Обобщение опыта работы
учебно-методическое пособие на тему

Королева Лилия Ивановна

О взаимодействии семейного и общественного воспитания

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 18_attest._nekotorye_aspekty.doc188.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Московской области «Коломенский аграрный колледж»

Некоторые аспекты интегрированного воспитательного процесса в образовательном учреждении  

(Обобщение опыта работы)

Преподаватель:                            Королева Л.И.

Согласовано

на заседании цикловой

комиссии гуманитарных

и социально-экономических

дисциплин

Протокол № _____

От «____» ___________ 20_ г.

Председатель цикловой комиссии

________________ Юсупова Д.Ш.

2017


План

Введение…………………………………………………………………………...4

ГЛАВА I.  Сущность процесса воспитания.

  1. Воспитание как процесс и явление в формировании личности……………6

1.2 Виды воспитания и единство их взаимодействия…………………………..7

1.3 Взаимодействие школы и семьи……………………………………………..9

ГЛАВА II. Сравнительная характеристика семейного и общественного воспитания.

2.1 Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда воспитания и развития личности………………………………………...13

2.2 Общество, как один из факторов влияния на становление личности ребенка……………………………………………………………………………16

2.3 Взаимодействие семейного и общественного воспитания………………..19

2.4. Воспитание у подростков основ семейной жизни…………………………

Заключение……………………………………………………………………….38

Библиография…………………………………………………………………….40

Искусство воспитания имеет особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, а иным – даже легким, и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком, теоретически или практически.

                                                                                                                            К.Д. Ушинский.

Введение

Издавна ведется спор, что важнее в становлении личности: семья или общественное воспитание (детский сад, школа, другие образовательные учреждения). Одни великие педагоги склонялись в пользу семьи, другие отдавали пальму первенства общественным учреждениям. Так, Я. А. Коменский назвал материнской школой ту последовательность и сумму знаний, которые получает ребенок из рук и уст матери. Я. А. Коменскому вторит другой педагог-гуманист И. Г. Песталоцци: «Семья - подлинный орган воспитания, она учит делом, а живое слово только дополняет и, падая на распаханную жизнью почву, оно производит совершенно иное впечатление».

В противоположность им, социалист-утопист Роберт Оуэн считал семью одним из зол на пути формирования нового человека. Его идея о необходимости исключительно общественного воспитания ребенка с ранних лет активно воплощалась в нашей стране с одновременным низведением семьи до положения "ячейки" с "отсталыми" традициями и обычаями. В течение многих лет подчеркивалась ведущая роль общественного воспитания в формировании личности ребенка.

После установления в России советской власти дошкольное воспитание стало делом государственной важности. Детские сады и ясли создавались  с целью воспитания членов социалистического общества - общества нового типа. Если до революции основной целью дошкольного воспитания было гармоничное развитие ребенка, то после нее его целью стало формирование, прежде всего, гражданина советского государства. Семья рассматривалась как помеха или даже враг правильного, т. е. общественного воспитания.

В 40 - 60-е годы, проблема "борьбы" школьного учреждения и семьи уже не ставилась так остро, но основная тенденция - стремление подчинить семью влиянию школьного учреждения - сохранялась. Глобальной целью по-прежнему являлось воспитание, прежде всего члена общества, поэтому более правильным считалось общественное воспитание, а не семейное. Семья, таким образом, как и ранее, рассматривалась не как субъект сотрудничества, а скорее как объект воздействия со стороны школьного учреждения.

Но такого мнения придерживались далеко не все ученые. Например, в 60 - 70-е годы XX в. годы большое внимание уделялось сочетанию общественного и семейного воспитания. Осуществлялись педагогические исследования, целью которых было научное обоснование путей и средств, обеспечивающих функционирование системы "школа-семья-общественность". В работах И. В. Гребенникова, А. М. Низовой, Г. И. Легенького, Н. П. Харитоновой и других авторов использовались различные понятия: "органическое сочетание общественного и семейного воспитания родителей", "взаимодействие семейного и общественного воспитания" и т.п. [1]

Тем не менее, очевидно, что каждый из социальных институтов имеет свои преимущества и недостатки. Так, воспитываясь только в семье, ребенок, не вступая в общение со сверстниками, может вырасти эгоистичным, не приспособленным к требованиям жизни социума, окружающей среды и т.д. Следовательно, важно сочетать воспитание ребенка в семье с необходимостью воспитания его в коллективе сверстников.  

ГЛАВА I

1.1. Воспитание как процесс и явление в формировании личности

     Высшей ценностью нашего общества является человек. Внимание к воспитанию человека, забота о всестороннем развитии его способностей, совершенствование личных качеств входит в круг проблем современного общества. Личность человека формируется и развивается в результате воздействия многочисленных факторов, объективных и субъективных, природных и общественных, внутренних и внешних, независимых и зависимых от воли и сознания людей, действующих стихийно или согласно определенным целям. При этом сам человек не мыслится как пассивное существо, которое фотографически отображает внешнее воздействие. Он выступает как субъект своего собственного формирования и развития и воспитания.[2]

     На протяжении исторического развития педагогической мысли воспитание находился в фокусе внимания ученых и практиков. Поэтому и в наше время воспитание остается основной категорией педагогики. Содержание данного явления обновляется по мере развития практического опыта, педагогической науки и ее ведущей доктрины. Общественная практика передачи социального опыта от старшего поколения к младшему сложилась гораздо раньше обозначающего ее термина. Поэтому сущность воспитания трактуется с различных точек зрения. В любом случае в качестве предмета воспитания рассматривается человек, испытывающий соответствующее воздействие.

     Сущность воспитания заключается в таком взаимодействии, что воспитатель намеренно стремится повлиять на воспитуемого: «чем человек как человек может и должен быть» (К. Д. Ушинский). То есть воспитание является одним из видов деятельности по преобразованию человека или группы людей. А в научном современном понимании воспитание трактуется как творческий целенаправленный процесс взаимодействия педагога и воспитанников по созданию оптимальных условий для усвоения социально-культурных ценностей общества и как следствие – развитие индивидуальности и самоактуализация личности.[3] Свою специфику воспитание обнаруживает в определении цели и позиции воспитателя по отношению к воспитаннику. При этом воспитатель учитывает единство природной, генетической, психологической и социальной сути воспитуемого, а также его возраст и условия жизни.

1.2. Виды воспитания и единство их взаимодействия

     Виды воспитания классифицируются по принципу содержательного многообразия воспитательных целей и способов их достижения. По институциональному признаку выделяют семейное, школьное, внешкольное, конфессиональное (религиозное), воспитание по месту жительства (общинное), а также воспитание в детских, юношеских организациях и в специализированных образовательных учреждениях (детских домах, школах-интернатах).[4]

     Семейное воспитание — это организация жизнедеятельности ребенка в условиях семьи. Именно семья в течение первых шести-семи лет жизни ребенка формирует основы будущей личности. Семейное воспитание продуктивно, если оно осуществляется в атмосфере любви, взаимного понимания и уважения. Значительную роль здесь также играет профессиональная самореализация и материальное благополучие родителей, создающие условия для нормального развития ребенка. Воспитание ребенка предполагает включение его в ряд обычных домашних обязанностей (уборка своей постели, комнаты), постепенное усложнение заданий и видов деятельности (спорт, музыка, чтение, работа в саду). Поскольку у ребенка в этом возрасте имитация выступает в качестве одного из основных способов познания мира, поэтому желательно ограничить внешние отрицательные влияния.                                                            

     Воспитание в образовательном учреждении — это организация учебной деятельности и жизни детей в условиях школы. В данных условиях важное значение имеет личность учителя и позитивный характер общения с учениками, образовательно-воспитательная и психологическая атмосфера занятий и отдыха, а также внеучебная  воспитательная работа.

     Внешкольное воспитание предполагает, что решение вышеозначенных задач осуществляется внешкольными образовательно-воспитательными учреждениями, организациями и обществами. К ним относятся центры развития, дома творчества детей, комнаты школьника при отделениях милиции, общества «зеленых» (юных натуралистов и экологов).

     Конфессиональное воспитание реализуется посредством религиозных традиций и обрядов, приобщения к системе религиозных ценностей и конфессиональной культуре, обращенных к «сердцу», к вере в божественное происхождение человека.

     Воспитание по месту жительства — это организация общественно полезной деятельности детей и молодежи в микрорайоне проживания. Данная, совместная со взрослыми деятельность заключается в посадке деревьев, уборке территории, сборе макулатуры, оказании шефской помощи одиноким старикам и инвалидам. А также кружковая работа, спортивные соревнования и праздники, организованные родителями и педагогами.

     При обращении к различным видам воспитания необходимо учитывать принцип  единства воспитательных воздействий, то есть, принцип совместной деятельности учителей, общественных организаций, семьи по воспитания подрастающих поколений. Он требует, чтобы все организации, общественные институты, причастные к воспитанию, действовали сообща, предъявляли воспитанникам согласованные требования, шли рука об руку, помогая друг другу, дополняя и усиливая педагогическое воздействие. Если воспитательные усилия не складываются, а противодействуют, то на успех рассчитывать трудно. Воспитанник при этом испытывает огромные психические перегрузки, так как не знает, кому верить, за кем идти, не может определить и выбрать среди авторитетных для него влияний правильные. Освободить его от этой перегрузки, сложить действие всех сил, увеличивая тем самым влияние на личность, и требует принцип единства воспитательных воздействий.

1.3. Взаимодействие школы и семьи

      В истории развития общества проблема взаимоотношений семьи и школы в воспитании детей далеко не всегда решалась однозначно. Так, древние римляне считали, что только семья должна и может дать хорошее воспитание, а древние греки отдавали преимущество школе. Древний философ Платон, вслед за Сократом считал, что истинное воспитание ребёнок сможет получить только в государственных школах, куда надо направлять его с семилетнего возраста.

В средние века, когда церковь имела сильное идеологическое влияние, считалось, что только в монастыре, в церковной или монастырской школе дети могут получить хорошее воспитание.

В XVIII и в начале XIX в. меняется взгляд на организацию воспитания. И.Г.Песталоцци ратовал за рациональное воспитание детей в семье.
Роберт Оуэн мечтал, чтобы дети с трёхлетнего возраста находились в общественных воспитательных учреждениях, где должны быть созданы все условия для вооружения подрастающего поколения глубокими и всесторонними знаниями.

     Представители русской революционно-демократической мысли В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов, выдвигая задачу воспитания активности борца за переустройство общества, считали, что такой человек  воспитывается и в семье и в школе.[5]

В результате произошедших в обществе изменений, назрела необходимость переоценить существовавшие представления о взаимодействии школы и семьи. Семья – это общественный институт, где происходит социализация ребенка, где усваиваются общечеловеческие нормы, ценности в процессе взаимоотношений с другими людьми, формируются первые устойчивые впечатления об окружающем мире. С семьей, человек неразделим всю жизнь, меняется только его роль.

Не уменьшая значимости школьнах институтов воспитания, надо признать, что человечество не создало другого звена в воспитательной системе, которое по силе эмоционально-нравственного воздействия на растущего человека соответствовало бы семейному. Семейное воспитание имеет ряд преимуществ. Оно основано на авторитете родителей; оно индивидуально, воздействует непосредственно на данную личность; любовь к родителям обеспечивает всю полноту чувств ребенка, дети в неблагополучных, неполных семьях и сироты страдают от недостатка тепла и внимания; семья как социальная микрогруппа передает разносторонний социальный опыт подрастающему поколению, является важнейшей ступенью социализации личности.

Повышение роли семьи в воспитании в значительной мере зависит от школы, характера ее отношений с детьми и их родителями. Их взаимодействие осуществляется в наиболее важные для ребенка и подростка годы, когда закладываются основы формирования личности. Школа как общественный институт не может заменить семью, она призвана поднимать воспитательный потенциал, авторитет семьи посредством организации продуктивных взаимоотношений с родителями своих учащихся. Основа взаимодействия "семья – школа" определяется следующими направлениями: повышение педагогического уровня знаний родителей в период всего обучения детей в школе, консультирование родителей по вопросам воспитания психологами школы, согласование воспитательных педагогических действий педагогов и родителей, организация социально- педагогической помощи семье, совместная выработка наиболее адекватных направлений совершенствования воспитания подрастающего поколения. Повышение воспитательного потенциала семьи, педагогической культуры родителей возможно при условии положительно направленного взаимодействия семьи и школы.[6]     

Однако надо признать, что в вопросе взаимодействия семьи и школы встречается такое мнение: родители – это "помощники", "подсобная сила" при школе. Таким образом, семье отводится роль объекта педагогического воздействия, а школе – роль доминанта. Реально же взаимодействие предполагает, что школа и семья – равноправные субъекты социального воспитания детей. При уменьшении значимости одного из них неизбежно возрастает роль другого, и равноправие сторон нарушается.

Более эффективным будет взаимодействие, в котором каждая из сторон является и объектом, и субъектом одновременно. Полноценное взаимодействие основывается на таких критериях, как доброжелательность, такт, уважение, вера, оптимизм, откровенность. А успехи одного из субъектов взаимодействия обусловлены усилиями, действиями другого.

Одно из ведущих условий эффективности воспитательного процесса в семье и школе – единство требований к воспитанию ребенка. Отсутствие единых взглядов, единой точки зрения на проблемы воспитания в семье у родителей, является одной из причин появления в практике воспитания так называемых «трудных подростков». Разногласия между родителями в предъявлении требований учат подростков лавировать, приспосабливаться к обстановке. В ситуации, когда один из взрослых запрещает то, что разрешает другой, как правило, у детей задерживается формирование навыков правильного поведения, плохо формируются разумные привычки, послушание

Не менее важно, чтобы семья поддерживала требования образовательного учреждения. Отсутствие такой поддержки и взаимопонимания наносит равный урон и авторитету родителей, и авторитету педагогов.

И только совместными усилиями, дополняя и поддерживая, друг друга, семья и педагогический коллектив могут достигнуть желаемых результатов. И у родителей, и у педагогов цель одна – благо детей, их полноценное и гармоничное развитие.

Образовательное учреждение в работе с родителями имеет свой определённый опыт. Проведение таких совместных мероприятий, как круглые столы, праздники, концерты, выставки, и многие другие мероприятия способствуют взаимопониманию прреподавателей, родителей и продростков.

Существуют и факторы, оказывающие наибольшее влияние на воспитание в семье: родительский контроль – активный, творческий, ненавязчивый, демонстрирующий уважительное отношение к подростку; способы отношений родителей с подростками, суть которых состоит в совместных действиях, заботах, содержательном времяпрепровождении; родительские обоснованные требования, способствующие развитию ребёнка, его самостоятельности и пониманию самоценности; эмоциональная поддержка, вера, выраженные родителями в своей любви к детям, причём в любви не за что-то конкретное, а просто за то, что  они –  дети, самое лучшее, что есть  у родителей. Дома дети видят около себя житейские интересы, в классе проверяют свои наблюдения. Таким образом, учение идет рядом с жизнью и содействует развитию здравого смысла и практического опыта, как считал Н.А. Добролюбов. [7]

Как видно, семья, давая много ценного в смысле воспитания подростка, вместе с тем не является до конца тем, что нужно подростку, которого влечет общество сверстников. Образовательное учреждение есть особенно благоприятная социальная среда для подростка. Задача педагогического коллектива не только в том, чтобы дать индивидууму стать собой, но и в том, чтобы дать импульс развития социальных сил в нем. Это ни в какой мере не снижает воспитательной роли семьи, но подчеркивает необходимость постоянно согласовывать ее влияние с влиянием школы.[8] А. С. Макаренко: "Семьи бывают хорошие и плохие. Поручиться за то, что семья может воспитывать, как хочет, мы не можем. Мы должны организовать семейное воспитание, и организующим началом должна быть школа как представительница государственного воспитания. Школа должна руководить семьей".

ГЛАВА II Сравнительная характеристика семейного и

общественного воспитания.

2.1. Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда воспитания и развития личности

С возникновением семьи на протяжении многих тысячелетий семейное воспитание было практически единственной формой воспитания детей в обществе; школ и других воспитательных учреждений было мало, и они обслуживали незначительную часть детей, главным образом из привилегированных классов. Таким образом, семья явилась одним из наиболее ранних социальных институтов, призванных регулировать человеческие отношения в связи с зарождением первоначальных форм частной собственности.

     Определяющая роль семьи обусловлена ее глубоким влиянием на весь комплекс физической и духовной жизни растущего в ней человека. К тому же, семья для ребенка является одновременно и средой обитания, и воспитательной средой. Исходя из этого, социальные педагоги считают, что семья и ребенок – зеркальное отражение друг друга. В результате, именно в семье формируются те качества, которые более нигде сформированы быть не могут. Кроме того, семья осуществляет социализацию личности, является концентрированным выражением ее усилий по физическому, моральному и трудовому воспитанию, профессиональной ориентации подрастающего поколения. Вот почему именно семья формирует содержание общества: какова типичная семья – таково и общество. Отсюда следует, что важнейшей социальной функцией семьи является воспитание гражданина, патриота, будущего семьянина, законопослушного члена общества.

     Семья является фундаментальной социальной ячейкой общества. От ее морального и физического здоровья зависит эффективность воспитания. Здоровая семья всецело связана с множеством других коллективов: трудовыми, школой, детским садом, институтом, различными обществами, другими семьями. Чем шире и глубже связи семьи с другими коллективами, тем содержательнее, богаче и интереснее ее жизнь, тем крепче сама семья и прочнее ее положение в системе общественных отношений.

     Семье свойственно естественное самоуправление, которое предполагает распределение функций всеми ее членами, ответственное их исполнение. В семье формируется неформальное мнение по самым острым и животрепещущим вопросам общественной жизни.

      Семья - социальный микромир, отражающий всю совокупность общественных отношений к труду, событиям внутренней и международной жизни, культуре, друг к другу, порядку в доме, семейному бюджету и хозяйству, соседям и друзьям, природе и животным.

      Основными сферами семейной жизни, в которых реализуется воспитательная функция, являются связанные между собой сферы: долга; любви; интереса. Отсутствие активной содержательности в этих сферах лишает семью положительного влияния на детей. Излишнее внимание к одной из сфер в ущерб другим искажает воспитательный процесс. Если все семейные отношения сводятся лишь к исполнению обязанностей, то ребенок испытывает недостаток любви и ласки. Слепая и всепоглощающая любовь, выражающаяся в потакании капризам, приводит к формированию эгоистических черт личности. Гармоничное взаимодействие всех сфер делает процесс воспитания в семье полноценным и целостным. Таким образом, развитие всех основных сфер жизни семьи в их органическом взаимопроникновении и взаимодействии позволяет наиболее эффективно осуществить ее воспитательную функцию.[9]

     Основными воспитательными задачами в семья является: формирование основ характера ребенка, его исходных нравственных установок; закладывание основ трудолюбия, стремления к общественно полезной деятельности, к порядку и дисциплине, соблюдению норм жизни общества. Семья осуществляет также и образовательно-воспитательные задачи: семья осуществляет нравственно-эстетическую подготовку к семейным отношениям; формирует чувства любви, доброжелательности, глубокого уважения к отцу и матери, сестрам и братьям; пестует чистое чувство уважения и любви к представителям другого пола, мужского достоинства и девичьей чести; вооружает умениями и навыками организации быта, семейного досуга, ведения семейного хозяйства. Развивающие задачи семьи включают: создание условий для физического, нравственного, умственного, трудового, эстетического становления детей в процессе повседневной деятельности и общения

     Об успешности воспитания детей в семье свидетельствует не только хорошая успеваемость, но и степень проявления учащимися трудолюбия, творческого подхода к делу, здоровых интересов, общественной активности, физической закалки, развитого художественно-эстетического вкуса, дисциплинированности и силы воли, Важным показателем успешности семейного воспитания является также отсутствие в детях жадности, зависти, стремления к наживе, меркантильности, вещизма.

     Естественно, что существуют трудности и недостатки семейного воспитания, такие как: недостаточная педагогическая осведомленность родителей; нехватка времени для общения с детьми; недопонимание того, что дело не столько в материальном достатке, сколько в умелой организации жизни семьи, в наличии общих интересов и в желании содержательного общения. Осложняет дело так же одностороннее понимание родительской любви, подчас лишающей ребенка инициативы, самостоятельности.
     Таким образом, семейное воспитание, являясь основным компонентом системы воспитательных воздействий на личность ребенка, во многом определяет характер его отношения к общественно полезной деятельности, процессу обучения, дисциплине и саморазвитию.

Считается, что социокультурная среда является ведущим компонентом семейного воспитания. Это объясняется тем, что она выступает как конкретная система связи и взаимодействия между ее членами, возникающими по поводу удовлетворения их разнообразных потребностей. К тому же естественную основу семьи составляют брачные и родственные связи, которые в определенном смысле являются первичными. Помимо них семья также включает в себя хозяйственно-экономические, правовые, нравственные, эмоционально-психологические и другие связи. В обобщенном виде именно семья аккумулирует в себе всю их совокупность и формирует соответствующую социокультурную среду семейного воспитания.

Социокультурная среды семьи играет определяющую роль в формировании потребностей и мотивов деятельности ребенка, в качестве которых на различных стадиях жизни семьи могут выступать личный интерес, любовь, желание сделать добро, самолюбие, здоровое честолюбие, честь семьи. Педагогически грамотная организация жизни в семье формирует у ребенка полезные потребности: заботу о близких людях, любовь к ним, духовное общение и совместные переживания, разумное потреблении материальных благ, исполнение по убеждению, привычке и чувству долга любого домашнего труда и т.д. Сначала семья, а затем совместно школа и семья составляют содержательно-организационное ядро целостного воспитательного процесса, вокруг и внутри которого концентрируются все другие воспитательные силы, образующие во взаимодействии целостность.

2.2. Общество, как один из факторов влияния на становление

личности ребенка

Как известно, педагогическое взаимодействие людей не ограничивается только рамками образовательных, производственных, сервисных и др. учреждений. Его задачи также решают и другие общественные структуры и организации. В результате в педагогике в последние годы был выделен феномен «общественного воспитания», под которым понимается педагогическое взаимодействие, осуществляемое в системе «человек-человек», т.е. через непосредственные человеческие отношения, а также специально утвержденными для этой цели общественными институтами – школой, благотворительными фондами, организациями, ассоциациями и др. Иногда понятие общественного воспитания сужается до отдельного направления воспитательной деятельности, например, в семье, в других же случаях оно охватывает всю общественную воспитательную систему, подчиняя себе даже школьное воспитание.[10]

     Немецкий философ Наторп подчеркивает, что человек должен быть воспитан не для индивидуальной жизни, а для жизни с другими, выдвигая, таким образом, идею общности, жизни для целого, но не для себя. Человеку необходимо помочь развить социальные функции для жизни в обществе. Гельвеций, в свою очередь,  так же отдает решительное предпочтение общественному воспитанию. Ведь социальная среда есть важнейший проводник формирующих человека сил. Именно через нее ребенок получает наследие опыта жизни предшествующих поколений.

Таким образом, в течение всей жизни человек постоянно включается в социальные отношения, этот процесс называется социализацией.  Она осуществляется путем усвоения индивидом социального опыта и воспроизведения его в своей деятельности. В процессе социализации индивид становится личностью и приобретает необходимые для жизни среди людей знания, умения, навыки, т.е. способность общаться и взаимодействовать с другими людьми.

Факторами социализации являются: целенаправленное воспитание, обучение и случайные социальные воздействия в деятельности и общении.

Процесс социализации ребенка, его формирования и развития, становления как личности происходит во взаимодействии с окружающей средой, которая оказывает на этот процесс решающее влияние посредством самых разных социальных факторов. Социальная среда влияет на ребенка не пассивно,  принимая различные воздействия, а постепенно переходя от позиции объекта социального воздействия к позиции активного субъекта. Ребенок активен потому, что у него существуют потребности, и если воспитание учитывает эти потребности, то это будет способствовать развитию активности ребенка. Социум, ближайшую социальную среду ребенок осваивает постепенно. Если при рождении ребенок развивается в основном в семье, в дальнейшем он осваивает все новые и новые среды – дошкольные учреждения, компании друзей, дискотеки и т.д. С возрастом освоенная ребенком «территория» социальной среды все больше и больше расширяется.

     При этом ребенок как бы постоянно ищет и находит ту среду, которая для него в наибольшей степени комфортна, где ребенка лучше понимают, относятся к нему с уважением и т.д. Для процесса социализации важное значение имеет, какие установки формирует та или иная среда, в которой находится ребенок, какой социальный опыт может накапливаться у него в этой среде – положительный или негативный.

     С этой точки зрения важным становится то, что отношения человека и внешних социальных условий его жизни, его жизни в социуме имеют характер взаимодействия. Среда – это не просто улица, дома и вещи, расположение которых достаточно знать человеку, чтобы, войдя в нее, чувствовать себя там комфортно. Среда – это еще и самые разные общности людей, которые характеризуются особой системой отношений и правил, распространяющихся на всех членов данной общности. Поэтому, с одной стороны, человек вносит в нее что-то свое, в определенной степени влияет на нее, изменяет ее, но в то же время, и среда влияет на человека, предъявляет ему свои требования. Она может принимать человека, какие-то его поступки, проявления, а может и отвергать; может относиться к нему доброжелательно, а может и неприязненно.

      Отношение среды к человеку определяется тем, насколько его поведение соответствует ожиданиям среды. Поведение же человека во многом определяется тем, какую позицию он занимает в обществе.

     Общественное воспитание – многогранный процесс усвоения человеком опыта общественной жизни, превращения его из природного существа в общественное. В результате социализации человек усваивает стереотипы поведения, нормы и ценностные ориентации социальной среды, в которой он функционирует.

     Влияние  различных видов воспитания на развитие ребенка динамично меняется с течением времени. Чем меньше ребенок, тем сильнее воспитательное воздействие на становление и развитие личности. Со временем, по мере взросления ребенка, его доля уменьшается, зато возрастает степень самостоятельности ребенка в выборе и предпочтении тех или иных социальных ценностей и ориентиров, его собственного влияния на свое развитие.[11]

     А. В. Луначарский полагал, что желаемых результатов в воспитании можно получить лишь в объединении усилий школы, общественности и семьи при направляющей роли школы и ее влияния на семью.

     Полезным может быть интегрированный тип воспитания, органично сочетающий семейную и общественную его форму. Семейное воспитание не следует противопоставлять общественному, поскольку и то и другое имеет достоинства. Тем не менее только в обществе и средствами общественного влияния могут быть сформированы у людей те качества. Которые ни школа , ни семья в отдельности сформировать не могут, - гражданственность, патриотизм, социальная активность, ответственность и т.д. Школа и семья в данном случае являются помощниками и выполняют то, что принято называть «социальным заказом».

2.3. Взаимодействие семейного и общественного воспитания

Сегодня мы все чаще и чаще наталкиваемся на две абсолютно противоположные точки зрения по поводу того, кто несет основную ответственность за воспитание детей: школа, общество или же семья. Изначально воспитание детей рассматривалось как важное для общества явление, но оставлялось полностью в ведении родителей, как основных и единственных воспитателей ребенка. Вместе с тем появлялись  попытки со стороны общества, влиять на выполнение родителями своих воспитательных функций, через опосредованное формирование их представлений о правилах воспитания детей. Несмотря на то, что семейное воспитание продолжало еще длительное время оставаться господствующей формой, постепенно, с развитием государственности, создаются благоприятные условия для развития общественной системы воспитания детей в специальных педагогических учреждениях, и в первую очередь в школе. С появлением общественного воспитания возникла проблема соотношения семьи и школы в общем процессе воспитания. Очевидно, что ответ может быть только один: и сегодня, и впредь в важнейшей сфере жизни общества – воспитании детей – школа и семья должна действовать совместно и дополнять друг друга. Именно от этого зависит полноценное воспитание подрастающих поколений. Ни полноценная семья, ни очень хорошая школа в отрыве друг от друга не смогут его обеспечить. Они должны работать в тесной связке, осуществляя специфические функции и возможности, которые присущи каждому из этих важнейших институтов. При этом хорошая школа должна воздействовать на неблагополучные семьи, а хорошие во всех отношениях родители обязаны активно вмешиваться в школьный процесс, если обнаружат там недостатки, делать все возможное для их устранения.

Семья и общество – это маленькая и большая модели одной и той же системы модели. Обе включают людей, которые должны работать и жить вместе, чьи судьбы тесно переплетены друг с другом. И в обществе и в семье есть много общего: руководитель играет свою роль и обращен при этом  к подчиненным, молодой – к старому, мужчина – к женщине, и каждый участвует в принятии решений, использует свой авторитет и стремится к общим целям. В некоторых семья ребенка учат быть как все, в других – воспитывают бунтарей, в третьих приучают разделять ответственность, в четвертых – не брать на себя никаких обязательств, т.е. в каждой семье детей воспитывают, как жить в обществе, как устраивать свои дела, относиться к несправедливости и другим негативным явлениям, нередко диктуют, каким должно быть жизненное кредо.[12]

Преобразования последних лет привнесли в наш мир не только новые рыночные отношения, но и изменения нравственных ориентиров. Нестабильность в обществе порождает у людей максимализм, вызывает непредсказуемые противоправные действия. Часто преступления совершаются в состоянии алкогольного опьянения. И немудрено: ведь основа воспитания закладывается в семье, а многие семьи сегодня далеко не благополучны. Пьянство родителей, самоустранение от воспитания детей, безработица и поиск средств существования обостряют и без того сложные проблемы подрастающего поколения.

Сегодня воспитание может и должно быть понято не как однонаправленная передача опыта и оценочных суждений от старшего поколения к младшему, но как взаимодействие и сотрудничество взрослых и подростков в сфере их совместного бытия.

Основной акцент в воспитательном процессе падает на выработку у подростков умения решать свои проблемы, делать жизненый выбор нравственным путём, искать самостоятельно и с помощью взрослого наставника способы построения, подлинно человеческой жизни на сознательной основе, пытаться ответить на вопросы: "Кто я? Как живу? Зачем так поступаю? Чего хочу от жизни? От себя? От других людей? Куда двигаться дальше? Чему учиться?"

Гуманизация нашего общества возможна только при наличии гуманных отношений в семье. И основная задача при формировании основ семейной жизни - это научить подростка семейному этикету, заставить задуматься о духовной сущности брака, показать пути и возможности налаживания отношений в семье.

Обобщая опыт работы коллег, анализируя свой собственный опыт по воспитанию подростков, при планировании работы в сфере "Семья" я уделяю основное внимание трём направлениям: усвоению этики семейной жизни, формированию чувства долга перед родителями, утверждению в сознании молодых людей ориентации на устойчивый брак, ведению здорового образа жизни.

Работа по данным вопросам начинается с изучения документов студентов, при этом особенное внимание уделяется их семейному положению, а также медицинским справкам о состоянии здоровья. На основании полученных данных классный руководитель выделяет семьи, где нет одного из родителей, а также студентов с ослабленным здоровьем.

Перед началом учебного года, как правило, проводится собрание для вновь поступивших студентов, где обычно присутствуют и родители.

В ходе беседы классного руководителя с родителями выясняются некоторые особенности характера их детей. Для того чтобы лучше понять психологический климат семьи проводится анкетирование, на основании которого можно сделать для себя важный вывод, а именно: существует ли взаимопонимание между родителями и их детьми. Анкетирование проводится и для родителей и для студентов.

Анкета (для родителей)

1. Понимаете ли Вы своего сына (дочь)?

1 Да

2. Нет

3. Не всегда, не по всем вопросам

________________________________________________________

2. Как вы понимаете ответственность за семью?

1. Сохранение любви и взаимопонимания

2. Забота о каждом члене семьи

3. Внимание каждого к возникающим проблемам

4. Материальное обеспечение

5. Воспитание детей

________________________________________________________

3. Обсуждаете ли Вы в семье газетные статьи, книги, фильмы?

1. Часто

2. Ежедневно

3. Редко

4. Совсем не обсуждаем

________________________________________________________

4. Как часто в Вашем доме разговор идёт о браке и о семье?

1. Часто

2. Редко

3. Как следствие какого-то события

4. В связи с просмотром телепередач

5. На данную тему не говорят

_________________________________________________________

5. Посещаете ли Вы кино, театр всей семьёй?

1. Часто

2. Редко

3. Совсем не бываем всей семьёй

________________________________________________________

6. Проводите ли Вы свой отпуск семьёй?

1. Всегда

2. Изредка, при наличии путёвок

3. Очень редко

4. Не удаётся

________________________________________________________

7. Учите ли Вы своих детей культуре брачно-семейных отношений?

1. Да, систематически;

2.Редко, от случая к случаю

3.Стараюсь, но не получается

4.Her, потому что не знаю, что и как сказать

_________________________________________________________

Анкета (для студентов)

1. Являются ли для тебя родители идеалом супругов?

1. Да

2. Нет

3. Не совсем

4. Смотря в каких случаях

_________________________________________________________

2. Хотел бы ты поговорить с мамой, папой по вопросам брака, любви, половых отношений?

1. Да

2. Нет

3. Только с мамой

4. Только с папой

_________________________________________________________

3. Как часто в доме идут разговоры о браке и семье?

1. Часто

2. Редко

3. Как следствие какого-либо события

4. На данную тему не говорят

_____________________________________________________

4. Хотелось бы тебе познакомить маму, папу со своим избранником (избранницей)?

1.Да

2. Нет

3. Только с мамой

4. Только с папой

____________________________________________________

5. Чью сторону ты принимаешь, когда родители ссорятся?

1  Сторону мамы

2 Сторону папы

3 Ничью

____________________________________________________

6. Высказываешь ли ты своё отношение к родительским отношениям?

1. Да

2. Нет

3. Очень редко

_____________________________________________________

7. Кто тебе душевно ближе?

1. Мама

2. Папа

3. Никто

_____________________________________________________

Данные анкеты учитываются при составлении плана воспитательной работы в сфере "Семья", которая проводится с учётом возрастных особенностей студентов.

На первом курсе происходит знакомство классного руководителя со студентами. Классный руководитель изучает особенности характера своих подопечных, отмечая для себя такие черты как открытость, умение общаться, быть естественными в присутствии незнакомых людей. Этот процесс осуществляется при повседневном общении, на сельскохозяйственных работах, генеральных уборках, при подготовке музыкальных номеров для конкурсов художественной самодеятельности. В результате постоянного контакта студенты привыкают к классному руководителю, рассказывают о наболевших проблемах, в том числе и семейных.

В беседах со студентами я стараюсь не навязывать свою точку зрения, а тем более читать нравоучения. Самое главное здесь выслушать и по возможности постараться помочь.

При решении  сложных семейных проблем,  касающихся  ущемления прав студентов, на классном часе присутствуют родители.

Студенты должны хорошо знать свои права и обязанности с точки зрения законодательства о семье. Для этой цели к студентам приглашается юрист, специалист в данной области.

На втором курсе, учитывая взросление студентов, а также приобретённый контакт и взаимопонимание проводятся классные часы с применением разнообразных методов и форм: от индивидуальных бесед и диспутов до открытых внеклассных мероприятий. В качестве примера я могу назвать открытое внеклассное занятие, которое было проведено в форме "Семейного клуба", некоторого подобия известной телепередачи "Моя семья".

Данное занятие предназначено для студентов 2-го курса. Оно проводится по одной из важных тем нравственного воспитания  "Сыновне-дочерние отношения".  Обсуждая эту тему нельзя не коснуться вопроса формирования межличностных отношений в семье, конфликтных ситуаций.

Основная задача занятия: научить правильно оценивать различные семейные проблемы, свои поступки, помочь найти выход из конфликтных ситуаций.

Перед занятием проводится анкетирование среди студентов по семейным проблемам, чтобы выбрать наиболее важные вопросы для обсуждения на классном часе.

Для того, чтобы молодой человек мог критично относиться к своему собственному поведению, умел с достоинством выходить из конфликтных ситуаций, показывая при этом уважение к мнению своих родителей, ему предлагаются для обсуждения следующие вопросы:

1.  Позднее возвращение домой.

2.  Твои друзья и родители.

3.  Как относиться к алкоголю и курению.

4.  Как устроить дома вечеринку.

5. Как разговаривать с родителями.

6. Как помогать по дому.

Все эти вопросы рассматриваются на примере конкретных жизненных ситуаций, участниками которых являются студенты. Эти ситуации всесторонне обсуждаются, вскрываются причины конфликта и изыскиваются возможные пути выхода из создавшегося положения. Практика показывает, что очень часто подростки сталкиваются с такими проблемами, от которых они чувствуют себя одинокими, несчастными, загнанными в угол. Многие семьи зачастую не учат ребёнка как правильно поступить в той или иной ситуации, чтобы справиться со своими трудностями. Бывает так, что подростки не могут выговориться в семье, т.к. их или не умеют или не хотят слушать. Иногда это легче сделать в кругу своих сверстников, особенно если создать доверительную атмосферу и умело направить разговор.

В ходе дискуссии идёт открытый обмен мнениями, создаётся возможность для коллективного поиска ' истины и анализа реальных событий и фактов.

Одна из задач мероприятия не просто дать какой-то прямой совет, а помочь разобраться в конкретной ситуации, чтобы постараться принять решение самому.

Вопросы, вынесенные на обсуждение, рассматриваются и с точки зрения психологии, т.к. в ходе дискуссии участвует психолог, который даёт оценку поведению членов семьи и делает определённые выводы и заключения по тому или иному вопросу.

Сценарий занятия был разработан советом самоуправления группы под руководством классного руководителя и председателя методического объединения классных руководителей. Это - мини-спектакль, действующими лицами которого являются: преподаватель - ведущий, студенты, эксперт-психолог, гости. Каждая ситуация рассматривается в отдельности, оппоненты высказывают своё мнение. Завершает обсуждение каждого вопроса эксперт-психолог.

Таким образом реализация поставленных целей осуществляется путём применения различных методов. Здесь присутствует метод работы под руководством преподавателя, ролевая игра и дискуссия, а также проблемно- поисковый метод при обсуждении разнообразных конфликтных ситуаций.

Занятия начинаются с вступительного слова классного руководителя:

Дорогие друзья! Мы рады приветствовать Вас в нашем семейном клубе.  Тема сегодняшнего занятия "Моя семья". У нас присутствуют  эксперт-психолог по семейным вопросам и много гостей - это наши студенты, преподаватели и родители.

Сегодня мы будем обсуждать вопросы, затрагивающие проблемы сыновне-дочерних взаимоотношений с родителями. По результатам анкетирования, которое было проведено накануне нашей встречи, мы выбрали для обсуждения наиболее важные из них. Это следующие вопросы:

1.  Позднее возвращение домой.

2.  Твои друзья и родители.

3.  Как относиться к алкоголю и курению?

4.  Как устроить дома вечеринку?

5.  Как разговаривать с родителями?      

6. Как помогать по дому?

Большинство подростков, которых мы знаем, утверждают, что их самое большое желание - больше свободы для распоряжения своей собственной жизнью. Родители не всегда бывают согласны с такой постановкой вопроса. На этой почве возникают конфликты, кризисные ситуации. В результате теряется духовная близость с родителями, которые перестают быть авторитетом для своих детей.

Сегодня по каждому из обсуждаемых вопросов Вы услышите рассказы студентов об их конкретной жизненной ситуации и о проблемах, которые возникли у них во взаимоотношениях с родителями в каждом случае. В ходе нашей дискуссии мы постараемся посмотреть на проблему с разных точек зрения - и со стороны студентов, и со стороны родителей, и поэтому я приглашаю всех присутствующих принять непосредственное участие в нашем разговоре. Сначала я предоставляю слово эксперту-психологу.

Эксперт-психолог. Конфликты между родителями и детьми, подростками - обычное дело. Многие подростки считают своих родителей совершенно невыносимыми. Настолько невыносимыми, что скандал с ними иногда превращается просто в привычное состояние жизни. Утром скандал из-за того, как ты одеваешься. Днём из-за отметок и прочих мелочей. Вечером из-за позднего возвращения домой и т.д.

Мы обращаемся к тем, кто пытается найти выход из тупиковой ситуации, наладить отношения с этими несносными "предками".

Итак, начинаем составлять программу налаживания отношения с этими крикливыми старомодными родителями.

Ситуация № 1

1-ый вопрос, который мы сегодня будем обсуждать - позднее возвращение домой. Сейчас мы послушаем студента А, которая расскажет свою жизненную ситуацию, а затем Вы выскажите своё мнение по этому вопросу...

Подводим итоги.

Эксперт-психолог: Позднее возвращение домой. Это больной вопрос для всех подростков, причём для девочек он является более острым т.к. родители их опекают ещё больше, чем мальчиков и ты не в силах разрушить эту защитную реакцию, поэтому постарайся всё понять. Начни обсуждать этот вопрос заранее и исподволь. Родители могут позволить тебе вернуться несколько позже, при условии, что ты сообщишь, где ты будешь находиться и вернёшься домой в определённое время. Свои обещания нужно обязательно выполнять. Мне кажется, что пока ты живёшь у родителей, с ними нужно считаться и делать то, что соответствует их правилам.

Ситуация № 2

Твои друзья и родители.

Выступление студента Б.

(Другие участники, вопросы).

Подведение итогов: (выступление эксперта-психолога).

Эксперт-психолог. Твои друзья и родители. Не удивляйтесь, если твои родители не сразу примут твоих друзей. Они могут счесть, что твои подруги слишком шумны, вызывающе одеты, "недостаточно хороши для тебя" и вообще оказывают на тебя плохое влияние. Вот некоторые ситуации, с которыми тебе следует считаться:

Твои родители могут беспокоится из-за того, что выбрав таких друзей, ты отвергаешь их (родителей) ценности.

Твои родители начинают чувствовать свой возраст, потому что ты взрослеешь и отдаляешься от них.

Твои родители могут немного ревновать тебя к тому, какую весёлую жизнь ты ведёшь, особенно если их собственные родители были с ними строже, чем они с тобой.

Ты можешь напоминать родителям их лучшие годы, когда они были в твоём теперешнем возрасте. Чувства, которые испытывают твои родители, вполне нормальны, поэтому приложи усилия к тому, чтобы не огорчать их и не причинять им боли. Постарайся, чтобы они понимали всё, что ты делаешь, и всегда знали, где ты бываешь со своими друзьями.

Ситуация № 3

Как относиться к алкоголю и курению?

Выступление студента В.

Как могут помочь родители. (Мнение участников, мнение эксперта).

Эксперт-психолог. Как относиться к алкоголю и курению. Могут ли помочь родители справиться с вредными привычками?

Как бросить курить или как не начать курить. Противостоять соблазну курить легче, когда кто-нибудь из взрослых, кого ты искренне уважаешь, не курит, например, кто-то из родителей, учителей, тренеров или руководителей молодёжных организаций. Было время, когда курение воспринималось нормально дома, на службе, в транспорте или даже в кино и театре. Сейчас с этой пагубной привычкой стали бороться, запрещая курение в общественных местах. Если ты не боишься других последствий этого вредного пристрастия, то хотя бы постарайся понять, что сигарета не красит тебя. У многих эта привычка вызывает отвращение, и ты можешь оказаться неприемлемой в определённых кругах. Прокуренное дыхание, табачный запах от волос и одежды неприятны.

Если тебя потянет к сигарете, то вспомни следующее. Даже те, кто курит меньше 15 сигарет в день укорачивает свою жизнь на пять с половиной лет, а каждая сигарета - это минус 4 минуты жизни. Сейчас, по данным статистики, продолжительность жизни мужчин и женщин имеет тенденцию к выравниванию. Это происходит потому, что женщины стали курить. Если ты хочешь иметь детей и куришь, то должна знать: у курящих женщин, если вообще удаётся доносить беременность, при рождении погибает каждый десятый ребёнок. Среди них велик процент преждевременных родов и дети рождаются с меньшим весом.

Если ты чувствуешь, что курение входит у тебя в привычку, посоветуйся с родителями, как можно этому противостоять, как отказаться от предлагаемой тебе сигареты, как преодолеть желание купить пачку. Они обязательно подскажут тебе что-нибудь дельное.

Об употреблении спиртных напитков можно сказать то же самое, что и о курении; тебя толкает к этому желание выглядеть старше, поскольку ты видишь, что взрослые не отказывают себе в этом. И хотя не большое количество алкоголя может доставить удовольствие, и даже бывает социально приемлемым, не забывай, что алкоголь может быть и лекарством, и ядом. Так как алкоголь доступен, то легко привыкнуть к выпивкам в компании друзей. Так, можно сказать, на пустом месте вырастает большое горе. Расплата наступает не сразу: со временем развивается цирроз печени - страдание, от которого мучительной смертью умирают алкоголики. Этому предшествует резкое снижение интеллекта, в просторечье называемое "помутнением мозгов", так как спиртное легкодоступно, достаточно - дёшево и способно взбодрить. Но, начав пить, многие уже не могут остановиться. Тебе кажется, что, выпив рюмку - другую, ты становишься более общительной, раскованной, но очень скоро наступает состояние, когда перестаёшь владеть собой.

Помни: веселье продолжается недолго, а неприятные последствия не заставляют себя ждать: кроме ужасного, подавленного настроения, наступающего вслед за выпивкой, часто мучают головные боли.

Как могут помочь родители. Поскольку употребление спиртных напитков очень распространено, то нужно выработать к этому собственное отношение. Лучше всего обо всём, что тебя интересует из этой области, узнать у себя дома. Родители должны подумать о том, что ребёнку, наверное, лучше познакомиться со спиртным в собственном доме; но возможно, они придерживаются строгих моральных принципов, тогда вряд ли сможешь сделать свой первый опыт в этой области дома, особенно если тебе ещё не исполнилось 18 лет. Но всё равно хорошо, что родители будут полностью в курсе твоих дел, чтобы, например, посоветовать, как добраться домой, если ты была в компании с кем-то, кто выпил там лишнее, или чтобы у тебя была возможность обсудить с ними, как быть, если твои приятели постоянно ходят по барам и кафе и выпивают там.

Ситуация № 4

Как устроить дома вечеринку?

Будут ли там твои родители?

Выступление студента Г.

(Мнение участников, мнение эксперта).

Эксперт-психолог. Как устроить дома вечеринку. Будут ли там твои родители.

Если ты хочешь устроить вечеринку в доме своих родителей, то всегда надо взвесить всё "за" и "против". Помни, что родители оказывают тебе большую любезность, разрешая устроить вечеринку в своём доме, поэтому ты должна обращаться с их имуществом бережно и сделать всё, чтобы твои друзья также были аккуратны.

Если ты с самого начала чувствуешь, что могут возникнуть какие-то трудности, что родители могут не разрешить вечеринку, то попробуй сначала поговорить с одним из них, например, с мамой, которая чаще всего бывает на твоей стороне, и спроси у неё совета, как уговорить папу. Она может предложить поговорить с ним сама. Организуя вечеринку, не будь чересчур претензионной. Гостей приглашай не очень много, чтобы не набивать свой дом битком, и не рассчитывай, что родители разрешат вам веселиться до четырёх часов утра. Не затевай ничего, что, по твоему разумению, может не понравиться родителям, например, выпивка или слишком громкая музыка.

Выясни у своих родителей как можно вежливее, собираются ли они быть с вами во время вечеринки. Большинство подростков, как правило, этого не хочет, но большинство родителей, по крайней мере в первый раз, опасаются предоставлять своего ребёнка его собственным затеям. Возможно, вам удастся прийти к компромиссному решению. Например, твои родители могут уйти на вечер, но вы договоритесь, что они вернутся домой в определённое время.

Ситуация 5

Ваши взаимоотношения.

Как разговаривать с родителями?

Выступление студента Е.

(Вопросы, мнения участников, мнение эксперта).

Эксперт-психолог. Как разговаривать с родителями?

Все родители любят, когда с ними советуются, поэтому, если у тебя возникает проблема, даже незначительная, обсуди её с родителями и спроси как тебе следует поступить. Для начала можешь обсудить с ними вопрос, который для тебя не особенно важен, и поэтому вы сможете выслушать друг друга с пониманием и без раздражения. Твои родители привыкнут к такого рода разговорам и, когда случится что-то более важное для тебя, будут готовы обсудить это соответствующим образом, а не отказывать сразу.

Пока ты не научишься разговаривать со своими родителями и ловишь себя на том, что постоянно начинаешь спорить с ними, пытаясь обсудить какие-нибудь проблемы, я считаю, что единственный способ, который позволяет это преодолеть, - лозунг "тише едешь - дальше будешь".

Ситуация № 6

Как помогать по дому?

Выступление студент Ж. 

(Вопросы участников, мнение эксперта).

Поэтический антракт.

Музыкальный номер.

Заключение

Итак у Вас нет другого выбора, кроме как жить в собственной семье, частью которой Вы являетесь. И даже когда Вы станете чуть--чуть старше и у Вас появится желание покинуть свой дом, Вы скорее всего не сможете заработать столько денег, чтобы прожить самостоятельно, без помощи родителей. Вы, может быть, вообще ничего не сможете заработать, поэтому, какими бы трудными ни были взаимоотношения в Вашей семье, Вы должны уметь уживаться в ней.

Я говорю это вовсе не потому, что считаю, будто у Вас большие обязательства перед Вашей семьёй: некоторым людям и в самом деле очень тяжело с родителями. Научиться быть частью коллектива всё равно придётся рано или поздно, и чем раньше Вы этому научитесь, тем лучше. И если даже впоследствии Вы оставите свою семью, предпочитая что-то другое, Вам придётся учиться тому, как отдавать и брать, как ставить собственные интересы на второй план и считаться со взглядами других людей, как быть полезными и жить в согласии. Очевидно, что всему этому легче всего научиться именно в семье, а не где-нибудь еще.

При достижении студентами совершеннолетия в план воспитательной работы в сфере "Семья"  включаются вопросы, касающиеся брака и здоровья:

1.  Межличностные отношения юношества.

2.  Что значит - готовность к браку?

3.  Об этом надо знать.

Обсуждение вышеназванных тем проводится в форме лекции, диспута, беседы с привлечением специалистов: психолога, врача и нарколога.

Последняя тема является одной из самых актуальных на сегодняшний день - это борьба против СПИДА.

На этот открытый классный - час приглашаются классные руководители и студенты 2, 3 и 4 курсов. Тема классного часа заинтересовала многих. Студенты 4 курса охотно делятся знаниями, полученными в процессе подготовки, стараются доходчиво изложить материал. Тем, кто присутствует на занятии, было предложено оформить плакаты-призывы, которые были вывешены в фойе колледжа.

Живой отклик вызвала проблемная ситуация: ВИЧ - инфицированный среди нас. В ходе обсуждения этой ситуации был сделан вывод о необходимости знания о СПИДЕ как можно больше, о формировании собственного отношения к этой проблеме.

На 4 курсе обсуждается также проблема отношения взрослых детей к престарелым родителям.

В ходе беседы я напомнила студентам народную пословицу: "Если хочешь, чтобы дети почитали тебя в старости, сам почитай стариков" и ещё "Если хочешь сделать детей счастливыми, научи их работать и уважать старость". Большинство современных семей располагает могучей духовной, воспитательной силой - это бабушки и дедушки. Многие из них порой сами помогают своим детям, т.е. молодым родителям воспитывать их детей, помогают и словами и делом. Можно смело утверждать: ключи от счастья многих молодых семей находятся в руках бабушек и дедушек. И если большинству из них не требуется материальная помощь от своих детей, то без внимания, уважения обойтись они не могут. Это та сила, которая поддерживает их, продлевает творческую активность, удлиняет жизнь. Период, когда дедушка и бабушка состарятся и сами будут нуждаться в  повседневном уходе, - особый экзамен. Об этом нельзя забывать. Нелегко бывает уживаться в одной семье представителям разных поколений: у .каждого свои взгляды на мир, на быт, на отношения, свои вкусы, пристрастия, порой причуды и капризы. Такова жизнь. От неё никуда не уйдёшь. Но это тем более диктует необходимость находить пути взаимопонимания для их взрослых детей. Те подают наглядный пример своим детям. Авторитет старших в семье зависит от многих условий и обстоятельств. Одним из них является разумное, уважительное отношение родителей ребёнка к своим родителям. Внимание к ним, признание их заслуг в обществе и семье, забота о них создают благотворную атмосферу для воспитания молодого поколения, т.к. дети особенно зорко присматриваются ко всему: как старшие между собой разговаривают, как относятся друг к другу, какое чувство выражают к членам семьи, друзьям и знакомым.

Сильные молодые люди обязаны проявлять заботу о старых так же, как это делается по отношению к детям, но только ещё более участливо, обдуманно и деликатно. Ребёнок по своей природе нуждается в ласке и заботе. И чаще всего бабушки и дедушки его одаривают ими. Когда он становится взрослым, то обязан возвращать ласку и тепло, полученные в детстве от взрослых.

Научить молодое поколение уважать старшее (родителей, бабушек и дедушек) - сложный и многообразный процесс.

При подготовке данного вопроса для обсуждения на классном часе было проведено анкетирование.

Анкета, "Какой я сын? - Какая я дочь?"

1. Если тебе приходится неожиданно задерживаться или внезапно уйти из дома, сообщаешь ли ты об этом родителям? (Запиской, по телефону)

2. Бывают ли случаи, когда родители заняты какой-то большой работой (генеральной уборкой, стиркой), а ты уходишь на улицу, в кино, чтобы не крутиться под ногами?

3. Отложи на минутку книгу и осмотри квартиру не своими, а мамиными глазами. Нет ли в комнате вещей, которые не на месте?

4. Можешь ли ты сразу, никуда не заглядывая, назвать дни рождения родителей, бабушек, дедушек, братьев и сестёр?

5. Свои нужды (купить коньки, мяч, джинсы) ты, наверное, знаешь хорошо, а известно ли тебе, какая вещь нужна срочно маме и папе, бабушке и дедушке, брату, сестре и когда они собираются приобрести её?

6. Случается ли, что помимо маминого поручения ты выполняешь какую-нибудь работу "от себя" по своей инициативе (например, тебя попросили протереть пол в прихожей, а ты ещё привёл в порядок и обувь).

7.  Мама угощает тебя пирожным, апельсином, конфетой. Всегда ли ты проверяешь, досталось ли вкусное взрослым, делишься с ними?

8. У Вас дома взрослые гости. Приходится тебе напоминать, что надо заняться каким-нибудь таким делом, чтобы не мешать взрослым, не вмешиваться в их разговор?

9. Стесняешься ли ты дома, в гостях, в театре, в музее, в магазине, на улице подать маме руку, взять сумку, подать пальто?

ИТОГИ: если ты хороший сын (дочь), то должно получиться:

+ .. + + + + -

Если знаки получились противоположные, то тебе всерьёз надо заняться самовоспитанием.

Если некоторые знаки не совпадают, то не огорчайся: придумай себе несколько правил - и работай над ними.

Итак, семья - коллектив, объединяющий людей разного возраста, связанных родственными узами и вытекающими отсюда обязанностями: супружескими, родительскими, детей по отношению к родителям. И очень важно научить молодых людей правильно строить семейные отношения, думать и решать жизненные задачи, сомневаться и корректировать своё поведение, пополнять свои знания.


Заключение

                                       

Только вместе с родителями, общими

 усилиями, учителя могут дать детям

 большое человеческое счастье.

В.А. Сухомлинский

Сегодня во всем мире возникают новые требования к воспитанию ребенка в семье и обществе.  Люди начинают понимать главное, что всегда должно присутствовать в их взаимоотношениях, и они требуют того же и от общественных организаций. Главное, в чем они должны быть убеждены, что каждый ребенок – это личность, каждый руководитель – это личность. Жизнь делают люди, и какие отношения складываются между ними, определяет все, что вообще происходит с человечеством и миром, в котором оно живет. Все, что люди знают, во что они верят, как они разрешают возникающие конфликты, начинается в семье. Но в то же время в деятельности общественных институтов отражаются семейные традиции.  Для обеспечения нормального воспитания семьям необходимо искать единомышленников в общественных организациях  и образовывать с ним единый союз. Семья должна стать объединяющим звеном в обществе. Для того, чтобы воздействие общества было благоприятным необходимо сначала сделать более гармоничной семью. А ведь влияние школы и семьи на развивающуюся личность являются самым главным, определяющим. Это влияние может быть позитивным, если только семья и общество действуют в единстве, согласованно, опираясь на общие моральные принципы, установки и подходы. И, наоборот, разрушительным для психики юного человека, если стороны действуют «вразброд». Главное, что необходимо помнить, что независимо от того, кому принадлежит инициатива, взаимодействие семьи и общества происходит ради ребенка и на помощь ему.

Библиография

1. Бордовская., Н.В., Реан А.А. Педагогика: Учебник для вузов [текст] / Н.В. Бордовская,  А.А Реан . - СПб:  Издательство  “ Питер”, 2000. - 304 с.

2. Игошев, К.Е., Миньковский Г.М. Семья, дети, школа [текст] / К.Е. Игошев, Г.М. Миньковский. – М.: Юрид. лит., 1989. – 448 с.

3. Ковалев, С.В. Психология современной семьи [текст] / С.В. Ковалев. – М.: Просвещние, . – 208 с.

4. Педагогика: Учеб. пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей/ Под. ред. П.И. Пидкасистого [текст] / П.И. Пидкасистый. – М.: Педагогическое общество России, 1998. – 640 с

5. Подласый, И.П. Педагогика: Учебник для вузов [текст] / И.П. Подласый. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 256 с.

6. Сатир, В. Как строить себя и свою семью [текст] / В. Сатир. – М.: «Педагогика - пресс», 1992. – 203 с.

7. Социальная педагогика: Учеб пособие для студентов высших учеб. заведений/ Под. ред. В.А. Никитина [текст] / В.А. Никитин. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 272 с.


[1] Бордовская., Н.В., Реан А.А. Педагогика: Учебник для вузов [текст] / Н.В. Бордовская,  А.А Реан . - СПб:  Издательство  “ Питер”, 2000. - 304 с.

[2] Бордовская., Н.В., Реан А.А. Педагогика: Учебник для вузов [текст] / Н.В. Бордовская,  А.А Реан . - СПб:  Издательство  “ Питер”, 2000. - 304 с.

[3] Педагогика: Учеб. пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей/ Под. ред. П.И. Пидкасистого [текст] / П.И. Пидкасистый. – М.: Педагогическое общество России, 1998. – 640 с

[4] Бордовская., Н.В., Реан А.А. Педагогика: Учебник для вузов [текст] / Н.В. Бордовская,  А.А Реан . - СПб:  Издательство  “ Питер”, 2000. - 304 с.

[5] Социальная педагогика: Учеб пособие для студентов высших учеб. заведений/ Под. ред. В.А. Никитина [текст] / В.А. Никитин. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 272 с.

[6] Игошев, К.Е., Миньковский Г.М. Семья, дети, школа [текст] / К.Е. Игошев, Г.М. Миньковский. – М.: Юрид. лит., 1989. – 448 с.

[7] Социальная педагогика: Учеб пособие для студентов высших учеб. заведений/ Под. ред. В.А. Никитина [текст] / В.А. Никитин. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 272 с.

[8] Игошев, К.Е., Миньковский Г.М. Семья, дети, школа [текст] / К.Е. Игошев, Г.М. Миньковский. – М.: Юрид. лит., 1989. – 448 с.

[9] Ковалев, С.В. Психология современной семьи [текст] / С.В. Ковалев. – М.: Просвещние, . – 208 с.

[10] Подласый, И.П. Педагогика: Учебник для вузов [текст] / И.П. Подласый. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 256 с.

[11] Бордовская., Н.В., Реан А.А. Педагогика: Учебник для вузов [текст] / Н.В. Бордовская,  А.А Реан . - СПб:  Издательство  “ Питер”, 2000. - 304 с.

[12] Сатир, В. Как строить себя и свою семью [текст] / В. Сатир. – М.: «Педагогика - пресс», 1992. – 203 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему "Обобщение опыта работы"

Презентация посвящена обобщению опыта работы на тему "Формирование универсальных учебных действий путем применения кейс-технологии на уроках общественных дисциплин"...

Обобщение опыта работы

Способы повышения познавательного интереса у студентов к занятиям гуманитарного цикла путем использования методов активного обучения,проблемного обучения, ИКТ и интернет-ресурсов. Примеры заданий для ...

ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ

Доклад на тему: "Выполнение курсовой работы студентами техникума в условиях ФГОС"...

Обобщение опыта работы

Современный этап развития образования характеризуется поиском педагогических направлений, отвечающих современных потребностям общества. Одним из направлений решения задачи реформирования, модернизации...

Самостоятельная работа слушателей в Ессентукском филиале СтГМУ. Обобщение опыта работы преподавателя Смирновой В.А.

Самостоятельная работа слушателей является неотъемлемой частью обучения при повышении фельдшерами-лаборантами своих профессиональных знаний и умений в специализированных учебных заведениях....

Обобщение опыта работы учебной фирмы ГБПОУ "НГК"

Представлен анализ работы учебной фирмы, созданной  на базе специальности Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям), который позволит преподавателям использовать данный опыт работы в своей про...

Обобщение опыта работы по организации проектной деятельности в воспитательной работе. Отчетные материалы по учреждению.

Елена Никулина Обобщение опыта работы по организации проектной деятельности в воспитательной работе. Отчетные материалы по учреждению. Сборник проектов социальных инициатив подготовлен с целью пе...