Конспект занятия по теме : Звук [А]. Буква А а.
план-конспект занятия на тему

Лаптева Ольга Юрьевна

  Конспект занятия по произношению в группе компенсирующей направленности для детей 5-6 лет с тяжелыми нарушениями речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект занятия24.43 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Звук  [А]. Буква А а.


Цели:
коррекционно-образовательная
: познакомить детей с механизмом образования звука [А] и его характеристикой, закрепить четкое произношение звука [А]  в речи;
коррекционно-развивающая: учить детей выделять звук [А] из состава слогов, слов; развивать мелкую, общую, артикуляционную моторику; учить детей диафрагмальному дыханию, изменению силы и высоты голоса; развивать фонематический слух и восприятие; формировать у детей самоконтроль за речью через оральный, тактильно-вибрационный и акустический контроль;
коррекционно-воспитательная: воспитывать у детей положительную установку на участие в занятии.


Оборудование: доска, магниты, зеркала, предметные картинки, девочка - звуковичок Анна, звуковые пеналы, карточки-подсказки ( КП), сигналы-символы (СС), полоски бумаги (длинная и короткая), звучащие предметы (часы, бумага, мяч, погремушка).


Ход НОД:
1.Организационный момент
.
Приветственная игра «Здравствуйте».
- Здравствуйте! Здравствуйте! Здравствуйте! (кивать головой).
- Доброе утро! Здравствуйте! (ладони развернув вверх).
- Здравствуйте! Здравствуйте! Всем привет! (помахать рукой над головой).
- Здравствуй! - услышим в ответ (хлопать в ладоши).

 - А сейчас сядут только девочки, а теперь – мальчики.
2. Введение в тему.
И. «Узнай-ка» - дети с закрытыми глазами должны узнать звуки, которые издают предметы (тикают часы, шелестит бумага, скачет мяч, гремит погремушка).
И. «Загадай-ка»-1 ребенок  по заданию логопеда воспроизводит звукоподражание, а другие дети отгадывают (воет волк, лает собака, мяукает кошка, мычит корова, хрюкает свинья).
- Все, что вы сейчас произнесли и услышали,- это и есть звуки.
Звуками считается все, что можно услышать и произнести (
КП). Звуки речи бывают разными – неречевые и речевые звуки. Сегодня на занятии мы познакомимся с речевым звуком, а с каким вы узнаете после того, как отгадаете  загадки девочки-звуковичка Анны.
И. «Загадки-отгадки» (автобус, автомобиль, арбуз)
На маршруте каждый день,

Ездит он по городу,

Пьёт бензин и масло,

В резину обут классную! (Автобус)

Двери, окна, но не дом.
Есть сиденья даже в нём.
Фары светят, как глаза,
Есть четыре колеса.
Из под них клубится пыль.
Это что? (Автомобиль)

Он большой, как мяч футбольный,
Если спелый - все довольны.
Так приятен он на вкус!
Что это за шар? (Арбуз)


3.Сообщение темы занятия.
И. «Назови первый звук» - Ребята, послушайте  какой звук стоит в начале слов-отгадок: автобус, автомобиль, арбуз (выделять  голосом  [А])
Вывешивается символ звука [А] - изображение широко открытого рта.

Знакомство со звуком  [А].
- Ребята, сегодня мы с вами будем знакомиться со звуком [А].
И. «Оживи кружок» (сколько раз я подниму картинку вверх  - столько раз произнесите звук [А]).
И. «Знакомство»
Уточнение артикуляции, характеристики звука.
Посмотрите, как я произнесу звук [А]: ротик открыт широко; зубы разомкнуты; губы в спокойном состоянии, округлены и напоминают нам большой круг; язычок спокойно лежит во рту за нижними зубами; горлышко «работает», дрожит.
- А теперь посмотрите  в зеркала и произнесите  звук [А].
- У всех работает горлышко? Положите тыльную сторону руки  на горлышко, следите за тем, чтобы оно работало!
а) упражнения для челюсти: открыть широко рот - закрыть(1-5);
для губ: «улыбка» - «трубочка»;
для языка: «часики», «качели», «вкусное варенье».
б) развитие речевого дыхания и голоса:
-Вот мы шарик надуваем, а рукою проверяем (надуваем живот)
Шарик лопнул - выдыхаем, наши мышцы расслабляем (развитие диафрагмального дыхания);
в)голосовые упражнения:
усиление голоса: беззвучная артикуляция звука – шепотом -тихо-громко;
ослабление голоса: громко- тихо- шепотом -беззвучная артикуляция звука.
- Молодцы! Уберите  зеркала на край стола.
-Дети, запомните: Звук [А]– гласный, его можно петь, тянуть, потому что воздух свободно проходит и не встречает преграды (
КП).


4.Физкультминутка
Аист 
(Спина прямая, руки на поясе. Дети плавно и медленно поднимают то 
правую, то левую ногу, согнутую в колене, и также плавно опускают. 
Следить за спиной.) 
— Аист, аист длинноногий!
Покажи домой дорогу. (Аист отвечает.) 
— Топни  правой ногой, 
Топни левой  ногой.
Снова — правой ногой, 
Снова — левой ногой. 
После — правой ногой, 
После — левой ногой
И тогда придешь домой. 


5.Игра «Длинный – короткий»
- У меня есть две полоски: одна длинная, другая короткая. Если я покажу длинную  полоску, то вам нужно долго пропеть звук [А], а если покажу короткую – коротко.
Игра «Эхо»
- Ребятки, а вы когда-нибудь слышали про эхо? Чаще всего оно живет в лесу и в горах, но его никто никогда не видел, его можно только услышать. Эхо всегда в точности повторяет то, что слышит. Давайте с вами поиграем в одну игру. Где каждый из вас по очереди будет эхо. Я буду говорить громко, а эхо будет повторять тихо. Всем понятно? Начнем!
- Аист, Аня, Ася, апельсин, ананас.
Игра «Поймай звук» (Развитие фонематического слуха)
- Вам нужно будет поймать звук [А]. Когда вы его услышите, хлопните в ладоши. Среди звуков, среди слогов, среди слов.


6.Знакомство с буквой А.
- Ребятки, посмотрите, что написано на карточке. Это буква А. Запомните, звук [А] на письме обозначается буквой А.
-На что  похожа буква А? (На ракету, крышу дома...)
- Давайте попробуем сделать букву А из наших пальчиков.
(Буква А из пальчиков: указательный и средний пальцы правой руки опущены вниз, остальные — сжаты в кулак, а указательный палец левой руки образует «поясок»).
- Теперь давайте напишем букву А пальцем в воздухе, на столе.


7.Итог.- С каким звуком познакомились сегодня на занятии? А с какой буквой?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий выступления на конкурсе Страна русского языка. Тема: "Звуки и буквы"

Краткое представление  темы в игровой форме. Очень понятно  и интересно детям  будет и на уроке....

Тема Звук и буква Зз. Слоги и слова со звуком и буквой з.

Тема Звук и буква  Зз. Слоги и слова со звуком и буквой з.Тип урока:  Урок изучения нового материала.Образовательные задачи:Познакомить с чтением  слогов и слов с буквой Зз. Чтение пред...

конспект занятия по автоматизации звука Ш

данный материал предназначен для коррекционной работы с детьми...

Урок на тему "Звуки и буквы"

Совершенствовать умение производить синтаксический и фонетический разборы,   развивать устную монологическую речь....

Конспект занятия на тему: "Вводное занятие"

Занятие на тему «Вводное занятие» является начальным этапом в изучении дополнительной общеразвивающей программы «Занимательная информатика». Его проведение имеет свою актуально...

Конспект занятия на тему: «Создание компьютерной анимации «Движение букв - имя» в среде программирования «Scratch»

Занятие на тему «Создание компьютерной анимации «Движение букв - имя» в среде программирования «Scratch» является последующим этапом в изучении дополнительной общеразвива...