Формы индивидуализации обучения на уроках русского языка и литературы
методическая разработка на тему

Белавина Надежда Федоровна

Данная форма позволяет создать благоприятные условия для осуществления индивидуального подхода к обучению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1.3.formy_individ.docx18.57 КБ

Предварительный просмотр:

1.3. Формы индивидуализации обучения на уроках русского языка и литературы.

1.Процесс обучения. 

Это позволяет создать благоприятные условия для осуществления индивидуального подхода к обучению,  это отражено в тематическом планировании,

Карта изучении нового материала для обучающихся очно -заочной формы обучения.

Ученики с высокими учебными возможностями

Ученики с низкими и средними учебными возможностями

1

Объяснение нового материала

Объяснение нового материала

2

Отработка навыков решения задач на тренажере

Объяснение нового материала

3

Самостоятельно расширяют и углубляют знания: выполняют задания из блога учителя

Обобщение и систематизация знаний: выполняют задания под контролем учителя, используя алгоритмы

4

Тестирование по интерактивным тестам, которые созданы учителем

Тестирование по интерактивным тестам, которые созданы учителем

5

Групповая консультация

Групповая консультация

Коллективные методы работы органически сочетаются с индивидуальными. Ученик выполняет самостоятельное задание, данное мной с учетом учебных возможностей, то эта индивидуализированная форма обучения; уделяю внимание нескольким ученикам на уроке в то время, когда другие работают самостоятельно, то форма обучения индивидуализированно - групповая.

 

Формы

классной работы

Работа обучающихся

Учет при индивидуализации

Фронтальная

Используя  презентацию без звука, ученики выдвигают проблемы и озвучивают

Учет индивидуальных различий

Групповая

Работа над проектом,

в практикумах

Действуют в соответствии со своей индивидуальностью:

применение знаний в измененной и новой ситуации

Индивидуальная

Самостоятельная работа с тренажерами и цифровыми образовательными ресурсами

Работают в индивидуальном темпе: отработка

Общеучебных навыков

Разработана и используется система работы с обучающимися  при подготовке к зачету при очной и очно- заочной формам обучения.

1

Оказание индивидуальной поддержки

Тематические тренинги (интерактивные)

2

Индивидуальная работа по каждому типу заданий

Консультация учителя

3

Учитель отслеживает приращение учебных навыков учащихся

Зачетная работа (по интерактивным тестам)

4

Самоанализ ошибок и подведение итогов

Индивидуальное домашнее задание

  Такая организация учебной работы на уроке дает возможность каждому ученику в силу своих возможностей, способностей, постепенно углублять и закреплять полученные и получаемые знания, вырабатывать необходимые умения, навыки, опыт познавательной деятельности, формировать у себя потребности в самообразовании. Все модели использования информационных технологий я рассматриваю во взаимосвязи с интерактивной доской: урок самостоятельной работы по материалу, который объясняла, урок проверки результатов путем сопоставления с данными, урок возвращения к ранее изученному материалу под другим углом зрения; урок-консультация, урок-зачет, урок- логические задачи, урок-мастерская,  урок- защита проектов.

Обучение, построенное с учетом индивидуальных особенностей, способствует более прочному усвоению знаний, при таком подходе каждый ученик получает возможность продемонстрировать свои сильные стороны. 

При оценке  знаний  учитывается объем знаний по учебному материалу; пониманию изученного, самостоятельность суждений, степень систематизации, умение применять их к решению задач.

На уроках применяю приемы: привлечение учеников к оценочной деятельности, постоянный анализ жизненных ситуаций, обращение к личному опыту.

2.Содержание образования.

Применяю принципы: фундаментальности, научности, систематичности, доступности, последовательности; с учетом современных требований общества; ориентация на цели, сформулированные в стандарте.

Принцип индивидуализации обучения исходит из необходимости ориентироваться не на «среднего» ученика, а на всех и каждого.

Уровни индивидуализации

Шаги к успеху

(предупреждение неуспеваемости)

1.Организация  самостоятельной

работы

- индивидуальные варианты заданий;

- учет уровня подготовленности обучающихся

- учет психологических особенностей;

- консультация учителя;

- полная самостоятельность;

- контроль и самоконтроль обучающихся;

- своевременность предоставления заданий.

2.Сложность и объем учебных заданий.

- рациональное определение объема и содержания работы для трех групп;

- кроме   уровня обязательных требований должно быть указано превышение минимума;

- возврат к ранее изученному и более тщательному закреплению нового материала за счет выполнения большого количества упражнений;

 - направлены на преодоление конкретных ошибок,

с последующим анализом работы;

- дозировка работы обеспечивает необходимую успешность и сопутствующее восстановление учебной мотивации;

- особое внимание уделяется усвоению обучающимися схем и алгоритмов;

- отслеживание продвижения результатов каждого ученика, предлагать задания на соответствующем уровне трудности

3.Способы стимулирования познавательной активности.

- ориентация на  переход в следующую группу;

- своевременная и правильная проверка результатов;

- предоставление алгоритмов для самоконтроля;

- решение логических задач для получения оценки.

При выполнении домашних заданий индивидуальные особенности ученика, его отличия в обучаемости должны проявляться еще в большей степени, чем в классе. Индивидуализация домашних заданий осуществляется, прежде всего, посредством применения: частичной индивидуализации домашнего задания, индивидуальных заданий на дополнительную оценку, создание презентаций  к урокам.

При составлении индивидуальных домашних заданий нужно строить все их варианты не ниже базового. А пути выполнения могут быть разные – с учетом индивидуальных особенностей обучающихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация технологии проблемного обучения на уроках русского языка и литературы

Работа раскрывает суть технологии проблемного обучения и рассказывает о формах и методах ее реализации. Более подробно освещается такая форма, как тестирование....

Модульно-компетентностный подход на уроках русского языка и литературы

Методические разработки уроков русского языка и литературы в ОУ СПО с использованием технологической карты....

Опыт педагогического сотрудничества с одарёнными детьми: проблемы творческой личности и попытка их решения на уроках русского языка и литературы

Статья описывает основные коммуникативные и психологические проблемы одаренных детей, актуальные для уроков русского языка и литературы, и предлагает пути их разрешения....

Информационно- коммуникационные технологии на уроках русского языка и литературы.

Использование информационных технологий  – одно из направлений   активных поисков новых педагогических решений, способствующих  развитию творческого потенциала учителя с целью боле...

Опыт реализации интерактивных методов обучения на уроках русского языка и литературы.

Новые социальные запросы, отраженные в ФГОС, определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования, как «...

«Использование технологии проектной деятельности обучающихся на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности по предмету как условие обеспечения качества обучения».

Каждому учителю хочется, чтобы его уроки были интересны и познавательны. А наши обучающиеся  в один голос утверждают, что уроки должны быть нескучные. Как же добиться этого?     Ли...

Методическая система работы учителя русского языка и литературы МОУ гимназии №1 г.о.Люберцы Пронкиной Ирины Борисовны «Развитие интеллектуальной и творческой активности учащихся на уроках русского языка и литературы»

Актуальным в образовании в последние годы стал вопрос об образовательных технологиях.Передовыми учителями разработано множество результативных методик, способствующих повышению качества обучения русск...