Анализ конкретной ситуации как средство активизации обучающихся
методическая разработка на тему

Кротова Елена Дмитриевна

Активные методы обучения позволяют формировать знания, профессиональ-ную компетентность путем вовлечения обучаемых в активную учебную познавательную деятельность, создают наиболее благоприятные условия для развития творческого потенциала каждого участника.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Анализ конкретной ситуации как средство активизации обучающихся на примере изучения МДК 03.02. Участие в подготовке и проведении подрядных торгов по специальности 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений.

ВВЕДЕНИЕ

Активные методы обучения позволяют формировать знания, профессиональную компетентность путем вовлечения обучаемых в активную учебную познавательную деятельность, создают наиболее благоприятные условия для развития творческого потенциала каждого участника.

Метод анализа конкретных ситуаций заключается в том, что на занятии обучаемые в рабочих группах анализируют и решают конкретные проблемные ситуации, взятые в основном из профессиональной практики.

Выделяют следующие признаки метода:

1. Коллективная выработка решения.

2. Многоальтернативность решения.

3. Единая цель при выработке решения.

4. Наличие системы группового оценивания деятельности обучающихся.

5. Наличие управляемого эмоционального напряжения.

При анализе проблемных ситуаций, возникающих по ходу занятия, необходимо:

чтобы участники активно и интенсивно общались друг с другом, обмениваясь учебной информацией, за счёт чего происходит расширение объёма знаний, повышение компетентности;

создавать доброжелательные отношения между участниками, служащие средством и условием повышения эффективности обучения;

создавать условия для возникновения эмоционального заражения, когда эмоциональные состояния каждого участника, взаимно отражаясь, усиливаются, и приводят к эмоциональной насыщенности группового обсуждения, усилению активности участников.

При использовании метода анализа конкретных ситуаций рекомендуется применять следующий алгоритм работы обучаемых в подгруппах:

- анализ ситуации целесообразно начинать с выявления признака проблемы, ее ясной, четкой, краткой формулировки;

- выработка альтернатив, т.е. различных способов действия в данной ситуации;

- разработка критериев решения проблемы, требований к содержанию альтернатив и их обоснованию.

Ожидаемый результат метода анализа конкретных ситуаций - развитие профессиональных компетенций, а также развитие эффективных коммуникаций в процессе коллективного поиска и обоснования решения.

Пример проведения занятия методом анализа конкретных ситуаций.

 Тема практического занятия: Чтение чертежей различных марок, спецификаций,         составление сметной документации для комплектации тендерной документации.

Цели занятия: формирование общих и профессиональных компетенций:

ПК 3.5. Принимать участие в подготовке и проведении подрядных торгов.

ОК1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей                         профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами,         руководством, потребителями.

Методика проведения занятия:  Анализ конкретной ситуации.

Задачи занятия:

обучающие – сформировать умения по подсчету объемов и  сметной стоимости  работ, составления документации для подрядных торгов;

развивающие – развивать познавательный интерес к будущей профессиональной деятельности, развивать коммуникативные умения, мышление.

воспитательные – воспитывать  внимательность, аккуратность, дисциплинированность.

Структура занятия:

1. Организационный момент-2 мин.

2. Тема занятия-2 мин.

3. Мотивации учащихся к деятельности на уроке -3 мин.

4. Актуализация знаний -3 мин.

5. Формирование практических умений -73 мин, в т.ч.:

Получение задания -3 мин.

Подсчет объемов работ - 20 мин.

Составление дефектной ведомости -10 мин.

Составление локальной сметы-33 мин.

Выбор представителя от группы -3 мин.

Оперативное совещание 4 мин.

6. Рефлексия и обратная связь -4 мин.

7. Домашнее задание-3 мин

План занятия:

Организационный момент: приветствие, психологическая установка на привлечение учащихся, проверка посещаемости и подготовленности к занятию, сообщение цели занятия.

Тема занятия: Чтение чертежей различных марок, спецификаций, составление сметной документации для комплектации тендерной документации.

Мотивации учащихся к деятельности на уроке:

Мы с вами хорошо поработали на прошлом занятии при изучении правил составления сметной документации. Сегодня мы будем применять полученные знания при решении проблемных задач. Без умения читать сметную документацию ни один прораб или мастер не сможет успешно трудиться. Выбор подрядчика осуществляется только при помощи тендерных торгов, поэтому возможность подготовить документацию для подрядных торгов -залог успешной профессиональной деятельности.

Актуализация знаний:

-Каким способом выбирают подрядную организацию?

-Какими документами определяют стоимость строительства?

-На основании каких объемов работ составляют смету?

Формирование практических умений:

Введение.

Поздравляю вас с первым рабочим днем в сметном отделе. Сегодня к нам обратился представитель заказчика с просьбой оказать услуги.

Основная часть:

 Описание сути проблемы: в больнице на текущий ремонт помещений выделено 350 тыс. руб. Необходимо подобрать оптимальный вариант использования выделенных средств и разработать документацию для участия в подрядных торгах по выбору подрядной организации.

 Указание на проблемную ситуацию: Помещения нуждаются в срочном ремонте. Что мы можем сделать на выделенные средства? Как повлияет набор работ на стоимость ремонта? Сколько помещений мы сможем отремонтировать? Вашему сметному отделу предстоит решить  задачу - на основании чертежа и фотографий помещений просчитать несколько вариантов их ремонта, составить дефектные ведомости, определить сметную стоимость работ. На основании анализа полученных результатов выбрать наиболее оптимальный вариант ремонта в пределах выделенной суммы.

Выполнение задания: Учащиеся  разбиваются на 5 проектных групп. Помещения для ремонта выбираются для всех проектных групп одни и те же - №9, 10, 11 согласно чертежу. Но варианты ремонта в каждой группе разные:

Варианты задания для 1 проектной группы:

 Полы- керамогранит, стены –масляная окраска с расчисткой старой краски,  потолок –масляная окраска с расчисткой старой краски, двери –заменить, окна –новые.

Варианты задания для 2 проектной группы:

 Полы- керамогранит, стены –облицовка керамической плиткой,  потолок –масляная окраска с расчисткой старой краски, двери –заменить, окна –новые.

Варианты задания для 3 проектной группы:

 Полы- линолеум, стены – облицовка керамической плиткой на высоту 2,1 м, потолок –подшивка гипсокартонном с последующей окраской, двери –заменить, окна –новые.

Варианты задания для 4 проектной группы:

 Полы - линолеум, стены – масляная окраска по новой штукатурке, потолок –Армстронг, двери –заменить, окна –новые.

Варианты задания для 5 проектной группы:

 Полы - линолеум, стены – масляная окраска с расчисткой старой краски, устройство фартука из керамической плитки вокруг раковины, потолок – масляная окраска с расчисткой старой краски, двери – заменить, окна – новые.

Для решения возникшей проблемы каждая проектная группа должна:

1.Подсчитать объемы предлагаемых видов работ.

2.Составить дефектную ведомость.

3.Рассчитать  локальную смету по образцу №4.

4.Выбрать представителя от каждой проектной группы для доклада о результатах         расчетов.

5.Провести оперативное совещание и после обсуждения полученных данных принять окончательный вариант ремонта.

Рефлексия (устная) (Рефлексия подразумевает исследование уже осуществленной деятельности с целью фиксации ее результатов и повышения ее эффективности в дальнейшем, самооценку и самообследование учащихся.):

Задаем вопросы:

Все смогли прочитать чертежи и разобраться с размерами помещений?

Какие проблемы возникли при подсчете объемов работ?

Что не получалось при составлении смет?

Сможете в своей профессиональной деятельности повторить подобные расчеты?

Насколько комфортно вы себя чувствовали, работая в группах?

Что положительного вы получили на уроке? Что не понравилось?

Задачами нашего занятия было применение ранее полученных знаний для решения         проблемных ситуаций. Достигли мы с вами поставленных целей занятия?

Обратная связь (Посредством обратной связи ученик получает информацию, которая помогает осознать собственные пробелы в учении и конкретные рекомендации для продвижения вперед, а учитель – информацию, помогающую осознать пробелы в обучении и внесения изменений в свою деятельность )

На занятии вами была проделана огромная работа. Прочитаны чертежи, подсчитаны объемы работ, составлены сметы, сделан анализ и подведены итоги работ. Труд был коллективный. Сначала вы работали на результат своей проектной группы. Поэтому оценки учащихся одной проектной группы будут одинаковыми, но результат будет оглашен на следующем занятии после проверки дефектных ведомостей и смет.

Домашнее задание:

 Сегодня мы с вами в сметном отделе составили документацию для заказчика. Но уже появились подрядчики, желающие принять участие в аукционе. По просьбе подрядных организаций вам необходимо провести мониторинг цен на основные материалы по устройству полов. Ответьте на вопрос подрядчиков - до какой величины можно снижать стоимость указанных материалов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Современные инженерно-технические системы и системы управления отличает высокая сложность, технологичность, многофакторность и возрастающая интенсивность обработки информации. Метод анализа конкретных ситуаций (АКС) эффективен для подготовки специалиста к работе в различных условиях. 

В основе метода анализа конкретной ситуации лежит коллективное решение обучающимися проблемной задачи. Задача может быть технической, социальной, управленческой. Она может требовать нахождения конкретного решения или определения совокупности действий, которые приведут к выходу из критической ситуации. Такие задачи, в отличие от традиционных учебных задач, будучи построены на реальном материале, могут не иметь однозначного решения, и могут содержать избыточную информацию или ее недостаток, то есть носят проблемный характер.

Главное - обучаемые не только получают нужные теоретические знания, но и учатся применять их на практике.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему "Метод конкретных ситуаций"

Метод конкретных ситуаций как средство формирования коммуникативной компетентности в процессе обучения иностранного языка...

Тезисы доклада "Метод конкретных ситуаций"

Тезисы доклада: «Метод конкретных ситуаций как средство формирования коммуникативной компетентности в процессе обучения иностранного языка»...

Метод проектов как средство активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках литературы.

Литература- это общение с писателем через кропотливое изучение и анализ художественного текста, это живая речь преподавателя и обучающегося, их диалог.Метод проектов реализуется в мультимедийных презе...

Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) на уроках русского языка и литературы как средство активизации познавательной деятельности обучающихся

Сегодня очень много внимания уделяют использованию информационных технологий. И это вполне оправдано тем, что век нынешний – это век информационный. Наша задача заключается не только в том, чтобы дать...

Обучение: кейс-метод (метод конкретных ситуаций)

Метод case-study или метод конкретных ситуаций - метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач – ситуаций (решение кейсов).Метод относится к не...

Применение метода анализа конкретных ситуаций при изучении дисциплины «Бизнес – планирование»

Представлен опыт работы по применению в учебном процессе метода анализа конкретных ситуаций, как одного из эффективных активных методов обучения....