программа "Введение в педагогическую профессию"
рабочая программа на тему

программа "Введение в педагогическую профессию"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_doo.docx48.42 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования, науки и молодежной политики

Воронежской области

Россошанский филиал ГБПОУ ВО

«Губернский педагогический колледж»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ

ПОО.01 ВВЕДЕНИЕ В ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ ПРОФЕССИЮ

для специальности 44.02.01 Дошкольное образование 

Россошь

2017 г.

Одобрена

цикловой методической комиссией

гуманитарных дисциплин

Протокол № ___ от __________201__г.

Председатель ________Посвежинная Е.В.

Составлена в соответствии с ФГОС среднего (полного) общего образования (приказ Минобрнауки России от 17 мая 2012г. №413) и примерной программой, рекомендованной ФГАУ ФИРО для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (Протокол № 3 от 21 июля 2015 г.

Рег. номер рецензии 371от 23 июля 2015 г. ФГАУ «ФИРО»)

Рассмотрена на заседании НМС

Протокол № ___ от _____________2017г.

Председатель НП   Председатель НМС _______ ___________

УТВЕРЖДАЮ

Зам. директора по УР

___________  ______________

Приказ № __ от «__» ________ 2017 г.

Автор: Козютенко С.Н. – преподаватель педагогики и психологии

Россошанского филиала ГБПОУ ВО «ГПК»


СОДЕРЖАНИЕ

I Паспорт рабочей программы учебной дисциплины «Введение в педагогическую профессию» …………..................................

4

II Структура и  содержание учебной дисциплины «Введение в педагогическую профессию»…………………………………

5

III Условия реализации программы учебной дисциплины   «Введение в педагогическую профессию»…………………..

11

IV Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины «Введение в педагогическую профессию»…….

12

I. Паспорт программы «Введение в педагогическую профессию»

  1. Область применения рабочей программы:

Программа дуального обучения является составной частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС ДО по специальности 44.02.01 дошкольное образование в рамках реализации дуального обучения.

Цель: взаимодействие Россошанского Филиала ГБПОУ ВО «Губернский педагогический колледж» и образовательных организаций, обладающих ресурсами, необходимыми для осуществления обучения, проведения учебной и производственной практики и осуществления иных видов учебной деятельности, предусмотренных ППССЗ, с целью совместной подготовки кадров.

Задачи программы:

-обеспечить сознательное усвоение теоретических знаний и их связь с практической профессиональной подготовкой;

- укрепить практическую составляющую учебного процесса, сохраняя при этом уровень теоретической подготовки, обеспечивающий реализацию требований ФГОС СПО;

 - повысить профессиональную мобильность и конкурентоспособность выпускников на рынке труда;

 - повысить мотивацию обучающихся к работе по специальности;

- укрепить взаимосвязь образовательных учреждений общего и профессионального образования.

-овладение системой знаний о сущности и специфике профессионально-педагогической воспитателя ДОО;

-изучение системы, содержания, условий успешности педагогической деятельности воспитателя ДОО;

-понимание и принятие педагогической деятельности как условия развития педагогического и гражданского сознания, творческого и личностного роста

 

1.2 Требования к результатам освоения учебной дисциплины. 

В результате освоения учебной дисциплины обучающиеся должны уметь: 

-характеризовать педагогические основы разных видов профессиональной деятельности воспитателя ДОО;

-планировать профессиональную карьеру воспитателя ДОО;

-осуществлять самосовершенствование с позиций требований, предъявляемых  к воспитателя ДОО;

-ориентироваться в современных проблемах образования, тенденциях его развития и направлениях реформирования;

-находить и анализировать информацию, необходимую для решения педагогических проблем, повышения эффективности педагогической деятельности, профессионального самообразования и саморазвития;

В результате освоения учебной дисциплины обучающиеся должен ознакомиться:

-с сущностью и особенностями профессиональной деятельности воспитателя ДОО;

-требованиями к уровню подготовки специалиста в соответствии с государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности;

−  содержанием профессионального стандарта педагога;

основами  и ценностными характеристиками педагогической деятельности воспитателя ДОО;

организацией и обеспечением образовательного и воспитательного процесса в ДОО;

основами информационной культуры воспитателя ДОО;

требованиями, предъявляемые к личности воспитателя ДОО.

В результате освоения дисциплины обучающиеся должны

овладевать компетенциями:

ОК 1-11

1.3. Место учебной дисциплины в структуре ППССЗ:

Учебная дисциплина «Введение в педагогическую профессию» входит в учебный цикл общеобразовательной подготовки среднего профессионального образования, предлагаемые образовательной организацией 

1.4 Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающихся - 61час, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающихся - 20 часов;

лабораторные и практические работы – 19 часов;

самостоятельной работы обучающихся - 22 часов.

II. Структура и примерное содержание программы «Введение в педагогическую профессию»

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

61

Обязательная аудиторная учебная нагрузка

18

Практические и лабораторные занятия

20

Самостоятельная работа обучающегося

22

Итоговая аттестация в форме зачёта

1


 2.2. Тематический план и содержание программы «Введение в педагогическую профессию»

Распределение часов курса по темам и видам работ

Наименование разделов и тем

Всего часов

Аудиторные занятия

Самостоят.

внеаудитор. работа

лекции

практические

лабораторные

1.

Общее представление о педагогической профессии  и её роли в современном обществе

9

4

4

1

4

2.

Личность воспитателя

4

1

3

3.

Профессиональная  компетентность воспитателя

2

1

1

3

4.

Стандарт  среднего профессионального образования

1

1

5.

Профессиональная деятельность воспитателя

12

3

9

5

6.

Общая и профессиональная культура воспитателя

3

2

1

4

7.

Умение учиться

5

4

1

6

8.

Самообразование воспитателя

1

1

9.

Обобщающее занятие

1

1

10.

Зачет

1

Итого: 61

39

18

16

4

22

Примерный тематический план и содержание программы «Введение в педагогическую профессию»

Наименование разделов
и тем

Содержание учебного материала: лекции,
практические работы, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов/зачетных единиц

Уровень освоения

1

2

3

4

Тема 1 Общее представление о педагогической профессии

1

Возникновение и развитие профессии воспитателя в разные исторические периоды. Основные отличия профессии воспитателя от других профессий.

2

1

2

Особенности профессии воспитателя, её своеобразие Содержание работы воспитателя ДОО

1

2

3

Дифференциация профессии воспитателя и  перспективы её развития. Виды ДОО.

1

2

1

Лабораторное занятие. Диагностика профессионального самоопределения. Определение склонности и способности к работе с детьми по дифференциально-диагностическому опроснику 

1

2-3

Практическое занятие.

Посещение музея колледжа

1

2

 Общее знакомство с ДОО. Содержание работы  инновационной площадки ДОО.

3

2

Самостоятельная работа.

Составление аннотированной картотеки публикаций из педагогических периодических изданий о роли воспитателя ДОО в современном  обществе.

2

3

Написание сочинения: «Я- воспитатель»

2

3

Тема 2 Личность воспитателя

1

 Личность воспитателя и её направленность, качества личности воспитателя Требования к личности воспитателя: природные данные, уровень развития и воспитанности, профессиональные знания, умения и навыки, педагогические способности, профессионально значимые личностные качества воспитателя, педагогическая культура

1

2

Практическая работа.

Наблюдение проявлений личностных качеств  воспитателя  при проведении НОД

2

2

Встреча с воспитателями ДОО «Радости и трудности в работе воспитателя»

1

2

Тема  3 Профессиональная компетентность воспитателя

1

Понятие профессиональной компетентности воспитателя. Содержание и структура профессиональной компетентности воспитателя. Виды профессионально-педагогической компетентности. Требования к теоретической и практической готовности воспитателя.

1

2

1

Лабораторное занятие. Определение уровня наличия  профессиональных компетенций обучающегося как будущего воспитателя.

1

3

Самостоятельная работа

1

Составление программы развития профессиональной компетентности воспитателя

2

3

2

Составление презентации на тему «Я и моя профессия».

3

3

Тема 4 Стандарт  среднего профессионального образования

1

Квалификационная характеристика должности воспитатель (включая старшего). Требования к результатам освоения программы подготовки специалистов среднего звена. Что должен знать и уметь выпускник колледжа.

1

1

2

Повышение квалификации воспитателя. Понятие ФГОС ДО, его значение в профессиональной деятельности воспитателя.

1

2

Тема 5 

Профессиональная деятельность воспитателя

1

Характеристика профессиональной деятельности воспитателя. Виды педагогической деятельности: преподавательская, воспитательная, социально-педагогическая, культурно-просветительская, коррекционно-развивающая, научно-методическая, управленческая

1

1

2

Анализ профессиональной деятельности воспитателя

1

2-3

Практическая работа.

1

Знакомство с режимными моментами работы воспитателя в ДОО

2

2

2

Знакомство с проведением развивающих занятий воспитателем в ДОО

2

2

3

Знакомство с проведением учебных занятий воспитателем в ДОО

2

2

4

Знакомство с проведением занятий на свежем воздухе воспитателем в ДОО

2

2

5

Знакомство с работой  воспитателя ДОО с родителями. Документация воспитателя

1

2

Самостоятельная работа.

Написание сочинения на тему  «Рабочий день воспитателя»

2

3

Тема  6

Общая и профессиональная культура воспитателя

1

Компоненты педагогической культуры воспитателя

1

2

2

Педагогический такт.

1

2

1

Лабораторное занятие. Формирование и развитие педагогического такта воспитателя

1

2-3

Самостоятельная работа.

1

Подготовить индивидуальный (групповой) проект на тему: «Какой он –воспитатель 21 века».

4

2-3

Тема 7

Умение учиться

1

Проблема времени, его экономия. Режим дня.

1

2

2

Основные приемы учебной работы. Значение и организация рабочего места  

1

2

3

Основные формы записи текста

1

2

4

 Чтение и память. Законы памяти. Выполнение домашнего задания.

1

2-3

1

Лабораторное занятие. Приемы развития внимания.

1

2-3

Самостоятельная работа.

Составление программы самообразования

4

2-3

Составление  рекомендаций студентам  на тему: Как правильно организовать учебный труд.

2

2-3

Тема 8

Самообразование воспитателя

1

Творческая лаборатория воспитателя.

1

1-2

1

Обобщающее занятие «Работа воспитателя в ДОО». Подготовка к зачету.

1

2-3

Форма итоговой аттестации: зачёт.

1

3


III. Условия реализации программы «Введение в педагогическую профессию»

3.1. Требования к минимальному материального - техническому обеспечению.

3.2  Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета.

Оборудование учебного кабинета:

- посадочные места по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя;

- комплект учебно-наглядных пособий; 

3.3 Материально-техническое обеспечение занятий

№ п/п

Материально-техническое обеспечение занятий

Персональный или мобильный компьютер (ноутбук) с предустановленным программным обеспечением

Проектор мультимедийный

Демонстрационный экран

Копировально-множительная техника (на базе кабинетов №11, №36)

Наглядные пособия по предмету (традиционные)

Методические материалы и инструкции к проведению практических работ

Фото-и видеотехника

Сканирующее устройство (на базе кабинета № 12)

Электронные образовательные ресурсы - ЭОР

3.4. Информационное обеспечение обучения. Перечень рекомендуемых учебных изданий, дополнительной литературы.

Основные источники:

1. Введение в профессию «ПЕДАГОГ»: Учеб.пособие / И. В. Вачков, И.

Б. Гриншпун, Н. С. Пряжников; Под ред. И. Б. Гриншпуна. – 5-е изд., стер. –М.: Издательство Московского педагого-социального института; Воронеж:Издательство НПО «МОДЭК», 2009. – 464 с. (Серия «Библиотека педагога»).

2. Введение в педагогическую деятельность: Учеб.пособие для студ.

высш. пед. заведений / А. С. Роботова, Т. В. Леонтьева, И. Г. Шапошникова и

др.– М.: Академия, 2012. – 208 с.

3.  Гребенкина, Л.К. Введение в педагогическую деятельность:

Учеб.пособие для студентоввысш. пед. заведений /Л.К.Гребенкина,

Н.А.Жокина, О.В.Еремкина- Ряз. гос. ун-т им. С.А. Есенина. — 2-еизд., испр.

и доп. — Рязань, 2009. — 156 с.

4. Мижериков В.А., Ермоленко М.Н. Введение в педагогическую деятельность: учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений, - М,; Педагогическое общество России, 2002.-268 с.

5. Никитина, Н. Н. Введение в педагогическую деятельность: Теория и

практика: Учеб.пособие для студ. высш. пед. заведений / Н. Н. Никитина, Н.

В. Кислинская.– М.: Академия, 2011. – 224 с.

6.Тутубалина Н.В. Твоя будущая профессия: сборник тестов по профессиональной ориентации. Изд.2-е- Ростов н/Д: «Феникс», 2006, - 288 с.

7.Чирва А.Н. Учись учиться. М., «молодая гвардия», 1977, 160 с.

Учеб.пособие для студентоввысш. пед. заведений /Л.К.Гребенкина,

Н.А.Жокина, О.В.Еремкина- Ряз. гос. ун-т им. С.А. Есенина. — 2-еизд., испр.

и доп. — Рязань, 2009. — 156 с.

 

  • Дополнительные источники:

1. Психолог: Введение в профессию: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений/В.А.Фокин, Т.М.Буякас, О.Н.Родина и др. ; под ред. Е.А.Климова.- М.: Издательский центр «Академия», 2007.-208 с.

  • Электронные средства обучения и Интернет-ресурсы:

1. Государственная политика в области образования. – Режим

доступа:http://www.edu.ru/index.php?page_id=105

2. Из истории образования. – Режим

доступа:http://www.edu.ru/index.php?page_id=177

3. Профессиональный стандарт педагога . – Режим доступа:

http://www.rg.ru/2013/12/18/pedagog-dok.html

IV. Контроль и оценка результатов освоения программы «Введение в педагогическую профессию»

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения уроков, практических и лабораторных занятий, тестирования а также выполнения обучающимися внеаудиторной самостоятельной работы, индивидуальных заданий. Оформление портфолио.

Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания):

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

умения:

-видеть организацию мероприятий, направленных на укрепление здоровья ребенка и его физическое развитие.

Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами

Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

Строить профессиональную деятельность с соблюдением регулирующих ее правовых норм.

знания:

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

Ориентироваться в современных проблемах

образования, тенденциях его развития и

направлениях реформирования.

Основы и ценностные характеристики

педагогической деятельности.

Организацию и обеспечение образовательного и воспитательного процесса в ДОО

Требования государственного образовательного стандарта к личности и профессиональной компетентности воспитателя;

- анализ выполнения заданий для самостоятельной и практической работы;

-

- экспертное наблюдение за работой обучающегося  в группе

-  решение  ситуационных задач на практических занятиях;

- анализ выполнения заданий для самостоятельной работы;

- тестовый контроль

- фронтальный опрос

- анализ выполнения заданий для самостоятельной работы; тестирование;

-

- устный опрос

- анализ выполнения заданий для самостоятельной работы;

-тестовый контроль


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эссе "Моя педагогическая профессия"

Профессия учителя – самая благородная на Земле, потому что учитель своими руками творит характер, индивидуальность, личность ребенка и, в конечном итоге, - будущее своих воспитанников. Учитель ф...

. Мотивационно-ценностное отношение к педагогической профессии.

Материал может быть использован для проведения психолого-педагогического практикума....

История становления и развития педагогической профессии

Профессия учителя является одной из древнейших. Именно благодаря специально организованной педагогической деятельности овладевают всеми другими профессиями.Практика воспитания своими корнями уходит в ...

фрагмент урока "Введение в педагогическую профессию"

КОНСПЕКТ УРОКАI этап – фаза «Мотивация»(актуализация знаний студента, побуждение интереса к новой информации)Тема урока «Ведение в педагогическую профессию»  на экране(обучающиеся стоят возле пре...

Мои рассуждения на тему педагогической профессии, которая стала смыслом моей жизни

Каждый человек рано или поздно становится пред выбором совей бедещей профессии. Я этот вопрос решила еще в детстве - быть учителем, давать знания и помогать детям найти себя в этой непростой жизни, бы...

Статья Становление педагогической профессии

Статья Становление педагогической профессии...

Педагогическая профессия и её роль в современном обществе

Педагогическая профессия и её роль в современном обществе...