Профориентационное занятие для младших школьников по профессии "Повар"
план-конспект занятия на тему

Веселова Оксана Викторовна

Я работаю заместителем директора по УВР в «СПб ГБ ПОУ «Сестрорецкий лицей им. С.И. Мосина». По просьбе администрации Курортного района нашему лицею была поставлена задача организовать профориентационную работу для детей младшего школьного возраста, находящихся в летних лагерях на базе школ. В Сестрорецке 7 школ, одна из которых находится на ремонте и в настоящее время не действует. В каждой школе 1-2 группы школьников, которых нам предстояла как-то занять и профориентировать в профессиях. Возраст детей 1-5 классы. Для каждой возрастной группы отдельное занятие. Были ситуации, когда нам приводили детей разного возраста. По словам, сопровождающих, это происходило в виду объединения групп на какой-то период. В эти моменты, мы занимали детей спортивными играми с уклоном на профессию: веселые эстафеты «быстрый повар», «не урони яйцо», «вождение велосипеда-автомобиля с препятствиями» и т.д.

 Конечно, для лицея это проблема. Конец учебного года, большая загруженность…Работа предстояла на июнь месяц, та самая жаркая пора,  когда весь педагогический коллектив очень занят: зачеты, экзамены и консультации. Еще стояла задача как-то заинтересовать детей, ведь лето на дворе и таким маленьким детям хочется прыгать и веселиться, и играть. Вот, это слово «играть»!  За эту идею я ухватилась, как утопающий за соломинку. Но кто мне поможет? Все заняты. Я понимала, что рассчитывать на помощь, я могу только со стороны старших студентов.  Это решение принесло хорошие плоды и результаты. Был составлен график посещения нашего лицея для школьников и название занятий, а так же, что необходимо было принести для мероприятий. Администрации школ охотно согласилась с графиком и с требованиями лицея. Два года мы успешно проводим свои занятия. В профориентационной работе с младшими школьниками мы используем практические занятия (мастер-классы), занятия в форме игры, экскурсионные поездки на предприятия ( автомобильный завод Hyundai и завод Равиолли). Безусловно, мы не смогли бы решить этот вопрос без поддержки МО Сестрорецк, который нам безвозмездно предоставляет транспорт.  С удовольствием поделюсь опытом. Представлю одно из занятий.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vypusknaya_rabotaveselova_o.v.docx318.49 КБ

Предварительный просмотр:

ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ АКАДЕМИЯ

ПОСТДИПЛОМНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Институт развития образования

Кафедра профессионального образования

Профориентационные занятия для младших школьников «Профессия Повар.»

Выполнила:

 слушатель курса повышения квалификации

"Психолого-педагогическое сопровождение

 образовательного процесса в ГБ ПОУ СПО"

Веселова Оксана Викторовна

Санкт-Петербург

2016 г.

Пояснительная записка

Я работаю заместителем директора по УВР в «СПб ГБ ПОУ «Сестрорецкий лицей им. С.И. Мосина». По просьбе администрации Курортного района нашему лицею была поставлена задача организовать профориентационную работу для детей младшего школьного возраста, находящихся в летних лагерях на базе школ. В Сестрорецке 7 школ, одна из которых находится на ремонте и в настоящее время не действует. В каждой школе 1-2 группы школьников, которых нам предстояла как-то занять и профориентировать в профессиях. Возраст детей 1-5 классы. Для каждой возрастной группы отдельное занятие. Были ситуации, когда нам приводили детей разного возраста. По словам, сопровождающих, это происходило в виду объединения групп на какой-то период. В эти моменты, мы занимали детей спортивными играми с уклоном на профессию: веселые эстафеты «быстрый повар», «не урони яйцо», «вождение велосипеда-автомобиля с препятствиями» и т.д.

 Конечно, для лицея это проблема. Конец учебного года, большая загруженность…Работа предстояла на июнь месяц, та самая жаркая пора,  когда весь педагогический коллектив очень занят: зачеты, экзамены и консультации. Еще стояла задача как-то заинтересовать детей, ведь лето на дворе и таким маленьким детям хочется прыгать и веселиться, и играть. Вот, это слово «играть»!  За эту идею я ухватилась, как утопающий за соломинку. Но кто мне поможет? Все заняты. Я понимала, что рассчитывать на помощь, я могу только со стороны старших студентов.  Это решение принесло хорошие плоды и результаты. Был составлен график посещения нашего лицея для школьников и название занятий, а так же, что необходимо было принести для мероприятий. Администрации школ охотно согласилась с графиком и с требованиями лицея. Два года мы успешно проводим свои занятия. В профориентационной работе с младшими школьниками мы используем практические занятия (мастер-классы), занятия в форме игры, экскурсионные поездки на предприятия ( автомобильный завод Hyundai и завод Равиолли). Безусловно, мы не смогли бы решить этот вопрос без поддержки МО Сестрорецк, который нам безвозмездно предоставляет транспорт.  С удовольствием поделюсь опытом. Представлю одно из занятий.

Профориентационное занятие: «Профессия повар»

Цель: создать условия для формирования  конкретно-наглядных  представлений о существенных сторонах профессии.

Задачи занятия:

  • сформировать конкретно-наглядные  представления о существенных сторонах профессии (содержание труда, орудия труда, правила поведения  в процессе трудовой деятельности);
  • сформировать интерес к трудовой и учебной деятельности, стремление к труду, полезному для себя и общества;
  • развивать профессиональные, интеллектуальные и творческие возможности ребенка.

Ход занятия

Студент: Добрый день, девочки и мальчики.  

Сегодня мы познакомим Вас с очень нужной профессией, а какой вы нам сами скажите… Послушайте стихотворение. Угадайте, о какой профессии  пойдет речь?

Жарим, варим и печем

И жара нам нипочем

Суп, компот, блины, омлет –

Приглашаем на обед.

У плиты стоим с утра.

Мы, ребята, (повара)

Студент: Давайте разобьёмся на две команды и выясним, что должен знать и уметь повар? (Записывает ответы на доске или ватмане))

Чем отличается работа ваших мам и бабушек, которые каждый день готовят пищу для своей семьи, от работы профессионального повара?

(повар работает целый день, получает за свою работу зарплаты, кормит множество людей, обучался профессии повара)

Где работают повара?

(в столовых, кафе, ресторанах, школах, санаториях, больницах, военных частях и т.д.)

Просмотр видеофрагмента «Повар, кондитер» (3 минут)

Викторина (5-6 минут)

Чтобы приготовить обед нужны продукты. Угадайте, как они называются.

В поле родился, на заводе варился, на столе растворился (сахар)

Из чего получают сахар? (свекла, тростник)

Егорка испек лакомую горку (торт)

Как называется специальность Егорки? (кондитер)

Дедушка смеется, на нем шубонька трясется (кисель)

Какой продукт придает киселю вид желе? (крахмал, желатин)

Из чего делают крахмал? (из картофеля, кукурузы)

Маленькое, сдобное колесо съедобное.

Я одна его не съем, разделю ребятам всем (бублик)

Из чего делают бублик? (из муки)

Назовите другие изделия из муки (хлеб, кекс, печенье, макароны и т.д.)

Из чего делают муку? (зерно)

Студенты рассказывают, о сочетаемых и несочетаемых продуктах при приготовлении и о том, что один и тот же продукт нужно нарезать по разному для разных блюд (показывает наглядно). И предлагает выбрать нужную форму моркови для винегрета и для супа.

Просмотр и обсуждение  фрагмента мультфильма  «Муравей и зерно» (8 минут)

Вопросы для обсуждения

Какая профессия подошла бы муравью?

Что произошло бы, если муравей  не послушал совета зерна?

Зачем муравьи стали сажать зерна нового урожая в землю?

Почему говорят «Хлеб – всему голова»?

Игра «Фрукты-овощи» (8-10 минут)

Для игры необходимо иметь набор из девяти карточек с изображениями фруктов и овощей Если имеется техническая возможность, то можно изображения предметов проецировать на экран. Играть можно индивидуально или в микрогруппах. Индивидуальная работа имеет преимущественно диагностический характер, групповая – развивающий.

Ход игры

Студент показывает детям карточки с изображением фруктов и овощей. Они должны реагировать на овощи топаньем ногами, а на фрукты – хлопаньем в ладоши.

Затем учитель приглашает к доске двух учеников и дает каждому комплект из девяти карточек «Фрукты-овощи». Ученики должны разложить карточки на  группы, чтобы в каждой группе оказались похожие карточки. Побеждает тот, кто быстрее всех предложит распределить карточки по разным признакам (по вкусовым признака-сладкий, кислый, одинаковые по цвету; овощи-фрукты и т.п.) и сможет объяснить почему он классифицировал по выбранному признаку. Ребята задания выполняет под сопровождения музыки. Если ребята бодры и веселы, то проводим игру в виде эстафеты.

Овощи и фрукты – это источник здоровья, настроения и красоты. В них содержится много витаминов, минералов и других веществ, необходимых для человеческого организма.

Что можно приготовить из овощей? (супы – щи, борщ; тушеные овощи, салаты, винегрет)

Как называется пища, не содержащая животных продуктов? (постная, вегетарианская)

Как отличить фрукты от овощей? (фрукты обычно выращивают в саду, овощи – в огороде; фрукты обычно сладкие (кроме лимона), а овощи – нет, хотя сладковатая свекла и морковь – овощи; овощи обычно растут в земле и на травянистых кустах, а фрукты на деревьях)

Кто выращивает фрукты и овощи? (фермер, садовод, овощевод)

Завершение игры

Студент: Сегодня вы познакомились с профессией повара.

Студент: Давайте дополним наш список и  выясним, что должен знать и уметь повар? (Записывает ответы на доске или ватмане) и приглашает ребят на следующее занятие уже на мастер-класс.




Санкт-Петербург, 2016


СОДЕРЖАНИЕ

Методологическая основа классного часа……………………………………………………………………………………………………….3

Технологическая карта классного часа по теме: «Правила коммуникации – залог успеха при взаимодействии».………..………………4

Библиографический список        ………………………………………………………………………………….……………………………………6

Приложения

Приложение №1. Информационные материалы ………………………………………………………………………………………………..7

Приложение №2 Описание деловой игры «Кораблекрушение»  ………………………………………………………………………………9

Приложение №3 Бланки для деловой игры  ……………………………………………………………………………………………………11

Приложение №4 Раздаточные материалы для обучающихся, памятка «Правила позитивной коммуникации» …………………………………………………………12

МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ  ОСНОВА КЛАССНОГО ЧАСА

Тип классного часа – тематический

Цели и задачи классного часа:

Образовательные:  расширение круга знаний обучающихся по вопросам коммуникации, взаимодействия, сотрудничества, способствующего пониманию значимости правильного общения в жизни человека и формированию нравственных установок: ответственность, сотрудничество, самореализация.

Развивающие: способствовать развитию навыка эффективного взаимодействия и сотрудничества, интеллектуальных умений по анализу информации, аргументированию своей точки зрения, формулировке выводов. 

Воспитательные:  способствовать воспитанию ответственного отношения к себе и другим, стимулирование развития духовно-нравственной позиции по отношению к окружающим, к принятию человека таким, каков он есть. Стимулировать изменения ценностных представлений личности, преображения отношения  от равнодушно-созерцательного к  нравственно-деятельностному.

Материально-техническое обеспечение классных часов:

  • Бланки для деловой игры по количеству участников, ручки, секундомер.

Информационное обеспечение классного часа:

  • информационные материалы: раздаточный материал (памятка «Правила позитивной коммуникации»)

Методы обучения и воспитания:

Методы обучения:

Методы воспитания:

  1. Методы мотивации интереса:
  • словесные: монологовый (объяснение), диалоговый (беседа),
  • стимулирования: создание ситуации познавательной новизны, поощрение.
  1. Методы практические:
  • подготовка материалов для классных часов; 
  • работа с памяткой;
  • деловая игра
  1. Методы контроля:  
  • самоконтроль обучающихся; 
  • наблюдение преподавателя.  
  1. Рефлексия:
  • деятельности; содержания, настроения и эмоционального состояния.
  1.  По характеру:
  • убеждение;
  • поощрение.
  1. По результатам:

влияние, создающее и формирующее установки, отношения, представления, понятия эффективного взаимодействия и сотрудничества.

  1. На основе направленности:
  • формирования сознания личности как эффективного коммуникатора;
  • стимулирования поведения и деятельности.


Технологическая карта

Тема: «Правила коммуникации – залог успеха при взаимодействии».

Задача: отработка навыка эффективного взаимодействия и сотрудничества.

Дидактическая структура

Логико-психологическая структура

Методическая структура

Этапы

Деятельность

преподавателя

Деятельность

обучающихся

Дидактические средства

Методы воспитания

  1. Мотивационный:

3 минуты

Объявляет тему и цели классного часа.

Делает сообщение для создания эмоционального настроя,  создания личного отношения
к предмету обсуждения.

Слушают сообщение. Участвуют в обсуждении.

Информационные материалы

Влияние на эмоциональный уровень обучающихся, стимулирование  осознания важности применения правил коммуникации.

  1. Информационный: 

      5 минут

Рассказывает о правилах позитивной коммуникации, взаимосвязи общения и успешности взаимодействия

Мозговой штурм

Слушают рассказ.

Отвечают на вопросы.

Информационные материалы

Способствование обогащению знаний и жизненного опыта обучающихся о правилах коммуникации, эффективном взаимодействии и сотрудничестве.

Стимулирование развития нравственных установок: ответственность, сотрудничество, самореализация.

.

3. Деятельностный:

            30 минут

Организует участие обучающихся в игре, разъясняет правила деловой игры (варианты работы индивидуально, малая группа, группа).

Консультирует, наблюдает, контролирует.

Заполняют бланки игры:

Индивидуально,

В малой группе,

В группе.

Бланки для участия в деловой игре

Формирование  сознания личности как эффективного коммуникатора, отработка навыка арументации.

4. Рефлексивный: 

           5  минут

Проводит беседу по итогам деловой игры.

Подсчитывают итоговые баллы.

Участвуют в беседе.

Заполненные

Бланки деловой игры

Стимулирование изменения представлений об общении и взаимодействии, преображения определенных мнений, стереотипов.

5. Обобщающий

2 минуты

Подведение итогов классного часа, делает выводы

Слушают.

Памятка «Правила позитивной коммуникации»

Способствование формированию сознания личности как эффективного коммуникатора.

        Библиографический список:

  1. Информационные материалы http://yourwayopen.ru/interesnoe/2014-04-09/2 
  2. описание игры http://fliby.ru/vozhatomu/treningi/140-delovaya-igra-8992poterpevshie-korablekrushenie.html 
  3. К. Фопель «На пороге взрослой жизни: Психологическая работа с подростковыми и юношескими проблемами. Планирование жизни. Решение проблем. Сотрудничество», М.: Генезис, 2008 г., 184 с.


Приложения

Приложение №1 Информационные материалы

Сегодня наш мир устроен так, что без эффективного взаимодействия с окружающими людьми, сложно добиться успеха не только в работе, но и в личной жизни. Эффективность общения напрямую зависит от того, насколько человек открыт и владеет речью.

Иногда нам бывает очень нелегко договориться с человеком о чем-нибудь. При этом трудности могут возникнуть как при попытке понять собеседника, так и при желании что-то донести до его сведения. Соблюдение обоими партнерами нескольких приведенных ниже правил общения поможет значительно облегчить взаимопонимание.

Описанные ниже правила помогают наладить так называемую позитивную коммуникацию между людьми. Позитивная коммуникация – это такой вид взаимодействия, который помогает обоим партнерам максимально в комфортной и безопасной форме обсудить проблему и совместно найти эффективное решение.

При этом диапазон применения методики позитивной коммуникации чрезвычайно широк. Вы можете использовать ее как при повседневном общении для гармонизации отношении, так и при разрешении сложных межличностный конфликтов, улаживании споров и ссор. Вы также можете использовать позитивную коммуникацию с собеседниками всех возрастов: и с ребенком, и со взрослым человеком.

С первого взгляда, правила позитивной коммуникации просты. Но на самом деле, чтобы все получалось действительно позитивно, стоит приложить определенные усилия по пониманию себя и партнера, что не всегда легко и хочется делать. Но постоянная тренировка в их использовании принесет свои плоды: общение станет приносить вам больше удовольствия и станет более легким и открытым.

Правила позитивной коммуникации следующие:

  1. Общаясь с человеком, слушайте его. Это совершенно очевидное правило подразумевает не совсем очевидные вещи. Например, когда вы слушаете партнера, не стоит думать и гадать, что именно он имел в виду или что он только собирается сказать. Ведь пока вы гадаете, вы можете упустить действительно важное сообщение. Слушая человека, будьте с ним здесь и сейчас, будьте внимательны к нему целиком, а не только к его словам или отдельным поступкам. Если вам что-то непонятно, уточните у партнера, что же он хочет до вас донести. Тем самым вы сможете выяснить действительное намерение человека, а не только заявляемую им позицию. Ведь сказанные слова, к сожалению, не всегда соответствуют тому, что мы хотим сообщить.
  2. Говоря с партнером, используйте я – сообщения: говорите от своего лица и про себя, а не про партнера. Ведь то, что вы можете сказать про вашего собеседника лишь ваше предположение о его позиции, чувствах, мнении. Ваша интерпретация его состояния может ранить или обидеть человека, тем самым приводя не к пониманию и разъяснению ситуации, а к противоборству мнений. Даже если вы хотите донести до человека свое негативное отношение к нему, возмущение его поступком, это можно сделать это в форме я – сообщения. Например, говоря «Я тебя ненавижу! Ты испортил мне жизнь!» вы на самом деле имеете в виду «Знаешь, я очень расстроен (а) тем, что происходит между нами. Я очень устал (а) от этого. У меня не хватает сил справиться с нашим конфликтом. Я очень жду твоей помощи. Может, ты можешь что-то предложить?». Таким способом вы проясните свои чувства и эмоции, а не обвините собеседника, вызвав в нем негативные эмоции, которые, в свою очередь, будут способствовать развитию конфликта, а не его разрешению.
  3. Желая что-то сказать партнеру, будьте искренни: пусть ваши слова соответствуют вашему внутреннему состоянию, вашим чувствам. Очень важно сообщить партнеру то, что вы действительно чувствуете. В противном случае, человек может вас неправильно понять, что приведет к ухудшению вашего взаимодействия. Помните, ваше внутреннее состояние не всегда очевидно вашему собеседнику. Лучше лишний раз подстраховаться, чем остаться непонятым и услышать после продолжительной ссоры «А, вот что ты имел (а) в виду, а я-то думал (а)…».
  4. Общаясь с человеком, обращайтесь непосредственно к нему. Не стоит вываливать на вашего партнера все ваше возмущение несправедливостью жизни. Лучше сообщите ему то, что вас расстраивает или напрягает в общении непосредственно с ним. Почаще обращайтесь к нему по имени. Даже при напряженном взаимодействии старайтесь обращаться к партнеру спокойно, в мягкой форме. Это поможет снять излишнее напряжение и напомнить вам обоим, что вы, несмотря ни на что, близкие люди, и вашей целью является достижение договоренности, а вовсе не взаимные нападки и оскорбления.
  5. Общаясь с партнером, будьте внимательны и бережны со своими и его чувствами. Старайтесь замечать изменения в вашем настроении, вовремя сообщайте об этом вашему партнеру. Ведь наши эмоции помогают понять нам, в правильном или неверном направлении мы движемся. Ваше совместное знание о чувствах друг друга поможет вам быстрее достичь желаемого результата. Кроме того, если вы замечаете, что ваш собеседник слишком распереживался, сообщите ему о том, что вы видите его состояние. При этом старайтесь избегать прямолинейных интерпретаций его состояния. Например, если ваш собеседник слишком громко говорит, вы можете уточнить у него, что с ним происходит. Вместо фразы «Что ты так орешь?!» вы можете сообщить своему партнеру: «Мне кажется, тебе очень важно, чтобы я тебя понял (а). Может, ты волнуешься, что я тебя не услышу?» Такая попытка понять чувства и переживания партнера сообщит ему о его важности для вас. Бережное отношение к чувствам собеседника вызывает чувства единения и благодарности и помогает разрядить напряжение.
  6. Общаясь с партнером, обращайте внимание на реакции его тела: мимику, жесты, позу, интонации. Очень часто наше тело говорит то, о чем мы сами не решаемся сказать вслух. То, как сидит человек, может рассказать вам о его готовности или нежелании с вами взаимодействовать. Степень напряженности тела может помочь вам осознать, как сильно переживает ваш собеседник, общаясь с вами. Жесты и интонации помогут лучше понять, что же именно имеет в виду ваш партнер. Не забывайте, что ученые твердят уже несколько лет: 80 процентов информации мы получаем не из слов человека, а из его телесных проявлений.
  7. Общаясь с человеком, старайтесь находить положительные моменты в любой ситуации. Очень важно помнить: что мы ищем, то и находим. Если вы слишком долго и много будете обращать внимания на негативные стороны вашего общения, то вы рискуете не заметить или забыть, что само ваше общение уже очень много вам дает. Помните: часто в конфликтной ситуации между значимостью собственных претензий и ценностью отношений с партнером можно выбрать второе. Осознавание действительной важности отношений обоими партнерами поможет быстрее разрешить конфликт. Кроме того, не отказывайте себе и партнеру в нахождении ресурса в вашем общении. Очень важно, чтобы каждый человек смог взять по максимуму из любой ситуации. Ведь если вы общаетесь, значит, это вам зачем-то нужно. Вот и берите необходимое вам и вашему партнеру! Наслаждайтесь общением. Даже в самой, казалось бы, проигрышной ситуации старайтесь найти пользу. Например, если вас случайно толкнули под локоть и вы вылили на себя чай, позвольте человеку исправить немного положение. Если он предложит вам свою помощь, не отвергайте ее. Вы и так пострадали, и совершенно нет ничего плохого в том, что вам как-то компенсируют ваши потери. Принимая помощь, вы поможете партнеру не испытывать чувство вины, да и вам будет приятно – за вами поухаживают и минимизируют последствия неприятного инцидента.
  8. И, наконец, общаясь с человеком, относитесь к нему с уважением. Принимайте его право на собственное мнение. Его позиция имеет столько же прав на существование, сколько и ваша. Обе они очень важны, даже если кто-то с чем-то не согласен. Ведь отношения с другим человеком тем и ценны, что человек отличен от вас.

Обобщая все вышесказанное: чтобы общение удалось, будьте внимательны к себе, к партнеру и к тому важному, что происходит между вами. И почаще вспоминайте: мы общаемся для того, чтобы понять друг друга. И сделать так, чтобы от нашего общения на душе становилось радостнее.

Приложение №2

Деловая игра «Кораблекрушение»

Цель и задачи игры: показать на практике значимость использования правил коммуникации при взаимодействии и сотрудничестве, отработка выработки и принятия группового решения в ходе общения и групповой дискуссии.

Это упражнение дает возможность количественно оценить эффективность группового решения, взаимодействия и сотрудничества. Дает возможность показать участникам, что в группе возникает большее количество вариантов решения и лучшего качества, чем у работающих в одиночку. А также, что решение проблем в условиях группы обычно занимает больше времени, чем решение тех же проблем отдельным индивидом; решения, принятые в результате группового обсуждения, оказываются более рискованными, чем индивидуальные решения; индивид, обладающий особыми умениями (способности, знания, информация), связанными с групповой задачей, обычно более активен в группе, вносит больший вклад в выработку группового решения. 

Инструкция: представьте себе, что вы дрейфуете на яхте в Тихом океане. В результате пожара большая часть яхты и ее груза уничтожена. Яхта медленно тонет. Ваше место нахождения не ясно из-за поломки основных навигационных приборов, но примерно вы находитесь на расстоянии 1000 км до ближайшей земли. У вас есть коробок спичек и прочный надувной плот с веслами, который выдержит всех выживших и оставшимися целыми предметы. Уцелевших предметов всего 15. Ваша задача проранжировать данные предметы с точки зрения их важности для выживания  (индивидуально, в малых группах, в группе). Для этого нужно поставить номер 1 у самого важного предмета, номер 2 – у второго по значимости и так далее до пятнадцатого, наименее важного (бесполезного) для вас. Заполняйте номерами первую колонку бланка. Время на выполнение 15 минут.

Затем участники делятся на малые группы и заполняют второй столбик бланка – общим групповым решением. Время на выполнение 15 минут. И последнее обще групповое решение. Т.обр., у участников в первом столбце будет личное мнение, во втором – мнение малой группы (одинаковое у всех членов малой группы), в третьей – мнение общей группы (одинаковое у всей группы).

Обработка: найти разность между индивидуальным (групповым) рангом и рангом по мнению экспертов. Полученные разности сложить. Если сумма более 30, то вы утонули! Если менее, то есть шанс на спасение! Т.обр., вы можете понять в какой ситуации у вас больше шансов выжить – одному, в малой группе, или в большой.

Экспертная таблица (данные экспертов ЮНЕСКО):

1

Зеркало для бритья

Для сигнализации воздушным и морским спасателям

2

Канистра с нефтегазовой смесью

Для сигнализации воздушным и морским спасателям, данная смесь может гореть на воде

3

Канистра воды, объемом 25 литров

Для утоления жажды и поддержания жизни

4

Коробка с армейским рационом

Обеспечит необходимое питание, пища

5

Непрозрачная пленка

Для сбора дождевой воды , защиты от непогоды и солнца

6

Коробка шоколада

Резервный запас пищи

7

Рыболовная снасть

Оценивается ниже чем шоколад, т.к. нет уверенности, что вам удастся поймать рыбу, поэтому «лучше синица в руках, чем журавль в небе»

8

Нейлоновый канат

Используется для связи снаряжения, чтобы оно не упало за борт

9

Плавательная подушка

Спасательное средство, на случай если кто-нибудь упадет за борт

10

Репеллент, отпугивающий акул

Назначение очевидно, но не факт, что наткнетесь на акул, поэтому оценка не такая высокая

11

Ром

Допустимо использование в качестве антисептика для обеззараживания при любых травмах. В других случаях имеет малую ценность, поскольку при употреблении внутрь может вызвать обезвоживание организма

12

Радиоприемник

Имеет незначительную ценность, т.к. нет передатчика

13

Карта Тихого океана

Бесполезна без дополнительных навигационных приборов. Да и для вас важнее знать не где вы находитесь, а где находятся спасатели

14

Противомоскитная сетка

Бесполезна, в Тихом океане нет москитов

15

Секстант

Без таблиц и хронометра совершенно бесполезен


Приложение №3 Бланк для деловой игры

Название предметов

Индивид. ранг

Малая группа

Общая группа

Мнение экспертов

Разница индивид.

Разница малая группа

Разница общая группа

Секстант – прибор астрономической навигации

Зеркало для бритья

Канистра с пресной водой 25 литров

Противомоскитная сетка

Одна коробка с армейским рационом

Карта Тихого океана

Надувная плавательная подушка

Канистра с 10 литрами нефтегазовой смеси

Маленький транзисторный приемник

Репеллент отпугивающий акул

Два квадратных метра непрозрачной пленки

Литровая бутылка рома, 80% крепости

450 метров нейлонового каната

Две коробки шоколада

Рыболовная снасть

Сумма:

        


Приложение №4 Памятка «Правила позитивной коммуникации»

Правила позитивной коммуникации:

  • Узнай лучше самого себя. Найди в себе интересные качества — это поможет привлечь к себе сверстников и сохранить объективное суждение о других людях.
  • Помни, каждый достоин уважения, так как он — человек. Относись к другим так, как бы ты хотел, чтобы относились к тебе.
  • Развивай в себе чувствительность и внимание к внутреннему миру другого человека. Старайся при разговоре задавать вопросы, которые интересовали бы твоего собеседника.
  • Проявляй чаще интерес к другому человеку. Научись находить в нем хорошее.
  • Не замечай мелкие недостатки товарища. Ты же тоже их не лишен.
  • Развивай умение понимать юмор. Старайся отшучиваться, если кто-то  иронизирует по поводу твоей внешности или успеваемости.
  • Умей выслушать товарища, учись вести диалог, а не говорить монологи.
  • Учись мыслить творчески, занимайся чем-нибудь интересным — это притягивает.
  • Если ты теряешь друга, подумай, может быть, вы оба изменились, выросли, поэтому и расстаетесь. Всегда можно найти новых друзей. Только настоящие друзья останутся с тобой на всю жизнь.


Педагогическая рефлексия

Трудности взаимодействия в каждой группе свои. Где-то это борьба за лидерство и неумение аргументировать свою позицию, где-то это не понимание важности и значимости совместной деятельности. Но по итогам проведенного классного часа наметились пути решения трудностей. И, по крайней мере, актуальные вопросы (Например: выбор командира группы, физорг, ответственные за подготовку мероприятия) были решены.

Для планирования дальнейшей работы с группой мастерам было предложено провести диагностику структуры группы и социально-психологического климата группы, на основании которой психолог смог бы дать более конкретные рекомендации по воспитательной работе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие психолога с младшими школьниками "Эмоции, чувства, настроение"

Занятие расчитано на детей младшего школьного возраста. В игровой форме создаются условия для открытия ребенком средств выражения мира чувств, эмоций, настроения. Психолог рассказывает о различны...

Игровая программа коррекционно-развивающих занятий по профилактике нарушений чтения и письма у младших школьников. (Полуэктова Е. А. - учитель-логопед высшей категории)

Игровая программа коррекционно-развивающих занятий  по профилактике нарушений чтения и письма  у младших школьников. (Полуэктова Е. А. - учитель-логопед высшей категории)...

«Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников на логопедических занятиях»

Формирование  коммуникативных  умений  младших  школьников  —  чрезвычайно  актуальная  проблема,  так  как  степень  сформированности...

Развитие индивидуальности младшего школьника на занятиях в группе продлённого дня

Одним из основных смыслов детства является поиск «самости» при выборе своего социокультурного образца. Созидая самих себя, дети в процессе общения создают ценности, культуру будущего взрослого обществ...

«Формирование мотивации к занятиям спортом у школьников младшего и среднего возраста»

В спорте под мотивацией принято понимать процесс, в результате которого оп­ределенная деятельность приобретает для воспитанника известный личностный смысл, создает устойчивость его интереса к ней ...

Игровое занятие для младших школьников "У воспитанных ребят все дела идут на лад»

Данное тренинговое занятие организовано в рамках проекта по подготовек и сопровождению замещающих семей "Берег надежды" при поддержке благотворительного фонда "Ключ". Цели: во...

Публикация «НЕКОТОРЫЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОФОРИЕНТАЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ (ИЗ ОПЫТА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ «ВВЕДЕНИЕ В ПРОФЕССИЮ «СЛЕСАРЬ ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ И РЕМОНТУ ГАЗОВОГО ОБОРУДОВАНИЯ»» В УСЛОВИЯХ ГБПОУ «ЧЕЛЯБИНСКИЙ ТЕХНИКУМ ПРОМЫШЛЕННОСТИ И

В статье описывается опыт проведения профориентационного занятия по профессии «Слесарь по эксплуатации и ремонту газового оборудования» в рамках специальности «Монтаж и эксплуатация ...