ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ
опыты и эксперименты на тему

Середа Татьяна Ивановна

Одним из основных направлений в совершенствовании системы среднего профессионального образования является внедрение здоровьесберегающих технологий

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zdorovesberegayushchie_tehnologii_v_obrazovatelnoy.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ КЛИНЦОВСКОГО ФИЛИАЛА ГАПОУ

«БРЯНСКИЙ ТЕХНИКУМ ЭНЕРГОМАШИНОСТРОЕНИЯ И РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА

 М.А. АФАНАСЬЕВА»

Одним из основных направлений в совершенствовании системы среднего профессионального образования является внедрение здоровьесберегающих технологий, по словам одного из ведущих специалистов в области здоровьесберегающих технологий Н.К. Смирнова, рассматриваются как «системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью учащихся».

Целью здоровьесберегающей образовательной технологии должно выступать обеспечение условий физического, психического, социального и духовного комфорта, способствующих сохранению и укреплению здоровья субъектов образовательного процесса, их продуктивной учебно-познавательной и практической деятельности, основанной на научной организации труда и культуре здорового образа жизни.

С утверждением в Клинцовский филиал ГАПОУ«Брянский техникум энергомашиностроения и радиоэлектроники имени Героя Советского Союза М.А. Афанасьева» в 2016 г. Программы развития техникума на 2016—2018 гг. были определены основные направления деятельности техникума в рамках здоровьесбережения, а именно: создание здоровьесберегающей инфраструктуры с использованием современных технологий, профилактика и укрепление здоровья студентов и сотрудников, формирование культуры здорового образа жизни через спортивно-воспитательную работу.

Стоит отметить, что базовые знания о здоровье имеет каждый студент техникума. Однако необходимо актуализировать эти знания в жизненный опыт безопасного существования личности, формируя в образовательном учреждении здоровьесберегающую среду. Под жизненным опытом, согласно АС. Белкину, будем понимать «витагенную (скрытую) информацию, ставшую достоянием личности, отложенную в резервах долговременной памяти, находящуюся в состоянии постоянной готовности к актуализации (востребованию) в адекватных ситуациях» [2, с. 56—58]. . С педагогической позиции важным является тот факт, что поскольку в отличие от физического и природно-психического личностно-психологическое и духовно-нравственное здоровье не даны человеку от природы, а требуют собственных усилий в направлении их формирования, то можно говорить о необходимости не только поддержания и укрепления здоровья растущего человека, но и о его развитии, творении [3]. Таким образом, так как здоровье имеет структуры — физическую, природную, психическую и т.д., то их можно создавать через формирование здоровьесберегающей образовательной среды. Эта среда в техникуме представлена шестью блоками: медицинский, психологический, питание/пищевой, учебно-воспитательный, методический, спортивно-оздоровительный.

На сегодняшний день организация питания в техникуме строится по следующей модели: студенческая столовая (базовая) — столовая-доготовочная — столовая-раздаточная.

В 2016 г. в техникуме проведен ремонт медицинского кабинета. В рамках работы медицинского кабинета студенты получают следующее обслуживание: первая медицинская помощь; прививки, ведение карты прививок каждого студента; медицинский осмотр, составление антропометрического паспорта; медицинские консультации; профилактические беседы; занятия в кружке «Оказание первой медицинской помощи».

Социальный педагог регулярно осуществляет социально-информационную, социально-правовую, социально-психологическую, социально-экономическую и социально-реабилитационную помощь обучающимся и их родителям.

Для психологического сопровождения студентов и преподавателей в техникуме оснащена комната психологической разгрузки. Педагог-психолог Агеева Е.П.проводит работу со студенческим и педагогическим коллективами.

В полной мере потенциальные возможности образовательно-воспитательной среды в области здоровьесбережения раскрываются в спортивно-оздоровительном направлении, которое четко ориентировано на обеспечение условий для развития физической культуры и массового спорта, повышение интереса и привлечение преподавателей и студентов к систематическим занятиям физической культурой и спортом, обеспечение их доступности. В техникуме работает спортивно-оздоровительный центр, в который входит спортивный зал, помещение в общежитии, оснащенное для занятий настольным теннисом, спортивная площадка.

Проводится работа по распределению студентов техникума на медицинские группы для учебных занятий по дисциплине «Физическая культура». Совместно с медицинским работником, учитывая медицинские показания, определены три группы здоровья: основная, подготовительная и специальная медицинская, которая в свою очередь делится по видам заболеваний (сердечно-сосудистые, опорно-двигательные, заболевания ЖКТ).

Стоит отметить, что возможность заниматься физической культурой имеют все желающие студенты. Для этого организована работа спортивных секций: легкая атлетика, лыжный спорт, баскетбол, волейбол, настольный теннис. Студенты техникума активно участвуют в товарищеских встречах и студенческой спартакиаде среди средних специальных учебных заведений города Клинцы, в городских соревнованиях по легкоатлетическому кроссу, волейболу, баскетболу, настольному теннису, футболу, городской легкоатлетической эстафете, в лыжных гонках.

В каждом семестре в техникуме проводится спортивный праздник «День здоровья». Целью проведения «Дня здоровья» в сентябре является адаптация студентов нового набора к условиям техникума. Результаты участия в

спартакиаде ССУЗов г. Клинцы показывают положительную динамику спортивных достижений студентов за последние четыре года.

Таким образом, в рамках создания здоровьесберегающей среды в техникуме соблюдены основные требования здоровьесбережения. Однако есть необходимость продолжения работы по обобщению опыта внедрения здоровьесберегающих технологий в образовательную среду и организации специального подразделения техникума по согласованию и координации такой работы.

В ходе анализа здоровьесберегающей среды техникума выявлена необходимость разработки методических рекомендаций для педагогов, определяющих подходы к созданию здоровьесберегаюшего образовательного пространства на занятиях и во время педагогической практики, в частности при работе со студентами, имеющими низкие показатели психосоматического здоровья.

Реализация здоровьесберегающего направления в деятельности технологического техникума остается актуальной, так как от здоровьесберегающей позиции будущего специалиста во многом зависит здоровье нашего поколения.

Соц.педагог                                                        Т.И. Середа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии - основа образовательного процесса в образовательном учреждении

Цель данного материала - рассмотреть роль здоровьесберегающего режима в учебно-воспитательном процессе образовательного учреждения....

Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе СПО.

Цель внедрения и использования здоровьесберегающих технологий - обеспечить обучающемуся образовательного учреждения высокий уровень реального здоровья, вооружая его необходимым багажом знани...

Кинезиологические технологии как вид здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе

Кинезиологические технологии как вид здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе...

Здоровьесберегающие технологии в образовательном учреждении

Здоровьесберегающие технологии в образовательном учреждении...

Интернет-технологии в образовательной среде

В данной работе рассматриваются понятия  интернет-технологии...

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ МЕДИЦИНСКОГО КОЛЛЕДЖА»

В статье рассмотрены вопросы использования здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе медицинского колледжа, обосновывается роль здоровьесберегающих технологий в профессиональной деятел...

Доклад «Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе СПО»

в докладе отражены основные здоровьесберегающие технологии которые используются в образовательном процессе среднего профессионального образования...