Доклад
занимательные факты на тему

Дмитрушкова Евгения Валерьевна

Реализация цели и задач воспитания вызывает необходимость соблюдения научного подхода к организации воспитательного процесса, то есть учета объективных закономерностей его течения, взаимодействия системы факторов, его детерминирующих.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл referat_dmitrushkova_e.v.docx31.86 КБ

Предварительный просмотр:

министерство образования и науки Амурской области

Государственное профессиональное образовательное автономное учреждение Амурской области

«Амурский колледж строительства и жилищно-коммунального хозяйства»

 

 

Доклад

Тема: «Гуманистические закономерности и принципы современного воспитания»

 

 

Доклад подготовил:

Дмитрушкова Евгения Валерьевна

 

Должность: преподаватель

 

Место работы: ГПО АУ «Амурский колледж строительства и жилищно-коммунального хозяйства»

 

 

 

25  апреля 2017 г.

 

г. Благовещенск,  Амурская область

Российская Федерация


СОДЕРЖАНИЕ

Введение                                                                                                 3

1. Цель и задачи гуманистического воспитания                                         4

2. Сущность личности в гуманистической  концепции                

воспитания                                                                                                6

3 Тенденции и принципы гуманистического воспитания                                 8

Заключение                                                                                         12

Список литературы                                                                                 13

ВВЕДЕНИЕ

Реализация цели и задач воспитания вызывает необходимость соблюдения научного подхода к организации воспитательного процесса, то есть учета объективных закономерностей его течения, взаимодействия системы факторов, его детерминирующих.

Главной закономерностью гуманистического воспитательного процесса является ориентация на развитие личности. При этом, чем больше будет гармония личности и социума, тем более свободно и творчески она проявит себя в реализации культурно-гуманистической функции.

Развитие личности в гармонии с общечеловеческой и национальной культурой зависит от уровня освоения базовой культуры. Этой закономерностью обусловлен культурологический подход к отбору содержания воспитания. Он требует выделения в содержании воспитания ядра - системы ценностей, которая составляет его воспитательный потенциал.

Целью работы является изучение основных характеристик гуманистического воспитания, его принципов и закономерностей.

Задачи работы:

  • Произвести анализ литературу по данной теме;
  • Изучить цели и задачи гуманистического воспитания;
  • Проанализировать сущность личности в гуманистической  концепции воспитания;
  • Изучить тенденции и принципы гуманистического воспитания;

  • Сделать обобщающие выводы.

В данной работе раскрываются главные вопросы, связанные с гуманистическим направление в воспитании. Рассматриваются закономерности развития личности в рамках данного направления. Также раскрывается суть основных принципов и тенденций развития направления.

  1. Цель и задачи гуманистического воспитания

Гуманистическое воспитание  имеет  своей  целью  гармоничное  развитие личности и предполагает гуманный характер отношений между  участниками  педагогического процесса.  Для обозначения таких отношений употребляется термин «гуманное  воспитание». Последний предполагает  особую  заботу общества об образовательных структурах.
В гуманистической традиции развитие личности рассматривается как процесс взаимосвязанных изменений в  рациональной  и  эмоциональной сферах, характеризующих уровень гармонии ее самости и социумности.  Именно достижение этой гармонии является стратегическим направлением гуманистического воспитания.

Гуманистическое воспитание осуществляется  в актах социализации,  собственно воспитания и саморазвития личности. Общепринятой целью в мировой теории и практике гуманистического воспитания был и остается идущий из глубины веков идеал личности всесторонне и гармонично развитой.  Эта цель-идеал дает статичную характеристику личности. Динамическая же ее характеристика связана с понятиями саморазвития и самореализации. Поэтому именно эти процессы определяют специфику цели гуманистического  воспитания:  создание условий для саморазвития и самореализации личности в гармонии с самой собой и обществом.
В такой цели воспитания аккумулируются гуманистические мировоззренческие позиции общества по отношению к личности  и  своему будущему. Они позволяют осмыслить человека как уникальное явление природы,  признать приоритет его субъектности,  развитие  которой есть цель жизни. Благодаря такой формулировке цели воспитания появляется  возможность  переосмыслить  влияние  человека  на  свою жизнь, свое право и ответственность за раскрытие своих способностей и творческого потенциала, понять соотношение между внутренней свободой  выбора личности в саморазвитии и самореализации и целенаправленным влиянием на нее общества. Следовательно, в современной  трактовке  цели гуманистического воспитания заложена возможность формирования планетарного сознания и элементов  общечеловеческой культуры.

Цель гуманистического воспитания позволяет поставить адекватные ей задачи:

• философско-мировоззренческая ориентация личности в понимании смысла жизни, своего места в мире, своей уникальности и ценности;

• оказание помощи в построении личностных концепций, отражающих перспективы и пределы развития физических, духовных задатков и способностей, творческого потенциала, а также в осознании ответственности за жизнетворчество;

• приобщение личности к системе культурных ценностей, отражающих богатство общечеловеческой и национальной культуры, и выработка своего отношения к ним;

• раскрытие общечеловеческих норм гуманистической морали (доброты, взаимопонимания, милосердия, сочувствия и др.) и культивирование интеллигентности как значимого личностного параметра;

• развитие интеллектуально нравственной свободы личности, способности к адекватным самооценкам и оценкам, саморегуляции поведения и деятельности, мировоззренческой рефлексии;

• возрождение традиций российской ментальности, чувства патриотизма в единстве этнических и общечеловеческих ценностей, воспитание уважения к законам страны и гражданским правам личности, стремления к сохранению и развитию престижа, славы и богатства отечества;

• формирование отношения к труду как к социально и личностно значимой потребности и фактору, создающему материальные фонды страны и ее духовный потенциал, которые, в свою очередь, обеспечивают возможности личностного роста;

• развитие валеологических установок и представлений о здоровом образе жизни.

Решение названных задач дает возможность заложить фундамент гуманитарной культуры личности, которая вызывает к жизни ее потребности строить и совершенствовать мир, общество, себя.

  1. Сущность личности в гуманистической  концепции воспитания

Понятие "личность" является не только  понятием,  отражающим фактическое состояние социальных свойств человека,  но и понятием ценностным, выражающим идеал человека. Идеал культурного человека, как отмечал А. Швейцер, "есть не что иное, как идеал человека, который в любых условиях сохраняет подлинную человечность". Признавая  личность  и  развитие ее сущностных сил в качестве ведущей ценности,  гуманистическая педагогика в своих теоретических построениях  и технологических разработках опирается на ее аксиологические характеристики.
         В многообразных  действиях и деятельностях личности проявляются ее специфические оценочные отношения к предметному  и  социальному миру, а также к самой себе. Благодаря этим отношениям происходит создание новых  ценностей либо распространение ранее открытых и признаваемых (например, социальных норм,  точек зрения, мнений, правил, заповедей и законов совместной жизни и др.). Для различения признаваемых (субъективно-объективных) и фактических (объективных) ценностей употребляется категория потребность.  Именно потребности человека выступают основой его жизнедеятельности. По существу, вся культура человечества связана с историей возникновения,  развития и усложнения потребностей людей. Их изучение - своеобразный ключ к пониманию истории человеческой культуры.  Содержание потребностей находится в зависимости от совокупности условий развития  конкретного общества.
В отечественной науке потребности рассматриваются в качестве источника  и причины активности,  деятельности человека.  В своем возникновении и развитии они проходят две стадии  (А.Н.Леонтьев). Первая  стадия характеризует потребность как внутреннее,  скрытое условие для деятельности.  На  этой  стадии  ценность,  способная удовлетворить потребность, выступает как идеал, осуществление которого предполагает сопоставление знания о данной потребности  со знанием реального мира,  что содействует выбору средств для удовлетворения этой потребности.  На второй стадии потребность -  реальная сила, регулирующая конкретную деятельность человека. Здесь происходит опредмечивание потребности содержанием, поступающим из окружающей действительности.
Переход от  потребности к формулированию цели не совершается сам собой.           Потребность и цель соединяют мотивы. Потребности первичны по отношению к мотивам, которые формируются только на основе возникших потребностей.  Самые сокровенные моменты личностного "Я" скрыты в мотивах поступков и поведения людей. Система ценностей в этой связи может рассматриваться как выраженная в идеальной форме  стратегия поведения,  а мотивы - как его тактика.  Природа мотивов,  их сущность,  особенности процесса мотивации раскрывают личность  с самой существенной стороны - со стороны ее "самости". Мотивация хранит в себе тайну тех или иных решений личности, секрет выбора и предпочтений ценностных ориентаций, а также обусловливает определение жизненных перспектив.
          Ценностные ориентации отражаются в нравственных идеалах, которые  являются  высшим проявлением целевой детерминации деятельности личности. Идеалы представляют собой предельные цели, высшие ценности мировоззренческих систем. Они завершают многоступенчатый процесс идеализации действительности.
Понимание ценностных  ориентаций  как  нравственного  идеала приводит к обострению противоречия между социальным и личным.  Из возникшего  конфликта  выходят,  как правило,  жертвуя одним ради другого. Однако гуманный человек будет поступать в соответствии с требованиями нравственного идеала.  Нравственные идеалы, следовательно, обусловливают достижение такого уровня развития личности, который соответствует гуманистической сущности человека. Нравственные идеалы не являются раз  и  навсегда  заданными, застывшими.  Они развиваются, совершенствуются как образцы, определяющие перспективу развития личности.  Развитие является характеристикой  гуманистических нравственных идеалов,  вот почему они выступают в качестве мотива  совершенствования  личности.  Идеалы связывают  исторические эпохи и поколения,  устанавливают преемственность лучших гуманистических традиций, и прежде всего в образовании.
         Мотивационно-ценностное отношение  характеризует  гуманистическую  направленность личности в том случае,  если она,  являясь субъектом деятельности,  реализует в ней свой гуманистический образ жизни, готовность принимать на себя ответственность за других и за будущее общества,  поступать независимо от  частных  обстоятельств и ситуаций, складывающихся в ее жизни, творить их, наполнять гуманистическим  содержанием,  вырабатывать  гуманистическую стратегию и преобразовывать себя как гуманную личность.

  1. Тенденции и принципы гуманистического воспитания

Воспитание как  процесс  становления  психических  свойств и функций обусловлен взаимодействием растущего человека со взрослыми и социальной средой. А.Н.Леонтьев считал,  что ребенок не стоит перед  окружающим миром один на один.  Его отношения к миру всегда опосредованы отношением человека к другим людям, его деятельность всегда включена в общение.  Общение в своей исходной внешней форме (совместная деятельность, речевое или мысленное общение) составляет необходимое и специфическое условие развития человека в обществе'. В процессе общения ребенок, человек научается адекватной деятельности. Этот процесс и является по своим функциям процессом воспитания. 
       Среди гуманистических тенденций функционирования и  развития воспитания  в целостном гуманистическом процессе необходимо выделить главную - ориентацию на развитие личности. При этом, чем гармоничнее будет общекультурное, социально-нравственное и профессиональное развитие личности, тем более свободным и творческим человек  становится  в  реализации культурно-гуманистической функции. Данная закономерность,  в свою очередь,  позволяет сформулировать ведущий  в системе гуманистических принципов воспитания - принцип непрерывного общего и профессионального развития личности.  Ведущий  он потому,  что все остальные принципы,  имея в своей основе эту закономерность, подчинены ему, обеспечивая внутренние и внешние  условия его осуществления.  Именно в этом смысле гуманизация образования и рассматривается как  фактор  гармоничного  развития личности.  Таким воспитание становится в том случае,  если, согласно Л.С.Выготскому,  ориентировано на "зону  ближайшего  развития". Данная ориентация требует выдвижения целей образования, которые обеспечивали бы не обязательно универсальные, но обязательно объективно необходимые базисные качества для развития личности в том или ином возрастном периоде. Развитие личности  в  гармонии  с общечеловеческой культурой зависит от уровня освоения базовой  гуманитарной  культуры.  Этой закономерностью обусловлен культурологический подход к отбору содержания образования.  Он требует повышения статуса  гуманитарных дисциплин, их обновления, освобождения от примитивной назидательности и схематизма,  выявления их духовности  и  общечеловеческих ценностей. Учет культурно-исторических традиций народа, их единства с общечеловеческой культурой - важнейшее условие  конструирования новых учебных планов и программ.
           Культура реализует свою функцию развития личности  только  в том случае,  если она активизирует,  побуждает ее к деятельности. Чем разнообразнее и продуктивнее значимая для  личности  деятельность,  тем  эффективнее  происходит овладение общечеловеческой и профессиональной культурой. Личностный подход -  это  и  персонализация педагогического взаимодействия, которая требует отказа от ролевых масок, адекватного включения в этот процесс личностного опыта (чувств,  переживаний, эмоций, соответствующих им действий и поступков). Деперсонализированное  педагогическое взаимодействие жестко детерминируется ролевыми предписаниями, что противо речит другому гуманистическому принципу - полисубъектного (диалогического) подхода. Данный принцип обусловлен тем, что только в условиях субъект-субъектных  отношений,  равноправного учебного сотрудничества и взаимодействия возможно гармоничное развитие личности.  Педагог не воспитывает, не учит, а актуализирует, стимулирует стремления учащегося к саморазвитию,  изучает его активность, создает условия для самодвижения.  Естественно,  что  при  этом особое значение имеют профессионально-ценностные ориентации педагога,  связанные с  его отношением к учащимся,  к преподаваемым предметам, к педагогической деятельности.
           В то же время саморазвитие личности зависит от степени индивидуализации  и творческой направленности педагогического процесса. Данная закономерность составляет основу принципа индивидуально-творческого подхода.  Он предполагает непосредственную мотивацию учебной и других видов деятельности, организацию самодвижения к  конечному результату.  Это дает возможность учащемуся испытать радость от осознания собственного роста и развития, от достижения собственных целей.  Основное назначение индивидуально-творческого подхода состоит в создании условий для  самореализации  личности, выявления (диагностики) и развития ее творческих возможностей. Гуманистическое воспитание в значительной степени связано  с реализацией  принципа  профессионально-этической взаимоответственности. Он обусловлен закономерностью, согласно которой готовность участников  педагогического  процесса  принять  на  себя заботы о судьбах людей,  о будущем нашего общества неизбежно  предполагает их  гуманистический  образ жизни,  соблюдение норм педагогической этики. Сущностная специфика  выделенных принципов состоит не только в передаче некоторого содержания базовых  знаний  и  формировании соответствующих  им умений,  но и в совместном личностном и профессиональном развитии участников педагогического процесса.                    

Принципы гуманистического воспитания - это концентрированное, инструментальное выражение тех положений, которые имеют всеобщее значение, действуют в любых педагогических ситуациях и при любых условиях организации образования.  Все принципы определенным  образом соподчинены, представляя собой иерархическую систему, причем каждый из них предполагает другие и реализуется только  при  условии осуществления всех остальных принципов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, развитие личности приобретает оптимальный характер, если воспитанник выступает субъектом воспитательного процесса. Эта закономерность обуславливает единство реализации деятельностного и личностного подходов. Личностно ориентированный подход ставит в центр воспитательного процесса интересы ребенка, его потребности и возможности, права отдельного индивида, его суверенитет независимо от индивидуальных особенностей. Данный подход требует и того, чтобы воспитанник видел в себе такую личность, как и в людях, которые его окружают. При таком подходе каждый человек воспринимается педагогами и учениками как самостоятельная ценность, а не как средство достижения собственных целей.

Личностно ориентированный подход осуществляется только при условии включения в процесс взаимодействия воспитателя и воспитанника личностного опыта последнего (чувств, переживаний, эмоций, знаний, взвешенных действий и поступков), то есть при условии персонализации воспитательной взаимодействия. Если же педагогическое взаимодействие строго детерминируется распределением ролей, сделанным воспитателем или определенному сценарию воспитательного мероприятия (деперсоналізована взаимодействие воспитателя и воспитанника), равноправное сотрудничество, партнерство, субъект-субъектные отношения в воспитательном процессе невозможны. А следовательно, невозможно гармоничное развитие личности. Данная закономерность лежит в основе диалогического подхода.

Саморазвитие личности зависит от степени индивидуализации и творческой направленности воспитательного процесса. Эта закономерность требует реализации индивидуально-творческого подхода.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Занков Л.В. Избранные педагогические труды. - М., 1990.
  2. Гавриловец К.В. Гуманистическое воспитание в школе. – Мн.: Полымя, 2000. – 128 с.
  3. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 576 с.
  4. Рожков М.И., Байбородова Л. В. Организация воспитательного процесса в школе. - М., 2000.
  5. Шиянов Е.Н., Котова И. Б. Идея гуманизации образования в контексте отечественных теорий личности. - Ростов-на-Дону, 1995.
  6. Щуркова Н.Е. Воспитание: Новый взгляд с позиции культуры. - М., 1998.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Начальный период обучения игре на гитаре детей раннего возраста"

Не секрет, что набор в музыкальных школах значительно «помолодел». Все чаще  родители задумываются о раннем развитии ребенка. В  этой  ситуации музыкальные школы, в  соответствии ...

Доклад на тему "Реализация компетентностного подхода"

РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ...

Доклад на тему "Метод конкретных ситуаций"

Метод конкретных ситуаций как средство формирования коммуникативной компетентности в процессе обучения иностранного языка...

Доклад Доклад на тему «Практика – результат качества обучения

Преподавание дисциплин Якутском торгово-экономическом колледже по предмету « Налоги и сборы физических лиц»  Hалоги и налогообложение»предусматривает обновление и поиск современных методов обучен...

Стендовый доклад, как часть публичного доклада директора по результатам деятельности БУ «Нижневартовский социально-гуманитарный колледж» за 2017 год

Стендовый доклад презентует основные профессиональные достижения преподавателей методической комиссии (кафедры) Менеджмента и студентов специальностей 43.02.10 "Туризм" и 43.02.11 "Гост...

Доклад на тему: «Как правильно подготовить доклад и с успехом выступить на презентации»

Выступление на заседании ЦМК № 2 с докладом на тему: «Как правильно подготовить доклад и с успехом выступить на презентации»...

Доклад по ДИПЛОМНОЙ РАБОТЕ и презентация к докладу. Аширова Луиза Харисовна. Тема: «Сестринская помощь при гипертонической болезни». 06. 2018 г.

В июне 2018 г. студентка группы С-401: Аширова Луиза Харисовна - под руководством преподавателя дисциплины «Сестринская помощь в терапии» Рязанцевой В.Н., подготовила и защитила ДИПЛОМНУЮ ...