«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ МЕДИЦИНСКОГО КОЛЛЕДЖА»
статья

Павленко Ольга Ивановна

В статье рассмотрены вопросы использования здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе медицинского колледжа, обосновывается роль здоровьесберегающих технологий в профессиональной деятельности будущих медицинских работников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zozh_.docx22.61 КБ

Предварительный просмотр:

 Традиционным путем в медицинском образовании на протяжении длительного времени было обретение профессионального мастерства преимущественно с помощью лечебного дела. Результатом этого стало поглощение медико-практической частью профессиональной подготовки здоровьесберегающих и валеологических аспектов, что сегодня негативно отражается на качестве и глубине профессиональной зрелости медицинских работников.

Обновление системы здоровьесберегающей среды в медицинских образовательных учреждениях системы СПО, предоставление здоровьесберегающей подготовке более весомых учебных и развивающих функций будет способствовать полноценному профессиональному становлению обучающихся и в результате повышению качества медицинских услуг. Именно поэтому вопрос использования здоровьесберегающих технологий в медицинским колледже принадлежит к актуальным проблемам современного медицинского образования.

Главным параметром, определяющим перспективы здоровьесберегающего обучения медицинских сестер и фельдшеров, является его общественно-оздоровительная ориентация, которая обеспечит целенаправленное формирование культуры здоровья обучающегося через усвоение им ценностей и опыта культуры здоровья. Это может быть реализовано путем введения во все медицинские дисциплины элементов здоровьесберегающих знаний.

Основными задачами здоровьесберегающего обучения будущих медицинских работников являются: во-первых, последовательное построение системы профессиональной здоровьесберегательной культуры обучающегося как суммы представлений о культуре здоровья и здоровьесберегающих ценностных ориентациях; во-вторых, фундаментальная медико- профессиональная здоровьесберегающая компетентность и ценностная мотивация на сохранение и улучшение здоровья; в-третьих, развитие у обучающихся креативности, творческих способностей и практических умений в области здоровьесбережения [1].

Реализация поставленных задач педагогическим коллективом ГПОУ «Торезский медицинский колледж» осуществляется путем постановки и решения комплекса целей обучения здоровьесберегающим технологиям, среди которых выделяются следующие:

1. Становление у обучающихся здоровьесберегающей культуры, что реализуется через воспитание у  них личностных качеств, способствующих сохранению и укреплению здоровья, формированию представлений о здоровье как ценности, усиление мотивации на ведение здорового образа жизни, повышение ответственности за собственное здоровье, здоровье семьи; воспитание активной социальной здоровьесберегающей позиции к действительности и готовность к выполнению социальных функций и ролей в профессиональном лечебном и сестринском деле.

2. Овладение системой медицинских знаний, что заключается в воспитании профессиональной рефлексии, навыков применения здоровьесберегающих технологий, в сохранении и приумножении здоровья; развитии у студентов направленности на здоровьетворчество, здоровый образ жизни, оптимизацию состояния организма и повышение устойчивости к различного рода стрессогенным факторам природной и социальной сред; приобретении умений креативно применять полученные знания в продуктивной профессиональной деятельности, усвоении основ здоровьесбережения в практических навыках различных видов лечебного и сестринского дела.

3. Формирование опыта самостоятельного применения студентом-медиком здоровьесберегающих технологий в будущей профессиональной деятельности.

Системное развитие всех компонентов обучения здоровьесберегающим технологиям в образовательном пространстве обусловливает его эффективное функционирование в медицинском образовании в связи с определенной целью, направленной на освоение студентами здоровьесберегающих технологий как основы формирования качественного специалиста.

Обучающий компонент процесса формирования культуры здоровьесбережения студентов медицинского колледжа включает освоение следующих видов деятельности: проведение мероприятий по профилактике инфекционных и неинфекционных заболеваний, формированию здорового образа жизни, проведение мероприятий по профилактике инфекций связанных с оказанием медицинской помощи.

Освоение этих видов деятельности осуществляется путем формировании соответствующих профессиональных компетенций по обеспечению безопасной окружающей среды, организации рабочего места, обеспечению внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности, консультированию населения по вопросам профилактики заболеваний, пропаганде здорового образа жизни и т.д.

Организационная функция нацелена на обеспечение конструктивной последовательности получения здоровьесберегающих знаний, логичности планирования содержания учебных дисциплин, оптимальности организации аудиторной и самостоятельной работы, творческого сотрудничества студентов и преподавателей, что формирует опыт самоорганизации, самодисциплины и самоконтроля в обучении здоровьесберегающим технологиям [1].

Высокую эффективность в вопросах здоровьесберегающего обучения показало использование групповых проектных технологий. В педагогической деятельности ГПОУ «Торезский медицинский колледж» применяются образовательные проекты различной продолжительности. Долгосрочные общеобразовательные проекты «Медики - за здоровье нации», «Молодежь - за здоровый образ жизни, безопасный секс, жизнь без наркотиков» осущесвляются в колледже белее 15 лет.  Мини проекты укладываются в одно занятие или даже его часть.

В рамках общеобразовательного проекта «Медики - за здоровье нации» были подготовлены и заслушаны на студенческих конференциях учебные проектные работы: «Факторы риска гипертонической болезни», «Избыточный вес как фактор риска здоровья», «Роль медицинской сестры в профилактике сахарного диабета», «Роль медицинской сестры в профилактике ЗППП» и тд.

Ежегодно студентами третьего курса колледжа проводится внеаудиторная самостоятельная работа в виде группового проекта «ВИЧ- инфекция/СПИД и его профилактика». В процессе ее подготовки исследуются вопросы актуальности проблемы ВИЧ – инфекции для нашего города, определяется уровень санитарной грамотности молодежи в вопросах профилактики СПИДА путем анонимного анкетирования студентов 1 курса колледжа. Полученные результаты презентуются на студенческой конференции 1 декабря – Международный день борьбы со СПИДом.  

 Использование групповых мини проектов в преподавании учебной дисциплины «Гигиена и экология человека» позволяет рационально соединить теоретические знания  в  вопросах здоровьесберегательной культуры и их практическое использование в проектных технологиях на практических занятиях и подтверждает основной тезис метода: «Я знаю, зачем мне это нужно, где и как я могу использовать все то, что я знаю». Все работы имеют практическую направленность и позволяют обучающимся оценить исследуемый фактор в отношении себя и своего здоровья.

При изучении вопросов здорового образа жизни и факторов риска возникновения заболеваний в исследовательском проекте «Влияние выбранной профессии на формирование здорового образа жизни» предусмотрено исследование отношения студенческой молодежи к здоровому образу жизни, проведение оценки образа жизни обучающихся медицинского колледжа, выявление факторов риска заболеваний, связанных с образом жизни. Исследование проводится путем анкетирования обучающихся первого и последнего курсов. Поскольку такие исследования проводятся более 10 лет, то имеется возможность проследить эту проблему в динамике. Использование данного проекта позволяет не только обучить методам исследовательской работы, но и воспитать у обучающихся активную жизненную позицию к своему здоровью и здоровью пациента, развить умения и навыки, направленных на сохранение и укрепление   индивидуального здоровья, способствовать пропаганде здорового образа жизни, профилактике вредных привычек.

Учебный процесс в колледже способствует формированию здорового образа жизни студентов. В процессе обучения формируется личность будущего специалиста, обладающая такими развиваемыми качествами как стремление к заботе о своем здоровье, появляется возможность раскрытия оздоровительных возможностей человека, развивается валеологическая активность, то есть студент овладевает опытом практической деятельности, направленной на оздоровление организма, развитие умения вести здоровый образ жизни, т.к. успешная профессиональная деятельность будущих средних медицинских работников зависит, в том числе, от наличия крепкого здоровья. Такой опыт приобретает особую важность с учетом профилактической направленности современной медицины.

Список использованных источников

  1. Донченко В. И. Структурная модель обучения студентов-медиков здоровьесберегающим технологиям // Концепт. – 2015. – № 10 (октябрь). – Режим доступа : https://e-koncept.ru/2015/15357.htm
  2. Здоровьесберегающая среда учреждения профессионального образования [Текст]: научно-методические рекомендации по организации здоровьесберегающей среды в педагогическом колледже и вузе для обеспечения качества непрерывного профессионального образования / под общ. ред. Т. С. Ивановой, Т. Н. Леван. – Москва : МГПИ, 2016. – 152 с.
  3. Концепция формирования здорового образа жизни и профилактики заболеваний в Донецкой Народной Республике на период до 2025 года [Электронный ресурс] : Указ Главы Донецкой Народной Республики № 60 от 01.03.2019г. – Режим доступа :http://mzdnr.ru/doc/ukaz-glavy-doneckoy-narodnoy-respubliki-ob-utverzhdeniikoncepcii-formirovaniya-zdorovogo-obraza.
  4. Пушина, Л. Ю. О поколенческом подходе к формированию культуры безопасности жизнедеятельности [Текст] / Л. Ю. Пушина, М. В. Чумаков // Современные проблемы гражданской защиты (Вестник Воронежского ин-та ГПС МЧС России). – 2019. – № 1. – С. 5–12.
  5. Смирнов, Н. К. Руководство по здоровьесберегающей педагогике. Технологии здоровьеразвивающего образования [Текст] / Н. К. Смирнов. – Москва, 2014.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии - основа образовательного процесса в образовательном учреждении

Цель данного материала - рассмотреть роль здоровьесберегающего режима в учебно-воспитательном процессе образовательного учреждения....

ВОСПИТАНИЕ МИЛОСЕРДИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ МЕДИЦИНСКОГО КОЛЛЕДЖА

Актуальность темы воспитания милосердия у будущей медицинской сестры обусловлена рядом факторов. Изменения, происходящие во всех сферах современного российского общества, значительно обострили у людей...

Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе СПО.

Цель внедрения и использования здоровьесберегающих технологий - обеспечить обучающемуся образовательного учреждения высокий уровень реального здоровья, вооружая его необходимым багажом знани...

Кинезиологические технологии как вид здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе

Кинезиологические технологии как вид здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе...

Использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе

Актуально значимым и востребованным сегодня становится поиск средств и методов повышения эффективности оздоровительной работы в образовательных учреждениях....

Статья 2018 РНПК, г. Улан-Удэ "Здоровьесберегающие технологии в подготовке студентов медицинского колледжа"

Статья 2018 РНПК, г. Улан-Удэ "Здоровьесберегающие технологии в  подготовке студентов медицинского колледжа"...

Нейропсихология в образовательном процессе медицинского колледжа

Презентация адресована студентам медицинского колледжа. В презентации представлен теоретический материал и упражнения, которые способствуют развитию межполушарного взаимодействия.Данную презентацию мо...