивный, творческий. Необходимо дать возможность ученику самому искать информацию и исследовать её.

Реализация стандарта должна изменить представление учителя об уроке. Меняется сама структура урока. На уроке отдается приоритет деятельности ученика; преобладают индивидуальная и коллективная деятельность; применяются новые критерии оценивания деятельности обучающихся. Урок становится личностно-развивающим; компетентностно-ориентированным; метапредметным. Наряду с предметно-ориентированным уроком рождаются интегрированные формы, стирается грань между обучением и воспитанием. Внедрение этих идей на практике способствует не только повышению качества правовых знаний обучающихся, но и желанию использовать их в жизни. А это, в свою очередь, непременно влечет повышение уровня правосознания студентов.

Учитывая структурные элементы правосознания (рациональные, эмоциональные, поведенческие), можно сделать следующие выводы, направленные на повышение его уровня:

  1. Целесообразность преподавания учебной дисциплины «Право» преподавателями с юридическим образованием. Это позволяет не только повысить уровень квалифицированных правовых знаний обучающихся, но и сформировать у студентов навыки применения правовых инструментов на практике независимо от того, какую специальность они получают.
  2. Необходимость более широкого использования в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий , в том числе компьютерных правовых программ: СПС-Консультант-Плюс, Гарант; деловых и ролевых игр и др.
  3. Уделение должного внимания воспитательному аспекту  в процессе преподавания правовых дисциплин, способствующему формированию у студентов уважительного отношения к закону, корректировки поведенческой стороны обучающихся, ориентируя их на правомерность поведения.
  4. Проведение учебных и внеклассных мероприятий с привлечением юристов-практиков. Такие занятия укрепляют представления студентов о важной роли права как регулятора в жизни общества и конкретного человека, формируют позитивное отношение к институтам власти в государстве.
  5. Целью урока в условиях введения ФГОС должно стать развитие личности; ученик выступает не объектом, а субъектом учебной деятельности.

Список литературы

  1. Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан: Утверждены Президентом Российской Федерации 28.04.2011 N Пр-1168. [Электронный ресурс]. //СПС «Консультант-Плюс»
  2. Ратинов А.Р. Структура правосознания и некоторые методы его исследования. //Методология и методы социальной психологии. М., 1981. Стр. 201-214.
  3. И. В. Верещагина. Функциональные компоненты правосознания студентов экономических специальностей: анализ результатов анкетирования. - DIXI- 2014: идеи, гипотезы, открытия в социально-гуманитарных исследованиях: сборник научных трудов: выпуск 5/под науч. ред. д-ра социолог. наук А. Ю. Завалишина.-Хабаровск: РИЦ ХГАЭП, 2014. Стр. 102-109.
  4. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования: Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. N 413 (в ред. от 29.12.2014 N 1645) [Электронный ресурс]. //СПС «Консультант-Плюс»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация на учебном занятии условий для формирования профессиональных и общих компетенций у обучающихся среднего профессионального образования.

Создание педагогических условий для формирования профессиональных компетенций обучающихся среднего профессионального образования....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ФИЗИКА» программы подготовки специалистов среднего звена для всех специальностей технического профиля на базе основного общего образования с получением среднего общего образования

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ«Физика»программы подготовки специалистов среднего звенадля всех специальностей технического профиляна базе основного общего образованияс получени...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Изобразительное искусство» 5-7 класс для обучающейся с ограниченными возможностями здоровья на уровне основного общего образования

Адаптированная образовательная программа по изобразительному искусству создана на основе рабочих программ предметной линии учебников под редакцией Б.М. Неменского: Изобразительное искусство. Рабочие п...

Рабочая программа учебного предмета история (Базовый уровень) для 10-11 классов на 2022-2023 уч.год

Программа разработана на основании ФГОС и Историко-культурного стандарта.Рабочая программа предполагает  преподавание истории в 10-11 классах  физико-математического  профиля (базового ...

Рабочая программа учебного предмета экономика, базовый уровень , учебник 10-11 класс, под редакцией Г.Э.Королевой

Рабочая программа учебного предмета экономика, базовый уровень,  учебник 10-11  под редакций Г.Э. Королевой...