Экологический аспект в преподавании английского языка
методическая разработка на тему

Брагина Любовь Константиновна

Выступление на школьном педсовете

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskiy_aspekt_v_prepodavanii_angl.yaz_.docx23.71 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ ИРМО «Пивоваровская средняя общеобразовательная школа»

Школьный семинар

Подходы к реализации ООП НОО и ООО в урочной и

неурочной деятельности

                                                                                                     27 мая 2014 г.

                                                                                                                              Кабинет №3

Начало в 10.00

  1. «Методологические аспекты реализации ООП НОО и ООО в урочной и неурочной деятельности» - Сырова Н.А.
  2. «Достижение планируемых результатов на уроках математики» - Алюкова С.В.
  3. «Достижение планируемых результатов на уроках русского языка» - Томилова М.Р.
  4. «Экологический аспект в преподавании английского языка» - Брагина Л.К.
  5. «Контрольно-оценочная деятельность обучающегося» - Дацко М.В.
  6. «Эколого – этно – валеологическое направление в деятельности школы и проектная деятельность» - Бутакова О.Г.
  7. «Портфолио обучающегося: опыт, проблемы, перспективы» - Богданова т.В., Малолепшая Л.С.
  8. «Результативность работы ВТГ в 2013 – 2014 учебном году» - Донских А.С.

Учитель английского языка Брагина Л.К. – член ВТГ

Экологическое воспитание учащихся на уроках английского языка

В настоящее время проблема нравственного отношения человечества к природе является наиважнейшей проблемой современного общества.  Единство с природой и поддержание её ресурсов в планетарном масштабе объединяет людей, ведь современный человек понимает, что природа не безгранична при этом он уже переступил нравственный рубеж.  Все эти проблемы направляют нас учителей на то, чтобы мы чаще говорили с детьми об экологии, но не о той, которая разрабатывается экологами, а именно об «экологии человеческой души». Сегодня такие уроки как русский язык и литература ориентируются, прежде всего, на формирование души ребёнка и на развитие эмоционального мира ребёнка.  Главная цель любого урока словесности состоит в том, чтобы заставить ребёнка прочуствоваться с душой к окружающему его миру, а именно к природе.

Детям необходимо читать такие произведения, которые содержат в себе ценности человеческой морали, идею благоговения перед жизнью, чувство ответственности перед всем живым, общность человека и природы, что в целом создаёт общую и непрерывную цепь «природа – человек – природа». Всё это мы и называем «экологический компонент», который является связующим звеном между практической жизнью и словесными предметами в школе.

Значимая роль в экологическом воспитании учащихся отводится таким школьным дисциплинам как русский язык и литература, которые напрямую воздействуют на формирование отношений учащихся к природе и окружающей среде. Но наряду с этими дисциплинами в школе есть английский язык, на котором дети также читают различные произведения, обсуждают проблемы, дискуссируют на важные темы, высказывают своё мнение. Проблема «экологии души» часто затрагивается на уроках английского языка как в начальном и среднем, так и в старшем звене.

Через речь происходит познание мира и  роли  человечества в происходящем. Язык непосредственно связан с объективной действительностью, со всеми сферами жизни человека, с историей народа, который и создал язык.

При этом обучение английскому языку в школе ,формирование экологического мировоззрения должны быть непрерывно связаны с усвоением культуры английского народа.

Экологическое воспитание учащихся легче развивать, формируя у учащихся эмоциональной картины мира и интереса к познанию природы через сказки, стихи народный фольклор страны изучаемого языка. Именно устное народное творчество формирует эмоциональное отношение к природе как к миру связанному с человеком, с его деятельностью, идеями и чувствами.  Необходимо обращать внимание детей на тот факт, что значительное место в фольклоре занимают произведения, посвящённые отношениям человека и природы, природным явлениям.

При реализации экологического аспекта на уроках английского языка могут использоваться такие формы работы, как литературные композиции, конкурсы стихов о природе, написание сочинений, беседы, диспуты. Особое место среди данных форм работы должно отводиться исследовательской работе учащихся, а также детским творческим работам, проектам  и экологическим семинарам. Средством реализации в формировании экологической компетенции учащихся может быть изучение творческого наследия народа, освоение его векового опыта в разных областях жизни.

Речь идёт о народной экологии, которая содержит обширнейшие знания, накопленные народом при взаимодействии с окружающей его природой. Древние люди  жили среди природы и находились  от неё в глубокой зависимости, в течение многих веков наблюдали за природными явлениями. Все эти знания о природе нашли своё отражение в фольклоре, а именно в  сказках, пословицах, поговорках. Через сказки передавались экологические  знания: о характере и повадках зверей, о съедобных ,лекарственных и ядовитых растениях, о различных явлениях неживой природы.

В данный момент дети осознают проблемы природы и с радостью обсуждают их на уроках английского языка через народный английский фольклор. Например, им нравятся такие стихи:

The cuckoo comes in April

The cuckoo comes in April,

He sings his song in May;

In the middle of June

He changes his tune,

And then he flies away.

Кукуш прилетел в Апреле, пел в Мае,

В середине Июня перестали улетел.

When the wind blows

When the wind blows,

Then the mill goes;

When the wind drops,

Then the mill stops.

A wise old owl

A wise old owl sat in an oak,

The more he heard the less he spoke;

The less he spoke the more he heard.

Why aren't all like that wise old bird?

 

Мудрый старый филин сидел на дубе,

чем больше он слышал, тем меньше говорил;

чем меньше говорил, тем больше слышал.

Почему не все любят эту мудрую птицу.

When clouds appear

When clouds appear

Like rocks and towers,

the earth's refreshed

By frequent showers.

If bees stay at home

If bees stay at home,

Rain will soon come;

If they fly away,

Fine will be the day.

Также очень интересны пословицы:

 - A tree is known by its fruit.    Дерево знают по его плодам.

 - A swallow does not make the summer.  Одна ласточка не делает всю весну.

 - A cat in gloves catches no mice.   Кот в перчатках мышей не поймает.

 - A bird in hands is worth two in a bush. Лучше иметь синицу в руке, чем журавля в небе.

- A bird may be known by its song.  Видна птица по полёту.

 - A flower blooms more then once.  Цветок цветёт не один раз.

Дети отмечают тот факт, что пословицы в английском языке схожи с половицами в русском, учатся правильно строить перевод предложения, что является очень трудным заданием.

А с каким интересом дети читают сказку в четвёртом классе «The Sun and the Wind», в которой рассуждается о том, кто сильнее солнце или ветер.

Кроме чтения устного народного творчества, и обсуждения главной идеи сказок, стихов и пословиц, можно  предложить детям создать свои собственные рассказы, сказки экологической тематики. Сначала это сочинение-миниатюра, в котором учащиеся должны воспроизвести ситуацию, которая могла бы быть озаглавлена пословицей, затем экологическая сказка по пословице и поговорке. Это формирует экологически направленную, творческую  личность, помогает раскрыть таланты детей, приобщить их к культуре народа, к культуре страны изучаемого языка, позволяет ввести понятие «экология языка». Далее дети представляют свои творческие работы, сравнивают, делятся опытом, говорят, что понравилось, а что нет. Другим интересным и полезным заданием может быть  сравнение повадок обычных и сказочных животных, где можно закрепить тему «степени сравнения прилагательных». Исследуя животных, ученики смогут сделать вывод, что искусство народной сказки состоит в тонком переосмыслении подлинных повадок птиц и зверей, тем самым расширить свой кругозор.

Итак, следует отметить, что внедрение экологического аспекта в изучение английского языка в школе является не только интересным, но и полезным действием в данном процессе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Mind maps как интенсивная методика развития мышления в преподавании английского языка

MIND MAPPING – это технология, позволяющая построить обучение более эффективно, выявлять главную мысль в больших по объему текстах, развить воображение у студентов, научить их выстраивать свои мысли, ...

«Современные технологии в преподавании английского языка»

Данная статья ориентированна на соременные методы и технологии при обучении  иностранному языку...

Методы преподавания английского языка на современном этапе

На школьном уровне необходимо заложить основы владения английским языком именно как средством общения, что открывает возможность перейти от рассмотрения английского языка как объекта изучения к исполь...

Некоторые аспекты в преподавании русского языка в ССУЗе

Работая на учебных занятиях по общеобразовательной учебной дисциплине ОУД.01 «Русский язык и литература», мы вынуждены, к сожалению,   подтвердить сложившееся в обществе  мнение:  ...

Экологические аспекты в преподавании дисциплины «Естествознание»

Экологические аспекты в преподавании дисциплины «Естествознание»...

Методы преподавания английского языка

Существует много подходов к преподаванию английского языка, но идеальный метод найти сложно. Многие преподаватели отмечают, что главное – выбрать эффективные методы, которые подходили бы вам и вашим о...

Современные тенденции преподавания английского языка

Британская фирма Macmillan является одной из самых популярных фирм в мире по проведению методических семинаров и интернет-семинаров (вебинаров) в России и за рубежом. Семинары проводят ведущие методис...