Статья на тему: "Формирование самостоятельности студентов, системного мышления, информационной и коммуникативной культуры"
статья по теме
Спрос на специалистов экономических специальностей на рынке труда является высоким, несмотря на активную подготовку по данному профилю. Поэтому главной целью нашего колледжа является выпуск в жизнь высококвалифицированных специалистов, которые будут востребованы жизнью, и смоги бы применять полученные знания для решения различных производственных задач и быстро адаптироваться в производстве.Чтобы воспитать в наших студентах профессиональные качества, мы должны пробудить в них желание получать эти знания. Во-первых, нужно заинтересовать студентов каждый своим предметом, заставить полюбить и вызвать интерес к выбранной профессии. Интерес к предмету можно пробудить у студента только творческим подходом к предмету, используя разные методы обучения. Если взять конкретный пример, то я могу сказать о своем предмете: изучающая бухгалтерский учет, аудитория, это выпускники школ, часто не подготовленные к восприятию профессиональных знаний. Поэтому я, в процессе обучения попробовала включить побольше игровых уроков, тестов, занимательных заданий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_prudnikova_t.yu_.doc | 37 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование самостоятельности студентов, системного мышления, информационной и коммуникативной культуры
"На свете есть три вещи:
желание, знания и труд.
Только желание прокладывает
дорогу знаниям. Только упорный
труд позволяет овладеть знаниями,
и тогда все вместе они открывают
врата успеха."
Спрос на специалистов экономических специальностей на рынке труда является высоким, несмотря на активную подготовку по данному профилю. Поэтому главной целью нашего колледжа является выпуск в жизнь высококвалифицированных специалистов, которые будут востребованы жизнью, и смоги бы применять полученные знания для решения различных производственных задач и быстро адаптироваться в производстве.
Чтобы воспитать в наших студентах профессиональные качества, мы должны пробудить в них желание получать эти знания. Во-первых, нужно заинтересовать студентов каждый своим предметом, заставить полюбить и вызвать интерес к выбранной профессии. Интерес к предмету можно пробудить у студента только творческим подходом к предмету, используя разные методы обучения. Если взять конкретный пример, то я могу сказать о своем предмете: изучающая бухгалтерский учет, аудитория, это выпускники школ, часто не подготовленные к восприятию профессиональных знаний. Поэтому я, в процессе обучения попробовала включить побольше игровых уроков, тестов, занимательных заданий. Такая форма проведения урока приветствуется студентами пробуждает в них интерес, помогает принимать нестандартные решения в некоторых практических ситуациях, которые непредусмотрены учебной программой. При изучении дисциплины встречаются определенные трудности. Вначале это может быть и недостаточная подготовка студента к уроку, пассивность и т.д. Здесь большое значение имеет общение с группой: студент видит собственные недочеты в работе, начинает работать сам. Такое общение достигается в результате проведения практических занятий по подгруппам, состоящим из 5-6- человек, что позволяет достичь следующих целей:
1) во-первых, студенты учатся работать в команде, распределять обязанности и нести ответственность за выполненную работу;
2) во-вторых, все команды ставятся в одинаковые условия решения той или иной ситуации, но су четом подбора в команду сильных и слабых;
3) в-третьих, более сильные студенты возглавляющие работу подгрупп, приобретают навыки руководства, так как именно они распределяют обязанности в соответствии с индивидуальными способностями своих так называемых "подчиненных", дают необходимые разъяснения, проверяют выполненные расчеты и отвечают за то, чтобы работа была выполнена и за отведенное время.
Такие формы проведения уроков, на мой взгляд формируют у будущих выпускников-специалистов ответственность за выполненное задание, самостоятельность, воспитывает в них интерес к избранной профессии.
Также в этом году я предложила ребятам группы 33-б в качестве домашнего задания составить самим ситуационные практические задания по бухгалтерскому учету с учетом нового плана счетов, которые содержали взаимосвязанные цепочки решения. Эти же задачки предлагались ребятам друг другу для прорешивания. К этому заданию ребята отнеслись творчески. На мой взгляд такой подход к обучению воспитывает в них профессиональное мышление и ответственность за порученное дело.
Но не все студенты одинаковы. Что делать с теми, кого не тревожит жажда знаний? Опыт показывает, успех только в индивидуальной работе, которая призвана разбудить ум студента и дать почувствовать вкус к знаниям, проверить свои возможности. В успехе студентов не последнюю роль играет личность преподавателя, прежде всего, доброжелательность, отзывчивость и понимание, ровность в общении, юмор и широту взглядов, увлеченность своим делом, возможность в любой момент получить дружественный совет и помощь, а потом уже его профессионализм и компетентность.
И еще хотелось бы сказать несколько слов об учебной практике в колледже, которая очень помогает в усвоении практических навыков, так как порою на уроках не хватает времени рассказать про все тонкости ведения бухгалтерского учета. Только после прохождения ее ребята начинают понимать для чего нежен конкретный документ. Для того, чтобы проверить ребят, какие же знания по практике они получили, мною были разработаны проверочные карточки зачетного типа, в которых предлагались задания трехуровневой сложности. Первое задание на "3", второе - на "4", третье - на "5". Думаю, что такое закрепление каждой темы должно положительно сказаться на результатах качества знаний. Без выполнения таких минизачетов, студенты знают, что оценку итоговую по практике они не получат.
Особая роль в формировании профессионального самосознания отводится учебно-производственной практике, во время которой студенты получают практические навыки бухгалтерской работы.
Выполняя работу бухгалтера, студенты закрепляют теоретический материал, полученный на уроках. Вырабатывают тем самым в себе такие ценности качества, как организованность, инициативность, мышление, трудолюбие. Производственная практика повышает культуру их умственного труда, развивает в них умение самостоятельно приобретать и углублять знания. Это особенно важно в условиях бурного развития науки и техники, когда специалисту после окончания учебного заведения, приходится заниматься самообразованием - т.е. повышать уровень своих знаний путем самостоятельного изучения различных литературных источников. Только через самостоятельную работу студент может стать хорошим специалистом.
Выполняя задание на производственную практику, выпускник проявляет большую ответственность и, используя полученные знания, творчески подходит к решению возникающих вопросов, что способствует самоутверждению его как молодого специалиста.
Еще немало важным элементом в формировании конкурентоспособного специалиста является создание условий для формирования его творческих способностей. Это возможно в условиях конкурса, в процессе участия в котором у студентов формируется стремление к первенству, профессиональному мастерству, это достигается у учащихся в процессе проведения "Олимпиад", "Декады спецдисциплин" (Ребята составляют кроссворды по бухгалтерско-экономическим терминам, рисуют газеты - к этому делу они подходят со всей ответственностью и серьезностью, им очень важна оценка их труда).
Новизна всегда манит и привлекает меня, заставляет по-иному взглянуть на обычные вещи. Поэтому всегда ищу новое и отбираю то, что находит отклик в моей душе, в моих мыслях, в моем деле и дает, пусть маленький, но результат. Уча других, учусь сама.
И в заключении, хочу сказать следующее, что весь учебный процесс должен быть направлен не только на формирование профессиональных качеств будущих специалистов, но и на воспитание нравственных качеств личности, что также играет немало важную роль в формировании высококвалифицированного специалиста. Ведь без нравственной чистоты, честности, высоких моральных принципов работа в экономической профессии невозможна.
Список использованной литературы
1.Богоявленская Д. Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Текст. / Д. Б.Богоявленская— Ростов-на-Дону, 1983.
2.Власова Т.И. Компетентностный подход к качеству образования Текст. / Т.И. Власова // Школа Человека: моделирование педагогической системы в условиях модернизации образования. Ростов-на-Дону, 2004
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОПЫТ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ НА УРОКАХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Главной целью образования на современном этапе становится не простая совокупность знаний, умений и навыков, сообщаемых, передаваемых обучаемым, а формирование у них умений самостоятельно добывать, ана...
Статья на тему: "Формирование творческого потенциала"
Статья на тему: "Формирование творческого потенциала"...
Педагогическая статья на тему: "«Формирование профессиональных компетенций в процессе освоения юридических дисциплин по специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения»
статья на тему «Формирование профессиональных компетенций в процессе освоения юридических дисциплин по специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения»...
Статья на тему: Формирование профессиональной иноязычной компетенции студентов обучающихся по специальности «Автомеханик»
Данная статья посвящена компетентностному подходу при изучении английского языка студентами-автомеханиками....
Статья на тему "Формирование патриотизма в воспитательной среде среднего профессионального образовательного учреждения"
Содержательная часть.Актуальность.Степень изученности.Целевая установка темы.Направления деятельности.Варианты решения проблемы.Особенности формирования патриотизма в СПЦ №5.Цель работы.Результаты....
Статья на тему: Формирование предпринимательской культуры обучающихся в условиях ГБПОУ «Троицкий технологический техникум»
Статья на тему: Формирование предпринимательской культуры обучающихся в условиях ГБПОУ «Троицкий технологический техникум»...
Статья по теме "Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках математики в начальной школе"
Данная статья посвящена теме формирования коммуникативных УУД на уроках математики в начальной школе...