Профессиональное обучение и трудоустройство как основа успешной социализации выпускников с ограниченными возможностями здоровья
статья на тему

В статье рассматриваются вопросы профессионального образования и воспитания обучающихся с ОВЗ и проблемы их трудоустройства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx18.77 КБ

Предварительный просмотр:

Профессиональное обучение и трудоустройство как основа успешной социализации выпускников с ограниченными возможностями здоровья

 БПОУ «Усть-Заостровский сельскохозяйственный техникум»

   Профессиональное обучение и трудоустройство лиц с умственной отсталостью всегда было сложной задачей для государства. Расширение частного предпринимательства в экономике все более отодвигает их в разряд безработных, пополняющих криминогенную среду.

   Законодательство Российской Федерации предусматривает равные права  инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья не только на образование,  но и на труд.

   Однако картина   трудоустройства данной категории выпускников представляет собой довольно проблемную среду.

   Это, прежде всего, связано с упадком производственной сферы, которая не может обеспечить выпускников рабочими местами.

   Конкурентноспособность лиц с умственной отсталостью ниже в сравнении с другими категориями граждан. Часто работодатель делает свой выбор в пользу здоровых работников, руководствуясь тем, что при приеме на работу инвалида или лица с ОВЗ он вынужден нести дополнительные расходы на замену такого работника во время его лечения, учитывать его психологические особенности. При любом ухудшении конъюнктуры работодатели в первую очередь сокращают данную категорию работников.

   Кроме того, одним из основных недостатков, препятствующих успешному включению лиц с умственной отсталостью в новые условия производственного труда,  является слабое развитие у них таких качеств как самостоятельность при выполнении трудовых операций. Люди с умственной отсталостью не могут сразу включиться в производственный процесс, чувствуют себя неуверенно в новом коллективе и изменившихся условиях. Многие выпускники имеют слабую общую и специальную физическую подготовленность, медленно адаптируются к производственным условиям, быстрее устают, склонны к перемене профессии. Все это порождает материальные издержки, часто сопровождается психологическими травмами, депрессиями.

   Получение подростками с ОВЗ профессионального образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в общественной жизни, успешной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. От того, насколько успешно подросток овладеет рабочей профессией, зависит, как будет проходить дальнейший процесс его социализации в жизни.

   Профессиональное обучение является основой подготовки студентов, выпускников адаптивных школ-интернатов к трудовой деятельности, к самостоятельной жизни в социуме.

   В Усть-Заостровском сельскохозяйственном техникуме обучаются четыре группы студентов с ограниченными возможностями здоровья, подростки со слабой степенью умственной отсталости по следующим профессиям: «Слесарь по ремонту сельскохозяйстенных машин и оборудования», «Штукатур», «Овощевод». В техникуме реализуется модель инклюзивного образования без создания отдельного структурного подразделения, что предполагает организационно-педагогическое сопровождение образовательного процесса лиц с ОВЗ и обеспечение адаптации данной категории обучающихся к условиям и режиму учебной деятельности, создание социокультурной толерантной среды.

   Для решения данных задач в учреждении создана нормативно-правовая база по организации получения образования обучающимися с ОВЗ, ведется специализированный учет данной категории подростков на этапах поступления, обучения и трудоустройства.  В штат образовательного учреждения введены должности педагога-психолога, социального педагога. Все педагогические работники прошли дополнительную подготовку с целью получения знаний о психофизиологических особенностях детей с умственной отсталостью на базе ИРООО в декабре 2013 года. Обеспечена информационная открытость техникума для лиц с ОВЗ и их родителей. В вариативную часть образовательных программ профессионального обучения включены адаптационные дисциплины: «Коммуникативный практикум», «Социальная адаптация и основы социально-правовых знаний». План учебного процесса составлен таким образом, что большая часть рабочего времени отведена на практические занятия, учебную и производственную практику. Материально-техническая база и учебные площади дают возможность проводить практические занятия с активным вовлечением в учебный процесс каждого студента.

   Важнейшим шагом к трудоустройству выпускника с ОВЗ является организация учебной и производственной практик. Учебная практика данной категории обучающихся осуществляется в лабораториях и мастерских учреждения, в теплицах и огороде. Часть обучающихся во время производственной практики также остается работать на учебных площадях. Другая часть- проходят производственную практику в сельскохозяйственных предприятиях, в частности, больший процент наших обучающихся устраиваются на практику в крестьянско-фермерские хозяйства. Обязательным условием положительного прохождения обучающимися  практики  является тот факт, что  на протяжении всего данного процесса происходит педагогическое сопровождение подростка мастером производственного обучения и активное сотрудничество с социальными партнерами-работодателями.

   В период производственной практики наряду с внутренней оценкой (мастера производственного обучения), самооценкой обучающегося производится внешняя оценка со стороны работодателя. Постоянные контакты педагогических работников с наставниками на местах позволяют вовремя увидеть проблему  и совместно найти ее решение.

   В рамках содействия трудоустройству выпускников по поручению Министерства образования и науки Российской Федерации, приказа Министерства образования Омской области от 28 августа 2015 года, приказа директора техникума был создан Центр содействия трудоустройства выпускников БПОУ «Усть-Заостровский сельскохозяйственный техникум». В состав Центра включены мастера производственного обучения, педагог-психолог, социальный педагог, заведующий учебной практикой.

Центр осуществляет следующие  виды деятельности:

- мониторинг рынка труда в регионе;

- анализ прогноза трудоустройства выпускников;

- информирование студентов и выпускников о состоянии и тенденциях рынка труда посредством использования страниц веб-сайта;

- разработка методических рекомендаций для выпускников по следующим направлениям: «Как найти работу», «Как составить резюме», «Как пройти собеседование»;

- сотрудничество с предприятиями и организациями, выступающими в качестве работодателей для студентов и выпускников;

- взаимодействие с органами исполнительной власти, в том числе с органами по труду и занятости населения.

   В комплексе данная деятельность позволяет результативно решать вопросы трудоустройства выпускников техникума, в частности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

« Да, эти дети не в состоянии освоить обычную школьную программу. Но они трудолюбивы и способны в совершенстве овладеть рабочим ремеслом. Из таких ребят получаются отличные швеи, овощеводы, каменщики, штукатуры, слесари» (Российская газета, 18 октября 2016 года №7103).

Литература

1. Кодекс Российской Федерации об адмиʜᴎϲтративных  правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (с изменениями на 9 марта 2010 года)//Российская газета. 2001. - 31декабря; "Российская газета". - 2010. - 12 марта.

2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.93) (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 N 6-ФКЗ и от 30.12.2008 N 7-ФКЗ)// Российская газета. - 2009. - 21 января.

3. Котов В. Варианты поиска работы и процедуры отбора ᴨерсонала. - М, 2007.

4. Присецкая Н.И. Трудоустройство людей с инвалидностью. - М, 2009

5. Лысенко А.Е. Системный подход к решению проблем трудовой занятости инвалидов// Сборник материалов Научно-практической конференции "Социальное партнeрство государственных структур, общественных объединений и бизнес-сообщества в решении актуальных проблем трудовой занятости людей с инвалидностью в городе Москве". - М, 2008. - С. 23-26

6. Малева Т. , Васин С. , Голодец О., Бесфамильная С Инвалиды в России: причины и динамика инвалидности, противоречия и ᴨерсᴨективы социальной политики. - М.: РОССПЭН, 1999

7. Молчанов Д.П. Трудоустройство инвалидов: интегрированный подход. - М, 2004

8. Новиков М. Четыре шага к усᴨешному Трудоустройству. - М, 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социализация учащихся с ограниченными возможностями здоровья на факультативных занятиях по «Электроделу» в специальной коррекционной школе VIII вида.

Социализация учащихся с ограниченными возможностями здоровья на факультативных занятиях по «Электроделу» в специальной коррекционной школе VIII вида.(из опыта работы)...

Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья через театрализованную деятельность.

О формах и методах работы по социализации детей с ОВЗ через театрализованную деятельность....

В помощь выпускнику с ограниченными возможностями здоровья, ищущему работу

Данная памятка дает совету выпускнику с ограниченными возможностями здоровья в рамках трудоустройства....

Значение досуга и отдыха в социализации лиц с ограниченными возможностями здоровья

Значение досуга и отдыха в социализации лиц с ограниченными возможностями здоровья...

«Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях Центра содействия семейному воспитанию № 13»

Каждый человек – алмаз,который может очистить себя.В той мере, в какой он очищен,через него светит вечный свет.Стало быть, дело человека –не стараться светить,но стараться очищать себя.(То...

Взаимодействие семьи и школы в процессе социализации детей с ограниченными возможностями здоровья

Семья – это первый и главный социальный институт в жизни каждого ребенка. Основная функция семьи – воспитательная – социализация молодого поколения, поддержания воспроизводства культ...