Средства повышения мотивации пассивных учащихся на уроках иностранного языка
статья на тему

Желудкова Людмила Игоревна

Мотивация, конечно, важнейшая "пружина" процесса овладения иностранным языком, но нужно и знать, что она является стороной субъективного отношения к данному процессу ученика и определяется его собственными побуждениями, пристрастиями, осознаваемыми им потребностими.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sredstva_motivatsii.docx26.38 КБ

Предварительный просмотр:

Средства повышения мотивации пассивных учащихся на уроках иностранного языка

Большинство современных психологов и педагогов согласны с тем, что качество выполнения учебной деятельности и ее результат напрямую зависят от побуждения и потребностей обучающегося, то есть его мотивации. Именно мотивация вызывает целенаправленную активность и определяет выбор средств и приемов для достижения поставленных целей.

Проблема мотивации в учебной деятельности возникает по каждому изучаемому предмету. В соответствующих методиках и учебных пособиях разработаны способы ее развития и стимулирования с учетом специфики предмета. Но на уроках иностранного языка исследователи вопроса мотивации приводят данные о снижении ее от класса к классу. При этом все отмечают, что до начала изучения иностранного языка и в самом начале у обучающихся, как правило, отмечается достаточно высокая мотивация. Им хочется общаться на иностранном языке со сверстниками; заманчивой представляется возможность декламировать стихотворения или петь и понимать песни на иностранном языке; читая, узнавать о других странах. Одним словом, почти у всех есть желание владеть иностранным языком, уметь общаться непосредственно, через книгу или переписку. Так почему же снижается мотивация в процессе овладения иностранным языком?

Мотивация, конечно, важнейшая «пружина» процесса овладения иностранным языком, но нужно и знать, что она является стороной субъективного отношения к данному процессу ученика и определяется его собственными побуждениями, пристрастиями, осознаваемыми им потребностями. Отсюда все трудности вызова мотивации со стороны извне. Учитель может лишь опосредованно повлиять на нее, формируя основания, на базе которых у обучающихся возникает личная заинтересованность в работе.

Если охарактеризовать объективно существующие виды мотивации, что мы увидим? Мотивация бывает двух видов – внешняя и внутренняя.

Яркий пример внешней мотивации – это учеба в каком-либо учебном заведении (школе, СУЗе или ВУЗе). Ученику или студенту не остается ничего другого, как штудировать иностранные словечки и тренировать грамматические конструкции, в противном случае он не сдаст экзамены. Во взрослой жизни внешняя мотивация может быть продиктована работой в международной компании, где без иностранного языка никуда и никак. Но зачастую внешняя мотивация неэффективна, поскольку, во-первых, без подкрепления внутренними стимулами человек делает минимум требующегося от него. Ведь учиться можно на пятерки, а можно и на тройки, правда ведь? Во-вторых, после исчезновения фактора, вызвавшего мотивацию, человек бросает учиться, а его мозг «стирает» информацию как «ненужную». Проверим? Вспомните, как быстро забывается материал, когда зачет или экзамен уже позади. Дело в том, что они дают себе психологически неправильную установку «выучить, чтобы сдать экзамен», а не для того, чтобы применять знания в реальной жизни.

Внутренняя мотивация возникает у человека под влиянием собственных стремлений и потребностей, подкрепляется эмоциональными переживаниями. Вспомните, что сработало «пружиной» к тому, чтобы вы решили «надо учить английский». Скорее всего, ситуация на отдыхе, где между вами и местными жителями встал языковой барьер. Или невозможность прочитать какую-то инструкцию к бытовому прибору (а на русском, увы, не оказалось). Другими словами, внутреннее осознание необходимости владения языком.

Надо ли дальше говорить, насколько велика роль мотивации в изучении языка? Если вы мотивированы, то прекрасно понимаете, зачем вам вместо посиделок с друзьями или просмотра очередного фильма разбираться во временах глагола. Таким образом, прежде чем приступать к занятиям, вы должны быть твердо убеждены, что вам это нужно. Для чего?

У ослабления мотивации у овладению иностранным языком много причин. Это и простая лень что-то делать, и «забывчивость» - может, вы просто забыли, к чему вам этот иностранный язык. В таком случае важно постоянно обеспечить поддержание интереса.

Попробуем разобраться как же можно мотивировать студентов на уроках иностранного языка.

1. Игра и театрализация, как способы усиления мотивации на уроке иностранного языка.  С помощью игры хорошо отрабатывается произношение, активизируется лексический и грамматический материал, развиваются навыки аудирования, устной речи. В игре развиваются творческие, мыслительные способности . В ней предполагается принятие решения: как поступить, что сказать, как выиграть. Обучающие игры помогают сделать процесс обучения иностранному языку интересным и увлекательным. Чувство равенства, атмосфера увлеченности дают возможность преодолеть стеснительность, скованность, снять языковой барьер, усталость. В любой вид деятельности на уроке можно внести элемент игры, и тогда даже самое скучное занятие приобретает увлекательную форму. Игр, которые известны всем преподавателям, которые можно применять на уроках иностранного языка - очень много.

2. Диалог культур (диалогические высказывания как один из способов мотивации). Для того, чтобы обучающиеся могли участвовать в диалоге культур, им просто необходимо владеть не только языковыми средствами (фонетической, лексической, грамматической), но и общими знаниями о мире. Поэтому коммуникативные общения на уроках должны быть направлены на формирование мысли. Умения выбрать правильную тему для разговора очень важно при общении с представителями другой языковой и культурной общности.

3. Проектная работа, как один из методов мотивации в обучении иностранному языку. Изучение любого иностранного языка – кропотливый труд и длительный процесс, который проходит не всегда успешно, если у обучающегося нет внутренней потребности в его освоении.

Именно метод проектов помогает преподавателю заинтересовать и превратить зубрежку в увлекательное познание и использование всех навыков и умений, полученных на разных предметах в  учебном заведении. Проектная работа включает в себя: рефераты, компьютерные презентации, конкурсы (тематических газет), доклады.

4. Тексты по страноведению. Страноведческие тексты играют большую роль в развитии познавательного интереса и развитии кругозора в формировании умений и навыков чтения с извлечением основной информации.

5. Современные компьютерные технологии как средство мотивации при обучении иностранному языку. Компьютер является одним из средств достижения высокой мотивации при обучении иностранному языку. Специфика предмета иностранного языка обуславливает активное и уместное применение компьютера на уроках. Ведущим компонентом содержания обучения иностранному языку является обучение различным видам речевой деятельности: говорению, аудированию, чтению, письму. Обучающая компьютерная программа является тренажёром, который организует самостоятельную работу обучаемого, управляет ею и создаёт условия, при которых учащиеся самостоятельно формируют свои знания, что и особо ценно. На уроках иностранного языка можно применять различные элементы информационно-коммуникационных технологий. Наиболее распространённые виды работы, это:

- Прослушивание диалога одновременно с прочитыванием его в режиме выделения каждого произносимого предложения другим цветом.

- Аудирование диалога с выборочным ответом. Для ответа компьютеру обучаемый выбирает один из ряда предлагаемых вариантов.

- Вопросно-ответный диалог. Суть работы обучаемого состоит в том, чтобы участвовать в воспроизведении части диалога, используя в качестве основы языковой материал, содержащийся в диалоге и показанный на экране компьютера в диалоговом окне. Производится запись произносимого материала диалога, которую можно прослушать для оценки качества воспроизведения диалога. При этом обучающей программой имитируется полное участие обучаемого в диалоге.

6. Музыка как стимул говорения, изучение видовременных форм с помощью песен. Музыка – это не только способ расслабиться и получение удовольствия, но и инструмент которых можно использование на уроках иностранного языка для обучения различных видам речевой деятельности. Песни позволяют сделать запоминание новых слов и структур более естественным и долговременным.

Многочисленные эксперименты показали, что в течение одного учебного года отношение обучаемых к различным видам деятельности на иностранном языке может резко изменяться в отрицательную или положительную стороны. Это в свою очередь зависит от стиля работы преподавателя (постоянное использование одного лишь учебника, однообразных видов упражнений ослабляет положительные эмоции, и учащийся превращается в пассивного созерцателя), от результатов обучения и т. п. Так, множество экспериментов в области обучения иностранному языку показало, что чем выше успеваемость по иностранному языку, тем глубже в подсознании обучаемого положительная установка к изучению иностранного языка. И наоборот, низкая успеваемость сильно коррелирует с отрицательной установкой.

Подводя итог, можно сказать, что роль мотивации при обучении иностранному языку очень высока. Преподаватель должен разрабатывать свои методы, психологически продуманные приемы, знакомиться с опытом передовых учителей для активизации и поднятия мотивации учебно-познавательной деятельности. Важно также побудить обучающихся к накоплению языкового материала. Для этого рекомендуется применять различные языковые игры, презентации, органично включая их в урок. Атмосфера азарта, соревнования, радость победы активизирует восприятие и запоминание. Для усиления влияния мотивации следует использовать различные источники информации, показывающие значение владения иностранным языком. Мотивация пробуждает интерес, интерес в свою очередь развивает творческую активность и способствует получению глубоких знаний. Учащихся без мотивации к обучению просто не существует. Любая познавательная деятельность учащихся наряду с операционными компонентами (знания, умения и навыки) включает и мотивационные (мотив, интерес, отношение). Мотивация тесно связана с эффективностью обучения при овладении иностранным языком. Наиболее действенным средством развития положительной мотивации является включение интеллектуальной деятельности соревновательного характера. Это и ролевые игры, и участие в различной проектной деятельности, КВНы, викторины, игровые моменты на уроках иностранного языка. Иностранный язык – это средство выражения мысли, а мысль приводится в движение мотивом, потребностью. Поэтому современный преподаватель должен искать всё новые и новые пути в своей работе, чтобы мотивированная мысль учащихся находила свои средства выражения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повышение мотивации у учащихся к изучению английского языка

Повышение внутренней мотивации к изучению английского языка и формированию личностных ориентиров подростков посредством сопоставления ценностей различных культур. Доклад на заседании методической коми...

Развитие творческих способностей учащихся на уроках иностранного языка

Развитие творческих способностей учащихся на уроках иностранного языка...

Условия эффективного применения ролевых игр как средства развития навыков диалогической речи на уроках иностранного языка

Условия эффективного применения ролевых игр как средства развития навыков диалогической речи на уроках иностранного языка...

Использование игровых технологий как средство повышения учебно-познавательного интереса к изучению иностранного языка.

Игра способствует развитию познавательной активности учащихся при изучении иностранного языка. Она   делает уроки радостными, творческими и коллективными. При использовании игр на уроке появ...

Методическая разработка интегрированного урока по иностранному языку(немецкому) на тему "Использование художественного произведения Э.М. Ремарк на уроке иностранного языка (немецкого) как средство повышения урока"

Методическая разработка  представляет собой материал, проведенного интегрированного урока по немецкому языку-литературе, по произведению Э.М. Ремарк "На Западном фронте без перемен".Чте...