методическая разработка "Здоровьесберегающие технологии"
методическая разработка по теме

Арутюнян Армен Сетракович

Здоровьесберегающие образовательные технологии – это многие из знакомых большинству педагогов психолого-педагогические приемы, методы, технологии, которые не наносят прямого или косвенного вреда здоровью.

Здоровье и здоровый образ жизни пока не занимают первые места в иерархии потребностей человека нашего общества. Но в соответствии с Законом “Об образовании Российской Федерации” именно здоровье обучающихся относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования.

Вопрос о сохранении здоровья обучающихся в СПО на сегодняшний день стоит очень остро. Медики отмечают тенденцию к увеличению числа обучающихся, имеющих различные функциональные отклонения, хронические заболевания. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorovesberegayushchie_tehnologii.docx46.02 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение среднего профессионального образования «АМТ» КК

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

На тему:

Здоровьесберегающие технологии на уроках физической культуры для СПО

                                              Преподаватель

                                                                              физической культуры

                                              Арутюнян А.С

2017г.

Введение

ГЛАВА 1. Теоретические основы здоровьесберегающих технологий

1.1 Сущность здоровьесберегающих технологий в процессе физического воспитания

1.2 Принципы здоровьесберегающих технологий

1.3 Этапы процесса обучения в условиях здоровьесберегающих технологий

ГЛАВА 2. Организация учебной деятельности в условиях здоровьесберегающих технологий на парах физической культуры

2.1 Организация пар физической культуры

2.2 Роль преподавателя физической культуры в сохранении и укреплении здоровья обучающихся

2.3 Эффективность применения здоровьесберегающих технологий на парах физической культуры

Заключение

Список используемой литературы

Введение

Здоровьесберегающие образовательные технологии – это многие из знакомых большинству педагогов психолого-педагогические приемы, методы, технологии, которые не наносят прямого или косвенного вреда здоровью.

Здоровье и здоровый образ жизни пока не занимают первые места в иерархии потребностей человека нашего общества. Но в соответствии с Законом “Об образовании Российской Федерации” именно здоровье обучающихся относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования.

Вопрос о сохранении здоровья обучающихся в СПО на сегодняшний день стоит очень остро. Медики отмечают тенденцию к увеличению числа обучающихся, имеющих различные функциональные отклонения, хронические заболевания.

Существуют группы специальные и подготовленные.  Тем не менее, в учебном плане есть только один предмет, который может в определённой мере компенсировать отрицательное влияние интенсификации учебного процесса: возрастание гиподинамии, снижение двигательной активности учащихся, – это предмет “Физическая культура”.

Перед каждым преподавателем физической культуры ставится цель - как развить интерес обучающихся к урокам физкультуры, потребность в здоровом образе жизни, учитывая появление более сильных интересов в жизни обучающихся?

При достижении поставленной цели возникают противоречия:

- с одной стороны – преподавателю физической культуры в процессе своей деятельности необходимо учитывать многофункциональность урока, с другой – повышение требований к его валеологической направленности;

- с другой стороны, высокий уровень требований к физической подготовленности выпускников, снижение интереса к урокам физической культуры.

Поэтому ставится задача - как эффективно организовать учебный процесс без ущерба здоровью обучающихся? Решить эту задачу можно при условии подхода к организации обучения с позиции трех принципов валеологии: сохранение, укрепление и формирование здоровья.

Внедрение системы работы по здоровьесберегающим образовательным технологиям позволит:

1. Повысить успеваемость по предмету;

2. Повысить динамику роста физической подготовленности обучающихся;

3. Повысить интерес учащихся к занятиям физической культурой и мотивацию к соблюдению здорового образа жизни;

4. Повысить динамику состояния здоровья обучающихся;

5. Пропаганда физической культуры и спорта.

В.И. Ковалько пишет, успех работы по реализации здоровьесберегающих технологий зависит от многих составляющих:

- активного участия в этом процессе самих учащихся;

- создание здоровьесберегающей среды;

- высокой профессиональной компетентности и грамотности педагогов;

- планомерной работы с родителями;

- тесного взаимодействия с социально-культурной сферой.

Подготовка к здоровому образу жизни обучающихся на основе здоровьесберегающих технологий должна стать приоритетным направлением в деятельности каждого образовательного учреждения. Именно этот аспект подчеркнул В.В.Путин на последнем собрании по развитию физической культуры и спорта в нашей стране, которое проходило в июле 2017г в г.Сочи.

Именно на интересе обучающихся к занятиям необходимо строить уроки, тем самым, формируя навыки и умения, обеспечивающие мотивацию на здоровье. На своих уроках стараюсь создать такие условия, чтобы у обучающегося “появился аппетит” и мотивация  заниматься физической культурой и спортом, чтобы он понял полезность движений для своего здоровья. Часто использую лозунг на уроках «Движение-это жизнь».

Задачи исследования:

1. Изучение и анализ литературных источников по теме исследования.

2. Изучить принципы, методы и средства здоровьесберегающих технологий.

3. Рассмотреть влияние здоровьесберегающих технологий на здоровье обучающихся на парах физической культуры.

4. Исследовать практическое применение физкультурно-оздоровительных технологий на парах физической культуры в СПО.

Теоретическая база исследования. Вопросами, применения здоровьесберегающих технологий на парах физической культуры, в разное время занимались такие учёные, как Максименко А.М., Матвеев Л.П., Лях В.И., Холодов Ж.К., труды которых легли в основу написания данной впускной квалификационной работы.

Методы исследования: анализ психолого-педагогической и литературы, эксперимент, статистическая обработка данных.

Новизна исследования состоит в следующем:

- определена эффективность здоровьесберегающих технологий на парах физической культуры в СПО;

- экспериментально доказано, что применение здоровьесберегающих технологий на парах физической культуры в СПО способствует сохранению и укреплению здоровья студентов, обеспечивает повышение физической подготовленности, функционального состояния, физического развития и уровня здоровья обучающихся.

В первой главе рассматриваются здоровьесберегающие образовательные технологии, их классификация, принципы, средства, методы здоровьесберегающих технологий, этапы процесса обучения.

Во второй главе описывается организация учебной деятельности в условиях здоровьесберегающих технологий на парах физической культуры, основные формы организации обучения, технология организации пар физической культуры, роль преподавателя физической культуры в укреплении здоровья обучающихся, показана эффективность применения здоровьесберегающих технологий на парах физической культуры в СПО. рок физическая культура

ГЛАВА 1. Теоретические основы здоровьесберегающих технологий

1.1 Сущность здоровьесберегающих технологий в процессе физического воспитания

Физическое развитие обучающихся включает в себя те качественные изменения, которые происходят в укреплении и совершенствовании физических сил человека и его здоровья под воздействием благоприятной природной среды и специально организованного воспитания. Наряду с осуществлением физического развития оно призвано вызывать интерес и потребность к занятиям физической культурой и спортом, способствовать глубокому осмыслению психофизиологических основ физического воспитания и укрепления здоровья, а также умственному, нравственному и эстетическом, патриотическому развитию.

Существенным компонентом содержания физического воспитания является обогащение обучающихся системой знаний о сущности и общественном значении пар физкультуры и их влияние на всестороннее развитие личности. Активное освоение ценностей физической культуры может успешно осуществляться в том случае, если обучающийся познает себя как личность, знает свои возрастные особенности, физические способности и их влияние на свое здоровье.

Большое место в физическом воспитании занимает формирование у обучающихся санитарно-гигиенических навыков организации труда и разумного отдыха, правильного чередования умственных занятий с физическими упражнениями и разнообразной практической деятельности. Сюда входит поддержание надлежащей гигиены тела и одежды, соблюдение требований режима дня, а также санитарно-гигиенических правил в СПО.

Очень важной содержательной частью физического воспитания является развитие у обучающихся двигательных умений и навыков, отработка и совершенствование внешней культуры поведения: осанки, походки, ловкости, быстроты двигательных реакций.

Занятия физической культурой в СПО имеют реальный шанс повлиять, прежде всего, на уровень физического здоровья обучающихся – уровень роста и развития органов и систем организма, основу которого составляют функциональные резервы, обеспечивающие адаптационные реакции.

Здоровьесберегающие технологии как раз и предполагают комплексный подход к укреплению здоровья обучающихся. Комплекс мероприятий здоровьясбережения в рамках осуществления физического воспитания в СПО включает следующие виды деятельности:

- проведение комплексной диагностики;

- организация учебных занятий со здоровьесберегающей направленностью;

- пропаганда здорового образа жизни;

- применение физических упражнений для профилактики заболеваний;

- применение комплексов упражнений лечебной физической культуры. Здоровьесберегающая технология – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья обучающегося на всех этапах его обучения и развития. При этом должны выполняться как минимум 4 требования:

1. Учёт индивидуальных особенностей обучающегося.

2. Привитие знаний обучающегося в умении самостоятельно защищать себя от стрессов, обид, оскорблений, обучение его средствам психологической защиты.

3. Не допускать чрезмерной изнуряющей физической, эмоциональной, интеллектуальной нагрузки при освоении учебного материала.

4. Обеспечение такого подхода к образовательному процессу, который гарантировал бы поддержание только благоприятного морально-психологического климата в коллективе .

5. Выживание в современном обществе.

Группы здоровьесберегающих технологий, применяемых в системе образования, в которых используется разный подход к охране здоровья, а соответственно, и разные методы и формы работы:

1. Медико-гигиенические технологии, которые включают комплекс мер, направленных на соблюдение надлежащих гигиенических условий в соответствии с регламентациями СанПинНов, и функционирование в СПО медицинского кабинета.

2. Физкультурно-оздоровительные технологии, которые направлены на физическое развитие занимающихся: закаливание, тренировку силы, выносливости, быстроты, гибкости, стойкости  и других качеств. В основном данные технологии реализуются на парах физической культуры и в работе спортивных секций и кружков.

3. Экологические здоровьесберегающие технологии помогают воспитывать у обучающихся любовь к природе, стремление заботиться о ней, приобщение к исследовательской деятельности в сфере экологии и т.п., все это обладает мощным педагогическим воздействием, формирующим личность, укрепляющим духовно-нравственное здоровье обучающихся.

4. Технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности реализуют специалисты по охране труда, защите в чрезвычайных ситуациях, строители, представители коммунальной службы и т.д. По характеру действия различают следующие технологии:

5.Стимулирующие. Они позволяют активизировать собственные силы организма, использовать его ресурсы для выхода из нежелательного состояния. Примерами могут быть – температурное закаливание, физические нагрузки.

6. Защитно-профилактические. Это выполнение санитарно-гигиенических норм и требований. Ограничение предельной нагрузки, исключающей переутомление. Использование страховочных средств и защитных приспособлений в спортзалах, исключающих травматизма.

7. Компенсаторно-нейтрализующие технологии. Это физкультминутки, физкультпаузы, которые в какой-то мере нейтрализуют неблагоприятное воздействие статичности пар.

8. Информационно-обучающие технологии. Обеспечивают обучающимся уровень грамотности, необходимый для эффективной заботы о здоровье и о здоровье  своих близких.

Поскольку сохранение здоровья рассматривается при этом как частный случай главной задачи – сохранения, требования и рекомендации этих специалистов подлежат обязательному учету и интеграции в общую систему здоровьесберегающих технологий.

1.2 Принципы здоровьесберегающих технологий

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий – обеспечить обучающемуся возможность сохранения здоровья за период обучения в СПО, сформировать у него необходимые знания, умения, навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Основной показатель, отличающий все здоровьесберегающие образовательные технологии – регулярная экспресс-диагностика состояния обучающихся и отслеживание основных параметров развития организма в динамике (начало-конец учебного года), что позволяет сделать соответствующие выводы о состоянии здоровья обучающихся.

Цели здоровьесберегающих образовательных технологий обучения определяют принципы обучения, которые отражают насущные общественные потребности. Они выступают в органическом единстве, образуя систему, в которую входят общеметодические и специфические принципы, выражающие специфические закономерности педагогики оздоровления.

Общеметодические принципы – это основные положения, определяющие содержание, организационные формы и методы учебного процесса в соответствии с общими целями здоровьесберегающих образовательных технологий.

Систематическое воздействие на организм и психику учащихся может быть успешным только в том случае, если методика применения средств здоровьесберегающего воздействия будет согласована с закономерностями этого применения.

Рассмотрим принципы здоровьесберегающих технологий.

Принцип сознательности и активности – нацеливает на формирование у учащихся глубокого понимания, устойчивого интереса, осмысленного отношения к познавательной деятельности. Повышению сознательности и активности способствует применение преподавателей специальных методических приемов, решающих проблемы педагогики оздоровления. Осознавая оздоровительное воздействие активной деятельности на организм, обучающийся учится самостоятельно и творчески решать задачи познавательного характера.

Принцип наглядности – обязывает строить процесс обучения с максимальным использованием форм, привлечения органов чувств человека к процессу познания. Принцип наглядности способствует направленному воздействию на функции сенсорных систем, участвующих в познавательном процессе.

Принцип систематичности и последовательности проявляется во взаимосвязи знаний, умений, навыков. Регулярность, планомерность, непрерывность в учебно-воспитательном процессе на протяжении всего периода обучения в СПО обеспечивает принцип систематичности. Усвоение пользы здоровьесберегающих мероприятий требуют их повторяемости.

Принцип повторения умений и навыков является одним из важнейших. В результате многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы. Характер элементов деятельности может проявляться в изменении упражнений и условий их выполнения, в разнообразии методов и приемов, различных формах заданий.

Включение вариативных изменений в стереотипы предполагает соблюдение принципа постепенности. Он предполагает преемственность от одной ступени обучения к другой.

Принцип доступности и индивидуализации имеет свои особенности в оздоровительной направленности здоровьесберегающих образовательных технологий.

Принцип индивидуализации осуществляется на основе общих закономерностей обучения и воспитания. Опираясь на индивидуальные особенности, педагог всесторонне развивает обучающегося, планирует и прогнозирует его развитие. С учетом уровня индивидуальной подготовленности обучающегося , его двигательных способностей и состояния здоровья намечаются пути совершенствования умений и навыков, построения двигательного режима, приобщения к разным формам познавательной деятельности. Используя природные данные обучающегося, преподаватель направляет и стабилизирует его всестороннее развитие. Назначение принципа доступности и индивидуализации видится в исключении негативных и вредных последствий для организма обучающегося вследствие чрезмерных требований и заданий.

Принцип непрерывности выражает закономерности построения педагогики оздоровления как целостного процесса. Он тесно связан с принципом системного чередования нагрузок и отдыха. Сочетание высокой активности и отдыха в разных формах деятельности обучающегося повышает их эффективность, что выражается в динамичности закономерных изменений содержания и формы параметров функциональных нагрузок от занятия к занятию, от этапа к этапу.

Упорядочению процесса педагогики оздоровления способствует принцип цикличности. Он заключается в повторяющейся последовательности занятий, что улучшает подготовленность обучающегося к каждому последующему этапу обучения.

Формирование двигательных умений и навыков, двигательные способности обучающегося , функциональные возможности организма развиваются в процессе использования средств здоровьесберегающих технологий на основе принципа учета возрастных и индивидуальных особенностейобучающегося. Важнейшее значение имеет принцип всестороннего и гармонического развития личности. Он содействует развитию психофизических способностей, двигательных умений и навыков, осуществляемых в единстве и направленных на всестороннее – физическое, интеллектуальное, духовное, нравственное и эстетическое – развитие личности обучающегося.

Принцип оздоровительной направленности решает задачи укрепления здоровья обучающегося в процессе обучения.

Принцип активного обучения, заключающийся в повсеместном использовании активных форм и методов обучения (обучение в парах, групповая работа, игровые технологии и др.).

Принцип связи теории с практикой призывает настойчиво приучать обучающихся применять свои знания по формированию, сохранению и укреплению здоровья на практике, используя окружающую действительность не только как источник знаний, но и как место их практического применения.

Вывод: в учебном процессе следует ориентироваться на принципы здоровьесберегающих технологий, так как они направлены на укрепление физиологического и психологического здоровья студентов, на развитие познавательной деятельности. Для реализации данных принципов используются средства, методы и приемы здоровьесберегающих технологий.

1.3 Этапы процесса обучения в условиях здоровьесберегающих технологий

В процессе обучения в соответствии с идеями здоровьесберегающих образовательных технологий ставится задача сформировать у обучающегося необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания, умения и навыки, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Весь процесс обучения в условиях здоровьесберегающей педагогики включает в себя три этапа, которые отличаются друг от друга как частными задачами, так и особенностями методики.

1. Этап начального ознакомления с основными понятиями, представлениями.

Цель – сформировать у обучающегося основы здорового образа жизни и добиться выполнения элементарных правил здоровьесбережения.

Основные задачи:

1) Сформировать смысловое представление об элементарных правилах здоровьесбережения.

2) Создать элементарные представления об основных понятиях здорового образа жизни.

3) Добиться выполнения элементарных правил здоровьесбережения (на уровне первоначального умения).

4) Предупредить непонимание основных понятий здорового образа жизни.

Решение этих задач осуществляется поочередно. Представлении о элементарных правилах здоровьесбережения формируются в результате объяснения педагогом, восприятия показываемых движений комплексов физкультминуток, просмотра наглядных пособий, анализа собственных мышечных и других ощущений, возникающих при первых попытках выполнения комплексов, наблюдений за действиями других учащихся. Все это создает ориентировочную основу, без которой невозможно освоение правил здоровьесбережения.

Этап углубленного изучения.

Цель – сформировать полноценное понимание основ здорового образа жизни.

Основные задачи:

1) Уточнить представление об элементарных правилах здоровьесбережения.

2) Добиться сознательного выполнения элементарных правил здоровьесбережения.

3) Формирование практически необходимых знаний, умений, навыков, рациональных приемов мышления и деятельности.

Данные задачи могут решаться одновременно. Эффективность обучения на этом этапе во многом зависит от правильного и оптимального подбора методов, приемов и средств обучения. Используя методы активного обучения, необходимо в комплексе с ним широко применять наглядность, направленную на создание ощущений здорового образа жизни. Метод словестного воздействия меняет свои формы, ведущими становятся анализ и разбор правил здоровье сбережения, беседа, дискуссия.
На этом этапе широко используется комплекс разнообразных средств (средства двигательной направленности; оздоровительные силы природы; гигиенические факторы).

Эффективность использования различных средств достигается при четком соблюдении следующих моментов: а) цели и задачи использования конкретного средства на конкретном занятии; б) структурная взаимосвязь данного средства и метода с основным содержанием занятия; в) контроль и самоконтроль выполнения правил здоровье сбережения.

Этап закрепления знаний, умений и навыков по здоровьесбережению и дальнейшего их совершенствования.

Цель – умение перевести в навык, обладающий возможностью его целевого использования.

Основные задачи:

1)Добиться стабильности и автоматизма выполнения правил здоровьесбережения.

2)Добиться выполнения правил здоровьесбережения в соответствии с требованиями их практического использования.

3) Обеспечить вариативное использование правил здорового образа жизни в зависимости от конкретных практических обстоятельств.

Эти задачи могут решаться как одновременно, так и последовательно, так как они взаимосвязаны. На этом этапе увеличивается количество повторений использования основных понятий и представлений о здоровом образе жизни в обычных и новых, непривычных условиях, что позволяет вырабатывать гибкий навык применения имеющихся знаний в различных условиях.

Таким образом, изучив литературу, мы пришли к выводу: в целях совершенствования знаний, умений и навыков по здоровье сбережению используют различные методы и приемы: практический метод, познавательная игра, ситуационный метод, игровой метод, соревновательный метод, активные методы обучения, воспитательные, просветительские и образовательные программы. Преподаватель выбирает средства в соответствии с конкретными условиями работы. Это могут быть элементарные движения во время занятия; физические упражнения; физкультминутки и подвижные перемены; «минутки покоя», различные виды гимнастики (оздоровительная, пальчиковая, корригирующая, дыхательная, для профилактики простудных заболеваний, для бодрости); лечебная физкультура; подвижные игры; специально организованная двигательная активность студента (занятия оздоровительной физкультурой, своевременное развитие основ двигательных навыков), массаж, тренинги.

ГЛАВА 2. Организация учебной деятельности в условиях здоровьесберегающих технологий на парах физической культуры

В современном СПО очная форма обучения является основной. Эта форма предусматривает различные формы организации учебно-воспитательного процесса: домашняя учебная работа (самоподготовка), экскурсии, практические занятия и производственная практика, семинарские занятия, факультативные занятия, консультации, зачеты, экзамены.

Для очных форм занятий характерно то, что деятельностью обучающихся управляет преподаватель, который в течение строго установленного времени в специально отведенном месте руководит учебным процессом относительно постоянной по составу группой обучающихся в соответствии с требованиями педагогических закономерностей обучения и воспитания. При этом строго соблюдаются частота занятий, их продолжительность и взаимосвязь.

В теории и практике обучения традиционными являются следующие классификации пар: по основной дидактической цели; по основному способу их проведения; по основным этапам учебного процесса.

Классификация по основному способу проведения подразделяет их на пары: в форме беседы; в форме лекции; в форме экскурсии; самостоятельной работы учащихся; лабораторных и практических работ; сочетания различных форм занятий .

Если же за основу классификации берутся основные этапы учебного процесса, выделяют уроки таких типов: вводные; первичного ознакомления с материалом; образования понятий, установления законов на практике; повторения и обобщения; контрольные; смешанные или комбинированные .

В бесконечном потоке множества пар можно отметить известную повторяемость и вычленить структуры пар, встречающихся чаще других. Таким образом, определяются структуры пар различных типов:

1) комбинированные (смешанные);

2) пары изучения новых знаний;

3) пары формирования новых умений;

4) пары обобщения и систематизации;

5) пары контроля и коррекции знаний, умений;

6) пары практического применения знаний, умений.

Задачи пар, его содержание и структура, методы обучения – все это должно быть направлено на то, чтобы студенты испытали удовлетворение в процессе учебной работы на паре. Современный преподаватель свободен в своем выборе построения пары. Важно, чтобы на паре была достигнута главная цель обучения.

2.1 Организация пар физической культуры в СПО

На парах физической культуры применяются здоровьесберегающие технологии в физическом воспитании - это совокупность приёмов, методов, методик, средств обучения и подходов к образовательному процессу, при котором выполняются как минимум четыре требования:

1) Учёт индивидуальных особенностей обучающегося.

2) Деятельность преподавателя в аспекте реализации здоровьесберегающих технологий на парах физической культуры должна включать знакомство с результатами медицинских осмотров обучающихся, их учет в учебно-воспитательной работе.

3) Не допускать чрезмерной изнуряющей физической, эмоциональной, нагрузки при освоении учебного материала.

4) Обеспечение такого подхода к образовательному процессу, который гарантировал бы поддержание только благоприятного морально-психологического климата в группе.

В настоящее время, к здоровьесберегающим образовательным технологиям, применяемым на парах физической культуры в СПО относятся технологии, которые основаны на возрастных особенностях познавательной деятельности обучающихся, обучении на оптимальном уровне трудности (сложности), вариативности методов и форм обучения, оптимальном сочетании двигательных и статических нагрузок, обучении в малых группах, использовании наглядности и сочетании различных форм предоставлении информации, создании эмоционально благоприятной атмосферы, формировании положительной мотивации к учебе («педагогика успеха»), на культивировании у обучающихся знаний по вопросам здоровья .

Для подготовки и проведения урока, отвечающего всем вышеперечисленным требованиям, необходима профессиональная компетентность преподавателя в вопросах здоровьесберегающих образовательных технологий, поэтому возникает необходимость в дополнительном повышении квалификации преподавателя любой специальности и работающих с разным контингентом обучающихся, создание условий для заинтересованного отношения к учебе. Ситуации успеха способствуют формированию положительной мотивации к процессу обучения в целом, тем самым снижая эмоциональную напряжённость, улучшая комфортность взаимоотношений всех участников образовательного процесса, тем самым реализуя основы здоровьесберегающих технологий при организации учебно-воспитательного процесса.

На парах физической культуры необходимо уделять особое внимание организации здоровьесберегающих факторов.

При проведении пар физической культуры нужно помнить, что физическая нагрузка на организм обучающегося  должна нарастать постепенно, достигая максимума во второй половине пары, а затем снова постепенно снижаться до того уровня, который был вначале занятий. В соответствии с этим наиболее типичной схемой пар физической культуры является следующая:

Подготовительная часть (10-15мин). Цель этой части пары заключается в том, чтобы организовать обучающихся к занятиям. Во вводной части происходит построение и расчетобучающихся, сдача рапорта старосте. Затем преподаватель объясняет задачи и содержание пары, проводит легкие строевые упражнения, разминку, ходьбу, бег и выполнение различных упражнений на внимание .

Затем идет основная часть урока (80-85мин). В этой части занятий проводятся основные физические упражнения: бег, прыжки, метание гранаты, ядра, лазание, игры и т. д. Особое внимание преподаватель должен обращать на развитие ловкости, силы, выносливости, решительности и умение учеников действовать в коллективе. В целях поддержания внимания и интереса учащихся к занятиям нужно разнообразить упражнения, разъяснять их значения и влияние на организм .

Последний этап урока – заключительная часть (10-15мин) В этой части урока следует привести обучающихся в спокойное состояние и подвести итоги занятий, сбор инвентаря. Содержание заключительной части – ходьба, элементы строевой подготовки. На парах физической культуры девочкам следует давать несколько меньшую нагрузку, чем мальчикам. Естественно, при проведении занятий по физической культуре нужно учитывать возраст обучающихся , не допускать их перегрузки и переутомлении.

2.2 Роль преподавателя физической культуры в сохранении и укреплении здоровья обучающихся.

Физическая культура среди других предметов занимает одно из приоритетных мест. Она закладывает основы физического и духовного здоровья, на базе которого только и возможно разностороннее развитие личности. Основу физической культуры составляют целесообразные способы и нормы физической активности, направленные на совершенствование природных качеств и способностей индивида. Это единственный предмет, который формирует у студентов грамотное отношение к себе, к своему телу, содействует воспитанию волевых и моральных качеств, необходимости укрепления здоровья и самосовершенствования.

Преподаватель физической культуры должен быть хорошим организатором, иметь широкую разностороннюю подготовку, чтобы на высшем уровне проводить пары, организовывать и принимать активное участие во всех спортивно – массовых мероприятиях совместно со студентами (внутри СПО и за ее пределами), личным примером пытаться показать учащимся о необходимости и пользе занятий спортом.

Во многих случаях личный пример преподавателя и его знания в области физической культуры дают сильную мотивацию и толчок к занятиям.

Главная задача преподавателя физической культуры - сохранение и укрепление здоровьяо бучающихся . Физическая культура - единственный предмет в СПО, который выполняет именно эти задачи. Своими действиями преподаватель физической культуры может разрушить молодой, организм, а может и превратить из слабого, болезненного человека в полноценного, здорового гражданина своей страны.

Деятельность преподавателя в аспекте реализации здоровьесберегающих технологий на парах физической культуры должна включать знакомство с результатами медицинских осмотров обучающихся, их учет в учебно-воспитательной работе.

Критерием здоровьесберегающих качеств образовательных технологий при решении с их помощью защиты от патогенных факторов будет наличие или отсутствие ухудшения здоровья обучающихся и педагогов, находящееся в очевидной связи с воздействием таких факторов. Этот критерий согласуется со сложившейся у нас практикой работы системы здравоохранения (обращаться к врачам надо только тогда когда заболеешь). Он вступает в противоречие с принципами профилактической медицины и концепцией здоровья, принятой Всемирной организацией здравоохранения, согласно которой здоровье - не только отсутствие болезни, но и состояние полного физического, психического и социального благополучия состояния здоровья студентов в значительной степени зависит от их отношения к физической культуре, поэтому одной из задач преподавателя заключается в привитии интереса к своему предмету.

Достижение положительного педагогического эффекта, высоких результатов преподавательской деятельности обеспечивают целенаправленные здоровьесберегающие технологии. Слово технология в педагогике обозначает совокупность педагогических процессов физического воспитания студентов (обучения, воспитания, развития).

Здоровьесберегающие технологии обеспечивают достижение положительного педагогического эффекта, высоких результатов преподавательской деятельности. С другой стороны – это техника реализации физического воспитания, процессуальная часть физического воспитания обучающихся.

Педагогическая техника – основная часть педагогического мастерства. Педагогически продуманная технология физического воспитания, направленная на формирование двигательного режима студентов приводит к определенному уровню физического развития, укреплению их здоровья, достижению спортивных результатов. Эффективность пары в первую очередь зависит от того, насколько преподаватель будет претворять намеченный им план, применять наиболее рациональные формы организации учебного процесса и методические приемы, использовать имеющееся оборудование, инвентарь, технические средства обучения, учитывать специфику места проведения занятий – спортивный зал, стадион или парк, ровная или пересеченная местность. Очень важно, чтобы на паре преподаватель подбирал именно те средства и методы, которые принесут наивысшую результативность, вызовут активность студентов, повысят интерес к парам физической культуры. В каждом следует добиваться высокой моторной плотности, чтобы все обучающиеся активно упражнялись.

В зависимости от задач пары надо выбрать такой способ организации учебного труда студентов, который позволил бы наилучшим образом решить поставленные учебные задачи.

Так, при ознакомлении  обучающихся с новым материалом и разучивании относительно простых упражнений, не требующих особой страховки и помощи, а также при совершенствовании в выполнении хорошо освоенных движений применяется фронтальный способ организации труда обучающегося.

Достоинства этого урока – максимальный охват обучающихся двигательной деятельностью и, следовательно, большая моторная плотность пары.

Одной из основных задач преподавателя физической культуры в СПО остаётся обучение двигательным действиям, определяемым содержанием образовательных программ по физическому воспитанию. В этом процессе перед преподавателем возникают проблемы, связанные с содержательным (что изучать, что повторять) и процессуальным (как организовать, как планировать, какие методы использовать, как контролировать) обеспечением процесса физического воспитания. В теории обучения определяют и классифицируют методы, методические приёмы и способы.

Особого внимания требует дозирование физической нагрузки на паре. Оно должно быть дифференцированным, потому что от этого в первую очередь зависит решение оздоровительной задачи и достижение эффекта физической подготовленности студентов. Для того чтобы более или менее точно определять нагрузку на паре, преподавателю надо учитывать состояние здоровья функциональные возможности студентов, их физическую подготовленность, индивидуальные особенности, а также степень предшествующих нагрузок при изучении ранее пройденного материала. В ходе пары нагрузку можно регулировать изменением числа повторений, темпа упражнений, величины отягощений, продолжительности выполнения заданий.

Задачи пары, его содержание и структура, методы обучения – все это должно быть направлено на то, чтобы обучающиеся испытали удовлетворение в процессе учебной работы на паре.

Таким образом, можно утверждать: в целях организации и проведения очных форм занятий характерно то, что деятельностью обучающихся управляет преподаватель, который в течение строго установленного времени в специально отведенном месте руководит учебным процессом относительно постоянной по составу группой обучающихся в соответствии с требованиями педагогических закономерностей обучения и воспитания, при этом строго соблюдаются частота занятий, их продолжительность и взаимосвязь. Схема проведения урока физической культуры: подготовительная часть, основная часть урока, заключительная часть урока. Одной из основных задач преподаватели физической культуры в СПО является обучение двигательным действиям, определяемым содержанием образовательных программ по физическому воспитанию.

2.3 Эффективность применения здоровьесберегающих технологий на парах физической культуры

В первой главе рассмотрели принципы, средства, методы, структуру здоровьесберегающих технологий и выявили, что здоровьесберегающие технологии обеспечивают обучающимся  возможность сохранения и улучшения здоровья за период обучения в СПО, формируют у них необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, учат использовать полученные знания в повседневной жизни.

Уровень физического развития и состояние здоровья оказывают огромное влияние на развитие умственной работоспособности обучающегося.

Рассмотрев технологии здровьесбережения, мы пришли к выводу, что эти технологии можно использовать как средство, сохраняющее здоровье  обучающихся, повышение их работоспособности на занятиях физкультурой.

На первом этапе проводился анализ и обобщение литературных источников, определялись задачи исследования, уточнялись формулировки цели, объекта, предмета и гипотезы исследования и разрабатывалось тематическое планирование пар.

На втором этапе исследования применили физкультурно-оздоровительные технологии на парах физической культуры, которые направлены на физическое развитие занимающихся: закаливание, тренировку силы, выносливости, быстроты, гибкости и других качеств. Для этого рассмотрели комплекс мероприятий здоровьесбережения в рамках осуществления физического воспитания, который включает следующие виды деятельности:

- проведение комплексной диагностики физического здоровья обучающихся;

- организация учебных занятий со здоровьесберегающей направленностью;

- пропаганда здорового образа жизни;

- применение физических упражнений для профилактики заболеваний;

- применение комплексов упражнений лечебной физической культуры с детьми, имеющими различные заболевания.

Для достижения целей здоровьесберегающих технологий применили следующие принципы: формирование двигательных умений и навыков, двигательные способности обучающегося, функциональные возможности организма развиваются в процессе использования средств здоровьесберегающих технологий на основе принципа учета возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся, принцип всестороннего и гармонического развития личности, принцип связи теории с практикой.

Перед началом пары физической культуры в СПО должны быть созданы все условия для проведения пары. Как отмечалось ранее, для достижения целей здоровьесберегающих технологий применяются следующие группы средств:

- гигиенические факторы;

- оздоровительные силы природы;

- средства двигательной направленности.

Первое условие оздоровления это создание на уроках физической культуры гигиенического режима. Должны поддерживаться и соблюдаться:

- температура и свежесть воздуха;

- рациональное освещение зала;

- влажная уборка зала через каждые 2 часа занятий;

- наличие туалетов и умывальников в раздевалках;

- наличие аптечки;

- спортивный инвентарь;

- наличие у каждого обучающегося сменной спортивной обуви и спортивной формы для занятий на паре физической культуры в зале и соответствующей формы при уроках на свежем воздухе (осень-весна, зима).

Использование оздоровительных сил природы, которое оказывает существенное влияние на достижение целей здоровьесберегающих технологий на парах. Проведение занятий на свежем воздухе способствует активизации биологических процессов, повышают общую работоспособность организма, замедляют процесс утомления и т.д.

Самым важным условием является обеспечение оптимального двигательного режима на парах физической культуры, который позволяет удовлетворить физиологическую потребность в движении, способствует развитию основных двигательных качеств и поддержанию работоспособности на высоком уровне в течение всего учебного дня, недели и года. Только комплексное использование этих средств поможет решить задачу оздоровления.

Заключение

Цель нашего исследования состояла в том, чтобы изучить здоровьесберегающие технологии на парах физической культуры в СПО и их влияние на здоровье обучающихся.

В первой главе рассмотрели здоровьесберегающие образовательные технологии, их классификацию, принципы, средства, методы здоровьесберегающих технологий, этапы процесса обучения.

Цели здоровьесберегающих образовательных технологий обучения определяют принципы обучения, которые отражают насущные общественные потребности. Они выступают в органическом единстве, образуя систему, в которую входят общеметодические и специфические принципы, выражающие специфические закономерности педагогики оздоровления.

 Для достижения целей здоровьесберегающих образовательных технологий обучения применяются группы средств, такие как, средства двигательной направленности; оздоровительные силы природы; гигиенические факторы.

Комплексное применение этих средств позволяет решить задачи педагогики оздоровления. Методы здоровьесберегающих технологий обучения – это способы применения средств, позволяющих решать задачи педагогики оздоровления.

Во второй главе рассмотрели организацию учебной деятельности в условиях здоровьесберегающих технологий на парах физической культуры, основные формы организации обучения, технология организации пар физической культуры, роль преподавателя физической культуры в укреплении здоровья студентов. На парах физической культуры необходимо уделять особое внимание организации здоровьесберегающих факторов.

Для этого очень важно, чтобы преподаватель правильно организовал пару, т.к. он является основной формой педагогического процесса, необходима профессиональная компетентность преподавателя в вопросах здоровьесберегающих образовательных технологий. От уровня гигиенической рациональности урока во многом зависит функциональное состояние студентов в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное нарушение утомления.

Мы проанализировали эффективность применения здоровьесберегающих технологий на парах физической культуры в СПО. Анализ показал, что применение физкультурно-оздоровительных технологий на парах физической культуры очень эффективно. Упражнения, игры, задания по физической культуре могут доставлять студентам удовольствие, служить средством разумного отдыха, содействовать развитию физических способностей, силы, быстроты, ловкости, выносливости, содействовать формированию физических качеств и навыков. Надо только умело подбирать физические упражнения и задания, чтобы они вызывали интерес у студентов, также повышать интерес к занятиям физкультурой и спортом – это главная цель, к которой мы стремимся в связи с задачей повышения уровня процесса обучения физической культуре.

Гипотеза исследования: здоровьесберегающие технологии могут быть эффективными, если правильно определены методы и средства, а также раскрыты принципы их применения на парах физической культуры, - подтверждена.

Список используемой литературы

  1. Болотова Е. Нормативно-правовая база современного урока // Народное образование. – 2009. – № 9. – С. 118.
  • Бухаркина М. Ю., Полат Е. С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие / под ред. Е. С. Полат. – М. : Изд. Центр «Академия», 2010. – 368 с.
  • Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – М. : Просвещение, 2009. – 24с. – (Стандарты второго поколения).
  • Колеченко А. К. Энциклопедия педагогических технологий: пособие для преподавателей. – СПб.: Каро, 2009. – 367 с.
  • Селевко Г.К. Альтернативные педагогические технологии. М., 2005. - 224 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое пособие Технология "Учебный портфолио"

      В настоящее время наибольшее внимание педагогов привлекают технологии, которые сочетают личност­ный и деятельностный подход. Педагоги ищут пути и методы формирования ...

Методическая разработка: технология изготовления тряпичных народных кукол «Мурашинская парочка»

Настоящая разработка предназначена педагогам дополнительного образования для организации и проведения занятий по теме № 6 учебно-тематического плана второго года обучения образовательной программы объ...

Методические разработки: "Технология организации исследовательской работы студентов по дисциплине "История", "Технология гражданско-патриотического воспитания студентов во внеклассной работе"

В разработке "Технология организации исследвательской работы студентов по дисциплине "История" раскрывается задачи, м етоды, цели организации исследовательской работы студентов.В разработке «Техн...

Методическая рекомендации:"Технология игры ДЕБАТЫ".

Дебаты – это эффективное средство обучения; особая форма дискуссии, интеллектуальная игра, новая образовательная технология...

Методическая разработка "Технология монтажа радиоприемника на транзисторах"

Данная методическая разработка предназначена для проведения уроков теоретического и производственного обучения по теме «Технология монтажа супергетеродинных радиоприемников» по профессии «Монтажник ра...

Методическая разработка "Технология разработки баз данных средствами MS Access"

Дисциплина "Базы данных" по специальности Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) реализуется за счет часов вариативной части. Программа дисциплины рассчитана на 104 часа, из них обязательной ауд...