Педагогическая концепция
статья на тему

Ковалева Елена Павловна

Педагогическая концепция преподавателя (участие преподавателя математики и физики Ковалевой Е. П. в конкурсе Преподаватель года 2010)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogich_kontsepts.2010.docx23.87 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогическая концепция преподавателя физики и математики БМТК

Ковалевой Е. П.

Понимание атома – детская игра по сравнению с пониманием детской игры.

А. Эйнштейн.

Для современного преподавателя педагогическая концепция как система, трактовка каких-либо явлений и конструктивный принцип различных видов деятельности проецируется на профессиональную деятельность и позволяет решать задачи в области преподавания естественно-математического цикла, достигать цели формирования социальной, самодостаточной личности. Профессиональная деятельность преподавателя – осмысление и обоснование педагогических технологий, система взглядов на педагогическую деятельность. Поэтому необходимо выстроить собственное видение педагогической концепции.

 Структурное содержание ее представляется мне в виде винтообразной спирали, каждый виток которой позволит показать и обосновать мою точку зрения на преподавание физики. Образовательной моделью, а именно целью своей профессиональной деятельности, считаю организацию обучения студентов  таким образом, чтобы создать условия для их самореализации, саморазвития, систему отношения к себе, обществу.

1. Первым структурным элементом образовательной модели является мотивация обучения, т.е. создание такой образовательной среды, в которой каждый имел бы возможность для творческой самореализации, обретая опыт жизненного созидательного успеха. Достижение этого процесса возможно через:

  • инициирование личности студента;
  • создание проблемной ситуации на уроке;
  • видение физической теории, связующейся с общей глобальной  теорией.

2. Второй структурный элемент содержит формирование общеучебных умений, которое достигается при использовании инновационных педагогических технологий.

В основе своей деятельности как преподавателя физики использую два типа педагогических технологий на основе:

  • личностной ориентации учебного  процесса;
  • активизации учебной деятельности студентов.

Усвоение  учебного материала провожу в три этапа:

  1. Актуализация опорных знаний, дающая возможность акцентировать внимание на ранее изученных законах, явлениях, понятиях, которые на данном уроке позволят  систематизировать, углубить  и обобщить изучаемый материал, сформировать познавательные мотивы;
  2. Изучение новых законов, понятий, знакомство с основными типами физических фундаментальных взаимодействий, объяснение (через схемы) структуры теорий: молекулярной физики, геометрической и волновой оптики, механики и т.д.,

Образовательные задачи решаю совместно с развивающими:

через  развитие памяти, логического мышления,  мыслительных умений анализировать, сравнивать, выделять главное, классифицировать, обобщать, наблюдать.

  Через развитие способностей к сотрудничеству, сотворчеству, самовоспитанию, самосовершенствованию, самоопределению,  происходит  становление личности с высоким уровнем творческой мотивации к обучению, познавательной самостоятельностью.

  1. Обобщение и закрепление изученного теоретического материала осуществляю в процессе  решения задач, анализа проблемной ситуации, а также при выполнении лабораторных и практических работ.

Для современного преподавателя физики считаю необходимым использование следующих форм и методов контроля:

  • Физические диктанты, которые позволяют определить уровень понятийного усвоения материала;
  • Фронтальный опрос позволяет включать в учебно- познавательный процесс  всю  группу;
  • Создание проблемной ситуации, в процессе решения которой  определяется глубина интеллекта, происходит самореализация студентов;
  • Эвристическая беседа позволяет определить степень сформированности учебных  умений и навыков;
  • Исследовательские методы в форме защиты рефератов позволяют раскрыть способности студентов, расширить их познавательный интерес.
  • Тестирование для осуществления самоконтроля и взаимоконтроля.

Таким образом, главные требования, которые я предъявляю к себе как к преподавателю физики,  заключаются в следующем:

  • представить науку физика как огромное культурное достижение, дающее студентам уникальный по своей мощности способ понимания мира. И если бы я смогла бы донести эту мысль до молодых людей за период первого курса, то считала бы, что цель достигнута. При этом я должна не только убедить их в том, что наука способна дать надежное знание, но и показать, как трудно его получать;
  •  создание таких условий обучения и воспитания, которые позволят каждому студенту перейти от обучения к самообучению, от воспитания к самовоспитанию, от развития к саморазвитию;
  • освоение новых технологий, которые позволят результативно внедрять модернизационные идеи;
  •  Умение и способность настроить, заинтересовать, мотивировать студентов на конкретную деятельность, на активное участие в важном и нужном.


Если преподаватель сподвигнет студентов задуматься о том, как сложно получить экспериментальные результаты, дающие возможность построить объясняющую теорию, на основании которой потом могут быть созданы такие устройства как самолет или телефон, это уже будет успехом. И эта цель, я думаю, должна стать одной из главных в обучении,  а достигнуть ее можно через исследовательскую, практическую работу студентов, которая показывает как трудно получить результаты, заслуживающие доверия.

 

“МОЙ ПРЕДМЕТ – МОЕ ПРИЗВАНИЕ”

Развиваясь как личность, человек формирует и раскрывает свою собственную природу…

П.А. Флоренский

Мое кредо преподавателя:

Через самопознание, познание мира – самосовершенствоваться, быть сопричастным к творению добра и сотворению интеллекта и личности студента.

Моя педагогическая философия заключена в утверждениях:

  • Не навреди.
  • Любовь к детям должна быть основана на справедливости.
  • Помоги обрести опыт жизненного созидательного успеха.
  • «Делай не как я сказала, а как я …»

Встреча с моим первым учителем открыла для меня радость этой профессии, ее благородство, ее величие. И, думаю, нет детей, которые не примерили бы на себя профессию учителя. Во мне росло желание стать им. В начале была радость познания, учения, потом выбор профессиональной деятельности.

С первого же месяца работа поглотила меня безвозвратно, включая и сон. Во сне продолжала решать задачи. Нельзя сказать, что за годы работы не пыталась разделить работу и жизнь. Но это приводило к ущербу и тому и другому. Итак, поняла, что педагог – это не работа – это образ жизни.

Я счастливый человек! Иду на работу с радостью и твердо знаю, что каждый день принесет новые открытия, ощущение творчества, удовольствия от работы со студентами.

 Строить свою педагогическую деятельность по законам доброты меня учили мои учителя, мои наставники, мои родители, мои ученики. Девизом моей жизни стали слова великого русского педагога В. А. Сухомлинского: «Что же самое главное было в моей жизни? Без раздумий отвечаю: любовь к детям».

2010 г.