Этапы развития речи
консультация на тему

Березовская Мария Игоревна

Краткое описание этапов развития речи от рождения и до 7 лет

Скачать:


Предварительный просмотр:

Этапы развития речи

Уже в первом полугодии жизни, когда общение взрослого с ребёнком является чисто эмоциональным, закладываются основы будущей речи и общения с помощью осмысленных слов.

К концу 1 месяцу жизни здоровый малыш реагирует на обращение: перестаёт плакать, сосредотачивается на взрослом.

В 3 месяцам начинается период гуления. Одновременно происходит процесс развития понимания речи. 

К 9-10 месяцем произносит отдельные слова, состоящие из одинаковых парных слогов (ма-ма).

1 год словарь возрастает до 10 слов (сюда входят простые слова типа: биби (машина), ляля (куколка)).

В возрасте 1-2 года усваиваемые звуки: 

А О Э   П Б М

От 1года до 3-х лет быстро увеличивается словарный запас, т.к. деятельность ребёнка становиться сложнее и разнообразнее. Поэтому к 2 годам насчитывается от 100 до 300 слов. Формируется фразовая речь, которая сначала состоит из 2-3 слов и постепенно к 3-м г. усложняется.

К 3 годам активный словарь достигает от 200 до 800 слов.

Использует предложения из 5 и более слов. Малыш называет своё имя, пол и возраст, понимает значение простых предлогов. Хорошо понимает обращённую речь и короткие рассказы, и сказки. Сложные по артикуляции звуки заменяются более простыми.

В возрасте 2-3 года усваиваемые звуки: 

И Ы У   Ф В    Т Д Н     К Г Х Й

В 3-4 года активный словарь возрастает от 800 до 1000 слов. В этот период ребёнок уже может высказывать простейшие суждения о предметах и окружающих явлениях, делать умозаключение. Велика потребность общения, поэтому малыш активно задаёт вопросы: Зачем? Почему? Для чего?, но из-за неустойчивости внимания не дослушивает ответ взрослого. Активный словарь представлен уже различными частями речи, однако ребёнок испытывает трудности при описании события, участниками которого он являлся. В его словаре пока что, отсутствуют обобщающие слова: одежда, овощи, мебель и др.  

В 3-4 года усваиваемые звуки:

С З Ц  

В 4-5 лет речь становиться уже полноценным средством для общения. Фразы удлиняются и усложняются. Словарь состоит уже из 1900-2000 слов. Значительно улучшается звукопроизношение, появляются звуки:

Ш Ж   Ч Щ   Л Р

В 5 лет звуковая система языка в норме должна быть полностью сформирована. В словах уже не встречаются пропуски перестановки звуков и слогов. Ребенок активно употребляет обобщающие слова.

        К 7 годам ребенок правильно произносит все звуки родного языка, имеет достаточно активный словарь и совершенствует грамматический строй речи.

        Словарь достигает 3500 слов и более, в нём активно накапливаются образные слова и выражения, устойчивые словосочетания (ни свет, ни заря; на скорую руку и др.)

        Усваиваются грамматические правила изменения слов и соединения их в предложении. В этот период ребёнок активно наблюдает за явлениями языка: пытается объяснить слова на основе их значения, размышляет по поводу рода существительных.

        Таким образом, развивается языковое и речевое внимание, память, логическое мышление и другие психологические предпосылки, необходимые для дальнейшего развития ребёнка, его успешного обучения в школе.

Желаю успехов, внимания и терпения!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей студентов на уроках по освоению МДК 03.02 Теория и методика развития речи у детей

В статье транслируется опыт формирования творческих способностей студентов дошкольного отделения на уроках по развитию речи, раскрываются виды деятельности творческого характера, приемы мотивации твор...

Исследовательский проект по развитию речевого слуха и развитию речи «НАСТОЯЩИЙ ДРУГ»

Исследовательский проектТема:    «Настоящий друг»Авторы проекта: учащиеся 3а класса  КОУ «Сургутская школа-детский сад для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»Предме...

Консультация по развитию речи в старшем дошкольном возрасте на тему: "Моделирование, как средство совершенствования связной речи у детей старшего дошкольного возраста".

Моделирование - одно из наиболее эффективных приемов для совершенствования связной речи детей старшего дошкольного возраста....

План – конспект занятия по МДК 03.02. "Теория и методика развития речи у детей" тема: «Методика развития речевого слуха, дыхания, голоса и дикции»

В предствленном плане конспекте по МДК 03.02 "Теория и методика развития речи у детей" по теме "Методика равзития речевого слуха, дыхания, голоса и дикции" для студентов 3 курса пе...

Методическая разработка внеучебного мероприятия по МДК 03.02.01 Теория и методика развития речи детей специальность 44.02.01 Дошкольное образование Конкурс проектов «Актуальные вопросы развития речи дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО»

Основная цель данного мероприятия - совершенствование компетентности обучающихся по актуальным вопросам развитии речи дошкольников в проектной деятельности....