программа "Введение в педагогическую профессию"
рабочая программа на тему
Предварительный просмотр:
Департамент образования, науки и молодежной политики
Воронежской области
Россошанский филиал ГБПОУ ВО
«Губернский педагогический колледж»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ДИСЦИПЛИНЫ
ПОО.01 ВВЕДЕНИЕ В ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ ПРОФЕССИЮ
для специальности 44.02.01 Дошкольное образование
Россошь
2017 г.
Одобрена цикловой методической комиссией гуманитарных дисциплин Протокол № ___ от __________201__г. Председатель ________Посвежинная Е.В. | Составлена в соответствии с ФГОС среднего (полного) общего образования (приказ Минобрнауки России от 17 мая 2012г. №413) и примерной программой, рекомендованной ФГАУ ФИРО для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (Протокол № 3 от 21 июля 2015 г. Рег. номер рецензии 371от 23 июля 2015 г. ФГАУ «ФИРО») |
Рассмотрена на заседании НМС Протокол № ___ от _____________2017г. Председатель НП Председатель НМС _______ ___________ | УТВЕРЖДАЮ Зам. директора по УР ___________ ______________ Приказ № __ от «__» ________ 2017 г. |
Автор: Козютенко С.Н. – преподаватель педагогики и психологии
Россошанского филиала ГБПОУ ВО «ГПК»
СОДЕРЖАНИЕ
I Паспорт рабочей программы учебной дисциплины «Введение в педагогическую профессию» ………….................................. | 4 |
II Структура и содержание учебной дисциплины «Введение в педагогическую профессию»………………………………… | 5 |
III Условия реализации программы учебной дисциплины «Введение в педагогическую профессию»………………….. | 11 |
IV Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины «Введение в педагогическую профессию»……. | 12 |
I. Паспорт программы «Введение в педагогическую профессию»
- Область применения рабочей программы:
Программа дуального обучения является составной частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС ДО по специальности 44.02.01 дошкольное образование в рамках реализации дуального обучения.
Цель: взаимодействие Россошанского Филиала ГБПОУ ВО «Губернский педагогический колледж» и образовательных организаций, обладающих ресурсами, необходимыми для осуществления обучения, проведения учебной и производственной практики и осуществления иных видов учебной деятельности, предусмотренных ППССЗ, с целью совместной подготовки кадров.
Задачи программы:
-обеспечить сознательное усвоение теоретических знаний и их связь с практической профессиональной подготовкой;
- укрепить практическую составляющую учебного процесса, сохраняя при этом уровень теоретической подготовки, обеспечивающий реализацию требований ФГОС СПО;
- повысить профессиональную мобильность и конкурентоспособность выпускников на рынке труда;
- повысить мотивацию обучающихся к работе по специальности;
- укрепить взаимосвязь образовательных учреждений общего и профессионального образования.
-овладение системой знаний о сущности и специфике профессионально-педагогической воспитателя ДОО;
-изучение системы, содержания, условий успешности педагогической деятельности воспитателя ДОО;
-понимание и принятие педагогической деятельности как условия развития педагогического и гражданского сознания, творческого и личностного роста
1.2 Требования к результатам освоения учебной дисциплины.
В результате освоения учебной дисциплины обучающиеся должны уметь:
-характеризовать педагогические основы разных видов профессиональной деятельности воспитателя ДОО;
-планировать профессиональную карьеру воспитателя ДОО;
-осуществлять самосовершенствование с позиций требований, предъявляемых к воспитателя ДОО;
-ориентироваться в современных проблемах образования, тенденциях его развития и направлениях реформирования;
-находить и анализировать информацию, необходимую для решения педагогических проблем, повышения эффективности педагогической деятельности, профессионального самообразования и саморазвития;
В результате освоения учебной дисциплины обучающиеся должен ознакомиться:
-с сущностью и особенностями профессиональной деятельности воспитателя ДОО;
-требованиями к уровню подготовки специалиста в соответствии с государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности;
− содержанием профессионального стандарта педагога;
− основами и ценностными характеристиками педагогической деятельности воспитателя ДОО;
− организацией и обеспечением образовательного и воспитательного процесса в ДОО;
− основами информационной культуры воспитателя ДОО;
− требованиями, предъявляемые к личности воспитателя ДОО.
В результате освоения дисциплины обучающиеся должны
овладевать компетенциями:
ОК 1-11
1.3. Место учебной дисциплины в структуре ППССЗ:
Учебная дисциплина «Введение в педагогическую профессию» входит в учебный цикл общеобразовательной подготовки среднего профессионального образования, предлагаемые образовательной организацией
1.4 Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающихся - 61час, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающихся - 20 часов;
лабораторные и практические работы – 19 часов;
самостоятельной работы обучающихся - 22 часов.
II. Структура и примерное содержание программы «Введение в педагогическую профессию»
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 61 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка | 18 |
Практические и лабораторные занятия | 20 |
Самостоятельная работа обучающегося | 22 |
Итоговая аттестация в форме зачёта | 1 |
2.2. Тематический план и содержание программы «Введение в педагогическую профессию»
Распределение часов курса по темам и видам работ
№ | Наименование разделов и тем | Всего часов | Аудиторные занятия | Самостоят. внеаудитор. работа | ||
лекции | практические | лабораторные | ||||
1. | Общее представление о педагогической профессии и её роли в современном обществе | 9 | 4 | 4 | 1 | 4 |
2. | Личность воспитателя | 4 | 1 | 3 | ||
3. | Профессиональная компетентность воспитателя | 2 | 1 | 1 | 3 | |
4. | Стандарт среднего профессионального образования | 1 | 1 | |||
5. | Профессиональная деятельность воспитателя | 12 | 3 | 9 | 5 | |
6. | Общая и профессиональная культура воспитателя | 3 | 2 | 1 | 4 | |
7. | Умение учиться | 5 | 4 | 1 | 6 | |
8. | Самообразование воспитателя | 1 | 1 | |||
9. | Обобщающее занятие | 1 | 1 | |||
10. | Зачет | 1 | ||||
Итого: 61 | 39 | 18 | 16 | 4 | 22 |
Примерный тематический план и содержание программы «Введение в педагогическую профессию»
Наименование разделов | Содержание учебного материала: лекции, | Объем часов/зачетных единиц | Уровень освоения | |
1 | 2 | 3 | 4 | |
Тема 1 Общее представление о педагогической профессии | 1 | Возникновение и развитие профессии воспитателя в разные исторические периоды. Основные отличия профессии воспитателя от других профессий. | 2 | 1 |
2 | Особенности профессии воспитателя, её своеобразие Содержание работы воспитателя ДОО | 1 | 2 | |
3 | Дифференциация профессии воспитателя и перспективы её развития. Виды ДОО. | 1 | 2 | |
1 | Лабораторное занятие. Диагностика профессионального самоопределения. Определение склонности и способности к работе с детьми по дифференциально-диагностическому опроснику | 1 | 2-3 | |
Практическое занятие. | ||||
Посещение музея колледжа | 1 | 2 | ||
Общее знакомство с ДОО. Содержание работы инновационной площадки ДОО. | 3 | 2 | ||
Самостоятельная работа. | ||||
Составление аннотированной картотеки публикаций из педагогических периодических изданий о роли воспитателя ДОО в современном обществе. | 2 | 3 | ||
Написание сочинения: «Я- воспитатель» | 2 | 3 | ||
Тема 2 Личность воспитателя | 1 | Личность воспитателя и её направленность, качества личности воспитателя Требования к личности воспитателя: природные данные, уровень развития и воспитанности, профессиональные знания, умения и навыки, педагогические способности, профессионально значимые личностные качества воспитателя, педагогическая культура | 1 | 2 |
Практическая работа. | ||||
Наблюдение проявлений личностных качеств воспитателя при проведении НОД | 2 | 2 | ||
Встреча с воспитателями ДОО «Радости и трудности в работе воспитателя» | 1 | 2 | ||
Тема 3 Профессиональная компетентность воспитателя | 1 | Понятие профессиональной компетентности воспитателя. Содержание и структура профессиональной компетентности воспитателя. Виды профессионально-педагогической компетентности. Требования к теоретической и практической готовности воспитателя. | 1 | 2 |
1 | Лабораторное занятие. Определение уровня наличия профессиональных компетенций обучающегося как будущего воспитателя. | 1 | 3 | |
Самостоятельная работа | ||||
1 | Составление программы развития профессиональной компетентности воспитателя | 2 | 3 | |
2 | Составление презентации на тему «Я и моя профессия». | 3 | 3 | |
Тема 4 Стандарт среднего профессионального образования | 1 | Квалификационная характеристика должности воспитатель (включая старшего). Требования к результатам освоения программы подготовки специалистов среднего звена. Что должен знать и уметь выпускник колледжа. | 1 | 1 |
2 | Повышение квалификации воспитателя. Понятие ФГОС ДО, его значение в профессиональной деятельности воспитателя. | 1 | 2 | |
Тема 5 Профессиональная деятельность воспитателя | 1 | Характеристика профессиональной деятельности воспитателя. Виды педагогической деятельности: преподавательская, воспитательная, социально-педагогическая, культурно-просветительская, коррекционно-развивающая, научно-методическая, управленческая | 1 | 1 |
2 | Анализ профессиональной деятельности воспитателя | 1 | 2-3 | |
Практическая работа. | ||||
1 | Знакомство с режимными моментами работы воспитателя в ДОО | 2 | 2 | |
2 | Знакомство с проведением развивающих занятий воспитателем в ДОО | 2 | 2 | |
3 | Знакомство с проведением учебных занятий воспитателем в ДОО | 2 | 2 | |
4 | Знакомство с проведением занятий на свежем воздухе воспитателем в ДОО | 2 | 2 | |
5 | Знакомство с работой воспитателя ДОО с родителями. Документация воспитателя | 1 | 2 | |
Самостоятельная работа. | ||||
Написание сочинения на тему «Рабочий день воспитателя» | 2 | 3 | ||
Тема 6 Общая и профессиональная культура воспитателя | 1 | Компоненты педагогической культуры воспитателя | 1 | 2 |
2 | Педагогический такт. | 1 | 2 | |
1 | Лабораторное занятие. Формирование и развитие педагогического такта воспитателя | 1 | 2-3 | |
Самостоятельная работа. | ||||
1 | Подготовить индивидуальный (групповой) проект на тему: «Какой он –воспитатель 21 века». | 4 | 2-3 | |
Тема 7 Умение учиться | 1 | Проблема времени, его экономия. Режим дня. | 1 | 2 |
2 | Основные приемы учебной работы. Значение и организация рабочего места | 1 | 2 | |
3 | Основные формы записи текста | 1 | 2 | |
4 | Чтение и память. Законы памяти. Выполнение домашнего задания. | 1 | 2-3 | |
1 | Лабораторное занятие. Приемы развития внимания. | 1 | 2-3 | |
Самостоятельная работа. | ||||
Составление программы самообразования | 4 | 2-3 | ||
Составление рекомендаций студентам на тему: Как правильно организовать учебный труд. | 2 | 2-3 | ||
Тема 8 Самообразование воспитателя | 1 | Творческая лаборатория воспитателя. | 1 | 1-2 |
1 | Обобщающее занятие «Работа воспитателя в ДОО». Подготовка к зачету. | 1 | 2-3 | |
Форма итоговой аттестации: зачёт. | 1 | 3 |
III. Условия реализации программы «Введение в педагогическую профессию»
3.1. Требования к минимальному материального - техническому обеспечению.
3.2 Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета.
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-наглядных пособий;
3.3 Материально-техническое обеспечение занятий
№ п/п | Материально-техническое обеспечение занятий |
Персональный или мобильный компьютер (ноутбук) с предустановленным программным обеспечением | |
Проектор мультимедийный | |
Демонстрационный экран | |
Копировально-множительная техника (на базе кабинетов №11, №36) | |
Наглядные пособия по предмету (традиционные) | |
Методические материалы и инструкции к проведению практических работ | |
Фото-и видеотехника | |
Сканирующее устройство (на базе кабинета № 12) | |
Электронные образовательные ресурсы - ЭОР |
3.4. Информационное обеспечение обучения. Перечень рекомендуемых учебных изданий, дополнительной литературы.
Основные источники:
1. Введение в профессию «ПЕДАГОГ»: Учеб.пособие / И. В. Вачков, И.
Б. Гриншпун, Н. С. Пряжников; Под ред. И. Б. Гриншпуна. – 5-е изд., стер. –М.: Издательство Московского педагого-социального института; Воронеж:Издательство НПО «МОДЭК», 2009. – 464 с. (Серия «Библиотека педагога»).
2. Введение в педагогическую деятельность: Учеб.пособие для студ.
высш. пед. заведений / А. С. Роботова, Т. В. Леонтьева, И. Г. Шапошникова и
др.– М.: Академия, 2012. – 208 с.
3. Гребенкина, Л.К. Введение в педагогическую деятельность:
Учеб.пособие для студентоввысш. пед. заведений /Л.К.Гребенкина,
Н.А.Жокина, О.В.Еремкина- Ряз. гос. ун-т им. С.А. Есенина. — 2-еизд., испр.
и доп. — Рязань, 2009. — 156 с.
4. Мижериков В.А., Ермоленко М.Н. Введение в педагогическую деятельность: учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений, - М,; Педагогическое общество России, 2002.-268 с.
5. Никитина, Н. Н. Введение в педагогическую деятельность: Теория и
практика: Учеб.пособие для студ. высш. пед. заведений / Н. Н. Никитина, Н.
В. Кислинская.– М.: Академия, 2011. – 224 с.
6.Тутубалина Н.В. Твоя будущая профессия: сборник тестов по профессиональной ориентации. Изд.2-е- Ростов н/Д: «Феникс», 2006, - 288 с.
7.Чирва А.Н. Учись учиться. М., «молодая гвардия», 1977, 160 с.
Учеб.пособие для студентоввысш. пед. заведений /Л.К.Гребенкина,
Н.А.Жокина, О.В.Еремкина- Ряз. гос. ун-т им. С.А. Есенина. — 2-еизд., испр.
и доп. — Рязань, 2009. — 156 с.
- Дополнительные источники:
1. Психолог: Введение в профессию: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений/В.А.Фокин, Т.М.Буякас, О.Н.Родина и др. ; под ред. Е.А.Климова.- М.: Издательский центр «Академия», 2007.-208 с.
- Электронные средства обучения и Интернет-ресурсы:
1. Государственная политика в области образования. – Режим
доступа:http://www.edu.ru/index.php?page_id=105
2. Из истории образования. – Режим
доступа:http://www.edu.ru/index.php?page_id=177
3. Профессиональный стандарт педагога . – Режим доступа:
http://www.rg.ru/2013/12/18/pedagog-dok.html
IV. Контроль и оценка результатов освоения программы «Введение в педагогическую профессию»
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения уроков, практических и лабораторных занятий, тестирования а также выполнения обучающимися внеаудиторной самостоятельной работы, индивидуальных заданий. Оформление портфолио.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания):
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
умения: -видеть организацию мероприятий, направленных на укрепление здоровья ребенка и его физическое развитие. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. Строить профессиональную деятельность с соблюдением регулирующих ее правовых норм. знания: Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. Ориентироваться в современных проблемах образования, тенденциях его развития и направлениях реформирования. Основы и ценностные характеристики педагогической деятельности. Организацию и обеспечение образовательного и воспитательного процесса в ДОО Требования государственного образовательного стандарта к личности и профессиональной компетентности воспитателя; | - анализ выполнения заданий для самостоятельной и практической работы; - - экспертное наблюдение за работой обучающегося в группе - решение ситуационных задач на практических занятиях; - анализ выполнения заданий для самостоятельной работы; - тестовый контроль - фронтальный опрос - анализ выполнения заданий для самостоятельной работы; тестирование; - - устный опрос - анализ выполнения заданий для самостоятельной работы; -тестовый контроль |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Эссе "Моя педагогическая профессия"
Профессия учителя – самая благородная на Земле, потому что учитель своими руками творит характер, индивидуальность, личность ребенка и, в конечном итоге, - будущее своих воспитанников. Учитель ф...
. Мотивационно-ценностное отношение к педагогической профессии.
Материал может быть использован для проведения психолого-педагогического практикума....
История становления и развития педагогической профессии
Профессия учителя является одной из древнейших. Именно благодаря специально организованной педагогической деятельности овладевают всеми другими профессиями.Практика воспитания своими корнями уходит в ...
фрагмент урока "Введение в педагогическую профессию"
КОНСПЕКТ УРОКАI этап – фаза «Мотивация»(актуализация знаний студента, побуждение интереса к новой информации)Тема урока «Ведение в педагогическую профессию» на экране(обучающиеся стоят возле пре...
Мои рассуждения на тему педагогической профессии, которая стала смыслом моей жизни
Каждый человек рано или поздно становится пред выбором совей бедещей профессии. Я этот вопрос решила еще в детстве - быть учителем, давать знания и помогать детям найти себя в этой непростой жизни, бы...
Статья Становление педагогической профессии
Статья Становление педагогической профессии...
Педагогическая профессия и её роль в современном обществе
Педагогическая профессия и её роль в современном обществе...