Статьи и публикации
статья по теме

Лотош Юлия Ивановна

Представлены статьи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Логопедические бродилки28.66 КБ
Файл zanyatie.docx40.07 КБ

Предварительный просмотр:

Логопедические «бродилки»

          В настоящее время количество детей имеющих различные нарушения зрения органического и функционального характера, возрастает с каждым годом (Е.С. Либман, О.В. Парамей, Е.В. Шахова и др.). Теоретически и экспериментально доказано, что расстройство речи слабовидящих детей являются сложным дефектом, в котором прослеживаются определенные связи и взаимодействие речевой и зрительной недостаточности. Речевые нарушения у детей со зрительным дефектом многообразны и сложны по степени выраженности, структуре.  Нарушения звукопроизношения, у детей с нарушенным зрением встречаются в полтора раза чаще, чем у зрячих. При данном дефекте, наиболее часто встречается нарушение речи -  дизартрия.

          Дизартрия –  нарушение произношения вследствие нарушения иннервации речевого аппарата, возникающее в результате поражения нервной системы в результате чего речь теряет свою членораздельность и внятность. В последние годы прослеживается выраженная тенденция к росту данной речевой патологии. В логопедии дизартрия входит в тройку наиболее распространенных форм нарушений устной речи, по частоте уступая лишь дислалии и опережая алалию.

          У детей с диагнозом дизартрия процесс автоматизации поставленных звуков очень длителен во времени. Поставленный звук также проходит все этапы автоматизации как при дислалии только у детей с дизартрией часто наблюдается распад сложившихся умений. Например, ребенок научился четко произносить звук в слогах и начался этап автоматизации звуков в словах и словосочетаниях. Ребенок приходит на занятие и у него наблюдается смазанный звук. А это значит, что приходится снова возвращаться к более ранней ступени автоматизации звука. Зачастую у детей с данным речевым диагнозом ребенку долго не удается правильно произносить поставленный звук в слогах и словах, не говоря уже о фразах.

          Поэтому  процесс автоматизации звуков у данной категории детей может стать утомительным не только для них, но и для педагога: пройден весь речевой материал, задействованы все игры, а звук еще не автоматизирован. Кроме того, у таких детей часто встречаются нервно-психические нарушения: расторможенность, гиперактивность или, наоборот, замкнутость, низкая работоспособность и др. педагогу в такой ситуации нелегко овладеть вниманием ребенка, неготового к логопедическим занятиям.

 Работа с такими детьми заставила меня усиленно искать новые и интересные моменты, новые игры, которые позволят не только создать коррекционно-развивающую среду, но и добиться успешного закрепления звуков в речи детей, ведь ребенок должен играть и тогда, когда он преодолевает трудности, а исправление недостатков речи - это огромный труд для ребенка. И поэтому задача взрослых - так окружить его игрой, чтобы он и не заметил, что на самом деле занят тяжелой работой.  С одной из таких игр под названием «Логопедические бродилки», которая не раз меня выручала, я и хочу поделиться.

          Эта старая и незаслуженно забытая игра очень нравится современным детям. Я переделала её на логопедический лад, наполнив коррекционным содержанием. От этого она не утратила своей увлекательности азартности, а приобрела определенную направленность. Детям нравятся совместные со взрослым игры, но, к сожалению, родители не всегда уделяют этому должное внимание.

          Напоминаю правила игры и те тонкости, которые превращают обычные бродилки в логопедические.   На листе бумаги друг за другом располагаются дорожка из квадратов, кружочков, звёздочек и т.д. в них нарисованы картинки. Дорожку нужно закончить около домика (звездочки, ракеты, цветочка и т.д.). Это цель, куда ребенок стремится попасть первым.  Но для этого ему нужно пройти по дорожке, например, из кружочков и выполнить сложные задания, нарисованные на дорожке. Каждый участник игры ставит свою фишку (здесь можно использовать не только фишки из игр-бродилок, но и мелкие игрушки, пуговицы и т.д.), а можно поставить пальчик на начало дорожки. Далее он кидает кубик, на каждой грани которого нужно поставить не более трех точек. При таком количестве ходов возможно максимальное выполнение заданий, расположенных на кружочках. Игрок, кинувший кубик, делает ход, равный количеству точек на кубике, и выполняет изображенное в кружочку задание. Кубик можно не использовать. Ребенок может последовательно произносить, например, названия картинок.  Но необходимо объяснить детям, что особенностью логопедических игр является то, что игроки должны четко и правильно произносить изолированно звук или слог с автоматизируемым звуком, называть картинки, которые встречаются им на пути. Дети должны старательно проговаривать каждый звук, потому что, пока слог или слово не будет произнесено правильно, ребенок не может сделать следующий ход. Важно подбирать игры с таким материалом, с которым дети способны справиться на данном этапе коррекционного процесса.

         В «Бродилки» может играть как один ребенок, так и два ребенка или ребенок с логопедом. Эта игра обладает таким достоинством, как универсальность, и может использоваться на всех этапах коррекционной работы. При творческом подходе педагога её можно неограниченно расширять.

          На этапе развития моторики речевого аппарата могут быть зарисованы символы тех артикуляционных упражнений, которые необходимо выполнить. На этапе автоматизации звуков изолированно размещаются символы звука и буквы. Схематичное изображение слов, стихов и чистоговорок поможет автоматизировать их в процессе игры.

          Зарисованные в конце игры домик, подарок, космодром и т.д.,  где нас ждут в гости,  принцесса в замке, которую надо спасти, разнообразят игру, придают ей новый колорит и привлекательность.

         В конце дорожки можно нарисовать подарок, а на тыльной стороне приклеить карман и вложить наклейку. Общий фон можно оформить в виде леса, неба с облаками, в зависимости от задуманного сюжета. Такие занятия очень эффективны и очень нравятся детям.

         



Предварительный просмотр:

Логоритмическое занятие в старшей группе на тему:

«Снеговик принес письмо» (Зима)

Цель: формирование знаний детей о времени года - зиме, ее отличительных особенностей.

Задачи: формировать знания детей о зиме; закреплять умение определять правую и левую сторону, верхнюю и нижнюю сторону;  формировать грамматически правильную речь детей; развивать связную речь детей, способствовать развитию координации речи с движением; закреплять в речи поставленные звуки, формировать навыки самоконтроля за речью; формировать слуховое внимание, память, умение действовать по инструкции; развивать дыхание и голос, вокальные способности; развитие артикуляционной, общей и тонкой моторики, мимики; развитие физиологического и фонационного дыхания; развитие переключаемости с одного поля деятельности на другое.

  1. Ходьба и маршировка в разных направлениях.
  2. Артикуляционная гимнастика «Зимняя»

Сосулька. Высунуть  «острый»  язык  как  можно  дальше удерживать

его в таком положении под счет до шести».

Санки-ледянки. Сделать язык «чашечкой».

Горка  для  спуска. Открыть  рот,  опустить  язык  за  нижние  зубы,

выгнуть спинку языка «горочкой».

Саночки. Рот  открыт,  губы  в  улыбке.  Боковые  края  языка  плотно

прижать к верхним коренным зубам, спинку прогнуть вниз, кончик

свободен.  Движения  вперед-назад,  боковые  края  языка  должны

скользить  по  коренным  зубам.  Следить,  чтобы  нижняя челюсть  не

двигалась, губы не касались зубов.

Ураганный  ветер  открывает  и  закрывает  форточку. Рот  крыт.

Язык высунут изо рта. Поднимать и опускать кончик языка.

     3. Пальчиковая гимнастика «Зима»

Раз, два, три, четыре, пять,

Мы во двор пришли гулять.  (загибать пальчики по одному)

Бабу снежную лепили.           (имитировать лепку комов)

Птичек крошками кормили, (крошить хлебушек всеми пальчиками)

С горки мы потом катались. (вести указательным пальцем  правой руки по

                                                  ладони левой руки)

А еще в снегу валялись.        (класть ладошки на стол то одной, то другой

                                                  стороной)

Все в снегу домой пришли,  (отряхивать ладошки)

Съели суп и спать легли.     (производить движения воображаемой ложкой,

                                                положить руки под щеку)

   4. Развитие речевого дыхания и голоса

Вьюга. Старая,  седая,  с  ледяной  клюкой,  Вьюга  ковыляет  Бабой

Ягой.  Воет  вьюга:  «З-з-з-з-з-з».  (с  усилением  звука.)  

Застонал лес  от вьюги:  «М-м-м-м-м-м».  (тихо,  высоким  голосом.)  

Тяжело  стонут  дубы: «М-м-м-м-м-м». (громко, низким голосом.)

Стонут березы: «М-м-м-м-м-м».  (тихо,  высоким  голосом.)  

Шумят  ели:  «Ш-ш-ш-ш-ш».  

Стихает вьюга: «С-с-с-с-с-с».

5. Координация речи и движения «Снеговик»

Давай, дружок, смелей, дружок,

Кати по снегу свой снежок.   (дети идут по кругу друг за другом, изображая, что  катят перед собой снежок)

Он превратится в толстый ком, (останавливаются, «рисуют» двумя руками ком)

И станет ком снеговиком. (рисуют снеговика из трёх кругов разного размера)

Его улыбка так светла! (показывают руками на лице улыбку)

Два глаза, шляпа, нос, метла. (показывают глаза, прикрывают голову ладошкой, показывают нос, встают прямо, держат воображаемую метлу)

Но солнце припечёт слегка – (медленно приседают)

Увы! – и нет снеговика. (пожимают плечами, разводят руками)

6. Самомассаж «Вот на улице мороз»

Вот на улице мороз!                  (руки на поясе)

Ну-ка, все потрите нос!             (трут кончик носа)

Ни к чему нам бить баклуши,  (грозят правым указательным пальцем)

Ну-ка, взялись все за уши:

Покрутили, повертели,

Вот и уши отогрели!                 (указательным и большим пальцами держатся за мочки ушей и вращают их вперёд, затем   назад)

По коленкам постучали,          (стучат ладонями по коленям)

По плечам похлопали,             (руки скрестить на уровне груди, хлопают ладонями по плечам)

Ножками затопали!                  (топают ногами) 

7. Музыкальная игра «Вот так холод»

8. Мимические упражнения

Выразить свое состояние и настроение в разное время зимы: радуемся

первому  снегу,  ежимся  от  холодного  ветра,  нас  пробирает  дрожь  до

самых костей в морозную, студеную погоду.

Выразить  мимикой,  жестами  и  движением  настроение  и  действия

зимы: вот Зима-волшебница нарядила деревья и кусты в белые одежды,

усыпала  блестками  и  серебром  землю.  А  вот  сердитая  Зима-старуха,

заморозила птиц, людей и зверей, сковала реки льдами и т. д

9.  Координация речи и движения «Как на горке»

Импровизация движений (дети с вытянутыми руками встают на носочки,

затем приседают, а в конце ложатся на коврик, изображая спящего медведя).

Как на горке — снег, снег,

И под горкой — снег, снег,

И на елке — снег, снег,

И под елкой — снег, снег,

А под снегом спит медведь.

Тише, тише. Не шуметь!

10. Упражнения для щек и губ

Снеговики  радуются  снегу  и  морозу. Надуть  щеки.  Веселое  выражение

глаз.

Грустные  снеговики  весной.  Опустить  уголки  губ  вниз.  Передать

печальный взгляд.

 Релаксация

— Мы сегодня хорошо потрудились, давайте немного отдохнем.

Релаксация под спокойную музыку. Дети лежат на ковре. Логопед на фоне музыки читает стихотворение К. Бальмонта «Светло-пушистая снежинка белая…».

Светло-пушистая,
Снежинка белая,
Какая чистая,
Какая смелая!
Дорогой бурною
Легко проносится,
Не в высь лазурную,
На землю просится.
Лазурь чудесную
Она покинула,
Себя в безвестную
Страну низринула.
В лучах блистающих
Скользит, умелая,
Средь хлопьев тающих
Сохранно-белая.
Под ветром веющим
Дрожит, взметается,
На нем, лелеющем,
Светло качается.
Его качелями
Она утешена,
С его метелями
Крутится бешено.
Но вот кончается
Дорога дальняя,
Земли касается,
Звезда кристальная.
Лежит пушистая,
Снежинка смелая.
Какая чистая,
Какая белая!

Литература:

1.Бабушкина Р.Л., Кислякова О.М. Логопедическая ритмика: Методика работы с дошкольниками, страдающими общим недоразвитием речи. – СПб.: КАРО, 2005г.

2. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика. – М.: «ВЛАДОС», 2003г.

3. Картушина М, Ю. Зеленый огонек здоровья. СПб, 2004

4. Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 5-6 лет. – М.: «ТЦ Сфера», 2005г.

5. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. – СПб: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2001г.

«Зимние забавы»

  1. Ходьба и маршировка в разных направлениях.
  2. Артикуляционная гимнастика «Зимняя»

Сосулька. Высунуть  «острый»  язык  как  можно  дальше удерживать

его в таком положении под счет до шести».

Санки-ледянки. Сделать язык «чашечкой».

Горка  для  спуска. Открыть  рот,  опустить  язык  за  нижние  зубы,

выгнуть спинку языка «горочкой».

Саночки. Рот  открыт,  губы  в  улыбке.  Боковые  края  языка  плотно

прижать к верхним коренным зубам, спинку прогнуть вниз, кончик

свободен.  Движения  вперед-назад,  боковые  края  языка  должны

скользить  по  коренным  зубам.  Следить,  чтобы  нижняя челюсть  не

двигалась, губы не касались зубов.

Ураганный  ветер  открывает  и  закрывает  форточку. Рот  крыт.

Язык высунут изо рта. Поднимать и опускать кончик языка.

     3. Пальчиковая гимнастика «Зима»

Раз, два, три, четыре, пять,

Мы во двор пришли гулять.  (загибать пальчики по одному)

Бабу снежную лепили.           (имитировать лепку комов)

Птичек крошками кормили, (крошить хлебушек всеми пальчиками)

С горки мы потом катались. (вести указательным пальцем  правой руки по

                                                  ладони левой руки)

А еще в снегу валялись.        (класть ладошки на стол то одной, то другой

                                                  стороной)

Все в снегу домой пришли,  (отряхивать ладошки)

Съели суп и спать легли.     (производить движения воображаемой ложкой,

                                                положить руки под щеку)

   4. Развитие речевого дыхания и голоса

Вьюга. Старая,  седая,  с  ледяной  клюкой,  Вьюга  ковыляет  Бабой

Ягой.  Воет  вьюга:  «З-з-з-з-з-з».  (с  усилением  звука.)  

Застонал лес  от вьюги:  «М-м-м-м-м-м».  (тихо,  высоким  голосом.)  

Тяжело  стонут  дубы: «М-м-м-м-м-м». (громко, низким голосом.)

Стонут березы: «М-м-м-м-м-м».  (тихо,  высоким  голосом.)  

Шумят  ели:  «Ш-ш-ш-ш-ш».  

Стихает вьюга: «С-с-с-с-с-с».

5. Координация речи и движения «Снеговик»

Давай, дружок, смелей, дружок,

Кати по снегу свой снежок.   (дети идут по кругу друг за другом, изображая, что  катят перед собой снежок)

Он превратится в толстый ком, (останавливаются, «рисуют» двумя руками ком)

И станет ком снеговиком. (рисуют снеговика из трёх кругов разного размера)

Его улыбка так светла! (показывают руками на лице улыбку)

Два глаза, шляпа, нос, метла. (показывают глаза, прикрывают голову ладошкой, показывают нос, встают прямо, держат воображаемую метлу)

Но солнце припечёт слегка – (медленно приседают)

Увы! – и нет снеговика. (пожимают плечами, разводят руками)

6. Самомассаж «Вот на улице мороз»

Вот на улице мороз!                  (руки на поясе)

Ну-ка, все потрите нос!             (трут кончик носа)

Ни к чему нам бить баклуши,  (грозят правым указательным пальцем)

Ну-ка, взялись все за уши:

Покрутили, повертели,

Вот и уши отогрели!                 (указательным и большим пальцами держатся за мочки ушей и вращают их вперёд, затем   назад)

По коленкам постучали,          (стучат ладонями по коленям)

По плечам похлопали,             (руки скрестить на уровне груди, хлопают ладонями по плечам)

Ножками затопали!                  (топают ногами) 

7. Музыкальная игра «Вот так холод»

8. Мимические упражнения

Выразить свое состояние и настроение в разное время зимы: радуемся

первому  снегу,  ежимся  от  холодного  ветра,  нас  пробирает  дрожь  до

самых костей в морозную, студеную погоду.

Выразить  мимикой,  жестами  и  движением  настроение  и  действия

зимы: вот Зима-волшебница нарядила деревья и кусты в белые одежды,

усыпала  блестками  и  серебром  землю.  А  вот  сердитая  Зима-старуха,

заморозила птиц, людей и зверей, сковала реки льдами и т. д

9.  Координация речи и движения «Как на горке»

Импровизация движений (дети с вытянутыми руками встают на носочки,

затем приседают, а в конце ложатся на коврик, изображая спящего медведя).

Как на горке — снег, снег,

И под горкой — снег, снег,

И на елке — снег, снег,

И под елкой — снег, снег,

А под снегом спит медведь.

Тише, тише. Не шуметь!

10. Упражнения для щек и губ

Снеговики  радуются  снегу  и  морозу. Надуть  щеки.  Веселое  выражение

глаз.

Грустные  снеговики  весной.  Опустить  уголки  губ  вниз.  Передать

печальный взгляд.

 Релаксация

— Мы сегодня хорошо потрудились, давайте немного отдохнем.

Релаксация под спокойную музыку. Дети лежат на ковре. Логопед на фоне музыки читает стихотворение К. Бальмонта «Светло-пушистая снежинка белая…».

Светло-пушистая,
Снежинка белая,
Какая чистая,
Какая смелая!
Дорогой бурною
Легко проносится,
Не в высь лазурную,
На землю просится.
Лазурь чудесную
Она покинула,
Себя в безвестную
Страну низринула.
В лучах блистающих
Скользит, умелая,
Средь хлопьев тающих
Сохранно-белая.
Под ветром веющим
Дрожит, взметается,
На нем, лелеющем,
Светло качается.
Его качелями
Она утешена,
С его метелями
Крутится бешено.
Но вот кончается
Дорога дальняя,
Земли касается,
Звезда кристальная.
Лежит пушистая,
Снежинка смелая.
Какая чистая,
Какая белая!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья для публикации на Международном фестивале "Шаги успеха"

статья для публикации на Международном фестивале "Шаги успеха"...

СТАТЬЯ ДЛЯ ПУБЛИКАЦИИ "Международные направления информатизации общества."

В последние годы мы видим, как происходит бурное развитие глобальных информационных сетей связи и информационных коммуникаций: спутникового телевидения, радиовещания, телефонной связи и средств факсим...

Статья. Моя публикация

Моя публикация...

Статья. Моя публикация

Моя публикация...

Статья для публикации

Мастер-класс как фактор формирования профессиональных компетенций студентов по профессии «Повар»...

Статьи и публикации

Статьи на тему преподавания иностранного языка в колледже(изопыта работы)...