Статья для публикации на всероссийском сайте - «Сайт педагога» «Духовно-нравственное развитие обучающихся средствами профессионального обучения».
консультация

Рукосуев Юрий Меркурьевич

Статья для публикации 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья для публикации на всероссийском

сайте - «Сайт педагога»  

«Духовно-нравственное развитие обучающихся средствами профессионального обучения».

Общее образование и профессиональная подготовка осужденных, имеют большое значение для выполнения главной задачи, стоящей перед пенитенциарными учреждениями по исправлению осужденных.

Профессиональная подготовка осужденных в пенитенциарных учреждениях и после их освобождения — важный фактор в предстоящей реформе всей пенитенциарной системы, обеспечении занятости общественно полезным трудом как одним из основных средств исправления осужденных (ч. 2 ст. 9 УИК РФ).

Общее образование осужденных как одно из основных средств, применяемых в системе мер исправительного воздействия, не входит в содержание наказания, не является элементом кары. Это процесс педагогический, он направлен на обеспечение гуманной цели — помочь человеку, совершившему преступления, по отбытии наказания стать полезным членом нашего общества.

Духовно-нравственное воспитание личности – сложный и многогранный процесс, включающий педагогические, социальные и духовные влияния.

Большое значение для духовно-нравственного воспитания личности имеют социальные условия, биологические факторы, неорганизованное общение, однако решающую роль играет педагогическое, личностно-ориентированное взаимодействие, влияние личности педагога, богатство его духовного мира, поскольку оно в наибольшей степени осмыслено и управляемо.

Новые экономические условия изменили социальный заказ на будущего специалиста. Общество с рыночными отношениями привело к изменению профессиональной деятельности, а использование новых технологий в производстве и управлении ведет к существенным изменениям профессионально-квалификационных требований.

На данном этапе развития общества от каждого специалиста ждут умений приспосабливаться к скоростям, с которыми меняются требования к профессиональной деятельности, и целью обучения становится развитие способностей самостоятельно учиться и оказывать в этом помощь самому себе. Специалист должен понимать сложную динамику процессов социального и природного развития, воздействовать на них, адекватно ориентироваться во всех сферах социальной жизни. Вместе с тем человек должен обладать умениями оценивать собственные возможности и способности, выбирать критическую позицию и предвосхищать свои достижения, брать на себя ответственность за все происходящее с ним. 

В нынешних условиях требуются умения самостоятельно действовать в нестандартной, новой ситуации, при обслуживании технических объектов, людей, процессов, при управлении ими. Необходимыми стали умения работать в коллективе, в группе, так как профессиональная деятельность на современном этапе развития общества в большей степени связана с кооперацией и коммуникацией с коллегами, сотрудничеством с клиентами, посетителями и т.д.

Очевидна необходимость такого обучения, которое создавало бы условия для осознания учащимися самого процесса обучения, позволяющего осмыслить собственную деятельность и осознать свое место и роль в учебной ситуации, а также возможность управлять ею, то есть своим процессом обучения.

На лабораторно-практических занятиях необходимо создать оптимальные условия, для развития личности обучающегося, оказать ему помощь в самовоспитании, самоопределении, нравственном самосовершенствовании, освоении широкого круга социального опыта.

Сущностная специфика технологии профессионального обучения заключается не столько в передаче некоторого содержания знаний и формировании соответствующих им умений и навыков, сколько в развитии творческой индивидуальности и интеллектуально-нравственной свободы личности, в совместном личностном росте педагога и учащихся. 

Такая технология обучения позволяет преодолеть отчуждение преподавателей и студентов от учебной деятельности и друг от друга, а также предполагает поворот к личности, уважение и доверие к ней, ее достоинству, принятие ее личных целей, запросов, интересов. Она связана и с созданием условий для раскрытия и развития способностей, как учащихся, так и педагога с ориентацией на обеспечение полноценности их повседневной жизни.

Для достижения наиболее полного и наиболее объективного анализа оценки, качества и достоверности знаний, которыми овладевают учащиеся, преподавателю самому необходимо в совершенстве владеть современными технологиями, используемыми в образовательном процессе и соответствующей новым реалиям жизни методикой оценки духовно-нравственного развития личности.

Учебная деятельность является одним из основных средств включения обучающихся в систему общественных отношений, в коллективную деятельность, в ходе которой усваиваются ценности и нормы, лежащие в основе любой совместной деятельности.

Среди самых известных важных и эффективных принципов профессионального обучения можно выделить принципы целенаправленности, научности, доступности, наглядности, систематичности и последовательности, учёта возрастных и индивидуальных различий и другие, имеющие универсальное значение, независимо от видов и форм подготовки подрастающего поколения к жизни, труду.

Специфика деятельности педагога профессионального образования состоит в том, что он выполняет функции инструктора-наставника, обучающего учащихся базовой профессии, и функции воспитателя и организатора учебно-воспитательного процесса. В соответствии с этим ему необходимо обладать определенными качествами (способностями) к тому и другому виду деятельности.

Личностные качества, определяющие педагогическую направленность личности педагога: расположенность к учащимся, требовательность, принципиальность, справедливость, выдержка и самообладание, настойчивость, стремление к самосовершенствованию.

Организационно - коммуникативные качества, выполняющие функцию общения и организаторскую функцию: умение организовать учащихся, понимание учащихся, умение устанавливать правильные взаимоотношения, умение влиять на учащихся.

Дидактические качества, необходимые для реализации обучающей функции педагога: владение базовой профессией, умение объяснять, умение показывать трудовые операции, культура речи, общая эрудиция.[4]

Учеба, труд в учебных мастерских, практика на производстве, внеклассные мероприятия, участие в работе общественных объединений – все это помогает успешно формировать отношение к труду как к ценности.

Воспитание готовности трудиться включает в себя три взаимосвязанных стороны:

моральная готовность, т.е. стремление выполнять свои профессиональные обязанности наилучшим образом, умение трудиться в коллективе, высокое чувство ответственности за результаты своего труда, чувство собственного достоинства как профессионала.

психологическая готовность – сформированность таких качеств, как настойчивость, дисциплинированность, внимательность, аккуратность, выдержка, решительность, инициатива, высокая степень самоконтроля, самоанализа, самокритичности.

профессиональная готовность – умение планировать свой труд, контролировать процесс и результаты работы, творчески решать трудовые задачи.

Использование педагогических технологий на основе активизации познавательной деятельности учащихся, заданий исследовательского и творческого характера, проблемного метода обучения, метода проектов и т.п.; воздействие на эмоции учащихся через историю зарождения профессии, перспективы ее развития, содержание труда; проведение диагностики и оценки деятельности учащихся через метод наблюдений, метод тестирования, метод анкетирования, метод анализа продуктов деятельности учащихся способствуют развитию устойчивого интереса и творческого подхода к избранной профессии.

Таким образом, педагог профессионального образования должен владеть передовыми технологиями обучения. Ставя перед учениками отдаленные задачи, педагоги должны умело вовлекать их в активный поиск способов решения задач, тем самым воспитывая в учащихся целеустремленность, интерес и желание постигать основы мастерства, узнавать и создавать новое.

Литература

1. Бабаян А.В. О нравственности и нравственном воспитании / А.В. Бабаян // Педагогика - 2005 - №2 - С. 67-68.

2. Бондаревский, В. Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию [Текст] / В. Б. Бондаревский. — М., 2005.

  1. Демидко, М.Н. Формирование рефлексивных умений у обучающихся в средних специальных учебных заведениях: Метод. рекомендации. – Мн.: РИПО, 2001.
  2. Зимняя И.А. Педагогическая психология. -- Ростов-на - Дону: Феникс,2004.-480с.
  3. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России /А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков.- М.:Просвещение, 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение комплекса тренажеров-симуляторов в обучении, воспитании и развитии обучающихся

Применение комплекса тренажеров-симуляторов в обучении, воспитании и развитии обучающихся по специальности Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта...

Использование дистанционных образовательных технологий для развития системы среднего профессионального обучения

Использование дистанционных образовательных технологий для развития системы среднего профессионального обучения является одним из важнейших стратегических направлений в области повышения качества обра...

Мониторинг развития обучающихся по программе внеурочного занятия «Каблучок». Методы развития хореографических способностей у детей среднего школьного возраста средствами классического танца.

Любое обучение строится на методах и приемах – это точные и простые правила,  которые помогают педагогу добиться от учащихся определенных результатов.При проведении исследования развития хореогра...

Статья "Коммуникативные технологии в среднем профессиональном образовании как средство мотивации обучения"

В статье представлен опыт использования коммуникативных педагогических технологий в среднем профессиональном образовании на примере обучения химии....

Методическое обеспечение образовательного процесса: Рабочие программы учебных дисциплин и профессиональных модулей, учебно-методические комплексы, фонды оценочных средств, статьи и публикации

Разработаны на основе Федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования, актуализированы в соответсвии с требованиями  ФГОС СПО....

Методическое обеспечение образовательного процесса: рабочие программы профессиональных модулей и учебных дисциплин, фонды оценочных средств,учебно-методические комплексы, статьи и публикации

Представленные материалы разработаны с учетом Федеральных государственных образовательных стандартов среденго профессионального образования и профессиональных стандартов...