Главные вкладки

    Доклад на тему "Метод конкретных ситуаций"
    методическая разработка на тему

    Белякова Ирина Борисовна

     

    Метод конкретных ситуаций как средство формирования коммуникативной компетентности в процессе обучения иностранного языка

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon doklad_ks.doc39 КБ

    Предварительный просмотр:

    Доклад

    Метод конкретных ситуаций как средство формирования коммуникативной компетентности в процессе обучения иностранного языка

                                                            Белякова И.Б. преподаватель Кашинского мед.уч.

    Термин «коммуникативная компетенция» появился в 70-е годы XX века. Ряд авторов утверждают, что коммуникативная компетенция – это средство, с помощью которого любой ребенок воспринимает, классифицирует ситуации общения и определяет, что и как ему сказать. Иными словами, коммуникативная компетенция – это способность к речевому взаимодействию с собеседником, основанная на готовности к общению и технике общения. Термин «коммуникативная компетенция» стал широко использоваться в теории новых обучающих технологий, связанных с обучением иностранным языкам. Мне хотелось бы остановиться на средствах формирования коммуникативной компетентности в процессе обучения иностранного языка.

    Существуют многообразные средства коммуникативной подготовки, как стационарные, так и аудиторные. К последним относится метод конкретных ситуаций.

    Метод конкретных ситуаций – это специально организованная деятельность студентов на занятиях, имитирующая реальных сестринский (лечебный) процесс, сочетающий в себе как учебные, так и игровые элементы. Метод конкретных ситуаций эффективен, прежде всего, для формирования таких ключевых профессиональных компетенций в процессе обучения, как коммуникабельность, лидерство, умение анализировать в короткие сроки большой объем неупорядоченной информации, принятие решений в условиях стресса и недостаточной информации. В этом своем качестве он выступает как принципиально необходимое дополнение к лекционной методике проведения занятий, которое является «каркасообразующим» элементом обучения в классической системе образования.

    Вместе с тем метод конкретных ситуаций не столь "инновационен" как такие, более новые технологии обучения, как метод обучения действием, тренинги, компьютерные обучающие программы и симуляции. Если расставить использующиеся в образовании обучающие методики по принципу их развития от традиционных ко все более инновационным, сориентированным на активные инструменты и технологии обучения, то место метода конкретных ситуаций будет где-то посередине.

    Одно из наиболее широких определений метода конкретных ситуаций было сформулировано в 1954 г. в классическом издании, посвященном описанию истории и применения метода конкретных ситуаций в Гарвардской школе бизнеса: "Это метод обучения, когда студенты и преподаватели (instructors) участвуют в непосредственных дискуссиях по проблемам или случаям (cases) бизнеса. Примеры случаев обычно готовятся в письменном виде как отражение актуальных проблем бизнеса, изучаются студентами, затем обсуждаются ими самостоятельно, что дает основу для совместных дискуссий и обсуждений в аудитории под руководством преподавателя. Метод конкретных ситуаций, таким образом, включает специально подготовленные обучающие материалы и специальную технологию (techniques) использования этих материалов в учебном процессе". Характерно, что в данном случае метод конкретных ситуаций рассмотрен скорее как процесс с выделением таких его главных составляющих, как "обсуждения", "дискуссии", что, естественно, не случайно. Традиция использования конкретных ситуаций в обучении исходит из принципа "движение к истине важней, чем сама истина".

    Таким образом, составными частями метода конкретных ситуации являются:

    1. подготовленный в письменном виде пример ситуации из практики;
    2. самостоятельное изучение и обсуждение ситуации студентами;
    3. совместное обсуждение ситуации в аудитории под руководством преподавателя;
    4. следование принципу "процесс обсуждения важнее самого решения".

    Известны такие формы метода конкретных ситуаций

    1.  «В поликлинике»: один из студентов на протяжении 5-10 минут выполняет функции медсестры
    2. «У врача»: один из студентов на протяжении 5-10 минут выступает как врач, а остальные студенты на это время «превращаются» в больных  
    3. «Медицинское обследование»: один из студентов выполняет функции врача, другой – медсестры, а третий – больного.

    Метод конкретных ситуаций строится на следующих принципах:

    1. Проблемности содержания предмета учебной деятельности;
    2. Профессионально-игрового взаимодействия обучаемых;
    3. Диалогического общения обучаемых;
    4. Двуплановости игры.

    1. В дидактической игре – а метод конкретных ситуаций является одним из типов такой игры – должна быть запрограммирована конфликтная ситуация, иначе игра не могла бы возникнуть и развиться. Для студентов это могут быть любые проблемы, цель которых провоцировать, вынуждать обучаемых занять определенную позицию, убеждать, отстаивать своё мнение и тем самым повышать уровень своей коммуникативной компетентности.Принимая решения, согласуя их с мнениями сокурсников по учебе, опровергая тезисы оппонентов, обучаемые учатся логике мышления, учатся бороться за свои убеждения, что способствует их саморазвитию, самовоспитанию и самообразованию.
    2. 2.        В   основу   микрозанятия   положена   имитационная   модель   реальной учебной ситуации. В процессе игры меняется психологический статус обучаемого - из потребителя информации он превращается в пользователя, для достижения поставленной цели.
    3. Условием успешности совместной деятельности партнеров в деловой игре является
      разделение  их  функций,  что  способствует  формированию  умений  коллективного  и индивидуального выполнения заданий.  Взаимоотношения обучаемых, возникающие в ходе игры, реализуются в форме различных видов речевой деятельности: в монологах, диалогах и полилогах, оформленных при помощи определенных языковых средств, что способствует их активизации. Включение партнеров по игре в совместную деятельность, активизация их творческого мышления осуществляется в основном посредством диалога.
      В  диалоге   совершенствуются   навыки   общения   обучаемых   в   плане  динамичности, комбинаторности и экспромтности.
    4. Важным принципом деловой игры является ее двуплановость.
    5. Достижение игровых целей, служит лишь средством реализации цели развития личности обучаемых, подготовки их к реальному общению. В игре важно формирование профессиональных навыков на игровой основе: через игровые «несерьезные» средства надо стремиться получить предметные «серьезные» результаты.

    Итак, метод конкретных ситуаций, т. е. опыт общения с учащимися способствует эмоциональным переживаниям обучаемых, которые через систему заданий направляются в позитивное русло. Психологический комфорт, обеспечиваемый посредством системы дидактических условий, способствует динамике личностных изменений, возникновению новообразований в структуре личности обучаемых, что и определяет личностные компетенции.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Тезисы доклада "Метод конкретных ситуаций"

    Тезисы доклада: «Метод конкретных ситуаций как средство формирования коммуникативной компетентности в процессе обучения иностранного языка»...

    Презентация к уроку математике "Конкретный смысл умножения" 2 класс

    Презентация к уроку математике по теме "Конкретный смысл умножения". 2 классЦель: познакомить учащихся с действием умножения как нахождения суммы одинаковых слагаемых; ввести понятие «умножение», прод...

    Обучение: кейс-метод (метод конкретных ситуаций)

    Метод case-study или метод конкретных ситуаций - метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач – ситуаций (решение кейсов).Метод относится к не...

    Анализ конкретной ситуации как средство активизации обучающихся

    Активные методы обучения позволяют формировать знания, профессиональ-ную компетентность путем вовлечения обучаемых в активную учебную познавательную деятельность, создают наиболее благоприятные услови...

    Применение метода анализа конкретных ситуаций при изучении дисциплины «Бизнес – планирование»

    Представлен опыт работы по применению в учебном процессе метода анализа конкретных ситуаций, как одного из эффективных активных методов обучения....

    Доклад «Разрешение конфликтных ситуаций»

    В докладе описаны межгрупповые и межличностные конфликты, которые происходят в организациях....