Методические рекомендации по использованию мнемотехники в обучении детей.
методическая разработка

Использование мнемотаблиц в работе с детьми дошкольного возраста как наиболее эффективного метода развития памяти, речи и других психических процессов. Без памяти человек не сможет ничего изобрести, не сможет скомбинировать и двух идей. Вольтер. Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Другими словами, мнемотехника – это средство запоминания, направленное на увеличение объема памяти путем образования дополнительных ассоциаций. Цель обучения с ее использованием – развитие всех видов памяти (зрительной, слуховой, тактильной, двигательной), мышления, внимания, воображения. Развивать память – значит обеспечить развитие всей умственной деятельности человека. В связи с этим, использование мнемотехнических средств в обучении дошкольников в настоящее время приобретает все большую популярность, т.к. становится актуальным. Мнемотехника предполагает развитие всей творческой личности в целом, которая невозможна без хорошо развитого воображения. Использование образов (или ЭЙДОСОВ , как их называли древние греки) и образных фантазий открывает новые возможности для развития памяти, творческого мышления, воображения, внимания. Многочисленные эксперименты показывают, что резервы памяти человека связаны с развитием эйдетической (образной) памяти. Отсюда и название одного из направлений психологии – эйдетизма, занимающегося развитием образной памяти. Эйдотехника помогает развивать и обобщать различные образы через умение обозначать каким-либо одним символом реальный образ (или несколько образов), отражая им общие признаки предмета, и замещать предметы, т.е. пользоваться «заместителями». Таким образом, начиная с дошкольного возраста, для наиболее быстрого и эффективного развития памяти необходимо применять наряду с мнемотехническими средствами (основаны на вербально-логическом мышлении) и эйдотехнические (основанные на конкретно-образном мышлении). Мнемотехнические и эйдотехнические методы используются при работе с мнемотаблицами. Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. Практика показала, что мнемотаблицы вызывают огромный интерес у детей (а не это ли главное условие результата?!), т.к. они еще живут в мире фантазий и мечтаний. Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на: • развитие основных психических процессов – памяти, внимания, восприятия, образного и логического мышления, а также речи; • отработка различных приемов запоминания (сюжет, трансформация); • развитие воображения, смекалки, фантазии; • развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении. Использование на занятиях с дошкольниками мнемотаблиц и мнемосхем заметно облегчает детям овладение связной речью, т.к. наличие зрительного плана-схемы помогает определить последовательность рассказа (сказки, стихотворения), уточнить его связи, ключевые элементы, отдельные образы и связать все это в одно целое. В мнемотаблицу можно заложить различную информацию. Это могут быть сказки, стихотворения, загадки, рассказы и пересказы конкретных текстов. Каждое занятие по развитию речи строится с учетом определенной лексической темы, которая также может быть отражена в мнемотаблице. Путем схематических зарисовок изображаются персонажи сказки, явления природы, различные действия, т.е. все то, что необходимо для достижения конкретных целей мнемотаблицы. Работа по мнемотаблице состоит из нескольких этапов: 1 этап. Рассматривание таблицы целиком. Цели – развитие внимания, зрительной памяти. На этом этапе внимание ребенка привлекается к тому, что мнемотаблица состоит из картинок-значков, которые необходимо «оживить». 2 этап. «Оживление», т.е. превращение картинок-значков в конкретные образы (перекодирование информации). Цели – развитие образного восприятия, воображения; расширение словарного запаса, развитие устной речи. Один и тот же значок может быть похож на самые разнообразные предметы и явления, поэтому у каждого ребенка возникает свой собственный образ, что зависит от его воображения, образного восприятия. 3 этап. «Ожившие» картинки соединяются в сюжет – получается «фильм». Цели – развитие образного и логического мышления, воображения, фантазии; развитие устной речи, умения связно говорить, рассказывать. На этом этапе зрительные образы выстраиваются в определенную последовательность за счет подключения мыслительных операций. Ребенок выстраивает логическую цепочку из предложенных в таблице картинок-значков (образов), связывая их в единый сюжет. Происходит отработка метода запоминания. 4 этап. Осуществляется графическая зарисовка мнемотаблицы (для детей 5 – 7 лет) или выкладывание отдельных картинок-значков из данной мнемотаблицы (для детей 3 – 4 лет) в определенной последовательности по памяти (без зрительного контроля). Цели – развитие зрительной и слуховой памяти, пространственных представлений, мелкой моторики рук, профилактика дисграфии. На этом этапе происходит воспроизведение полученной информации без зрительной опоры на мнемотаблицу, т.е. ребенок должен припомнить все картинки-значки и воспроизвести их графически в чистой таблице в той последовательности, которая была в мнемотаблице-образце. И в этом ему очень помогает сюжетная линия, составленная на третьем этапе работы. В работе с мнемотаблицами очень важно научить ребенка не только видеть скрываемый за каждым значком образ того или иного предмета (или несколько образов), но и «прочувствовать» его, подключив различные анализаторы (зрительные, слуховые, вкусовые, тактильные). Такая тесная взаимосвязь основных анализаторов помогает значительно эффективнее развивать память, мыслительные и речевые процессы детей, подключая все органы чувств, а также ранее пережитый опыт в изучении и восприятии того или иного предмета (см. приложение) Огромную пользу оказывают мнемотаблицы при заучивании различных стихотворений, потешек, загадок, при беседах по лексическим темам типовой программы детского сада, знакомстве с буквами и цифрами (см. приложение) Их можно использовать при проведении пальчиковой гимнастики и даже подвижных игр (см. приложение) Составляя каждую мнемотаблицу, я очень хотела, чтобы она была полезна и интересна как для детей, так и для взрослых, которые будут ими пользоваться при обучении дошкольников. Ведь если будет интерес, то будет и результат! «Штанишки для мишки» Маша нашему малышке сшила новые штанишки. Сшила шубку, сшила шарф для мишутки-малыша. «Зимняя прогулка» Раз, два, три, четыре, пять. Мы идём во двор гулять. Бабу снежную слепили. Птичек крошками кормили. С горки мы потом катались. А потом в снегу валялись. А потом домой пришли, суп поели, спать легли.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по использованию документов письменного инструктирования на уроках производственного обучения

Данные методические рекомендации предназначены для  мастеров производственного обучения. Их рекомендуется использовать при проведении       уроков производственного ...

А.В. Игнатов, Методические рекомендации по использованию учебника Россия и мир 10 класс

А.В. Игнатов , Методические рекомендации по использованию учебника Россия и Мир 10 класс...

Использование фразеологизмов в обучении детей.

Еще в дореволюционное время в России стали собирать материалы по русской фразеологии и издавать сборники иносказаний, крылатых слов и других подобных выражений.В целом фразеологизм понимается как соче...

Методическая разработка на тему «Методические рекомендации по организации профессионально-ориентированного обучения иностранному языку с использованием технологии кооперативного обучения»

Разработка состоит из введения, где раскрывается значимость изучения иностранного языка и понятие "технология кооперативного обучения", основной части, где приводится подробное описание прим...

Некоторые методические приемы использования наглядности в обучении детей с нарушением зрения

В отечественных тифлопедагогических и тифлопсихологических исследованиях указывается на важную роль словесной регуляции педагогом процесса   восприятия детьми наглядности. Так, перед...

РЕЦЕНЗИЯ на методическую разработку по использованию активных методов обучения на учебном занятии для повышения мотивации обучающихся к обучению (повышения качества обучения) в условиях внедрения программ по ФГОС СПО ТОП-50, разработанные преподавателем В

Вопрос о мотивации учения есть вопрос о процессе самого учения.П.Я. ГальперинВ настоящее время в современных учебных заведениях достаточно остро стоит задача повышения эффективности педагогическо...