Выворотность ног как важная составляющая хореографии
статья

Статья на тему значения развития и воспитания выворотности ног в обучении хореогрфии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vyvorotnost.docx23.49 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                    Хара  Л.В., педагог  дополнительного образования по хореографии ГБУ ДО ЦВР ДМ Калининского района Санкт-Петербурга «Академический»

       Выворотность  ног как  важная составляющая  хореографии.

                                                                  Когда у учащихся ноги поставлены      

                                                                  правильно, есть уже выворотность,

                                                                  развиты мускулы – можно приступать

                                                                  к прохождению allegro.

                                                                                                        А.Я. Ваганова

                                                           
        Одной из основ хореографии, особенно классической и существенной ее особенностью является выворотное положение ног. Наличие, развитие и сохранение выворотности является обязательным условием для воспитания будущего танцовщика.

        Для чего же нужна выворотность? Она позволяет, не "перекашивая" таза, выполнять высокоамплитудные отведения бедра во фронтальной плоскости: выворотность дает максимальную свободу движений при максимальном соблюдении равновесия. Можно сказать, что выворотность добавляет еще одну степень свободы в поясе нижних конечностей.

Наибольшее понимание и осознание выворотности достигнуто в хореографии, вернее в классическом танце, существенной особенностью которого она и является. В хореографии выворотность присутствует во всех основных пяти позициях классического танца. Все его па, все движения - производные от этих пяти позиций, т.е. выворотен весь классический танец. Более того, выворотность как способ расширения спектра движения человека в той или иной степени присуща любому танцу вообще, даже отрицающему ее танцу "модерн".

 Выворотность зависит, во-первых, от возможности разворачивать бедро наружу. На неё влияют направленность и глубина отверстий вертлужных впадин. Природная выворотность имеется в том случае, когда вертлужные впадины неглубокие, и их отвестия направлены наружу (слегка назад). Глубокие и направленные вперёд вертлужные впадины создают "закрытый таз", в таком случае, природная выворотность отсутствует. Выворотность в детском возрасте определяется умением в положении сидя, или лежа на животе без напряжения класть колени (стопы соединены) на пол, при этом в положении лежа таз и бедра не должны подниматься, а оставаться на полу.

         Выворотность зависит, во-вторых, от способности разворачивать наружу голень в коленном суставе.  К 10 - 12 годам бедренная кость скручивается вокруг продольной оси внутрь, а большая берцовая - кнаружи. Скручивание большой берцовой кости выражено в большей степени, чем бедренной. Этот процесс приводит к развороту носков стоп кнаружи и даёт возможность разворачивать голень. При "косолапости" носки обращены внутрь, и  выворотность "в колене" отсутсвует.

         Выворотное положение бедра устраняет костный ограничитель высокого отведения ноги : большой вертел, который уходит за край вертлужной впадины, не упираясь в неё.
        Развитие и сохранение выворотности достигается повседневной хореографической тренировкой. Она развивает внутренние мышцы бедра, голени и стопы, увеличивает пластичность связочного аппарата и подвижность всех суставов тела.
       Выворотное положение ног в балете вызвано анатомическими и эстетическими причинами. Устранение костного препятствия даёт возможность очень высоко отводить ногу. Только при выворотном положении ног создаётся линии и рисунок классического танца.  В  народно-сценичесокй хореографии  выворотность менее важна, но, тем не менее, целый ряд упражнений и движений без хорошей выворотности  будут лишены исполнительского качества.

         Выворотность  зависит от глубины и расположения вертлужной впадины. У детей с хорошей выворотностью  ног вертлужная впадина не глубокая,  а связки,  фиксирующие бедренную кость,  эластичные. Если вертлужные впадины расположены в стороны,  то даже при глубокой вертлужной впадине можно ожидать хорошую выворотность ног, чего нельзя сказать при обращенных вперед вертлужных впадинах,  которые создают чисто анатомические препятствия для развития выворотности.
         
Выворотность – это не только развернутые стопы, но и правильное положение бедер, коленей, поясницы и, в конце концов, осанка. Чтобы правильно развернуть стопы, нужно развернуть всю ногу целиком, начиная от тазобедренного сустава. Существуют естественные, индивидуальные ограничения выворотности, которые не зависят от силы и гибкости. Диапазон выворотности определяется формой тазобедренного сустава, силой и гибкостью мышц, которые его окружают. И, что печальнее, важен и возраст: тазобедренный сустав, как правило, полностью формируется к 12 годам. Впрочем, всегда можно улучшить то, что дано природой.

Тест:правильно ли развернута нога: встать выворотно( стопы по 1 позиции,180 градусов) и медленно согнуть колени. Если колени «смотрят» на пальцы ног, все нормально. Если колени уходят вперед, а стопы в сторону – внимание, проблема: нужно как можно скорее озадачиться развитием и воспитанием вывортности, иначе при дальнейшем обучении возможны травмы.

          Как же воспитывается выворотность ? Заметим, что воспитывать ее следует лишь у тех детей, у которых имеются соответствующие анатомические предрасположенности к ней. Понятно, что у детей с врожденным вывихом бедра данное качество воспитывать не следует. Звезда русского балета Анна Павлова выворотностью, как известно, не обладала.

Начинать нужно с не сложных партерных упражнений:

Упражнение 1 (активное). И.п. - сесть на пол, согнуть ноги в коленях, поднять их к груди, захватить пальцы ног руками. Медленно наклониться вниз, распрямляя ноги и сохраняя выворотное положение стоп (I позиция). Так же медленно вернуться в И. п.

Упражнение 2. "Лягушка" (пассивное). И.п. - сесть на пол, согнуть и развести в стороны колени, стопы соединить и максимально близко подвести к корпусу. Второй вариант выполнения упражнения: второй партнер сзади становится ступнями на бедра первого партнера; первый партнер может лечь на пол на спину, прижимая поясницу к полу.

Упражнение 3. "Лягушка на животе" (активное и пассивное, если с партнером). И.п. - лечь на живот, бедра отвести, колени согнуть, стопы касаются друг друга подошвенной частью, максимально подтянуть стопы к корпусу, спину максимально прогнуть назад. Пассивное - если партнер помогает удерживать стопы и бедра на полу и создает дополнительное давление на область крестца.

Как правило,  детям, с не достаточной  выворотностью, подобные упражнения будут доставлять дискомфорт. Поэтому важно научить ребенка не зажимать и перенапрягать мышцы, а наоброт, уметь расслабиться и зафиксировать положение.

Изучая  развернутые позиции ног у станка, надо помнить о том, что выворотность – это непривычное и неестественное состояние  и подолгу удерживать статичные положения детям, особенно маленьким, трудно и скучно. Важно, чтобы ученики физически были готовы работать у станка. Хорошо отработав позиции и упражнения у станка, выработав достаточную выворотность ног, можно переходить на середину зала. Позы классического танца невозможны без хорошей выворотности. Ею обеспечивается устойчивость. Выворотное положение стопы увеличивает площадь опоры, сцепление с полом в три раза. Во время исполнения allegro  появляется возможность мягкого бесшумного приземления с заданной высоты прыжка и удержания инерционных сил, не говоря уже о том, что в «выворотном» положении стопа «застрахована» от «подворачивания», т.к. закрепляется в щиколотке коленом и тазобедренным суставом.

Итак, выворотность - непременное условие исполнительской чистоты  танца, влекущее за собой устойчивость и координацию исполнителя, а в итоге мастерство и возможность, владея техническими средствами языка танца донести до зрителя создаваемый на сцене образ.

                                              Литература

Базарова Н.П. , Мей В.П. Азбука классического танца. Первые три года обучения. Санкт-Петербург. Лань. 2010г.

Никифорова А.В. Советы педагога классического танца. Санкт-Петербург. 2005г.

Пушкин  Александр. Школа классического танца. 2-ое издание. Санкт-Петербург. Лань. 2013год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ – ВАЖНЕЙШАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ – ВАЖНЕЙШАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА...

ВАЖНЕЙШИЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ МОЛОДЕЖИ

ВАЖНЕЙШИЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ МОЛОДЕЖИАннотация. В статье рассмотрены важнейшие составляющие, формирующие здоровый образ жизни студентов. Проанализированы главные проблемы, препя...

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ КАК ВАЖНЕЙШАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ОБУЧЕНИЯ

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ КАК ВАЖНЕЙШАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ОБУЧЕНИЯ...

Эстетическое воспитание как важная составляющая гуманизации образования.

В рамках статьи рассматривается важность эстетического воспитания в процессе гуманизации образования и развитии студентов в условиях современного профессионального образования....

«Артикуляция и дикция как важные составляющие части методики вокального обучения в ДШИ на примере артикуляционных и дикционных упражнений».

МБУДО "ДШИ им.Е.М. Беляева"Методическая разработка«Артикуляция и дикция как важные составляющие частиметодики вокального обучения в ДШИна примере артикуляционных и дикционных упражнени...

Подготовка обучающихся к участию в конкурсах профессионального мастерства — важная составляющая образовательного процесса

В настоящее время для наших обучающихся участие в профессиональных конкурсах является неотъемлемой частью на пути к освоению профессии. И задача педагогов подготовить их к участию в профессиональных к...

Инновационная деятельность педагога в современном образовании – важнейшая составляющая образовательного процесса.

Практически все педагоги видят в данном понятии две основные составляющие: это что-то новое по сравнению с предыдущим, и это новое направлено на повышение качества образования. В целом суть определени...